Главная страница
Навигация по странице:

  • Б. Васильев «А зори здесь тихие…»

  • В. Астафьев «Царь-рыба»

  • В. Распутин «Прощание с матерой» 21Константин Михайлович Симонов

  • Стихотворения К. Симонова

  • Вампилова «Прощание в июне»

  • Произведения А.В. Вампилова 23Пьеса «Утиная охота»

  • В. Ерофеев «Москва-Петушки»

  • «Generation П»

  • литра егэ. 45 универсальных произведений. Сочинения 01Ф. М. Достоевский Преступление и наказание


    Скачать 2.2 Mb.
    НазваниеСочинения 01Ф. М. Достоевский Преступление и наказание
    Анкорлитра егэ
    Дата31.01.2023
    Размер2.2 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла45 универсальных произведений.pdf
    ТипДокументы
    #914758
    страница3 из 4
    1   2   3   4
    В. Белов «Привычное дело»

    18
    "Поэзия подвига и героизма" – основа всей повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие...".
    Подвигом юных девушек мы восхищаемся до сих пор.
    Никто не мог знать, что, получив задание пойти и захватить в плен двух немецких разведчиков, маленький отряд из шести человек наткнется на шестнадцать фашистских солдат. Силы несравнимы, но ни старшине, ни пятерым девушкам даже в голову не приходит отступить. Всем пяти юным зенитчицам суждено погибнуть в этом лесу. Всех девушек одинаково можно назвать подлинными героинями войны.
    Писатель описывает нам судьбы совершенно разных девушек, не сопоставив даже по характеру. (Например, Рита- нежная и богатая душой. Женя - озорная и смешная. Соня - поэтическая натура, отличница. Лиза- влюбчивая и любознательная. Галя - смешная.)
    Что может быть общего у этих разных девушек? Ничего. Но у них не возникает ни капли недопонимания,
    потому что они сближены обстоятельствами. Старшина Федот даже называет себя братом девушек,
    хотя намного старше их. Их всех сближает одно - они готовы отдать свою жизнь за Родину. И они не отступают ни при каких обстоятельствах.
    Гибель Гали Четвертах нельзя назвать подвигом. Но она старалась по мере своих сил.
    Смерть Сони Гурвич не случайна, она связана с самопожертвованием. Она бежала навстречу своей гибели, чтобы принести старшине кисет. Смерть
    Лизы Бричкиной страшна и мучительна. Она пала, когда спешила поскорее перейти болото и привести подмогу.
    Женя показывает свой героизм, убив немецкого солдата, чтобы спасти старшину. Она же бесстрашно купается на глазах у врагов, изображая деревенскую девушку. Она же отводит врагов подальше от раненой Риты.
    Этим двум девушкам было суждено погибнуть. Старшине Васкову было суждено похоронить всех девушек и до конца дней нести тяжесть от того,
    что не уберег их.
    Каждая из девушек оплатила свой "личный счет" к захватчикам. У Риты
    Осяниной на второй день войны погиб муж, у Жени на глазах расстреляли всю семью, родители Сони Гурвич погибли. Этот "личный счет" каждой связан со счетом всей страны. Огромное количество женщин и детей остались вдовами и сиротами. Поэтому, мстя немцам за себя, девушки мстили и за всю страну,
    за всех ее жителей.
    Повесть Б. Васильева "А зори здесь тихие..." — это чистое и светлое произведение о том, что в исключительных обстоятельствах человек,
    преданный Родине и готовый пожертвовать собой, становится героем.
    Б. Васильев «А зори здесь тихие…»

    19
    Царь-рыбой в давние времена называли осетра, одну из самых ценных рыб. В
    рассказе и всем цикле этот мифический образ-символ гигантской рыбы олицетворяет собой всю природу, силу стихийную и властную над человеком.
    Это природа-мать, несущая в себе новую жизнь – множество икринок. Также в рассказе она олицетворяет судьбу и нравственное начало, способное судить и наказывать человека за его проступки.
    Рассказ раскрывает взаимоотношения человека с природой и другими людьми. Отношение человека к природе становится показателем духовного состояния личности, его моральных качеств.
    Главный герой, Зиновий Игнатьич, занимается браконьерством и незаконно ловит рыбу, хотя в ней не особо нуждается, им движет жадность. Он считает себя царем природы, думает, что она ему подвластна. Хочет поймать царь-рыбу, чтобы похвалиться перед односельчанами, и не зовет на помощь, потому что из-за жадности жалеет, что нужно делить добычу. За такое отношение к природе и жизни его и наказывает мифический осетр,
    ставя его в пограничную ситуацию между жизнью и смертью, чтобы герой осознал свои грехи и покаялся, испытал катарсис и духовно очистился.
    По мере борьбы с осетром, который опрокидывает лодку и рыбака, герой вспоминает прошлое и думает, за что его могла так покарать судьба.
    Запутавшись в своих же снастях, Игнатьич оказался с царь-рыбой на равных:
    они оба стремились освободиться, но крючки ранили их всё больше.
    И тогда Игнатьичу вспомнилась история, рассказанная старым дедом- рыбаком: если у тебя на душе есть какой-нибудь грех, царь-рыба тебя погубит. Игнатьич стал вспоминать обо всех своих прегрешениях, и ему пришло в голову, что когда-то он поглумился над своей невестой Глашей, так любившей его... Игнатьич просит у девушки прощения и молится о своём спасении. И царь-рыба высвобождается из рыболовных снастей, перестаёт затягивать Игнатьича на глубину. Игнатьич чувствует, что он освободился
    — не только от рыбы, но и от давней душевной тяжести. Начинается новая жизнь.
    Смысл рассказа «Царь-рыба» заключается в том, что человек — не царь природы, она сильнее его. Человек своими поступками вредит экологии, хотя должен жить в гармонии с окружающим миром и не злоупотреблять его ресурсами. За плохое обращение с матерью-природой, попытки покорить и подчинить ее себе, главный герой наказывается «свыше».
    Главная мысль рассказа «Царь-рыба» состоит в нравственном очищении
    Игнатьича, которому была необходима эта встреча. В его воспоминаниях о
    Глаше мы видим негативные стороны его личности, трусость, жажду мести.
    Но в итоге герой кается и просит прощения, он понимает, что поступал плохо, и это его очень мучает. Мы видим, что он неплохой человек, чтобы встать на путь нравственности ему нужно озарение, что с ним и происходит в итоге борьбы с царь-рыбой.
    В. Астафьев «Царь-рыба»

    20
    «Прощание с Матерой» – это твердое убеждение В. Г. Распутина в том, что человек является частью природы, а потому не может быть победителем.
    Вся его агрессия против природы – всегда проигрыш человека. Автор демонстрирует это одной из самых трогательных сцен – прощание Дарьи с могилами родителей: «Воротца на кладбище были распахнуты, а сразу за
    воротцами, на первой же полянке, чернела большим пятном выжженная земля.
    Дарья вскинула голову и не увидела на могилках ни крестов, ни тумбочек, ни
    оградок под один огонь и дым сделано Дарья не почувствовала ни возмущения,
    ни обиды – один конец. Много чего было видано и вынесено с той поры – сердце
    закаменело. Один, один конец... Она повернула влево и отыскала в глубине
    леска холмик, под которым лежали отец и мать, те, кто дал ей жизнь. Холмик
    был запачкан землей от вывернутого креста. Она прикрыла глаза, чтоб не
    видеть ни дыма, ни разоренных могил...».
    Старики Матеры, отстаивая свое право жить согласно издревле установленным традициям, в глазах автора – настоящие святые. Авторский выбор выглядит одновременно и естественным, и необычным. С благодарностью и любовью рисует В. Г. Распутин людей, отдавших силы земле, слитых с нею трудом, не расставшихся с Богом, выше всего ставящих совесть.
    Он выстраивает четкую организацию Матеры как деревни (человеческого сообщества) и как острова (части флоры и фауны). Кроме описания ветхих домиков и уклада жизни жителей Матеры, здесь присутствуют обильные лесные и луговые пейзажи, символ острова «царский листвень». Остров, полный жизни, обречен на погибель, потому что так решил Человек. Распутин не соглашается с такой позицией:
    – Человек – царь природы, – подсказал Андрей.
    – Вот-вот, царь. Поцарюет, поцарюет да загорюет. .. [ответила Дарья].
    Природа – мать, которую следует беречь; недаром автор берет в качестве названия острова однокоренное слово «Матера». От «матери» и «Матеры» получается одно прилагательное – «материнский». Выходит, что отношения матери и сына в произведении мы видим не только на частном примере Дарьи, ярой защитницы родной земли, и Павла, который сомневается в правильности борьбы за остров, но в глобальном смысле – Природе противостоит своей части в лице Человека.
    Распутин не является противником прогресса, но он протестует против потери связи людей и фауны. Устами Дарьи он говорит, что человек теряет себя в погоне за инновациями и начинает служить машинам.
    В. Распутин «Прощание с матерой»

    21
    Константин Михайлович Симонов
    К 1941 году Константин Симонов уже понимал, что такое война – для него она началась в 1939 году на Халкин-Голе. Военный корреспондент, он понимал, как опасно находиться на линии фронта .
    «Жди меня» самое известное стихотворение военных лет. Война здесь отображается в призме личных отношений, обострения родственных и любовных чувств. Анафорический повтор, сакральное «Жди» звучит как молитва. Тягостность ожидания очень выразительно передает обращение к смене времен года, перечисление череды возможных событий. Вместе с тем в стихотворении доминирует уверенность в грядущей встрече, а значит и уверенность в победе. В первой части он рассказывает о том, как тяжело и грустно ждать любимого с фронта – времена года сменяются, письма перестали приходить, многие женщины уже разуверились в том, что их солдат вернётся.
    Вторая часть самая эмоционально насыщенная, развивающая идею: уже и её любимого никто не ждёт. Мать, родители, ребёнок – все поверили в то, что его нет, и поминают его душу.
    Третья часть – это награда за ожидание, за преданность. Герой выжил и возвращается именно благодаря тому, что его так горячо и верно ждали.
    Также всенародное признание имеет стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» (1941), Драма вынужденного отступления воспринимается лирическим героем как глубоко личная трагедия.
    Выразительные детали скорбных пространств — кресты деревенских погостов — передают боль переживаний о потерянных друзьях-товарищах.
    Дождь — слезы, устойчивый поэтизм и воспоминания о «бесконечных злых дождях» вызывают ассоциацию со злыми, горькими слезами отступавших солдат. Образ родины- матери олицетворяется в образе «усталой женщины», не осуждающей отступающих, а несущей им хлеб, «как встарь повелось на великой Руси». Выразительно слово «встарь»: перемогли, переможем! Отсюда проистекают гордость лирического героя за свою Родину, за свой народ и уверенность в победе.
    Стихотворения К. Симонова

    22
    В центре авторского внимания человек, терзаемый внутренними противоречиями, неспособный достигнуть гармонии.
    Таков герой первой многоактной пьесы
    Вампилова «Прощание в июне» - студент-биолог Колесов. Пьеса имеет кольцевую композицию, что придаёт ей ярко выраженный притчевый характер. Драма начинается и заканчивается на автобусной остановке, где Колесов познакомился с Таней; рядом, в старом доме, звучат кем-то разучиваемые гаммы, молодые герои мечтают о любви, о
    «беге босиком по лугу». Казалось бы, ничто не предвещает неприятностей: герой вот-вот закончит университет, он умён и талантлив, его ждёт карьера учёного. Но неожиданно в действие пьесы врывается целый каскад случайностей, на первый взгляд смешных и нелепых, однако влекущих за собой серьёзные последствия -вплоть до милицейского протокола, наказания за мелкое хулиганство и исключения из университета.
    Драматург ставит своего героя перед жёсткой необходимостью выбора между конформизмом и независимостью: или диплом, или встречи с Таней, которая оказывается дочерью ректора Репникова. Поначалу Колесов надеется «выиграть время» и не принимать окончательного решения, не починяться правилам игры Репникова, но тот настроен резко недоброжелательно.
    Жизнь, действительно, быстро корректирует мечты и надежды Колесова, ему приходится сдаться. Но и на этом мучительные сомнения героя не прекращаются. В ответ на вопрос Золотуева: «Получил, значит, образование?
    Как это ты? Сколько дал?» - герой с горькой иронией отвечает: «Много дал…
    Много, дядя, вам столько и не снилось…»
    В самом деле, стоит ли диплом (а значит, возможность устроиться в жизни) отказа от самого себя? Ведь Колесов не Таню предает, а свои собственные убеждения. В финале он рвёт злополучный диплом, за который так дорого заплатил. Спасёт ли это разрушенные отношения, вернёт ли душевный покой и былую уверенность в своих силах? Этот вопрос Вампилов оставляет открытым.
    Произведения А.В. Вампилова

    23
    Пьеса «Утиная охота»
    написанная в 1970 году, воплотила судьбу поколения «эпохи застоя». Уже в ремарках подчеркивается типический характер изображаемых событий:
    типовая городская квартира, обыкновенная мебель, бытовой беспорядок,
    свидетельствующий о неустроенности в душевной жизни Виктора Зилова,
    главного героя произведения.
    Главной проблемой, положенной в основу этого произведения, является снижение роли духовных ценностей. Вампилов показывает читателям полтора месяца из жизни Виктора Зилова. Его воспоминания становятся сюжетной линией. Утиная охота для главного героя – свобода, возможность вырваться из общественных оков того времени. Это избавление, начало нового и счастливого пути. События, следующие один за другим, воспоминания самого героя выстраиваются в логическую цепочку, поясняющих постепенно,
    отчего жизнь пуста и способен ли изменить ее. Вампилов дает авторскую характеристику Зилову, которая настораживает читателя: "Он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В
    то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда". Напоминает Евгения Базарова - небрежность, скука,
    уверенность в себе:происхождение которых невозможно определить с первого взгляда.
    Зилов одинок, и "одинокость" его усиливается после скандала. "Друзья"
    присылают венок. И Зилов готов принять их вызов - покончить счеты с жизнью, не хочет ехать на охоту, гонит своих «спасателей".
    Психологически тонко исследует Вампилов характер Зилова, пробуждает потребность переоценить те истины, которые казались непреложными,
    ведет к нравственной душевной зрелости человека. У читателя не рождается чувство безнадежности, он верит, что урок, преподанный герою жизнью, сделает его лучше, а читатель обогатится опытом его, задумается о себе и окружающих его людях.

    24
    Герой поэмы – Венечка, алкоголик, спившийся интеллигент, отправляется на электричке из Москвы в Петушки в поисках упоения. Если в литературе предшествующего периода Москва являлась сакральным центром, к которому устремлялись герои, то для Венечки таким сакральным местом становятся Петушки.
    «Это место, где ни зимой, ни летом не отцветает жасмин, где птичье пение не молкнет ни ночью, ни днем, где его ждут любимая женщина и ребенок». Исходный же пункт, Москва, ассоциируется с дьявольским началом.
    На сюжетном уровне текст представляет собой достоверную картину похмельной исповеди философствующего алкоголика. Алкоголь является тем стержнем, на который нанизан сюжет Ерофеева. Герой проходит все ступени опьянения: от первого спасительного глотка до мучительного отсутствия последнего. И в строгом соответствии этого пути выстраивается композиция. По мере продвижения к
    Петушкам в тексте нарастают элементы бреда и абсурда.
    Параллельно этому через монологи, диалоги раскрывается сокровенная душа героя. Образ главного героя не соответствует литературным канонам 70х гг.: он лишен социальной детерминированности,
    общественно значимой мотивированности, он политически неграмотен, но парадокс в том, что именно эти черты позволяют его назвать положительным героем, человеком непонятым,
    отвергнутым.
    Его характер создается как характер человека,
    смиренно принимающего несправедливость мира, покорно терпящего пренебрежение окружающих. Его пьянство – не проявление слабости характера, не следствие социальных пороков и не протест против существующих порядков; это мученичество, страдание, возложенное героем на себя сознательно и добровольно.
    Тип поведения героя определяется по-разному исследователями. Некоторые считают, что это форма юродства, шутовства, некоторые относят логику поведения героя к традиции русского скоморошества. Однако иронический ракурс в поэме позволяет некоторым ученым считать, что это не собственно ирония, а противоирония, т.е. выворачивание иронического наизнанку и восстановление серьезности, но без прямоты и однозначности.
    На это указывает обилие библейских цитат и реминисценций. Пародийно- иронический персонаж становится воплощением больной совести человечества. И
    подобно Христу он берет на себя грехи и расплачивается за них собственной жизнью.
    В. Ерофеев «Москва-Петушки»

    25
    Действие романа разворачивается в Москве 1990-х годов. Главный герой романа

    Вавилен
    Татарский,
    интеллигентный юноша,
    выпускник
    Литературного института. Он собирательный образ «поколения П»
    (поколения семидесятых).
    Роман представляет собой пародию на антиутопию с описанием многочисленных рекламных роликов и изображением выдуманной реальности.
    Сюжет: Благодаря случайности он попадает в мир рекламы и открывает у себя талант — сочинять рекламные слоганы. Он становится сначала копирайтером, затем «криэйтором». Задачей Вавилена - адаптация рекламы зарубежных товаров к отечественной ментальности. Затем Татарский становится творцом телевизионной реальности, замещающей реальность окружающую.
    Татарский участвует в
    создании телеобразов государственных деятелей и самой политической жизни страны с помощью компьютерных технологий. Однако он постоянно мучается «вечными вопросами», кто же всё-таки этим управляет, и в конце становится живым богом, земным мужем богини Иштар.
    «Generation П» — роман, поднимающий вопрос власти. По мнению Пелевина,
    быт и обыденность оттесняют стремление к свободе. Власть это прекрасно осознает, и для большей зависимости народа «вкачивает в мозги потребителя» фальшивые символы: утюг, лимонад, кроссовки и многое, многое другое, что можно встретить на рекламных вывесках и в рекламных акциях.
    Это, казалось бы, делает человечество свободным, на самом же деле порабощает его, делает зависимым от вещей. Пелевин как писатель новой эпохи не может мириться с
    создавшейся действительностью.
    Неудовлетворенность жизнью заставляет его задуматься над тем, где же истина. И не находя ответа на этот вопрос, человек вынужден прийти к выводу, что жизнь состоит из бессмыслицы и обыденности. Пелевин много раз доказывает своим читателям, что не всегда реальное — реально, а нереальное
    — нереально. И как бы парадоксально это ни звучало, все же позиция писателя была принята общественностью и оценена по достоинству.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта