Главная страница
Навигация по странице:

  • Николай Кузанский

  • Джордано Бруно

  • Содержание 1 История философии 4


    Скачать 1.49 Mb.
    НазваниеСодержание 1 История философии 4
    Анкор2_Filosofiq_razum.doc
    Дата18.02.2018
    Размер1.49 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла2_Filosofiq_razum.doc
    ТипДокументы
    #15664
    страница12 из 69
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   69

    Философия эпохи Возрождения.


    Эпохой Возрождения называют поздний период феодального общества 14-16, когда в его недрах получает все более заметное развитие буржуазный уклад.
    Зарождение новых производительных сил и производственных отношений-
    обусловливает возникновение (со второй половины XV в.) и
    развитие естественных наук, появление новой гуманистической культуры. Это выражается прежде всего в возникновении нового, более реалистического взгляда на природу и человека. Культура эпохи Возрождения носит яркий антифеодальный и антицерковный и гуманистический характер.

    Возникают антифеодальные движения, направленные против господствующей католической церкви, проходившие еще под религиозными знаменами лютеранство, кальвинизм и др.). Эпоха Возрождения породила в странах Западной Европы величайший подъем искусства (Данте, Брунеллески, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Брейгель, Дюрер).

    Философские взгляды Н. Кузанского.


    Один из крупнейших философов-пантеистов Николай Кузанский (1401-1464)утверждал, что природа бесконечна, а земля не является центром мира. В философии Кузанского возникли важные элементы диалектики, прежде всего «совпадение противоположностей», которое философ обосновывал преимущественно на материале математики. Однако понимание совпадения противоположностей в высшем единстве мира достигается, по Кузанскому, не логическим, а интуитивным путем.

    Философские взгляды Дж.Бруно.


    Глубокое материалистическое содержание имела пантеистическая философия Джордано Бруно(1548-1600). Бруно решительно выступил против принципа подчинения разума вере, считал неприемлемой идею «двойственности истины», т.е. сосуществования религиозной и научной «истин», считал, что существует только научная истина, опирающаяся на научный опыт. Согласно Бруно, материальная Вселенная едина и бесконечна, также Вселенная обладает одушевленностью.

    С первоначальным накоплением капитала, явившимся исходным пунктом капиталистического производства, появляются учения утопического социализма (Т.Мор, Т.Кампанелла), раскрывающие природу социального равенства, свободы, справедливости.

    Проблема Сущности человека и общества­ – одно из основных в философии эпохи Возрождения. Согласно Пико делла Мирандола, человек занимает особое,высшее место в мире. Он отличается от остальной природы тем, что способен стремится к божественному совершенству. Причем это стремление не дано ему заранее, он сам его формирует.

    Благодаря способности к деятельности и познанию человек, по Бруно, может возвысить свою природу и стать «Богом Земли».

    Человек, в том числе и правитель, должен полагаться в жизни не на божественное провидение, спасение, а на собственные силы и формировать судьбу сам.

    Проблема индивидуальности, свободы, творчества являются важнейшими в социально-философских воззрениях эпохи Возрождения. Гуманисты Ренессанса исходили природного равенства людей и свободного развития их естественной природы. При этом социальное неравенство, основанное на частной собственности, они считали естественным, а реальное неравенство равных от природы людей они объясняли существованием судьбы. Но судьба и счастье индивидов находятся в их руках. Посредством познания природы и воплощения в себе и своей деятельности её красоты, гармонии индивид творит себя и судьбу.

    Личный интерес итальянские гуманисты ставили выше общественного. Они считали, что построить справедливое общество можно лишь опираясь на свободное развитие естественной природы индивидов, естественных потребностей и интересов.

    Второй крупный всплеск общечеловеческих идей связан с утопическими учениями. С их точки зрения равенство не сводится к равенству перед богом или законом, а предполагает определенную материальную основу. Материальной основой, создающей действительную свободу и равенство, является общий труд. Истинное назначение человека состоит в труде на благо всех и себя.. поэтому справедливым общество станет лишь тогда, когда все будут участвовать в общественном производстве. Утописты исходили из главенства общественного интереса над частным.

    Социально-философские взгляды эпохи Возрождения в известной мере восстанавливают прерванную средневековьем преемственность культуры и философии и подготавливают почву для возникновения культуры и философии Нового Времени.

    Философские взгляды Н. Коперника.


    Крупнейшим достижением науки этой эпохи явилась гелиоцентрическая система Н.Коперника, подрывавшая религиозное представление о человеке как центре сотворенного богом мира и составившая целую революцию в естествознании получившую название коперниканской.
    Новый социально-экономический уклад и гуманистическая культура обусловили усиление материалистической тенденции, выразившейся прежде всего в появлении
    пантеистических учений, Пантеизм отождествлял природу и бога и был переходом от религиозной философии к материализму.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   69


    написать администратору сайта