Главная страница
Навигация по странице:

  • Структура правого сознания

  • Функции правосознания

  • Мораль и нравственное сознание. Структура и функции нравственного сознания. Мораль и право. Искусство и эстетическое сознание. Структура и функции эстетического сознания.

  • Социальноэкономические и духовные предпосылки возникновения философии


    Скачать 1.36 Mb.
    НазваниеСоциальноэкономические и духовные предпосылки возникновения философии
    АнкорOtvety_po_filosofii.doc
    Дата06.03.2018
    Размер1.36 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOtvety_po_filosofii.doc
    ТипДокументы
    #16316
    страница65 из 69
    1   ...   61   62   63   64   65   66   67   68   69

    Право и правовое сознание.


    Право, правоотношения, правовая деятельность естественно отражаются в сознании людей в виде неких знаний и оценок, чувств и привычек, в совокупности образующих особую форму общественного сознания — правовое сознание. Представления какой-либо социальной группы или индивида не только о самом праве, но также об обеспечивающих существование права институтах — государстве, правосудии, законности.

    Право – совокупность взглядов и норм, регулирующих наиболее существенные отношения людей друг к другу, к классам, обществу, государству. Право включает правосознание и нормы, определяемые юридическими законами. Право родственно морали и возникает из нравственных взглядов и норм с появлением классов и государства. Определенная часть нравственного сознания и норм «ужесточается» и нормализуется, превращаясь в явление права. Право - это "минимум нравственности", который юридически оформлен в соответствующих законах. Истоки нравственного начала - в совести человека, в его доброй воле. Законы государства, как и взаимоотношения между людьми, должны ориентироваться на исключение зла и несправедливости и утверждение добра и справедливых взаимоотношений в обществе. Нанесение ущерба личности, как и обществу, должно караться судом (в этом проявляется репрессивная функция права). Неотвратимость наказания, осознание этого - важное условие воспитания и самовоспитания членов общества (воспитательная функция права). Вышеизложенное указывает, помимо прочего, на то, что у права (правосознания) имеется регулятивная функция; она является ведущей функцией, а воспитательная, репрессивная и другие функции - ей подчиненными, ее обеспечивающими или выступающими в качестве производной от нее. Право охраняет существующий строй (охранительно-стабилизирующая функция) и способствует его разумному преобразованию или трансформации одной правовой системы в другую (социально-трансформирующая функция). В отличие от морали, право имеет свое учреждение, институт – государство, которое поддерживает и защищает право.

    Система права имеет внутреннюю структуру, которая дифференцируется на отрасли - совокупности правовых норм, регулирующих отношения в различных сферах жизни (государственное право, административное, гражданское, уголовное и др.). Ведущей отраслью является государственное, конституционное право.

    К сожалению, нередки случаи, когда действующая система права существенно отличается от правосознания населения. Это бывает, когда при формальном равенстве граждан перед законом существует фактическое социальное неравенство.

    Важнейшие понятия правосознания – справедливость и законность.

    Право определяется экономическими отношениями, в особенности отношениями собственности, так как право находится наряду с политикой ближе к экономическому базису. Важнейшим принципом права в эксплуататорских обществах является «священное право частной собственности».

    Таким образом, правоволя господствующего класса, возведенная в закон.

    Структура правого сознания

    В структурном отношении правосознание состоит из двух основных компонентов: правовая идеология - это систематизированное научное выражение взглядов (теории, концепции, доктрины, программы) о праве и его роли в регулировании общественных отношений (например, естественно-правовая, либерально-правовая идеология и др.);

    правовая психология - это концентрированное выражение чувств, эмоциональных переживаний, привычек, стереотипов, ценностных отношений, возникающих в связи с оценкой и реализацией правовых норм и выражающих оценочное психологическое отношение людей к правовым явлениям.

    В разработке первого компонента правосознания — правовой идеологии принимают участие ученые, политики, которые при создании соответствующих теорий, концепций о праве должны объективно оценивать реальность, учитывать политическую расстановку сил, уровень общественного сознания, интересы как большинства, так и меньшинства населения. С учетом этого правовая идеология может обосновать и оценить существовавшие, существующие и вновь возникающие правоотношения и другие правовые явления.

    Правовая психология является непосредственным отражением культуры, обычаев, традиций наций, народностей, различных социальных слоев общества. Через правовую психологию реализуется самооценка личности, т. е умение критически оценивать свое поведение с точки зрения его соответствия нормам права.

    Функции правосознания

    В теории государства и права выделяются следующие функции правосознания:

    Регулятивная функция. При определенных условиях правосознание выступает регулятором общественных отношений посредством ценностно-правовой ориентации. Результат этой регуляции может проявляться в виде правомерного или противоправного поведения;

    Оценочная. Правовые нормы, другие элементы правовой системы выступают объектами оценки. Оценочная функция вызывает определенное отношение личности к разным явлениям правовой жизни. С ее помощью оценивается отношение к праву и законодательству, правоохранительным органам, правовому поведению окружающих, своему правовому поведению;

    Познавательная функция (гносеологическая) — состоит в накоплении знаний о праве и возможности дальнейшего осмысления правовой действительности;

    Прогностическая функция - состоит в возможности предвидения, предсказания будущего состояния правовой системы;

    Правотворческая. Правосознание опосредованно воздействует на сам процесс и результаты правотворчества, находит свое выражение в нормативных актах. В некотором смысле правосознание является даже источником права.

    Однако здесь следует отметить и обратную связь. Существующее позитивное право оказывает воздействие на правосознание граждан, формирование представлений о правах, обязанностях, ответственности.


                1. Мораль и нравственное сознание. Структура и функции нравственного сознания. Мораль и право. Искусство и эстетическое сознание. Структура и функции эстетического сознания.

    Структура общественного сознания в значительной степени является отражением структуры общественного бытия. Вследствие многоуровневости общественного бытия в общественном сознании как его отражении выделяют различные формы сознания: экономическое, правовое, политическое, нравственное, эстетическое, философское и т.д. Формы сознания различаются по предмету и способу отражения общественного бытия. Так, экономическое сознание отражает экономическую жизнь общества, ее законы. Политическое сознание также является выражением экономики, но оно отражает ее под углом зрения интересов различных классов, государств. Осуществления бытия этими формами сознания осуществляется посредством понятий в отличие от эстетического сознания, отражающего его в художественных образах.

    Форма сознания представляет собой систему определенных взглядов и идеологических отношений, в которых эти взгляды выражаются.

    Мораль – возникающая в глубокой древности и существующая пока существует человечество, форма общественного сознания, регулирующая поведение людей, их отношение друг к другу и обществу. Она включает нравственные чувства, понятия, принципы, идеалы, оценки и нормы. Слово "мораль" соотносимо с понятиями "нрав", "характер", "склад души", "привычка", обычаи, мода, поведение. В словаре В. Даля "мораль" соотносится с нравственным учением, правилами для воли, совести человека. В "Словаре синонимов" термины "мораль" и "нравственность" синонимичны.

    Основными понятиями морали являются "добро" и "зло", "справедливость", "честь", "долг", "стыд", "совесть", "счастье" и др. В истории общества менялось содержание категорий морали. Люди по-разному понимали, к примеру, что такое "добро" или "счастье". Однако оставалось несомненным, что высшими ценностями являются добро, совесть, справедливость, честь, долг, счастье человека. Опираясь на соответствующие представления, люди вырабатывали правила, или заповеди, принципы поведения, отношения к себе подобным и к обществу в целом. Ряд таких правил (заповедей) сформулирован в религии, в частности, в христианстве. Одна из древних заповедей, называемая золотым правилом нравственности, гласит: чего в другом не любишь, того сам не делай.

    Структура нравственного сознания включает в себя нравственные чувст­ва, категории морали, ценностные ориентации. К основным нравственным чувствам относятся долг, совесть, стыд, честь, счастье. Долг — осознание человеком своих обязанностей. В основе долга лежит чувство необходимости сочетания личных и общественных интересов. Совесть — чувство моральной ответственности, самооценка своего пове­дения, «внутренний суд». Честь — чувство, выражающее представление о человеческом достоинстве. Счастье — нравственное чувство радости, гордости, удовлетворения, пол­ноты жизни, которое возникает у человека в процессе и результате осуществ­ления личных интересов и в то же время в результате признания другими его поступков как достойных. Без такого признания чувство счастья оказывает­ся неполным.

    Нравственное сознание является частью общего сознания личности. Функция общего сознания состоит в том, что оно удостоверяет личность в действительной подлинности ее присутствия в универсуме бытия. Функция нравственного сознания состоит в том, что оно выражает отношение личности к осуществляемым ею самой процессам ориентации, самоопределения и участия в общем универсуме бытия.

    Нравственное сознание открывает перед человеком двойную очевидность: реальность его собственного, этически воспринимаемого “я” и реальность нравственного порядка в общей структуре бытия. По внутреннему свидетельству нравственного сознания, все, что есть в человеке, в окружающих его людях и в его отношениях к ним, — все это подлежит оценке с точки зрения абсолютного блага и связанных с ним понятий достоинства и долга. В открывающихся для личности возможностях самоопределения и самоактуализации понятия долга, достоинства и блага являются самыми фундаментальными ориентирами, какие предоставляет в ее распоряжение нравственное сознание.
    1   ...   61   62   63   64   65   66   67   68   69


    написать администратору сайта