Социальноэкономические и духовные предпосылки возникновения философии
Скачать 1.36 Mb.
|
Социальные основы и функции религии.Сохранение религиозного сознания связано с эстетической привлекательностью обрядовой культуры, с эмоциональной насыщенностью религиозных чувств, с чувством веры в добро и справедливость. Своеобразным аккумулятором религиозных взглядов всегда выступало и выступает сейчас искусство. Религиозные организации всегда старались поставить себе на службу различные виды искусства: архитектуру, живопись, скульптуру, музыку, поэзию, театр. Все это призвано усилить влияние религии, укрепить веру. В большинстве случаев господствующая религия выступает в союзе с государством, с политической властью. Сохранению и расширяющемуся влиянию религии способствует активная деятельность церковных организаций и сект, стремящихся найти пути к сердцам и разуму людей. В этих случаях используются все более гибкие и утонченные методы. Религия в современном обществе.Современное развитие науки и техники вступает в серьезное противоречие с догмами религии. Обществу и государству нужны образованные граждане, представляющие себе научную картину мира. И в то же время сохраняется религия, выполняющая роль держателя сознания людей в необходимых нравственных рамках. Религия в значительной степени определяет поведение верующих. Современная наука опровергает основные догмы религии. Но религия гибко и быстро приспосабливается к изменяющейся действительности. Причиной сохранения религиозности сознания является и устойчивость традиций, которые складывались веками и прочно вошли в быт людей. Большую роль играют церковные обряды, связанные с большими событиями в жизни человека (рождение, свадьба, похороны). Религия - явление конкретно-историческое. Она может исчезнуть лишь тогда, когда не будет потребности в ней, когда будут уничтожены общественные отношения, порождающие веру в сверхъестественные силы и необходимость сохранения этой веры;
Экономическое сознание появилось как ответ на социальный заказ, на потребность в осмыслении таких общественных явлений, как экономика, экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономико-математические модели, экономическая политика, экономическая самостоятельность, экономические кризисы, экономический плюрализм и т.д. В экономическом сознании общества отражается понимание соотношения между экономической деятельностью и теми общественными, политико-правовыми условиями, в которых совершается экономическая практика. Экономическое сознание - это та форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания, теории, оценки социально-экономической деятельности и общественные потребности. Экономическое сознание формируется под влиянием конкретно-исторических условий и определяется объективной необходимостью осмысления происходящих социально-экономических изменений. В структуре экономического сознания следует, прежде всего, выделить такой элемент, как экономические знания, на основе которых совершается практическая деятельность. Экономическое сознание не ограничивается отражением социально- экономического бытия, оно включает в себя отношение к нему, оценки экономической деятельности и выступает значительным фактором поведения различных социальных групп. В экономическом сознании отражены условия хозяйственной жизни людей, отношение определенного класса, социальной группы, человека к собственности на средства производства. Поэтому в экономическом сознании не просто отражается бытие, оно опосредовано социально-экономическим положением человека, практическим опытом, традициями и конкретными ситуациями. Этническое сознание - одна из форм общественного сознания, в которой находит отражение этническая жизнь общества; это совокупность теоретических и обыденных взглядов на природу этнического, предполагающих осмысление специфики этнических процессов. Следовательно, коллективное сознание членов этнической общности обладает способностью воспринимать и отражать объективный окружающий мир. Объективный мир, отражаясь в этническом “мы”, преобразуется в субъективную реальность. В этническом сознании фиксируется: а) осознание этносом, этнической группой своей общности; б) отношение к другим этносам, этническим группам. Этническая общность обладает определенным кругом представлений о происхождении, историческом пути, событиях; пониманием своего исторического предназначения, движения во времени, связи настоящего с прошлым и будущим; исторической памятью, способностью оценивать события и явления прошлого, пытаясь соотносить их с историей иноэтничных образований. Этноспецифическая окраска, присущая этническому сознанию, во многом обусловлена широким спектром представлений и характером жизнедеятельности этнической общности как субъекта общественного сознания. Этническое сознание понимается как национально-особенное в духовной жизни этноса. Причем духовная сторона жизни этноса воспринимается как некое двуединство частного сознания, общеэтнического сознания и своего собственного сознания. Этническое сознание можно рассматривать и как составную часть целостности (этноса) и одновременно как относительно автономное, самостоятельное образование, которое чаще всего проявляет себя как определенная совокупность психологических (эмоционально-чувственных) образований. Структуру этнического сознания составляет следующая группа элементов: этническая ментальность, ощущение общности исторической судьбы, этнической родины, особенностей поведения, уклада жизни, быта, традиций, обычаев, особенностей психологии, языка, культуры и этническое самосознание. По своей направленности и назначению этническое самосознание (осознание представителями этнической группы самих себя) выполняет ряд функций: консолидирующую, регулятивную, познавательную, эмоционально-оценочную, ценностную, социально-психологическую. Консолидирующая функция подчеркивает факт объединения, который происходит на основе освоения собственно этнических интересов, выступающих важнейшим элементом этнического самосознания. Суть регулятивной функции проявляется в определении и достижении этносом конкретных целей. Среди целей такого плана - стремление к суверенитету, социальному и экономическому прогрессу, сохранение духовных и материальных ценностей. Познавательная функция этнического самосознания выступает по сути в форме самопознания. Основная суть познавательной функции заключается в осознании своего “мы” и своего отличия от других подобных общностей. Эмоционально-оценочная функция отражает степень и уровень межэтнического взаимодействия (отношение к собственной и другим иноэтничным группам), исходя из принципа - “мы - они”. Данная функция служит своего рода регулятором межэтнических отношений. На основе эмоциально-оценочной функции осуществляется содержательное наполнение образов - “мы” и “они”. Более полно функция раскрывается через духовный феномен - самооценку. В какой-то мере это обстоятельство связывает эмоционально-оценочную функцию с ценностной. Ценностная функция определяет совокупность идейных установок, взглядов, убеждений; формирует идеалы, принципы, которые признаются стоящими над всем остальным и к которым стремятся представители этнической общности. Ценностная функция составляет сущность и условие полноценного бытия этноса. Социально-психологическая функция подчеркивает взаимосвязь и взаимообусловленность общественно-психологических особенностей этнического самосознания, проявляющихся в поведении, темпераменте, манере общения и психике. Функциональные особенности этнического самосознания непосредственно связаны с практической деятельностью представителей этнической общности. Историческое сознание В процессе преподавания истории решаются многообразные задачи: образовательные, познавательные, воспитательные, мировоззренческие, благодаря чему обеспечивается гуманитаризация образования на любых факультетах. Однако одной из наиболее важных задач является задача формирования исторического сознания, представляющего собой сложное и многогранное духовное явление. Под историческим сознанием в науке понимается система знаний, совокупность представлений, взглядов, традиций, обрядов, обычаев, идей, концепций, посредством которых у индивидов, социальных групп, классов, народов, наций формируется представление о своем происхождении, важнейших событиях в своей истории и выдающихся деятелях прошлого, о соотношении своей истории с историей других общностей людей и всего человеческого сообщества. Следовательно, историческое сознание - это оценка прошлого во всем его многообразии, присущим и характерном как для общества в целом, так и для различных социально-демографических, социально-профессиональных и этносоциальных групп, а также отдельных людей. Тем самым общности людей (народы, нации), осмысливая свое прошлое, могут воспроизвести его в пространстве и времени во всех его трех состояниях - прошлом, настоящем и будущем, способствуя тем самым связи времен и поколений, осознанию индивидом его принадлежности к определенной общности людей - народу или нации. Успешное изучение истории и ее научно-достоверная реконструкция зависят от методологии исследования. Под методологией понимается учение о методах научного поиска, о приемах и операциях по накоплению и освоению знаний, о способах построения и обоснования системы знаний об историческом прошлом. Как сложное духовное явление, историческое сознание имеет достаточно сложную структуру, обусловленную путями и способами его формирования. Как и всякие другие формы общественного сознания, историческое сознание имеет сложную структуру. Можно выделить четыре уровня. Первый (низший) уровень исторического сознания формируется такими же способами, как и обыденное, на основе накопления непосредственного жизненного опыта, когда человек на протяжении своей жизни наблюдает какие-то события, или даже является их участником. Следующая ступень исторического сознания может формироваться под влиянием художественной литературы, кино, радио, телевидения, театра, живописи, под влиянием знакомства с историческими памятниками. На этом уровне историческое сознание также еще не превращается в систематическое знание. Образующие его представления еще отрывочны, хаотичны, не упорядочены в хронологическом отношении. Третья ступень исторического сознания формируется на основе собственно исторических знаний, приобретаемых на уроках истории в школе, где учащиеся впервые получают представления о прошлом в систематизированном виде. На четвертой (высшей) ступени формирование исторического сознания происходит на базе всестороннего теоретического осмысления прошлого, на уровне выявления тенденций исторического развития. На основе накопленных историей знаний о прошлом, обобщенного исторического опыта формируется научное мировоззрение, предпринимаются попытки получить более-менее четкое представление о природе и движущих силах развития человеческого общества, его периодизации, смысле истории, типологии, моделях общественного развития. Таким образом, историческое знание как элемент общественного сознания, составляющего духовную сторону исторического процесса, нужно воспринимать системно, во всех его ступенях и уровнях, так как без системного подхода представление об историческом сознании будет неполным. Значение формирования исторического сознания, сохранения исторической памяти в современных условиях очень велико. Прежде всего, оно обеспечивает осознание определенной общностью людей того факта, что они составляют единый народ, объединяемый общностью исторической судьбы, традиций, культуры, языка, общностью психологических черт. На основе образов прошлого, исторических событий постепенно происходит отбор и формирование общественно значимых норм, морально-нравственных ценностей, складываются традиции и обычаи, образ мышления и поведения, присущий данному народу. Без таких интегрирующих качеств народ превращается в «население». Приходя из прошлого, охраняясь в исторической памяти народа, эти морально-нравственные установки имеют свое значение для настоящего и будущего. Таким образом, настоящее тесно переплетается с будущим. Поэтому с историей надо обращаться бережно и осторожно. Достаточно дискредитировать прошлое, чтобы поставить под сомнение настоящее: так ли жили и живем? То ли делали и делаем? Постепенно начинает рушиться привычный уклад жизни, внося смуту и беспокойство в сознание и души людей, лишая их веры и надежды, опустошая духовно.
Философское понятие культуры. Сам термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее «культивирование». Уже в этом первоначальном содержании термина язык выразил очень важную особенность культуры – заложенное в ней человеческое начало, акцентировав внимание на единстве культуры, человека и его деятельности. В дальнейшем слово «культура» получило более обобщенное значение и им стали называть все созданное человеком. В таком понимании культуры действительно отражаются все существенные черты. Словом «культура» называют все созданное человеком. При этом важной особенностью ее является заложенное в ней человеческое начало, что говорит о единстве культуры, человека и его деятельности. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура. Нужно лишь различать материальную и духовную культуру, при этом не противопоставляя их друг другу. Это разделение кажется очевидным. Однако в материальной культуре заключено формирующее ее духовное начало, так как она есть воплощение идей, знаний, целей человека, что и делает ее культурой; продукты же духовной культуры всегда облечены в материальную форму. Все это дает основание говорить о культуре как таковой, независимо от деления ее на материальную и духовную. Определяя сущность культуры, нужно исходить из того, что любое внешнее выражение культуры есть проявление степени развития самого человека. Поэтому не будет преувеличением сказать, что культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. Культура существует в постоянном взаимодействии своего внешнего материализованного выражения с самим человеком. Являясь продуктом деятельности, культура выступает и как предпосылка жизнедеятельность человека. Овладение культурой – решающий способ социализации личности, ее способности выполнять различные социальные функции. |