Главная страница
Навигация по странице:

  • В. Пелевин, «S.N.U.F.F.».

  • Р. Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту».

  • Л. Толстой, «Война и мир».

  • М. Кронгауз, «Русский язык на грани нервного срыва».

  • Д.И. Фонвизин «Недоросль»

  • А.И. Куприн «Чудесный доктор»

  • А.П. Чехов «Злоумышленник»

  • К.Г. Паустовский «Телеграмма»

  • Рг. Аргументы (шпаргалка). Сочинение 2020 2021 Содержание Левша, автор Н. С. Лесков


    Скачать 0.94 Mb.
    НазваниеСочинение 2020 2021 Содержание Левша, автор Н. С. Лесков
    Дата16.09.2021
    Размер0.94 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаАргументы (шпаргалка).pdf
    ТипСочинение
    #232884
    страница11 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
    М. Шолохов, «Тихий Дон».
    В чём заключается ценность исторического опыта? Ответ заключается в том, что культурное, интеллектуальное и духовное наследие помогает нам развивать цивилизацию эффективнее и быстрее: каждое поколение начинает путь не с нуля, а с того момента, на котором остановились его предшественники. Это доказывает пример из романа-эпопеи «Тихий Дон». Казаки не имели возможности получить образование. Все навыки и знания они перенимали у старших поколений, которые сохраняли и передавали достижения своих предков. Так, в семействе Мелеховых сыновья ходили на промысел с отцом и учились у него премудростям рыбалки, охоты, выращивания хлеба.
    Веками казачество копило и преумножало определенные умения, чтобы новым поколениям жилось лучше. Пантелей Прокофьевич в начале повествования постоянно поучает сыновей и показывает им, как делать ту или иную работу. Даже в личных вопросах он нередко дает правильные советы: просит
    Петра быть построже с Дарьей, отстаивает права Натальи в доме, поощряет рождение внуков. Эти нравственные основы жизни — тоже часть исторического опыта казачества. Именно он позволял этому народу сохранить самобытность и выжить в нелегких реалиях.
    В. Пелевин, «S.N.U.F.F.».
    Какие вопросы волнуют людей в любую эпоху? Без сомнения, для всех является актуальной тема свободы. Во все времена человек хотел пользоваться преимуществами независимости и хотел найти свой путь к ней. Например, в современной антиутопии «S.N.U.F.F.» автор описывает духовные поиски существ, выживших после апокалипсиса и разделившихся на два мира: верхний и нижний. Кая — робот, призванный удовлетворять покупателя, но настроенный на рефлексию и самопознание — решила добиться свободы, манипулируя своим хозяином. Ее не устраивало положение домашнего любимца, который должен лишь выполнять прихоти владельца. Карпов и не подозревал, что игрушка настолько отбилась от рук, что полюбила другого — орка Грыма, который бежал из нижнего мира и стал марионеткой в руках правителей Бизантиума. Грым, выросший в нищете и грубой среде нижнего мира, тоже хотел освобождения. Наверху он увидел ту же диктатуру, но на другой лад, поэтому сблизился с
    Каей и участвовал в ее побеге. В итоге пара скрылась из двух миров на отшибе цивилизации и стала жить так, как считала нужным, вычеркнув потребительские ценности и мещанские стереотипы из своей жизни. Высший идеал современных героев — свобода, к которой стремились многие их предки.
    Е. Замятин, «Мы».
    Зачем человеку заглядывать в будущее? Умение прогнозировать и планировать завтрашний день дает нам возможность изменить свою судьбу и вовремя отклониться от неверного курса. Этим можно объяснить необычайную популярность антиутопий, где описывается негативный сценарий будущего.
    Например, произведение Е. Замятина «Мы» потрясло мир, погруженный в авторитарные режимы и уже пожинающий их первые плоды. Автор предположил, к чему приведет наше стремление контролировать каждый шаг, каждый вздох, каждую мысль личности. Люди нового мира были лишены индивидуальности, личной жизни, семьи, права выбора и голоса. Они даже не имели имен — лишь номера. Так писатель высмеял демагогию многих строителей тоталитаризма, которые называли индивидуума винтиком в механизме системы. Замятин же сделал вполне логичный вывод: любой винтик взаимозаменяем, а значит, не имеет особой ценности. Именно поэтому для гуманности в государстве по новому сценарию места не нашлось, и всех оппозиционно настроенных героев безжалостно истребляют. Чтобы не дойти до такого будущего, очень важно заметить предпосылки, ведущие к нему, в настоящем. Этому и способствуют антиутопии, позволяющие заглянуть в будущее.
    Г. Робертс, «Шантарам».
    Можно ли говорить о деградации современного поколения? Разговоры об упадке нравственных ценностей и ухудшении других качеств молодёжи были и будут во все времена. Их несостоятельность доказывает пример из мирового бестселлера «Шантарам». Герой нашего поколения далек от Андрея
    Болконского или Евгения Онегина. Лин — наркоман и преступник, который бежал из тюрьмы, спасаясь от жестокости тюремщиков. Бегство привело его в Индию, где он имел все возможности для поощрения своих порочных наклонностей. Однако он смог преодолеть зависимость и начать приносить пользу обществу, став врачом в трущобах. Он бескорыстно помогал сотням бедняков, которые не могли обратиться в переполненные больницы. Лин не испугался даже холеры и бесстрашно боролся с эпидемией, применяя новейшие открытия и знания, неведомые жителям трущоб. Он также спас жизнь многим иностранцам и иностранкам, потерявшим себя в наркотическом сне. Разве можно говорить о том, что он — представитель деградировавшего поколения? Лин оступился, да, но, подобно Родиону
    Раскольникову, смог выйти на тропу исцеления и раскаяния. Как и все современное поколение, он хорошо образован и многому обучен. Этих навыков достаточно для того, чтобы начать менять мир к лучшему.
    Р. Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту».
    Нужно ли читать книги в 21 веке? На этот вопрос отвечает всемирно известный бестселлер «451 градус по Фаренгейту». Автор рассказывает историю мира будущего, где люди погрузились в виртуальную реальность экранов и совсем отказались от чтения. Произведения литературы правительство объявило вне закона, чтобы и дальше оболванивать население, которое делало все, что советовали герои телевидения. Главный герой был пожарным нового времени — тем, кто должен сжигать книги, даже вместе с теми, кто их хранил. Знакомство с соседкой, интересующейся чтением, интригует Гая, ведь он привык к тому, что все люди похожи и «упрощены», а Кларисса была совершенно другой. В ходе одной из операций он украдкой достает один запрещенный экземпляр и прикасается к запретным знаниям.
    Этот незначительный, казалось бы, инцидент меняет мировоззрение персонажа. Он осознает, что живет неправильно: замечает, что они с женой давно отдалились друг от друга, что она любит не его, а своих телевизионных и виртуальных родственников. Он разочаровывается в работе и постулатах своего государства, упрощающих человека до полного интеллектуального бессилия. В финале Гай сбежал из города и скрылся вместе с людьми, заучивающими книги и исповедующими веру в возрождение духовных ценностей. Эта книга доказывает, что без чтения общество деградирует, даже если оно оснащено последними технологиями.
    Л. Толстой, «Война и мир».
    Для чего нужно передавать жизненный опыт из поколения в поколение? Ответ на этот вопрос можно найти в романе-эпопее «Война и мир». В семействе Болконских старик-отец потратил много времени и сил на обучение детей. Он занимался математикой с Марьей, а Андрею когда-то давно преподал основы политики, истории и военного дела. В беседах с отцом Андрей всегда узнавал ценные сведения и справедливые наблюдения. Николай Болконский хоть и жил в Лысых горах безвыездно, но был в курсе всех последних изменений в геополитике и других важных вопросах. Его положительное влияние на сына привело к тому, что Андрей смог принести большую пользу Родине и прославить свой род. А вот князь Курагин с детьми говорить не любил. Он лишь жаловался на то, что они получились плохими.
    Сыновей он называл «дураками», а дочь лишь использовал в корыстных целях, выдав ее замуж без любви и закрывая глаза на ее адюльтеры. Он не делился с ними жизненным опытом, а потом удивлялся, почему они такие глупые, распутные и меркантильные? Он сам оставил их воспитание без внимания и никак не помог им стать лучше. Этот пример весьма поучителен: родитель должен передавать свои знания и умения ребенку, иначе семейные связи разрушатся, а представитель молодого поколения будет невежественным и безнравственным человеком.
    М. Кронгауз, «Русский язык на грани нервного срыва».
    Почему в современном обществе снижается уровень речевой культуры? На этот вопрос попробовал ответить лингвист Максим Кронгауз. В книге он описывает различные примеры ошибок, искажений, жаргонизмов и иностранных заимствований в современном русском языке, комментируя каждое из них. Автор видит причину деградации языка в том, что он полностью соответствует состоянию общества, а значит, именно люди претерпели существенные негативные изменения. «Но, как сказал,
    Исаак Башевис Зингер, “ошибки одного поколения становятся признанным стилем и грамматикой для следующих”» — отмечает Кронгауз. Процесс преображения речи происходит непрерывно и не зависит от одного поколения. Нельзя сказать, что именно молодежь виновата в оскудении языка. Все его недостатки и достоинства — это отражение наших культурных и социальных особенностей. Это означает, что проблема не в речи, а в обществе, которое меняет ее под себя.
    С. Кинг, «Оно».
    Как формируются нравственные ориентиры современного человека? Этот процесс активизируется под влиянием опасности и необходимости решить общую проблему. Это доказывает пример из романа
    Стивена Кинга «Оно». Главные герои были лишь слабыми и разобщенными подростками без особых достижений и целей, пока на город не обрушилось настоящее бедствие — таинственный убийца стал расправляться с детьми, демонстрируя редкую жестокость и изощренность. Тогда Ричи Тозиер, Билл
    Денбро, Беверли Марш, Майк Хэнлон, Эдди Каспбрак, Бен Хэнском и Стэн Урис объединились и решили найти преступника, чтобы отомстить за своих близких. Чудовище, угрожающее малышам, могли увидеть только дети, поэтому взрослые никак не могли помочь подросткам. Им пришлось проявить силу духа, храбрость, взаимовыручку и доброту, чтобы одолеть «Оно». Ради всех остальных они рисковали жизнью и победили темные силы. Этот пример убеждает нас в том, что формирование нравственных ориентиров современного человека протекает под давлением обстоятельств и благодаря вызовам судьбы.
    Д.И. Фонвизин «Недоросль»
    Тем самым недорослем из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» является Простаков Митрофан
    Терентьевич. На момент повествования герою пятнадцать лет. Читатель имеет возможность сравнить образ подростка из написанной в 1781 году комедии с современными подростками.
    Комедия Д. И. Фонвизина не теряет своей актуальности даже спустя несколько веков благодаря тому, что в ней поднимаются многие вечные проблемы. Одной из таких проблем является проблема воспитания. Автор показывает, что от родительского воспитания зависят нравственные качества ребенка, его отношение к окружающему миру, в том числе и к окружающим людям. Госпожа
    Простакова потакала Митрофанушке, избавляла его от какой-либо работы и учебы, демонстрируя жестокость по отношению к крепостным. Митрофанушка вырос таким же жестоким неучем, какой была и его мать. Комедия заставляет современных читателей задуматься над тем, что пример родителей занимает особое место в жизни ребенка, что дети ведут себя в жизни так, как ведут себя их родители.
    Отличительной чертой Митрофанушки является отсутствие желания получать какие-либо знания. Он негативно относится к обучению. Автор показывает, что если бы в те времена не было бы обязательным формально получить образование, Митрофанушка бы делать этого точно не стал. На это указывают и слова Митрофанушки, ставшие афоризмом: «Не хочу учиться, хочу жениться».
    Конечно, в современном мире есть Митрофанушки, которые не хотят ничему учиться. Для них образование носит лишь формальный характер: некоторые современные дети целью имеют не получение знаний, которыми можно пользоваться в жизни, а получение аттестата об образовании.
    Однако нельзя сказать о том, что все современные школьники похожи на Митрофанушку из
    «Недоросля». Большинство современных подростков осознанно подходят к своему образованию: они стремятся получить максимальное количество школьных знаний, которые пригодятся в реальной жизни, и занимаются самообразованием. Если во времена Д.И. Фонвизина недорослей, не желавших тратить свое время на реальное образование, было много, то сейчас такие люди есть, но их не так уж и много. Сравнение собирательного образа Митрофанушки из фонвизинской комедии с современными подростками позволяет сказать об огромном общественном развитии: с 1781 года по 2020 год поменялась не только жизнь взрослых людей, но и отношение подростков к образованию и собственному будущему.
    А.И. Куприн «Чудесный доктор»
    В рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор» поднимается большое количество социальных проблем, поэтому произведение является актуальным и на сегодняшний день. В современном мире можно найти и отрицательные, и положительные явления, описанные в рассказе «Чудесный доктор».
    Семейство Мерцаловых находится в очень трудном положении. У родителей и трех детей, которые и так живут в нечеловеческих условиях, совершенно нет материальных средств для выживания. Члены семейства стараются найти выход из сложной ситуации, обращаясь за помощью к окружающим людям, которые в свою очередь равнодушны к проблемам Мерцаловых и даже жестоки по отношению к ним.
    Швейцар прогнал Володю и Гришу, даже не взяв у них письмо; люди, видевшие просившего милостыню Емельяна Мерцалова, грозились вызвать полицию. А. И. Куприн демонстрирует равнодушное и жестокое общество, которое не способно помочь ближнему. К сожалению, такие равнодушные и жестокие люди есть и сейчас, они не способны понять проблемы бедных слоев населения и оказать им помощь, которая бы расценивалась людьми, находящимися в трудном положении, как чудо. В современном обществе очень много эгоистичных людей, которые думают лишь о собственном существовании, не обращая внимание на жизни окружающих людей. Людям, нуждающимся в помощи, не нужно что-то сверхъестественное, им нужна поддержка окружающих людей, которую часто на сегодняшний день получить очень трудно. В рассказе «Чудесный доктор» отражены пороки, которые свойственны многим поколениям, включая и наше.
    Единственным человеком, который не прошел мимо проблем семейства Мерцаловых, стал доктор
    Пирогов. Он выслушал Емельяна Мерцалова и сразу же предложил ему помощь. Потратив свое время, доктор Пирогов пришел в подвал, в котором жили Мерцаловы, выписал Машутке рецепт, помог семейству в материальном плане и дал важный совет: никогда не падать духом. А.И. Куприн показывает, что в жестоком и равнодушном обществе все же есть место для добрых и способных с состраданию людей. Таких милосердных докторов Пироговых можно найти и в современном обществе.
    Они совершают добро и помогают окружающим людям совершенно бескорыстно, от чистого сердца, ничего не требуя взамен. Поступки современных докторов Пироговых, которые может совершить абсолютно каждый человек, являются настоящим спасением и чудом для отчаявшихся, потерявших надежду людей.
    А.П. Чехов «Злоумышленник»
    Рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник», написанный еще в XIX веке, не теряет актуальности и в наши дни, так как в нем поднимаются важные общественные проблемы.
    Сюжет рассказа довольно прост: мужика Дениса Григорьева судят за то, что он откручивал гайки с железной дороги. Важны в повествовании позиции двух конфликтующих сторон: мужика Дениса
    Григорьева, образ которого является собирательным образом крестьянства, и следователя, олицетворяющего государственную власть. А.П. Чехов показывает, что Денис Григорьев не понимает, что от того, что он и другие мужики выкручивает гайки, поезда, наполненные людьми, могут сойти с
    рельс, что приведет к настоящим трагедиям. Как Денис Григорьев не понимает следователя, так и следователь не понимает крестьян, которые с помощью выкрученных с железнодорожных путей гаек ловили рыбу, то есть находили способ прокармливать себя и свою семью. Следователь не понимает, что Денис Григорьев и другие крестьяне неосознанно совершали преступление не от хорошей жизни.
    Таких людей, подобных Денису Григорьеву, в современном мире много. Некоторые люди с ограниченным мышлением совершают какие-то поступки, совершенно не думая о других, заботясь лишь о собственных интересах. Часто современные люди, не зная законов, неосознанно становятся преступниками, так и не понимая, в чем заключается их вина, как это произошло с Денисом
    Григорьевым. Рассказ А.П. Чехова преподает следующий урок, выраженный в современном обществе статьей Конституции РФ: «Незнание закона не освобождает от ответственности». Но есть в современном обществе и люди, подобные следователю. Представители властьимущих никогда не поймут проблемы бедных людей, пока сами не столкнуться с ними.
    А.П. Чехов показывает, что Денис Григорьев и следователь не понимают друг друга, потому что говорят фактически на разных языках. В нашем обществе наблюдается нечто подобное, когда бедные люди и богатые люди не могут найти общий язык, так как живут по разным понятиям. Рассказ А.П. Чехова построен так, что можно понять и Дениса Григорьева, который был настолько беден, что для ловли рыбы пользовался тем, что находилось в окружающем мире, и следователя, который не мог закрыть глаза на совершенное преступление, которое могло привести к крушению поездов и гибели людей. Так и в современном обществе: невозможно сказать, кто в конкретной ситуации прав, а кто виноват, ведь нужно анализировать все точки зрения относительно данной ситуации.
    К.Г. Паустовский «Телеграмма»
    Написанный в первой половине XX века рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма» не теряет своей актуальности и в XXI веке. Между героями и событиями рассказа и современностью можно найти много общего. Сюжетной основой рассказа становится то, что девушка Настя уже давно не навещала свою проживающую в деревне маму Катерину Петровну. Мать старалась не отвлекать Настю от работы, но когда она поняла, что дни ее скоро подойдут к концу, написала дочери письмо, в котором просила ее приехать хотя бы на день. Занятая на работе Настя почувствовала угрызения совести лишь тогда, когда получила телеграмму, в которой говорилось о том, что Катерина Петровна умирает. Настя отправляется проститься с матерью, но не успевает: Катерина Петровна уже умерла. Важными в повествования становятся внутренние переживания главной героини. Только тогда, когда она потеряла свою маму,
    Настя поняла, что на протяжении долгого времени она не вспоминала о самом дорогом для нее человеке. Настя чувствовала вину перед своей мамой за то, что не приезжала к ней, не заботилась о ней и даже не справлялась о ее здоровье в течение целых трех лет. К.Г. Паустовский оставляет свою героиню тогда, когда она с чувствами «непоправимой вины, невыносимой тяжести» уезжала из деревни, в которой похоронена ее мать, однако читатель понимает, что чувство вины будет мучить
    Настю до конца ее жизни. Описанная в рассказе ситуация может происходить и в современной действительности. Люди часто обращают свое внимание на преходящие ценности, забывая при этом о самом главном – о своей семье. Как и Настя, наши современники часто тратят время на пустые занятия, пытаясь прикрыть свое невнимание к близким этими пустыми делами. Конечно, работа тоже важна в жизни современного человека, однако нужно правильно расставлять приоритеты. Работу всегда можно найти другую, а возможности находиться рядом с родными и близкими, к сожалению, ограничены временем. Часто молодое поколение забывает о своих родных, предоставляя их самим себе, а потом горько плачет от осознания невозможности увидеть своих родных, поговорить с ними и взять за руку.
    Люди думают о том, что на общение с близкими у них еще хватит времени, что у них впереди еще целая жизнь, однако суровая реальность показывает, что человек тратит свое время на менее важные вещи, чем общение с близкими. Рассказ «Телеграмма» учит современных читателей тому, что нужно заботиться о своих родных и близких, когда для этого еще есть возможность.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта