Главная страница
Навигация по странице:

  • Необходимым

  • Материалистическое и идеалистическое понимание истории. Причины существования идеалистических концепций общества. Общественное бытие и общественное сознание. Философские теории общества и право.

  • Идеалистическое понимание общества и истории.

  • Материалистическое понимание общества и истории.

  • Социальноэкономические и духовные предпосылки возникновения философии


    Скачать 1.36 Mb.
    НазваниеСоциальноэкономические и духовные предпосылки возникновения философии
    АнкорOtvety_po_filosofii.doc
    Дата06.03.2018
    Размер1.36 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOtvety_po_filosofii.doc
    ТипДокументы
    #16316
    страница47 из 69
    1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   ...   69

    Личность.


    Личность – определенным образом реализованная в индивидууме интеграция социально-значимых качеств.

    Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности акцентирует в ней сознательно-волевое начало. Индивид тем больше заслуживает права называться личностью, чем яснее осознает мотивы своего поведения и чем строже его контролирует, подчиняя единой жизненной стратегии.

    Слово "личность" (от лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре (ср. русское "личина"). Затем оно стало означать самого актера и его роль (персонаж). У римлян слово "persona" употреблялось не иначе как с указанием определенной социальной функции, роли, амплуа (личность отца, личность царя, судьи, обвинителя и т.д.). Превратившись в термин, в общее выражение, слово "личность" существенно изменило свой смысл и даже стало выражать нечто обратное тому, что разумели под ним в древности. Личность - это человек, который не играет выбранную им роль, ни в каком смысле не является "лицедеем". Социальная роль (скажем, роль врачевателя, исследователя, художника, учителя, отца) принимается им абсолютно всерьез; он возлагает ее на себя как миссию, как крест - свободно, но с готовностью нести всю полноту связанной с этой ролью ответственности.

    Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественного взаимопризнания, лишь там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. При этом, однако, оно предполагает не своеобразие и многообразие последних, а прежде всего специфическое понимание индивидом своей роли, внутреннее отношение к ней, свободное и заинтересованное (или наоборот - вынужденное и формальное) ее исполнение.

    Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Сами свершения личности (например, трудовые достижения, открытия, творческие успехи) истолковываются нами прежде всего в качестве поступков, то есть преднамеренных, произвольных поведенческих актов. Личность - это инициатор последовательного ряда жизненных событий, или, как точно определил М. М. Бахтин, "субъект поступания". Достоинство личности определяется не столько тем, много ли человеку удалось, состоялся он или не состоялся, сколько тем, что он взял под свою ответственность, что он позволяет себе вменить.

    Смысловая близость терминов "индивидуальность" и "личность" приводит к тому, что они нередко употребляются как однозначные, замещают друг друга. Вместе с тем (и это главное) понятия индивидуальности и личности фиксируют разные аспекты человеческого самоустроения.

    Суть этого различия схватывает уже обычный язык. Мы склонны сопрягать слово "индивидуальность" с такими эпитетами, как "яркая" и "оригинальная". О личности же нам хочется сказать "сильная", "энергичная", "независимая". В индивидуальности мы отмечаем ее самобытность, в личности скорее самостоятельность, или, как писал психолог С. Л. Рубинштейн, "человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств... человек есть личность, поскольку у него есть свое лицо" [1] и поскольку даже в самых трудных жизненных испытаниях он этого лица не теряет.

    Деятельность и труд как способы существования человека.


    Деятельность – вид активности, направленный на такое изменение внешней среды, в результате которого получается нечто новое. Определение деятельности через новизну результата предполагает выделение соответствующей способности человека создавать новые материальные и духовные ценности, традиционно называемой творчеством.

    В структуре деятельности различают субъект (действующее лицо или группа), действие, предмет (результат) деятельности, фиксирующий новое качество, форму, состояние, а также условия и средства деятельности. Любая деятельность всегда имеет определенную мотивацию, приводящую к принятию решения о действии с определенной целью и определенным образом. Мотивация и деятельность не могут проходить без выработанных ценностей и алгоритмов деятельности.

    Принято условно различать три вида деятельности: практическую, познавательную и ценностную. На практике в каждом акте они, как правило, сочетаются.

    Существует несколько классификаций человеческой деятельности. Чаще всего используется разделение деятельности на:

    1) практическую и духовную деятельность или

    2) продуктивную и репродуктивную деятельность.

    Труд – процесс, совершающийся между человеком и природой, в котором человек своей деятельностью опосредует, контролирует, регулирует обмен веществ между собой и природой. Изменяя природу человек изменяется сам.
    Необходимым и обязательным условием человеческого существования в социальном обществе является его право. Действие права человека касается практически всех важнейших областей общественной жизни людей. Право можно выразить как некая система общеобязательных отношений и норм, закрепляемых самим государством. Но, чтобы лучше понять, что такое право и правовая деятельность, не достаточно приведённого определения, для этого следует выявить фундаментальное место правовой деятельности и культуры среди иных форм и разновидностей человеческой жизнедеятельности.

    Правосознание является совокупность общих взглядов, учений и идей, которые выражают своеобразное отношение человека к праву, правосудию, законности, их представление о том, что есть правомерным либо же неправомерным, где правовая деятельность начинает свое явное проявление. Правосознание ближе всего стоит к сознанию нравственному и политическому, по этой причине только рассмотрение специфических и общих признаков каждой из этих форм (общественного характера) поможет выявить основные особенности культуры права, правовая деятельность.

    Сознание политической обусловленности ближе других форм группового сознания (общественного) находится к классовым интересам и экономическим отношениям. Оно же отражает область функционирования политической власти. Общественная трудность или проблема, общественного характера, приобретает политическую обусловленность, если ее решение, косвенно или прямо, связано с проблемой самой власти. Государственный аппарат пытается упорядочить правовое отношение, с целью приспособить их к своим нуждам и потребностям.

    Правовая деятельность выражается в государственной монополии и в этом облике получает выражение в культуре права. Право и правовая деятельность связаны с развитием демократии, которая нуждается в жёстких принципах государственного управления и непосредственного участия самих граждан (народа). Право является значимым показателем статуса и положения личности в государстве и обществе, выступая как необходимое и важное орудие государственного управления.

    В отличие от правовых действий, правовая деятельность характеризуется: 1) определенным набором действий; 2) связью с достижением фактического результата; 3) целенаправленностью (предварительно продуманной последовательностью действий).

    Разновидностью правовой деятельности является профессионально-юридическая деятельность.


            1. Материалистическое и идеалистическое понимание истории. Причины существования идеалистических концепций общества. Общественное бытие и общественное сознание. Философские теории общества и право.

    Идеалистическое понимание общества и истории.
    1.Общественное сознание определяет общественное бытие.(Главный аргумент – прежде, чем что-то сделать, человек думает).

    2.Отрицание законов существования общества. Ничто неповторимо.

    3. Общество – сумма индивидов. Люди никак не связаны друг с другом.

    4. История – результат деятельности великих личностей, остальные массы – материал.

    5. История – поле проявления случайностей.

    6. Прогресс связан с реализацией идеалов. Цель – воплощение социального идеала.
    Материалистическое понимание общества и истории.
    1. Бытие определяет сознание.

    2. В обществе существуют объективные законы.

    Два аргумента:

    1) в обществе существует система отношений, складывающаяся независимо от сознания людей (производственная деятельность носит объективный характер – хочешь жить - работай).

    2) новое поколение пользуется знаниями, накопленными их предками. Преемственность. Культура – субстанция истории.

    3. Идея социального прогресса. Существует развитие общества, при этом существует преемственность.

    4. Определяющую роль в истории играют народные массы.

    5. Идея повторяемости исторического процесса.
    Существует естественно-исторический процесс, это объективный процесс, связанный с общественными формациями. Носит универсальный характер, т.к. применим к любому обществу.
    1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   ...   69


    написать администратору сайта