Социальная философия и философия истории
Скачать 187 Kb.
|
Социальная философия и философия истории 1.Понятие «общества». Материальные и идеальные факторы в жизни общества. 2. Общество: единство и дифференциация. 3. Государство и гражданское общество. 4.Основные подходы к анализу общества, роль личности в истории. 5. Проблемы общественного развития и технологии, направленные на сохранение цивилизации. 1) Основатель эволюционного взгляда развития общества О. Конт (1798-1857), основоположник «социологии». Социология основана на принципах: эмпиризм, позитивизм и физикализм. эмпиризм - единственным источником истинной науки о мире является опыт. Позитивизм - предметом являются только факты. Физикализм - совершенными понятиями являются те, которые создала физика, к ним нужно сводить все научное значение. Предмет социологии - законы наблюдаемых явлений, задача - достоверность выводов основана на фактах. 2) Органическая школа в социологии возникла в конце XIX - начале XX вв. Представители (П. Ф. Лилиенфельд, А. Шеффле, Р. Вормс) отождествляли общество с организмом и объясняли социальную жизнь биологическими закономерностями. Существует прямое равенство между обществом и организмом, в котором роль кровообращения выполняет торговля, функции головного мозга - правительство и т.п. В XX в. концепция органической школы утратила популярность. 3) Концепции общества, как продукта соглашения индивидов, представлены мыслителями XVII-XVIII вв. Вариант Жан Жака Руссо (1712-1778). Анализировал причины происхождения, сущности социального неравенства. Рассматривал противоречия частной собственности и эксплуатации. Формулировал учение об общественном договоре, суверенитете народа, подвергал критике деспотические формы правления, доказывал право народа на их свержение. Концепция общественного договора Руссо ориентируется на прямое народовластие. Общественный договор есть договор народа как целого с самим собою. Теория общественного договора опирается на ряд положений: 1) идею естественного права (как права, основанного на внутренне присущей природе человека); 2) идею государства как гаранта естественного права (не гарантированного в природном состоянии человека); 3) идею конституирования закона и государства в акте свободного волеизъявления независимых индивидов; 4) идею народа как суверена права и власти (понимания народа как финального суверена власти в традиции Просвещения). Общественный договор В новоевропейской культуре две варианта договора: консервативная (идея добровольного ограничения индивидуальной свободы посредством переноса естественного права индивидов на государство в целях предотвращения "войны всех против всех" Гоббса); радикальная (модель гармонического общества, сочетающего в органичном единстве интересы индивидуально "счастливого человека" и счастливого "целого" у Спинозы до понимания народа как единственного суверена власти, а "просвещенного государя" как гаранта реализации естественного права с делегированной ему народом ответственностью управления в идеологии Просвещения). 4) Натуралистические концепции. Выделяется особая роль географических (климата, флоры и фауны) и демографических факторов, биологии человека, рассматриваемая в духе дарвинизма. Основоположником географического детерминизма был Ш. Монтескье, выводил законы влияния климата на формы правления общества. В климате Африки для развития общества необходима абсолютная монархия, заставляющая людей заниматься трудом. В Западной Европе надо трудиться для выживания, поэтому заставлять работать не надо. Люди кроме работы в сельском хозяйстве или промышленности могут заниматься политикой, литературой, искусством. Форма правления - республика. 5) Концепции социального действия. Социальное действие всегда личностно и осмысленно, оно связывает действующее лицо с другими субъектами. Каждый индивид частично "запрограммирован" существующими социальными нормами. Общество выступает системой социальных действий. Абсолютизируется роль личных отношений в социальных связях. В концепции М. Вебера (1920 гг) рассматриваются социальные действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное, традиционное. Теория социального действия определяется идеей, в которой основа социальных отношений лежит в установление "смысла" (понимание) намерений и целей действий друг друга. Главное во взаимодействии людей - осознание общих целей и задач, действие индивида было адекватно понято другими участниками социального отношения. 6) Функционалистский подход к обществу (Парсонс, Мертон и др.) относится к ХХ веку. Общества рассматривается в контексте взаимодействия как с природой, так и с индивидом как личностью. При характеристике общества необходимо учитывать процессы функционирования и развития социальных систем, потому что эволюция общества рассматривается как процесс, ведущий к повышению уровня организации. Функционирование и развитие социальной системы обязательно предполагает сменяемость поколений людей. 7) Теории предметного действия. По К. Марксу, развитие общества определяет способ производства материальных благ. Способ производства - это единство производительных сил и производственных отношений. Маркс разработал учение - общественно-экономическая формация, которая есть неразрывное единство материальной и духовной сторон жизни общества на этапе его развития. Общество есть совокупность общественных отношений. Люди вступают в отношения в процессе общественного производства. В продуктах труда индивидуальное исчезает, получается безличное, общественное. Другие концепции, изучающиеся в социологии. теории конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф), структурализм (М. Фуко, К. Леви-Стросс), технологический детерминизм (Р. Арон, У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт, Д. Белл), неоэволюционизм (Л. Уайт, Дж. Стюарт, Дж. Мердок), символический интеракционизм (Дж. Мид, Ч. Кули, Г. Блюмер, А. Роуз, Г. Стоун, А. Стресс), феноменологическая социология(А. Шюц, Т. Лукманн), теории обмена(Дж. Хоманс, П. Блау). В контексте современной постмодернистской философии термин «Общество», как претендующий на статус универсального, практически исключается из употребления. Социальные общности К социальным общностям относятся классы, страты профессиональные и отраслевые группы, народности, нации, большие группы людей города и деревни, умственного и физического труда. В основе формирования этих общностей, по Марксу лежат общественное разделение труда и отношение собственности на средства производства и его продукты. Совокупность различного рода социальных общностей и отношений между ними представляет собой содержание понятия социальной структуры общества. Социальные общности Род — первичная форма коллективности в истории человечества. Род скреплялся половыми, родственными и трудовыми связями. Различные формы семьи: кровнородственная, в которой запрещались брачные связи между родственниками по вертикальной линии; групповая, в которой запрещались брачные связи не только между родителями и детьми, но и братьями и сестрами; парная, предполагающая брачные отношения только между мужем и женой. Род как система семей имел патриархальную или матриархальную структуру. Социальные общности Семья — малая группа и социальный институт. Построенная на кровном родстве или браке, является первичным и элементарным институтом общества. Семья основана на родственных и экономических, социальных и биологических, моральных и юридических устоях. В семье реализуется стремление к душевной близости, доброта, дружба, любовь, сострадание. Сегодня принято говорить о распаде семьи, как фундаментальном общественном институте, в основном из-за отсутствия экономической зависимости. Считается, что распад семьи угрожает самосохранению человека. Социальные общности Племя — этнический тип первобытной общности, основанный на кровнородственных связях, включает несколько различных родов. Племя связано с определенной территорией и способом ее освоения. Племя характеризуется хозяйственными связями, наличием разделения труда и обмена его продуктами, душевной общностью соплеменников, которая выражается в своеобразии языка, традиций, жилищ, одежды, обычаев, мифов и верований. Существование родов внутри племени служит регулированию брачных союзов. Социальные общности Народность – ступень исторического развития людей, связана с формированием государства. Народности возникают путем объединения племен, замены кровно-родственных связей территориально-хозяйственными. Это происходит при условии соседства территорий, близости языков и сходстве обычаев и верований. Данный процесс является не только продуктом мирного взаимодействия, но и продуктом войны племен. В результате язык и верования более могущественного племени превращаются в господствующие. Социальные общности Государство — дальнейший шаг на пути эволюции социальных общностей. Первые государства возникли 3 тыс. до н. э. Их появление — одно из величайших достижений человечества, которое часто недооценивается по причине репрессивности государственной формы, организующей жизнь людей. Империя является гигантской и очень сложной социальной мегамашиной. Первые государства были не только экономическими образованиями, построение гигантских пирамид не имело никакого экономического смысла, а демонстрировало власть и могущество как таковое. Социальные общности Развитие государства привело к изменению человека. 1. Форма общности, в которой кровно-родственные связи оказываются недостаточно эффективными и строятся социальные отношения. 2. В рамках многосистемного общества необходима строгая дисциплина и исполнительность, различные группы людей, должны действовать согласованно. 3. Государство опирается на бюрократический аппарат и армию. Государство создает контролирующие и карательные органы. Социальные общности «Нация» — это племя, народность. Понятия этноса как совокупности норм, традиций и правил жизни народа недостаточно для понимания нации. В истории социальной философии формирование национального самосознания связывают с буржуазными революциями, разрушившими прежние религиозно-этнические формы единства и вынуждены были взывать к иным связям, объединяющим народ в республику. Чисто экономических, рыночных связей недостаточно, идеологи буржуазных революций использовали исторические символы «крови и почвы» для объединения людей, далее изменившиеся в понятие «духа народа». Социальные общности Сегодня нация означает наличие некоторых, черт и характеристик народа, объединяемых термином «менталитет». Его основу составляют не только рациональные требования разума, свободы, справедливости и равенства всех граждан республики, но и чувства, настроения, переживания, порядок которых также определяется обществом. Поэтому чувство национальной идентичности предполагает отличие «своих» и «чужих» и конструирование образа «врага», что в полной мере проявляется в национализме. Социальные общности Классы — проблема интеграции людей в единую нацию была связана с упадком форм христианской общности. Рынок сформировал автономного индивида, вступившего в отношение соперничества с другими, культивировал агрессивность и жажду наживы. По мере дифференциации труда, его специализации возникали различные сословия, объединенные корпоративными интересами. Примерами таких групп являются прежде всего цехи ремесленников и гильдии купцов. В рамках этих сословий существовала жесткая иерархия, но были и общие интересы, которые отстаивались сообща. Соответственно накоплению общественного богатства расслоение людей происходило и по иным признакам. Структура населения Парижа накануне 1797 г. состояла из менее чем 50 тысяч обеспеченного и более чем 500 тысяч обездоленного населения. Внутри обеспеченного населения существовала жесткая иерархия и различия между благородными сословиями, священниками, врачами, юристами, купцами были весьма значительными. Беднота представляла однородную сплоченную массу. Если мотивы действий состоятельных людей были разнообразными, то толпой двигал исключительно страх голода. Даже небольшое повышение цепы на хлеб являлось вопросом жизни или смерти. Первая французская революция началась с хлебного бунта. Кричащая роскошь одних и ужасающая бедность других на фоне рассуждений о равенстве людей перед Богом и законом обостряли классовое самосознание и порождали чувство ненависти бедных к богатым. Социальные общности На опыте классовой борьбы основывался марксизм, выступавший как политическая идеология угнетенных классов. По мере преодоления резких различий в уровне жизни населения в европейских странах почва для теории и практики классовой борьбы исчезала. Там сложились новые социальные общности, среди которых наибольшее значение придается так называемому «среднему классу». Социальные общности Под классом в XIX – XX в. понималась особая группа людей, отличающейся по своему отношению к средствам производства, по способам получения и доле общественного богатства, по идеологии. Сегодня под классом подразумевается слой, или «страта», которая отличается от других в зависимости от профессии, образования, дохода, образа жизни. На место прежнего разделения общества на «пролетариат» и «буржуазию» приходит новое разделение, основанное на отношении к «символическому капиталу», то есть доступе к знанию, информации, средствам массовой коммуникации. Политика — это сфера общественной деятельности, связанная с участием в управлении государством. Политика (греч.- искусство управления государством) - деятельность, связанная с отношениями между классами, нациями, социальными группами, направленная на завоевание, удержание и использование государственной власти. Власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью средства - авторитета, права, насилия. Политическая жизнь осуществляется на трёх основных уровнях: политико-институциональном, гражданско-общественном и индивидуально-личностном. 1. Политико-институциональный уровень характеризуется достижением политической стабильности, гражданского мира, легитимности, эффективности и прочности власти. 2. Гражданско-общественный уровень предполагает обеспечение права на представительство своих интересов в обмен на подчинение гражданско-общественных структур определённым ограничениям. 3. Индивидуально-личностный уровень создает условия для самостоятельного политического творчества, формирования и изложения своих интересов, мнений, идей, воли неорганизованных людей. Принципы политической системы: 1) выборность; 2) разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная); 3) политический плюрализм; 4) сочетание представительной и непосредственной демократии; 5) самоуправление; 6) единство свободы и ответственности, прав и обязанностей граждан; 7) учёт общественного мнения; 8) обеспечение интересов большинства при соблюдении прав меньшинства; 9) обеспечение политических и социально-экономических прав человека; 10) возможность отзыва лиц, избранных в органы власти; 11) контроль со стороны населения за деятельностью всех властных структур. Государство —форма организации общественной жизни, ядро политической системы. Основные признаки государства: 1) наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти; 2) наличие норм, правил, санкционированных в форме права; 3) существование территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства, 4) взимание налогов. Формы правления Две разновидности: республиканская и монархическая. Выделяют три формы республиканской правления: президентская республика - сильная президентская власть, избрание главы государства путём всеобщего голосования, соединение президентом полномочий главы государства и главы правительства, ответственность правительства перед президентом (США и др.). Формы правления Парламентская республика - избрание президента парламентом, решающая роль в управлении страной - премьер-министра, формирование правительства парламентом, ответственность правительства перед парламентом (Италия, Германия, Швейцария и др.). Полупарламентская республика - избрание президента всеобщим голосованием, сильная президентская власть, ответственность правительства перед парламентом (Франция, Португалия, Финляндия и др.). При монархии власть принадлежит одному человеку и передается по наследству. Монархия может быть абсолютной или ограниченной. Государственное устройство унитарные государства - единые, подразделяющиеся на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью (Финляндия, Швеция, Япония и др.). Федерации - союз юридически относительно самостоятельных государственных образований, каждое из которых обладает собственной компетенцией и имеет свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов (США, Индия, Германия, Россия). Конфедерация - союз, объединение, при котором отношения между входящими в него государствами строится на взаимной договорной основе при сохранении каждым из них своей независимости. Политический режим Авторитарный, тоталитарный, демократический. Демократический режим предполагает реализацию прав и свобод каждого гражданина, авторитарный – реализацию прав и свобод только в экономической области, тоталитарный – абсолютный контроль над гражданами со стороны государства. Гражданское общество Сегодня моделью гражданского общества является в первую очередь авторитет права, господство закона. Право как система законов исторически изменчиво и зависит от морали, религии, традиций, отношений собственности, социальной структуры общества. Правовое государство - это власть и закон, а также и общественный договор. Гражданин исполняет закон, государство уважает и защищает права граждан. Равенство в правах и законах и по вертикали, и по горизонтали - принцип гражданского общества. История общества Формационный подход разработан Марксом. Идея развития – это материалистическое понимание истории. Общественно-экономические формации – это единство материальных и духовных сторон общества. Развитие истории имеет направленный характер – осуществляется прогресс, при смене одной формации другой. Каждая ОЭФ выступает как диалектическое снятие противоречий предыдущей формации. формации – первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Формационный подход позволяет обосновать принцип преемственности. Развитие реализуется через смену формаций. История общества Понятие цивилизации появилось в XVIII веке, связывается с культурой, употребляется в 3-х аспектах: 1. Культура и цивилизация – равны друг другу, синонимы. Данные термины используются для обозначения общества воспитанных и образованных людей, отношения между которыми регулируются гражданскими законами и моральными правилами, несут этический аспект. 2. Культура не равна цивилизации, культура несет духовный аспект, цивилизация – это овеществленная культура. 3. Цивилизация рассматривается как ступень развития человечества. История общества культурологический, формационный, цивилизационный. Культурологический Данилевский Н.Я., О. Шпенглер, П. Сорокин. Данилевский, рассматривая развитие истории как естественный процесс, выделял основные культурно-исторические типы развития: египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский (древнесемитский), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, европейский. Некоторые из этих типов развиваются локализовано, другие, взаимодействуя, определяют магистральные пути развития человечества. История общества Шпенглер выделяет основные 8 культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, западно-европейская, майя. Упоминает формирующуюся русско-сибирскую культуру. Каждая культура имеет тысячелетний цикл развития, который завершается смертью культуры и её переходом в цивилизацию. На стадии цивилизации культура вырождается, становится массовой, господствует техника, политика, спорт. Культурологический подход выдвигает типы обществ, которые не представляют историю в виде линейного процесса История общества Цивилизационный подход Сен-Симона, О.Конта, М.Вебера, А.Тойнби. Цивилизация рассматривается как ступень развития человечества. Тойнби рассматривает схему человеческих цивилизаций. Нет единой истории человечества, есть истории локальных, отдельных цивилизаций. Все схемы подчиняются одному принципу развития, – как живой организм от рождения до смерти. Цивилизации развиваются аналогично, есть стадии возникновения, роста, надлома, разложения, далее цивилизация гибнет. Сейчас, во второй половине XX века осталось 5 цивилизаций. Западная, восточно-православная, исламская, индуистская, дальневосточная. История общества Цивилизационный подход имеет черты: 1.Базируется на определении преобладающего вида хозяйственной деятельности. 2. В нем отсутствует абсолютизация социально-экономических законов, стоящих над людьми. 3 Присутствует право каждого народа на свой собственный путь социально-исторического развития. 4. Не исключаются концепции в осмыслении исторического развития. Общественное сознание Выделяют формы общественного сознания, - политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное, научное и философское. Форма общественного сознания есть способ духовного освоения действительности. Общественное сознание Формы общественного сознания различаются по объекту отражения. В политическом сознании отражается политическая жизнь общества, политическая деятельность и возникающие политические отношения между людьми. В религиозном сознании реальная зависимость от земных сил приобретает форму зависимости от сил сверхъестественных, божественных. В правовом сознании отражаются моменты правовой жизни общества, связанные с разработкой и практическим применением правовых норм и законодательных актов. Моральное сознание отражает существующие в обществе нравственные отношения. Эстетическое сознание отражает – проявление искусства, отражение эстетического отношения людей к миру. Общественное сознание Формы общественного сознания делятся на две группы. Одна группа регулирует человеческие отношения. Форма духовно-практического освоения социальной действительности. Это политическое, правовое, и моральное общественное сознание. Другая группа является формой духовного и духовно-практического освоения всей окружающей человека действительности. Это наука, искусство, философия. Общественное сознание Промежуточное место занимает религия как форма общественного сознания, с точки зрения выполняемой социальной функции. И как форма мировоззрения и как регулятор человеческих отношений, в тех обществах, где занимает доминирующее положение. Это страны, где религия и светская жизнь неразделимы. Все формы общественного сознания - политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное и другие - взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Проблемы общественного развития От греч. problema — преграда, трудность. В широком смысле проблемная ситуация — это ситуация, в которой нет решения, в ней требуется изучение. Проблема научная — осознание невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. Для решения проблемы нужно превратить в задачу, позволяющую проверять модели различных решений. Проблемы вытекают из практики — в связи с потребностью решения конкретной прикладной задачи или с невозможностью теоретического объяснения в данной области из-за появления фактов, необъяснимых с позиций теории. 1. Первую группу состоит из проблем, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества. Отношения между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами: "Восток - Запад", богатые и бедные страны. Эти проблемы называют интерсоциальными. К ним относится проблема предотвращения войны и обеспечения мира, а также установление справедливого экономического порядка. 2. Вторая группа - проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Ограниченность возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера, использование природной среды человеком. Это обеспеченность энергией, топливом, сырьевыми ресурсами, пресной водой. Это экологическая проблема, проблема охраны природы от необратимых изменений, а также задача разумного освоения Мирового океана и космического пространства. 3. Третью группу глобальных проблем составляют те, которые связаны с системой "индивид-общество". Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности. Проблемы здравоохранения, образования, демографические проблемы. |