Главная страница
Навигация по странице:


  • 1. Биография Платона.

  • Список литературы

  • философия. реферат философия готов. Социальнофилософские идеи Платона


    Скачать 168.99 Kb.
    НазваниеСоциальнофилософские идеи Платона
    Анкорфилософия
    Дата17.01.2023
    Размер168.99 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлареферат философия готов.rtf
    ТипРеферат
    #891460

    Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

    «СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИНФАРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

    Экзаменационная работа 1 семестра

    Дисциплина: Философия
    Реферат

    Тема: Социально-философские идеи Платона

    Выполнил(а):

    Мищенко Александр Владимирович

    (Ф.И.О. студента)

    Государственное и муниципальное управление

    (направление, группа)

    Проверил(а):

    _____________________________

    (Ф.И.О. преподавателя)

    11.01.2023

    (дата)

    Омск 2023 г
    Введение…………………………………………………………………………3

    1. Биография Платона……………………………………………………....4

    2. Взгляды и утверждения Платона. ……………………………………..7

    3. Утопия идеального государства…………………………………………9

    Заключение………………………………………………………………….….16

    Список литературы…………………………………………………………….18

    Введение
    В сегодняшней России, можно наблюдать множество интересных явлений. Примером этого может послужить наша социально-политическая система. В данной системе мы видим переплетение прошлого, настоящего и будущего. Многие пережитки прошлого тормозят развитие нашей страны, не дают нормально развиваться обществу и экономике. Множество законов и моралей создано с расчетом на будущее, но не соответствуют нужному уровню развития, что тоже приводит к разрушению системы. В связи с этими обстоятельствами возникает вопрос об идеальном устройстве государства.

    Платон один из немногих философов, который отобразил всю сущность проблемы в своем произведении («Государство»). Его политическая утопия является одним из самых знаменитых произведений в мире. В ней отображаются черты устройства реальных государств античности. Некоторые характеристики государств до сих пор находят свое место в жизни.

    Объектом исследования в моей работе Социально-философские идеи Платона

    Целью исследования является рассмотрение сущности и противоречий концепции идеального государства Платона. Для этого мне необходимо:

    • рассмотреть сущность философской концепции идеального государства Платона;

    • проанализировать противоречия платоновской теории идеального государственного устройства.

    • сделать вывод, и обосновать свое мнение по данному произведению.



    1. Биография Платона.
    Платон (427-347 до н.э.) – сын афинского гражданина. Настоящее имя Аристокл. Отец Аристокла, Аристон, происходил из рода последнего афинского царя Кодра и законодателя Солона. Мать Аристокла, Периктиона, как и муж, происходила из рода Солона, была кузиной афинского тирана Крития. Платон был третьим сыном в семье. Прозвище Платон (что означает «широкоплечий») Аристокл получает от своего учителя гимнастики, Аристона из Аргоса. Платон обучается грамоте у Дионисия, занимается также борьбой и живописью, сочиняет трагедии и песни, мечтает стать политиком. В молодости Платон был слушателем кружка сторонника учения Гераклита – Кратила, где познакомился с принципами объективной диалектики, на него также оказала влияние и тенденция Кратила к абсолютному релятивизму. В целом Платон получает прекрасное для того времени образование. В 20 лет он готовился участвовать в соревновании как автор трагедии и случайно перед театром Дионисия услышал дискуссию, в которой участвовал Сократ. Она настолько его увлекла, что он сжег свои стихи и стал учеником Сократа. Было это примерно в то время, когда афинский флот одержал последнюю значительную победу в Перепелонской войне. Существует легенда, что в ночь перед встречей с Платоном Сократ видел во сне лебедя у себя на груди, который потом высоко взлетел. После знакомства с Платоном Сократ воскликнул: «Вот мой лебедь!». Легенда основывается на том, что по древнегреческой мифологии лебедь – птица Аполлона. Платона позже неоднократно сравнивали с Аполлоном, как с богом гармонии. Платон является учеником Сократа 8 лет, до самой смерти учителя.

    Платон в молодости интересуется политикой и готовится принимать самое серьезное участие в политической жизни Афин. Осуждение и казнь Сократа вызывают в нем глубокое разочарование в политике. Он сжигает все, что написал, и посвящает себя исключительно философии.

    В 399 году до нашей эры – в возрасте примерно 28 лет, после смерти Сократа, Платон вместе с некоторыми другими учениками покидает Афины и отправляется в Мегары, где жил Эвклид – также последователь великого философа. В Мегарах Платон проводит более десяти лет, изредка выезжая в Египет и Кирен.

    Примерно в 388 году до нашей эры – Платон возвращается в Афины и принимает активное участие в ее общественной жизни. После возвращения он предпринял первое путешествие в Южную Италию и на Сицилию.

    В Сиракузах Платон встречается с тираном Дионисием. К тому времени к нему снова возвращается интерес к политике. Отношения с тираном быстро осложнились, зато в лице его племянника Диона Платон находит единомышленника. Дион был последователем пифагорейской философии и в своей общине представлял крайне реакционное крыло. Платон мечтает сделать из Диона свого достойного ученика, а в будущем превратить его в «философа на троне» (Хочу указать, что еще в это время у Платона появляются мысли об устройстве идеального государства). Возможно, это бы ему удалось. Но Платон оскорбляет Дионисия, заявив, что «не все то к лучшему, что на пользу лишь тирану, если тот не отличается добродетелью». За это Дионисий выдал его, как военного, послу Спарты. На рынке его выкупает философ из Мегар Анникерид и он возвращается в Афины.

    Все это время Платон активно занимается философией. К сочинениям этого периода относятся так называемые сократические диалоги («Лисид», «Гиппий большой», «Хармид», «Лахет», «Евтифрон» и др.). «Апология Сократа» и диалог «Критон» полностью посвящены воспоминаниям Платона о суде над его учителем.

    Платон возвращается в Афины примерно в 386 году до нашей эры . В Афинах Платон интенсивно работает в области философии. Во время своих странствий он познакомился с Пифагорейской философией, которая в дальнейшем повлияла на него. Диоген Лаэртский считает, что учение Платона является синтезом учений Гераклита, Пифагора и Сократа. В этот же период Платон в саду, посвященному полубогу Академу, основывает свою собственную философскую школу – Академию, которая становится центром античного идеализма. Вход в Академию украшает надпись «Да не вступит сюда человек, не сведущий в геометрии!», так как Платон кладет в основу своего обучения метод математики. Новая философская школа пользуется популярностью. Платон посвящает своей Академии 20 лет. Из этого периода его жизни сохранилось очень мало произведений. Сразу после основания Академии он пишет диалоги «Горгий» и «Протагор», в которых резко критикует софистическую риторику. 1

    Примерно в 370 году до нашей эры – Платон, не переставая интересоваться политикой, создает учение об эйдосах (идеях), которое выразилось в диалогах «Менон», «Пир», «Федр», «Федон». На основе эйдосов Платон разрабатывает утопию идеального государства («Государство»). Платон развил и усовершенствовал политические идеи своего учителя Сократа. Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений Платона: трактат "Государство", диалоги "Законы", "Политик". Все они написаны в жанре диалога между Сократом и другими греческими философами, например, Главконом, Адимантом, Кефалом.


    2. Взгляды и утверждения Платона

    В своих произведениях Платон говорит об «идеальном» государстве. Эта модель не являлась описанием существующего на тот момент государства, она описывала модель, совершенно новую, т. е Платон предлагал свою идею, утопию, модель государства, которое должно было, по его мнению, возникнуть. В существующих государствах Платона многое не устраивало. В трактате "Государство" Платон пишет о том, что главная причина порчи общества заключена в "господстве корыстных интересов", обуславливающих поступки и поведение людей. В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания "корыстных интересов" в их строе.

    Тимократия. Власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты "совершенного" строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и "при участии жен" спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.

    Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию.

    Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы тирании.

    Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека тирана.

    Отрицательные формы государственной власти Платон противопоставляет своему видению "идеального" общественного устройства.

    3.Утопия идеального государства

    «Государство» - один из наиболее известных диалогов Платона, относящийся к расцвету его деятельности. Создававшееся в течение многих лет "Государство" впитало в себя все стороны учения мыслителя. В нем десять частей, или книг, и множество действующих лиц. Но большей частью все это пассивные слушатели и молчаливые персонажи.

    Платон пошел по излюбленному пути: он написал трактат "Государство" в форме диалога своего учителя Сократа с иными лицами: Главконом, Полемархом, Фрасимахом, Кефалом и др. Тем самым он добился сразу двух целей. Во-первых, оживил повествование, придав ему оттенок художественности; во-вторых, ввел сразу ряд героев, допустив возможность высказывания не одного, а сразу нескольких мнений. Диалог проходит в форме спора, в течение которого выявляется истина. Главное лицо этого сочинения Сократ. Форма вопросов и ответов в «Государстве» удобна для Платона как проверка собственных мыслей и теорий. Платон, хоть и пишет от лица своего учителя, выражает он явно свои собственные взгляды относительно государственного устройства.

    Что же тогда заставило Платона изложить свои идеи относительно государственного устройства? Ответом на этот вопрос служит изречение Аристотеля: "Намерение отыскать такой государственный строй, который отличался бы от существующих, объясняется не желанием мудрствовать, во что бы то ни стало, а тем, что эти существующие ныне устройства не удовлетворяют своему назначению"

    Работа: "Государство" появились во времена смут, когда Греция переживали тяжелые времена. Именно тогда человеческие умы искали выхода из сложившегося положения.2 Платон творил в эпоху заката полисной системы, когда были утеряны основные ее идеалы. Своими работами философ пытался отчасти реанимировать отмирающую структуру, отчасти создать что-то новое.

    Тем не менее, Платон своим диалогом, как я думаю, стремился повлиять на умы сограждан, а значит, провести свои идеи в жизнь, сколь бы невообразимо это не казалось. Платон признаёт, что указанный им проект идеального государства труден, но вполне возможен. Подтверждением сказанному служит и то, что Платон трижды бывал на Сицилии, где сотрудничал с тиранами Дионисием Старшим и Младшим и наставлял их с целью создания в Сиракузах модели своего идеального государства.

    Платон создал модель аристократического общества. Он характеризует проектируемое идеальное государство как правление лучших и благородных – философов. Но жесткий кастовый строй и полный контроль управленцев над всеми сферами жизни ниженаходящихся классов позволяет охарактеризовать это общество как тоталитарное.

    Бросается в глаза отсутствие такого класса, как рабы. Но, тем не менее, Платон выделяет ремесленников, земледельцев, торговцев, так называемый низший класс, смысл существования которого – обслуживать воинов и философов. К тому же, и этот низший класс, и воины должны подчиняться воле философов, превращаясь, таким образом, в пешек государства.

    Признавая свободу членов всех трёх сословий, Платон в четвертой книге постоянно подчёркивает, что целью проектируемого государства является благо целого, всех сословий. Платон хотел сделать свободным и счастливым общество в целом, не беря в расчет тот факт, что это зависит от счастья и свободы каждого отдельного человека. Таким образом, логика Платона идет в последовательности умозаключений от государства к индивиду, а не наоборот – от индивида к государству. Это заведомо предопределяет тотальное подчинение людей государству. Вся жизнь и быт стражей организуются на началах солидарности, общности, равенства. ‹‹Столуясь все вместе, как во время военных походов, они и жить будут сообща››3. Стражам запрещалось иметь частную собственность и пользоваться золотом. Проект идеального государства предусматривает введение для стражей общности жен и детей. В качестве закона для стражей Платон предписывает:‹‹Все жёны этих мужей должны быть общими, а отдельно пусть ни одна ни с кем не сожительствует. И дети тоже должны быть общими, и пусть родители не знают своих детей, а дети – родителей››. Причём сохранению и дальнейшему воспитанию подлежат дети, родившиеся от лучших родителей; этих детей отрывают от родителей относят в обще ясли к кормилицам. Детей же, родившихся от худших родителей или обладающих телесными недостатками ‹‹укроют, как положено, в недоступном, тайном месте››. Образцом для Платона здесь были обычаи, бытовавшие в Спарте: жизнь слабого ребёнка ни ему самому, ни государству не нужна. Этим он аннулирует такие важные социальные институты преемственности и социализации, как брак и семья, а также порождает ревность, зависть, следовательно, конкуренцию, и бунты. Как известно, создание военных поселений в России в 1810—1857 гг. привело к голоду, бунтам, следовательно, к смертности.4

    Главным противоречием и недостатком «Государства» является недостаточная разработанность определяющей силы разделения людей на сословия. Платон пишет: ‹‹…всякому … мы поручили только одно дело, к которому он годится по своим природным задаткам››. Но кто решает, что этот человек должен быть философом, а этот достоин только земледелия? Философ повествует о том, что все они рождены матерью-землёй, поэтому должны заботиться о стране, в которой живут, защищать её, а к другим гражданам относиться как к братьям.

    Восхваляя умеренность и средний достаток, Платон критикует крайности бедности и богатства. Помимо отрицательных результатов в хозяйственно-экономическом отношении, также и в нравственном плане крайности богатства и бедности ущербны: богатство ведёт к лени, а бедность – к злодеяниям. Платон считает, что предлагаемые им мероприятия снимают проблему раскола государства на государство бедняков и богачей и ликвидируют тем самым источник внутренней войны.

    Проникновение людей третьего сословия в первое и второе, и приобщение их к государственным должностям Платон рассматривает как начало гибели государства. Нужно отметить, что концепция Платона представляет собой достаточно жёсткую схему – изменения, перемены в построенном государстве не предусматриваются. Он утверждает, что ‹‹…переход из одного сословия в другое – величайший вред для государства и с полным правом может считаться высшим преступлением››5. В исключительных случаях он допускал переход особо способных воинов в класс философов, при получении должной подготовки. Но из низшего класса – никогда. Он не предусмотрел тот факт, что способности человека не всегда зависят от его родственников. Несмотря на то, что торговцами и земледельцами могут быть совершенно разные люди, все они, по Платону, стоят приблизительно на одной ступени нравственного развития. К тому же, вполне возможно, что в семье философов может родиться человек, не способный к управлению. Власть может получить человек, совершенно не готовый к исполнению таких обязанностей – это один из недостатков аристократии как формы государственного правления, основное положение Платона состоит в том, что работник должен приспосабливаться к делу, а не дело к работнику.

    На смену идеальному аристократическому государству как правильному виду по схеме Платона поочерёдно идут четыре ошибочных и порочных вида. Следствием порчи идеального строя является возникновение частной собственности на землю и дома, превращение свободных в рабов. Вместо разумного начала в государстве устанавливается господство яростного духа – это тимократия. Из-за войн и раздоров тимократическое государство трансформируется в олигархию. Ненависть бедняков к богачам приводит к перевороту в государстве и установлению демократии. Господство присущих толпе ложных мнений при демократии приводит к потере нравственных ориентиров и переоценке ценностей: ‹‹…наглость они будут называть просвещённостью, разнузданность – свободою, распутство – великолепием, бесстыдство – мужеством››6. Демократия, по Платону, опьяняется свободой в неразбавленном виде и из неё вырастает её продолжение и противоположность – тирания. Тиран добивается власти ‹‹…как ставленник народа››. Тирания – наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей – потенциальных противников, подозрения в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным предлогом предательства. Разоблачение злодеяний тирании относится к числу лучших мест в ‹‹Государстве››, где платоновская критика тиранического правления крайне остра и выразительна.

    Платон говорил о государстве не как об аппарате подавления, а как о некоем благе. «Когда люди отведали того и другого, то есть и поступали несправедливо, и страдали от несправедливости, тогда они решили договориться друг с другом, чтобы не творить несправедливости и не страдать от нее. Отсюда взяло свое начало законодательство и взаимный договор». Таким образом государство не карает, но помогает людям. Платон также отводит много места описанию сословия стражей, то есть тех самым сил, с помощью которых должен обеспечиваться «порядок и спокойствие угнетателей». Тем не менее, солдаты нужны Платону не для борьбы со своими же гражданами, а для защиты от внешних врагов. "Будущий страж нуждается еще вот в чем: мало того, что он яростен он должен по своей природе еще и стремиться к мудрости". Мудрость дает ему понятие о том, что справедливо, что нет. Воин сравнивается философом со сторожевой собакой, которая обязательно должна различать своих и чужих. Платон просто уверен, что в идеальном государстве, невозможны будут волнения и классовые столкновения, которые заставят воинов выступить против своих же сограждан и сражаться с теми, кого они призваны защищать. Таким образом подлинное государство в понятии Платона настолько идеально, что карательные его функции отходит на второй, если не на третий план, в виду сознательности людей его населяющих.

    На мой взгляд, понятие идеального государственного строя весьма условно, ибо все заключает в себе как положительные, так и отрицательные стороны. Реально не существовало ни одной вещи, которая бы всем понравилась или не понравилась бы никому. Идеальный государственный строй в понятии Платона это лишь то политическое устройство, к которому он тяготеет.

    У Платона "государство возникает, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом, его создают наши потребности". Чтобы наилучшим образом удовлетворить эти потребности, людям необходимо работать как можно продуктивнее.

    Идеальный строй в понятии Платона явно не демократический, ибо философ выступает за строгое прикрепление человека к одному роду занятий, а следовательно отвергает возможность демократических выборов, когда человек из народа может неожиданно стать стратегом, консулом и т.д. Для идеального государства Платона характерна скорее царская власть, при которой царь "совершенный страж" и философ. Будучи философом, правитель знает мудрость "такое знание, что с его помощью можно решать не мелкие, а общегосударственные вопросы, наилучшим образом руководя внутренними и внешними отношениями". Платон также заявляет: "Пока в государствах не будут царствовать философы, либо нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино государственная власть и философия, до тех пор государствам не избавиться от зол"

    Платон был идеалистом, из чего вытекает некая утопичность его взглядов. В самом начале "Государства" он вложил в уста Фрасимаха софистский лозунг: "Справедливость это то, что пригодно сильнейшему, устанавливает же законы всякая власть в свою пользу: демократическая демократические, тираническая тиранические; так же и в остальных случаях. Установив законы, объявляют их справедливыми для подвластных. Во всех государствах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти". Платон от лица Сократа выстраивает свою теорию относительно справедливости закона. «Законодатель, - поясняет он, - заботится не о том, чтобы сделать счастливым в городе особенно один какой-нибудь род, но старается устроить счастье целого города, приводя граждан в согласие с убеждением и необходимостью... и сам поставляет в городе таких людей, не пуская их обращаться, куда кто хочет, но располагая ими применительно к связности города».

    Что же касается правителя и закона, то приоритет того или иного определяется прежде всего, когда мнение первого расходится с установлениями второго. Именно когда властитель вступает в борьбу с законом, можно увидеть, кто из них сильнее и чья победа для государства полезнее. Для Платона же, правитель-философ и мудрый закон равны.

    Тоже самое можно сказать о справедливости и благоразумии. Всякое государство оценивается с позиций справедливо ли оно или нет, всякое действие правителя с той точки благоразумно оно или нет и т.д. "Понятие справедливости связано с представлением о государстве". Платон же вообще положил в основу своей работы вопрос о справедливости в государстве и о справедливости государства, как его основной добродетели. Для Платона и в “Государстве”, и в “Законах” характерны отступления от главной темы, во время которых он рассуждает о человеческих качествах и, конечно, о справедливости. Он дает целый ряд определений этому непростому понятию. "Делать это надо непременно во имя целого. Так вот это целое и есть справедливость"7, "заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие это и есть справедливость". Из первого определения мы вычленим то, что основным достоинством государства, по Платону, является его единство, целостность.

    Данный взгляд Платона на эти два различных по своей сути понятия проистекает опять-таки из-за его идеализма.

    Он считает, что справедливый поступок будет всегда благоразумным, а благоразумный справедливым.

    Таким образом, философская концепция идеального государства Платона страдает серьезным внутренним противоречием – между смыслом и предназначением лучшего государственного устройства, с одной стороны, и практическим игнорированием свободных устремлений как индивидуальных, таки социальных образований, с другой стороны.

    Данное противоречие в платоновской концепции должно быть преодолено высшей волей, мудрейшими правителями любыми средствами, не исключая и насилие.

    Но это, однозначно, тупиковый путь, что и подтвердила мировая история.

    идеальный государственный платон утопичность
    Заключение

    Итак, из всего вышесказанного, можно сделать выводы:

    • На теорию идеального государства Платона сильно повлияли его идея блага и теория разделения души, которая обусловила отличный признак платоновской модели – деление на 3 сословия: философов - верховную власть (разумное начало), воинов или стражей (яростное начало) и низший, обслуживающий класс производящих тружеников(страстное начало).8 Это и обусловило ее утопичность.

    • Думая о тотальном Благе, Платон хотел сделать свободным и счастливым общество в целом, все сословия, не беря в расчет тот факт, что это зависит от счастья и свободы каждого отдельного человека.

    • Главным противоречием и недостатком «Государства» является недостаточная разработанность определяющей силы разделения людей на сословия.

    • Платон создал модель аристократического тоталитарного государства, где жизнь граждан (воинов и низшего класса, занятого производящим трудом) полностью подчинена правящему классу – философам.

    • При отсутствии такого класса, как рабы, он превращает в таковой так называемый низший класс – земледельцев, торговцев и ремесленников, подчеркивая, что их смысл жизни – услужение воинам и философам и оставляя их жизнь на усмотрение этим высшим классам.

    • Строгий кастовый строй идеального государства Платона не позволяет перехода индивида из одного сословия в другое, при этом деятельность человека не зависит от его способностей и он вынужден приспосабливаться к работе его сословия.

    • Идея военных поселений аннулирует такие важные социальные институты, как брак и семья, ведет к ревности, зависти, следовательно, к конкуренции и бунтам.

    Именно поэтому теория Платона названа социальной утопией и была впоследствии воплощена в жизнь в разных странах лишь частично.

    Воззрение Платона на государство и на роль в нем личности имеет все черты реакционной социальной утопии. Кого могла спасти в те катастрофические времена такая утопия? Практически она имела нулевое значение даже при сочувствии к намерениям Платона со стороны некоторых государственных и общественных деятелей.

    Прошедшие тысячелетия показали, что последующие утопии недалеко ушли от прародительницы, созданной Платоном, который ярко проявился и в создании основ объективного идеализма и разработке его в целостном виде.

    Список литературы


    1. http://www.banks-delo.ru/stat/7498743/ (политические идеи античности)

    2. http://velikanov.ru/philosophy/gosudarstvo_platon.asp (История философии. Энциклопедия. )

    3. http://www.philosophy.ru/library/plato/01/0.html (Платон – «Государство»)

    4. Материалы Интернет - энциклопедии wikipedia.org

    5. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Platon/poslez.php (Платон - «Послезаконие»)

    6. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Platon/zakon.php (Платон – «Законы»)

    7. http://www.wisdoms.ru/pavt.html (цитаты известных философов)

    8. http://biographer.ru/biographies/67.html (биография Платона)

    9. Богомолов А.С. Античная философия. – М.: Наука, 1988. – С. 211.

    10. http://www.gumfak.ru/filos_html/sokrat/sok05.shtml (политические взгляды Сократа)

    11. http://grani.roerich.com/plato/txt/statesman.htm (Платон - «Политик»)



    1


    2 Материалы Интернет-энциклопедии wikipedia.org

    3 http://www.philosophy.ru/library/plato/01/0.html

    4 Материалы Интернет-энциклопедии wikipedia.org

    5 http://www.philosophy.ru/library/plato/01/0.html

    6 http://www.wisdoms.ru/pavt.html

    7 http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Platon/zakon.php

    8 http://velikanov.ru/philosophy/gosudarstvo_platon.asp


    написать администратору сайта