Главная страница

Социальноэкономические и духовные предпосылки возникновения философии


Скачать 1.36 Mb.
НазваниеСоциальноэкономические и духовные предпосылки возникновения философии
АнкорOtvety_po_filosofii.doc
Дата06.03.2018
Размер1.36 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаOtvety_po_filosofii.doc
ТипДокументы
#16316
страница38 из 69
1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   69

Чувственное познание и его формы.


Чувственное познание отражает явления, т.е. внешнее проявление вещей. Оно не способно углубляться в сущность предмета.

Формы чувственного познания:

1.Ощущения – моментальный снимок с действительности, который каждый раз дается заново. Это отражение отдельных свойств действительности. В ощущениях нет целостности предмета.

2.Восприятие – целостный, но моментальный снимок с действительности. Существует до тех пор, пока предмет действует на наши органы чувств. Предмет существует независимо от нашего сознания, а это ускользает от восприятия.

3.Представление – это целостный снимок с действительности, существующий в нашем сознании независимо от того действует ли предмет на наши органы чувств или нет.

Чувственное познание ограничено, оно не углубляется в сущность, а мир имеет внутреннюю сущность, поэтому чувственное познание переходит в логическое, которое отражает сущность предметов.

Процесс познания проходит две основные ступени: чувственную (или живое созерцание) и логическую (абстрактное мышление). Эти ступени различаются, прежде всего, по предмету отражения, т.е. сторонам действительности, которые они отображают. Различие предметов отображения определяет различие чувственных и логических форм отражения, зависящих также от природы субъекта познания – человека.

Чувственное познание

Чувственное познание – познание мира с помощью органов чувств (зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный и вкусовой анализаторы + двигательный анализатор и вестибулярный аппарат)

Чувственное познание – это отображение внешних сторон действительности, или явления. Поскольку не все явления отображаются в чувствах, доступные последним явления можно назвать чувственными явлениями.

Цвет, запах и т. д. – состояния знания вещи, а не сами непосредственные свойства вещи. Эти состояния включают как собственно свойства вещи, или объективное содержание, так и субъективную форму их отображения, зависимую от природы человека.

Познание возможно, т.к. ощущения дают нам некоторое знание. Наши ощущения специализированы – например, мы можем воспринимать звуки только определенной частоты.

Психофизиологический парадокс. Как известно, психические образы возникают в мозгу из физиологических процессов и существуют на их основе. Деятельность мозга поэтому может быть представлена двумя различными картинами. С психологической точки зрения она заключается в совокупности качественно разнородных психических образов, в физиологическом аспекте деятельность мозга представляется в виде совокупности качественно однородных физиологических процессов. Каким образом качественно разнородные психические (идеальные) образы возникают из качественно однородных физиологических процессов?

Важнейшим компонентом нервных импульсов оказываются электрические импульсы. Понятно, что в электрическом импульсе, достаточно простом физическом явлении, не могут содержаться разнородные качества световых, звуковых, осязательных и других воздействий. Откуда же они «всплывают» в мозгу?

В исследованиях по психофизиологии было установлено, что качества внешних агентов кодируются в рецепторах посредством частотной модуляции электрических импульсов – распределения импульсов во времени.

Несомненно, что механизм деятельности нервной системы включает процессы кодирования – декодирования. Дело в том, что процесс кодирования – декодирования предполагает уже наличие кода, или ключа к коду, т.е. знание того, каким знаком (серией импульсов) помечено то или иное качество внешнего мира. Но такой код должен уже существовать в мозгу независимо от процессов кодирования-декодирования, ибо мозг никогда не имел прямых контактов с объективными качествами. Кто (или что) вложил код в человеческий мозг?

Субъективный, идеальный образ производится мозгом (точнее, человеком) как всеобщим и универсальным материальным субстратом, в котором синтезировано основное содержание предшествующего бесконечного развития материи и который, следовательно, находится в глубоком родстве со всем бесконечным качественным многообразием мира. Мозг расшифровывает качество внешнего агента не потому, что в мозг извне вложен код, а потому, что в некотором глубоком смысле природа внешнего агента «известна» мозгу заранее, заложена в его материальной природе.

Формы чувственного познания

Основными формами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления.

Ощущение – форма чувственного познания, которая отражает отдельные внешние свойства вещи, которые воздействуют на органы чувств.

Оно чревато, следовательно, специфическим противоречием – между осознаваемыми отдельными единичными признаками вещей и скрытым, неосознаваемым целым.

Восприятие – представляет собой отображение предметов или предметных ситуаций как целых.

Восприятие включает в себя целостную совокупность ощущений и некоторый существенный несводимый к ним целостный момент отображения. Психология показала, что формирование целостного образа предмета (ситуации) происходит на основе практической деятельности человека. Так, у ребенка на основе действий с вещами, их движения первоначально формируется образ контура вещи, затем более сложный и расчлененный образ предмета как целого.

Восприятие, как целостный образ вещи, преодолевает специфическое противоречие ощущения. В силу целостности в восприятии в сферу непосредственного осознания входят такие стороны чувственного явления, которые оставались скрытыми в ощущениях, прежде всего – предметность, целостность, пространственные и временные характеристики вещей, движение.

На уровне восприятия мир предстает перед человеком как мир объективно существующих вещей, как предметный мир.

Восприятие преодолевает противоречие ощущения, однако оно чревато собственным специфическим противоречием. Восприятие всегда есть «моментальный снимок» действительности, поскольку существует только при непосредственном действии предмета на органы чувств и исчезает, когда это действие прекращается. Поэтому оно так же ситуативно, не схватывает общих сторон вещей или ситуации. Восприятие содержит в себе противоречие между осознанным конкретным единичным предметом или ситуацией и не осознанными общими, устойчивыми, длящимися за пределами наличной ситуации сторонами действительности.

Представление – образ предмета или ситуации, существующий и тогда, когда предметы не действуют на органы чувств.

Важнейшими особенностями представления являются независимость от непосредственного воздействия веши, на органы чувств и обобщенность.

Представление преодолевает ограниченность восприятия, разрешает его специфическое противоречие. Общее в представлениях имеет наглядный, непосредственный, чувственный характер. Поэтому обобщение на уровне представлений ограничено рамками явления. Можно довольно точно представить, например, остро-, тупо– и прямоугольник, но нельзя чувственно представить треугольник вообще, так как внешние признаки этих видов треугольника наглядно не совместимы.

На основе свободного оперирования представлениями и его обобщенного характера возникает способность воображения, включая мысленное творчество образов несуществующих, возможных или фантастических вещей мысленные образы будущих вещей, наглядные проекты, образы грифонов, русалок и т. д.
1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   69


написать администратору сайта