Главная страница
Навигация по странице:

  • ТЕМА VIII. ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ КУЛЬТУРЫ

  • Социальная философия. Конспект лекций. Социальная философия тема I. Социальная философия, ее предмет и место в системе философского знания


    Скачать 283.5 Kb.
    НазваниеСоциальная философия тема I. Социальная философия, ее предмет и место в системе философского знания
    Дата05.11.2018
    Размер283.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСоциальная философия. Конспект лекций.doc
    ТипДокументы
    #55466
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5
    ТЕМА VII. Философский анализ политики и права

    Понятие политической власти. Источники легитимности власти в социальной философии М.Вебера. Политическое сознание и политические институты. Государство: теории происхождения и формы. Понятие правового государства и гражданского общества.

    В общественной жизни, во взаимоотношениях людей важнейшую роль играют отношения управления, подчинения, господства, то есть отношения, связанные с распределением власти. Поэтому исследования феномена власти и властных отношений всегда привлекало внимание философов. Почему одни люди имеют больше властных полномочий и таким образом управляют или подчиняют других людей? Всегда ли власть основана на силе? Почему люди считают возможным подчиняться власти, и такое подчинение рассматривают как благо для себя? Этими вопросами было озадачено не одно поколение мыслителей. Ответы на эти вопросы предполагают выяснения сущности понятия «власть». В самом общем виде власть определяется как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на людей и их деятельность. Поэтому власть можно рассматривать как организующее начало социального, которое способствует поддержанию целостности, единства и структурированности определенной группы людей и общества в целом. Социальное – это всегда культурно значимое и определенным образом структурированное, властно-организованное. В качестве атрибутивных свойств власти называют силу, мобилизацию ресурсов для достижения цели, информацию, авторитет, насилие.

    Одним из первых, кто анализировал власть безотносительно ее носителей и конкретных форм проявления был немецкий философ Ф.Ницше. В своих произведениях он приходит к выводу, что мировая воля, о которой учил Шопенгауэр и существование которой он также признает, является в своей сущности волей к власти, а не просто стремлением быть. «Воля к власти» -- это понятие, которое является не только основной способностью человека, но и основной характеристикой жизни вообще, то есть воля к власти свойственна всем проявлениям живого. По мнению Ф. Ницше, на протяжении всей человеческой истории волю к власти, проявляющуюся открыто у отдельных индивидов, вождей и аристократов, простолюдины пытались обуздать, смирить.

    Важнейшим моментом понимания власти является определение ее легитимности, то есть обоснования властных полномочий одних людей над другими. В социально-философской концепции М.Вебера приводится три вида обоснования властных отношений: «В принципе имеется три вида внутренних оправданий, то есть оснований легитимности. Во-первых, это авторитет «вечно вчерашнего»: авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение, -- «традиционное» господство, как его осуществляли патриарх и патримониальный князь старого типа. Далее, внеобыденного личного дара (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличие качеств вождя у какого-то человека: откровений, героизма и других, -- харизматическое господство, как его осуществляют пророк, или в области политического – избранный князь-военачальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политический партийный вождь. Наконец, господство в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального установления и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентации на подчинение при выполнении установленных правил – господство в том виде, каком его осуществляют современный «государственный служащий» и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении. Таким образом, в качестве такого обоснования может выступать: 1) традиция, которая является основой веры не только в законность, но и даже святость традиционно-существующих порядков и власти; 2) харизма – некая экстраординарная способность человека, выделяющая его среди остальных. Харизматический лидер легитимирует собственную власть и правление посредством собственного имиджа и общих ценностей с группой своего воздействия; 3) рациональные правила, в соответствии с которыми задается программа действия со стороны политического лидера через специально обученный аппарат управления.

    Если соотносить власть со сферами общественной жизни, то есть классифицировать ее по сферам функционирования, то можно выделить: экономическую власть, политическую, семейную и др. Политическая власть занимает среди них исключительное значение, потому что она предоставляет субъекту реальную возможность осуществлять свои намерения и цели. Политико-властные отношения реализуются через совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, социально-правовых норм и отношений, которые образуют политическую систему общества. Политическая система представляет собой совокупность элементов, являющихся официально признанными исполнителями политической власти. К ним относится государственный аппарат, политические партии и движения, различные общественные организации (исключение составляет церковь, так как она отделена от государства). Властные отношения в современном мире реализуются в основном через политические институты. Первым политическим институтом в истории было государство. Значительно позже возникли политические партии, общественные организации и движения. Институциональной основой всех их являются первичные субъекты политики. Политическая жизнь общества не ограничивается деятельностью политических институциональных структур, она включает в себя всю совокупность отношений, складывающихся между социальными субъектами по поводу завоевания и использования политической власти. Деятельность людей в политической сфере представлена системой политических идей, способов и норм поведения. Эти идеи и нормы поведения есть результат исторического развития общества, в них закреплен опыт предшествующих поколений по регулированию отношений в рамках политически организованного общества. Политическое сознание является атрибутом политического действия. В нем отражается разнообразие политический жизни, политических процессов и явлений. Однако, будучи отражением объективных политических процессов, оно является активным и даже может опережать общественную практику, прогнозировать развитие событий.

    Решающее значение среди всех компонентов, составляющих политическую систему общества, принадлежит государству, которое является результатом его исторического развития. Термин «государство» был введен в литературный оборот Н.Макиавелли. Этот термин означает общее понятие государства независимо от конкретных форм государственного устройства; оно призвано характеризовать политическое состояние общества, его политическую организацию. Основные признаки государства – это: наличие публичной власти – особой системы учреждений и органов управления; определенной территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства и территориального деления населения; права, которое закрепляет соответствующую систему норм; суверенитета, то есть независимости и верховенства государственной власти внутри и вовне страны.

    В истории известны разнообразные формы государственного правления, то есть способы организации верховной государственной власти. Это -- монархия и республика, которые различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или официально принадлежит выборному органу. Выделяют также формы государственного устройства, которые связаны с территориально-организационной структурой и подразделяются на унитарные (единые), федеративные и союзные. Форма государства не исчерпывается формой правления. Говоря о ней, следует иметь в виду и политический режим – методы осуществления государственного руководства обществом. Государство может осуществлять свою власть и демократическими методами парламентаризма, и антидемократическими методами тоталитаризма в его наиболее откровенной форме.

    Вопрос о происхождении государства всегда был интересным для мыслителей. Одним из первых, кто пытался объяснить происхождение государства был древнегреческий философ Аристотель, который объясняет происхождение государства естественными причинами. Сначала люди живут семьями, потом объединяются в общины, наконец, несколько общин, движимые потребностью в общении друг с другом, создают государство. В средние века происхождение государства объяснялось божьим установлением. В ХVII—ХVIII веках теория возникновения государства обогатилась идеей общественного договора, согласно которому государство – это результат договоренности между людьми и одним лицом или группой лиц о передаче им части своих прав. Эти люди, получившие полномочия управления другими людьми, и представляют собой государство, которое, согласно Т. Гоббсу, способно положить конец естественному состоянию, то есть «войне всех против всех».

    Сторонником идеи общественного договора был также французский философ Жан Жак Руссо, который считал, что появление государства – это результат целого ряда причин, важнейшей среди которых является – возникновение земельной собственности. Начались войны и борьба, от которых люди устали и согласились на предложение богачей заключить союз, признав над собой их верховную власть, задача которой заключалась в обеспечении защиты всех людей. Отсюда он делал вывод о том, что только народ имеет право расторгнуть старый общественный договор и заключить новый – честный и справедливый.

    Следующим шагом в трактовке возникновения государства является теория К.Маркса. Согласно данной теории, основная причина возникновения государства – это деление общества на классы в результате появления частной собственности. Между классами возникли непримиримые противоречия, и классу угнетателей понадобился специальный аппарат для эксплуатации народных масс.

    Каждая из указанных теорий обладает определенными преимуществами, но, видимо, трудно объяснить появление государства исходя из одной из них. Следует учитывать целый ряд факторов, которые также способствовали объединению людей в организованное целое. Это могли быть и какие-либо природные факторы и самоорганизация в целях собственной защиты.

    Государственное устройство зависит от характера и развития самосознания народа: каждый народ имеет то устройство, которое «соразмерно» и «соответствует» его духу. Г. Гегель уподоблял государство живому организму с присущими ему государственными органами: они – члены единого целого, которым нельзя отколоться или изолироваться, не повергая государство в болезнь. Государство – это носитель зрелой общности, факт социальной организации людей в единое целое.

    Государство как общественный организм тесно связано с правом. И государство, и право служат средствами политического властвования. Право рассматривается как система общеобязательных социальных норм, которые регулируют общественные отношения. Оно всегда есть орудие в руках государства, так как без юридических норм государство не может обойтись. В таком контексте право можно трактовать как средство организации государственной власти. Особенно взаимосвязь государства и права проявляется в процессе формирования правового государства и гражданского общества. Идея государства, которое строит свою деятельность, опираясь на право, возникла давно. Еще Платон и Аристотель утверждали, что там, где нет закона, отсутствует и государственное устройство. Идеи верховенства закона в деятельности государства и его органов позднее развивались такими западноевропейскими мыслителями как Ш.-Л. Монтескье, Дж. Локк, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс. Философское обоснование этой идеи дано И.Кантом, учение которого об автономии личности легло в основу западного либерализма. Кант утверждал, что общество в целом, прежде всего в лице государства, не может нарушать достоинства личности, рассматривая ее только как средство достижения государственных целей. Либерализм – это тенденция к ограничению вмешательства государства в жизнь граждан. Государство не вправе также опекать своих граждан, подобно тому, как родители опекают малолетних детей. «Правление отеческое, -- пишет И. Кант, -- при котором подданные, как несовершеннолетние не в состоянии различать, что для них полезно или вредно … Такое правление есть величайший деспотизм» ( И.Кант, соч. в 6-ти томах, т. 4, ч.2 С.270). Отсюда вытекает основной принцип правого государства: оно не должно претендовать на тотальный контроль над обществом. Его деятельность должна быть связана с обеспечением лишь жизненно необходимых функций. Вторым принципом правового государства является соблюдение приоритета прав человека. Это означает, что за личностью признаются неотъемлемые, неприкосновенные и не нарушаемые со стороны кого бы то ни было, включая и государство, права и свободы. Человек и его права не могут быть принесены в жертву какой-либо общей – государственной, религиозной или идеологической – цели. Современные представления о содержании неотъемлемых прав и свобод человека отражают интеллектуальный и политический опыт человечества, связанный с преодолением имевших место в прошлом различных форм угнетения людей. Важным принципом правового государства является также принцип правового равенства, который означает формальную независимость друг от друга субъектов права. Перед законом равны все граждане безотносительно того, какие бы высокие посты они не занимали и какими материальными средствами не обладали. В правовом государстве никто не может быть исключен из сферы действия закона. Только закон регулирует отношения между людьми.

    Принцип разделения властей в правовом государстве способствует их сдерживанию и уравновешиванию, при других обстоятельствах власти часто стремятся к получению большего количества привилегий и компетенций. Данный принцип гарантирует исключение монополизации власти в руках одного лица, органа или социального слоя. Конкурирующие власти способны оказывать противодействие в случае, если одна из них захочет узурпировать власть.

    Как известно, законы существовали и существуют во всех государствах, но смысл законов, принимаемых в правовом государстве в том, что они имеют легитимный характер. Можно написать огромное количество законов, но если они бездействуют, если общество ими не руководствуется в своей повседневной жизни, то говорить о правовом государстве не приходится. Поэтому законы должны отвечать определенным требованиям, например, выражать всеобщую волю народа, согласовываться с реалиями общественной жизни, не ущемлять прав меньшинств. Но даже при наличии самых правильных и справедливых законов, отвечающих требованиям права, необходимы механизмы, которые гарантировали бы выполнение данных законов. Такие механизмы создаются в процессе формирования гражданского общества. Идея гражданского общества появилась достаточно давно, однако в широкое употребление это понятие вошло после Французской буржуазной революции ХVIII века, уничтожившей сословность и провозгласившей Декларацию прав человека и гражданина. Исходным моментом современных представлений о гражданском обществе явилась идея Гегеля о разграничении общества и государства. Под гражданским обществом он понимал общество, состоящее из различных социальных групп, частных лиц, ассоциаций и институтов (семья, школа, церковь, средства массовой информации, производственные, творческие коллективы и иные объединения по интересам). Эта сфера регулируется гражданским правом, отделена от государства, но не является абсолютно самостоятельной. Общественные объединения и организации выдвигают своих представителей, которые являются проводниками их интересов и выступают посредниками между государством и гражданским обществом. Гражданское общество, таким образом, является формой организации общественной жизни, основанной на соблюдении индивидами, их объединениями и государством установленных взаимных прав и обязанностей.

    Становление гражданского общества – это длительный и сложный процесс, который предполагает совершенствование всех сторон жизнедеятельности людей. Его предпосылкой и условием является правовое государство, потому что любая общественная ценность практически не осуществима без юридических гарантий.

    Вопросы для самопроверки

    1. В чем особенность социально-философского понимания власти?

    2. Какие причины легитимности власти называет М. Вебер?

    3. Что влияет на формирование политического сознания граждан?

    4. Назовите политические институты общества и определите их особенности.

    5. Что понимал Гегель под гражданским обществом?

    6. Назовите основные признаки правового государства.?

    7. Что такое правовое государство? Назовите его основные принципы.

    8. Что является источниками права?

    Литература:

    1. Аристотель. Политика

    2. Вебер, М. Политика как призвание. М.Вебер, с.646- 647).

    3. Гегель Г.В.Ф. Философия права

    4. Маркс К.





    ТЕМА VIII. ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ КУЛЬТУРЫ

    Понятие культуры, ее сущность и основные функции. Развитие представлений о культуре в истории философской мысли. Концептуальные модели культуры. Особенности понимания культуры в ХХ веке. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире.

    Понятие «культура» одно из самых употребляемых как в научной литературе, так и в обыденной жизни. В житейской повседневности о культуре часто говорят, подразумевая под ней воспитанность, бытовую этику. Конечно, узость подобного подхода в понимании культуры очевидна, поэтому необходим серьезный философский анализ. Однако, как отмечают исследователи культуры, она трудно поддается однозначному определению. Не случайно в философской литературе существует множество различных формулировок, каждая из которых отражает отдельные стороны культуры. Часто попытки дать сущностное определение культуры сводятся к эмпирическим описаниям ее фактов, то есть изучается не сама культура, а ее проявления. Например, английский этнолог Э. Тайлор в своей книге «Первобытная культура» дает первое развернутое определение культуры, рассматривая ее как совокупность знаний, верований, искусства, нравственности, законов и обычаев. Он отказывается рассматривать свободу и творчество людей как факторы культурно-исторического прогресса, как созидающую силу культуры. Американский социолог Д. Белл определяет культуру как систему эстетических взглядов, нравственных оценок и стиль жизни, как способ поддержания собственной неповторимой индивидуальности. В трудах американского антрополога А. Уайта известного своими попытками обосновать отличие культурологии от других наук, в частности от социологии и психологии, она предстает в качестве внешней искусственной среды обитания людей, которая передается из поколения в поколение.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта