Содержание 1 образование государства хазарского 5
Скачать 157.34 Kb.
|
2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ Рассматривая, согласно исследуемойᡃ темы вопросы государственногоᡃ устройства Хазарии, нельзяᡃ не остановиться на экономике этогоᡃ государства, его культурных и духовныхᡃ ценностях, без этой информацииᡃ, на мой взгляд, картинаᡃ будет не полной. Первойᡃ формой оседлого поселенияᡃ хазар были неукрепленныеᡃ стоянки-зимовища. В степнойᡃ зоне большая частьᡃ зимовищ в VI-VII вв. эволюционировала в небольшиеᡃ крепости: круглые или овальныеᡃ в плане, они были окруженыᡃ стенами из саманного кирпичаᡃ; в каждой такой крепостиᡃ обитал отдельный аристократическийᡃ род. В плодородных долинахᡃ горных рек, на берегахᡃ Каспийского моря и озерᡃ, на пересечении караванных путейᡃ возникали торгово-ремесленныеᡃ поселения – как укрепленные, так иᡃ неукрепленные. Некоторые из нихᡃ разрослись в города – Семендерᡃ, Азаркала на р. Ярыксуᡃ (приток Акташа) и др.; ихᡃ население отличалось полиэтничностьюᡃ (хазары, болгары, аланыᡃ). Вдоль р. Сулак образовалсяᡃ целый комплекс городовᡃ – Беленджерское «многоградье». Площадьᡃ городов достигала несколькихᡃ тысяч кв. м. Их защищалиᡃ глубокие рвы и мощныеᡃ стены (до 10 м в толщину), которыеᡃ выкладывались из камня или саманногоᡃ кирпича с камышевойᡃ прослойкой и были оснащеныᡃ полукруглыми башнями. Жилищамиᡃ служили юрты и небольшиеᡃ деревянные или саманные домаᡃ на каменном фундаменте; рядомᡃ с ними вырывали огромные ямыᡃ для хранения продуктов. К городуᡃ иногда примыкало неукрепленноеᡃ поселение; вокруг негоᡃ располагались земледельческие участкиᡃ и кладбища. Использовались триᡃ формы захоронения – простыеᡃ ямные, катакомбные бескурганныеᡃ и катакомбные курганные; погребальныеᡃ камеры имели видᡃ кибиток с побеленными стенамиᡃ, вход в них закрывалиᡃ каменной плитой или замуровывалиᡃ саманным кирпичемᡃ. Для VIII-IX вв. характерно обрастаниеᡃ аристократических замков торгово-ремесленнымиᡃ поселениями; именно такимᡃ путем образовалось большинствоᡃ городов того времениᡃ. Города того времениᡃ отличались многолюдьем и большимиᡃ размерами: так, Итильᡃ тянулся на 6 км вдольᡃ правого берега Волгиᡃ, и в нем проживало околоᡃ 10 тыс. человек Городаᡃ застраивались без всякогоᡃ плана и представляли собойᡃ хаотичную череду общественныхᡃ зданий (бани, торговыеᡃ и культовые постройки) и частныхᡃ жилищ, расположенных на значительномᡃ расстоянии друг от другаᡃ и окруженных садами. Населениеᡃ Каганата делилось на «белыхᡃ» (свободные) и «черных» (податныеᡃ) хазар. Верхушку «белыхᡃ» образовывала родовая аристократияᡃ (владельцы крупных стадᡃ). Внутри нее существовалаᡃ сложная иерархия, посколькуᡃ хазары не уничтожали знатьᡃ покоренных племен, а включалиᡃ ее через систему вассальныхᡃ отношений в состав правящейᡃ элиты. Доминирующее значениеᡃ имело кочевое отгонноеᡃ скотоводство: зимой стадаᡃ паслись в степи, а веснойᡃ отгонялись до осени на нагорныеᡃ луга. В зимний периодᡃ хазары жили на стоянкахᡃ (зимовищах), а летом кочевалиᡃ вместе со стадами. Пастбищаᡃ были разделены междуᡃ знатными родами и находилисьᡃ в их наследственном владенииᡃ. Самым крупным являлосьᡃ личное кочевье каганаᡃ, занимавшее в VIII-IX вв. огромную территориюᡃ (90 тыс. кв. км.) между Волгой, Дономᡃ, Манычем и Каспийским моремᡃ. Зимовищем кагана в тотᡃ период был Итильᡃ (столица); он же служил зимовищемᡃ всех его приближенныхᡃ, кочевья которых соседствовалиᡃ с кочевьем их повелителя. Ещеᡃ в ранний период (VI-VII вв.) некотораяᡃ часть населения, исключеннаяᡃ из сферы скотоводства (беднякиᡃ, старики), в поисках средствᡃ существования обратилась к земледелиюᡃ, возникли садоводство и виноградорствоᡃ. Появились зачатки ремесла, хазары начали вступатьᡃ в торговые отношения с соседямиᡃ. Традиционные пути перегонаᡃ скота стали использоватьсяᡃ чужеземными купцами, преждеᡃ всего из Закавказья. Существенноеᡃ возрастание роли земледелияᡃ, ремесла и торговли произошлоᡃ в период, когда центрᡃ Каганата переместился в волго-донскоеᡃ междуречье (VIII-IX вв.). Развивались гончарноеᡃ, кузнечное и ювелирное ремеслаᡃ, которые ориентировались на местныйᡃ рынок. На экспорт шли кожаᡃ, рыба и, особенно, высокоᡃ ценившийся во многих странахᡃ рыбий клей. Торговляᡃ носила меновый характерᡃ, деньги не использовались. Из предметовᡃ импорта наибольшую популярностьᡃ у хазар имели стеклянныеᡃ бусы и арабские серебряныеᡃ монеты, из которых делалисьᡃ украшения. Каганат превратилсяᡃ в торгового посредника междуᡃ Византией и странами Востокаᡃ, с одной стороны, и славянскимиᡃ и финно-угорскими народамиᡃ, с другой. Хазарская казнаᡃ получала значительный доходᡃ от торговых пошлин. Главнымиᡃ пунктами транзитной торговлиᡃ были Итиль, Саркелᡃ (на Нижнем Дону) и возродившихсяᡃ во второй половине VIII в. античныеᡃ порты на черноморском и азовскомᡃ побережье – Фанагория, Керчьᡃ, Гермонасса (хазар. Самкерцᡃ). В последний период существованияᡃ Каганата (конец IX – перваяᡃ половина X в.) ремесленное производствоᡃ пришло в упадок; Хазарияᡃ превратилась в паразитическое государствоᡃ, существовавшее за счет транзитнойᡃ торговли. Хазары входилиᡃ в контакт со славянскими племенамиᡃ: поляне, северяне, вятичиᡃ и радимичи в разные временаᡃ видели у себя хазарᡃ и платили им даньᡃ. Они вели долгиеᡃ войны с арабским халифатомᡃ, и сыграли важную рольᡃ в истории восточноевропейских народовᡃ, заслонив их от арабов и выдержавᡃ атаки неодолимых преждеᡃ арабских армий. Хазарияᡃ помогла и Византии, потомуᡃ что оттягивала на себя арабскиеᡃ силы, которые в противномᡃ случае угрожали бы Византийскойᡃ империи. К VIII веку Хазарскоеᡃ государство стало самойᡃ могущественной политической и военнойᡃ силой Восточной Европыᡃ, и за защитительной этой оградойᡃ могла впоследствии возникнутьᡃ и развиваться Киевская Русьᡃ. Хазары были поначалуᡃ язычниками, одним из многихᡃ языческих народов Восточнойᡃ Европы, приносили жертвыᡃ огню и воде, поклонялисьᡃ луне, деревьям, наиболееᡃ почитаемому божеству Тенгри-хануᡃ. В первой половине VIII векаᡃ н.э. часть хазар Северногоᡃ Предкавказья во главе со своимᡃ правителем по имени Буланᡃ (Савриил) приняли иудаизмᡃ. В тех местах тогда жилиᡃ евреи, изгнанные из Сасанидскогоᡃ Ирана, и от них-то, скорееᡃ всего, и пришла к хазарамᡃ еврейская религия. Религияᡃ хазар до принятия иудаизмаᡃ носила политеистический характерᡃ. Объектом почитания являлисьᡃ явления природы и небесныеᡃ тела. Во главе пантеонаᡃ стоял Тенгри-хан – богᡃ неба и света, владыкаᡃ вселенной, и, одновременно, геройᡃ, обладающий огромной силойᡃ и гигантскими размерами. В жертвуᡃ ему у священных дубов приносилиᡃ коней: их кровью поливали корниᡃ, а шкуру вешали на ветвиᡃ. Культ включал большойᡃ элемент шаманизма: участникиᡃ религиозных обрядов приводилиᡃ себя в состояние экстазаᡃ, исполняя дикие пляскиᡃ и устраивая в обнаженном видеᡃ состязания на мечахᡃ. В конце VIII – началеᡃ IX века н.э. хазарский каганᡃ Овадия сделал иудаизмᡃ государственной религией. Этоᡃ не могло произойти случайноᡃ, на пустом местеᡃ: наверняка уже тогдаᡃ в Хазарии было достаточноеᡃ количество евреев, говоряᡃ сегодняшним языком – некаяᡃ «критическая масса», приближенныхᡃ ко двору правителя, которыеᡃ и повлияли на принятие такогоᡃ решения. Еще при Буланеᡃ, который первым принялᡃ иудаизм, многие евреиᡃ переселились в Восточное Предкавказьеᡃ, спасаясь от преследования мусульманᡃ. При Овадии, как отмечалᡃ арабский историк Масудиᡃ, «много евреев переселилосьᡃ к хазарам из всех городовᡃ мусульманских и из Рума (Византииᡃ), потому что царь Румаᡃ преследовал евреев в своейᡃ империи, чтобы совратитьᡃ их в христианство». Евреи заселилиᡃ целые кварталы хазарскихᡃ городов, особенно в Крымуᡃ. Многие из них оселиᡃ и в столице Хазарии – Итилеᡃ. Каган Йосеф писалᡃ про те времена: Овадия «поправилᡃ царство и укрепил веруᡃ согласно закону и правилуᡃ. Он выстроил дома собранияᡃ и дома учения и собралᡃ множество мудрецов израильскихᡃ, дал им много серебраᡃ и золота, и они объяснили емуᡃ двадцать четыре книгиᡃ Священного Писания, Мишнуᡃ, Талмуд и весь порядокᡃ молитв». Эта реформаᡃ Овадии, очевидно, не прошлаᡃ спокойно. Хазарская аристократияᡃ в дальних провинциях воссталаᡃ против центральной властиᡃ. На ее стороне были христианеᡃ и мусульмане; восставшие призвалиᡃ на помощь мадьяр из-за Волгиᡃ, а Овадия нанял кочевников-гузовᡃ. Иудаизм продолжал оставатьсяᡃ государственной религией, и евреиᡃ жили в спокойствии на территорииᡃ Хазарского каганата. Все историкиᡃ тех времен отмечали веротерпимостьᡃ хазарских правителей-иудеевᡃ. Под их властью мирноᡃ жили евреи, христианеᡃ, мусульмане и язычники. Былиᡃ попытки сделать христианствоᡃ государственной религией Хазарииᡃ. С этой целью отправилсяᡃ туда в 860 году н.э. знаменитыйᡃ Кирилл – создатель славянскойᡃ письменности. Он принял участиеᡃ в диспуте с мусульманином и иудеемᡃ, и, хотя в его «Житии» и написаноᡃ, что он победил в споре, но каганᡃ все-таки не переменил религиюᡃ, и Кирилл вернулся ни с чемᡃ. Узнав о том, что мусульманеᡃ в своих землях разрушилиᡃ синагогу, хазарский каганᡃ даже приказал разрушитьᡃ минарет главной мечетиᡃ в Итиле и казнить муэдзиновᡃ. При этом он сказал: «Еслиᡃ бы я, право же, не боялсяᡃ, что в странах исламаᡃ не останется ни одной неразрушеннойᡃ синагоги, я обязательно разрушилᡃ бы и мечеть». После принятияᡃ иудаизма у Хазарии сложилисьᡃ самые неприязненные отношенияᡃ с Византией. Сначала Византияᡃ натравила на хазар алановᡃ, затем печенегов, потомᡃ киевского князя Святославаᡃ, который и победил хазарᡃ. Продолжая тему государственногоᡃ устройства, считаю уместнымᡃ сказать и об армии Каганатаᡃ, т.к. народ считался воинствующимᡃ, о чём ясно свидетельствуют русскиеᡃ летописи REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT . В эпоху арабо-хазарскихᡃ войн основной силойᡃ хазарского могущества былоᡃ ополчение. По требованию хазарᡃ зависимые народы выставлялиᡃ военные контингенты. Численностьᡃ войска могла доходитьᡃ до 100-300 тыс. человек REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT . Основуᡃ армии составляла конницаᡃ. Военная тактика былаᡃ типичной для кочевниковᡃ: часть войска скрываласьᡃ в засаде и вступала в бойᡃ в удобный момент. Хазарыᡃ умели брать городаᡃ, применяя осадные машиныᡃ. Войско каганата оказаласьᡃ способным к противостоянию с регулярнойᡃ арабской армией, под командованиемᡃ лучших полководцев Халифатаᡃ. В IX-X веках ситуация измениласьᡃ. Правительство, отказавшись от крупныхᡃ завоевательных походов, сталоᡃ опираться на иноэтничные, не связанныеᡃ местными родоплеменными интересамиᡃ силы. Ядром хазарскогоᡃ войска стала тяжёлаяᡃ конная гвардия, состоящаяᡃ из ларисиев — мусульманского племениᡃ хорезмийского происхождения, котороеᡃ поселилось в Итиле и неслоᡃ беку службу на особыхᡃ условиях. Гвардия имелаᡃ собственного везира и оговорилаᡃ право не воевать с единоверцамиᡃ (большинство противников хазарᡃ в этот период былиᡃ язычниками). Воины получалиᡃ жалование. Численность гвардииᡃ достигала по разным даннымᡃ от 7 до 12 тыс. человек REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT . В Саркеле нёсᡃ службу ежегодно сменяемыйᡃ гарнизон из 300 воинов. По существуᡃ хазарская армия сталаᡃ профессиональной, и это позволило каганатуᡃ продержаться 150 лет в борьбеᡃ с многократно превосходящими по численностиᡃ противниками. Гвардия являласьᡃ очень влиятельной, но не единственнойᡃ военной силой в странеᡃ. В распоряжении хазарских царейᡃ были наёмные контингентыᡃ славян и русов (такжеᡃ стоявшие в столице). Собственноᡃ хазарские силы состоялиᡃ из всадников, которых знатныеᡃ вельможи были обязаныᡃ поставлять сообразно своемуᡃ положению. Зависимые народыᡃ (буртасы, булгары) продолжалиᡃ выставлять ополчение. Хазарыᡃ не имели флота, хотяᡃ умели изготовлять небольшиеᡃ лодки, которыми пользовалисьᡃ для сообщения по Волгеᡃ. Военные действия велисьᡃ лично каганом и его ближайшимиᡃ родственниками, либо полководцамиᡃ из числа хазарской знатиᡃ. После отстранения кагановᡃ функция командования войскомᡃ перешла к беку REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT . Такимᡃ образом, завершая главуᡃ, подведем итог. Первоначальноᡃ хазары представляли собойᡃ одно из многочисленных кочевых племенᡃ, перемещавшихся из Азии в ходеᡃ Великого переселения народовᡃ. Они говорили на одномᡃ из ранних тюркских языковᡃ и, как можно судить по косвеннымᡃ данным, по-видимому, принадлежалиᡃ к племенам огузской группыᡃ. Первое достоверное упоминаниеᡃ о хазарах появляется в спискеᡃ племён в 555 году. В качествеᡃ их европейской родины в источникахᡃ фигурирует область Берсилияᡃ, локализуемая в равнинной частиᡃ современного Дагестана. В первойᡃ половине VI в. хазары находилисьᡃ под влиянием объединения савировᡃ, в составе их войск совершалиᡃ успешные набеги на Закавказьеᡃ. В 562 году савиры былиᡃ разгромлены и вместе с частьюᡃ хазар переселены в Закавказьеᡃ. Осколок савирского союзаᡃ продолжал существовать в Дагестанеᡃ, где позже был известенᡃ под именем «гунновᡃ». Возвышение хазар связаноᡃ с историей Тюркского каганатаᡃ, с владыками которого хазарскиеᡃ правители, вероятно, состоялиᡃ в родственных отношениях. Алтайскиеᡃ тюрки, возглавляемые каганамиᡃ из рода Ашина, создалиᡃ в 552 году огромную империюᡃ, которая вскоре разделиласьᡃ на восточную и западную частиᡃ. Во 2-й половине VI в. орбита Западно-тюркскогоᡃ каганата достигла каспийско-причерноморскихᡃ степей, и все местные объединенияᡃ признали его главенство. 3 ПАДЕНИЕ ХАЗАРСКОГО КАГАНАТА После того, какᡃ мы рассмотрели особенности общественно- политическогоᡃ и хозяйственно-культурного строяᡃ Каганата, вполне естественноᡃ возникновение и следующего вопросаᡃ, а что же стало с известнойᡃ державой? Следует сказатьᡃ, конец IX в. считается закатомᡃ «хазарского мира». Это связаноᡃ с ослаблением Хазарии, утратившейᡃ способность к крупным экспансивнымᡃ войнам. С этого моментаᡃ политика Хазарии переориентироваласьᡃ с завоевательных походов на развитиеᡃ международной транзитной торговлиᡃ. Однако внешнеполитическая ситуацияᡃ для каганата складывалась неблагоприятноᡃ. В IX в началась новая волнаᡃ Великого переселения народовᡃ, и новые азиатские кочевникиᡃ стали переходить Волгуᡃ. Первыми вытолкнутым племенемᡃ оказались венгры. В 830-е гг. ониᡃ заняли Северное Причерноморьеᡃ. Неизвестно, в какой мереᡃ добровольной или вынужденнойᡃ была в этом процессеᡃ позиция хазар, однакоᡃ венгры признавали их сюзеренитетᡃ. Венгерский вождь Леведияᡃ был утверждён хазарскимᡃ каганом и женился на знатнойᡃ хазарке. После этогоᡃ венгры принимали участиеᡃ в хазарских войнах. В 889 годуᡃ венгры (включая триᡃ этнически хазарских родаᡃ каваров) вынуждены былиᡃ уйти в Паннонию под ударамиᡃ печенегов, которых в своюᡃ очередь теснили огузыᡃ, а тех – половцы. В результатеᡃ хазары впервые потерялиᡃ контроль над причерноморскимиᡃ степями. Известно, что хазарскиеᡃ цари периодически совершалиᡃ походы на печенегов и огузовᡃ REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT . Новый противник появилсяᡃ у хазар с формированием Древнерусскогоᡃ государства. Недостаточно понятнымᡃ является вопрос о так называемомᡃ Русском каганате, которыйᡃ впервые упомянут в источникахᡃ под 839 годом. Титулᡃ кагана позднее носилиᡃ киевские князья, а его хождениеᡃ в IX веке обычно расцениваетсяᡃ как претензия на равенство с хазарамиᡃ. Как бы то ни былоᡃ, проникшие в Восточную Европуᡃ варяжские дружины началиᡃ успешно оспаривать гегемониюᡃ хазар над славянскими племенамиᡃ. От хазар освободились полянеᡃ (864 г.), северяне (884 г.) и радимичиᡃ (885 г.) REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT . Отвечая на возникшие вызовыᡃ, хазары с помощью Византииᡃ соорудили серию крепостейᡃ на северо-восточных рубежахᡃ. В 834 году каган и бекᡃ обратились к императору Феофилуᡃ с просьбой помочь в строительствеᡃ крепости Саркел. Крепостьᡃ расположилась на левом берегуᡃ Дона и стала главнымᡃ оплотом хазар в регионеᡃ. Кроме Саркела, как свидетельствуютᡃ археологические данные, былаᡃ создана сеть аналогичныхᡃ укреплений по притокам Донаᡃ. В конце IX в. – первой половиныᡃ X в. Хазарский каганат ослабелᡃ, но ещё продолжал оставатьсяᡃ влиятельным государством благодаряᡃ обученной армии и искуснойᡃ дипломатии. Правители проводилиᡃ политику лавирования междуᡃ тремя крупными силамиᡃ: Византией (утратившей интересᡃ в союзных отношениях), кочевникамиᡃ и Русью. В конце IX векаᡃ в правление царя Вениаминаᡃ против Хазарии выступилаᡃ организованная Византией коалицияᡃ, состоящая из печенегов, чёрныхᡃ булгар и нескольких другихᡃ кочевых племен. Хазарыᡃ разбили её при поддержкеᡃ алан REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT . Агрессия русскихᡃ дружин до определённого времениᡃ успешно перенаправлялась хазарамиᡃ в Закавказье. В 912-913 гг. за долю добычиᡃ хазары пропустили флотᡃ русов в Каспийское мореᡃ, а когда поредевшее войскоᡃ вернулось, напали на негоᡃ и перебили. В 30-е гг. один из русскихᡃ вождей Хельгу (возможноᡃ, князь Олег или Игорьᡃ) по подстрекательству Византии напалᡃ на хазарскую заставу Самкерцᡃ на Таманском полуострове. Хазарскоеᡃ войско под командованием полководцаᡃ Песаха разбило русовᡃ и разграбило византийские владенияᡃ в Крыму. После этогоᡃ поражения русы повернулиᡃ оружие на Византию (941 г.). А затемᡃ снова совершили рейдᡃ в Закавказье (944 г.) REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT . Неблагоприятная ситуацияᡃ складывалась для Хазарииᡃ и на южной границе, где на местеᡃ Халифата возникли независимыеᡃ исламские эмираты. К началуᡃ X века весь Южныйᡃ Прикаспий оказался объединёнᡃ в составе государства Саманидовᡃ. Новая держава сталаᡃ активным проводником исламаᡃ. Под её влиянием религияᡃ Мухаммеда начала распространятсяᡃ среди гузов и карлуковᡃ в Средней Азии, а затемᡃ и в Волжской Булгарии. Хазарияᡃ оказалась в исламском окруженииᡃ, что было вдвойне опаснымᡃ в связи с наличием сильнойᡃ исламской партии приᡃ дворе беков. В 900-901, 909, 916 годахᡃ хазары в союзе с местнымиᡃ дагестанскими объединениями совершилиᡃ несколько походов на Дербентᡃ. Отношения с мусульманским миромᡃ формально оставались мирнымиᡃ до похода князя Святославаᡃ. И лишь тогда послеᡃ ослабления вассал Саманидовᡃ Хорезм на некоторое времяᡃ подчинил себе Хазариюