Социальноэкономические и духовные предпосылки возникновения философии
Скачать 1.36 Mb.
|
Категории единичное, особенное, общее.Общее – то, что свойственно классу предметов, явлений, процессов, единичное - присущее элементу класса, а особенное – подклассу. Различение единичного, особенного и общего относительно. Предельно общее, относящееся к бесконечному миру в целом, называют всеобщим. Однако всеобщим нередко обозначают и предельно общее в рамках данной области действительности. С позиции материалистической диалектики общее, особенное и единичное существуют одинаково реально, однако каждое из них обладает своим, специфическим способом существования. Реальный мир – это мир объективно существующих единичных вещей, несущих в себе общее, обладающих глубокой общностью. Общее существует не рядом с единичным, а лишь в единичном, через единичное. Единичное имеет сложную структуру: оно включает в себя собственно единичное, или индивидуальное, присущее только данному единичному, и общее, присущее всему классу данных единичных. Категории общего, особенного и единичного – важнейшие опорные смысловые узлы человеческого познания и практической деятельности. Пример: Рассмотрим следующий пример. Общее – то, что свойственно классу предметов, явлений и процессов. Например, инструмент фондового рынка. Далее, единичное – присущее элементу класса. Акция, облигация, сертификат - единичные инструменты фондового рынка. Особенное – то, что присуще подклассу. Именная, на предъявителя – подклассы акций. 33. Проблема познаваемости в философии. Субъект, объект, предмет познания. Агностицизм и его причины. Принципы научной гносеологии. “Человек стал человеком, когда стал познавать мир”. Сократ: “Как человек может творить добро, если он не знает, что такое добро? Познание объективного мира невозможно без знаний действительности”. Гносеология – философское учение о познании. Эпистемология – термин, употребляемый для обозначения теории познания (гносеологии). (Когнитивная гносеология – это когда каждый человек воспринимает внешний мир, других людей и себя сквозь призму созданной им познавательной системы.) бесконечность, т.е. мир непознаваем, но знание возможно. Субъект, объект, предмет познания.Субъект познания – носитель или источник познавательной деятельности. Кто познает? Человек, общество, коллектив - субъекты. Объект познания – то, что противостоит субъекту познавательной деятельности, то, что познается. Субъект и объект взаимосвязаны в гносеологии. Предмет познания – признаки, связи, закономерности, исследование которых определяется задачей научно – познавательной деятельности. Объект шире, чем предмет познания. Агностицизм и его причины.Агностицизм – отвергает возможность познания мира. (Кант, Беркли, Юм) Причины агностицизма: 1. Объект познания очень сложен; 2. Сложность объекта познания; 3. Исходные методологические принципы. В рамках агностицизма отрицается абсолютная истина, роль науки сводится к познанию сущности. Отрицается не знание, а возможность с помощью знания полностью познать мир на уровне сущности. Юм: нашему уму ничего не может быть доступно, кроме образа восприятия, он не в состоянии провести опыт между соотношением восприятия и объекта. Человек познает окружающую среду через ощущения, восприятия могут быть вызваны атомами, богом. Т.к. мы имеем дело с восприятиями, познать сущность мира нельзя. Кант: вне нашего сознания имеются материальные предметы, которые воздействуют на наши органы чувств и взаимодействуют между собой; в голове возникают ощущения в виде хаоса. Сознание с одной стороны воспринимает эти воздействия, с другой - совершает упорядочивание (с помощью пространства и времени, которые не зависят от материальных предметов, это формы сознания). В сознании возникают феномены - вещи для нас и ноумены - вещи в себе. Между ними пропасть. Принципы научной гносеологии.Принципы научной теории познания (Ленин): 1. принцип материализма (для того чтобы познать мир, нужно признать факт его объективного существования); 2. принцип монизма материального (идея единства, сходства людей, как природных существ – результат развития природы, мира); Человек – вершина развивающегося мира и нет факторов, которые бы ограничили возможности человека. Границы познания постоянно расширяются. Человек может управлять законами мира, т.к. он их познал, а значит, понял; 3. принцип диалектики; Познание способно углубляться. Незнание диалектики ведет к метафизике, а догматизм ведет к религии. Предмет необходимо рассматривать в его изменении. 4. принцип практики (выведен Марксом и Энгельсом); Философия до середины XIX носила созерцательный характер. Современная наука руководствуется практикой. Без практики невозможно познать сущность вещей. Практика – критерий истины (Ленин). Праксиология (с XX века)- философское учение о практике. Познание – вид человеческой деятельности, основанной на идеальном освоении действительности, цель которого получение нового знания. Знание – способность человека в своих мыслях и действиях воспроизводить мысли, процессы, вещи, оперировать их образами и понятиями. 34. Чувственное познание и его формы. Образ и знак. Логическое познание и его формы. Проблема критерия истины в философии. Практика и ее роль в процессе познания. Критерии истины в праве. |