Главная страница
Навигация по странице:

  • Всю свою жизнь она лишь подстраивалась под очередного мужа и принимала все его взгляды и идеи.

  • «ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову»

  • Смысл рассказа «Ионыч» кроется в описании гибельного пути личности к омертвению души. «Крыжовник» Главная особенность композиции рассказа «Крыжовник» –наличие приёма

  • «история внутри истории»

  • Мечта

  • Произведения Н.А. Некрасова В стихотворении «Размышления у парадного подъезда»

  • Стихотворение «Железная дорога»

  • Стихотворение «Забытая деревня»

  • Стихотворение «Поэт и гражданин»

  • Призвание поэта

  • Поэма «Крестьянские дети»

  • Стихотворение «Школьник».

  • А.И. Солженицын «Матренин двор» 15Рассказ «Крепкий мужик»

  • Произведения В.М. Шукшина 16Рассказ «Срезал»

  • литра егэ. 45 универсальных произведений. Сочинения 01Ф. М. Достоевский Преступление и наказание


    Скачать 2.2 Mb.
    НазваниеСочинения 01Ф. М. Достоевский Преступление и наказание
    Анкорлитра егэ
    Дата31.01.2023
    Размер2.2 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла45 универсальных произведений.pdf
    ТипДокументы
    #914758
    страница2 из 4
    1   2   3   4
    лицемерят не только друг перед другом, но и
    перед собой. Гуров, не любивший ни жену, ни Анну, играет роль страстного любовника просто потому, что так положено. Анна
    Сергеевна так же лицемерна и лжива, считая себя глубоко религиозным человеком она опускается до грехопадения, лживо оправдывая свои безнравственные поступки тем, что она по — настоящему полюбила
    Гурова. Рассказ Чехова о любовных отношениях наглядно доказывает
    нравственное падение и моральную распущенность общества.
    Проблема
    ханжества, рассматриваемая писателем, касается не только общества, но и героев,
    они ведут себя так же, как и все общество,
    лицемерно обманывая самих себя, а не только окружающих их людей.
    «Душечка»
    Главная героиня –
    воплощение тепла, ласки, доброты. Она мила внешне, милы и ее поступки. Сложно подобрать более точное слово для описания ее сущности, чем «душечка». Однако ничего большего об Ольге сказать нельзя.
    Всю свою жизнь она лишь подстраивалась под очередного мужа и принимала
    все его взгляды и идеи. Так она и осталась лишь душечкой, личность которой
    пуста и подвержена чужому влиянию. Поэтому автор назвал рассказ о ней не по имени (имя означало бы индивидуальность), а по тому, что определяло ее натуру.
    «Ионыч»
    Рассказ, состоящий из пяти частей, в течение которых раскрывается основной конфликт произведения – противостояние Старцева жителям города С. Книга, можно сказать, представляет собой лестницу, идущую вниз, которая представляет собой жизненный путь Ионыча.
    В первой части Дмитрий Ионыч только назначен земским врачом, герой еще не испорчен обществом, в которое он попал. Герой энергичен и амбициозен.
    События второй и третьей части происходят год спустя, Старцев занят своей врачебной практикой, но уже начинают проявляться признаки деградации.
    Четвертая часть показывает нам постепенное слияние героя с жителями города С. Он становится все больше и больше на них похож.
    В финальной же части наш герой окончательно превращается в того самого
    Ионыча, теперь нельзя и предположить, что когда-то этот человек был молодым, полным сил и желания приносить добро врачом.

    10
    В конце показывается окончательное перевоплощение героя в Ионыча. Он
    «ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову». Он обзавелся имением и несколькими домами. Герой стал до невозможности жадным, работает и на месте земского врача, и имеет практику в городе. При этом на больных ему уже совершенно все равно, он нетерпелив и груб по отношению к ним.
    Главная мысль -
    пагубное влияние общества на человека. Чистая и интеллектуально развитая личность обречена на деградацию, если все окружение упорно тянет ее на дно. Старцев, попав в абсолютно инертное место, в котором люди ни к чему не стремятся, ничего не хотят, а их скучная, серая, однообразная жизнь их полностью устраивает, за несколько лет становится точно таким же человеком.
    Смысл рассказа «Ионыч» кроется в описании гибельного пути личности к
    омертвению души.
    «Крыжовник»
    Главная особенность композиции рассказа «Крыжовник» –
    наличие приёма
    «история внутри истории». В начале повествования Чехов изображает разговор между тремя персонажами, один из которых и рассказывает собеседникам о своем брате и его маниакальном пристрастии к деревне.
    Мечта – основная тема произведения. Чехов показывает нам, что не всякая
    мечта прекрасна. Мечтающий о поместье Николай страдает сам и заставляет страдать окружающих его людей. Мечта превратилась в манию и стала навязчивой идеей героя. Также поднимается тема
    счастья. На примере Николая Иваныча писатель осуждает стремление человека к личному счастью. Чехов требует от людей отказаться от эгоизма и запомнить, что,
    пока кто-то наслаждается беззаботной жизнью в достатке и тепле, вокруг него непрерывно страдают те, кому повезло меньше. Тему
    маленького
    человека автор жестоко высмеивает. Чехов изображает перед нами образ
    жестокого эгоиста, уморившего жену ради того, чтобы каждый день есть
    крыжовник.

    11
    Романс «В дороге»
    В рассказе ямщика прослеживается судьба крестьянки Груши, которая выросла в барском доме, но её выдают замуж за крестьянина (простого мужика, ямщика). Крестьянин недоволен женой, которая не выполняет своих обязанностей лишь по тому, что она не готова к жизни в крестьянской среде –
    ведь воспитывалась Груша как барыня. В романсе прослеживается драма развитой личности в условиях крестьянства.
    Произведения Н.А. Некрасова
    В стихотворении «Размышления у парадного подъезда»
    Некрасов использует обобщение о судьбе народной. В произведении 3 части, в которых представлена судьба народа. Так, в 1 части представлено обобщение
    «холопский недуг» - это желание услужить важному лицу. Здесь Некрасов изображает уличную сценку и характеризует общество как «целый город холопских недугов». Во 2 части рисуется обобщенный портрет обездоленной
    Руси, он раскрывается в образ деревенских мужиков. Величайшее бедствие для страны – «безысходное горе» крестьян. Кроме того, в образе мужиков прослеживается символ разделения нации на 2 неравные половины – богатых и бедных. В 3 части раскрывается обобщённый образ поэта-обличителя, цель которого – показать истинные силы народа.
    Элегия «Тройка»
    Молодая крестьянка загляделась на тройку с прекрасным юношей- аристократом. Рассказывая о крестьянской девушке, поэт рисует ее прекрасной и волнующей, но ярмо тяжелой жизни уже неотвратимо нависло над ней. Этому прекрасному цветку не останется ничего другого, как увянуть прежде времени от непосильной работы и сойти в могилу. Тройка дорогих лошадей – образ счастливой жизни, которая недосягаема для простой крестьянки.
    Стихотворение «Железная дорога»
    Здесь Некрасов описывает доказательство того, что крестьянский труд крайне важен. Маленький мальчик узнаёт, что именно крестьяне строят железную дорогу, они тяжело трудятся, погибают от тяжёлого физического труда. Поэт вызывает у мальчика любовь к крестьянскому труду. Главная мысль - это тяжелое положение крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые управляли этими работами.

    12
    Стихотворение «Забытая деревня»
    Некрасов отразил сочувствие к несчастным крестьянкам. Посвящено оно тяжёлой доле русской крестьянки. Ей ещё труднее, чем мужчинам, поскольку помимо работы на попечении у крестьянской женщины находились дети.
    Основная мысль: судьба русской женщины, которую Некрасов называет матерью всего русского племени, тем самым возводя её образ к почти божественному, сочувствие к несчастной матери, к её бедному ребёнку и ко всему русскому народу, который, как и его мать, вынесет всё.
    Стихотворение «Поэт и гражданин»
    Форма диалога-спора, в которых противопоставлены 2 взгляд на поэзию.
    Некрасов выделяет ядро поэзии – её гражданское содержание. Некрасовский гражданин обличает обывателей, лень и равнодушие. По Некрасову недостаточно обладать поэтическим даром, поэзия должна служить всему народу, а не отдельным группировкам. Желание почестей заслоняют истинные цели и желания поэта, затмевают его настоящие идеалы гражданственности.
    Призвание поэта – жертвенное служение гражданским идеалам, для него –
    гражданский долг это главное.
    Тут есть образ крови - широкая метафора, а не призыв к революции. Образ крови это: 1) символ максимальной отдачи поэтических сил для народа 2) образ жертвенности поэта. Поэт должен выполнять своё высокое служение, так как он прежде всего – гражданин. В погоде за жизненными благами люди забывают о предназначении быть честным гражданином. По Некрасову –
    чувство гражданского самосознания необходимо для развития общества.
    Стихотворение взывает к совести людей, озарённых славой.
    «Несжатая полоса»
    В первой части поэт рисует картину глубокой осени. С полей собран урожай, но автор замечает участок земли, где остались неубранные посевы. Во второй части поэт олицетворяет природу, наделяя её способностью чувствовать, переживать, разговаривать. Читатель слышит, как тревожно
    «шепчут» колосья. Они не могут понять, почему пахарь не приходит на жатву.
    В третьей части автор оживляет ветер, который приносит «печальный ответ» посевам о болезни пахаря. В стихотворении можно выделить широкую тему крестьянского труда времён крепостничества и частную – болезнь хлебороба. Для раскрытия их автор создал систему образов: нескошенные колосья, пахарь и ветер. Главными героями являются первые два, ветер –
    связующее звено между ними.

    13
    «На Волге»
    В данном произведении Некрасов скорее не столько пытается вызвать сочувствие читателя низшим слоям общества. Это скорее выражение его собственных чувств, изложенное в стихотворной форме. Сочувствие к обездоленным перемешано с досадой и сомнениями в достаточности его собственных усилий по изменению существующих порядков. В стихотворении не звучит уверенность в победе, он с горечью говорит о напрасно прожитых годах. Произведение написано очень эмоционально и представляет собой не просто призыв к обеспеченным и образованным людям задуматься об условиях, в которых живут людей из низших классов. Это, скорее яростный протест против социальной несправедливости, смешанный с реальными детскими воспоминаниями.
    Поэма «Крестьянские дети»
    Главную роль в поэме играют собирательный образ детей и лирический герой.
    Крестьянское детство подаётся с точки зрения лирического героя. Он знает о всех ребячьих забавах, хоть сам является дворянином. Он признаётся, что завидует их беззаботному детству, свободному от наук. С наслаждением он наблюдает, как ребята играют и помогают взрослым. Любое дело кажется им забавой. Но он прекрасно понимает, что без науки эти дети обречены на тяжёлый труд и бедную жизнь. Основная идея произведения заключена в демонстрации тяжести жизни простых людей. Автор привлекает внимание к их бесправному положению, учит ценить труд народа. У детей есть только несколько лет счастливой жизни, прежде чем повзрослеть и столкнуться с голодом, тяжелым трудом, безысходностью.
    Стихотворение «Школьник».
    Суть произведения такова – все, кто выбился в люди, смог себя найти в этом огромном мире, смог стать несмотря ни на что – образованным – тот истинно смелый и целеустремленный человек, который достоит уважения и похвалы. Это произведение является как бы напутствием для тех людей,
    которые сделали все, чтобы стать полноценным человеком. Мальчик –
    простой крестьянин, который хочет учиться, но имеет мало возможностей,
    очень боится и весьма сильно робеет. Но поэт призывает его не забывать о том, что всегда есть возможность повернуть судьбу в противоположную сторону, и для этого нет никаких преград. Нужно просто иметь свою конкретную цель, ни от кого не зависящую. Именно тогда все и получиться.

    14
    Рассказ повествует о жизни русской деревни в 1950 годы. По словам автора, произведение полностью биографично и достоверно. Прототип героини –
    Матрёна Васильевна Захарова из деревни Мильцово Курловского района
    Владимирской области. Рассказчик, как и сам втор, был учителем в деревне, а его отчество Игнатич созвучно с отчеством писателя Исаевич.
    Первоначально рассказ имел название «Не стоит село без праведника», но название было не пропущено цензурой. В 1963 году опубликован в журнале
    «Новый мир».
    Матрёне 60 лет – она отражает народный характер. В рассказе «Матренин двор» повествование ведется от лица учителя математики Игнатьича, биография которого почти совпадает с писательской. Матрена и учитель - духовно близкие люди, они не требовательны в быту, их общее качество - самоограничение. Игнатьич не ищет себе в деревне квартиру с богатыми хозяевами, а остается у болеющей Матрены, живущей в запустении, убого, не имея заработка, пенсии, существующей благодаря огороду. Хозяйка и квартирант едят два раза в сутки, как на фронте, «картовь облупленную» и
    «суп картонный» или кашу ячневую, так как другую крупу в магазин не привозят. Повествователь описывает каждодневные занятия Матрены - то, как она готовит еду, обихаживает огород, свою козу, ухаживает за любимыми фикусами и колченогой кошкой, которую она приютила, ходит воровать торф иногда и несколько раз в день, так как топить зимой нечем. Читатель узнает об её жизни в молодости, о не сложившейся семейной жизни, смерти шестерых детей. Образ Матрены в рассказе противопоставлен фигуре Фаддея, носителя потребительского начала. Жизнь Матрены полна драматическими событиями, но она не озлобилась, не отвернулась от людей и готова прийти на помощь каждому абсолютно безвозмездно. Она не способна анализировать жизнь с практической точки зрения, не может постоять за себя. Она человек, живущий в обществе и слитый с ним воедино, жизнь её обрывается трагически. В рассказе Игнатьич дает такую обобщённую характеристику
    Матрене: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся наша земля».
    Этот рассказ о добре, которое всегда живет рядом со злом и которое после смерти человека высвечивается еще ярче. Матрёну так и не смогли принять в обществе, потому что она была совершенно чиста душой, не боялась признавать свои ошибки, всегда была открыта миру и людям. Даже после смерти односельчане пытались найти в ней изъяны – лишь бы доказать прежде всего себе, что они в ней действительно есть. Обычная русская крестьянка служит примером тому, как сложности и потери закаляют человека. Материальное не вечно, поэтому нужно судить об окружающих не по богатству, а по их нравственному облику.
    А.И. Солженицын «Матренин двор»

    15
    Рассказ «Крепкий мужик»
    Краткое содержание: Николай Шурыгин попросил у председателя колхоза разобрать церквушку — там был хороший кирпич, который он планировал пустить на свой свинарник. Председатель усомнился, что он сможет разобрать постройку: «там не кладка, а литье». Тогда Шурыгин предложил зацепить церковь тремя тракторами. Когда закрепили как следует бревна, люди поняли, что сейчас «произойдет нечто небывалое в деревне — упадет церковь». Стали раздаваться возмущенные голоса, но Шурыгин никак не реагировал, на переговоры отправили его жену Кланьку, но он прогнал её. Не помогли и трактористы, которым Шурыгин обещал по бутылке. Последняя надежда оставалась на учителя, которого все уважали в деревне. Он убеждал, что церковь — образец архитектуры XVII века, народное достояние, и её ни в коем случае нельзя сносить, но Шурыгин не реагировал. Тогда учитель встал с той стороны церкви, куда она должна была упасть, стал под стеной, но его оттащили и никто не пошевелился. Спустя три часа церковь была разрушена.
    Бригадира жители стали ненавидеть и оскорблять, и продавщица со злостью накинулась. Его мать была уверена, что местные жители обязательно проклянут Кольку. По итогу кирпичи с церквушки оказались непригодными
    «действительно литье».
    В рассказе автор описал судьбу русского народа, основанную на истории становления, с того момента, как была возведена церковь. Автор сохранил просторечие, простоту и разговорность. Шукшин демонстрирует образ современного человека — бездуховного, меркантильного, утратившего духовную связь со своими корнями. Без всякой надобности он безжалостно рушит древнюю святыню, в которой многие поколения черпали силы и уверенность. Церковь олицетворяется с домом и спокойствием, которых не хватает каждому человеку. Церковь давала людям силы. Она хранила в себе традиций и прошлое русского народа.
    Образ главного героя представляет собой разрушительную силу русского человека, который может быть одержим какой-то идеей. Именно с этой идеей и сносили храмы в период революции и уничтожали друг друга люди, которые ранее в этих храмах рядом молились.
    Произведения В.М. Шукшина

    16
    Рассказ «Срезал»
    Основная тема рассказа – противостояние между городом и деревней, столкновение деревенского и городского миров, разница в понимании культуры городского и сельского населения.
    Название «Срезал» полностью соответствует содержанию. Здесь один из деревенских жителей, Капустин Глеб, привык «срезать» всех, кому удалось вырваться из деревни в образованную среду. Капустин деревенский «чудик», завистливый, заносчивый и даже злой мужик. Он довольно хитер и ехиден, но начитан. С людьми данный персонаж любит посоревноваться в силе интеллекта.
    Сюжет закручивается с того момента, когда к Агафье приезжают сын -
    Константин с женой и дочкой из города. По заведенным обычаям, когда такой человек приезжал на малую родину, в его доме собирался народ, чтобы послушать истории успешного земляка. Житель деревни - Капустин же славился умением «срезать» знатного гостя, то есть поставить его в неловкое, иногда даже унизительное положение перед сельчанами.
    Капустин в компании товарищей держит путь к дому старухи. По дороге он узнает, что кандидатом является не только Константин, но и его жена.
    Константин радостно встречает гостей, вспоминать детство, школьные годы, тем временем Капустин разговор не поддерживает и готовится к нападению.
    Узнав, что Журавлев работает на филфаке, Глеб оживает и принимается задавать вопросы, касающиеся философии – о «первичности духа и материи»,
    «понятии невесомости». Эти мудреные слова вычитаны Капустиным из журналов и газет, и смысла их он совершенно не понимает, но держит перед односельчанами марку. Константин с женой теряются из-за потока явного абсурда, но, будучи хорошо воспитанными людьми, не уличают гостя в безграмотности.
    Капустин восхищает и неизменно удивляет односельчан, но не пользуется любовью из-за своего злого, жестокого характера. Шукшин высмеивает невежественных людей, не способных принять чужого успеха и из чувства сильной зависти желающих унизить и как можно больнее уколоть действительно умного и образованного человека.
    Противопоставлены два героя: Глеб Капустин – обычный мужичок из деревни.
    Константин Журавлев – интеллигентный и воспитанный человек с хорошим образованием.
    Автор с большим уважением относится к деревенским жителям. В этом рассказе много персонажей, которые получили хорошее образование, сделали карьеру и преуспели в этой жизни. Когда любой из этих людей возвращается в родную деревню, обязательным ритуалом является рассказ о своей нынешней жизни. При этом они идут на общение с народом с открытой душой, замечая в земляках искренний интерес к себе и своей жизни.

    17
    Повесть посвящена жизни в глухой деревне. Показана психология и быт этих людей, какими они были в середине прошлого века. Трудности жизни - это и есть «привычное дело» для обычного крестьянина.
    Бедность и всякие проблемы и когда тебе никто не помогает, никто не сочувствует - самое обычное дело, оно вошло в привычку. То есть проблемы выживания в условиях деревни для обычного человека становятся привычным делом.
    Главными героями повести становятся Иван Дрынов и его большая семья.
    Иван оказался в числе спасшихся от цепких лап войны, у него много детей, и он их очень любит.
    В «Привычном деле» нет какого-то захватывающего сюжета, мы видим жизнь обычной деревенской семьи. У крестьян в основном сложная, тяжёлая жизнь, которая заставляет ужасаться. Спустя столько лет после войны, деревня не может восстановиться, везде голод и нищета. Иван и его жена самоотверженно трудятся, чтобы прокормить большую семью, у них есть кормилица, член семьи – корова Рогуля. Именно ей они обязаны жизнью. Отец семейства тайком ночью крадет сено, но его уличают в этом, отбирают сено и грозятся судить за преступление. Не зная как дальше жить и кормить своих ребятишек, Иван вынужденно уезжает в Мурманск на заработки. Он очень опечален, его мучает тоска по своей семье и деревне, поэтому он возвращается домой, но тут его настигает удар – любимая жена Катерина скончалась.
    Некоторые моменты, присущие жизни крестьян, приводят в ужас. Например,
    Катерина, только что родившая ребенка должна была вставать ещё до рассвета, чтобы идти трудится на ферму. Носить тяжелые ведра воды и т.д.
    Читая рассказ, мы понимаем, что Иван Дрынов любит выпивать, но при этом он трудолюбивый и имеет покладистый характер. Ему хорошо знаком любой крестьянский труд, он и рыболов, и охотник, и лодку может вытесать из подходящей осины. Но он не слишком удачлив, с ним всегда что-то происходит, особенно если выпьет. То заснул, выпивший, в чужой бане, а лошадь везла в сельпо товары, пришла сама в конюшню, но повредились два самовара из привезённых товаров – надо выплачивать их стоимость. То его оштрафуют за самовольно накошенное сено. То в поезде он оказывается без билета, без вещей и без денег. Катерина считает его ещё одним своим ребёнком.
    Но главное в жизни Ивана Африкановича – его жена, Катерина, их огромная, всепоглощающая любовь друг к другу. И самое страшное в его жизни – её смерть. Эту потерю он переживает глубоко трагически. Что-то словно надломилось в нём. Он никогда не был верующим, но, услышав молитвы старухи-тёщи, приходит на могилу жены и разговаривает с нею, размышляет о жизни и смерти, о бессмертии души.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта