Социальная экология. Социальная экология Вопросы к зачету. Социальная экология Вопросы к зачету
Скачать 49.71 Kb.
|
Социальная экология Вопросы к зачету 1. История появления и развития социальной экологии. Возникновение и последующее развитие социальной экологии явились естественным следствием возрастающего интереса представителей различных гуманитарных дисциплин (социологии, экономической науки, политологии, психологии) к проблемам взаимодействия человека и окружающей среды. Термин «социальная экология» впервые использовали американские ученые Р.Парк и Э.Берджесс в 1921 г. для определения внутреннего механизма развития «капиталистического города». Под термином «социальная экология» они понимали прежде всего процесс планирования и развития урбанизации больших городов как эпицентра взаимодействия общества и природы. Большинство же исследователей склонно к тому, что развитие социальной экологии начинается после первой мировой войны, тогда же появляются попытки определения и ее предмета. Факторы которые повлияли на возникновение и развитие Во-первых, появились новые понятия в изучении человека как общественного существа. Во-вторых, с введением новых понятий в экологии (биоценоз, экосистема, биосфера) стала очевидной необходимость исследования закономерностей в природе с учетом данных не только естественных, но и общественных наук. В-третьих, исследования ученых привели к выводу о возможности существования человека в условиях ухудшающегося состояния окружающей среды, вызванного нарушением экологического равновесия. В-четвертых, на возникновение и формирование социальной экологии оказало влияние также и то, что угроза экологическому равновесию и его нарушения возникают не только как конфликт индивида или группы с его природной средой, но и как результат сложного взаимоотношения трех совокупностей систем: природной, технической и социальной. Стремление ученых познать эти системы привело к возникновению и развитию социальной экологии, с целью их координации во имя защиты и охраны окружающей среды человека (как природного и общественного существа). Признание социальная экология как наука получила на Всемирном социологическом конгрессе (Варна, 1970), когда был создан исследовательский комитет Международной Социологической Ассоциации по социальной экологии и, тем самым, предпосылки для ее более быстрого развития и более четкого определения ее предмета. Таким образом, возникновение и развитие социальной экологии тесно связано с распространенным подходом, согласно которому физический (природный) и социальный мир нельзя рассматривать изолированно друг от друга, а для защиты природы от разрушения требуется создание социоэкологических механизмов, защищающих это равновесие. Итак, социальная экология изучает отношения человека и его среды обитания, анализирует в контексте социальные процессы (и отношения), учитывая при этом особенности человека как природно-общественного существа, что влияет и на элементы его среды обитания, и на его отношения к ним. Социальная экология опирается на знания гуманной экологии. Главной целью социальной экологии является оптимизация сосуществования человека и окружающей среды на системной основе. Социальная экология как наука имеет свои специфические задачи и функции. Её главными задачами являются: 1) исследование отношения между человеческими сообществами и окружающей географически-пространственной, социальной и культурной средой; 2) исследование прямого и побочного влияния производственной деятельности на состав и свойства окружающей среды; 3) изучение вопросов управления и рационализации взаимоотношений человека и природы; 4) предложение эффективных способов воздействия на окружающую среду, которые бы не только предотвращали катастрофические последствия, но и позволяли существенно улучшить биологические и социальные условия развития человека и всего живого на Земле; 5) экологическое просвещение, воспитание, образование. Содержание социальной экологии проявляется в функциях. Природоохранная функция социальной экологии состоит в изучении взаимодействия человека с окружающей природной и социальной средой; в рассмотрении вопросов развития экологической демографии, миграционных процессов, сохранения и развития здоровья, совершенствования физических и психологических возможностей человека, влияния различных факторов окружающей среды на человеческий организм; охраны человека от природных катаклизмов (наводнения, землетрясения); охраны природы от варварского отношения к ней человека. Теоретическая функция социальной экологии имеет своей целью, прежде всего, разработку основных концептуальных парадигм (примеров), объясняющих характер экологического развития общества, человека и природы на разных исторических этапах. Прагматический аспект экологии находит свое воплощение в повышении профессиональной значимости кадров экологов. Прогностическая функция предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив человеческого пребывания на нашей планете, принятие кардинальных решений, решительных действий всех людей мира, чтобы избежать экологической катастрофы. Как и всякая наука, экология обладает