Главная страница

Социальная философия. Конспект лекций. Социальная философия тема I. Социальная философия, ее предмет и место в системе философского знания


Скачать 283.5 Kb.
НазваниеСоциальная философия тема I. Социальная философия, ее предмет и место в системе философского знания
Дата05.11.2018
Размер283.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСоциальная философия. Конспект лекций.doc
ТипДокументы
#55466
страница5 из 5
1   2   3   4   5

Сходные определения культуры даются отечественными мыслителями. Например русский философ Н.А. Бердяев говорит о культуре как о «живой судьбе народа», «неотвратимом пути человека и человечества»; А.Ф. Лосев -- как о «предельном обобщении всего». Другие авторы понимают культуру как память или духовное измерение всякой деятельности, как образ жизни народа.

Обобщая данные точки зрения, можно сказать, что под культурой они понимают 1) творчество, нравственность, искусство; 2) образование, воспитание и развитие; 3) поклонение религиозным культам. В данном контексте культура отражает духовные начала в жизни людей. Однако на современном этапе осмысления культуры ее чаще рассматривают в широком смысле слова как все созданное человеком, все достижения человечества. Культура -- это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. В этом случае выделяют материальную и духовную культуры. Материальная культура охватывает сферу материального производства и его продукты: технику, технологии, инфраструктуру, жилища, предметы быта и т.д. Духовная культура включает религию, философию, мораль, искусство, науку и т.д. Однако и такое понимание культуры нам представляется упрощенным, потому что обе культуры имеют глубокое единство, являются результатом человеческой деятельности, которая в конечном итоге определяется идеями, проектами и замыслами человека, воплощаемыми в материальную форму. Данное положение указывает на то, что все, что существует в виде материального результата человеческого труда, первоначально было идеей в его сознании. Поэтому более содержательным, по нашему мнению, являются определения культуры, учитывающие данное обстоятельство. Например, когда культура рассматривается как фундаментальное определяющее измерение человеческой жизни, как способ существования человека и человечества. Такое определение включает в себя все накопленные людьми материальные и духовные ценности и способы их преумножения. Понятие культуры в данном контексте представляет собой общечеловеческую ценность. Культура – социальный феномен, порождение человеческой истории.

Философское осмысление культуры, таким образом, предполагает раскрытие ее связей с обществом, природой, человеком, его деятельностью. Кроме того, культура не может быть рассмотрена абстрактно, вне истории, потому что при ее научном объяснении следует исходить из анализа динамики исторических форм и типов, в которых она существовала и существует.

Исключительная роль культуры в жизни человека и общества раскрывается во множестве ее функций. Важнейшей среди них является функция социализации человека. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением и развитием культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру. Вне культуры индивид не может стать человеком, личностью. Через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом.

Важная роль принадлежит нормативной или регулятивной функции культуры. Эта функция осуществляется через систему норм, правил, законов морали и права, следование которым представляется необходимым для сосуществования людей. Эта функция по своему значению близка к коммуникативной функции, которая осуществляется посредством языка, являющегося важнейшим компонентом культуры. Можно выделить также аксиологическую или ценностную функцию культуры, творческую и т.д.

Культуру можно рассматривать как философское понятие для характеристики сущности и способностей человека как общественного существа. Как не может быть человека вне и до культуры, так и культуры не может быть вне и до человека.

Современные представления о культуре возникли не сразу, в каждую историческую эпоху существовало собственное представление о культуре. Уже древние греки проводили различие между своей «воспитанностью» и дикостью варваров. Они гордились своим государственным устройством, тем, что проявляют гражданские доблести, изучают философию, увлекаются пластическими искусствами. В понятии «культура», восходящем к римской традиции подчеркивается отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. Само слово происходит от латинского (cultura – возделывание почвы, а также почитание). В средневековых представлениях о культуре внимание акцентируется на книжной учености и начитанности как основных ее показателях. Если в основе античного понимания культуры лежало признание безличностного абсолюта (божественный строй вещей), то в средневековой – прослеживается постоянное стремление к самосовершенствованию. В связи с тем, что латинские слова культура и культ являются однокоренными, средневековые мыслители сделали акцент на значении культ (почитание). Именно почитание триединого Бога стало в христианстве основой духовного развития человека. Новое понимание культуры позволило человеку осознать свою уникальность: счастье не в познании себя, а в познании Бога, в осознании того духовного родства, в котором он находится с Всевышним, (то есть познать себя через Бога). Культура мыслится как воспитание меры и гармонии. В эпоху Возрождения и Просвещения философская и общественная мысль западноевропейских стран обращается к античности, но это обращение не могло произойти без учета тех изменений в сознании людей, которые произошли в период средневековья. Мыслители Возрождения вернулись к античности, соединив христианские воззрения с ее особенностями в духе новых задач и устремлений. Именно в философии и искусстве этой эпохи стали видеть основу формирования и проявления человеческих талантов. Однако, восхваляя человеческие таланты, они не дают ясного ответа на вопрос, за счет чего происходит совершенствование творческих способностей человека.

В философии Просвещения впервые формируются целостные представления о культуре. Для идеологов Просвещения культура означала деятельное преобразование мира человеком. Они рассматривали культуру как закономерное звено природной эволюции, воплощающее развитие способностей «естественного человека», как человеческое продолжение природы. Вместо понятия культура они использовали понятие цивилизация, определяя ее как сторону жизнедеятельности людей, основанную на разуме. Культурно-исторический процесс они понимали как развертывание просвещения, развитие земледелия, ремесел, техники.

Становление философии культуры как самостоятельной области знания началось в ХIХ веке. Появляются концептуальные модели осмысления культуры, для которых характерен целостный взгляд на культуру, попытки выявления ее смыслового содержания: почему и для чего она возникла? Каким законам подчиняется ее динамика?

В немецкой классической философии происходит отказ от натуралистической трактовки культуры. В ее контексте человек предстает свободным от религиозной и природной зависимости. Подобная точка зрения особенно четко выражена в философии И. Канта, который различает законы природы и законы свободы. И хотя индивид у него принадлежит обоим мирам, человеком он становится именно тогда, когда начинает руководствоваться долгом как особым нравственным законом из мира свободы. Без свободы, согласно И.Канту, нет нравственного поступка. Когда человек действует по законам природной необходимости -- это еще не означает, что он совершает нравственный поступок. Нравственность появляется там, где кончается природа и начинается культура. В классической модели культуры, начиная с Канта, культура противостоит натуре. В основе человеческой свободы считал И.Кант лежит способность человека определять свои поступки и делать собственный выбор. Подлинная культура вырастает из умения управлять своей натурой, то есть стихией физических и психических состояний. Кроме того, в классических представлениях признается надиндивидуальная культурная реальность, определяющая культуру отдельного человека. В основе данной модели лежат принципы гуманизма, рационализма, историзма, европоцентризма. Трактовка культуры как чисто духовного образования осуществляется в трудах И.Канта, Шиллера, Г.В. Гегеля.

В марксистской философии культура получила материалистическую интерпретацию, согласно которой культура рассматривается в связи с обществом и предметно-практической деятельностью людей. Поэтому она выступает не только как совокупность результатов, но и сам процесс человеческой деятельности.

Как противоположность классической модели культуры уже в ХIХ веке формируются представления, утверждающие, что претензии на строгую научную объективность в ее изучении несостоятельны. В этом контексте культурная реальность рассматривается не как объект рационального осмысления, а как объект переживания. Для данной модели (неклассической, модернистской) характерен пессимизм, идея абсурдности бытия, отказ от рациональных оснований познания мира и культуры. Истоком мироздания в философии немецкого мыслителя А.Шопенгауэра является Мировая воля, которую он именует «злой» и «слепой». На вершине эволюции она воплощается во все более обособленных и агрессивных существах. Отсюда происходит всеобщий эгоизм и бесконечная борьба всех против всех и прервать эту цепь страданий можно только через самоубийство Мировой воли, что означает ограничение личного начала во всех людях. Ограничение индивида в философии А. Шопенгауэра имеет не продуктивный, а негативный характер. В классической традиции человек выделяется из природы посредством культуры, преодолевая зависимость от нее, в учении А. Шопенгауэра культура есть лишь проявление природы. Немецкий философ Ф. Ницше считает, что, если культура сковывает индивидуальную волю, становясь цивилизацией, то именно поэтому следует отказаться от культуры. Современной западной цивилизации Ницше противопоставляет естественные проявления жизненных сил. Стремясь избавиться от своих пороков, культура в его творчестве предстает в обличии натуры. Неклассическая (модернистская) модель ориентируется на повседневную жизнь человека, для нее характерен приоритет личного перед общественным.

Следующая модель культуры постмодернистская. Под постмодернизмом принято понимать образ жизни, особый духовный настрой, характерный для обществ, которые прошли стадию модернизации. Кроме того, данное понятие имеет социально-философский и эстетический аспекты. В значительной степени формирование данной модели связано с тем, что рациональное объяснение мира не оправдало надежд человечества, мир не поддается попыткам человека творчески его преобразовать. Данные представления о культуре формируются с 70-х годов ХХ века. В рамках постмодернизма радикально по сравнению с модернизмом меняется отношение к прошлому, к традиции, которое теперь не отвергается, а органически входит в состав современности. Для постмодернизма нет единого субъекта культуры, с позиции которого можно дать однозначную оценку культурному явлению. В отличие от классической, постмодернистская модель не считает возможным свести все многообразие проявлений культуры к какой-то единой субстанции и первооснове, подчеркивая самобытность и самодостаточность каждой из них. Подходы к анализу культуры отличаются разнообразием. Можно отметить целый ряд интерпретаций культуры, разработанных как в отечественной, так и в зарубежной науке. Аксиологический (ценностный) подход рассматривает культуру через призму ценностей. Культура есть не что иное, как сложная система материальных и духовных ценностей, иерархия идеалов и смыслов, являющихся итогом всего многообразия деятельности человека.

При семиотическом подходе к культуре внимание фиксируется на ее символической сущности. На то обстоятельство, что культура неразрывно связана с использованием символов, обратил немецкий философ Э.Кассирер. Он писал: « У человека между системой рецепторов и эффекторов, которые есть у всех видов животных, есть и третье звено, которое можно назвать символической системой». Так как человек живет в культуре, он может быть определен как существо символическое. Ранее символическое значение культуры подчеркивал русский философ П.Флоренский. В книге «Столп и утверждение истины» он писал, что символы – «органы нашего общения с реальностью. Ими и посредством их мы соприкасаемся с тем, что было отрезано до тех пор от нашего сознания. Изображением мы видим реальность, а именем – слышим ее; символы – это отверстия, пробитые в нашей субъективности». При деятельностном подходе культура выступает специфическим способом человеческой жизнедеятельности. В этом аспекте она характеризует родовой способ бытия человека в мире, рассматривая человеческую деятельность как подлинную субстанцию общественной жизни людей. В ХХ веке разрабатывается игровая теория культуры. Наиболее полно это исследование было проведено нидерландским историком культуры Йоганном Хёйзингой. Й. Хёйзинга продемонстрировал, что разные сферы человеческой культуры (искусство, философия, наука, политика, юриспруденция, военное дело и др.) тесно связаны с игровыми формами. По его мнению, игра древнее культуры. Предшествуя ей, игра сопровождает культуру. Вместе с тем, он подчеркивает, что культура не происходит из игры в результате эволюции, а возникает в форме игры. Немецкий мыслитель Ойген Финк, включив игру в число основных феноменов человеческого бытия, таких как смерть, труд, господство, любовь, отмечает: « Игра столь же изначальна, как и эти феномены. Она охватывает всю человеческую жизнь до самого основания, овладевает ею и существенным образом определяет бытийственный склад человека». При социологическом подходе культура трактуется как социальный институт, который дает обществу системное качество, позволяет рассматривать его как устойчивую целостность, отличную от природы. Гуманистический подход раскрывает культуру как духовно-нравственное совершенствование человека. В неогуманистических концепциях культура раскрывается как процесс, включающий все виды человеческого творчества и созидающий родовую сущность человека.

С понятием культуры тесно связано понятие цивилизация. Термин «цивилизация» возник позже слова «культура», в ХVIII веке. Можно отметить, что в учебной литературе чаще всего цивилизация рассматривается как: 1) синоним культуры; 2) этап в развитии человечества следующий за варварством; 3) явление, противоположное культуре. Наиболее ярко представления о цивилизации как противоположности культуре обосновывается в творчестве немецкого философа О. Шпенглера. Традиция такого подхода к рассмотрению цивилизации была заложена еще И. Кантом.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Почему существует множество определений культуры?

  2. Что понимают под культурой в философии?

  3. Назовите основные функции культуры.

  4. Какие представления о культуре существовали в различные периоды истории?

  5. Когда формируется философия культуры как область относительно самостоятельного знания?

  6. Когда формируется культура согласно представлениям И. Канта?

  7. В чем отличие неклассических интерпретаций культуры от классических?

  8. Объясните особенности понимания культуры в творчестве таких мыслителей как П. Флоренский, Э. Кассирер, Й. Хейзинга, О. Финк.

Литература:

  1. Демидов, А.Б. Феномены человеческого бытия: Пособие для студентов вузов /А.Б. Демидов – Минск: Бел. Фонд Сороса: «Армита – Маркетинг, менеджмент», 1997.—192 с.

  2. Кассирер, Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры / Э. Кассирер. Проблема человека в западной философии / Сост. и послеслосл. П.С. Гуревича; Общ. Ред. Ю.Н. Попова. – М.: Прогресс, 1988 – 552 с.

  3. Кант, И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане / Сочинения: В 6 т. М. Мысль, 1966, Т. 6. – 7- 21 с.

  4. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра; К генеалогии морали; Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм: Сборник / Ф. Ницше. – Минск: ООО «Попурри», 1997. – 624 с.

  5. Тайлор, Э. Первобытная культура.

  6. Финк, Э. Основные феномены человеческого бытия / О. Финк / Проблема человека в западной философии / Сост. и послеслосл. П.С. Гуревича; Общ. Ред. Ю.Н. Попова. – М.: Прогресс, 1988 – 552 с.

  7. Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины / П.А. Флоренский М.: Правда 1990. Т. 1, ч. 1. – 490 с.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта