Виды сочинений в начальной школе. Виды сочинений в начальной школе 1. Сочинение в начальной школе его виды и методика проведения
Скачать 70.33 Kb.
|
Алгоритм действий при написании сочинений При подборе тематики сочинений следует исходить из интересов учащихся, учителю следует продумать не только содержание и приемы, но и последовательность работы. Вот примерный порядок работы над сочинением: 1. Устное рассказывание по теме сочинения. Учитель дает возможность учащимся высказать свои личные впечатления по теме. 2. Чтение плана, записанного учителем на доске до урока, или коллективная работа над планом. 3. Составление ответов на каждый вопрос плана, коллективное обсуждение, запись на доске слов, необходимых для составления сочинения, предупреждение орфографических ошибок. 4. Связный рассказ по плану. 5. Запись сочинения с доски или под руководством учителя. 6. Проверка записанного текста. Алгоритм написания сочинения-рассуждения 1. Выявления темы текста 2. Формулировка проблемы, комментарии к тексту 3. Выявление позиции автора, аргументация его точки зрения (не менее трех аргументов) 4. Собственное мнение по данной проблеме (теме) 5. Выводы Подробнее рассмотрим общие элементы работы над сочинением: Составление плана План – необходимая ступень любого речевого высказывания, его «проект». Обдумывая свою речь, особенно монолог, ученик всегда намечает основные вехи. В начальных классах работа над специальная работа над планом обязательна при подготовке всех устных и письменных сочинений; исключение составляют зарисовки картин природы и другие сочинения-миниатюры. В то же время нельзя забывать, что и эти тексты ученик проектирует в уме (решает, о чем сказать сначала, о чем после). Время составления плана определяется видом и целью сочинения: так, план сочинения по картине составляется непосредственно перед его написанием и даже перед рассматриванием картины; могут быть два варианта плана в этом случае: план рассматривается (передний план, задний план, действующие лица) и план рассказа по сюжету картины, если картина подсказывает такой сюжет. План сочинения по экскурсии составляется на основе плана самой экскурсии или плана наблюдений. План имеет не только вспомогательное, но и самостоятельное значение в умственном развитии школьников. Поэтому работа над темой может быть ограничена составлением или ограничением подробного плана: текст совсем не составляется или ограничивается развернутым раскрытием лишь одного из пунктов плана. Давать школьникам готовые планы сочинений не рекомендуется. К плану, к построению сочинения, к его композиции школьник должен прийти самостоятельно, даже с риском снижения качества. Не научившись составлять план и пользоваться им, школьник не разовьет самостоятельности мышления, не будет готов к ситуациям жизни. В 1 классе роль плана выполняют вопросы учителя; во 2 классе учитель начинает привлекать учащихся к постановке вопросов, в определении пунктов плана» в 3 классе план предстоящего сочинения составляется коллективно, под руководством учителя; в 4 классе – в основном самостоятельно. В начальных классах лучше составлять простой план. Предварительная беседа Перед написанием сочинения необходимо провести беседу, направить мысли учащихся. Рассмотрим проведение беседы на примере картины И.И. Шишкина «Зима» - Рассмотрите внимательно картину. Представьте себе, что мы на рассвете в безмолвной тишине заходим в зимний лес. Где мы очутились? Дети: - В самой чаще леса. Учитель: - Правильно. Мы в сосновом бору. Снег…везде снег. Настоящее царство снега. Все в лесу в сказочно белых сугробах. Снег, видно, выпал недавно, а мороз уже сковал стволы деревьев. Волшебница зима торжествует, властвует. Какие чувства и желание вы испытываете, когда смотрите на картину Шишкина? (Таинственности, сказочности. Желание проникнуть в этот сказочный лес.) -При взгляде на картину «Зима» невольно вспоминаются слова поэта Сергея Есенина: Заколдован невидимкой Дремлет лес под сказку сна. - Как вы понимаете смысл слов дремлет лес под сказку сна? (значит в лесу стоит тишина, ничто не нарушает покоя зимнего леса.) -Тишиной, спокойствием, чистотой веет от спящей красавицы природы. Видимо, сюда редко ступает нога человека. Какие деревья изобразил художник на переднем плане картины? Дети: - Сосны. Учитель: - Опишите их. Дети: - Они стройные, величавые, могучие. Учитель: - С чем мы можем их сравнить? Дети: - С колоннами, столбами. Учитель: - Совершенно верно. Эти величавые сосны выросли на просторе. Как вы думаете, они молодые или старые? Дети: - Старые. Учитель: - Почему так решили? Дети: - Стволы у сосен толстые, высокие. С широкими ветвями. Учитель: - Знаете, Шишкин не просто изображал деревья, траву, кусты. Он, как ученый, изучал особенности растений и лишь потом рисовал их. Художник умел и любил точно изображать породы деревьев, форму растений. Это особенность его творчества. - Всмотритесь в картину. Какой день изобразил художник? Дети: - Ясный, морозный. Учитель: - По каким признакам вы это определили? (Небо голубое. Лучи солнца не очень яркие. Солнце зимнее, холодное) Учитель: - Глядя на картину, опишите лес в этот морозный день. (выслушиваются ответы детей). Учитель: - С чем можно сравнить снег? (С белой скатертью) Учитель: - В этот морозный день лес стоит как в сказке, он весь укутан снежным покрывалом. Застыли маленькие ёлочки, одетые в нарядные белые платья. Воздух кажется неподвижным. Все замерло. Ничто не нарушает тишину леса. Всмотритесь повнимательнее в картину. Кто это одиноко сидит на ветке большой сосны? Дети: - Птица. Учитель: - В лесу пустынно. У подножия сосен лежат засыпанные пушистым, мягким снегом старые деревья, выкорчёванные когда-то бурями. Посмотрите вдаль. Каким кажется лес? (Светлее, голубее, чем вблизи) - Какими нам кажутся предметы вдали? (Меньше, менее чёткими) Слой воздуха как бы покрывает их лёгкой, полупрозрачной пеленой. - Что мы видим на переднем плане? (Величавые сосны) - А на втором плане? (Зимний лес превращается в голубовато-белый массив) -Какие краски преобладают в картине? (Белая, голубая, коричневая) - Можно сказать, что художник хорошо знает русскую природу. Спокойствие, сила, богатство и красота русской природы пронизывают всю картину. Всё это передаётся и нам. Мы видим, как чудесна, красива зимняя природа.
- При описании чего можно использовать словосочетания: янтарным светом, отягощенные снежными хлопьями. Дети: - Янтарным светом освещен лес. Ветки деревьев отягощены снежными хлопьями. - как вы понимаете смысл слов отягощены? (Хлопья снега очень тяжёлые, ветки под ними прогнулись) - При описании чего можно использовать слова: укутан, пустынно, голубовато-белый массив. (Пустынно в лесу. Лес укутан снегом. Зимний лес на заднем плане картины выглядит как голубовато-белый массив) Фрагмент беседы по картине И.И. Левитана был показан в видеоролике Орфографическая работа Проводится после аналитической беседы над содержанием. Цель её проведения – предупреждение орфографических ошибок при написании сочинения. Анализ ошибок Анализ ошибок проводится на втором уроке после проверки сочинения. Наряду с орфографическими ошибками рассматриваются и другие: Речевые ошибки— это неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма. Речевые ошибки делятся: — на лексико-стилистические (повторение слов, употребление слов в неточном значении, нарушение сочетаемости слов, употребление слов без учета их оценочной, или эмоциональной окраски, употребление диалектных и просторечных слов и словосочетаний); — морфолого-стилистические (детское словотворчество, использование диалектных и просторечных слов, пропуск морфем, образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном); — синтаксико-стилистические (нарушение управления, согласования, неудачный порядок слов, нарушение смысловой связи местоимений с другими словами, не соотнесение временных и видовых форм глаголов, нарушение границ предложений). Неречевые ошибки— это композиционные, логические, искажение фактов. Типичная композиционная ошибка — несоответствие сочинения предварительно составленному плану. Причины композиционных ошибок кроются в подготовке к сочинению. К числу логических ошибок относятся: — пропуск необходимых слов; — нарушение логической последовательности и обоснованности; — употребление в одном ряду понятий разных уровней; — нелепые, парадоксальные суждения. От речевых и логических ошибок следует отличать искажение фактического материала. Система исправления и предупреждения ошибок речи разрабатывается на основе их классификации и изучения причин возникновения. Система работы складывается из следующих элементов: а) исправление речевых ошибок, в тетрадях учащихся; б) классная работа над общими, типичными ошибками на уроке; в) индивидуальная и групповая внеурочная работа, их обнаружение, уяснение и исправление; г) система стилистических и иных языковых упражнений; языковой анализ текстов на уроках чтения и грамматики; д) языковые упражнения перед каждым рассказом, сочинением, изложением; стилистические акценты при изучении грамматических тем; ж) обучение самопроверке и самостоятельному редактированию изложения и сочинения. Все речевые ошибки должны быть исправлены, а школьник должен уяснить причины их появления. На уроке, посвященном анализу сочинения, зачитываются лучшие работы, разбираются недочеты содержания, раскрытия темы, орфографические и типичные речевые ошибки. Индивидуальные ошибки исправляются вне урока с отдельными учениками или с небольшими группами. Заключение На этом вебинаре мы рассмотрели проблемы, которые встречаются в работе при написании сочинений на уроках русского языка в начальной школе. Сочинение в начальной школе является важнейшим методом воспитания ребенка. Потому что при изложении своих мыслей он приучается концентрировать свои мысли на объекте изучения, анализировать, затем правильно формулирует свои идеи, приходит к какому-нибудь выводу. |