целым комплексом различных методов и приемов исследований. Одна часть этих методов носит общенаучный, другая часть специфический характер. Экологическая наука в своем развитии использовала методы и данные географии, геологии, биологии, антропологии для изучения древнейших этапов человеческой истории. Сегодня социальная экология признана как учебная дисциплина и интегративная наука, которая включает ряд общих теорий и наиболее общих законов движения природы, общества и мышления. Первая часть социальной экологии – общая теория природопользования. Она состоит из учений о биосфере и об охране природы, о рациональном использовании природных ресурсов и теории экологической технологии. Вторая часть – это глобальная (или общая) экология, куда входят общее землеведение, экологическое и технологическое ресурсоведение, учение о преобразовании биосферы и космонавтика. Третья часть – экология человека, которая объединяет демографию, органическую медицину, общую геронтологию, антропогенетику, учения о защите и улучшении окружающей среды. 2. Поведение человека в естественной и социальной среде. Поэтому, когда речь идет о человеке, под естественной средой обитания понимается комплекс условий, как естественных, так и искусственных, созданных самим человеком. Только небольшая часть людей продолжает жить по законам природы, будучи слитой с ней: это люди, находящиеся на ступени первобытнообщинного строя, которые либо не поддерживают связей с цивилизацией, либо поддерживают самые минимальные связи на уровне элементарного обмена. По мнению Т.И.Кулапиной, при выборе индивидом какого-либо варианта поведения на него оказывают влияние следующие элементы среды: -культура (усвоенные человеком моральные установки, нормы, ценности, а также нормы и ценности, доминирующие в его микросоциуме); - стрессовые факторы и другие источники напряженности; - физические и социальные условия, необходимые индивиду для нормальной жизнедеятельности. Тем не менее разговор о поведении человека в естественной среде вполне правомерен и оправдан с учетом приведенных замечаний. Здесь можно выделить два взаимосвязанных аспекта - пространственный и временной. Что касается первого аспекта, т. е. пространственного, то давно известно, что поведение человека приобретает свою специфику в зависимости от места, где он находится или постоянно проживает. Мы уже отмечали влияние климатических условии на характер поведения. Известно, например, что южане в своем поведении более общительны, шумливы, разговорчивы; северяне - более сдержаны, обстоятельны, менее экспансивны. Кроме того, на поведение человека влияет сам образ жизни, определяемый местом. Поведение горожанина значительно отличается от поведения селянина, более того, поведение жителя мегаполиса отличается от поведения провинциального горожанина. Существует немало интересных теорий, в которых рассматриваются вопросы, касающиеся влияния среды на человека. Одной из них является «энвайроментализм». В этой теории первостепенное значение придается влиянию на человека природной среды, подчеркивается, что природное окружение жестко регламентирует условия жизни людей. Здесь поведение человека рассматривается как ориентированное на приспособление к обстоятельствам, которые формируются природной средой. Поведение человека исследуется как совокупность реакций на различные раздражители. Раздражителями могут выступать рельеф местности, растительность, климат, почва и т.д. Принимается во внимание, что человек всегда подвергается воздействию стихийных сил природы, которые находятся вне его контроля. Американская исследовательница Э.Ч.Семпл, разработавшая концепцию географического детерминизма, утверждает, что человек - продукт земной поверхности. Она выделяет четыре главных воздействия природной среды: прямые физические, экономические, социальные воздействия, которые вызывают миграцию людей. Здесь заметно взаимовлияние концепции географического детерминизма и бихевиористской психологии, особенно при описании человеческого поведения. Географический детерминизм в этом случае выводится из бихевиористского принципа «стимул-реакция», а природная среда рассматривается как совокупность стимулов, на которые человек вынужден реагировать. Французские ученые В. Блаш, Ж. Брюн и др. противопоставили географическому детерминизму поссибилизм. С их точки зрения, человек является активным элементом, а окружающая среда представляет собой арену для его деятельности. Они считают, что доминирует не жесткая необходимость, а совокупность возможностей, которые человек выбирает и реализует. Существует еще одна теория - географический пробабилизм, автором которой является О.Спат и которая занимает промежуточное место между детерминизмом и поссибилизмом. Согласно этой теории одни природные условия создают более благоприятные возможности развития человека, другие - менее благоприятные. Поведение человека в социальной среде. Человек живет не только в природе и искусственно созданной естественной среде, но и в социуме, включающем в себя других людей и продукты культуры, созданные ими. Поэтому его поведение будет существенно различаться в зависимости от принадлежности к той или иной нации, конкретной группе, тому или иному обществу; оно будет разным в быту и на производстве, в учебном заведении и на улице. Эта тема настолько многообразна и разнопланова, что здесь мы обратим внимание только на самые общие моменты. Во-первых, поведение конкретного индивида детерминировано принадлежностью к нации. Недаром в науке в качестве самостоятельной ставится проблема национального характера. Существует масса стереотипов, т. е. схематизации и упрощений, где предпринимается попытка в сжатом виде описать некоторый характер и определяемую им манеру поведения. Например, англичане - люди чопорные и приверженные традициям, немцы - пунктуальны и последовательны, французы - общительны и влюбчивы, а суть русского характера очень хорошо выразил писатель С.Максимов в свое время: русский человек уповает на «авось», «небось» и «как-нибудь»! Несомненно, все это упрощения, причем иногда неоправданные, но тем не менее доля истины в них есть. Манера поведения поляка отличается от манеры поведения араба, манера поведения русского - от манеры поведения американца и т. п. Во-вторых, поведение человека определяется его религиозной принадлежностью. Для мусульман характерно обостренное чувство мусульманской самоидентификации, доходящее до противопоставления другим - немусульманам; индусы же, наоборот, очень терпимы; христианин склонен к нравственной оценке, этическому анализу происходящего; буддист придерживается тактики дис-танцирования и т. д. Национальное и религиозное могут сочетаться самым причудливым образом, определяя индивидуально-национальный стиль поведения, что выражается в особых взглядах, традициях, оценках, запретах. В-третьих, поведение человека во многом определяется той группой, в рамках которой протекает его жизнь. Каждая группа, начиная с больших, например, общество, заканчивая малыми: трудовой коллектив, семья и т.п., формирует присущие ее членам взгляды, установки, ценности, которые и определяют своеобразное поведение человека. Каждая группа вырабатывает свой особый кодекс поведения, свои правила. 1. История появления и развития социальной экологии. Социальная экология (социальный аспект антропоэкологии) является разделом общей экологии человека, рассматривающим процессы взаимодействия общностей людей с их внешним природным и социальным окружением, динамику этих процессов и их последствия. Труды П. Сорокина, как и работы чикагской экологической школы, создавали методологическую основу новой социологической дисциплины – социальной экологии. Термин «социальная экология» появился благодаря социальным психологам – американским исследователям Р. Парку и Е. Берджесу(Чикагская школа). Они впервые употребили этот термин в 1921 г. в своей работе по теории поведения населения в городской среде.Социальная экология была официально признана на государственном уровне в первой четверти ХХ века. В 1922 г. Х. Берроуз обратился к американской ассоциации географов с президентским адресом, который назывался «География как экология человека». Основная мысль этого обращения: приблизить экологию к человеку. Всемирную известность получила чикагская школа экологии человека: изучение взаимных отношений человека как целостного организма с его целостным окружением. Вот тогда-то экология и социология впервые пришли в тесное взаимодействие. Существенный прогресс в развитии социальной экологии и процессе ее обособления от биоэкологии произошел в 60-е годы. Особую роль в этом сыграл состоявшийся в 1966 г. Всемирный конгресс социологов. Быстрое развитие социальной экологии в последующие годы привело к тому, что на очередном конгрессе социологов, прошедшем в Варне в 1970 г., было принято решение создать Исследовательский комитет Всемирного объединения социологов по проблемам социальной экологии.В нашей стране к концу 70-х годов также сложились условия для выделения социально-экологической проблематики в самостоятельное направление междисциплинарных исследований. 2. Поведение человека в естественной и социальной среде. Поведение человека в естественной среде. Под естественной средой обитания понимается комплекс условий, как естественных, так и искусственных, созданных самим человеком. Только небольшая часть людей продолжает жить по законам природы, будучи слитой с ней: это люди, находящиеся на ступени первобытнообщинного строя, которые либо не поддерживают связей с цивилизацией, либо поддерживают самые минимальные связи на уровне элементарного обмена. Взаимосвязанные аспекты: Пространственный - поведение человека приобретает свою специфику в зависимости от места, где он находится или постоянно проживает. Южане в своем поведении более общительны, шумливы, разговорчивы; северяне - более сдержаны, обстоятельны, менее экспансивны. Кроме того, на поведение человека влияет сам образ жизни, определяемый местом. Поведение горожанина значительно отличается от поведения селянина, более того, поведение жителя мегаполиса отличается от поведения провинциального горожанина. Психолог Роджер Баркер объединяет поведение человека и среду в единую экоповеденческую систему. Для описания этой системы он вводит понятие, которое является и единицей измерения - «место поведения» - это объективная пространственно-временная ситуация, с присущей ей определенной совокупностью форм поведения. Временной аспект - Каждый индивид - продукт своего времени, живет и мыслит категориями своей эпохи, дает оценки прошлому с точки зрения того, что он переживает сейчас, в данный момент, в настоящее время. Существует некоторая устойчивая тенденция, когда прошлое оценивается скептически и снисходительно, а будущее воспринимается с некоторой опаской и одновременно с надеждой. Поведение человека в социальной среде. Человек живет не только в природе и искусственно созданной естественной среде, но и в социуме, включающем в себя других людей и продукты культуры, созданные ими. Поэтому его поведение будет существенно различаться в зависимости от принадлежности к той или иной нации, конкретной группе, тому или иному обществу; оно будет разным в быту и на производстве, в учебном заведении и на улице. 1) Поведение конкретного индивида детерминировано принадлежностью к нации. Например, англичане - люди чопорные и приверженные традициям, немцы - пунктуальны и последовательны, французы - общительны и влюбчивы. 2) Поведение человека определяется его религиозной принадлежностью. Для мусульман характерно обостренное чувство мусульманской самоидентификации, доходящее до противопоставления другим - немусульманам; индусы же, наоборот, очень терпимы; христианин склонен к нравственной оценке, буддист придерживается тактики дис-танцирования и т. д. 3) Поведение человека во многом определяется той группой, в рамках которой протекает его жизнь. Каждая группа, начиная с больших, например, общество, заканчивая малыми: трудовой коллектив, семья и т.п., формирует присущие ее членам взгляды, установки, ценности, которые и определяют своеобразное поведение человека. Каждая группа вырабатывает свой особый кодекс поведения, свои правила. Поэтому поведение человека на производстве будет несколько отличаться от его поведения в быту. 4) Поведение человека определяется его внутренней средой. Здесь выделяются два аспекта. Первый аспект связан с состоянием организма, второй - с состоянием человека как личности. Хорошо известно, что если человеку плохо, если он чувствует себя неважно из-за недомогания, то и поведение его будет отличаться раздражительностью, апатией, неадекватностью оценок и т. п. Наоборот, хорошее физическое состояние в большей степени стимулирует работоспособность, умение адекватно реагировать на раздражители и принимать правильные решения. 3. Преступность как фактор среды. 4. Потребности как источник активности личности. Потребности – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах необходимых для его существования и развития. Они проявляются в форме состояний организма и психики человека. По мере удовлетворения та или иная потребность перестает существовать, функционировать (и действовать) как реальное состояние дискомфорта. Существуют различные классификаций потребностей. Потребности различают по происхождениюи по предмету. По своему происхождению выделяют потребности естественные (простые) и культурные (сложные). Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства. Неудовлетворение приводит к гибели. Культурные потребности обусловлены уровнем развития цивилизации, особенностями жизни и деятельности человека. В них выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры; их корни целиком лежат в границах человеческой истории. По предмету выделяют материальные и духовные потребности. В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в жилище, одежде, предметах быта). Духовные потребности выявляют зависимость от продуктов общественного сознания: потребности в общественной деятельности, труде, общении друг с другом, приобретении знаний, изучении наук и искусств, в творчестве и т.п. Потребности человека во многом обусловлены внешними обстоятельствами, предметами и явлениями объективно существующей вне человека реальности – объектами потребностей. Объект, ставший для человека потребностью, преобразуется в ее цель, побуждая и активизируя человека. По мере развития человека (физиологического и психологического), становления его как личности развиваются, видоизменяются и его потребности. Процесс удовлетворения человеком своих потребностей связан с его взаимодействием со средой, с объектами потребностей, использованием средств и способов этого взаимодействия, что, в свою очередь, ведет к формированию и развитию личностных качеств и свойств личности. Из этого следует – удовлетворение потребностей человека выступает одним из важнейших условий его всестороннего развития, формирования и становления. Наиболее популярной как в западной, так и в отечественной психологии является концепция потребностей известного американского психолога А. Маслоу. Согласно этой концепции, все потребности человека являются врожденными и в мотивационной сфере образуют иерархическую систему приоритетов. 5. Природоохранная (экологическая) пропаганда. Отбор и широкое распространение через органы массовой информации и коммуникации (газеты, радио, телевидение, журналы, публичные лекции и тому подобное) фактов, взглядов и идей, обеспечивающих формирование экологического мировоззрения, понимание необходимости гармоничного взаимодействия человека с природой. Экологизация сознания означает экологизацию потребностей, мотивов поведения и самого поведения современного человека. Основой формирования экологического сознания является экологическая информация. Поэтому на Международном форуме «Мода и экология» (Берлин, август 1994 г.) была особо подчеркнута важность обеспечения торговли и потребителей достоверной информацией о воздействии тех или иных товаров на человека. Было принято решение о создании банка данных об экологически чистой продукции с учетом всего производственного цикла. Принцип стимулирования производства и потребления экологической продукции постепенно становится всеобщим. Решить задачу утверждения в общественном сознании ценностей экологической этики можно путем продвижения на рынке продуктов, способствующих экологически верному поведению, агитации потребителя в пользу «органичного образа жизни». На это ориентируется реклама тех компаний, которые специализируются на производстве экологически чистой продукции. Так, американская компания «Эспри» в рекламе своей недешевой одежды делала акцент на то, что полученная прибыль пойдет на борьбу против уничтожения лесов по берегам Амазонки. Становится общепринятым, что источником средств для борьбы с загрязнением окружающей среды являются расходы потребителей на приобретение экологически чистой продукции. 6. Миграции населения: суть процесса, стадии миграции, виды миграций и виды мигрантов, основные миграционные потоки последних десятилетий. Миграция населения — переселение людей из одного региона (государства) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния. Различные типы миграции включают: внешнюю и внутреннюю сезонную миграцию туристов и сельскохозяйственных рабочих; миграцию из сельской местности в города, происходящую в развивающихся странах в процессе индустриализации (урбанизация); миграцию из городов в сельскую местность, более распространённую в развитых странах (рурализация); кочевничество и паломничество временную и долгосрочную маятниковую приграничную или транзитную нелегальную Классификация по формам: общественно организованное неорганизованное Классификация по причинам: экономическая социальная культурная политическая военная Классификация по стадиям: принятие решений территориальное перемещение адаптация Причинами внутренних миграций являются поиск работы, улучшение жилищных условий, повышение уровня и изменение образа жизни . Внутренние миграции особенно распространены в странах с обширной территорией, разнообразными природно-климатическими и экономическими условиями. В странах с обширной территорией значительное место занимают сезонные миграции рабочей силы — временные перемещения рабочей силы в сельскую местность для выполнения сезонных и сельскохозяйственных работ, и из сельской местности временное сезонное перемещение в город — отходничество. Основной причиной международной миграции является экономическая: разница в уровне заработной платы, которая может быть получена за одинаковую работу в разных странах мира. Нехватка специалистов той или иной профессии в определённом регионе повышает заработную плату для этой профессии и, соответственно, стимулирует приток мигрантов. Для внешних миграций рабочей силы характерным является увеличивающийся удельный вес в её составе высококвалифицированных специалистов. Начало данной форме миграции было положено в 1930-х годах, когда США получили возможность отбора учёных-беженцев из нацистской Германии. На современном этапе главные направления миграции высококвалифицированных специалистов — из стран Восточной Европы в США, Канаду, ряд стран Западной Европы. Вынужденная миграция может служить средством социального контроля авторитарных режимов, тогда как добровольная миграция является средством социальной адаптации и причиной роста городского населения. 7. Антропоэкологические проблемы в связи с миграциями. Экологическая миграция. Экологическая миграция — процесс миграции населения, связанный с экологическими факторами, включая природные и техногенные катастрофы. ООН выделяет шесть основных факторов экологических миграций: элементарные разрушения (циклоны, вулканы, землетрясения и другие естественные бедствия); биологические разрушения (насекомые, вредители, флора); техногенные разрушения, вызванные взаимодействием экологических и человеческих действий в течение длительного периода (вырубка лесов, деградация земли, эрозия почвы, опустынивание и т. д.); случайные разрушения как побочные продукты индустриальной революции (например, отравления при использовании химикатов и т. д.); разрушения, вызванные развитием и урбанизацией; разрушения, вызванные войной. 8. Антропоэкологические проблемы при миграциях. сырьевой, причинами которого являются высокие темпы потребления минеральных ресурсов, некомплексный характер их добычи и переработки, ориентация на экстенсивное природоэксплуатирующее производство, слабое использование отходов производства и вторичного сырья; разрушение естественных экосистем на огромных территориях, которые могут быть вызваны необходимостью размещения переселенцев, беженцев и т. п 9. Антропоэкологические проблемы армии и военно-промышленного комплекса. Военно-промышленный комплекс (ВПК) относится к одному из основных природопользователей, влияние которого на окружающую среду обладает большой разрушительной силой. Деятельность ВПК негативно отражается не только во время войн, но и в мирное время. Размеры территории и степень воздействия на нее многократно увеличиваются во время маневров и учений. Дислокация столь огромной военной мощи вызывает на обширной территории значительную деградацию природных комплексов. Значительное загрязнение воздуха и земли происходит в процессе производства, испытания и хранения обычного, химического, биологического и ядерного оружия. Промышленные комплексы по производству вооружения потребляют колоссальные количества дефицитного сырья и энергии. Отрицательное воздействие на окружающую среду оказывают и испытания ядерного оружия, которое несет губительные последствия для растительного и животного мира, но самое опасное, когда в зоне испытаний оказывается человек. 10. Антропоэкологические проблемы в связи с терроризмом. Экологически терроризм. Одной из опасностей для всего мира выступает новый вид высокотехнологического терроризма — экологический терроризм. Данная разновидность терроризма является наиболее угрожающей, потому что совершаемое террористическое воздействие, применяется к гражданину, а также его собственности опосредованно, т.е. путем причинения вреда природной среде, что приводит к тяжелым, а порой даже неизгладимым экологическим последствиям. В нашем мире экологический терроризм появился в середине XX века, и начал развиваться по таким причинам, как повышение значимости экологической безопасности в системе всеобщих ценностей, рост числа экологически опасных объектов, а также из-за научно-технического прогресса, минусом которого является доступность террористов к опасным химическим веществам, которые вредят экологии. Экологический терроризм преследует своей целью совершения акта возмездия против человека и окружающей среды. Некоторые страны все чаще используют экотерроризм, как средство разрешения различного рода политических конфликтов. К примеру, путем заражения населения инфекционными заболеваниями с целью вызвать эпидемию, выжиганием лесных массивов, попытками взорвать крупные водосодержащие плотины, тепловые и атомные электростанции, масштабного сжигание нефтяных скважин и многого другого. Признаком, отличающим экологический терроризм от других видов терроризма, является его объект воздействия-благоприятная окружающая среда, которой в результате причиняется вред. 11. Религиозно-философские учения и проблемы социальной экологии. Религия всегда затрагивала проблему взаимоотношения человека и окружающего мира. В существующих религиозных традициях сформировались различные идеалы связи человека и природы. В следствие с этим особое значение приобретают мировоззренческие функции религии. Сами теологи подчеркивают возрастающее значение религии в деле «наставления человека» на путь истинный. Следует выделить три круга философских проблем: · онтологический, он связан с осознанием противоречия между человеком и природой и рассмотрением философских принципов. · гносеологический, который затрагивает вопросы познания взаимодействия человека и природы в субъект-объектном отношении. · этико-эстетический. Он касается определенной нравственности и эстетической переоценки отношения к природной среде каждого человека и всего общества. В процессе исторического развития человечества радикально изменились стиль жизни и образ мышления, что улучшило качество жизни у одних и ухудшило у других. Мы должны осознать, что данный глобальный кризис окружающей среды является результатом ошибочного человеческого представления о решении науки и техники всех наших проблем. Если мы не пересмотрим наши убеждения и ценности, то это может привести к дальнейшей деградации окружающей среды и разрушению природных систем. Во избежание этого необходимо углубленное понимание жизни и формулирование новой системы экологической этики. 12. Экологическая этика. Экологическая этика – это действия человека по отношению к природе в частности и окружающему миру в целом, основанием которых является мудрость. Проблемы, рассматриваемые экологической этикой: • Поиск оснований для осознания самостоятельной ценности каждой формы жизни (животных, растений, микроорганизмов, минералов и других существ). • Осознание необходимости нравственной чистоты человека в отношениях со всем миром в целом и с каждой формой жизни в отдельности. • Поиск идеального образа отношений человека и окружающего мира, включающего в себя все, что находится за пределами самого человека, неважно другой это человек или «живая» и «неживая» природа. •Проблема воплощения в жизнь идеального образа отношений человека и окружающего мира. • Проблема поиска гармонии в отношении человека и окружающего мира. Средствами экологической этики могут служить любые свидетельства духовного опыта, накопленные за всю историю существования человечества и выраженные в форме художественных, научных, литературных произведений или других форм искусства, помогающие понять, осознать, почувствовать внутреннюю жизнь окружающего мира, мира природы, связь всего со всем, научиться различать положительное и отрицательное влияние мыслей, эмоций, поступков человека на свою жизнь и жизнь окружающего мира. Позиции экоэтики: антропоцентричный и биоцентричный Принципы антропоцентричной этики устойчивого развития(современное УР основано на этой позиции): а) возмещение предприятием социальных и экологических издержек; б) экологическая ответственность; в) ограничение потребления материальных благ; г) приоритет здоровья человека. Биоцентричная этика устойчивого развития: а) ценность разнообразия; б) ценность естественной эволюции; в) ценность редкости (вида, индивида, объекта); г) ценность красоты; д) ценность жизни в сообществе; е) ценность Матери-Земли и т.д. 13. Экологическая эстетика. Экологическая эстетика - это отрасль междунаучных исследований, сосредотачивается вокруг проблем взаимоотношения человека и окружающей среды с точки зрения эстетической ценности и эстетической оценки. Высокий уровень интереса к экологической эстетики, эстетики окружающей среды, "эстетики за пределами искусства", свидетельствует тот факт, что XIII Международный Конгресс по эстетике, который проходил в Финляндии (1995 p.), был целиком посвящен этой теме. Основными теоретиками экологической эстетики на сегодня есть: А. Берлеант (СЕЛА), А. Карлсон (Канада), Ю. Сайто (СЕЛА), Ю. Сепанмаа (Финляндия). Экологическая эстетика - это направление в искусствоведении и философии, которое изучает взаимодействие между человеком и окружающей природой через призму красоты и эстетического восприятия. Эта тема предполагает, что природа не только жизненный источник, но также и объект, который может вызвать эстетическую оценку и восторг. Одна из главных задач экологической эстетики заключается в том, чтобы показать, что природа может быть не только ценной материальной средой, но и объектом красоты и эстетического восприятия. Природа становится не просто источником энергии, кровопролитными битвами за выживание живых существ или местом для отдыха, но и объектом культуры, который можно насладиться с помощью чувств и эстетического восприятия. При этом, в рамках экологической эстетики, рассматривается не просто богатство красок и форм природной среды, но и связь ее с историей человечества. Одним из важных аспектов экологической эстетики является концепция «красоты в устойчивости». Эта идея утверждает, что степень нравственной и культурной ценности природы зависит от ее устойчивости в долгосрочной перспективе. Поэтому, красота и эстетика должна быть рассмотрена вместе с экологической устойчивостью природы. В том случае, если природное окружение разрушается и теряет свои качества, оно уже не воспринимается красивым и эстетически привлекательным. В рамках экологической эстетики, рассматриваются и проблемы окружающей среды и проблемы эстетического восприятия. Также изучаются социальные аспекты, так как восприятие окружающей среды имеет культурно-исторический контекст, в котором важную роль играют представления об утопии, ландшафте и культуре. Цель экологической эстетики— выработка оправданных в экологическом, социальном, культурологическом и эстетическом отношении норм поведения, рекомендаций и предпочтений, касающихся природы и человека как органической его части. Задачи экологической эстетики формулируются и реализуются в процессе комплексного художественного проектирования среды с учетом экологических факторов — сохранения баланса между живым миром, природой и историко-культурными общечеловеческими и национальными ценностями. Таким образом, экологическая эстетика исследует глобальную проблему взаимосвязей человека и природы в контексте культуры. Таким образом, экологическая эстетика предлагает новый подход к пониманию природы, который помогает увидеть красоту в окружающей нас среде и повышает человеческое уважение к ней. Она рассматривает природу не только как экологическую среду, но и как культурный объект, который может украшать и вдохновлять, учат преодолевать природные катастрофы. 14. Антропоэкологические аспекты науки. Антропоэкология - это отрасль науки, которая изучает взаимодействие человека и окружающей среды на различных уровнях, включая биологические, экологические и социально-экономические аспекты. В рамках этой науки изучаются влияние человеческой деятельности на экосистемы и биоразнообразие, процессы адаптации человека к изменениям климата и окружающей среды, а также социальные и экономические последствия использования природных ресурсов. Ее целью является оптимизация взаимоотношений человека со средой, решение проблем управления средой, выработка путей рационального природопользования, оптимизация условий жизни людей в различных антропоэкосистемах. В задачи антропоэкологии входит раскрытие индивидуальных и групповых адаптационных возможностей человека в процессе освоения регионов Земли и преобразование их социальной деятельностью человека, изучение развития народонаселения, изучение закономерностей возникновения, существования и развития антропоценозов, сохранение и улучшение здоровья, совершенствование физических и психических возможностей человека, изучение условий жизни и экологических связей людей. В антропоэкологии сходятся социологические, философские, географические, естественнонаучные, медико-биологические проблемы. Антропоэкологические аспекты науки играют важную роль в решении многих экологических проблем, таких как сохранение биоразнообразия, устойчивое использование природных ресурсов, управление отходами и защита здоровья человека. Кроме того, этот подход позволяет учитывать социальные и экономические факторы при разработке стратегий и программ по охране окружающей среды. В целом, антропоэкологические аспекты науки имеют огромное значение для повышения уровня жизни человека и сохранения природных ресурсов нашей планеты для будущих поколений. 15. Антропоэкологические проблемы освоения космоса. Космическая антропоэкология — это комплекс наук о среде обитания, здоровье и эволюции человека в земных и неземных условиях космического пространства» На современном этапе космическая антропоэкология развития представляет объединение нескольких направлений:изучение влияния космических технологий, запусков и полетов космических кораблей, орбитальных космических станций и искусственных спутников Земли на среду обитания человека;применение принципов и методов экологии при подготовке и проведении космических полетов, а также при проектировании обитаемых объектов в ближнем и дальнем космосе;использование достижений космонавтики в наземных исследованиях по экологии человека. Антропоэкологические проблемы, связанные с освоением космоса, являются одной из наиболее актуальных тем в науке и технологиях. С открытием космической эры стали возникать угрозы, которые ранее не затрагивали человечество. В этом вопросе можно выделить несколько аспектов: 1. Влияние космической деятельности на земную экосистему - запуски космических кораблей и спутников, проводимых экспериментов и других мероприятий могут вызвать проблемы загрязнения земной атмосферы и изменения климата. Например, спутники могут стать причиной увеличения светового загрязнения и тепловых выбросов. 2. Влияние космической деятельности на космическую экосистему - различные эксперименты, запуски космических объектов и туристическая деятельность могут оказать негативное влияние на международные космические объекты и станции, а также на саму космическую среду. Например, существует опасность загрязнения космического пространства мусором и остатками ракет. 3. Медицинские проблемы - при длительных космических полетах и нахождении в условиях невесомости у космонавтов могут возникать проблемы со здоровьем, такие как нарушения кровообращения, мышечно-скелетной системы и другие физиологические проблемы. 4. Поиски жизни в космосе - решение задачи поиска жизни в космосе представляет собой сложную и многогранную проблему. Поиск жизни требует не только использования мощных телескопов и эффективные методы обработки информации, но также и необходимость создания новых технологий, которые не повредят другим космическим организмам. Все вышеуказанные проблемы отражают необходимость решения проблем возникших в процессе освоения космоса в целях сохранения окружающей среды и обеспечения безопасности и здоровья космонавтов. 16. Проблемы создания искусственных экосистем. Создание искусственных экосистем является сложным процессом, который может столкнуться с рядом проблем. Ниже перечислены некоторые из них: 1. Недостаток биоразнообразия: создание искусственных экосистем может привести к потере биоразнообразия, так как в таких экосистемах обычно содержат только несколько видов растений и животных. 2. Проблемы с балансом питательных веществ: для того, чтобы искусственная экосистема могла функционировать, необходимо обеспечить баланс питательных веществ. Это может быть сложно, поскольку различные виды животных и растений имеют разные потребности в питательных веществах. 3. Проблемы с водой: искусственные экосистемы могут страдать от проблем с циркуляцией воды и качеством воды. Например, контролировать попадание химических веществ и загрязнений в воду может быть сложно в искусственной экосистеме. 4. Проблемы с воздухом: искусственные экосистемы также могут страдать от проблем с качеством воздуха. Например, в них может недоставать кислорода, что снижает жизнеспособность растительности и животных. 5. Проблемы с устойчивостью: искусственные экосистемы могут быть менее устойчивыми, чем естественные. Когда происходит нарушение баланса, то может начаться быстрый коллапс всей системы. 6. Проблемы с использованием химических веществ: для обеспечения успешного функционирования искусственной экосистемы может потребоваться использование пестицидов и других химических веществ. Однако, это может привезти к отрицательному воздействию на другие важные элементы экосистемы (например, на пчел и других поллинаторов). Таким образом, создание искусственных экосистем может быть выгодным для решения определенных задач, но необходимо учитывать ряд проблем, на которые можно столкнуться в процессе. |