Главная страница

Социализация. Социализацияпроцесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм, моральных ценностей, умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми.


Скачать 41 Kb.
НазваниеСоциализацияпроцесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм, моральных ценностей, умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми.
Дата18.02.2019
Размер41 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСоциализация.docx
ТипДокументы
#68061

Социализация-процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм, моральных ценностей, умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми. Если у животных все отношения обусловлены биологическими мотивами, то у человека как биосоциального существа немаловажен процесс развития социальных навыков. Люди постоянно рождаются и умирают, и процесс обновления общества идет постоянно. Первичная социализация. Период от рождения до формирования взрослого человека. Этот этап очень важен для социализации ребенка. Первые знания об обществе он получает обычно от родителей. это малые контактные сообщества, где люди знают друг друга, где между ними существуют неформальные, доверительные отношения (семья, соседская община)Вторичная социализация (или ресоциализация). Процесс замещения ранее сложившихся методов поведения на новые, характерные для взрослого человека. Вторичный этап часто означает разрыв старых шаблонов, и усвоение новых. Вторичный этап длится всю жизнь человека (армия, школа, институт, суд).
Социальным статусом назыв. общее положение личности в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Соц.стат.бывают предписанные(национальность, место рождения, социальное происхождение) и приобретенные (достигнутые; – профессия, квалификация, образование и др.) Определенные статусы являются престижными, другие – наоборот. Престиж – это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. В любом обществе существует иерархия соц.статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;б) системы ценностей, характерной для данного общества. Социальная роль-представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Соц.роль может быть закреплена за человеком формально (например, в законодательном акте) или же иметь неформальный характер.Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе,их совокупность называется ролевой системой. В норм-ой структуре соц.роли обычно выделяются 4 элемента:1)описание типа поведения, соответствуещего данной роли;2) предписания (требования), связанные с данным поведением;3)оценка выполнения предписанной роли;4) санкция - социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы.Ролевая теория личности: основные положения были сформулированы амер.социологами Дж. Мидом и Р.Минтоном , а также разрабатывались Т. Парсонсом. Основные положения этой теории:ролевая теория личности описывает её социальное поведение 2-мя основными понятиями: “ социальный статус “ и “ социальная роль “ .Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определённые права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто бывает так , что главный статус обусловлен его должностью . Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне), так и во внутренней позиции ( в установках , ценностях,ориентациях ). Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т.Парсонсом. Он считал, что каждая роль описывается 5 основными характеристиками:- эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности , другие - раскованности ;- способом получения - одни предписываются , другие завоёвываются ;- масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена , другая - размыта;- нормализацией - действие в строго установленных правилах , либо произвольно;- мотивацией - на личную прибыль , на общее благо.Социальную роль следует рассматривать 2-х аспектах :- ролевого ожидания- ролевого исполнения. В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента :- описание типа поведения , соответствующего данной роли ;- предписание ( требования ) , связанные с данным поведением ;- оценка выполнения предписанной роли ;- санкции - социальны последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы . Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными , реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение ( презрение ) , или юридическими , политическими , экологическими .
Личностная идентификация - это установление и сохранение в себе постоянного и неизменяемого ядра личности, о котором человек может сказать: «Это я». В противном случае личность потеряется за множеством своих ролей. критерий неповторимости каждой личности, воплощение ее права на свободный выбор и самоопределение. Социальная идентификация -это отождествление себя по общим проблемам, жизненным интересам и социальным симпатиям с определенной социальной группой; обусловлена глубинной потребностью личности в признании со стороны других, в групповой защите, но также в самореализации, ожидании позитивной оценки со стороны "своих" — референтных групп и общностей. Идентификация с группами, общностями -результат не только межличностного, межгруппового взаимодействия, но также категоризации, осмысления непосредственных или опосредованных взаимоотношений между группами и общностями в доступных человеку понятиях. Идентифицируя себя с определенными группами и общностями, человек испытывает потребность объяснить причины и следствия своей групповой солидарности, ответить на вопросы "почему это моя группа?" и "что из этого вытекает?"»
Этап отлучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией. Десоциализация – это утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей, привычного. Если десоциализация выступает как результат добровольного отказа от старых ценностей (уход в монастырь, революционная деятельность), то этот процесс не ведет к нравственной деградации личности, а, напротив, может даже духовно обогатить ее.В случае вынужденной десоциализации ее причиной является резкое и неблагоприятное изменение социальных условий: потеря работы, личная драма и т.д. Неспособность личности выдержать давление социальных обстоятельств толкает ее к иллюзорному уходу от реальности (алкоголизм, наркомания, бродяжничество). Попрошайки, алкоголики, бомжи – все это продукт десоциализации. Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией. Ресоциализация означает усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. В зарубежной литературе под этим понимается замещение старых образцов поведения и установок новыми по мере перехода от одной стадии жизненного цикла к другой. Ресоциализация – это процесс повторного прохождения социализации. Взрослый человек вынужден проходить его в тех случаях, когда оказывается в чуждой культуре. В таком случае он обязан, будучи уже взрослым, учиться элементарным вещам, которые местные жители знают с детства. ресоциализация и десоциализация – это два состояния, или формы проявления, социализации. Первая говорит о переобучении в новых социальных условиях (эмиграция в другую страну). Вторая свидетельствует об утрате ранее приобретенного социального опыта в экстремальных условиях (заключение в тюрьму). Та и другая могут быть глубокими (вызывать деградацию личности) и поверхностными (сопровождают нормальные жизненные циклы человека). Правовая социализация личности — включение в ценностно-нормативную систему личности ценностей, охраняемых правом; овладение личностью правомерными способами поведения, формирование у нее чувства социальной ответственности и солидарности с правом.Высший уровень правовой соц-ции — поведение личности на основе правосолидарных установок — привычное правоисполнительное поведение как устойчивая особенность нравственной личности. При этом нормы права соблюдаются не из страха наказания и даже не из чувства солидарности с правом, а по настоятельной нравственной потребности совершать только правомерные действия — жить достойно.Дефектность правовой социализации может проявляться:• в недооценке ценности права (правовой негативизм);• в безответственном, легкомысленном отношении к требованиям закона (правовой инфантилизм);• в активном неприятии норм права (правовой нигилизм);• в сознательном преступном поведении. Правовая социализация неразрывно связана с нравственным формированием личности.Мораль и право -2 взаимосвязанные формы регуляции поведения людей в обществе. Исполнение норм права обеспечивается силой государственного принуждения, исполнение норм нравственности — социально-психологическими механизмами. Моральная санкция осуществляется мерами духовного воздействия, правовая санкция — мерами юридической ответственности. Нормы права охватывают сферу безусловно должного поведения, нравственность — сферу сложных отношений между сущим и должным. Значительная часть общественных отношений регулируется одновременно и нормами права, и нормами нравственности. Возможное несоответствие между нормами права и нравственности — конфликт норм — устраняется, как правило, возобладанием норм нравственности. Но нельзя считать, что нравственность выше права. Само право для социализированной личности является нравственной ценностью.Добровольно контролировать свое поведение социальными эталонами может только нравственная личность. Нравственное поведение— высший критерий человеческого поведения и основная предпосылка правоисполнительного поведения.
Гендер – это социальный конструкт, набор характеристик, определенных культурой общества, которые идентифицируют социальное поведение мужчин и женщин и отношения между ними. Гендер конструируется через определенную систему социализации, разделения труда, принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. Гендер – инструмент для понимания социальных процессов.Гендерная идентичность – осознание индивидом своей гендерной роли: является ли он мужчиной или женщиной.Гендерная роль – комплекс представлений о поведении, приемлемом для представителей данного пола.Гендерная идеология – система идей, посредством которых задаются гендерные различия и гендерная стратификация.Гендерная дифференциация – процесс, в котором анатомо-биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной стратификации. Биологические объяснения подчеркивают различия в поведении представителей разных полов, коренящиеся в их биологических особенностях: разнице хромосомного набора (XY — у мужчин и XX — у женщин), гормональных различиях (тестостерон — у мужчин, эстроген — у женщин) и др.В противоположность социальные конструктивисты полагают, что гендерные различия — это результат не природного, а социального и культурного процессов. Эти процессы создают систему представлений и практик, посредством которых мужчины и женщины развивают свои идентичности, а также распределяются на рынке труда, в семейно-брачных отношениях, системе власти и других сферах. ТЕОРИИ. Теория социального конструирования гендера. В рамках этого подхода гендер понимается как организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, не только характеризующая их межличностное общение и взаимодействие в семье, но и определяющая их социальные отношения в основных институтах общества (а также и определяемая или конструируемая ими). подход основан на: 1) гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации; 2) гендер конструируется (строится) и самими индивидами - на уровне их сознания (т.е. гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т.д.). Теория идентификации, уходящая корнями в психоанализ, подчеркивает роль эмоций и подражания, полагая, что ребенок бессознательно имитирует поведение взрослых представителей своего пола, прежде всего, родителей, место которых он хочет занять.Теория половой типизации, опирающаяся на теория социального научения, придает решающее значение механизмам психологического подкрепления: родители и другие люди поощряют мальчиков за маскулинное поведение и осуждают их, когда они ведут себя «женственно»; девочки получают положительное подкрепление за фемининное поведение и осуждаются за маскулинное. Теория самокатегоризации, опирающаяся на когнитивную теория, подчеркивает познавательную сторону этого процесса и особенно значение самосознания: ребенок сначала усваивает представление о половой идентичности, о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет себя как мальчика или девочку и после этого старается соотнести свое поведение с тем, что кажется ему соответствующим такому определению. Гендерное неравенство– это степень, в которой женщины и мужчины обладают различными правами, ресурсами и властью. Феминизм (фр. Feminisme, от лат. Femina - «женщина»), в широком смысле - стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах жизни общества, в узком смысле - женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их прав с мужчинами. развитии феминизма начался в 60-е годы XX в. вместе с возникновением леворадикальных движений протеста и формированием контркультурных теорий. В этот период сформировались три основных течения феминизма: либерально-реформистское, (либеральный феминизм по-прежнему имеет наибольшее число приверженцев. Возрождение его связано с книгой американской феминистки Бетти Фридан Мистика женственности (1963), доказывающей, что современные белые американки среднего класса не обладают равными с мужчинами возможностями реализации прописанных в законах прав). социалистическое (последовательницы классического марксизма в современном феминистском движении сравнительно немногочисленны. Они по-прежнему лишь «добавляют» женщину (как ранее К.Маркс, Ф.Энгельс, А.Бебель и др.) к существующей критике капитализма, считая подавление женщин мужчинами менее важным, чем классовое угнетение) социалистические феминистки (социалфеминистки) – З.Айзенстайн (Капиталистический патриархат и вариант социалистического феминизма, 1979) и, особенно, М.О"Брайен (Политика репродукции, 1981) полагают, что смогли уйти от этой ограниченности. В отличие от марксисток, не считающих эффективным особое женское движение (отделенное от общепролетарского), социал-феминистки настаивают на его возможности и выделении женских проблем из проблем классовых и общесоциальных. Дискриминация женщины и противоречия между полами детерминированы антагонизмами общества, основанного на частной собственности, считают они, а патриархат и капитализм есть «дуальные системы» (А.Янг, Социалистический феминизм и пределы теории дуальных систем, 1980), которые взаимно укрепляют друг друга) и радикальное Сформировавшийся в 20 в., радикальный феминизм представляет сейчас самое яркое направление в феминизме. Радикальные феминистки рассматривают женщин как дискриминируемый и эксплуатируемый биологический «класс», являющийся концептуальной моделью для изучения других форм угнетения» (А.Джаггар и П.Розенберг). Патриархат в их концепции – автономная социальная и историческая сила. Как и неравенство полов, он уничтожим, полагают К.Миллет (Сексуальные политики, 1970), С.Файерстоун (Диалектика пола, 1970), А.Дворкин (Порнография. Мужчины обладают жещинами, 1975), К.Дельфи и др., если женщины захватят в свои руки все средства воспроизводства человека, все репродуктивные права и, главное, воспитание (так как пока что мужчины согласны «помогать» женщинам в воспитании, лишь воспроизводя в сыновьях себе подобных – тех, кто будет в будущем угнетать женщин).Для радикалок характерно обсуждение таких сюжетов, как мужская монополия в культуре и знании, половая дискриминация в повседневной, в особенности – в сексуальной жизни. Государство для радикальных феминисток – инструмент контроля прежде всего за женской сексуальностью, мужчины – социальная группа, вынуждающая женскую сексуальность к постоянному обслуживанию своих нужд и желаний (поэтому радикальные феминистки критикуют законы об абортах, ограничении использования контрацептивов, стрерилизации, указы против однополых, особенно – лесбийских семей как «антиженские»).
Философией эпохи Возрожденияназывается совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождениябыли:• совершенствование орудий труда и производственных отношений;• кризис феодализма;• развитие ремесла и торговли;• усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;• укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;• появление первых парламентов;• отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;• повышение уровня образованности в Европе в целом;• великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);• научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).Основными направлениями философии эпохи Возрожденияявлялись:• гуманистическое(XIV - XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;• неоплатоническое(сер. XV - XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;• натурфилософское(XVI - нач. XVIIвв), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;• реформационное(XVI - XVII вв.), представители которого -Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;• политическое(XV - XV] вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;• утопическо-социалистическое(XV - XVII вв., представители -Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.К характерным чертам философии эпохи Возрожденияотносятся:• антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;• оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики);• перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;• принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);• большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;• торжество индивидуализма;• широкое распространение идеи социального равенства.

Философия Нового времени. Философия Нового времени развивалась в тесном взаимодействии с наукой, прежде всего математикой, физикой, механикой. Важнейшим объектом философского анализа становится природа научного знания, его источники, методы научного познания. На первый план выходят проблемы гносеологии.В то же время онтологические проблемы также не потеряли своей актуальности. Бурное развитие наук вызвало необходимость создания новой, целостной картины мира, основанной на научных представлениях. В этой связи перед философией встала задача систематизации и обобщения фактического материала, установления причинно-следственных связей между явлениями природы, обоснования единства человека и природы.Антропологическая проблематика актуализируется в новоевропейской философии в связи с распространением нового взгляда на человека, в котором приоритет отдается его познавательным и творчески-преобразовательным способностям.Коренные социально-политические преобразования в эпоху Нового времени, изменения в социально-классовой структуре общества, буржуазные революции обусловили интерес мыслителей к проблемам общественного развития.Значительное место в работах многих философов занимают проблемы социальной философии: государственного устройства, происхождения и сущности государства, проблема общества и личности, путей и средств преобразования общественных отношений.Характерные особенности новоевропейской философии:1) Идеалом философии Нового времени становится точное знание, особая роль в его получении отводится механике как науке о движении материальных тел в пространстве. Как результат ключевым принципом в философии становится механицизм, рассматривающий человека и окружающий его мир как сложный механизм, функционирующий и развивающийся по законам механики.2) В философии Нового времени складывается новое представление о целях научного познания. Формируется принципиально новый тип философствования - рационально-прагматический, согласно которому научное знание должно иметь практическую направленность, служить для решения экономических и социальных проблем. Характерной чертой новоевропейского мышления становится практицизм.3) В решении вопроса об источниках и способах познания мира в теории познания Нового времени складываются следующие направления: рационализм, эмпиризм, сенсуализм.Рационализм (лат. rationalis - разумный) (Р.Декарт, Б.Спиноза) - гносеологический принцип, считающий главным средством познания деятельность человеческого разума.Эмпиризм (греч. empeiria - опыт)(Ф.Бэкон, Т.Гоббс) важнейшим источником знаний о мире признает опытные, экспериментальные данные.
Г. Гегель создал грандиозную и завершенную систему объективного идеализма, в которой наиболее ярко и глубоко реализовал принципы рационализма Нового времени, а именно, убежденность, что мир в целом устроен упорядоченно и закономерно, разумно, что он не враждебен, а соразмерен человеку, и что разум (человеческий и мировой) открыт, познаваем, доступен для анализа. У Гегеля активностью обладает мировой разум. Гегель в своей системе преодолевает агностицизм Канта – отрицание им возможности познать мир, каким он есть сам по себе.За основу всех явлений природы и истории общества Гегель принимает единое безличное духовное объективное начало – «мировой дух», «абсолютная идея», «мировой разум», которое существует до природы, общества и человека. Весь мир – это исторический процесс, т.е. процесс развития абсолютного духа. Процесс развертывания мирового духа проходит 3 ступени:1) ступень логики – безличное, «чистое» (т.е. непредметное) мышление, конструирующее само из себя систему логических категорий, мышление в самом себе.2) природа как внешняя оболочка идеи, ее противоположность, «инобытие» идеи. На этой ступени появляется и человек как часть природы и ее завершение, преодолевающий в конечном счете материальность природы своей духовной деятельностью.3) ступень мирового духа - мировой разум воплощается в разум человечества, а этот последний проходит в истории 3 этапа: субъективный дух (развитие человека от примитивного состояния до вершин знания), объективный дух (развитие общества от самых первых форм общежития до государства и гражданского общества), и абсолютный дух. Лишь в абсолютном духе мировой дух обретает успокоение. «Абсолютная идея» («мировой разум») — это деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию природного и духовного мира. Деятельность «абсолютной идеи» заключается в мышлении, цель в самопознании.Процесс самопознания «абсолютной идеи» включает 3 этапа:1.Пребывание «абсолютной идеи» в самой себе, в стихии чистого мышления (логика, в которой «абсолютная идея» находится сама в себе и через законы диалектики раскрывает свое содержание; логика как наука о себе и для себя).2.Развитие природы как иного бытия «абсолютной идеи» (природа — «окаменевший дух» представляет собой внешнюю реальность «абсолютной идеи», ее проявление; философия природы — наука об идее иного бытия «абсолютной идеи»).3.Развитие общества и человеческого сознания (духа) (снятие природного проявления— «окаменевшего духа», возвращение идеи к самой себе, познание «мировым духом» самого себя через достижение абсолютной истины, после чего развитие заканчивается; философия духа как наука об идее, возвращающейся в самое себя из своего инобытия – «абсолютный дух»).Абсолютная идея не стоит на месте. Она непрерывно развивается, переходя из одной ступени к другой, более конкретной и содержательной.Восхождение от абсолютного к конкретному – общий принцип развития.Высшая ступень развития – «абсолютный дух». На этой ступени абсолютная идея проявляется в сфере человеческой истории и делает предметом мышления само себя.

Метод философии Гегеля – диалектика.Диалектика— искусство спорить, вести рассуждение) — метод (способ мышления) в философии, имеющий своим предметом противоречие. Рассматривает явления во всеобщей связи и развитии. Противоречие рассматривалось в учении Гегеля как движущий принцип всякого развития и как центральный пункт всей его философии.Гегель считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно, от низших форм к высшим, что в этом процессе действуют три закона диалектики.Основные законы диалектики:ЗАКОН ПРЕВРАЩЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ и КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ. Эти взаимопереходы он рассматривал как бесконечный процесс. Любая вещь отличается от других благодаря присущему ей качеству. В силу качественной определенности вещи отличаются друг от друга. Категория качества предшествует в логике Гегеля категории количества. Синтезом качественной и количественной определенности выступает мера. Каждая вещь, поскольку она качественно определена, есть мера. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок.Те пункты, в которых происходит качественный скачок, т.е. переход к новой мере, Гегель называет узлами. Все вещи взаимосвязаны узловыми линиями, или цепью перехода от одной меры к другой. ЗАКОН ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ, который вскрывает противоречия как внутренний источник, побудительную силу всякого самодвижения. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности». Противоречие ведет вперед, оно является принципом всякого самодвижения. Даже самый простой вид движения - перемещение тела в пространстве - представляет собой постоянно возникающее и тут же разрешающееся противоречие. Что то движется не только потому, что оно теперь здесь, а в другой момент там, но и потому, что оно в один и тот же момент и здесь и не здесь, т.е. и находится и не находится в данной точке траектории.ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ, который означает не просто уничтожение старого качества новым, а представляет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого, 2) преемственность в развитии и З) утверждение нового. В мире ничто не погибает бесследно, а служит материалом, исходной ступенью для появления нового. Новое отрицает старое, но отрицает диалектически: не просто отбрасывает его в сторону и уничтожает, а сохраняет в переработанном виде, используя жизнеспособные элементы старого для созидания нового.Отрицание для Гегеля не однократный, а по сути дела бесконечный процесс. И в этом процессе он всюду находит связку из трех элементов: тезис – антитезис – синтез.В результате отрицания какого либо положения, принимаемого за тезис, возникает противоположение (антитезис). Антитезис необходимостью подвергается отрицанию. Возникает двойное отрицание, или отрицание отрицания, что ведет к возникновению третьего звена, синтеза. Оно на более высоком уровне воспроизводит некоторые черты первого, исходного звена.Все эта конструкция называется триадой.Общий вывод гегелевской философии состоят в признании разумности мира: «Все действительное - разумно, все разумное - действительно».Неразумное должно быть преодолено разумом. Перед нами не только рационалистическая, но благодаря своему последовательному рационализму - оптимистическая философия.


написать администратору сайта