Главная страница
Навигация по странице:

  • СОДЕРЖАНИЕ

  • КОНТ (COMTE) ОГЮСТ - ФРАНЦУЗСКИЙ СО­ЦИО­ЛОГ И ФИ­ЛО­СОФ, РО­ДО­НА­ЧАЛЬ­НИК ПО­ЗИ­ТИ­ВИЗ­МА

  • СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ О. КОНТА

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • социология. Социологическая концепция О. Конта


    Скачать 38.47 Kb.
    НазваниеСоциологическая концепция О. Конта
    Анкорсоциология
    Дата24.12.2021
    Размер38.47 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласоциология.docx
    ТипРеферат
    #316641


    МВД РОССИИ

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
    Кафедра философии и социологии

    К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А

    по учебному курсу «Социология»
    тема: «Социологическая концепция О. Конта»

    Выполнил:

    Слушатель ФЗО

    3 курса

    601 группы

    старший сержант полиции

    Виноградова Татьяна

    Николаевна

    Санкт-Петербург

    2020 год

    СОДЕРЖАНИЕ:
    Введение.......................................................................................................................3
    Конт (comte) Огюст - французский со­цио­лог и фи­ло­соф, ро­до­на­чаль­ник по­зи­ти­виз­ма.................................................................................................................5
    Социологическая концепция О. Конта.....................................................................8
    Заключение.................................................................................................................13
    Список используемой литературы и литературных источников..........................15

    ВВЕДЕНИЕ

    Социология дает свою интерпретацию общественного сознания и поведения людей, категориального аппарата уже на основе имеющегося знания. Социология это еще и методология.

    Для социологии в методологии очень важна методика социальной реальности, потому что предполагает использование статистико - математических методов.

    Социология имеет дело не с самой реальностью, а с восприятием этой реальности отдельными индивидами, социальными группами.

    Зачатки социологии следует искать в пещерах первобытного человека, а человеческое измерение общества пробивало себе путь и затем нашло отражение в научной мысли. Социология как наука предназначена оперировать не умозрительными схемами, а реальными проявлениями жизни. Такой подход прежде всего находит отражение в состоянии общественного сознания, в различных формах и видах деятельности, в возможностях их проявления в конкретно - исторических условиях. Следует заметить, что сознание и поведение не отдельного индивида, а социальных общностей и групп образуют устойчивые социальные процессы. Если в основе социологии лежит реальный анализ сознания и поведения людей, то образуется направление, называемое социологией жизни.

    В каждой науке сначала зарождаются, формируются и развиваются отдельные ее элементы,а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее ее сущность и содержание. Можно сказать, что каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития. Термин «социология» связан с именем О. Конта, но не именно он создал эту науку. Он сумел обобщить те новые явления, которые были характерны для конца XVIII — начала XIX вв., а выйти на такое обобщение ему помогли непосредственные его предшественники и учителя.

    Под влиянием Великой французской революции в эти времена происходило формирование гражданского общества со всеми присущими ему качественными характеристиками и гуманистическими особенностями. В центр этого общества постепенно становился человек в его специфическом общественном измерении.

    Не столько абстрактного, сколько позитивистского изучения и объяснения социальных процессов и явлений требовали следующие факты: 1) стремительное развитие капитализма; 2) нарастающая волна социальных конфликтов; 3) противоречия в функционировании буржуазной демократии.

    Быстрое развитие других общественных наук (истории, экономики, права, социальной философии) создало новый комплекс проблем, лежащих на грани этих наук и требовавших самостоятельного рассмотрения.

    Социология — наука об обществе или учение об обществе, а впервые этот термин употребил О. Конт, который большое внимание уделял познанию не столько сущности, сколько явления. Объектом и предметом социологии является общество и вся общественная жизнь.

    Совокупность вопросов, относящихся к социологии, занимала ученых с древнейших времен. В разные эпохи, когда развивалась социологическая мысль, на передний план выходило то одно, то другое направление. Социологическая теория О. Конта включала в себя «социальную статику» и «социальную динамику».1

    Целью моей контрольной работы является изучене социологической концепции Огюста Конта.
    КОНТ (COMTE) ОГЮСТ - ФРАНЦУЗСКИЙ СО­ЦИО­ЛОГ И ФИ­ЛО­СОФ, РО­ДО­НА­ЧАЛЬ­НИК ПО­ЗИ­ТИ­ВИЗ­МА

    Огюст Конт с детства демонстрировал незаурядные интеллектуальные способности, что позволило ему стать знаменитым философом, социологом и родоначальником позитивизма. Даже после смерти памятью о нем служат труды, увековеченные в цитатах.

    Огюст Конт появился на свет 19 января 1798 года во французском городе Монпелье. Он рос в семье сборщика податей вместе с братом Адольфом и сестрой Аликс. Мальчик получил домашнее образование, после чего поступил в лицей, где демонстрировал талант к изучению математики.

    В 16 лет юноша стал студентом Политехнической школы и получил возможность учиться у выдающихся ученых того времени. Конт легко завоевал авторитет у сокурсников, которые хвалили его чувство юмора, лидерские качества и умственные способности.

    Однако из-за республиканских взглядов парень был выслан в родной город. По настоянию родителей он отправился в Париж, где зарабатывал на жизнь уроками математики. Поскольку Огюст неплохо знал языки, он начал параллельно заниматься переводами, благодаря чему познакомился с Анри Сен-Симоном.

    Следующие несколько лет парень работал секретарем у философа, помогал писать 1-ю часть «Катехизиса промышленников». Но их сотрудничество закончилось ссорой из-за излишне агностических взглядов Конта, не желавшего принимать точку зрения наставника. После этого Огюст отправился в свободное плавание.

    После ухода от Сен-Симона Огюст продолжал поддерживать связь с его учениками, писал статьи для их научного сообщества. В то время мыслитель все больше углублялся в направление позитивной философии, основателем которой считается.

    Начиная с 1826 года мужчина выступал с лекциями, которые проводил в собственной квартире, но из-за умственного помешательства их пришлось прервать. Ученый предпринял попытку самоубийства и едва не утопил в озере свою жену, поэтому был помещен в психиатрическую клинику, а затем отправлен на лечение домой.

    Спустя 2 года недуг отступил, и Конт продолжил выступать с лекциями. Он был востребованным журналистом и писал для местных газет, параллельно работая над 1-й частью «Курса позитивной философии», в итоге сделавшего его знаменитым.

    В собрании из шести томов ученый изложил основные идеи, касающиеся философии. Он предложил классификацию наук в порядке возрастающей сложности и спецификации, а также разработал стадиальную модель общества. Согласно утверждениям Огюста, за время существования человечество прошло 3 стадии — теологическую, метафизическую и позитивную.

    После публикации мужчина работал при Политехнической школе, с которой была неразрывно связана его жизнь. Он являлся помощником преподавателя и экзаменатором, пока в 1838 году не получил возможность стать полноценным наставником. В этот период ученый также читал лекции по астрономии, что обеспечило стабильный доход.

    Однако из-за реформ в учебном заведении он был вынужден искать финансовую поддержку у друзей. На помощь пришел Джон Стюарт Милль, который нашел философу спонсоров, но впоследствии они разругались и перестали общаться.

    Второе собрание книг автора «Система позитивной политики» пополнило библиографию уже после смерти Клотильды, что делает его отличающимся по стилю и настроению изложения. В нем впервые был упомянут термин «альтруизм», который по Конту означает «жить для других».

    Философ умер 5 сентября 1857 года, причиной смерти стало ослабленное здоровье. Могила Огюста расположена на кладбище Пер-Лашез. Прижизненные фото мыслителя не сохранились, зато о нем напоминают портреты.2

    СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ О. КОНТА
    Сам термин «социология» действительно введен Огюстом Контом, причем социология Конта не имела никакого отношения ко всей предшествующей философии и другим элементам учений об обществе, что мы уже отмечали ранее, — они для него просто не существовали.

    Социологию Конт понимал как принципиально эмпирическую науку, как «социальную физику», не замечая принципиальных различий общественных процессов и процессов естественно­природных3. Как в дальнейшем будет показано, в этом различии — один из ключей к пониманию природы социологии как науки.

    Известно, что XIX в. — это век развития и триумф естествознания — физики, химии, геологии, биологии. В это историческое время идеалом научного познания становится именно естественнонаучное, прежде всего опытное, «позитивное» знание. Ученые того времени были убеждены, что наука не знает границ и что естественно­научному методу подвластно постигнуть все, в том числе общественные процессы и явления. Они стали рассматриваться как объективные явления, принципиально ничем не отличающиеся от объектов познания в физике и биологии. Все это породило так называемый натурализм в социологии, под которым надо понимать направление исследований общества, когда в качестве средств его изучения используются познавательные средства и методы именно естественных наук. В конечном счете в русле натурализма сложились две основные линии: социальный механицизм (с определяющим влиянием на социологию физики и механики) и социальный биологизм (с определяющим влиянием на социологию биологии). В рамках второго подхода особенно мощным, не утратившим своего влияния и до сих пор стало социал­дарвинистское направление в социологии. Его суть в том, чтобы определить в качестве основных в общественной жизни людей принципы, подобные началам естественного отбора и биологической эволюции в мире животных, опираясь при этом на дарвиновскую теорию. Фактически натурализм в социологии — это не что иное, как редукционизм, означающий сведение социологического знания к тем или иным трактовкам социальных явлений и процессов на базе естественно­научного знания, сведение их к чисто природным феноменам. При таком подходе отбрасывается и не учитывается сама особенность социальных начал в обществе — главного содержания в социологической науке. Именно поэтому зарождавшаяся в это время наука об обществе стала называться социальной физикой, а ее разделы, по аналогии с механикой, — социальной статикой и социальной динамикой.

    Основной причиной социальных изменений Конт считал прогресс человеческого разума, в котором он видел некий единый замысел истории. Ученый считал, что прежнее общество, основу которого составляли религия и войны, фактически умирает. Вместо него рождается новое, научное и индустриальное общество. Священников заменят ученые, а военных — предприниматели, управляющие, банкиры. В этих условиях необходима интеллектуальная реформа и формирование новой, позитивной политики, в основе которой и должна быть новая наука — социология. Предмет социологии — общество в его целостности, основу которой образует всеобщее согласие. Это согласие, в свою очередь, опирается на единство истории человечества и самой природы человека. Ядром социологической концепции Конта служит известная формула «рациональная координация основного ряда разных событий, соответствующая единому замыслу»4.

    Конт определяет три направления социальных изменений:

    (1) связь с разумом, который движется у него от фетишизма к позитивизму;

    (2) изменение человеческой деятельности (она у Конта развивается от военной фазы к индустриальной); (3) связь с чувствами — от эгоизма к альтруизму5

    .

    Контом сформулирован закон трех стадий интеллектуальной и социальной эволюции6.

    На первой стадии — теологической, или фиктивной, люди все наблюдаемое сводят к действию различных сверхъестественных сил — богов, духов, демонов и т.д. Таким же образом поддерживается и социальный порядок, и господствующее положение здесь отводится священникам и воинам; именно поэтому Конт называет такое общество военным.

    На второй стадии — метафизической, или абстрактной, осуществляется переход к объяснениям всего с помощью метафизических абстракций, к представлениям о неких скрытых в вещах и раскрываемых с помощью разума принципах, силах, теоретических построениях. Будучи неудовлетворенными прежними социальными порядками, люди на метафизической стадии развития общества стремятся их заменить на новые. Но воплотить абстрактные принципы в реальность просто невозможно, и в силу этого на метафизической стадии не образуется вообще никакого прочного социального порядка. Поэтому данный исторический период — время бунтов, революций, переворотов, междоусобиц и т.д.

    Третья стадия, согласно взглядам Конта — научная, или позитивная, стадия в развитии общества. Она во всем опирается на настоящие научные знания, противоположные смутным, абстрактным, метафизическим, ценит действительные блага и услуги и поддерживает тот социальный порядок, при котором доминирующее положение занимают ученые и промышленники, чей авторитет обусловлен их вкладом в научно­технический и экономический прогресс.

    Промышленное общество вообще рассматривалось Контом как воплощение социального прогресса — ведь промышленное производство базируется на достижениях науки, которые обеспечивают постоянное благосостояние людей. «Рабочий вопрос» Конт предлагал решать через патронаж богатых и власть имущих о просвещении и улучшении условий жизни рабочих, но затем он предложил неколько другое решение: путем перехода человечества на еще одну стадию интеллектуальной и социальной эволюции — стадию нового теологического синтеза. Эта стадия должна соединить научное знание и религиозное чувство в единое целое для обеспечения согласия и солидарности всех людей. Религиозно­социальный проект Конт завершил разработкой новой, так называемой второй своей социологии и новой религии человечества, в которой догматами должны были выступить позитивная философия и научные законы7.

    Хорошо видно, что построить социологию как социальную физику Конту принципиально не удалось, и обращение его ко второй своей социологии с наличием в ней так нелюбимых Контом метафизики, философии и религии — явное свидетельство исследовательских неудач этого ученого воплотить в жизнь первоначальный замысел социологии как новой экспериментальной науки.

    Эволюционная теория Конта опиралась на ч е т ы р е основных принципа8:

    (1) принцип условий существования, требовавший отдавать предпочтение социальной среде, разделяя ее на внешнюю и внутреннюю (духовную), учитывать взаимные влияния человека и общества друг на друга и т.д.;

    (2) принцип единообразия человеческой природы, содержание которого базируется на требовании учета соответствия интересов и чувств индивидов на биологической основе в обход психологии;

    (3) принцип консенсуса, смысл которого сводится к обеспечению и учету взаимной согласованности социального целого и его частей;

    (4) принцип эволюции, опирающийся на признание наличия социального прогресса как движения к определенной цели на основе интеллектуального развития и морального совершенствования человечества.

    Заметим, что абсолютно во всех стадиях развития человеческого общества, в основу его динамики вообще Контом фактически положены именно ценностные начала, хотя сам автор этого не видит, делая упор на значимости так называемых позитивистских принципов. Можно сказать, что ценностную природу социальной динамики Конту заслонил именно его позитивизм, который по своей сущности также ярко выраженная ценностная конструкция. Это и неудивительно: тот, кто отрицает прежние ценностные определенности, одновременно утверждает другие ценности. Принципиально нейтрального по отношению к ценностным началам научных исследований социальных материй просто не бывает, а многочисленные попытки разных исследователей уйти от них, «вынести за скобки» были принципиально неосуществимы, в том числе и в научном творчестве Конта. 9

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Таким образом, я выяснила, что Огюст Конт (1798—1857) — это французский философ и ученый, основатель социологии как самостоятельной и целостной науки об обществе, автор термина «социология» (первоначально «социальная физика»).

    Конт считал, что социология призвана открывать законы социальных перемен. Он рассматривал функционирование и развитие общества как целостный социальный организм, определяющий развитие и деятельность всех составляющих его элементов. Конт подразделил социологию на две части — социальную статику и социальную динамику.

    Социальная статика раскрывает структуру общества и взаимоотношений между социальными индивидами. Она сконцентрирована на изучении того, как части общества (семья, государство, религия) взаимодействуют друг с другом, обеспечивая социальную стабильность и порядок.

    Социальная динамика рассматривает процесс социального функционирования и развития общества, занимается осмыслением проблем социального развития и изменения.

    О. Конт считал, что главное влияние на развитие общества оказывает интеллектуальная эволюция сознания человека. В основе развития познавательной деятельности людей, их общественного сознания лежит основной закон интеллектуальной эволюции человечества (закон трех стадий). Согласно открытому им закону, познавательная деятельность человечества прошла три стадии развития — теологическую, метафизическую и позитивную.

    Теологическая стадия характеризуется доминированием религиозного сознания. Явления природы и жизни людей объясняются влиянием сверхъестественных сил; метафизическая стадия — переходом к опытному знанию о явлениях внешнего мира и жизни людей. Однако из­за слабого развития науки понятия, отражающие эти явления, носят довольно абстрактный характер; позитивная стадия — развитием человеческого сознания на основе суждений и выводов, полученных в результате научных наблюдений.

    Конт рассматривал развитие общества как закономерное и прогрессивное. По мнению ученого, основное условие развития общества — гармонизация, т.е. гармония «между целым и частями социальной системы», наилучшее сочетание интересов разных личностей и социальных слоев. В гармонии общества Конт видел основное условие его стабильности, возможность нормального развития всех его составляющих элементов (классов, человека, народов и т.п.). Социальная гармония достигается при помощи науки.

    Основные труды Огюста Конта: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики».10

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ


    1. Учебная литература:

    1. Социология. Шпаргалка./ Ю. С. Давыдова, Ю. В. Щербаков. - 2-е изд. (эл.) - Саратов: Научная книга, 2020. - 40 с.




    1. Социология: учебное пособие/ П. Д. Павленок, Л. И. Савинов, Г. Т. Журавлев. - 3-е изд. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и Ко», 2016. - 736 с.




    1. Социология. Курс лекций, учеб. Пособие для студентов вузов/ М. Ю. Зеленков. - ЮНИТИ - ДАНА, 2015. - 199 с.




    1. Социология : учебное пособие для студентов бакалавриата очной формы обучения / . Н. Духина, Л. В. Анникова. - Ставрополь: Седьмое небо, 2015. - 106 с.




    1. Социология: Основы общей теории (электронный ресурс): учеб. пособие / под. Общ. Ред. А. Ю. Мягкова. - 8-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2016 - 253 с.




    1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:

    1) информационно правовой портал: www.consultant.ru, www.garant.ru
    2) научная электронная библиотека: http://elibrary.ru



    1 Социология. Шпаргалка./ Ю. С. Давыдова, Ю. В. Щербаков. - 2-е изд. (эл.) - Саратов: Научная книга, 2020. - 40 с.

    2 https://24smi.org/celebrity/126491-ogiust-kont.html

    3 Мареев С.Н., Мареева Е.В. Указ. соч. С. 561. 

    4  Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С. 104. 

    5 Горелов А.А. Указ. соч. С. 93. 

    6  Иванов Д.В. Социология: теория и история. СПб., 2006. С. 95—97. 

    7  История философии. С. 482. 

    8 История философии. С. 481. 

    9 Социология: учебное пособие/ П. Д. Павленок, Л. И. Савинов, Г. Т. Журавлев. - 3-е изд. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и Ко», 2016. - 736 с.

    10 Социология. Курс лекций, учеб. Пособие для студентов вузов/ М. Ю. Зеленков. - ЮНИТИ - ДАНА, 2015. - 199 с.



    написать администратору сайта