Главная страница
Навигация по странице:

  • Композиция

  • Главные герои и характеристики: 1. Пётр Пустота

  • Проблематика

  • Сюжет

  • В. Пелевин «Чапаев и пустота»

  • Проблема столкновения «естественного человека»

  • Концепция «естественной личности»

  • Романтический образ Олеси заключается

  • А.И. Куприн «Болото» 30«Белый пудель»

  • Рассказы А.И. Куприна 31«Мелитон»

  • М. Горький «Девушка и смерть»

  • литра егэ. 45 универсальных произведений. Сочинения 01Ф. М. Достоевский Преступление и наказание


    Скачать 2.2 Mb.
    НазваниеСочинения 01Ф. М. Достоевский Преступление и наказание
    Анкорлитра егэ
    Дата31.01.2023
    Размер2.2 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла45 универсальных произведений.pdf
    ТипДокументы
    #914758
    страница4 из 4
    1   2   3   4
    Роман В. Пелевина «Generation П»

    26
    «Чапаев и Пустота» третий роман Виктора Пелевина, написанный в 1996 году. Пелевин окончательно размывает границы между явью и сновидением.
    Смысл названия: Само название романа концептуально. Пустота здесь одновременно фамилия главного героя (Петра) и Пустота как широкое физическое или философское понятие, означающее отсутствие содержания, также неясность, отсутствие понимания, термин, близкий к «ничто», а временами совпадающий с ним.
    Композиция: состоит из десяти частей, представляющих собой строгое чередование событий, напоминая раскачивание маятника.
    Направление: постмодернизм. Многие российские критики не преминули назвать произведение первой в России книгой, написанной в соответствии с философией «дзен-буддизма».
    Главные герои и характеристики: 1. Пётр Пустота – герой произведения, занимающий собой сразу два временных пространства.
    2.
    Григорий Котовский представлен в произведении неким «демиургом».
    Проблематика: проявление слабости и силы, непонимание хода истории, слабости человеческие.
    Чему учит: Важно быть человеком, способным жить нормально в любых условиях. Моральные принципы не должны исчезать, когда возникают сложные жизненные ситуации.
    Сюжет: Поэт-декадент Пётр Пустота перемещается между двумя мирами.
    В одном он воюет на фронтах Гражданской вместе с Василием Чапаевым —
    который, сохраняя черты легендарного комдива и героя анекдотов, предстаёт ещё и просветлённым восточным мудрецом.
    В другом измерении Пётр — пациент психиатрической лечебницы, которого пытаются вернуть к реальности из мира навязчивых фантазий. Во множественной вселенной Пелевина анекдоты, блокбастеры и поп-хиты оказываются отражением древних архетипов, а вышедшая из колеи реальность 90-х объявляется иллюзией, порождением беспокойного человеческого ума.
    В. Пелевин «Чапаев и пустота»

    27
    В повести «Олеся» затрагивается проблема трагической любви, природы и цивилизации, точнее, проблема столкновения естественного человека, дитя природы, и цивилизации. Олеся хрупкий и прекрасный цветок, которому суждено погибнуть в этом жестоком мире. В повести «Олеся» Куприн показал неизбежность столкновения и гибели естественного и хрупкого мира гармонии, когда он соприкасается с жестокой реальностью.
    Проблема
    столкновения
    «естественного
    человека»
    и человека цивилизации разрешается драматически, автор показывает, что эти люди настолько различны, что их соединение возможно лишь ненадолго или в условиях природы.
    Концепция «естественной личности» в повести А. Куприна представлена следующими моментами: -противопоставление двух миров - мира реального,
    который олицетворяет главный герой и мира идеального, который олицетворяет деревенская девушка Олеся;
    -обреченность настоящей любви в цивилизованном мире;
    -идея
    «естественного человека»,
    человека природы,
    то есть противопоставление человеку природы «человека, созданного цивилизованным обществом» на примере образа Олеси. Сначала произведение можно охарактеризовать по стилистике
    как реализм, поскольку там достаточно подробно описывается быт крестьян. Однако
    романтическое начало
    предстает во всей своей полноте лишь с появлением Олеси - дочери лесов.
    Романтический образ Олеси заключается не только в ее идеальности - изолированности от ограниченных своей злобой людей и отсутствием низменных интересов к славе, богатству, власти и т.д. Основными мотивами ее поступков являются эмоции. В плюс к этому, Олесе знакомы тайны человеческого подсознания, за что местные жители называют ее «колдуньей».
    В произведении описывается любовь
    реального человека и романтической
    идеальной
    героини.
    Иван
    Тимофеевич попадает в
    неведомый ему притягательный и загадочный мир Олеси, а она - в его реальность.
    Идеальность Олеси, заключается в том, что она готова пожертвовать собой и принять мир реальный, со всеми его жестокостями. Таким образом, в произведении прослеживаются черты,
    как реализма, так и романтизма.
    Мир предстает перед нами в двух реалиях -
    реальный (где есть одна форма времени) и волшебный (где время и пространство протекает по другим законам).
    Иван Тимофеевич, герой, от лица которого читатель узнает обо всех событиях, является своего рода «границей», разделяющей миры
    реальный и
    идеальный. Реальный мир - это Петербург и его «высший свет»; идеальный
    мир - это лес, в котором живёт Олеся с бабушкой.
    А.И. Куприн «Олеся»

    28
    Куприн в повести «Молох» поставил в центре повествования судьбу инженера Боброва и зарождающееся революционное движение. Действие повести “Молох” разворачивается на сталелитейном заводе в начале 20 века.
    Главный герой - инженер Бобров, человек нерешительный и мягкий, давно питал неприязнь к своей службе. Он не мог смотреть на жизнь лишь с практической точки зрения, как его коллеги. Герой чуток к бедам других. Герой часто мучился от душевных переживаний, его нежная натура страдала от грубой действительности, так что даже в конце повести герой просит единственного друга (врача Осипа Голберга) накачать его морфием, чтобы на время забыть о терзаниях души. Сам себя он сравнивал с человеком, с которого заживо содрали кожу.
    Бобров влюблен в дочь заведующего склада Зиненко – Нину, но девушка не любит Андрея Боброва. Также, инженер, терзаемый душевными страданиями,
    отправился на завод, чтобы взорвать котлы, но в последнюю минуту передумал. Сделать это герой хотел из-за того, что возлюбленная Нина помолвлена с другим (Свежевским). Свежевский хитрый человек. Он согласился оформить фиктивный брак с Ниной, так как ему приказал Квашнин (член правления) и обещал дать высокую должность. Фиктивный брак потому, что на самом деле миллионер Квашнин собирается сделать Ниночку своей любовницей.
    Характер у главного героя (Андрея Боброва) нервный и движения его всегда нервны и порывисты. Даже его речь всегда возбужденно-горяча, неровна по интонации и истерично-крикливая. Герой терзается мыслями о том, что дело его жизни никчемное и несет только пагубный характер для человечества.
    Проблема героя в том, что он не способен действовать, он только мучает себя размышлениями. У него растет ненависть к техническому прогрессу и к капиталистическому машинному производству. Он считает, что из-за
    «машинной цивилизации» ускоряется темп всей человеческой жизни и это превращает людей в сумасшедших, переутомленных самоубийц. Все люди очутились в цепях капиталистического рабства. Предприниматели кладут себе в карман миллионы, в то время как рабочие обречены на голодную жизнь.
    Молох - центральный символ произведения. Молохом называли божество,
    которому приносили в жертву детей. Молох - символ богатства. В повести
    Куприна слово "Молох" многозначно. Имеется в виду и миллионер Квашнин,
    которому готова продать себя Ниночка, и его сталелитейный завод, который пожирает здоровье и жизнь рабочих, и вся система буржуазных отношений.
    Молох - символ жесткой силы и власти.
    А.И. Куприн «Молох»

    29
    В рассказе нет грозных событий, сложных ситуаций; запечатлена одна ночь,
    проведенная студентом Сердюковым и землемером Жмакиным в избе на болоте у лесника Степана. Все собравшиеся под одной крышей честны и трудолюбивы, а Сердюков, Степан — добры и совестливы. Но картина производит устрашающее впечатление.
    В повествовании введено еще одно действующее «лицо» — болотный туман.
    Он обладает реальной губительной силой. Степан живет в доме своего предшественника, умершего со всей своей семьей от лихорадки. От нее же скончались трое ребят Степана, смерть ожидает и всех остальных —
    родителей и детей, среди которых десятилетняя дочь редкой «болезненной красоты». В рассказе выразительно переданы вещественные признаки гнетущей болотной местности: темная, хлюпающая, засасывающая трясина,
    молочной густоты испарения, в которых будто плавает изба, ядовитый,
    гнилостный запах сырости.
    Факты, их истоки — самого вопиющего свойства.
    Студента мучает «суеверная мысль» о сверхъестественной власти неизлечимой болезни над всей семьей, особенно над красавицей девочкой, чье сознание окутывается по ночам «дикими, мучительно-блаженными грезами».
    Зыбкий, белесый, проникающий в каждую щель туман представляется
    Сердюкову то «неясным призраком», протягивающим руки к ребенку, то
    «кровожадным и незримым духом», то «уродливым болотным вампиром»,
    высасывающим кровь «милых, ни в чем не повинных детей». Не о причине заболевания думает Сердюков, в его страдальческих видениях возникает образ роковой силы, убивающей жизнь.
    Небольшое произведение предельно концентрирует в себе ощущение мрака и застоя.
    Такое впечатление достигается длинным рядом символов,
    почерпнутых от реальных явлений — тумана и сна. Но тогда и противоположные светлые образы, в зачине и финале повествования,
    приобретают символическое звучание. Сердюков бежит из царства смерти и видит: «...над ним сияло голубое небо, шептались душистые зеленые ветви, а золотые лучи солнца звенели ликующим торжеством победы». Нет безысходности — большой мир хранит красоту, жизнь.
    А.И. Куприн «Болото»

    30
    «Белый пудель»
    Внутренний облик человека был соотнесен с объективным состоянием целостной жизни. Реакция героев на нее имела, разумеется, разный характер,
    выявляя то острые противоречия с миром, то вынужденный компромисс.
    Реальные события революции 1905-1907 гг. получили своеобразное преломление в произведениях Куприна.
    Революционер должен быть воплощением высшей справедливости и
    внутренней силы, иначе он не имеет права распоряжаться человеческими судьбами. Такого образа нет в произведениях Куприна. Но есть герои, которые поклоняются высокому идеалу и не прощают себе слабость. Этот взгляд выражен в рассказе
    «Река жизни» (1906).
    Внутренней двойственностью человека Куприн объяснял и социальные явления эпохи. Подспудно, по его подозрению, существующая связь между человеческой душой и общественными событиями раскрыта в рассказе
    «Гамбринус» (1907).
    В коротком повествовании писатель нашел художественные принципы для создания большой, многонаселенной картины. Ее пейзажем стал «бойкий портовый город на юге
    России»,
    с его бытовой спецификой и
    достопримечательностями. Героями — «матросы разных наций, рыбаки,
    кочегары, веселые юнги, портовые воры, машинисты, рабочие, лодочники,
    грузчики, водолазы, контрабандисты».
    В дни политической реакции, погромов те же люди, которые были «умиленными светом грядущего братства», «шли теперь убивать». Причина еще страшнее действия:
    в каждом человеке живет
    «хитрый грязный дьявол»,
    нашептывающий о безнаказанном «любопытстве убийства, сладострастии насилия».
    Сашка, арестованный по навету погромщика и изуродованный в полицейском участке, возвращается сам и возвращает в кабачок музыку. Талант пробуждает угасшие было добрые чувства. Последнюю фразу: «Человека
    можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит» — можно,
    думается, отнести и к Сашке, и к благодарным его почитателям.
    Финал «Гамбринуса» : Разгулу кровавой стихии Куприн противопоставил искусство.
    Рассказы А.И. Куприна

    31
    «Мелитон»
    (ранее названный «Скит», 1900) два героя: старик крестьянин, некогда прогнанный сквозь солдатский строй, и лесной край. Их соотнесение доносит разные авторские раздумья. Горестные: «светлые майские сумерки», «молодая
    зеленая поросль» и — «постоянная печаль» ожидающего смерти Мелитона, о чём говорит его «чистая крестьянская рубаха». Но вместе с тем возникает мысль о гармонической слитности «чистой, простой, бедной жизни» с чарующей природой. Две сферы проявления красоты не расчленяются, в повествовании о Мелитоне и о сияющей ночи нет паузы. Даже жалкая хибарка старика оказывается частью чарующего мира: «...все уже блистало в полях <...>
    как бы в некоем сказочном царстве. А потом дивной красной звездой
    засветился огонек в караулке» ...
    Близок «Мелитону» и рассказ
    «Сосны» (1901). Митрофан тоже прожил «в
    батраках у жизни», прошел «всю ее лесную дорогу». Размышления о его судьбе приводят автора к убеждению в «тайной ненужности и в то же время
    значительности всего земного». О «Соснах» и сказал А. П. Чехов: «...очень ново, очень свежо, очень хорошо, только слишком компактно, вроде сгущенного бульона».
    В этих произведениях развита тема печальной красоты: сторожка среди глухого леса, блещущая звезда, мерцающий огонек. В рассказах углублен философско-нравственный поиск автора.
    В рассказах Бунина лирическое начало доминирует над эпическим. Именно поэтому творчество Бунина пропитано духовным и сиюминутным течением жизни.
    «Танька»
    Бунин раскрыл непереносимое одиночество «жадного и угрюмого» помещика.
    Его жалость к голодной девочке случайна, радость — иллюзорна. Тонко передана ущербность всего уклада существования. Выразительны здесь все лица, бытовые детали, потому что они даны через восприятие одинокой,
    тоскующей души. Везде — острое ощущение неуютной, опустошенной жизни.
    Всё вокруг тёмное, холодное, голодное, бедное, печальное. «… с началом зимы,
    для всех ребятишек начинались истинные мучения, проистекавшие, с одной стороны, от желания удрать из избы, пробежать по пояс в снегу через луг и,
    катаясь на ногах по первому синему льду пруда, бить по нем палками и слушать, как он гулькает, а с другой стороны — от грозных окриков матери» //
    «Тихим голосом пела она (мать) «старинные» песни, которые слыхала еще в девичестве, и Таньке часто хотелось от них плакать.»

    31
    «Учитель»
    писатель проникает в состояние «современных людей», жаждущих и не достигающих перемен. В центре повествования образ молодого учителя земской школы – Николая Ниловича Турбина, который приехал на место своей первой работы. Это молодой мечтательный человек, проживающий в мире своих иллюзий. Сначала он хотел стать священником, потом решил сделать свою школу образцовый, затем попасть на службу на завод и получать большое жалование. Он томится грезами о светлом дне, но безнадежно прощается с мечтой.
    «… сонное лицо Турбина. Оно было как мертвое: истомленное, страдальческое и кроткое.
    – Вот-те и педагог! – сказал он с сожалением. – Пропал малый!
    – Сирота небось! – задумчиво произнес печник.»
    Русская интеллигенция – сплошное сиротство, которое не имеет будущего и опоры.
    Мещанство, нигилизм, сытое мудрствование Бунин осуждает без тени снисхождения. Людям «без роду-племени», заблудшим сиротам всегда уделено теплое внимание. А самое большое сочувствие отдано крестьянам, оказавшимся перед неразрешимыми для них сложностями жизни.

    33
    Поэма «Девушка и Смерть» Максима Горького – гимн всепобеждающей земной любви. В самом начале произведения М. Горький рисует Смерть своевольной, а также изображает её в виде костлявой старухи с косою.
    И, озлясь, сживает Смерть со света иногда не тех, кого бы надо.
    В этих же строчках закладываются противоречия самому раннему фольклору, что смерть не имеет облика. Так же, идя в разрез представлениям древних славян, М.
    Горький приписывает Смерти человеческие чувства: «она была не в духе», «скучно век возиться с тухлым мясом», «хочется пожить». Всем этим М. Горький рисует нам конкретный, ясный образ Смерти, что отсутствует в фольклоре. Но стоит отметить,
    что именно он взят за основу данного образа. Дана и песня Смерти, где она дивится тому, что люди и доброго, и злого отпевают. Ответ же прост: людям высший суд не принадлежит, потому они и поступают так со всеми крещеными покойниками.
    Наконец, есть и смелый поэтический портрет влюбленной девушки наутро. Много просторечной, даже бранной (хам, блудня, дурак) лексики, есть и устаревшая (гляди- ко, доколе, уморю).
    В истории «Девушка и Смерть» М. Горький излагает свои взгляды на целый спектр вопросов: вера, существование смерти в мире, сила любви, отношение к государству.
    М. Горький «Девушка и смерть»

    34
    Описание грязной, отвратительной ночлежки вызывает неприятные ощущения. В этом месте выживает группа людей, выброшенных из социума. Все они совершенно разные, ранее вели другую жизнь, имели семьи, работу, уважение окружающих.
    Резкий поворот судьбы собрал персонажей вместе, когда они оказались на дне.
    В первую очередь следует выделить кардинальное различие мировоззрений.
    Каждый герой прошел свой путь. Для одного ночлежка – свобода, для другого –
    крайняя точка перед смертью. Единственное, что объединяет большинство ночлежников, — это безразличие к окружающим. Только Лука старается поддержать, вселить веру людям. Остальные живут своей правдой.
    Главный конфликт в пьесе «На дне» носит социальный характер. Все ночлежники ранее столкнулись с социальными проблемами. Клещ больше не смог работать,
    Настя потеряла возможность иметь семью, Актер навсегда лишился профессии,
    Барону пришлось отказаться от комфортной жизни. Ввиду обстоятельств Анна вынуждена голодать, Пепел – воровать, Настя – заниматься проституцией.
    Отдельно писатель рассматривает конфликт жителей пристанища и действительности. Однозначное решение отсутствует. В пьесе не раз говорится: жизнь, состояние человека зависят от его отношения, действий. Однако, рассмотрев
    Костылева, Василису, можно увидеть отсутствие человечности. Все их поступки предопределены получением выгоды, дохода. Именно эти герои являются хозяевами жизни.
    В бытовом конфликте пьесы присутствуют три персонажа – Наташа, Пепел,
    Василиса. Владелец ночлежки женился на Василисе, но она не любит мужа. Главная цель брака для нее – выбраться из нищеты.
    Несоответствие человека и общества описывается во многих эпизодах. Яркий пример – персонаж Сатин. Мужчина образованный, неглупый, знающий. Он вполне мог бы стать среднестатистическим членом общества, добиться уважения.
    М. Горький «На дне»
    1   2   3   4


    написать администратору сайта