фука. Социологические науки
Скачать 255.92 Kb.
|
74 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ М.В. Егоров, аспирант, кафедра социальных технологий, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Россия, m@em11.ru ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМОВ САМООРГАНИЗАЦИИ СОЦИУМА В данной статье самоорганизация рассматривается как одно из фундаментальных свойств социальной системы, определяющих ее функционирование и развитие. Исследованы процессы и факторы, способствующие появлению и распространению механизмов социальной самооргани- зации, а также роль коммуникации в ее развитии. Гражданское общество рассматривается как один из главных катализаторов развития социальных механизмов самоорганизации. В статье отмечается, что в основе механизмов самоорганизации лежит нестабильность окру- жающего мира и сопутствующие этому эволюция и развитие. Поэтому вполне естественно, что современное общество адаптировано к постоянным стремительным метаморфозам и из- менениям во всех сферах жизни человека куда больше, чем предыдущие поколения. Постепенно видоизменяются модели взаимоотношений между человеком и его окружением. Автором рас- сматриваются понятие и роль конфликта в процессе образования новых механизмов социаль- ной самоорганизации. Отмечается, что в контексте социологии конфликт обладает скорее конструктивными свойствами – здесь подразумевается противодействие различных точек зрения. Затронут важный вопрос о недопустимости противодействия сетевого сообщества государственному строю. В свете этого предложенное автором решение в виде использова- ния сети Интернет в качестве инструмента обратной связи с органами управления выглядит перспективным, хотя на данном этапе трудновыполнимым. Ключевые слова: социальная самоорганизация, конфликт в социологии, гражданское обще- ство, коммуникативные процессы, социальные механизмы, сетевое общество, дифференциаль- ные и интегральные процессы, футуршок. В основе исследования механизмов общественной самоорганизации лежит по- ложение о нестабильности окружающего мира, который непрерывно эволюциониру- ет, а внутреннее его разнообразие все более обогащается. Существует мнение, что раз- витие Вселенной представляет собой не мо- нотонное повторение одних и тех же яв- лений, а устремленный в бесконечность разомкнутый процесс 1 . По мнению А. Тоф- флера, в постоянно преобразующемся мире способно существовать только такое чело- вечество, которое не подвержено состоянию «футурошока», заключающемуся в ошелом- ляющей растерянности, которая вызыва- ется стремительной скоростью изменений в различных сферах человеческой жизни, активно реагирующей на подобного рода метаморфозы, и, как следствие, регулярно формирующей новые требования, которые соответствовали бы обновленным реалиям 2 Система считается способной к само- организации в том случае, если это слож- ная система, которая находится в неравно- весном состоянии и состоит из множества компонентов, взаимодействующих друг с другом и окружающей средой случайным образом. В результате возникает порядок, или определенная устойчивая структура, не зависящая от каких-либо внешних ор- 75 № 5 (57) МАЙ 2015 ганизующих факторов, которая и является самоорганизующейся системой 3 . В данном контексте не являются исключением и со- циальные системы. Проявления самоорга- низации были замечены еще при первобытном строе, в общине, где со- брание членов играло роль социального ин- ститута, который обе- спечивал выполнение функций общественной самоорганизации со- гласно принципу «каж- дый за всех, все за каж- дого» 4 Процессы самоуправления в таких об- щинах принимали вид некой «первобытной демократии», а управленческие структуры, в свою очередь, были непосредственно ин- тегрированы в основную массу общины 5 Возникающие конфликты, которые за- трагивали интересы общинников, регули- ровались посредством локальных взаимо- действий на собрании общины, где в лице самих членов общины происходило взаи- модействие «законодательной» и «испол- нительной» власти. Таким образом работал своеобразный механизм, являющийся фун- даментом, который обеспечивал возмож- ность реализации управленческих процес- сов и социальной самоорганизации 6 По мнению Л.Н. Цой, в восприятии раннего человечества преобладающим было представление о причинно-следственном типе связи, а мир был жестко логизиро- ван 7 . Подразумевалось, что всё до мелочей было кем-либо создано и полностью контроли- ровалось. В современ- ном мире человек боль- ше не придерживается принципов причинной обусловленности, в ре- зультате чего границы между естественным и искусственным, жи- вым и неживым, ре- альным и виртуальным стремительно стираются. Исследователи начали выдвигать предположения о спон- танных процессах самоорганизации. Среди них можно выделить концепцию диссипа- тивных структур И.Р. Пригожина, теорию самоорганизации Г. Хакена, моделирование нелинейных процессов С.П. Курдюмова и многих другие труды. Все без исключе- ния исследователи го- ворят о том, что явле- ние самоорганизации свойственно также со- циальной системе, явля- ющейся неравновесной по своей природе. Процессы самоор- ганизации, присущие общественному строю, рассматриваются в ра- ботах многих исследователей, в них гово- рится о том, что социум живет по законам, которые не подвластны человеку в полной мере, в результате чего часть процессов, происходящих в социуме, неизбежно дают непредсказуемый результат. Практически все исследователи обращают внимание на то, что главным атрибутом появления новых мыслей и идей, а также развития об- щества в целом, является конфликт, кото- рый, в свою очередь, позволяет сохранять всё многообразие форм социальной и куль- турной жизни человечества. Таким образом, можно сделать вывод, что одним из основных механизмов, спо- собствующих самоорганизации в социаль- ных системах, является конфликт. Причем понятие «конфликт» не заключает в себе какого-либо негативного значения, обу- словленного общественными стереотипами, а лишь подразумевает противодействие двух или более точек зрения. Часто возникают ситуации, когда госу- дарственные институты не в состоянии решать возникающие проблемы или не обладают ресур- сами для этого, в резуль- тате чего сами граждане вовлекаются в эти соци- альные процессы, то есть самоорганизуются без какой либо мотивации извне. В данном случае можно говорить о со- циально ориентированной самоорганиза- ции, которая представляет собой иррацио- нальную согласованность людей, их творче- Система считается способной к самоорганизации в том случае, если это сложная система, кото- рая находится в неравновесном состоянии и состоит из множества компонентов, взаимодействую- щих друг с другом и окружающей средой случайным образом. Практически все исследователи обращают внимание на то, что главным атрибутом появления новых мыслей и идей, а также развития общества в целом, явля- ется конфликт, который, в свою очередь, позволяет сохранять всё многообразие форм социальной и культурной жизни человечества. 76 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ скую направленность на совместные эффек- тивные действия. Е.Н. Яркова считает, что переход от ста- рых, непродуктивных жизненных стратегий к более эффективным, новым очень сло- жен и противоречив диалектически 8 . В рам- ках данных преобразований сталкиваются два разнонаправленных процесса. Первый из них, это дифференциация, которая свя- зана с бесконечным увеличением многооб- разия форм социокультурной жизни, а со- ответственно, и с рождением определенных инноваций. Второй – процесс интеграции, который обусловлен стремлением к система- тизации и структуризации складывающегося многообразия с формированием традиций. Оба процесса, при рассмотрении отдель- но друг от друга, деструктивны. По мнению автора, механизм самоорганизации обще- ства можно представить как диалектическое единство и взаимодействие противополож- ных процессов – дифференциации и ин- теграции, где не существует приоритетов, а есть лишь равное влияние центробежных и центростремительных сил. При этом от- мечается: социальная практика показыва- ет, что на самом деле условия не идеальны и потому возможны не только диалектиче- ские, но и метафизические способы влияния на процессы самоорганизации социума. Как наиболее ранний механизм соци- альной самоорганизации можно выделить горизонтальное сочетание дифференциаль- ных и интегральных процессов. Структу- ра общественной динамики представляла собой чередование процессов интеграции и дифференциации, доминирования тради- ции и инновационного развития. Данный дискретный, революционный путь разви- тия был обусловлен тем, что приоритет от- давался интеграционным процессам, вере и традициям. Дифференционные процессы, в свою очередь, были на вторых ролях и ква- лифицировались как деструктивные силы. Инновационные прорывы возникали толь- ко под воздействием кризисов в традици- онных стратегиях жизнедеятельности чело- века. При этом отступление от привычных традиций не подразумевало отказа от тради- ционного типа мышления, поэтому вся суть инновации заключалась в том, что старые традиции просто-напросто вытеснялись но- выми, не менее строгими и обязательными. В основе такого типа механизма социальной самоорганизации, согласно Н.И. Лапину, лежит «традиционализация» 9 . Автор опреде- ляет ее как конституциализацию традиций и других элементов социальной системы, обеспечивающих приоритет предписанных норм и правил поведения перед возможно- стями инновационных действий 10 Ключевую роль в дифференциальной модели играет гражданское общество, так как оно являет собой начало процессов само- организации социума на негосударственном уровне. Гражданское общество, как заме- 77 № 5 (57) МАЙ 2015 тил В.А. Виттих, в первую очередь ощущает и выявляет неопределенности, возникающие в социуме, такие, как например социальная напряженность или набор некоторых возни- кающих проблем, и оно должно быть способно на то, чтобы самостоя- тельно снижать уровень напряженности в преде- лах локальных взаимо- действий, если это пре- вышает определенный социально допустимый уровень 11 . Тогда же, когда напряженность достигает некоторого критического уровня и уже вы- ходит за рамки локальных взаимодействий, гражданским обществом инициируется по- требность, чтобы возникшие проблемы ре- шались органами местного или государ- ственного управления, которые должны воспользоваться своими ресурсами. В дан- ном контексте можно говорить о том, что гражданское общество представляется не- ким партнером государства и местного само- управления. Поэтому справедливо говорить о том, что уровень развития гражданского общества в значительной степени определяет действенность функционирования механиз- мов общественной самоорганизации, кото- рые являются эффективным средством борь- бы с социальными проблемами и пороками. В свете этого важно отметить, что сегодняш- ние возможности сетевого сообщества до- пускают возможность нелимитированного гражданского взаимодействия в режиме он- лайн, что позволяет членам социума контак- тировать как между собой, так и с органами управления и власти в любое удобное вре- мя, а сетевые коммуникации обладают по- тенциалом для решения многих социальных проблем, существующих на сегодняшний день, даже в части возможных негативных побочных эффектов этого процесса, таких, как вседозволенность и неконтролируемость в Сети, которые приводят к различным ви- дам незаконной деятельности, например, противостоянию государственной власти, интернет-мошенничеству и т. д 12 Ю. Хабермас видит развитие обще- ственных структур в их открытости и опос- редованности взаимосвязи между индиви- дами и государством, в устанавливающихся многомерных коммуникациях людей на не- государственном уровне. Он рассматривает в качестве базового социального аспекта процесс коммуникации. По мнению Хабер- маса, именно коммуни- кативное совершенство- вание и развитие ком- муникативной практики находятся в центре дея- тельности современно- го гражданского обще- ства. Автор считает, что анализ общения людей должен основываться на идеале свободных коммуникаций, при которых никто из акто- ров не ограничивается со стороны каких-то структур или нормативных требований 13 Он также предлагает разделять ин- струментальное и коммуникативное взаи- модействие. Если первое основывается на реализации некоторого личного интере- са, а не на стремлении к общему взаимопо- ниманию, то второе направлено на созда- ние организованной нормативной системы устойчивых отношений между индивида- ми и устойчивой личностной структуры, которая способна к самоосуществлению. Коммуникативное поведение является ин- терсубъективной связью между акторами, характеризующимися языковой компетент- ностью. Таким образом, коммуникативные взаимодействия относятся к механизмам са- моорганизации социума. Самоорганизация представляет собой фундаментальное свойство социальной сис- темы, определяющее существование и раз- витие любой системы, находящейся внутри себя самой. Механизмы самоорганизации, таким образом, являются совокупностью диф- ференционнных и интеграционных про- цессов, генерируемых, в первую очередь, гражданским обществом. При этом комму- никативное воздействие в социальной сис- теме является механизмом установления взаимопонимания между акторами. В свою очередь, совершенствование коммуника- тивных способностей и образует основу со- временного гражданского общества. С це- лью повышения эффективности социаль- ной самоорганизации необходимо создание и применение системы воспитания, которая Уровень развития гражданского общества в значительной сте- пени определяет действенность функционирования механизмов общественной самоорганизации, которые являются эффективным средством борьбы с социальными проблемами и пороками. 78 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ обеспечивает формирование индивидом собственной гражданской позиции, объ- единяющей жизненные и общественные взгляды. Ресурсы для улучшения качества жизни, а также повышения эффективности государственного управления и экономики необходимо искать непосредственно в каж- дом человеке, в использовании его личных интеллектуальных и моральных способно- стей. Литература 1. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени. М.: Едиториал УРСС, 2003. 64 с. 2. Тоффлер Э. Шок будущего / пер. с англ. М.: «Из- дательство ACT», 2002. 94 с. 3. Виттих В.А. Механизмы социальной самоорга- низации: препринт. Самара: Учреждение Россий- ской академии наук «Институт проблем управления сложными системами РАН», 2011. C. 12–13. 4. Новая философская энциклопедия. М., «Мысль», 2010. 235 с. 5. Современный философский словарь. Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Мо- сква, Минск: «ПАНПРИНТ», 1998. 124 с. 6. Виттих В.А. Целостность сложных систем. // Проблемы управления и моделирования в сложных системах / Труды IV международной конференции. Самара, Самарский НЦ РАН, 2002. С. 48–58. 7. Цой Л.Н. Социальная организация и самоорга- низация: конфликты и развитие личности // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2011. № 2(66). С. 96–108. 8. Яркова Е.Н. Механизмы самоорганизации обще- ства и культуры: от прошлого к будущему // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 8. С. 152–158. 9. Лапин Н.И. Проблема социокультурной транс- формации // Вопросы философии. 2000. № 6. 10. Яркова Е.Н. Утилитаризм как стимул самоор- ганизации культуры и общества // Общественные науки и современность. 2002. № 2. С. 88–101. 11. Виттих В.А. Механизмы социальной самоорга- низации: препринт. Самара: Учреждение Россий- ской академии наук «Институт проблем управления сложными системами РАН», 2011. C. 15–17. 12. Саенко Л.А., Егоров М.В. Сетевое общество в контексте современных социальных трансформа- ций // Дискуссия. 2014. № 7(48). С. 88–93. 13. Словарь философских терминов. М.: ИНФРА-М, 2004. THE FACTORS OF SOCIETY’S SELF-ORGANIZATION MECHANISMS’ DEVELOPMENT M.V. Egorov, postgraduate, The department of social technologies, North-Caucasus Federal University, Stavropol, Russia, m@em11.ru This article considers self-organization as one of fundamental properties of social system which defines its functioning and development. The author has investigated the processes and factors which promote appearance and distribution of social self-organization mechanisms, and also the role of communication in its development. The paper considers civil society as one of the main catalysts for self-organization social mechanism development. The article marks that in the base of self-organization mechanisms the instability of the world is situated, together with evolution and development. That is why it is clear that modern society adapts to constant metaphors and changes in all the spheres of human life better than the generations before. The models of interrelations between human and the world are changing constantly. The author considers the term and the role of conflict in the process of new social self-organization mechanisms creation. It is underlined that in the context of sociology, this conflict has constructive properties meaning counteraction of different viewpoints. The research touches upon the problem of counteraction inadmissibility of network society to the state power. In this way the author’s suggestion about using the Internet as a tool of feedback with administrative bodies looks perspective, but this project is hard to realize. Key words: social self-organization, the conflict in sociology, civil society, communication processes, social mechanisms, network society, differential and integral processes, futurshox. References 1. Prigozhin I., Stengers I. Vremia, khaos, kvant. K resheniiu paradoksa vremeni [Time, chaos, quantum. To solve the time paradox]. Moscow, Editorial URSS Publ., 2003. 64 p. 79 № 5 (57) МАЙ 2015 2. Toffler E. Shok budushchego [The shock of the future]. Moscow, «Izdatel’stvo ACT» Publ., 2002. 94 p. 3. Vittikh V.A. Mekhanizmy sotsial’noi samoorganizatsii: preprint [Mechanisms of social self-organization. Preprint]. Samara, Uchrezhdenie Rossiiskoi akademii nauk «Institut problem upravleniia slozhnymi sistemami RAN» Publ., 2011. 4. Novaia filosofskaia entsiklopediia [New encyclopedia of philosophy]. Moscow, «Mysl’» Publ., 2010. 235 p. 5. Sovremennyi filosofskii slovar’ [Modern philosophical dictionary]. London, Frankfurt, Paris, Luxembourg, Moscow, Minsk, «PANPRINT» Publ., 1998. 124 p. 6. Vittikh V.A. Tselostnost’ slozhnykh system [The integrity of complex systems]. Problemy upravleniia i modelirovaniia v slozhnykh sistemakh: Trudy IV mezhdunarodnoi konferentsii [Proceedings of the IV intern. conference “Problems of control and modeling in complex systems”]. Samara, Samarskii NTs RAN Publ., 2002, pp. 48–58. 7. Tsoi L.N. Sotsial’naia organizatsiia i samoorganizatsiia: konflikty i razvitie lichnosti [Social organization and self- organization: conflict and development of personality]. Mir psikhologii. Nauchno-metodicheskii zhurnal – The world of psychology. Scientific-methodical journal, 2011, no. 2(66), pp. 96–108. 8. Iarkova E.N. Mekhanizmy samoorganizatsii obshchestva i kul’tury: ot proshlogo k budushchemu [Mechanisms of self-organization of society and culture: from past to future]. Vestnik Tiumenskogo gosudarstvennogo universiteta – Bulletin of the Tyumen state University, 2012, no. 8, pp. 152–158. 9. Lapin N.I. Problema sotsiokul’turnoi transformatsii [The problem of social and cultural transformation]. Voprosy filosofii – The problems of philosophy, 2000, no. 6. 10. Iarkova E.N. Utilitarizm kak stimul samoorganizatsii kul’tury i obshchestva [Utilitarianism as an incentive to self-organization of culture and society]. Obshchestvennye nauki i sovremennost’ – Social Sciences and modernity, 2002, no. 2, pp. 88–101. 11. Vittikh V.A. Mekhanizmy sotsial’noi samoorganizatsii: preprint [Mechanisms of social self-organization. Preprint]. Samara, Uchrezhdenie Rossiiskoi akademii nauk «Institut problem upravleniia slozhnymi sistemami RAN» Publ., 2011. 12. Saenko L.A., Egorov M.V. Setevoe obshchestvo v kontekste sovremennykh sotsial’nykh transformatsii [Network society in the context of contemporary social transformations]. Diskussiia – Discussion, 2014, no. 7(48), pp. 88–93. 13. Slovar’ filosofskikh terminov [Dictionary of philosophical terms]. Moscow, INFRA-M Publ., 2004. |