Главная страница
Навигация по странице:

  • Министерства здравоохранения Российской Федерации Социально-экономический факультет Контрольная работа по дисциплине: «Социология» Тема

  • Социологические взгляды С.Н.Булгакова. Социологические взгляды С. Н. Булгакова


    Скачать 75 Kb.
    НазваниеСоциологические взгляды С. Н. Булгакова
    Дата27.04.2023
    Размер75 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСоциологические взгляды С.Н.Булгакова.doc
    ТипКонтрольная работа
    #1094596

    ФГБОУ ВО Кировский государственный медицинский университет

    Министерства здравоохранения Российской Федерации

    Социально-экономический факультет
    Контрольная работа

    по дисциплине: «Социология»

    Тема: Социологические взгляды С.Н.Булгакова

    Выполнила: студентка 1 курса, группы 151

    Тимкина Валерия Сергеевна
    Проверила: Сахарова Людмила Геннадьевна

    Киров 2023

    Оглавление

    1. Биография С.Н.Булгакова.

    1.1. Детство и юность

    1.2. Образование

    1.3. Личная жизнь

    2. Философский социализм С.Н.Булгакова.

    3. Христианский социализм С.Н.Булгакова

    Введение


    Актуальность работы. С.Н.Булгаков, один из крупнейших представителей русского духовного ренессанса конца 19-го - начала 20-го веков, был, несомненно, социальным ученым и мыслителем широкого плана. Экономист, социальный философ идеалистической и религиозной направленности, теолог, он на всех этапах своего творческого пути пытался осмыслить социальные явления и процессы и найти наиболее адекватный способ их анализа. Несмотря на то, что сам С.Н.Булгаков не называл себя социологом, его вклад в эту науку дает нам право считать его одним из виднейших социологов начала 20 столетия.

    Социология, по мнению Булгакова, исследует то, что свойственно совокупности индивидов как целому. Она не интересуется конкретным индивидом - он для нее лишь клетка или атом общества. Поэтому и применение социальных обобщений к поведению или психологии отдельной личности С.Н. Булгаков считает просто недоразумением, вторжением социологии в чуждую ей, «параллельную», область действительности.

    Плодотворность социологических идей С.Н.Булгакова определяется его особым подходом к анализу социальных явлений, состоящим в исследовании их как бы изнутри, в их внутренней духовной сущности.

    Ценность подхода С.Н.Булгакова состоит в том, что он помогает проанализировать социальные движения и идеи как бы изнутри, понять их внутреннюю духовную суть. В любой идеологии и направляемом ею социальном движении мыслитель стремился выделить духовное ядро, породившее эти явления и дающее им силы для развития.

    Интерес Булгакова к социологии как науке проходит через всю его творческую жизнь, что говорит о последовательности и цельности его человеческой натуры и его взглядов. Будучи уже священником, в эмиграции, он не только пишет статьи на общественно-важные темы, но и делает попытку обосновать христианскую социологию.

    Возможность христианской социологии мыслитель обосновывает, исходя из того положения, что существование этой науки не противоречит христианским взглядам на общественность.

    Царствие Божие раскрывается в мире и для мира, говорит Булгаков. Мы должны стремиться приблизить общественные идеалы и общественные институты к идеалам христианским. Для этого существует христианская социология - наука о социальной реальности. «Человеческая жизнь протекает в некоторых совокупностях, которые обладают своей собственной закономерностью, не раскрывающейся в личности. В человечестве следует рассматривать не только личность, но и лик, род. Жизнь рода в церковном учении не только не оспаривается, но и даже утверждается. ... Научные исследования сделали невидимое видимым, и изучение человечества как общности, совокупностей представляется в незыблемой конкретности перед нами. Социологический метод есть особый способ подхода к жизни, в котором погашается личность ради совокупностей», - говорил мыслитель.

    Итак, взгляды Булгакова на социологию как науку претерпели некоторые, в чем-то серьезные, изменения на протяжении его творческого пути. Но основополагающие принципы подхода к изучению общества оставались неизменными. Идеи ученого о социологии представляют интерес как с научной, так и с историко-научной точек зрения. Но не менее важны они для понимания, а может быть, и дальнейшей разработки, социологической теории с «национально-русским лицом», то есть социологической традиции, отражающей особенности русского менталитета.

    Целью работы является изучением социологических взглядов С.Н.Булгакова. Для достижения цели ставятся такие задачи как:

    1. Изучить биографию С.Н.Булгакова;

    2. Рассмотреть социологические взгляды Сергея Булгакова.

    1. Биография С.Н.Булгакова


    Сергей Булгаков – русский богослов, писатель, экономист, общественный деятель начала 20-го века. Вошел в число основателей парижского Свято-Сергиевского богословского института.

    Имя православного священнослужителя Сергея Булгакова стало известно благодаря его богословским и философским трудам. На жизненном пути этого человека было много трудностей: его критиковала церковь, подвергали осуждению самые близкие люди. Несмотря на это, Сергей Николаевич продолжал хранить христианскую веру и искренне служить Богу.

    «Творчество Булгакова — чистопробнейший образец мысли русского Ренессанса» С. С. Хоружий.

    1.2. Детство и юность


    Богослов родился 16 июля 1871 года в Ливнах. Его родители были истинно верующими людьми: отец был настоятелем местного храма, а мать занималась домашним хозяйством, прививая детям любовь к православию. Наследников в большой семье было семеро. Глава семейства мечтал, что в будущем один из его сыновей продолжит его дело и станет священнослужителем.

    Булгаковы не пропускали ни одной церковной службы, поэтому дети с раннего возраста знали все молитвы наизусть. В изучении православных книг Сережа был самым прилежным среди братьев и сестер.

    Красота русской природы и православного богослужения были главными впечатлениями его детства, которые он пронес как святыню сердца через всю свою жизнь. В его душе сформировалось чувство любви к родной земле, умение видеть прекрасное в ее скромных, неброских пейзажах, а духовное восприятие православного культа как бы соединяло Небо и Землю: “Наши Ливны были для меня Китежем”, - вспоминал отец Сергий незадолго до смерти.

    Вот это особое, трудно передаваемое словами, чувство божественности родной земли, слияния природы и Духа, С.Н. Булгаков воспринял впоследствии как откровение Софии - Премудрости Божией, которая стала ведущей темой его философского и богословского творчества: “...моя родина есть прекрасный дар Божий, благословение и напутствие на всю жизнь. И вот бреду я эту долгую жизнь, и внемлю завещанию, и все яснее она открывается мне, как первозданная улыбка Софии Божественной, которой она позвала, приласкав меня как младенца, и тихим, тихим шепотом сказала мне свое имя”

    Родная природа, православная церковь. Третьим элементом, явившимся основой мировосприятия будущего мыслителя, стал русский народ: “вместе с церковью я воспринял в душу и народ русский, не вне, как какой-то объект почитания или вразумления, но из нутра, как свое собственное существо, одно со мною”.

    1.2. Образование


    В 12 лет Булгаков Сергей начал учиться в духовной школе, в это время он был, по его словам, «верным сыном Церкви». Окончив школу, он поступает в духовное училище в родном городе Ливны. В это время он всерьез задумывается о том, чтобы связать свою жизнь со служением Богу.

    Через четыре года, завершив обучение в училище, Булгаков поступает в духовную семинарию в г. Орле. Здесь он проучился три года, но в это время происходит значительное изменение его мировоззрения, он переживает глубокий религиозный кризис, который обрекает его на неверие в Бога.

    Разуверившись в православии, в 1987 году Булгаков покидает семинарию и после этого еще два года учится в классической гимназии в г. Ельце. Позже он поступает в Московский государственный университет, на юридический факультет. В 1894 году он успешно выдерживает выпускные испытания и получает степень магистра с правом преподавания.

    Уже на первых курсах семинарии Булгаков Сергей испытывает большие сомнения в религиозных постулатах и переживет глубочайший кризис веры, который подталкивает его не только к уходу из семинарии, но и к сближению с очень популярными в это время марксистами. Он усиленно работает в этом новом для себя философском направлении и довольно быстро становится ведущим теоретиком марксизма в России.

    Однако вскоре он осознает несостоятельность этой теории и эволюционирует в сторону идеализма. В 1902 году он даже пишет статью «От марксизма к идеализму», в которой объясняет изменение своих взглядов. Эти его изменения в воззрениях вполне соответствуют духу времени, для русской интеллигенции того периода было характерно увлечение немецким идеализмом и впоследствии религиозностью.

    Знакомство с Бебелем и Каутским, труды В. Соловьева и Л. Толстого приводят его к поискам в области христианской политики к решению вопроса о добре и зле. На некоторое время Булгаков увлекается космизмом, вслед за Николаем Федоровым. Эти искания, которые сам он обозначил как «социальное христианство», абсолютно укладываются в эволюцию русской философской мысли данного периода.

    1.3. Личная жизнь


    В 1898 году Сергей женился на Елене Ивановне Токмаковой. У пары родилось четверо детей (Мария, Фёдор, Иван и Сергей). К сожалению, средний из сыновей, Иван, родившийся в 1905 году, прожил всего четыре года.

    Тяжёлые революционные годы стали причиной разлуки членов их дружной семьи. Вместе с супругой и двумя детьми, Марией и Сергеем, Булгакову пришлось уехать за границу, оставив родину навсегда. Тёща Варвара Токмакова и сын Фёдор остались в России.

    2. Социально-философские взгляды С.Н.Булгакова


    Мировоззрение С. Н. Булгакова слишком сложно, а творческое наследие его слишком велико.

    Большинство исследователей творчества Булгакова выделяют три этапа его эволюции: легальный марксизм (1896-1900), религиозная философия (1901-1918), богословие (с 1919). Примерно такие же периоды выделяет В. В. Зеньковский: он говорит о периодах "чисто философского (в том числе и религиозно-философского творчества)" и "богословского творчества" Булгакова. Попытка "понять философское и богословское творчество о. Сергия Булгакова в его совокупности и внутреннем единстве, истолковать его как целое, понять его как систему" неизбежно влечет за собой "теологизацию" всего его творчества, что, возможно, и имело бы смысл для самого С. Н. Булгакова в плане личной апологетики, но мало что дает для научно-критического понимания сложного комплекса его идей.

    Л. А. Зандер, ученик и крупнейший знаток философского и богословского творчества С. Н. Булгакова, насчитывает четыре "личностных фактора", которые придают ему облик чисто "русского мыслителя". Вот эти факторы:

    1) почвенность;

    2) эсхатологичпость;

    3) необычайная способность к философскому и богословскому синтезу;

    4) чисто русское стремление доходить во всем до конца.

    Указанные факторы, действительно, присущи всем русским философам-идеалистам, современникам и ровесникам Булгакова. Но "удельный вес" каждого из них у каждого индивидуален. У Булгакова, например, явно преобладают два последних фактора, что и привело его, к "трагедии философии".

    Такой фактор, как почвенность, повлиял на отношение Булгакова к социализму. Уже упоминалось, что понятия "социализм", "марксизм" и "большевизм" Булгаков не только различает, но и в чем-то противопоставляет.

    После Достоевского с его идеалом "русского социализма", после Вл. Соловьева признание "правды социализма" стало своеобразной традицией русской философии. Булгаков стремится дать глубинное обоснование социализму, находя его в "онтологическом коммунизме бытия".

    Мысль эта довольно оригинальна, но слишком обща. "Почвенность" мыслителя проявляется лишь тогда, когда от этого общего положения он переходит к конкретному анализу возможного будущего социалистического устройства России. Он исходит при этом из того факта, что Россия - страна преимущественно крестьянская и, чтобы сохранить свое национальное своеобразие, свою уникальную культуру, она должна таковой оставаться и при социализме, даже если в процентном отношении к общему населению крестьянство в будущем сократится.

    Отношение Булгакова к марксизму гораздо сложнее. Само собой разумеется, что марксизм для пего - "отвлеченное начало". Не столь уж удивительна и сама постановка им вопроса о К. Марксе как "религиозном типе". Нельзя не согласиться с мнением П. С. Страхова, что понятие религиозности Булгаков сплошь и рядом трактует предельно широко, хотя В. И. Ленин, высмеивая Булгакова как автора понятия "атеистической религии", слегка ошибся адресом (его автором в действительности является материалист Геккель), сам Булгаков, обычно довольно чувствительный ко всякого рода логическим противоречиям, нередко употребляет это словосочетание, не считая его, по-видимому, contradictio in adjecto.

    В связи с этим исследование личности К. Маркса, предпринятое Булгаковым, следует признать весьма актуальным. Отметим, между прочим, что пристальное внимание к той или иной личности тоже вполне традиционно для русской культуры. Нигде в мире, наверное, внимание читателей не привлекает личность поэта, писателя, философа и вообще любого, чье слово получает значительный общественный вес, в той степени, как в России. Именно поэтому так популярны и любимы у нас всякого рода беллетризованные и научные биографии. Здесь не место анализировать причины этого явления. Достаточно указать на него, чтобы убедиться, что Булгаковым в его очерке о К. Марксе движет не озлобление "ревизиониста", а более благородные мотивы.

    К числу открытий Булгакова следует отнести тот факт, что за стремлением к канонизации К. Маркса он увидел не научную или иного рода недобросовестность, а имманентную закономерность самого марксизма. С одной стороны, Булгаков признает, что "экономический материализм" "насквозь этичен", с другой - замечает, что он "чужд всякой этики". Может показаться, что это конечное противоречие самого Булгакова, но мы склонны думать, что здесь он обнаружил диалектическое противоречие самого марксизма, содержащее в себе возможность и дальнейшего творческого развития, и (если его "не замечать") самого тяжкого "застоя".

    Одна из современниц Булгакова, знакомая с ним в пору его философского расцвета, пишет, что "цельного представления о его мировоззрении" у нее никогда не было. "Причина может быть и в том, что цельности не было и в нем самом". Булгакову "не хватало мужества пристрастий - или же оно давалось ему нелегко, с мукой". Это пишет Евгения Герцык, сестра поэтессы Аделаиды Герцык, чей муж - Д. Жуковский был довольно видным книгоиздателем. И только с принятием священства, только "переквалифицировавшись" из философа в богослова, Булгаков обрел и "цельность мировоззрения", и "мужество пристрастий", которых ему недоставало. Теперь уже и собственное философское творчество представлялось ему предварительной ступенью к богословию, своего рода "богословской пропедевтикой". Недаром же он писал: "Философский идеализм есть необходимый путь к религии, представляет станцию, которой не может миновать современный человек в своем стремлении к религиозному мировоззрению".

    3. Христианский социализм С.Н.Булгакова


    “Христиане должны стремиться к усовершенствованию социального строя” С.Н.Булгаков.

    Христианский социализм сочетается только со второй политической моделью, и он имеет два основных измерения.

    1. Либеральное измерение, основанное на ориентации на уважение к каждому человеку как сотворённому по образу и подобию Бога, к его свободе с соответствующей поддержкой таких социально-политических структур, которые не допускают надругательство над человеком. Либерализм здесь понимается как культура уважения к внешней свободе человека, не нарушающей свобод других людей. Закон предотвращает такие нарушения. Сущностью права здесь полагается свобода.

    2. Социальное измерение, основанное на организованной заботе о слабых членах общества.

    С.Н.Булгаков писал: “Православная Церковь de facto определила своё отношение к социальному вопросу. Правда, доселе так и не было дано ‘вероучительного определения’ о природе социализма ни в русской церкви, ни во вселенском православии. Но социализм, как социально-экономическая доктрина, вовсе и не является вопросом вероучения”. С.Булгаков считал, что “цель социализма, понятая как осуществление социальной справедливости, защиты слабых, борьбы с бедностью, безработицей, эксплуатацией, — в такой степени нравственно самоочевидна, что разногласие может быть только относительно практической целесообразности или осуществимости тех или иных мероприятий”.

    Наиболее ярко С.Булгаков представил свои взгляды на социальный вопрос в его статье “Неотложная задача” ( журнал “Вопросы жизни”, 1905, сент.). Там говорится:

    “По учению христианства история есть богочеловеческий процесс, в котором собирается и организуется единое человечество, ‘тело Христово’. Для этой задачи мало одних усилий личного усовершенствования и душеспасительства, но необходимо воздействие и на общественные формы и на внешние отношения людей между собою, необходима не только личная, но и социальная мораль, т.е. политика. Политика есть средство внешнего устроения человечества, и в этом смысле средство хотя и преходящего значения, но неоспоримой важности. Для того, чтобы отрицать политику и общественность, нужно отрицать историю, а для того, чтобы отрицать значение истории, нужно отрицать и человечество, как целое, рассыпая его единое тело на атомы — отдельные личности; наконец, отрицая целокупное человечество, неизбежно приходится отрицать, в конце концов, Христа и христианство. Отсюда вывод: христианин не может и не должен быть индифферентен к задачам политики и общественности, выдвигаемым современностью”.

    Более того, С.Булгаков во многих работах утверждает по-христиански понятый западный правовой либерализм, в основе которого лежит уважение к человеческой личности, сотворённой по образу и подобию Бога.

    С.Н. Булгаков в 1905г. жестко критиковал современный ему капитализм. Он призывал к общности имуществ, которая была характерна для благодатно-анархического коммунизма первых христиан. Но он решительно отвергал тотальную якобы необходимую связь христианской экономики с христианской общиной (по аналогии с церковным хозяйством в монастырях).

    С.Н.Булгаков понимал социализм как необходимое условие для материального благоустройства людей, называя такой социализм “нейтральным”, понимая его как “социальную технику”, в противоположность социализму “научному”, как идеологизированной псевдорелигии.

    Важно заметить, что концепция христианского социализма включает в себя признание общечеловеческих ценностей. “Противопоставляясь в том, в чем существует глубокая и непримиримая противоположность между христианским и языческим отношением к социализму, не следует без крайней необходимости разъединяться в том, что соединяет, является общим, и в преследовании таких объективных задач следует идти в стройной армии прогресса, в общих рядах социализма, ибо в социализме как хозяйственной организации содержится христианская идея, заложено организующее начало социальной любви”[16]. На практике это означает открытость Церкви к сотрудничеству со всеми людьми доброй воли.

    Сущность христианского социализма, таким образом, состоит в концептуальном сочетании “правды социализма” и христианской этики. Это, по сути дела, христианская социальная этика, лежащая в основе Социального Учения Католической Церкви, да и в основе Основах Социальной Концепции РПЦ МП (в разных степенях разработанности соответственно).

    Вывод


    Социально – исторический процесс является открытием абсолюта, что выражается в трагическом столкновении земного и небесного градов. Такую стратегию нельзя преодолеть, но ее можно смягчить, чему и служит социальная наука.

    Булгаков говорит о том, что центральной проблемой социофилософии является вопрос об отношении Бога и мира, Бога и человека. Другими словами, социофилософия Булгакова пытается найти ответ на вопрос о природе души и мира через неразрывное общение человека с человеком.

    Булгаков считает задачей социальной науки установление и трактовку действительности, которая представляет собой арену нравственной действительности. Истинность науки можно обосновать ее софийностью, она возможна благодоря организующей силе Софии.

    Булгаков при этом настаивает на четком разграничении пределов «социологического разума» и выявлении того, что не может быть познано. Социология при этом не открывает никаких законов, она лишь выявляет некоторые тенденции.

    Необходимо отметить, что в критике социологического разума Булгаков подчеркивает методологическую условность всех социологических истин, которые существуют в современной науке.

    Считаю, что с при изучении задач мы достигли изучению цели данной работы.

    Литература


    1. https://cheloveknauka.com/sotsiologicheskaya-kontseptsiya-s-n-bulgakova

    2. https://studref.com/583993/sotsiologiya/sotsiologiya_nauka

    3. https://biographe.ru/uchenie/sergej-bulgakov

    4. https://studref.com/583991/sotsiologiya/zhiznennyy_tvorcheskiy_put_bulgakova

    5. https://fb.ru/article/250503/bulgakov-sergey-nikolaevich-russkiy-filosof-bogoslov-pravoslavnyiy-svyaschennik-biografiya

    6. https://portalus.ru/modules/economics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1100632014&archive=1120044529&start_from=&ucat=&

    7. https://reosh.ru/xristianskij-socializm-prot-sergiya-bulgakova.html

    8. https://spravochnick.ru/sociologiya/sergey_nikolevich_bulgakov_kak_sociolog/




    написать администратору сайта