Главная страница
Навигация по странице:

  • Социально-политическая жизнь И. И. Мечникова.

  • Оглавление

  • Актуальность

  • Целью

  • Реферат Баткаева 113. Социальнополитическая жизнь И. И. Мечникова


    Скачать 28.01 Kb.
    НазваниеСоциальнополитическая жизнь И. И. Мечникова
    Дата04.03.2021
    Размер28.01 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат Баткаева 113.docx
    ТипДокументы
    #181860



    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Самарский государственный медицинский университет»

    Министерства здравоохранения Российской Федерации

    Кафедра Истории Отечества, медицины и социальных наук
    Социально-политическая жизнь И. И. Мечникова.

    Выполнила:

    студентка группы № 113

    1 курса лечебного факультета,

    Баткаева А. Р.

    Проверил:

    доцент кафедр Истории Отечества,

    медицины и социальных наук

    кандидат исторических наук,

    Мистрюгов Павел Алексеевич


    Самара, 2020 г.


    Оглавление

    Введение 2

    Илья Мечников – выдающийся русский микробиолог 3

    Борьба Мечникова против идеализма в биологии 5

    Мечников против религии 7

    Заключение 13

    Список литературы 14



    Введение



    Трудно назвать книгу об эволюционной доктрине, микробиологии или эмбриологии, в которой имя Ильи Ильича Мечникова не будет неоднократно упоминаться, и не будет сообщаться о его научных работах. Имя Мечникова известно во всех странах мира. Это известно не только всем врачам и биологам, но и всем культурным людям.

    И. И. Мечников заслужил мировую известность своими выдающимися научными открытиями. Его работа не ограничивалась ни одной наукой. Он заложил основу для многих критических проблем биологии и медицины.

    Но помимо своей научной деятельности И. И. Мечников занимался общественно-политической деятельностью. Он высказал свое мнение об идеализме и религии.

    Актуальность темы заключается в том, что роль И.И. Мечникова в науке и общественно-политической деятельности очень значительна. Для него было естественно понять, что наука, мысль, накопление знаний, просвещение народа важны.

    Целью исследовательской работы является выявление роли И.И. Мечникова в общественно-политической деятельности.

    Задачи:

    - Изучить материал по биографии И.И. Мечникова;

    - Раскрыть роль ученого в общественно-политической деятельности;

    - Обобщите материал о вкладе И.И. Мечникова в общество.

    Илья Мечников – выдающийся русский микробиолог



    Научная деятельность Мечникова оставила яркий след во многих областях биологии и медицины.

    Илья Ильич Мечников родился в 1845 году в Харьковской губернии. Окончил с отличием факультет естественных наук физико-математического факультета Харьковского университета.

    Даже в годы обучения руководители считали его " опытным и страстным спорным будущим». Первые научные статьи Мечникова были написаны под влиянием тогдашней современной дарвиновской теории эволюции. Эта теория будет красной нитью во многих ваших исследованиях, включая магистерскую и докторскую диссертацию.

    После защиты магистерской диссертации Мечников будет избран сначала доцентом, а затем профессором Новороссийского университета в Одессе. Здесь он вместе с ученым Николаем Гамалеем займется микробиологией и в России станет пионером этой новой отрасли науки.

    В 1887 году Луи Пастер пригласил Мечникова в свой парижский Институт в качестве заведующего лабораторией. Таким образом, русский ученый получил возможность работать в сердце мировой науки. Он останется в Париже до конца жизни, но всегда будет поддерживать связи с Россией.

    Мечникова называют одним из основателей эволюционной эмбриологии и микробиологии. Он был мастером многих российских биологов и почти всех микробиологов. В медицине он создал сравнительную патологию воспаления и теорию фагоцитарного иммунитета. Согласно этой теории, заболевание считается борьбой между возбудителями заболевания-микробами, поступающими извне, и защитными клетками (фагоцитами) самого организма. Исцеление будет означать победу фагоцитов, а воспалительный ответ будет признаком их действия, достаточным для отражения микробной атаки [2, c. 290].

    Эта теория противоречила широко распространенному тогда взгляду на химическую природу иммунитета, и на пути признания Мечникову пришлось пройти немало дискуссий, в том числе и о признанном авторитете Коха.

    В 1908 году Илья Мечников вместе с немецким иммунологом Эрлихом будет удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине за открытие клеточного механизма иммунной защиты. Это открытие увековечило имя микробиолога.

    Сегодня Илья Мечников остается одним из самых известных российских ученых, а его популярные книги «Этюды оптимизма» и «Этюдах о природе человека» до сих пор читаются.

    Борьба Мечникова против идеализма в биологии


    Уже в молодости, ознакомившись с теорией Дарвина, Мечников увидел ее революционное содержание и стал одним из ее ярых сторонников. Своей научной и литературной деятельностью великий ученый многое сделал для обоснования, развития и распространения материалистической основы теории Дарвина. В этой теории Мечников ценил доказательства самого факта эволюции и материалистическое объяснение органической жизнеспособности, основанное на естественном отборе. Он правильно понял, что отличительной чертой теории эволюции Дарвина по сравнению с любой другой теорией эволюции было учение о творческой роли естественного и искусственного отбора.

    Мечников правильно подчеркнул огромное значение эволюционной теории Дарвина для всех биологических наук. В то время как оценивал учение Дарвина, его критики в то же время. Основываясь на сути теории Дарвина, он пытался преодолеть ошибки и недостатки эволюционной теории Дарвина. Главным недостатком учения Дарвина был мальтузианизм, признание перенаселения в органическом мире и последующая борьба за существование как основа естественного отбора. Мечников показывает, что плодовитость организмов не может считаться основной причиной борьбы за существование и естественного отбора, потому что рождаемость же организмов является результатом естественного отбора, адаптации самой важной, которая сложилась в развитии животных и растений.

    Мечников правильно указал, что ошибки Дарвина проистекают из его недооценки влияния внешних условий на растительные и животные организмы. Комментарии Мечникова об ошибках Дарвина представляют исключительный интерес в свете современных достижений мичуринской биологии.

    В отличие от Вирхова, который был злейшим врагом дарвинизма, фехтовальщики, как дарвинисты, использовали сравнительный биологический исторический метод изучения патологических процессов и показали, что патологические процессы, как и физиологические, основаны на принципах теории эволюции, согласно которой с развитием организмов естественный отбор развивает в них адаптивную и защитную функцию.

    Мечников поднял вопрос о необходимости изучения различных патологических явлений в организмах, исходя из того, что организмы обладают способностью бороться с возбудителем. При этом эта способность не обусловлена какой-либо нематериальной и божественной силой, а развивается через процесс естественного и искусственного отбора. По этой причине организмы могут существовать в средах, где живут вредные микробы [4, c. 328].

    Обосновывая свою теорию фагоцитов, согласно которой воин выполняет функцию защиты от патогенных принципов, фехтовальщики решительно оспаривали понимание реакции фагоцитов в соответствии с определенной божественной силой. Он подчеркнул, что "в фагоцитозе нет цели", чтобы гарантировать, что фагоцитарный ответ организма полностью соответствует закону причинности и принципам эволюции живых существ в соответствии с теорией Дарвина. Мечникова, отметил, что теория фагоцитов основана на законе эволюции, согласно которым полезные свойства для организма сохраняются в результате естественного отбора, и те, которые являются вредными, будут постепенно уничтожены.

    В своем учении о воспалении фехтовальщики, в отличие от Вирхоу и его последователей, считают вредное воспаление ответом на внешние агенты, показали, что воспаление является адаптивным ответом, направленным на нейтрализацию вредных веществ, поступающих в организм и уничтожающих их. Вирхов и его последователи связывали иммунитет живых существ к инфекционным заболеваниям с отдельными клетками, каждая из которых считалась самостоятельной единицей с иммунитетом. Теория иммунитета, созданная Мечниковым, проистекает из признания организма в целом. Фагоцитарная реакция, по мнению Мечникова, является полноценной реакцией организма, а иммунитет зависит от состояния организма в целом, от его фагоцитарной способности. А местный иммунитет - лишь проявление общего иммунитета.

    Хотя роль нервной системы в жизни организма заключается не в теории воспаления Мечникова и иммунитета, Мечников подчеркнул важную роль нервной системы в явлениях воспаления и иммунитета высших животных, а раскритиковал медицинскую теорию о том, что не учитывал роль нервной системы в процессах иммунной системы [3, c. 618].

    Работа Мечникова по патологии и иммунологии имела большое значение в борьбе с распространенными в медицине метафизическими взглядами и оказала сильное влияние на развитие медицинских наук. Эти работы, наряду с трудами И. М. Сеченова, И. П. Павлова и других российских ученых, составляют основу, на которой основана современная медицина, в частности Иммунология.

    Научное наследие И. И. Мечникова - важный этап в истории борьбы за материализм в биологии и медицине.

    Мечников против религии


    Как и в философском идеализме, Мечников считал религию тормозом социального прогресса. Великий ученый был убежденным атеистом, непримиримым врагом религии, всех религиозных суеверий и предрассудков. Мечников разоблачил провал религиозных взглядов на мир и глубокую враждебность религии к науке. Он решительно выступал против религиозного учения о сотворении мира божественной силой. Природа, утверждал Мечников, не создана кем-то, она существует вечно. В нем ничто не возникает из ниоткуда, только переход из одного состояния в другое. Ученый утверждал, что единственный существующий материальный мир характеризуется объективными законами, знание которых является задачей науки.

    Мечников также решительно выступает против религиозного учения загробной жизни, которое, как известно, является идеологической основой и основным содержанием всех религий.

    Правильно полагая, что религиозные убеждения о существовании загробной жизни проистекают из признания возможности существования сознания независимо от материи, И. И. Мечников утверждал, что сознание не может существовать вне материи. Когда центральная нервная система перестает работать, то же самое происходит с сознанием. Кроме того, простое нарушение нормальной деятельности центральной нервной системы приводит к нарушению и прекращению сознания. «Наука, - говорит Мечников, - не может допустить бессмертия сознательной души, так как сознание является результатом действий тех элементов нашего тела, которые не имеют бессмертия».

    Мечников отметил, что религиозная идеология с ее учением о загробной жизни отвлекает людей от борьбы за лучшую жизнь на земле, обещая им счастливую жизнь после смерти. Из религиозного учения о душе и загробной жизни следует, написанного И. И. Мечниковым, что только душа достойна внимания, а тело - источник всех зол. Эта точка зрения приводит к аскетизму, который проповедует отказ от удовольствий жизни.

    Мечников разоблачил непонимание религии как системы врожденных чувств и идей, особого инстинкта людей. По мнению Мечникова, религиозность людей основана не на религиозном инстинкте, изобретенном идеалистами, а на результате воспитания. В своих работах Мечников пытался конкретно проследить происхождение религии. Он правильно отметил, что основной формой религии является анимизм, то есть одухотворение природных явлений [6, c. 52].

    Кроме того, анимистические идеи, отметил Мечников, подкреплялись инстинктом жизни и страхом смерти. Страх смерти породил веру в загробную жизнь. По словам первобытных людей, писал Мечников, «умирая, человек не исчезает полностью, а только входит в новое состояние. Труп живет не так, как мы, но все же живет, по-особенному, хотя и похож на нас». Эта концепция отвечала необходимости спасения жизни и страху смерти, то есть полному вымиранию. Это не что иное, как вера в бессмертие или загробную жизнь. Анимизм - очень распространенная концепция во всем мире. Очевидно, это был самый эффективный комфорт в уме.

    С развитием человеческого общества анимистические идеи изменились. Если на первом этапе сами объекты были персонализированы, то на более поздних этапах сверхъестественные существа стали рассматриваться людьми как отделенные от объектов и контролирующие явления и силы природы.

    Мечников указал на историческую связь анимизма не только с религией, но и с идеалистической философией. Он утверждал, что идеалистическая философия распространяет те же анимистические идеи, только в более утонченной форме.

    Интересны мысли Мечникова о причине возникновения религиозных верований в начале XX века, в период значительного культурного развития, когда человечество достигло относительно больших успехов.

    Сны указывают на то, что люди сталкиваются с религиозными идеалами и направляют их в мистику. Люди хотят утешения от своего существования; в религии они ищут призрачного счастья.

    Он указывает на необходимость страданий, на наши попытки создать идеалистическое мировоззрение, способ привести к появлению новой религии.

    Эти высказывания Мечникова о поведении религии и идеалистической философии свидетельствуют о глубине его материалистических и атеистических взглядов.

    Фехтовальщик понимает, что он должен быть религиозным, но он не мог быть марксистом, однако он не мог раскрыть классические корни и классическую сущность религии. Корни религии развивались не в научном знании, не в низком культурном уровне населения.

    Идея состоит в том, чтобы бороться с религией, и для этого нам нужно материально объяснить истины и религию в массах. Классические ограничения мировоззрения сновидений мешают ему распространять материалистические взгляды на понимание социальных явлений, одним из которых является религия. Мечты могут быть преодолены только путем развития науки и распространения научных знаний. Таково ограничение их атеистических взглядов. Это характерно для просвещенного атеизма.

    В борьбе за материалистическое мировоззрение Мечников придавал большое значение пропаганде естественных наук, распространению знаний о природных явлениях и повышению культурного уровня людей. На протяжении всей своей жизни он работал над тем, чтобы «убедить людей в силе науки и пагубных последствиях глубоко укоренившихся предрассудков».

    Мечников, не понимая, что корни религии в обществе класса находятся в угнетении и эксплуатации, класс, классового угнетения и угнетения трудящихся, конечно, не мог не отметить правильный путь для преодоления религии.

    Только марксистско-ленинский атеизм, построенный на основе диалектического материализма, мог обеспечить адекватное понимание сущности религии, ее корней и способов ее преодоления.

    Марксистско-ленинский атеизм рассматривает религию как фантастическое и иллюзорное отражение в умах людей внешних сил, господствующих над ними в их повседневной жизни, отражение, в котором земные силы принимают форму сверхъестественного.

    Поскольку корни религии лежат в социальном угнетении и эксплуатации, образования недостаточно для преодоления религии, необходимо изменить общественный порядок, устранить классовое угнетение, эксплуатацию и создать бесклассовое коммунистическое общество.

    Несмотря на поучительный характер атеизма Мечникова, его высказывания против религии как антинаучной реакционной идеологии, против попыток объединить науку с религией высоко ценятся сегодня.

    Современные буржуазные ученые, служащие своим господам, империалистической буржуазии, пытаются объединить науку с религией и привести в религию "научные" основы. Они предоставляют папству и фидеизму "научные" аргументы. Особенно ревнивы в этом отношении американо-английские ученые. Например, английский астроном Эддингтон в своем учении о физических константах мира пришел к пифагорейской мистике чисел и получил из математических формул постоянные математики мира, такие как апокалиптическое число 666.

    Физик-мракобесец Э. Уитакер в своей работе "начало и конец света" прямо заявляет, что у мира есть начало и Конец, которые были созданы Богом. А астроном Милн даже «подсчитал», что мир был создан 2 миллиарда лет назад [1, c. 105].

    Эддингтон, Уитакер, Милн и другие на Службе империалистической реакции используют последние достижения в физике и математике, чтобы «доказать» существование духовного мира и существование Бога. Из последних научных открытий они делают идеалистические выводы, отрицают объективность материи, пространства и времени и активно продвигают идею божественного происхождения мира и его конца. Подобно американским и английским мракобесам, их немецкие коллеги Гейзенберг, Шредингер и другие используют квантовую физику и волновую механику, чтобы отрицать причинность и оправдывать идеалистическое утверждение свободной воли в микрокосме и так далее.

    Идеализм, метафизика, схоластика и мистика пронизывают мировоззрение большинства современных буржуазных ученых в США, Англии и других капиталистических странах.

    Империалистическая буржуазия всячески извращает науку, в частности естествознание, в свои корыстные интересы. Он искажает и фальсифицирует законы природы. Перед своими учеными лакеями она отрицает возможность познания природы, отрицает объективность причинности и законов природы.

    Главная причина попыток буржуазных ученых примирить науку с религией, распространить папство на науку-стремление умирающих классов увековечить капиталистический строй, подорвать веру рабочих в их творческие силы, опьянить их и добиться их рабского подчинения.

    Буржуазные ученые изо всех сил пытаются примирить науку с религией, перенести, как отметил А. А. Жданов, Бога в естествознании.

    В США, ставших центром мировой реакции, широко распространились мракобесие и мистика. В настоящее время в Соединенных Штатах тысячи гадалок, астрологов, гадалок и хиромантов. Эту роль часто играют «учителя». Например, в Сиэтле профессор Эсперсон читал лекции на темы: «точные границы неба», «описание обитателей неба», «воспитание детей на небесах» и другие мистические темы. В Америке организуются специальные «учебные заведения», в том числе и высшие, которые обучают шарлатанов и торговцев всевозможным «духовным пьяницам». Например, в Нью-Йорке есть Американский колледж астральных наук, Сан-Франциско, колледж магов и египетская школа астрологии и оккультных наук в Иллинойсе.

    В нашей стране, стране победившего социализма, разрушены социальные корни религии. Подавляющее большинство рабочих в СССР - сознательные и активные строители бесклассового коммунистического общества, свободного от религиозных убеждений.

    Но идеи и взгляды, унаследованные от Старого Света, до сих пор остаются у некоторых работников нашей страны.

    Решающая роль в коммунистическом воспитании рабочих принадлежит ленинско-сталинской партии, которая является организационной и направляющей силой советского общества. Их мировоззрение - идеологическая основа коммунистического воспитания рабочих, формирования их коммунистического сознания и научного мировоззрения. «Мы ведем пропаганду, - сказал Товарищ Сталин, - и продолжим пропаганду против религиозных предрассудков ... Партия не может быть нейтральной по отношению к религии и ведет антирелигиозную пропаганду против всех видов религиозных предрассудков, потому что она выступает за науку, а религиозные предрассудки идут вразрез с наукой, потому что каждая религия противоположна науке» [5, c. 232].

    Стремясь преодолеть религиозные пережитки и установить диалектически-материалистическое мировоззрение, советы глубоко чтят память Ильи Ильича Мечникова не только как великого ученого, но и как ведущего мыслителя, борца за научное и материалистическое мировоззрение.


    Заключение


    Известный ученый Илья Мечников известен во всем мире своими выдающимися научными открытиями. Он заложил основу для решения многих наиболее важных проблем биологии. Его исследования касаются не только биологии, но и многих других наук.

    Имя Ильи Ильича Мечникова, рассказы о его научных работах теперь можно найти практически в любой книге по микробиологии, эмбриологии или эволюционной доктрине. Это известно не только всем врачам и биологам, но и всем культурным людям.

    Мечников всегда верил в силу науки и светлое будущее человечества.

    Самый выдающийся советский микробиолог Н. Ф. Гамалея очень хорошо отзывался о значении работы Мечникова: «пройдут десятилетия, человечество научится преодолевать рак, проказу и многие другие неизлечимые болезни, и люди всегда с благодарностью вспомнят блестящее имя великого русского уроженца. Ученый И. И. Мечников, ознаменовавший блестящее начало борьбы за здоровье человека».

    Список литературы


    1. Энциклопедия «Кругосвет», Москва, Государственное издательство, 2005г. – 105с.

    2. Т.С.Сорокина: «История Медицины», Москва, Государственное издательство, 2007г. – 290с.

    3. О.Н. Мечникова. Жизнь Ильи Ильича Мечникова. Москва, Государственное издательство, 2008г. – 618с.

    4. Мечников, Илья Ильич Этюды оптимизма. - М.: Наука, Государственное издательство, 1988г. – 328с.

    5. Мечникова О. Н. Жизнь Ильи Ильича Мечникова. М.-Л. Государственное издательство, 2006г. – 232с.

    6. Могилёвский Б.Л. Илья Ильич Мечников // Наука и жизнь , 2005г. – 52с.



    написать администратору сайта