Главная страница
Навигация по странице:

  • ТЕМА IV . Теоретические модели общества Х I Х-ХХ вв.

  • Социальная философия. Конспект лекций. Социальная философия тема I. Социальная философия, ее предмет и место в системе философского знания


    Скачать 283.5 Kb.
    НазваниеСоциальная философия тема I. Социальная философия, ее предмет и место в системе философского знания
    Дата05.11.2018
    Размер283.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСоциальная философия. Конспект лекций.doc
    ТипДокументы
    #55466
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5
    ТЕМА III. История философской интерпретации общества и его основных институтов

    Возникновение представлений об обществе в античной философии. Особенности понимания общества в средневековой философии. Общественно-правовые идеи в философии Т. Гоббса и Дж. Локка. Мыслители Просвещения об обществе и государстве. Общественная жизнь в объяснении Дж. Вико. Идеи И.Г. Гердера.

    Понять и осмыслить общественную жизнь пытались уже античные философы. Ключом видения общества для них было – государство. С позиций государства рассматривали самые разные явления общественной жизни. Например, нравственность у Платона подчинена идеалу государства. Справедливое и совершенное государство – это высшее из того, что может существовать на Земле, поэтому человек ради государства, а не государство ради человека. Этика Платона – это не индивидуальное, а социальное явление духовной жизни, поэтому органически она связана в его теории с политикой. Ее цель -- формирование совершенного общества, а не идеальной личности.

    Аристотель в своих воззрениях на государство продолжает традиции своих предшественников, рассматривая интересы государства выше интересов индивидов. Широко известное аристотелевское определение человека как политического животного соответствует древнегреческой традиции приоритета общества над индивидом. Цель государственной власти – общее благо, оно отечески заботится о своих гражданах, укрепляя нравственность.

    Античные мыслители высказали ряд ценных идей о политическом устройстве общества, о формах государственной власти и о его природе, но они не смогли создать системно-целостное учение об обществе. Для объективно-целостного постижения общественной жизни необходимо было накопление исторического материала, развитие разнообразных форм общественной жизни, ее устройства и динамики.

    В период средневековья появляется интерес к истории, которая трактуется как поступательный процесс от греховного мира к царствию Бога на Земле. Как известно, основные понятия средневекового мышления соотносились с Богом и определялись через него, поэтому представления об общественной жизни также наполнены религиозным содержанием.

    В эпоху Возрождения индивид приобретает большую самостоятельность, формируется новое самосознание человека и его общественная позиция. Представления о человеке, как творце своей судьбы, обусловили новое видение общественной и социально-политической реальности. В духовной жизни стран Западной Европы в ХVI-ХVII вв. происходят изменения, важной чертой которых является рационализм. Уверенность в рациональности мировоззрения открывает путь к методологическому обоснованию науки и способствует более строгому научному объяснению общественной жизни.

    С именем Т.Гоббса связаны новые представления о возникновении государства, которое, согласно его версии, создается людьми через общественный договор. Принципиальная новизна позиций Т. Гоббса заключалась в том, что он показал, что не в самом государстве как таковом, а в других областях общественной жизни кроются истоки государства. Тем самым он разрушил политико-центристскую версию общества. Со времен Т.Гоббса открыта дорога для социологически более глубокого изучения многих сторон общественной жизни: гражданского общества, социального неравенства, труда и т.д. При этом, подобные реалии рассматривались не как простое производное от государства, а как самоценностные явления общественной жизни. Т. Гоббса считают основоположником научной философии государства. «За исключением Макиавелли, который значительно более ограничен, он является первым действительно современным писателем по политической теории» /5, с. 512 /. Современник Т. Гоббса Дж. Локк создал учение о природе общества и государства, которое сыграло выдающуюся роль в истории Европы обоснованной в нем идеей разделения властей. Эта идея разработана им в контексте теории происхождения государства и власти. Он рассматривает государство как результат сознательной конвенции, то есть договора между людьми о добровольном ограничении индивидуальной свободы и переноса части естественного права на структуры власти. В естественном состоянии люди абсолютно равны и свободны, поэтому ни один человек не имеет право наносить ущерб другому, его жизни, собственности и свободе. Обязанность каждого –сохранять себя и других. В естественном состоянии -- в одиночку -- выполнять эти обязанности трудно, поэтому люди объединяются в общество, в котором они подчиняются воле большинства. Эта воля большинства представлена законодательной властью, которая является высшей в государстве и назначает исполнительную и судебную.

    Дж. Локк разработал принципы естественного права. К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Правовое равенство индивидов является необходимым следствием принятия трех неотчуждаемых прав.

    Близкие по духу идеи были высказаны и другими философами Нового времени: Ф. Бэконом, Б.Спинозой, Лейбницем, Р.Декартом. Б.Спиноза подобно другим представителям естественного права и общественного договора, выводил закономерности общества из особенностей неизменной человеческой природы и считал возможным гармоничное сочетание частных и общественных интересов. Свое наивысшее звучание идея естественных прав и общественного договора получает в ХVII-ХVIII вв. в качестве основного идеологического орудия борьбы прогрессивных сил общества с феодальным строем. В разных модификациях ее развивали И. Кант и И.Г. Фихте в Германии, Дж. Лильберн и Дж. Мильтон в Великобритании.

    Ш. Монтескье, автор знаменитой книги «О духе законов» противопоставлял естественные (человеческие) законы законам божественным (церковным). Он видел достоинство этих законов в том, что они не застыли, а способны к новизне и творчеству.

    Ф. Вольтер делает вывод, что по природе своей общественное устройство жизни должно обеспечивать политическое и юридическое равенство людей. Вместе с тем он признавал социальное и имущественное неравенство людей.

    В ХVIII в. исследуется влияние географической среды на общество. Например, в трудах английского историка, представителя географической школы Бокля с позиций механистического детерминизма и эволюционизма трактуется общество, что наносит удар по традиционным идеалистическим объяснениям общества и его истории. Одним из первых, кто объясняет общество не из природы, а из истории был итальянский мыслитель Дж. Вико. Он обосновал идею принципиального отличия социального бытия от природного. В ходе истории из человеческих действий и социальных установлений образуется внешняя по отношению к человеку реальность. Эта реальность влияет на человека, поэтому «природа человека, -- пишет Дж. Вико, --- сначала жестока, потом сурова, затем мягка, после утончена, наконец, распущена» / /. Как самостоятельную реальность, исторически формирующую человека, рассматривал общество И.Г. Гердер. Он усматривал специфику общественной жизни в культуре. Общество, согласно его взглядам, не есть механическая совокупность индивидов, но органическая целостность культуры.

    Развитие способностей каждого человека зависит от взаимодействия людей, от приобщения к миру культуры.

    Все эти идеи подготовили возникновение системных представлений об обществе, для которых характерны концептуальные разработки общественной жизни и ее специфики.

    Вопросы для самоконтроля:

    1. В чем заключается специфика представлений об обществе в эпоху античности?

    2. Что характерно для средневековых представлений об обществе?

    3. Какие новые идеи о государстве и обществе формируются в Новое время?

    4. В чем суть теории общественного договора?

    5. Объясните понятие географический детерминизм.

    6. В чем особенность взглядов на общество в творчестве Дж. Вико и И.Г. Гердера?


    Литература:

      1. Аристотель. Политика. Афинская полития / Аристотель. – М.: Мысль, 1997. – 458 с.

      2. Вико, Дж. Основания новой науки об общей природе наций / Дж. Вико /Философия истории.

    3) Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г. Гердер / Философия истории.

    4) Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс. Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969, Т. 2 Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения. – 1970. 776 с.

    5) Платон. Государство. Законы. Политик. / Платон. – М.: Мысль, 1998 . – 798 с. Сочинения: В 3 т. М., 1971.

    6) Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. – М.: Академический Проект. 2000. с.51
    ТЕМА IV. Теоретические модели общества ХIХ-ХХ вв.

    Возникновение системных представлений об обществе. Натурализм, как попытка научной трактовки общества. Концепция общества в трудах Г. Гегеля. Материалистическая трактовка общества и его процессов. Специфика воззрений на общество в ХХ веке. Взгляд на общество с позиций глобального эволюционизма.

    Накопленные к середине ХIХ века знания в области естествознания и социальной сфере способствовали появлению системных представлений об обществе. Философы предшествующих эпох понимали, что общество – это сложное образование, но разработать концепции общества им не удавалось, так как ощущался недостаток знаний по проблемам общественного развития. В этот период возникает объективная возможность и насущная необходимость накопления, обобщения, сравнения фактов исторического развития, поиск причин исторической динамики общества. Их авторам удается обобщить обширный массив гуманитарного знания, выделив в качестве основополагающего тот или иной срез реальности.

    Выделяют следующие системные подходы к изучению общества, которые возникают в ХIХ в: натурализм, идеализм, материализм.

    Впервые попытка найти объективные, закономерные, рациональные основания общества была реализована в натурализме. Натуралистическое понимание общественной жизни основано на убеждении, что свобода человеческой воли ограничена, прежде всего, факторами природной среды, непосредственно влияющими на деятельность людей. Так, Г.Спенсер в своих трудах утверждал, что постоянные отношения между частями общества аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Общество есть живой организм, структуру и функции которого он уподоблял органам и функциям живого тела, (деньги сравнивались с кровью; кожаный покров – органы защиты и т.д.); человеку отводилось такое место как клетке в организме. Общество рассматривалось как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных. Основным законом социального развития Спенсер считал закон выживания наиболее приспособленных обществ. Его философия резюмировала принципы и фактический материал естествознания середины ХIХ века. Последователи Г.Спенсера составили направление в социальной философии, которое получило название органическая школа. Их влияние во второй половине ХХ века не было значительным.

    Более высокий уровень концептуализации присущ системным теориям, основание которых составляют идеалистические представления. В них сущность связей, которые объединяют людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов. Гегель утверждал, что философствование без системы не может иметь в себе ничего научного. В его всеохватывающей системе абсолютной идеи, под которой он понимал разум как первоначало или субстанцию всего существующего, значительное место занимает учение об обществе и всемирной истории.

    Оценивая шаг в развитии социальной философии, связанный с его именем, следует отметить, что Гегель был, пожалуй, первым, кто предложил столь многоплановый анализ общества. Его заслуга в том, что при всем признании роли политических институтов в жизни общества, он смог преодолеть методологию политико-центризма и нарисовать развернутую картину общественного развития. Продолжая лучшие традиции гуманистической философии, в основу общества, его истории он положил идею свободы человека и идею ее реализации.

    В «Философии духа», завершающей части его философской системы, Гегель в параграфе «Объективный дух» исследует социально-исторические аспекты общественной жизни: понятия права, морали, добра и зла, семьи, гражданского общества, государства, всемирной истории.

    Возникновение общества, в концепции Гегеля, результат развития Абсолютной идеи, под которой он понимал разум. Разум, разумное начало (Абсолютная идея) лежит в основе всех явлений природы и общества. В своем развитии она проходит три этапа: 1) развитие идеи в ее собственном лоне, в «стихии чистого разума»; 2) дух в своем инобытии – в природе; 3) дух, достигший себя «в себе и для себя». Абсолютная идея вне и до человека осуществляется как внутренне закономерная необходимость. Согласно гегелевской схеме «дух» просыпается в человеке к самопознанию сначала в виде слова, речи, языка. Орудия труда, материальная культура, цивилизация предстают как позднейшие производные формы воплощения той же творческой силы духа (мышления).

    На материалистической основе возникновение и развитие общества анализируется в философии марксизма. К.Маркс и Ф.Энгельс создают учение, являющееся обобщением опыта всей предшествующей общественно-исторической практики. Их внимание сосредоточено на осмыслении общественного бытия и общественном сознании, роли производства в общественном развитии.

    Маркс и Энгельс создают стройную теорию общества и общественной жизни людей – исторический материализм – науку об общих и специфических законах функционирования общественно-экономических формаций. Под общественно-экономической формацией они понимали исторически определенный тип общества. Категория общественно-экономической формации – одна из центральных в марксистской философии, она охватывает каждое общество в целом. Материальной основой общественно-экономической формации является способ производства. Производственные отношения, взятые в совокупности, образуют базис общественно-экономической формации. Системе данных производственных отношений, образующих базис, соответствует политико-юридическая и идеологическая надстройка. Социальную реальность К. Маркс представил в виде деятельности, практики, в которой человек активно и целенаправленно преобразует материальные условия своего существования. Возникновение общества, государства, политики и права трактуется в их концепции с позиции материалистического понимания истории. К.Маркс и Ф.Энгельс последовательно распространили материализм на понимание общества, утверждая, что в основе его развития лежит способ производства.

    Социальные трансформации ХХ века, связанные с научно-техническим прогрессом, разрушением сословных перегородок и формированием массового общества, возникновением средств массовой информации изменили мировоззрение, а также сам способ философствования, стилистику философского мышления. Эти процессы выявили неполноту и ограниченность философских систем общественного развития, разработанных в ХIХ веке. В них в качестве системообразующего начала мира рассматривается некое единое основание бытия, а сам мир как некоторая целостность. В ХХ веке раскрывается неисчерпаемое разнообразие форм бытия, его единство предстает как внутренне различное, неоднородное, дискретное, противоречивое и многообразное. Открывшееся многообразие потребовало новых форм миропонимания и новых технологий построения философских концепций. В них по-новому отражается социальная реальность. Для классического понимания общества было характерно стремление максимально исключить из теоретического рассмотрения субъективный мир отдельной личности. Несмотря на то, что общественная реальность состоит из субъективных действий отдельных индивидов, полагалось, что в своих основаниях она не зависит от субъективного произвола. В ХХ веке происходит отказ от идеи единства всемирного человечества. Особенностью социальной философии ХХ века является новый образ социальной реальности, которая отныне трактуется через призму отдельной личности. В ХХ веке развернулась критика тех концепций, которые отстаивали приоритет общественного перед индивидом. Классическая мысль настаивала на том, что общество «выше», мудрее и ценнее индивида. В то же время философская классика исходила из тезиса о радикальном добре в человеческой природе. Постклассические представления социальной реальности складывались по мере осознания упрощенности идущего от Просвещения понимания взаимоотношения общества и человека, а также по мере более углубленного понимания природы человека. Постклассический образец социальной реальности построен на признании не только объективной, субъективной стороны общественной жизни. Во-вторых, сама субъективность предстает по-новому, прежде всего как интерсубъективность. Интерсубъективность – это особого рода реальность, складывающаяся при взаимоотношениях людей.

    Современные социально-философские концепции весьма многочисленны, разнообразны по своей тематике, содержанию, понятийно-категориальному аппарату, формам выражения.

    В настоящее время в философской и научной литературе особое внимание уделяется изучению процессов функционирования и развития сложных самоорганизующихся систем. Методологической основой изучения таких систем являются представления о них как о фрагментах единого мирового процесса самодвижения и самоорганизации материи. Эта научная позиция становится все более общепризнанной. Ее основы закладывались такими русскими философами как Н.Ф.Федоров («Философия общего дела»), В.Н. Сукачевым, Н.В. Тимофеевым-Ресовским («Биогеноцинология»), А.Богдановым («Всеобщая организационная наука или Тектология»). Для их позиции характерен целостный взгляд на процессы развития материи, ее самоорганизацию. В этом контексте зарождение жизни на Земле и появление человеческого общества являются звеньями одной цепи. Такой подход может позволить глубже проникнуть и определить пути развития цивилизации, могут возникнуть новые парадигмы объяснения и понимания социокультурных систем. Что же нового дает такое понимание общества?

    Большинство исследователей подчеркивает, что сущность самоорганизующихся систем (таковым является общество) составляет не механическая сумма свойств, характерных для их отдельных частей, а некое новое свойство, невыводимое из этих частей. Это означает, что понять сущность общества через механическую сумму его свойств невозможно. В обществе как самоорганизующейся системе, несмотря на действия наделенных сознанием людей, проявляются объективные законы, то есть не зависящие от воли людей. Различия между индивидуальными целями и действиями людей и совокупным результатом их деятельности на надындивидуальном уровне служат основой противопоставления индивидуального общественному, субъективного объективному, случайного необходимому.

    Специфической особенностью всех самоорганизующихся систем является то, что в них происходит когерентное взаимодействие отдельных индивидуальных сил, стремлений, мотивов и целей, в результате которого, практически невозможно предсказать с какой-либо достоверностью варианты изменений. Учесть все случайности и предсказать результат их действия в лучшем случае можно лишь с той или иной степенью вероятности. Эта неопределенность будущего и есть одна из особенностей самоорганизующихся систем. Указывая на то, что стохастичность (случайность) является одним из важнейших принципов самоорганизующихся систем, Н.Н.Моисеев писал «Все процессы, протекающие во Вселенной, не детерминированы – мир по природе своей стохастичен. В нем существуют принципиальные неопределенности» /8, с.60/. Это вытекает из общего принципа самоорганизации, каким является возникновение бифуркаций или ветвлений в моменты перехода от старой структуры к новой . В процессе развития таких систем в так называемых точках бифуркации незаметные случайности могут коренным образом изменить дальнейшую траекторию системы вследствие нелинейного характера возмущающих факторов: небольшое воздействие способно привести к качественному изменению системы, повлиять на характер ее дальнейшей эволюции. Именно случайности способствуют появлению новых структур, форм, вещей и явлений, как в природных, так и социокультурных системах. Эти пороговые или бифуркационные механизмы функционируют не только на уровне неживой природы, но и проявляются в процессах биологической и социокультурной жизни. Процессы общественной жизни также характеризуются неопределенностью.

    Кроме механизмов бифуркационного типа важную роль в процессах саморазвития играют механизмы адаптации, коадаптации, коэволюции, которые характерны и для общества как самоорганизующейся системы. Однако на уровне социума они имеют свои особенности. Развитие общества связано с сознательной деятельностью людей, которая объективируется в результатах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях. Эта система объективированных результатов выводит процесс самоорганизации за пределы природной обусловленности и детерминирует способ вхождения человека в систему «общество – природа». Механизмы, способствующие обретению человеком общественно приемлемых форм существования, а тем самым и способ самоорганизации и поддержания целостности общественных связей, являются механизмы культуры. Процессы производства и воспроизводства общественных систем имеют две тенденции: самоорганизация и организация. В описанном выше контексте, при котором самоорганизация рассматривается как всеобщее свойство систем различной степени сложности, организация выступает частным случаем самоорганизации.

    Таким образом, с точки зрения глобального эволюционизма общество, культура, нравственность рассматриваются как результаты надорганизменной эволюции, как естественные процессы развития сложных систем.

    Вопросы для самоконтроля:

    1. Когда возникли первые концептуальные представления об обществе?

      1. На каких философских основаниях разработаны системные представления об обществе?

      2. Что такое общественно-экономическая формация?

      3. Почему натуралистические концепции общества не получили популярность в ХХ веке?

      4. Что лежит в основе общественной жизни согласно воззрениям Г.В. Гегеля?

      5. Что составляет основу развития общества в марксистской философии?

      6. В чем отличие постклассических трактовок социальной реальности от классических?

      7. Что такое интерсубъективность?

      8. Как рассматривается общество в контексте глобального эволюционизма?

    Литература


    1. Г.В. Гегель. Философия духа. Сочинения. М.: Л, 1934.

    2. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: учеб. пособие для гуманитарных вузов / В.Е. Кемеров – М.: Аспект Пресс, 1996.—215 с.

    3. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13.

    4. Моисеев Н.Н. Пути к созиданию. М., Республика, 1992. 207 с.

    5. Моисеев Н.Н. Логика универсального эволюционизма и кооперативность // Вопросы философии, 1990, № 8, С.53.

    6. Огурцов А.П. Тектология А.А. Богданова и идея коэволюции //Вопросы философии. 1995, № 8, с.61.

    7. Рузавин Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества // Вопросы философии. 1995, № 8, с.65.

    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта