Лекция Коммуникативная сторона общения. социология текст. Социализация это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной
Скачать 16.76 Kb.
|
Социализация– процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д. Как отражение в зеркале дает образ физического «Я», так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального «Я». Например, я знаю, что силен в одних отношениях и бесталанен в других. Это знание я получаю из анализа реакций окружающих на мои действия. Маленький ребенок, первые усилия которого критикуются, скоро будет думать, что какой-лио талант у него отсутствует, в то время как ребенок, чей начинания постоянно поддерживается родителями, может поверить в свои способности в этой области. Когда ребенок подрастет, уже другие личности начнут высказывать свои мнения, обнаруживать свои реакции, которые будут отличаться от мнения родителей. В результате может измениться восприятие человеком своих способностей. Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной Стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную Среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного Воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. «социальное зеркало» постоянно действует, оно постоянно перед нами и также постоянно изменяется. Эти изменения особенно видны, когда в детстве при оценке своих способностей человек ориентирован на мнение тех, с кем постоянно находится в личном контакте, а затем, подрастая, он уже ориентируется на мнение личностей, хорошо разбирающихся в предмете его способностей. Поэтому можно сказать, что при достижении зрелости личность уделяет наибольшее внимание созданию образа социального «Я» на основании оценок компетентных специалистов. Базовые типы социализации: Первичная социализация. Это период социализации от рождения до формирования зрелой личности. Она имеет исключительную важность, т.к. является фундаментом для дельнейшей социализации личности. Главный источник первичной социализации – семья. Ребёнок перенимает паттерны поведения своих родителей, их мировоззренческие установки и т.д Вторичная социализация. Это некое перерождение в социальном плане. Человек избавляется от некоторых старых моделей поведения и мировоззренческих установок, формирует новые. Этот процесс происходит в течение всей жизни. Социальная идентичность это переживание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям. Идентификация с определенными социальными общностями превращает человека из биологической особи в социального индивида и личность, позволяет ему оценивать свои социальные связи и принадлежности в терминах «Мы» и «Они». В одном из популярных фильмов представлен пример успешной социализации. Фильм 1982 г. «Офицер и джентльмен» Ричард Гир сыграл роль Мэйо, циничного молодого человека, почти лишенного нравственных принципов, который захотел быть летчиком. Ко времени окончания училища военно-морской авиации он становится не только летчиком, но офицером и даже джентльменом. Перевоплощение Мэйо явилось результатом процесса, называемого социализацией. Социологи определяют социализацию как процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям. Социализации несмотря на обстоятельства. Милтон Эриксон, известнейший в мире психотерапевт, в 17 лет перенес приступ полимиелита и на долгое время оказался прикован к постели. Вместо того, чтобы сокрушаться о своем здоровье, он начал наблюдать. За матерью, сестрой и сиделкой, которые ухаживали за ним. Благодаря этому пристальному наблюдению, он открыл некоторые законы функционирования человеческой психики, неизвестные ранее. Это позволило ему впоследствии создать собственную психотерапевтическую систему и вылечить не только самого себя, но и помочь другим. «Феральные дети» или же «дети-маугли» являются одними из самых интригующих объектов для изучения среди социологов и психологов. Дети, выросшие без присутствия людей и окруженные представителями животного мира, будучи имея человеческую оболочку, ведут себя как отдельный вид зверей. Одним из современных примеров является Оксана Малайя, чья ситуация заинтересовала социологов и психологов из Англии. Девушка, родившаяся в семье алкоголиков, была выброшена на улицу в младенческом возрасте, пока её не нашла стая собак. До шести лет она воспитывалась среди псов, пока её не нашли представители общества. Оксана до сих пор имеет характеристики собак в своем поведении и одно время имела трудности в разговорной речи. Представители «феральных детей» до сих пор существуют в обществе и доказывают важность общества и социализации в жизни человека. В структуре идентичности можно выделить «индивидуальный» и «социальный» уровни. Если персональная идентичность представляет собой совокупность характеристик, сообщающих индивиду качество уникальности, то социальная идентичность – результат идентификации (отождествления) индивида с ожиданиями и нормами его социальной среды. Абсолютно разделить эти два уровня идентичности (интерпретируя персональную в качестве внутренней, а социальную в качестве внешней) нельзя: представления индивида о самом себе, воспринимаемые им как его собственные и неотделимые от его самости, являются в конечном итоге результатом интериоризации социальных норм. В то же время собственные нормы индивида могут не совпадать с нормами и ролями, принимаемыми им в ходе социальной интеракции или навязанными ему окружением. Личностное «Я» формируется в результате достижения своего рода баланса между персональной и социальной идентичностью. Современное состояние общества сильно отличается от традиционного порядка, и именно это формирует тот образ, которым конструируется самоидентичность человека, тем самым играя интегративную роль в обществе. Современные институты отличаются от предшествующих своим динамизмом, разрывающим традиционно существовавшие связи, и глобальным воздействием. Это радикально трансформирует природу повседневной жизни человека и связанные с ней практики. Американский психоаналитик Эрик Эриксон перенес понятие «идентичность» в психологию развития, показав, что кризис идентичности является нормальным явлением развития человека. В период юности каждый человек так или иначе переживает кризис, связанный с необходимостью самоопределения, в виде целой серии социальных и личностных выборов и идентификаций. Если юноше не удается своевременно разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность. Яркими примерами «кризиса идентичности» являются экстремизм и ксенофобия. Экстремизм и ксенофобия связаны между собой, но при этом имеют и существенные различия. Под ксенофобией обычно понимаются различные проявления интолерантности (нетерпимости) по отношению к группам, которые воспринимаются массовым сознанием как «чужие». Сам термин ксенофобия как раз и означает страхи, настороженность и недоброжелательство (т. Е. фобии) к чужим. Частным случаем ксенофобии является этнофобия (или этнофобии) – страхи, направленные как против конкретных этнических общностей, так и против некоего слабо дифференцированного в массовом сознании конгломерата «чужих» народов (например «кавказцев», «южан», «инородцев»). |