Рг. Аргументы (шпаргалка). Сочинение 2020 2021 Содержание Левша, автор Н. С. Лесков
Скачать 0.94 Mb.
|
А.И. Куприн, «Олеся». Почему человек не понимает других людей? Причина в том, что нас с другими разделяет разница в мировоззрении. Эту закономерность продемонстрировал А.И. Куприн в повести «Олеся». Героиня вместе с бабушкой жили в лесу, потому что местные крестьяне их боялись и не любили. Жители утверждали, что знают о «колдуньях» достаточно плохого, чтобы желать им смерти. После очередного конфликта «ведьмы» прекратили контакты с деревней, кроме разве что самых необходимых. Но однажды Олеся влюбилась и решила пойти в церковь, чтобы доказать возлюбленному свою готовность измениться ради него. Сама она верила в то, что ее дар исходит от темных сил, поэтому не разделяла православных верований. И все же она сделала попытку понять их. Но как только она показалась на пороге храма, люди накинулись на нее с кулаками и захотели измазать «колдунью» дегтем. Олеся едва смогла спастись бегством. От обиды она напророчила деревне несчастье, и ее обещания сбылись, поэтому обе героини навсегда покинули родные места, чтобы предотвратить расправу. Почему же жители Полесья не смогли понять двух мудрых знахарок, которые своими снадобьями могли бы помочь им? Причина коренится в силе суеверия: невежественные крестьяне не выполняли заветов Христа и верили в черта больше, чем в Бога. Они не получили вообще никакого образования, поэтому любую ученость считали грехом. Олеся же переняла много знаний и премудростей от бабушки и искренне не могла понять одержимость простого люда жестокостью и насилием. В ее мире, где она бескорыстно помогала животным и любовалась цветами, не было злобы и агрессии. В силу воспитания и уровня образования герои сильно отличались друг от друга, поэтому между ними разгорелся конфликт. Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». Почему важно быть толерантным? Это качество помогает нам уважать всех людей и сохранять мир благодаря этому взаимному уважению. Отсутствие толерантности погубило многих наших предков, о чем писал Н.В. Гоголь в исторической повести «Тарас Бульба». Казаки были ярыми антисемитами и устраивали еврейские погромы. Одна лишь преувеличенная и непроверенная весть о том, что представители еврейского народа притесняют православных людей, чего в действительности быть не могло из-за численного перевеса последних, заставила казаков двинуться на польские деревни и убивать всех без колебаний. «Ляхов» герои тоже ненавидели и дискредитировали на религиозной почве. Сам Тарас Бульба не раз увивал женщин и детей лишь на том основании, что они по-другому веровали в Христа. Кровопролитная война казаков и поляков началась из-за взаимной нетерпимости. Если бы герои были толерантны и не ставили свою нацию выше других, они избежали бы многих жертв, и семья Бульбы продолжала бы свой род до сих пор. А.И. Куприн, «Поединок». Чем опасны конфликты? Вражда может привести к непредсказуемым и неконтролируемым последствиям, которые негативно скажутся на судьбе многих людей. Такой пример описал А.И. Куприн в произведении «Поединок». Главный герой влюбился в замужнюю женщину и часто посещал ее дом. Его предыдущая брошенная возлюбленная решила отомстить и написала анонимное письмо с выдуманными подробностями о связи героев мужу Шурочки. Николаев не смог смириться с нанесенным оскорблением на людях и вызвал мнимого обидчика на дуэль. Однако Шурочка заверила Ромашова в том, что мотивы ее супруга иные: он проявит отвагу и заслужит уважение на поединке, а она, наконец, переедет из глубинки, так как после инцидента Николаева наверняка переведут в другую часть. Именно поэтому Николаев якобы будет стреляться понарошку, и Ромашову остается лишь подыграть. Шурочка подкрепила свои откровения проявлениями любви, и герой поверил ей всем сердцем. Однако фальшивая дуэль все-таки предполагалась настоящей, и супруг Шуры убил соперника. Вот так инсценировка поединка привела к напрасной смерти совсем еще молодого человека. Такими трагическими последствиями и опасен любой, даже наигранный конфликт. М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Почему общество не принимает некоторых людей? Причина в том, что ментальность и нравственные принципы одной социальной группы противоречат другой, и возникает конфликт. Эту закономерность подметил М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон». В истории семьи Мелеховых произошла трагедия: жену Прокофия, пленную турчанку, убили соседи. Казаки считали, что мусульманская женщина обладала волшебной силой и спровоцировала неурожаи. Они не могли принять ее изначально, потому что она придерживалась своих традиций и вела себя не так, как принято на Дону. Героиня кутала лицо, ходила в шароварах, ни с кем не общалась. Казачки улюлюкали, видя ее, и провожали турчанку насмешками. А в год неурожаев все они подумали, что именно турчанка виновата в голоде. Люди напали на нее ночью, и муж не смог ее спасти. Очевидно, что в данном примере общество отторгало чужеземку из-за того, что она не вписывалась в общепринятые рамки. Ее непохожесть на других лишь подтвердила возникшие суеверия и привела к трагической развязке. А.Н. Островский, «Гроза». В чём причины вражды между людьми? Конфликт возникает из-за расхождения во взглядах и мнениях. Это доказывает пример из пьесы Островского «Гроза». Катерина вышла замуж за человека из другой социальной среды — купца. Если в ее девическом окружении девушки обладали определенными свободами, то в купеческой семье невестка сразу стала мишенью для упреков и притеснений. Кабаниха тиранила всех, кто от нее зависел, но если родные дети привыкли к этому, то Катерине такое отношение показалось оскорбительным и несправедливым. Поэтому в доме царила еле сдерживаемая вражда: внешне благочестивая свекровь пыталась всячески поддеть и обидеть невестку, а Катерине приходилось сохранять видимость почтительности. Это противостояние двух сильных женщин завершилось трагедией: Катерина бросилась в Волгу. В чем же причины этого семейного раздора? Марфа Игнатьевна жила по «Домострою» и хотела быть единоличной хозяйкой в доме. Вольное поведение невестки, не привыкшей подчиняться ханжеской морали, ее раздражало. А Катерина привыкла к свободе и деликатному отношению, ей было не по душе находиться под давлением лицемерия, ссор и придирок. Столкновение мировоззренческих парадигм стало главным источником вражды в семье Кабановых. А.П. Чехов, «Пари». Человек становится человеком только среди людей. Эту истину экспериментально доказал герой произведения А.П. Чехова «Пари». Молодой юрист решил доказать банкиру, что сможет прожить в полной изоляции 15 лет. Так он утвердил бы главный свой тезис: пожизненное заключение лучше смертной казни. Его оппонент думал иначе: «Казнь убивает сразу, а пожизненное заключение медленно». Эксперимент доказал правоту богача. Через 15 лет он увидел перед собой не человека, а его жалкое подобие. Молодой юрист лишился желаний, целей, чувств, мыслей, свойственных людям. Он стал тенью самого себя и был полон разочарования в жизни. Без общения с внешним миром герой не смог сохранить свой ум. Помрачение рассудка привело к тому, что он ушел раньше срока, не дождавшись пяти последних часов, то есть перечеркнул все то, ради чего потерял лучшие годы жизни. Это прямое доказательство того, что человек может жить только в кругу себе подобных. И.А. Гончаров, «Обломов». Какова роль дружбы в жизни человека? Только духовная близость с родственными душами помогает нам преодолевать трудности и полноценно развиваться. Это доказал И.А. Гончаров в романе «Обломов». Штольц, лучший друг главного героя, не раз спасал его от мошенников, которые хотели прибрать к рукам его имение. Илья Ильич всегда ждал приезда товарища, как панацеи от всех житейских неурядиц. Именно Андрей Иванович был необходимой движущей силой, которая могла всколыхнуть и освежить жизнь Обломова. Дружеская поддержка помогла ему выйти из зоны комфорта и найти любовь. Возвышенные чувства к Ольге изменили апатичного барина: он стал появляться на людях и интересоваться окружающим миром. Даже после смерти Ильи Ильича друг не бросил его сына и взял мальчика на воспитание. Роль дружбы в судьбе героя сложно переоценить: товарищ стал для него опорой и защитником. А.И. Куприн «Чудесный доктор» В рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор» продемонстрированы отношениях между людьми, построенные на принципах милосердия и сострадания. Семья Мерцаловых столкнулась с действительно крупными несчастьями, когда у родителей не было материальных средств, чтобы прокормить себя и своих трех детей, чтобы вылечить маленькую Машутку. А.И. Куприн показывает, что большинство людей равнодушно отнеслись к проблемам Мерцаловых, им было все равно на целое семейство. В рассказе показано, насколько жестоко и равнодушно общество. В тот момент, когда глава семейства Емельян Мерцалов после неудачных попыток просить у окружающих милостыню уже думал о самоубийстве, к нему на лавку подсел незнакомый человек. Потрясенный теми трудностями, которые свалились на него и его семейство, Мерцалов сорвался на незнакомце. Тот мог уйти и даже не предлагать свою помощь, однако доктор Пирогов, которым оказался тот незнакомец, предложил Мерцалову свою помощь. И эта помощь была не только на словах, но и на деле. Доктор Пирогов проявил настоящую доброту по отношению к совершенно незнакомым людям, которых он видел первый раз в своей жизни. Поступок доктора Пирогова был искренен и совершенно бескорыстен, он ничего не требовал от Мерцаловых взамен, ему было важно хотя бы на немного облегчить существование семьи, которая столкнулась с трудностями, с которыми может столкнуться каждый. А.И. Куприн, с одной стороны, восхваляет поступок доктора Пирогова, который бескорыстно помог Мерцаловым, дав им рецепт, оставив им деньги и дав совет никогда не сдаваться, с другой стороны, удивляется черствости общества, где обычный добрый поступок, который мог совершить каждый человек, воспринимается Мерцаловыми как настоящее чудо, которое спасло их от голодной смерти. В рассказе видно авторское сожаление по поводу того, что неравнодушным к проблеме Мерцаловых оказался лишь один человек. А.И. Куприн с помощью своего рассказа призывает читателей к доброму отношению к окружающим людям, к взаимопомощи и взаимоподдержке. Писатель показывает, как важно людям получать поддержку от окружающих людей, как в мире необходимо добро и милосердие. «Чудесный доктор» является призывом к тому, что общество должно стать добрее и терпимее, что общество должно жить в соответствии с нравственными категориями. Л.Н. Толстой «После бала» В рассказе Л.Н. Толстого «После бала» отобразилась история, которая на самом деле произошла с братом писателя – С.Н. Толстым. В произведении четко прослеживается социальная проблематика, в повествовании особое место занимают размышления о том, какое светское обществе на самом деле. Л.Н. Толстой фактически бросает вызов всему лицемерному и лживому обществу. Герой Иван Васильевич рассказывает своим собеседникам о том, как однажды после бала он стал свидетелем того, что отец девушки Вареньки, в которую он был влюблен, Петр Владиславович командует экзекуцией. С помощью образа Петра Владиславовича Л.Н. Толстой хотел разоблачить общество с его лживой маской идеальной жизни, за которой скрывается настоящая ничтожность. Конфликт всего рассказа заключается в том, что жизненные принципы Ивана Васильевича отличались от жизненных принципов Петра Владиславовича, который изображен в произведении как типичный представитель общества. Неприятие взглядов Петра Владиславовича и окружающих людей говорит о том, что Иван Васильевич противопоставляется всему обществу, находится с ним в конфликте. Важную задачу выполняет композиция рассказа, который можно разделить на две части: то, что происходило на балу, и то, что происходило после бала. В первой композиционной части Иван Васильевич изображен как один из представителей светского общества, во второй же части не смирившаяся с насилием личность Ивана Васильевича противопоставлена грубому и жестокому обществу. Иван Васильевич разочаровывается в обществе, он не может спокойно относиться к тому, что сделал Петр Владиславович. Невозможность мириться с общественной жестокостью приводит Ивана Васильевича к тому, что он отказывается от любви к Вареньке. Л.Н. Толстой показывает, что для героя нравственные ценности оказываются важнее любовных чувств. В контексте всего произведения символичным становится название рассказа: бал – это красивые описания идеального общества, а вот то, что происходит уже после бала, контрастирует с тем, что происходит на балу. В рассказе подчеркивается двойственность светского общества. Л.Н. Толстой на конкретном примере демонстрирует, что светское общество за маской идеальной жизни скрывает жестокость. С помощью поступка главного героя автор рассказа выражает свою позицию ненасилия. Н.В. Гоголь «Шинель» Центральным персонажем повести Н.В. Гоголя «Шинель» является Акакий Акакиевич Башмачкин. Этот персонаж относится к такому литературному типу, как «маленький человек». Башмачкин, будучи «маленьким человеком», вступает в конфликт с обществом. Общество, которое представлено в повествовании сослуживцами Акакия Акакиевича, ворами, укравшими новую шинель Башмачкина, и «значительным лицом», которое ничего не сделало для нахождения украденной шинели, не принимает смиренного и тихого Башмачкина. Общество действительно не понимает главного героя, потому что он отличается от большинства. Сослуживцы «вечного титулярного советника» Акакия Акакиевича всячески издеваются над ним, подсмеиваясь и подшучивая над ним. Еще большей жестокостью по отношению к Башмачкину становится то, что у него крадут шинель, которую он впервые надел после многочисленных дней, когда герой во всем себя ограничивал, чтобы накопленные деньги потратить на новую шинель. Люди, которые украли у Башмачкина шинель, оставив его без верхней одежды на улицах морозного Петербурга, не думали о центральном персонаже. Башмачкин остался без того, что было для него действительно дорого. «Значительное лицо», к которому приходит Акакий Акакиевич, ничего не сделало для того, чтобы найти шинель, которую украли у Башмачкина. «Значительное лицо» равнодушно к главному герою, ведь он даже не задумывается о том, что Башмачкин будет ходить по морозу без шинели, на которую потратил все свои денежные сбережения. Автор задает риторический вопрос: если даже представители власти ничего не делают для представителей простого народа, то что можно говорить о принципах, в соответствии с которыми живет все общество? Н. В. Гоголь во всех красках демонстрирует равнодушие, присущее обществу. Никому нет дела до «маленького человека» Башмачкина. Он оказывается никем не понятым и никому не нужным. Конфликт с обществом настолько усиливается, что Акакий Акакиевич умирает. При жизни «маленький человек» Башмачкин не мог устроить бунт против несправедливости равнодушного и даже жестокого общества, только после смерти, когда в городе появились слухи о привидении, Башмачкин поднимает бунт против общества. В финале повести показано, как Башмачкин- привидение срывает с «значительного лица» шинель, бросая тем самым вызов всему обществу, которое стало причиной смерти главного героя. И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» выражено отношение к буржуазному обществу, из-за которого люди живут в соответствии с безнравственными принципами. В рассказе отсутствует образ ярого борца с царящей общественной несправедливостью, писатель лаконично и символично демонстрирует пороки современного ему общества. И.А. Бунин показывает, что в обществе царят материальные богатства и положение человека в обществе. Именно на эти категории обращают внимание люди при оценке человека. Желая показать себя, люди кичатся своим положением в обществе и разбрасываются деньгами, при этом людям совершенно без разницы, как человек ведет себя. Господина из Сан-Франциско уважают лишь за то, что он является знатным, влиятельным и богатым человеком, никто и знать не знает, каковы внутренние качества господина из Сан-Франциско и каковы его поступки по отношению к другим людям. Окружающие люди мирятся с положением дел, которое сложилось в обществе, они прислуживают людям, подобным господину из Сан-Франциско, пытаются им во всем угодить. И.А. Бунин показывает, что общество восхищается людьми, которые на самом деле ничего из себя не представляют. Люди готовы идти по головам, чтобы добиться высокого положения в обществе и обрести денежные средства, которые помогут им ни в чем себе не отказывать. Отсутствие в повествовании борца с общественной несправедливостью говорит о том, что все люди приспособились к жизни, они ничего не имеют против такого существования. Также И.А. Бунин показывает, что за внешней оболочкой якобы идеальной жизни скрывается полная пустота. Существование господина из Сан-Франциско нельзя назвать полноценной жизнью, оно совершенно бессмысленно и ничтожно. Когда герой умирает, о нем сразу же забывают, потому что он ничего из себя не представляет, окружающих больше не интересует господин из Сан-Франциско, потому что он больше не может распоряжаться деньгами, которые в обществе имеют одну из главенствующих позиций. Автор рассказа поднимает актуальную во многие времена общественную проблему: люди забывают, что такое настоящая жизнь, потому что гонятся за вещами, которые на самом деле не способны принести человеку счастье. И.А. Бунин подчеркивает, что за внешней идеальностью жизни скрывается моральное уродство, с которым нельзя мириться, а нужно бороться. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» затрагивается проблема самоопределения человека в социальной среде. Особое внимание в повести уделяется событиям, на фоне которых развивается история центрального персонажа Петра Гринева. Автор показывает, что восстание крестьян под предводительством Емельяна Пугачева не могло не сказаться на представителях народа. Это подчеркивает взаимосвязь человека и общества: жизнь человека, находящегося в обществе, всегда связана с общественными явлениями. С помощью конкретного примера А.С. Пушкин показывает, что время пугачевского восстания было временем, когда представители народа выбирали, по какому пути им пойти и какие общественные мысли им поддерживать. Алексей Швабрин переходит на сторону пугачевцев, потому что не хочет погибать и хочет получить хотя бы какую-то власть в свои руки. Из-за того, что Петр Гринев не захотел переходить на сторону Пугачева, ему грозила смерть. Петр Гринев мог перейти на сторону восставших, как это сделали многие другие, как это сделал Швабрин, однако он этого не сделал, потому что для него преданность собственным жизненным принципам оказалась важнее жизни. Петр Гринев не поддался влиянию окружающих людей, совершая только такие поступки, которые соответствуют его нравственным ценностям. Поступок Петра Гринева показывает, что человек может противостоять обществу, если обладает сильным характером. В повести показано, что значит быть собой, находясь в обществе: не обязательно подчиняться тем правилам и принципам, по которым живут все остальные люди, важно найти собственное место в жизни и свое предназначение в обществе. А.С. Пушкин показывает, что в обществе должна царить справедливость. Емельян Пугачев отменяет приговор Петру Гриневу, в соответствии с которым его должны были повесить, из-за того, что вспоминает добрый поступок Гринева, который дал Пугачеву заячий тулуп. Нельзя отрицать жестокости, которые совершал Пугачев, но и нельзя отрицать его справедливое отношение к людям: благодарный за помощь Гринева Пугачев освобождает его от казни, а также помогает ему спасти Машу Миронову от Швабрина, который совершил, по мнению Пугачева тоже, неправильный поступок. Взаимоотношения Гринева и Пугачева построены на взаимопомощи, несмотря на все те внешние обстоятельства, которые разъединяют героев. |