психология. социальный институт - феномен и значение. Социальные институты феномен и значение по предмету Социология
Скачать 32.76 Kb.
|
Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова Казанский филиал на тему: Социальные институты: феномен и значение. по предмету: Социология. РЕФЕРАТ Гарафеев фамилия Салим имя Алмазович отчество 1 курса заочного отделения гр. 504у Агапов Олег Дмитриевич ______________________________________________________ Ф.И.О.(руководителя) Казань-2022 Содержание Введение Социальный институт - одно из основных понятий социологии, позволяющее раскрыть сущность общества. Социальные институты - важнейшие составляющие социальной структуры. Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложный набор экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы. Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле это организованная система социальных связей и норм, предназначенная для удовлетворения основных потребностей общества, социальных групп и отдельных лиц. Социальные институты - ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их внедрение и утверждение в жизни общества. Все элементы общества связаны между собой социальными отношениями - связями, которые возникают между социальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) деятельности. В процессе развития общества одни связи могут угаснуть, другие - появиться. Связи, доказавшие свою пользу для общества, упорядочиваются, становятся общепринятыми моделями и впоследствии повторяются из поколения в поколение. Чем стабильнее эти полезные для общества связи, тем устойчивее само общество. [1] 1.Социальные институты. Социальный институт - это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных идеальных норм, правил, стандартов поведения. [2] Социальные институты выполняют в обществе ряд функций: - воспроизводственная (закрепление и воспроизводство норм и правил общественных отношений); - регулятивная (организуют человеческую деятельность в определённую систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах жизни); - социализация (передача социального опыта предшествующих поколений); - интегративная (объединение, взаимодействие и взаимоответственность членов общества); - коммуникативная (распространение информации внутри института, поддержание взаимосвязи с другими институтами). К признакам социального института можно отнести: - наличие социальных ролей (руководитель, подчиненный); - наличие определенных норм и правил поведения; - наличие функции, выполняемой в обществе; - наличие сети учреждений. Социальные институты необходимы для нормального функционирования общества, для его развития, а также для удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей и интересов. Поэтому каждой сфере жизни общества соответствуют свои социальные институты: - политические (власть, разделение властей, государство, политические партии, местное самоуправление, армия, судебная система, право, полиция, парламент, правительство и т.д.); - экономические (собственность, рынок, деньги, банковская система, обмен, разделение труда, хозяйственные отношения, материальное производство, биржи и т.д.); - институты родства (брак, семья, материнство, кровная месть, наследование, отцовство, воспитание и т.д.); - институты образования и культуры (образовательные, культурные и художественные учреждения, творческие союзы, средства массовой информации); - духовные или религиозные институты (религия, церковь, вера, культ и др.). Внутри фундаментальных институтов общества существуют весьма отчётливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, включают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д. В современном обществе существует несколько основных социальных институтов: институт семьи и брака, институт государства, институт производства и распределения, институт образования, институт религии, наличие которых делает общество более устойчивым. Семья - важнейший социальный институт родства, основанный на браке или кровном родстве людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Государство - основной институт политической системы, наделенный высшей законодательной властью, т.е. правом устанавливать социальные нормы и правила общественной жизни в пределах определенной территории, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Образование - социальный институт культуры, обеспечивающий овладение ценностями культуры и нравственно-эмоциональным отношением к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности, сохраняющими и развивающими духовные и материальные достижения человечества. Церковь - социальный институт, осуществляющий религиозную деятельность и характеризующийся общими основными положениями религиозного вероучения и культовых обрядов. Наука - особый социальный институт, деятельность которого связанна с созданием системы знаний о действительности, природе, культуре, обществе и человеке. Право - социальный институт, система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных норм и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения. Деятельность социального института, как было сказано выше, не всегда приводит только к желательным последствиям. То есть социальный институт кроме выполнения основных функций может производить и нежелательные, а иногда однозначно негативные последствия. Такое функционирование социального института, когда наряду с пользой для общества он одновременно наносит ему и вред, называется дисфункцией. Несоответствие деятельности социального института характеру социальных потребностей, или обусловленное таким несоответствием нарушение выполнения своих функций другими социальными институтами может иметь очень серьезные негативные последствия для всей социальной системы. В качестве наиболее показательного примера здесь можно привести коррупцию как дисфункцию политических институтов. Эта дисфункция не только мешает самим политическим институтам выполнять должным образом свои непосредственные задачи, в частности пресекать противоправные действия, преследовать правонарушителей, контролировать деятельность других социальных институтов. Паралич органов власти, вызванный коррупцией, оказывает огромное воздействие на все остальные социальные институты. В сфере экономики увеличивается теневой сектор, огромные объемы средств не попадают в государственную казну, совершаются прямые безнаказанные нарушения действующего законодательства, происходит отток инвестиций. Подобные процессы протекают и в других социальных сферах. Жизнь общества, функционирование его основных систем, в том числе и систем жизнеобеспечения, к которым относятся основные социальные институты, парализуется, развитие прекращается, начинается стагнация. [3] Таким образом, борьба с дисфункциями, предотвращение их возникновения является одной из основных задач социальной системы, позитивное решение которой может привести к качественной интенсификации социального развития, оптимизации социальных отношений. 2. Феномен социального института. В социологию понятие институт пришло из юриспруденции, где оно обозначало комплекс норм, регулирующих правовые отношения. На рубеже Х1Х—ХХ веков это понятие вошло в лексикон социологов. Э. Дюркгейм определил социологию как «науку о социальных институтах, их генезисе и функционировании». Тогда же к изучению институтов подключились экономисты, начиная с Т. Веблена, а впоследствии антропологи, политологи и т.д. Еще до появления самого термина институт основоположники социологии О. Конт и Г. Спенсер рассматривали общество через призму тех форм социальной организации, которые впоследствии были названы институтами. О. Конт представлял общество как систему, в которой выделял такие социальные институты, как государство, церковь, семья, кооперация. В органицистской модели Спенсера социальные институты были аналогами органов человеческого тела. В дальнейшем в научной литературе понятие социальный институт имело много различных определений. В английском языке существует разница между понятиями institute и institution: первый термин в большей степени относится к социальным нормам и установлениям, второй — к социальным учреждениям. В русском языке такой разницы нет. Мы будем рассматривать определения, данные социологами и экономистами, т.к. их содержание пересекается друг с другом. Одним из первых определение социального института дал экономист и социолог Т. Веблен: «...По своей природе они [институты] представляют собой привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются этими изменяющимися обстоятельствами. Институты — это, по сути дела, распространенный образ мысли о том, что касается отдельных отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций». Современные исследователи дают разные определения институтов. В одних определениях они рассматриваются, прежде всего, как система норм и правил. В определении экономиста Д. Норта под институтами понимаются «правила игры» в обществе, которые определенным образом организуют взаимодействия между людьми. Близко к этому определение Д. Джери, Дж. Джери: «Институт (institute) — установленный порядок правил и стандартизированных моделей поведения». Как отмечается в словаре «Современная западная социология», в структурном функционализме под социальным институтом понимается «устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему». В таких определениях институты и совокупность лиц и организаций, воплощающих в действие принятые нормы и правила, разделены между собой, как «правила игры» и «игроки». Другая социологическая традиция более тяготеет к системному рассмотрению институтов. Часть социологов включает в институты не только нормативную составляющую, но и сами социальные действия, выполняемые членами общества. Такие определения дают Э. Гидденс: «Социальные институты (social institution). Основные виды социальной деятельности, выполняемой большинством членов данного общества. Институты включают в себя нормы и ценности, которым следует большинство; все институционализированные способы поведения охраняются и поддерживаются жесткими санкциями. Социальные институты образуют основу общества, поскольку они представляют относительно фиксированные, устойчивые во времени способы поведения» «Институт» (institution). Этот термин широко используется для описания регулярно повторяющихся в течение длительного времени социальных практик, санкционируемых и поддерживаемых с помощью социальных норм и имеющих важное значение в структуре общества. Так же, как и понятие роли, понятие института обозначает установленные образцы поведения, однако институт рассматривается как единица более высокого порядка, более общая, включающая множество ролей» . В определениях Гидденса и Аберкромби дается также важное представление о регулярной длительной повторяемости, об устойчивости норм, правил, стандартов поведения. Существует и другое определение Э. Гидденса, подчеркивающее именно эту составляющую: «Практики, обладающие наибольшей пространственно-временной протяженностью в рамках тех или иных общностей, рассматриваются нами как социальные институты (institutions)» . Однако устойчивость институтов — это не только их регулярная длительная повторяемость, но еще и независимость от действий отдельного «среднего» актора. Институты устойчивы и в том смысле, что изменить их могут лишь значительные группы акторов, причем воспользовавшись для этого специальными механизмами. В учебнике под редакцией Г.В. Осипова и Л.Н. Москвичева в определение института включены не только социальные действия людей, но и те, кто это действия реализует: «Институт социальный — совокупность лиц, организаций, учреждений, материальных средств, обеспечивающая определенную общественную потребность посредством функционирования системы взаимосогласованных, целесообразно ориентированных стандартов поведения. В этом определении применяется и функциональный подход к институтам, как обеспечивающим удовлетворение какой-либо общественной потребности. В данном случае функциональный подход является полезным, т.к. подчеркивает роль, которую играют институты в обществе. Поскольку институт часто рассматривается как система правил и стандартизованных моделей поведения, то это определение применяют и к большому (в том числе неопределенно большому), и к малому количеству участников институтов. В этом случае речь может идти о макро- (распространяющих свое действие на общество в целом), мезо- (действующих лишь в определенных регионах, отраслях и т.п.), микро- (относящихся к деятельности отдельных предприятий и организаций) и даже наноинститутах (определяющих действие отдельных индивидов). С другой стороны, отстаивается точка зрения, что к институтам можно отнести лишь «сверхколлективные» социальные образования с неопределенным составом участников, так как институты призваны удовлетворять потребности общества в целом. В этом случае лишь макро- и мезоинституты могут быть названы собственно институтами. Нормы же деятельности отдельных предприятий и организаций — это рутины , а действия отдельных индивидов определяются индивидуальной психологией и стереотипами поведения этих людей. Институты разделяют также по другим признакам. Например, выделяют формальные и неформальные институты — по степени закрепленности норм в законодательной базе. Как показала С.Г. Кирдина, это разделение также имеет отношение к тому, что именно следует считать институтами и включаются ли в институты правила и стандартизованные модели поведения индивидов и отдельных организаций. Она предлагает считать институтами лишь «нерасчленимое единство формальных и неформальных правил. Именно те правила, которые, с одной стороны, естественно вошли в плоть и кровь социальной практики, а, с другой стороны, получили формальное воплощение — на скрижалях ли, в Своде Законов Российской Империи или в электронном виде в современной юридической практике США — только этот «двояковоплощенный» феномен следует считать институтом, то есть элементом несущей общественной конструкции. Без него, института, невозможно функционирование общества как целостного организма». Сама С.Г. Кирдина определяет институты как «глубинные, исторически устойчивые и постоянно воспроизводящиеся социальные отношения, обеспечивающие интегрированность разных типов обществ». В терминах социальных ожиданий и социальных отношений мыслит и Н. Луман. По его мнению, институт — это «комплекс фактических ожиданий отношений, которые актуализируются в контексте социальной роли и как таковые могут рассчитывать на социальный консенсус». Это определение продолжает традиции школы структурного функционализма, преувеличивающей значение социального консенсуса, которое было неоднократно раскритиковано представителями других социологических школ. Обращаясь к институту как социальному явлению, можно увидеть, что институт обладает системными свойствами. Это и наличие структуры, и иерархичность, и связи между элементами системы, и наличие прямых и обратных связей, присущих системам. Близко к такому пониманию социального института определение Джонатана Тернера: институт (institution) — это «комплекс статусов, ролей, норм и ценностей, выраженный в конкретных типах социальных структур и организующий относительно устойчивые стандарты человеческой деятельности по отношению к фундаментальным проблемам создания ресурсов жизнеобеспечения, воспроизводства индивидуумов и поддержания жизненно важных социетальных структур в данной среде». Продуктивно также определение Рома Харре: «Институт (institution) определяется как взаимосвязанная двойная структура индивидуумов как носителей ролей или должностных лиц и т.п., с одной стороны, и социальных практик, включающих в себя как практические, так и символические цели и результаты, с другой стороны». В таких определениях институт скорее представляет собой вид социальной системы, реализующей какую-либо общественную функцию. В социологической литературе зачастую именно это и подразумевается при обсуждении социальных институтов. Социологи, говоря о социальных институтах, выделяют политические, экономические, религиозные институты, институты образования и науки, коммуникации, семьи, права и т.п., которые представляют собой не только «правила игры» и комплекс норм, но и совокупность участников этих институтов, реализующих принятые системы норм и правил. Социальная система определяется как «структурный элемент социальной реальности, целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи и взаимодействия; как упорядоченная совокупность людей и отношений и между ними, выраженная в социальных структурах и процессах». Элементы социальной системы — это люди, поведение которых зависит как от их личностных особенностей и качеств, личных мотиваций, так и от социальных ценностей и норм, а также тех позиций, которые эти люди занимают в системе, и тех функций, которые они в ней выполняют. При этом социальные системы являются открытыми: их границы достаточно размыты, и невозможно жестко ограничить всю совокупность элементов системы. На макроуровне институты как социальные системы обладают нормативной (включающей нормы, социальные роли), идеальной (связывающей верования, убеждения, ценности и т.п.) и организационной структурой (определяющей способы взаимосвязи статусов и характер воспроизводства систем). На микроуровне элементами являются люди с их мировоззрением, смысловыми структурами, ценностями, стандартами поведения и мыслительными шаблонами, с их конкретными повторяющимися социальными действиями и взаимными ожиданиями. Сама система, конечно, представляет собой нечто большее, чем простую совокупность ее членов. Однако составляющие систему субъекты являются носителями ее свойств. Устойчивые социальные практики, социальные отношения, опривыченные действия — это действия, постоянно воспроизводящиеся людьми. При этом поведение людей даже в привычных ситуациях определяется их интерпретацией этих. Интерпретация же зависит от смыслов, которыми люди наделяют эти институты, а также свои статусы и роли в них. [4] 3. Значение социальных институтов. Цель социальных институтов - удовлетворение важнейших потребностей и интересов общества. Экономические потребности в обществе одновременно удовлетворяются несколькими социальными институтами, и каждый институт своей деятельностью удовлетворяет самые разные потребности, среди которых есть жизненные (физиологические, материальные) и социальные (индивидуальные потребности в работе, самореализации, творческой активности и социальной активности). справедливость).[5] Особое место среди социальных потребностей занимает потребность личности в достижении - потребность в достижении, согласно которой каждый индивид проявляет желание проявить себя в конкретных социальных условиях. Социальные институты выполняют как общие, так и индивидуальные функции, соответствующие специфике учреждения. Общие функции: Функция консолидации и воспроизводства общественных отношений. Любой институт фиксирует, стандартизирует поведение членов общества за счет собственных правил, норм поведения. Регулирующая функция обеспечивает регулирование отношений между членами общества, вырабатывая модели поведения, регулируя их действия. Интегративная функция включает процесс взаимозависимости и взаимной ответственности членов социальных групп. Функция трансляции (социализация). Его содержание - передача социального опыта, знакомство с ценностями, нормами и ролями данного общества. Индивидуальные функции: социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества совместно с соответствующими подразделениями государственных и частных предприятий (родильные дома, родильные дома, сеть детских медицинских учреждений, органы поддержки и укрепления семьи и др.). социальное учреждение здравоохранения несет ответственность за поддержание здоровья населения (поликлиники, больницы и другие медицинские учреждения, а также государственные органы, организующие процесс сохранения и укрепления здоровья). социальный институт по производству средств существования, выполняющий важнейшую творческую функцию. политические институты, отвечающие за организацию политической жизни. социальный институт права, который выполняет функцию разработки правовых документов и отвечает за соблюдение законов и правовых норм. социальный институт образования и норм с соответствующей функцией воспитания, социализации членов общества, ознакомления с его ценностями, нормами, законами. социальный институт религии, помогающий людям в решении духовных проблем. Социальные институты реализуют все свои положительные качества только при условии их легитимности, то есть признания целесообразности их действий большинством населения. Резкие сдвиги в классовом сознании, переоценка фундаментальных ценностей могут серьезно подорвать доверие общества к существующим руководящим и руководящим органам, нарушить механизм регулирующего воздействия на людей. В этом случае резко возрастает нестабильность в обществе, угроза хаоса, энтропии, последствия которой могут стать катастрофическими. Так, увеличилось во второй половине 80-х гг. XX век В СССР размывание социалистических идеалов, переориентация массового сознания на идеологию индивидуализма серьезно подорвали доверие советских людей к старым социальным институтам. Последние не смогли выполнить свою стабилизирующую роль и рухнули. Таким образом, социальные институты: - создавать возможность членам общества удовлетворять разного рода потребности; - регулируют действия членов общества в рамках общественных отношений, т. е. Обеспечивают выполнение желаемых действий и осуществляют репрессалии в отношении нежелательных действий; - обеспечивать стабильность общественной жизни, поддерживая и продолжая обезличенные общественные функции; - объединить стремления, действия и отношения людей и обеспечить внутреннюю сплоченность сообщества.[1] Заключение. Таким образом, фундамент, на котором построено все общество, - это социальные институты - система ценностей, норм и связей, которые организуют людей для удовлетворения их потребностей. Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, институтов, снабженных определенными материальными ресурсами и выполняющих определенную социальную функцию. С содержательной стороны это некая система целенаправленно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Социальные институты имеют историческое происхождение и постоянно меняются и развиваются. Их формирование называется институционализацией. Они выполняют значительный набор функций: - репродуктивных; - нормативный; - социализация; - интегративный; - коммуникативный; - автоматизация. Социальные институты регулируют поведение членов сообщества через систему санкций и поощрений. Таким образом, он определяет направленность социальной активности и социальных отношений через согласованную систему целенаправленно ориентированных стандартов поведения. Для каждого такого института характерно наличие цели деятельности, конкретных функций, обеспечивающих ее достижение, набора социальных позиций и ролей, а также системы санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление девиантного поведения. Социальные институты всегда выполняют социально значимые функции и обеспечивают достижение относительно устойчивых социальных связей и отношений в рамках социальной организации общества. Неудовлетворенные институтом социальные потребности порождают новые силы и нормативно нерегулируемые виды деятельности: переориентация старых социальных институтов или создание новых, переориентация общественного сознания. Социальные институты: собственность, государство, политические партии, семья, церковь, трудовые организации, образовательные и учебные заведения, наука, средства массовой информации и т. д. Список использованной литературы: 1. Социальные институты: основные признаки, функции, виды - [Электронный ресурс] // - https://www.evkova.org/referat-na-temu-sotsialnyie-institutyi-osnovnyie-priznaki-funktsii-vidyi - сайт Анны Евковой. 2. Социальные институты. Юджеш - [Электронный ресурс] // - https://shzs.info/index.php/shzs-information/virtual-studio/788-sotcialnye-institu t y-iudzhesh - Школа здравого смысла ИМ. А.Н. Назеревского. 3. Дисфункции социальных институтов - [Электронный ресурс] // - https://studopedia.ru/10_256271_funktsii-sotsialnih-institutov.html - сайт Studopedia. 4. Феномен социального института и его теоретическое определение - [Электронный ресурс] // - https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-sotsialnogo-instituta-i-ego-teoreticheskoe-opredelenie- сайт cyberleninka. 5. Функции. Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие потребности и интересы общества - [Электронный ресурс] // - https://studopedia.ru/7_178885_funktsii.html - сайт studopedia. |