Главная страница
Навигация по странице:

  • ТЕМА II. Общество как социальная реальность

  • Социальная философия. Конспект лекций. Социальная философия тема I. Социальная философия, ее предмет и место в системе философского знания


    Скачать 283.5 Kb.
    НазваниеСоциальная философия тема I. Социальная философия, ее предмет и место в системе философского знания
    Дата05.11.2018
    Размер283.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСоциальная философия. Конспект лекций.doc
    ТипДокументы
    #55466
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    Социальная философия

    ТЕМА I. Социальная философия, ее предмет и место в системе философского знания

    Объект и предмет и социальной философии. Категориальный аппарат, законы и тенденции общественного развития. Соотношение социальной философии с другими понятиями, описывающими социальную сферу жизнедеятельности. Проблема методологии гуманитарного знания. Понятие «идеального типа» в философии М. Вебера.
    Социальная философия – относительно самостоятельная сфера философского знания, в контексте которого происходит осмысление процессов общественной жизни. Ее предметная сфера охватывает вопросы о смысле и цели существования общества, его генезисе, судьбах и перспективах развития, движущих силах и закономерностях. Задача и цель социальной философии -- разработка теории общества, выявление его бытийственной специфики. Определяя предмет социальной философии, русский мыслитель С.Л.Франк писал: «Что такое собственно общественная жизнь? Какова та общая ее природа, которая скрывается за всем многообразием ее конкретных проявлений в пространстве и времени, начиная с примитивной семейно-родовой ячейки, с какой-нибудь орды диких кочевников и кончая сложными и обширными современными государствами?» /5/.

    Объектом изучения социальной философии выступает общество, то есть та или иная форма коллективной человеческой жизни. Общество не является простой суммой составляющих его индивидов, а выступает как качественно новое образование /совокупность/, имеющее иные закономерности функционирования, чем поведение отдельно взятого индивида. Совместная жизнь людей – сложное системное образование, специфическая сфера объективной реальности, существующая вне сознания человека, действительность, имеющая собственную логику развития, которая также предзадана сознанию. Предметом социальной философии являются те многообразные связи, которые объединяют людей в процессе их жизнедеятельности.

    Можно сказать, что в контексте социальной философии: 1) исследуются вопросы об онтологических основаниях общества и общественной жизни людей; 2) происходит целостное постижение общественной жизни, а не отдельных ее сегментов; 3) выясняются вопросы о смысле и назначении человеческого общества; 4) определяются возможности теоретико-методологического обоснования общественной жизни.

    Специфика объекта и предмета социальной философии определяет и ее категориальный аппарат, то есть те понятия, функционирование которых задает смыслообразующий контекст социально-философского знания и помогает постигать социальную реальность. Среди них можно выделить, как наиболее общие, являющиеся результатом абстракции высокого порядка, так и более конкретные, описывающие те или иные стороны общественной жизни. Например, понятия «общество», «общественно-экономическая формация», «государство» являются более общими в соотношении с такими как «русское общество ХIХ века», «капиталистическая общественно-экономическая формация», «социально ориентированное государство».

    Спорным вопросом социально-гуманитарного знания является вопрос о наличии объективных законов развития социальной сферы. Одни мыслители признают наличие таких законов, формулируют их; другие – настаивают на том, что выведение законов общественного развития невозможно, в крайнем случае, можно говорить о некоторых тенденциях, проявляющихся в ней. Например, К.Поппер не сомневается в существовании тенденций общественного развития, но считает не правильным принимать эти тенденции в качестве непреложных законов. В марксистской философии признается наличие объективных законов общественного развития.

    К настоящему времени сложился основательный комплекс общественных наук. Каждая из них изучает ту или иную сторону общественной жизни. Наиболее близкими по своему содержанию к социальной философии являются социология и философия истории, исторический материализм. Рассмотрим их соотношение, то есть, какие вопросы решаются в контексте каждой из них. Как мы выяснили, в рамках социальной философии вырабатываются различные исходные основания и критерии изучения общества, разрабатываются концептуальные подходы к общественной жизни. В связи с этим социальная философия выступает как общая методология изучения общественных явлений, в контексте ее подходов акцентируется внимание на современном обществе, но она не может функционировать без исторического подхода, без философии истории.

    Понятие «философия истории» возникает в ХУШ веке и нередко употребляется как синоним социальной философии. Предметом философии истории выступает динамика общественной жизни в ее многообразных связях и проявлениях. Особое значение имеет философское определение возможностей и специфики исторического знания, а также методов и приемов познавательной деятельности, в более уточненном варианте – поиск экстракта историчности, его бытийственной специфики.

    Социальная философия и философия истории близкие по значению понятия, их можно употреблять как однопорядковые, учитывая при этом особенности.

    В Х1Х веке как самостоятельная наука складывается социология. Термин «социология» введен французским философом О.Контом в результате конкретизации проблематики традиционной социальной философии и развития эмпирических социальных исследований. Смысл его идей в том, чтобы социальные или общественные явления изучать, используя эмпирические методы исследования, например, наблюдение, в этом случае они становятся более достоверными. Сегодня, социология – это наука о социальной структуре, о способах организации и связи отдельных элементов социальной системы в единое целое. В отношении с социологией социальная философия выступает как общая методология, то есть в социальной философии реализуется философский подход к изучению общества, а социологический подход связан с исследованием закономерностей развития социальных общностей в системе социальных отношений.

    Исторический материализм – наука об общих законах функционирования и развития общественно-экономических формаций, это составная часть марксистской философии – философия общества. Ее особенность последовательное распространение принципов диалектического материализма на область общественных явлений, объяснение общества с позиций материализма.

    Проблема метода изучения общественной жизни один из самых сложных теоретических вопросов. Познание данной сферы действительности принципиально отличается от изучения природы. В природе действуют достаточно устойчивые связи и отношения, то есть законы, которые имеют объективный характер. Социальный мир – это мир уникальных и неповторимых явлений, что затрудняет обнаружение каких-либо закономерностей и регулярностей, по которым он функционирует. Поэтому методы естественных наук не применимы при изучении общественных процессов. Специалисты в области гуманитарных наук – историки, культурологи, философы осуществляют познание через прочтение текстов, понимание которых составляет само существо гуманитарного знания. Однако и создание текстов, и их прочтение всегда определены субъективной позицией исследователей, что опасно превращением социально-гуманитарного знания в совокупность субъективных мнений. Понимая данную проблему, многие мыслители пытались выработать методы, позволяющие преодолеть субъективистскую ограниченность подходов к изучению общества и его истории.

    Большой вклад в разработку методологии изучения общества внесли О.Конт, Г.В.Гегель, К.Маркс, Г.Спенсер, М.Вебер, К.Поппер, С.Л.Франк, П.Сорокин и др. Они пытались определить закономерности общественной жизни и исторического процесса, разработать методы их исследования, что должно было способствовать превращению накопленных знаний об обществе в науку. Например, немецкий социолог М.Вебер, важнейшим методологическим инструментом постижения социальной реальности считал понятие «идеального типа». По его мнению, это – теоретическая схема, «мыслительное образование», имеющее внеэмпирическое происхождение. Идеально-типическими конструкциями являются такие понятия как «государство», «ремесло», «капитализм», «экономический обмен» и др. Эти и другие типологические понятия как бы налагаются на реальность, служат масштабом соотнесения с реальностью, отражают наиболее общие черты и свойства социальных явлений. Данные концепты, являясь абстрактно-обобщающими понятиями, систематизируют социально-гуманитарное знание, В последующих лекциях будут более подробно рассмотрены точки зрения указанных авторов на общество и методологию его исследования.

    В философии сформировались разноплановые методы к постижению социальной реальности. Наряду с общенаучными методами, такими как абстрагирование, систематизация, наблюдение используются специфические. Достаточно эффективными являются социологические исследования, приемы мысленного упрощения событий, искусственного изолирования отдельной сферы реальности, а также конструирование идеальной модели познавательного объекта.

    Таким образом, социальная философия имеет собственный объект и предмет исследования, выступает как относительно самостоятельная сфера философского знания. Особенности данной сферы познания определены объектом ее исследования, в качестве которого выступает общество.

    Вопросы для самоконтроля:

    1. Какие проблемы общества анализируются в контексте социальной философии?

    2. Когда социальная философия приобрела статус науки?

    3. В чем заключается специфика методов исследования в социально-гуманитарной сфере?

    4. Единодушны ли философы в признании наличия объективных законов общественного развития?

    5. Назовите имена мыслителей, которые внесли значительный вклад в разработку теории общества?

    6. Что понимает М. Вебер под термином «идеальный тип»?

    Литература:

        1. Вебер, М. Основные понятия социологии / М. Вебер -- Избранные произведения: -- М.: Прогресс, 1990. – 690 с.

        2. Кемеров, В.Е. Введение в социальную философию: учеб. пособие для гуманитарных вузов / В.Е. Кемеров. – М.: Аспект Пресс, 1996, -- 215 с.

        3. Маркс, К. К критике политической экономии. -- Предисловие // К. Маркс і Ф. Энгельс. -- Соч. 2-е изд. М.: Политическая литература, 1959. – 13 т. – 770 с.

    4) Поппер, К. Нищета историцизма / К. Поппер // Вопросы философии. -- 1993, № 4.

    5) Франк, С.Л. Задачи социальной философии / С.Л. Франк. --Духовные основы общества. -- М.: Радуга, 1992. – 525 с.

    ТЕМА II. Общество как социальная реальность

    Понятие социального, его природа и специфика. Общество как способ организации социального. Понятие «социального явления» в социологической концепции П.Сорокина. Интерпретация понятия «социальное действие» в социально-философской литературе. Деятельность как фактор общественной жизни. Субъектно-объектная природа деятельности. Виды деятельности. Общество как система социальных отношений.
    Как и всякое понятие философии социальное являет собой категорию, охватывающую значительную сферу реальности, наполненную многообразными явлениями и процессами. Категории и понятия такого высокого уровня абстракции трудно поддаются определению, во-первых, потому что их не удается подвести под другие понятия более широкие по своему значению и, во-вторых, трудно определить свойство или совокупность свойств, характеризующих данную сферу действительности.

    По сложившейся научной традиции под социальным в широком смысле слова понимается совокупность свойств и признаков, выделяющих человека и созданный им мир из природной действительности. В сравнении с понятием общественное, которое описывает организационные формы коллективной деятельности людей, социальное указывает на субстанциональные, базисные основы их жизни. То есть, данное понятие определяет то свойство общества, которое выделяет его как особую реальность. Таким основным свойством общества является деятельность людей (от поведенческих актов до трудовой деятельности). Деятельностное начало индивидов представляет собой универсальный способ существования общества. Деятельность в качестве социального явления рассматривается в большинстве философских концепций. Организация деятельности или социальной жизни людей осуществляется обществом, которое в данном контексте выступает способом воспроизводства социального, представляет собой систему и структуру организации социальной жизни. Социальное являясь основанием, субстанцией общественной жизни, как бы стягивает все явления общественной жизни в нечто единое, выявляя их единую, качественную определенность по отношению к природным объектам.

    Отметив основное свойство социального, как деятельность индивидов, следует подчеркнуть, что действие всегда производно от взаимодействия, поэтому социальное указывает также на коллективность, свойственную общественной жизни. Общество же, как система, состоящая из многих частей, способно существовать и изменяться как единое целое, благодаря тому, что оно является социальным образованием.

    Понятие социальное имеет также и более узкое значение, обозначая сферу общественной жизни, связанную с взаимодействием различных групп людей (классов, партий, сословий). Для ее описания используются такие понятия как «социальное равенство», «социальная политика», «социальная роль личности».

    Таким образом, понятие социальное, в широком смысле может быть рассмотрено как особая реальность. Это означает, что социально-исторический мир людей являясь объективной реальностью, как и мир физических явлений, воздействует на сознание и чувства людей, но при этом представляет собой качественно новый уровень в сравнении с природной реальностью. Иногда в популярной и даже научной литературе понятия социальное и общественное используются как синонимы. Однако для социальной философии важно как можно более точно определить их, так как они являются для нее ключевыми и без их уточнения невозможен научный анализ общества и общественных процессов. И, наконец, социальное обозначает отдельную сферу общественной жизни, в которой осуществляется взаимодействие различных групп людей, образующих социальную структуру общества.

    В результате исследования категории «социальное» возникли такие понятия как «социальное явление» и «социальное действие». П. Сорокин, рассматривая понятие «социальное явление», под которым он понимал особый вид психического взаимодействия, указывает, что этот вид психического взаимодействия является осознаваемым. «Социальное явление есть социальная связь, имеющая психическую природу и реализующаяся в сознании индивидов, выступая в то же время по содержанию и продолжительности за его пределы. Это то, что многие называют «социальной душой», это то, что другие называют цивилизацией и культурой, это то, что третьи определяют термином «мир ценностей», в противоположность миру вещей, образующих объект наук о природе» /3, с.27/. Кроме понятия «социальное явление» в социально-философской литературе используется понятие «социальное действие». Социальное действие интерпретируется в философии и социологии по-разному. Например, М. Вебер, Т. Парсонс, Ю. Хабермас соотносят социальное действие со сферой личностных переживаний. В своем простейшем проявлении оно выступает как межличностное, как коммуникативный процесс. М. Вебер пишет, что социальное действие – это «такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него» /1/. В марксистской философии «социальное действие» рассматривается как единица деятельности совокупного субъекта: класса, сословия, группы людей, партии).

    Категории социальное явление и социальное действие можно рассматривать как обозначающие субстанцию социальной реальности, ее основу и причину.

    Деятельность в самом общем виде рассматривается как человеческая форма активности, проявляющаяся в целесообразном изменении и преобразовании окружающего мира. Чтобы определить природу деятельности и иметь возможность отличить ее от активности животных, следует выделить ее основные свойства. Таким основным свойством деятельности человека является сознание. Благодаря сознанию человеческая активность сначала реализуется в постановке цели, потом в ее реализации, когда задуманное воплощается в действительность. В отличие от деятельности человека физические системы лишены способности к избирательному поведению. Деятельность человека основана на информационной ориентации в среде. Для нее характерно абстрактно-логическое вербальное моделирование мира. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация, в то время как человек благодаря речи оторвался от ситуативности и овладел абстрактно-понятийным мышлением. Осмысление человеком собственной активности дает ему возможность не только адаптироваться к окружающей среде, что делают все животные, но и адаптировать природу, перестраивать ее. Из этого проистекает субъектно-объектный характер человеческой деятельности. В качестве субъекта выступает сам человек, а в сферу его активности всегда вовлечены определенные объекты, то есть деятельность – это всегда единство субъективного и объективного. Субъективное – это то, что присуще сознанию субъекта, неразрывно связано с субъектом: мировоззренческие установки, нравственно-эстетические представления, совокупность норм и ценностей.

    В процессе деятельности человек стремится удовлетворить свои потребности. Потребности, являясь объективной основой поведения человека, рефлексируются, то есть осознаются. Человек может ранжировать свои потребности, выделяя основные, приоритетные, отдавая предпочтение материальным или духовным. Вторая сторона человеческой деятельности – это объективное, то есть существующее вне сознания субъекта. Это – объекты природы, а также объективированные результаты уже предшествующей деятельности, вовлеченные в данный процесс. К объективной реальности относится также государство, правовые институты, политические организации, мораль, церковь. Субъективное в процессе деятельности объективируется, то есть задуманные человеком планы воплощаются в реальность, а объективное субъективируется, то есть отражается в сознании человека.

    По мнению М. Вебера, все виды человеческой деятельности можно разделить на четыре вида: целесообразный – предполагает использование разнообразных средств для достижения цели; второй – рациональный в использовании средств, но нерациональный с точки зрения цели; третий – предпринятый в состоянии возбуждения; четвертый – традиционный, основанный на обычаях и привычных образцах. Данная схема деятельности связана с учением М. Вебера об «идеальном типе» и призвана служить алгоритмом для описания общества.

    В теории исторического материализма – социальной философии марксизма – в качестве исходной деятельности в жизни общества признается материальная производственная деятельность.

    Любой акт деятельности возможен при наличии взаимодействий и взаимосвязей. Процесс деятельности не может осуществляться вне отношений между людьми, с одной стороны, с другой – вне отношений людей к материальным объектам, на которые направлена их активность. При этом отношение человека к окружающему всегда осмысленно, в результате чего можно сделать вывод, что понятие «отношение» является социальным. Поэтому в процессе деятельности между людьми возникают устойчивые, воспроизводимые связи, которые называются общественными отношениями. Эти отношения связывают людей как в процессе общественной деятельности на основе разделения функций, так и при разделении совместно созданных результатов труда.

    Общественные отношения придают обществу определенную организацию и устойчивость, исторически развиваясь. Подчеркивая факт, что именно они выражают суть общества, К. Маркс писал: «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу» /3/.

    Для классификации общественных отношений можно выделить различные критерии: например сферный подход (общественные отношения соотносятся с деятельностью) позволяет выделить экономические, политические, нравственные, правовые; уровни отношений между людьми: государственные и личные отношения, национальные и семейные; исторический подход позволяет рассматривать их в динамике, выделяя, например систему общественных отношений рабовладельческого и средневекового обществ.

    Кроме того, выделяют духовные отношения (образование, нравственность, творчество, искусство, религия). Противоположными духовным отношениям являются материальные отношения, то есть отношения в сфере производства. В истории социально-философской мысли в качестве определяющих, базисных для развития общества принимаются или духовные, или производственные отношения. В марксистской теории общества – исторический материализм – в качестве определяющих выступают материальные или производственные отношения. В других философских системах в качестве таковых рассматриваются духовные отношения. Подчеркивая важность духовных основ жизни общества, С.Л.Франк пишет: «каждый человек и каждая эпоха, будучи только стадией и своеобразным выражением жизни сверхвременного единства человеческого духа, потенциально несет в своей глубине все это единство, а, следовательно, и все его исторические выражения» /5/.

    Следовательно, общество можно рассматривать как систему общественных отношений. Оно является субъектно-объектной реальностью.

    Вопросы для самоконтроля:

    1. Определите специфику понятия «социальное»?

    2. Что является основой общественной жизни?

    3. Что обозначает понятие «общественное»?

    4. Чем отличается деятельность человека от активности животного?

    5. Какие виды деятельности выделяет М. Вебер?

    6. Как понимают социальное действие К. Маркс, М.Вебер, Ю.Хабермас? В чем различие их взглядов?

    7. Какие виды общественных отношений Вы знаете? Каковы критерии их выделения?

    Литература:

      1. Вебер, М. Основные социологические понятия / М. Вебер -- Избранные произведения. -- М.: Прогресс, 1990. – 690 с.

    2) Кемеров, В.Е. Введение в социальную философию: учеб. пособие для гуманитарных вузов / В.Е. Кемеров – М.: Аспект Пресс, 1996.—215 с.

    3) Маркс К., Энгельс, Ф. Критика политической экономии / К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. – 2- изд. М.: Политическая литература, 1968. -- Т. 46, Ч. 1. –559 с.

    4) Сорокин, П. Социальное действие / П. Сорокин. -- Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Радуга, 1992. – 478 с.

    5) Франк ,С.Л. Задачи социальной философии / Духовные основы общества. -- М.: Радуга. 1992. – 525 с.

      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта