Главная страница

история россии. История россии. Социальноэкономический строй Древней Руси сходства и различия


Скачать 36.05 Kb.
НазваниеСоциальноэкономический строй Древней Руси сходства и различия
Анкористория россии
Дата28.04.2022
Размер36.05 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИстория россии.docx
ТипРеферат
#502162

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

Зачетная работа

1 семестра

Дисциплина: История России

Реферат

Тема: " Социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия"

Выполнил(а):

Студентка 1 курса группы ЭСШ-1121(2)

Лай Алёна Игоревна

Специальность: 38.03.01. «Экономика»

Проверил(а):

Омск 2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3

Глава 1. Социально-экономический строй Древней Руси.......................................4

Глава 2. Общественно-политическая жизнь Древней Руси.....................................7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................12

Список использованных источников......................................................14

ВВЕДЕНИЕ

Киевская Русь - первое устойчивое крупное государственное объединение восточных славян периода феодализма. Центром объединения стало племя полян, которое во второй половине IX века было наиболее сильным в экономическом отношении.

Древняя Русь вследствие своего географического положения должна была вести борьбу с жителями степей, с кочевыми азиатскими народами, пока не окрепла в своем государственном организме и не превратила степи в убежище для себя.

То историческое место, которое заняла Древняя Русь среди феодальных государств Европы, а также те внешнеполитические проблемы, которые встали передней в связи с ее географическим положением и тогдашней расстановкой и соотношением сил между Русью и сопредельными государствами, оказались существенными и решающими вплоть до наших дней.

Целью данной работы является рассмотрение социально-экономического строя и общественно-политической жизни Древней Руси.

Задачами данной работы является сравнение черт зрелого феодального строя и раннефеодальной монархии Древней Руси; рассмотрение путей формирования крупной земельной собственности; рассмотрение основных категорий населения Руси.

Данная работа разделена на две части, в первой будет рассмотрен социально-экономический строй, а во второй части общественно политическая жизнь Древней Руси.

Глава 1. Социально-экономический строй Древней Руси

Большинство историков сходится в том, что в рамках Древней Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества, значительно отличающегося еще от зрелого феодализма. Основные черты зрелого феодального строя:1

1) монопольная собственность феодалов на землю;

2) наличие крестьянского хозяйства, в котором производитель владел орудиями труда, скотом и пользовался частью земли, передаваемой ему феодалом;

3) за ее пользование он нес повинности оброк, барщину или денежную ренту;

4) личная зависимость крестьянина от феодала;

5) господство натурального хозяйства.

До середины XII века господствующей формой собственности была государственная собственность, а господствующим видом эксплуатации - взимание дани (полюдье).

Становление государства восточных славян происходило в IX-X вв. путем окняжения районов и племенных территорий, утверждения владетельных прав князей, которое могло происходить лишь в относительно мирной и лояльной среде. Так возникали волости (позднее домен и административное деление), представлявшие собой территории и поселения связанные с городским центром, княжеской резиденцией или частным усадьбой (огнищем), а также с погостами.

Окняжение - утверждение права землевладения и установления дани не всегда происходило мирным путем и предшествовало полюдью - организации сбора и транспортировки дани, хотя первоначально могло с ним совпадать.

В ходе окняжения и в дальнейшем князья передавали свое право на получение дани с отдельных территорий и поселений своим дружинникам в качестве платы за службу в виде частного владения или 2временного права на получение части доходов. Этот процесс начинается на Руси в конце IX в. с южных земель, позднее - распространяется к северу и северо-востоку.

В XI в. на Руси возникают вотчины (перешедший от отца) - укрепленные усадьбы, к которым тяготел ряд сельских общин с зависимым населением, и - феодальная прослойка - боярство, которое формировалось из старшей дружины и общинной знати. Доходы дружиников включали - кормление, административно-управленческие, вотчинные и жалование. Процесс формирования боярского землевладения происходили неравномерно в разных частях Древнерусского государства - если первые индивидуальные боярские владения на юге Руси появляются в X - XI ст., то на северо-восточных землях феодальная вотчина возникает с середины - второй половины XII в. Крупные землевладельцы имели вооруженные отряды и городские усадьбы.

В княжеских и боярских вотчинах использовались наиболее бесправные и зависимые формы труда - челяди и холопов, однако, в целом, частных земельных владений феодалов было относительно немного, основную часть населения составляли свободные общинники. Русская Правда не делает строгого различия между княжеским и боярским частным землевладением, а в дальнейшем термин отчина (вотчина) обозначал не только укрепленное хозяйство, но и любое наследственное боярское или княжеское землевладение3.

Кормления - означало первоначально способ содержания должностных лиц. Судьи, вместе с исполнителями их решений, получали от местного населения все необходимое для пропитания как их самих, так и слуг их и даже лошадей.

Древнерусское полюдье возникло с появлением постоянной должности князя, т.е. в эпоху подъема родо-племенного строя. Первоначально полюдье 4выполняло преимущественно религиозную функцию, обусловленную сакральной ролью вождя в восточнославянском обществе. Мало-помалу оно приобрело значение специальной платы князю за труд по управлению обществом, обеспечению внутреннего и внешнего мира. Постепенно в нем появились и крепли экономические, социальные и политические функции. Но все эти новые тенденции длительное время развивались под языческой религиозной оболочкой, принимая часто ритуально-обрядовую форму. В таком состоянии мы и застаем восточнославянское полюдье Х в. И только позднее, где-то на рубеже XI-XII вв. “полюдный” сбор освобождается от языческого религиозного покрова, становясь неким подобием налога. И тем не менее какие-то элементы старого в нем, вероятно, продолжали жить.

Важно подчеркнуть, что во все времена основой полюдья являлись дары, или добровольные приношения. Полюдье возникло и развивалось вне рентных отношений, не имея никакой связи с феодальной эксплуатацией производителей.

Таким образом, полюдье можно рассматривать как первый шаг в присвоении князьями верховной власти на землю. С ростом феодального землевладения часть земли (сначала в виде права сбора полюдья) князья начали передавать за службу феодалам-дружинникам. Первые ясные упоминания о владении князьями землей относятся к рубежу XI-XII вв. По мере развития наследственных земельных владений дружинников-бояр (вотчин) становилось возможным передавать отдельные наделы другим 5феодалам (профессиональным воинам), не имевшим своей земли, но эти участки давались им на срок службы верховному собственнику земли. Так, рядом с наследственными землевладельцами появляются условные держатели земли. Этот процесс, начавшийся в XII в., в третьем десятилетии следующего 6столетия был прерван монгольским нашествием.

ГЛАВА 2. Общественно-политическая жизнь Древней Руси

Образование государств происходило двумя основными путями. В первом случае государственная структура формировалась в рамках одной крупной догосударственной общности. Сложившиеся в таких условиях государства либо быстро теряли независимость, либо вынуждены были время от времени вступать в вассальные отношения с сильными соседями (Хорватия, сербские княжества). Более результативным оказался 7другой путь государствообразования, при котором под власть правящей элиты одной крупной догосударственной общности, игравшей роль ядра формирующейся государственной территории, переходили другие крупные или мелкие общности.

Для феодального общества характерны два основных класса - феодалы и феодально-зависимые крестьяне, структура же раннефеодального общества Киевской Руси была более сложной.

«Русская правда» называет основным населением страны свободных общинников - людей. «Русская правда», рассматривая их, указывает, что они объединились в сельскую общину-вервь. Вервь обладала определенной территорией, в ней выделялись отдельные экономически самостоятельные семьи.

Вторая большая группа населения - смерды. Это, возможно, не свободные или полусвободные княжеские данники. Смерд не имел права оставлять свое имущество непрямым наследникам. Оно передавалось князю. С развитием феодальных отношений эта категория населения увеличивалась за счет свободных общинников.

Третья группа населения - рабы. Они известны под разным названием: челядь, холопы. Челядь-это раннее название, холопы - более позднее. «Русская правда» показывает рабов полностью бесправными8. Раб не имел права быть свидетелем на суде. За его убийство хозяин не нес ответственности. Наказанию за побег подвергался не только раб, но и все, кто ему помогал.

Рабство было 2-х видов - полное и неполное. Источники полного рабства: плен, продажа себя в рабство, женитьба на рабыне или выход замуж за раба; поступление на службу к князю тиуном, ключником, старостой и незаключение договора и т.д.

Однако полное рабство было неоднородным. Основная масса рабов выполняла черную работу. Их головы оценивались в 5 гривен. Рабы -надсмотрщики, управляющие, ключники были на другой ступеньке социальной лестницы. Голова княжеского тиуна оценивалась в 80 гривен, он мог уже выступать свидетелем на суде.

Неполные рабы-закупы появились в ХП веке Закуп- это разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за определенную ссуду (купу). Он работал слугой или в поле. Закуп был 9лишен личной свободы, но у него сохранялось свое хозяйство и он мог выкупиться, вернув долг.

Небольшой группой зависимого населения Руси были рядовичи. Их жизнь тоже была защищена пятигривенным штрафом. Возможно, это были не пошедшие в холопство тиуны, ключники, старосты, мужья рабынь и т. д. Судя по «Русской правде», они были мелкими административными агентами.

Другая небольшая группа - изгои, люди, лишившиеся своего социального статуса: холопы, отпущенные на волю, общинники, изгнанные из верви и т. д. Видимо, изгои пополняли ряды городских ремесленников или княжескую дружину, особенно во время войны.

Довольно большой группой населения Руси были ремесленники. Города по мере роста общественного разделения труда становились центрами развития ремесла. К ХП веку в них насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей; русские ремесленники иногда производили более 150 видов железных изделий.

С ростом городов, развитием ремесленничества связана деятельность такой группы населения, как купцы. Уже в 944 г. русско-византийский договор позволяет утверждать существование самостоятельной 10купеческой профессии. Следует помнить, что каждый купец в те времена был и воином.

Необходимо выделить и такую группу населения Древней Руси, как дружинники («мужи»). Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали в военных походах, в сборе дани. Княжеская дружина- это составная часть аппарата управления. Дружина была неоднородна. Наиболее приближенные дружинники составляли постоянный совет, «думу». Они именовались боярами. С ними князь советовался по важным государственным делам (принятие православия Владимиром; Игорь, получив от Византии предложение взять дань и отказаться от похода, созвал дружину и начал советоваться и т. д.). Старшие дружинники могли иметь и свою дружину. Впоследствии бояре выступали в роли воевод.

Младшие дружинники исполняли обязанности судебных исполнителей, сборщиков штрафов и т.д. Княжеские 11дружинники составляли основу нарождающегося класса феодалов.

Дружина была постоянной военной силой, которая пришла на смену всеобщему вооружению народа. Но народные ополчения еще долгое время играли большую роль в войнах.

Князь властвовал и управлял не безраздельно. Княжеская власть была ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления. Активно действовало народное собрание - вече - в X - XI вв. (в Новгороде и Пскове значительно дольше). Народные старейшины принимали участие в княжеской думе.

Вооруженные силы включали в себя профессиональную княжескую дружину и ополчение. В XI - XII вв. князья властвовали во имя интересов знати. Но вместе с тем они правили и во имя народа. Князь - правитель Киевской Руси - во многом еще играл общественно-полезную роль. Так, он должен был "блюсти" землю, где княжил, т. е. оборонять ее от внешних врагов, осуществлять суд, дипломатические связи с зарубежными странами, регулировать общественные отношения. Первоначально в постоянные отряды («дворы князей») входили дворовые слуги, как свободные, так и зависимые («холопы»). Позже служба князю стала основываться на его договоре со своим слугой (боярином) и стала постоянной. Само слово «боярин» берет свое происхождение от слова «боляр», или «боец». Ополчение по решению народного собрания составляли свободные люди - крестьяне и горожане. Ополчение строилось по «десятичному принципу». Воины хорошо знали друг друга, помогали друг другу в бою. Длительный процесс возникновения древнерусской государственности продолжался с VII по XI в. Сложились основные признаки государства: аппарат управления с великим князем во главе; свод законов «Русская Правда» (первая половина XI в.); границы русского государства признавались в договорах с большинством 12соседей; власть государства признавали 5-7 млн жителей Древней Руси X-XI вв. Князь и княжеская дружина, наряду с городским вече, олицетворяли собой важнейшие государственные институты Киевской Руси.

Слово дружина является общеславянским. Оно образовано от слова «друг», первоначальное значение которого - спутник, товарищ на войне. В русской исторической науке под дружиной принято понимать отряд воинов. Бесспорно, что княжеские дружины имели иерархическое строение. Как правило, ее делят на «старшую», «младшую» и «среднюю» - группу «мужей», которую нельзя отнести ни к первой, ни 13ко второй.

С конца XII в. можно проследить, как «младшая» дружина постепенно поглощается княжеским двором. В источниках появляется термин «дворяне». Со временем княжеская дружина начала разрушаться, прикрепляться к земле, теряя свою способность воевать, т.к. большая часть воинов для сохранения традиций должна быть освобождена от управления и службы при княжеском дворе. Дружина «набирается и строится не по родовому принципу, а по принципу личной верности; дружина находится вне общинной структуры; она оторвана от нее социально (дружинники не являются членами отдельных общин) и территориально (в силу обособленного проживания дружинников)». Древнерусская дружина была своеобразной военной общиной, которой руководил князь - первый среди равных. На Руси формирование корпорации профессиональных воинов базировалось не на условном землевладении, а на личных связях князя-вождя и его воинов. В их основе 14лежала система дарений, одной из форм которой могут считаться пиры князя и дружины.

Несмотря на значительный общественный вес, князь в Киевской Руси, все же не стал подлинным государем. Дело в том, что, приезжая в ту или иную волость, князь должен был заключать "ряд" - договор - с народным собранием - вечем. А это значит, что он превращался в известном смысле в общинную власть, призванную блюсти интересы местного общества.

Противоречивость княжеской политики отражала противоречия исторической действительности Руси 15XI - XII вв., где, несмотря на имущественное неравенство и социальную дифференциацию, процесс классообразования не завершился, и общество не стало антагонистическим, ибо подавляющая масса населения состояла из свободных общинников, чье хозяйство доминировало в экономике Киевской Руси.

Переходный период от родового строя к феодальному выразился и в сохранении значительной роли народного собрания - веча. Оно ведало вопросами войны и мира, распоряжалось княжеским столом, финансовыми и земельными ресурсами волости, санкционировало денежные сборы, входило в обсуждение законодательства, смещало очередную администрацию16.

Вече в Киевской Руси встречалось во всех землях-волостях. Состав его был демократический. При этом исследователь отмечает, что народные собрания не обходились и без племенной знати: князей, церковных иерархов, бояр, богатых купцов. Нередко они руководили вечевыми собраниями. Но руководить - не значит господствовать. Древнерусская знать не обладала необходимыми средствами для подчинения веча. Саботировать его решения она тоже не могла.

С помощью веча, бывшего верховным органом власти городов-государств на Руси второй половины XI - начала XIII века, народ влиял на ход политической жизни в желательном для себя направлении. Это важное значение народа в управлении государством объясняется военной организацией Киевской Руси - рядовое население было вооружено. Вооруженный народ был организован по десятичной системе (сотни, тысячи), зарождение которой относится к эпохе родоплеменного строя. Именно народные ополчения ("вои" древних источников) решали исход сражений. Влияние княжеской дружины было существенным, но не определяющим. Дружина представляла 17собой отборное ядро княжьих воинов - телохранителей, постоянных спутников и советников князя. Но подчинялось ополчение не князю и его "мужам", а вечу. Таким образом, полновластье рядового населения Руси на вече опиралось на военную мощь народа. Понятно, что вооруженный общинник - плохой объект для эксплуатации. Следовательно, участие в военных действиях боеспособного населения препятствовало его угнетению и процессу классообразования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прежде всего, именно в начале вышеозначенного периода - в конце IX - начале X вв. произошло зарождение самого русского государства, пришедшего на смену разрозненным союзам сообществ славян. Такое раннее государство было образовано в большой степени в связи с необходимостью защиты славянских сообществ от кочевых племен и представляло собой содружество мало зависимых друг от друга княжеств, подчинявшихся киевским 18князьям и своим правителям. Местные князья долго еще сохраняли независимость.

С X в. идет становление и развитие Руси как государства, начиная с того, что молодое государство решало только вопросы объединения страны, централизации власти, изживания племенного сепаратизма и архаичных форм отношений с подданными, вроде «полюдья». Слабость объединения княжеств требовала укрепления содружества.

Назрела необходимость в монотеистической религии, коя и была принята в конце IXв. И официально - во время правления князя Владимира. Несомненно, принятие христианства явилось переворотным моментом русской истории, давшим мощный толчок политическому, экономическому развитию страны, этническому объединению, но социальной дифференциации и определившим уникальное лицо русской культуры. По времени совпало и централизованное объединение русских земель киевскими князьями, сажавшимися на княжество своих сыновей, таким образом, вся Русь оказывалась под контролем княжеской фамилии.

Изменения в жизни страны привели к тому, что в X-XI вв. Русь резко улучшила свое экономическое положение, возросли обороноспособность и международное значение, Россия стала одной из сильнейших стран Восточной Европы. Но все преобразования и улучшения шли на фоне непрекращающейся борьбы князей за киевский престол, вплоть до братоубийства.

Кроме того, нарастание военной мощи, обороноспособности страны, экономическое развитие, в том числе, возросший экспорт, требовали большого количества производимых и добываемых товаров. Это в свою очередь привело к возрастанию ценности земли и производительного человеческого труда на ней. Российский народ прошел путь от свободного смерда, работавшего на земле, принадлежащей княжеству, и платившего ежегодное полюдье, а потом дань князьям, до полного наследственного распределения земель среди правящей верхушки - господствующего слоя и высокого уровня бесправия простого народа вплоть до лишения личной свободы в том числе и последующих поколений.

В начале XI в. начинается постепенное усиление значения роли городов в экономике страны, кроме того, города становятся средоточием административной, судебной, церковной, культурной жизни общества. Первым таким городом становится Киев при Мономахе, далее, однако, несколько растерявший свои качества параллельно с усилением значения других городов.

Следствием такого высокого значения городов и непрекращающегося дележа власти среди князей становится возникновение городов-государств. К концу XI в. наступает закономерный исторический период раннефеодальной раздробленности. И нашествие монголо-татар страна встретит именно в таком состоянии, что обусловит тяжесть и продолжительность ига.

Тем не менее, как феодальное общество, являющееся по сути своей угнетением одного класса другим, стало закономерным и необходимым этапом исторического развития Руси после общинного строя, так и раздробленность явилась следствием развития государства и соответственно рано или поздно вывела его на другой уровень цивилизации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. И.С. Улуханов. О языке Древней Руси. – М.: Ленанд, 2015. – 208 с.

2. Борис Рыбаков. Язычество древней Руси. – М.: Академический Проект, 2015. – 808 с.

3. Пашуто, В.Т. Внешняя политика Древней Руси / В.Т. Пашуто. - М.: Наука, 2021. - 472 c.

4. Сахаров, А.Н. Дипломатия Древней Руси / А.Н. Сахаров. - М.: Мысль, 2018. - 358 c.

5. М.А. Дьяконов. Закон и власть в Древней Руси. Очерки общественного и государственного строя. – М.: Вече, 2018. – 416 с.

6. В.О. Ключевский. Боярская дума Древней Руси. – М.: Академический Проект, 2018. – 412 с.

7. В.Е. Шамбаров. "Пятая колонна" Древней Руси. История в предательствах и интригах. – М.: Алгоритм, 2017. – 304 с.

8. Древняя Русь после Древней Руси. Дискурс восточнославянского (не) единства. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2017. – 400 с.

9. В.В. Долгов, М.А. Савинов. Дружинники Древней Руси. Очерки древнерусского военного искусства. – М.: Академический проект, 2017. – 210 с.

10. В.О. Ключевский. Боярская дума Древней Руси. – М.: Академический Проект, 2018. – 412 с.

11. М.А. Дьяконов. Закон и власть в Древней Руси. Очерки общественного и государственного строя. – М.: Вече, 2018. – 416 с.

12. Юрий Селезнев. Княжеские усобицы в Древней Руси 977 - 1132 года. – М.: АНО "Руниверс", 2017. – 232 с.

13. М.Б. Свердлов. Латиноязычные источники по истории Древней Руси IX-XIII вв. Германия. "Правда Русская". История текста. Избранные статьи. – М.: Издательство Олега Абышко, 2017. – 592 с.

14. Сергей Цветков. Русская земля. Между язычеством и христьянством. От князя Игоря до сына Святослава. – М.: Центрполиграф, 2016. – 464 с.

15. Н.П. Павлов-Сильванский. Феодализм в России. В 2 частях. Часть 2. – М.: Юрайт, 2017. – 266 с.

16. Н.П. Павлов-Сильванский. Феодализм в России. В 2 частях. Часть 1. – М.: Юрайт, 2017. – 294 с.

17. Библиотека литературы Древней Руси. Том 1. XI-XII века. – М.: Наука, 2016. – 544 с.

18. Владимир Филиппов, Михаил Елисеев. 10 мифов Древней Руси. Анти-Бушков, анти-Задорнов, анти-Прозоров. – М.: Эксмо, 2016. – 480 с.

19. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Выпуск 4. Указатели. – М.: Дмитрий Буланин, 2017. – 896 с.

20. Н.Я. Аристов. Промышленность Древней Руси. – М.: Либроком, 2017. – 336 с.

1 М.А. Дьяконов. Закон и власть в Древней Руси. Очерки общественного и государственного строя. – М.: Вече, 2018. – 416 с.

2 В.В. Долгов, М.А. Савинов. Дружинники Древней Руси. Очерки древнерусского военного искусства. – М.: Академический проект, 2017. – 210 с.

3 И.С. Улуханов. О языке Древней Руси. – М.: Ленанд, 2015. – 208 с.

4 В.Е. Шамбаров. "Пятая колонна" Древней Руси. История в предательствах и интригах. – М.: Алгоритм, 2017. – 304 с.

5 Пашуто, В.Т. Внешняя политика Древней Руси / В.Т. Пашуто. - М.: Наука, 2021. - 472 c.

6 М.А. Дьяконов. Закон и власть в Древней Руси. Очерки общественного и государственного строя. – М.: Вече, 2018. – 416 с.

7 Борис Рыбаков. Язычество древней Руси. – М.: Академический Проект, 2015. – 808 с.

8 Н.Я. Аристов. Промышленность Древней Руси. – М.: Либроком, 2017. – 336 с.

9 Н.П. Павлов-Сильванский. Феодализм в России. В 2 частях. Часть 1. – М.: Юрайт, 2017. – 294 с.

10 Словарь книжников и книжности Древней Руси. Выпуск 4. Указатели. – М.: Дмитрий Буланин, 2017. – 896 с.

11 М.Б. Свердлов. Латиноязычные источники по истории Древней Руси IX-XIII вв. Германия. "Правда Русская". История текста. Избранные статьи. – М.: Издательство Олега Абышко, 2017. – 592 с.

12 Сахаров, А.Н. Дипломатия Древней Руси / А.Н. Сахаров. - М.: Мысль, 2018. - 358 c.

13 В.О. Ключевский. Боярская дума Древней Руси. – М.: Академический Проект, 2018. – 412 с.

14 Древняя Русь после Древней Руси. Дискурс восточнославянского (не) единства. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2017. – 400 с.

15 Владимир Филиппов, Михаил Елисеев. 10 мифов Древней Руси. Анти-Бушков, анти-Задорнов, анти-Прозоров. – М.: Эксмо, 2016. – 480 с.

16 Н.П. Павлов-Сильванский. Феодализм в России. В 2 частях. Часть 1. – М.: Юрайт, 2017. – 294 с.

17 Сергей Цветков. Русская земля. Между язычеством и христьянством. От князя Игоря до сына Святослава. – М.: Центрполиграф, 2016. – 464 с.

18 В.О. Ключевский. Боярская дума Древней Руси. – М.: Академический Проект, 2018. – 412 с.


написать администратору сайта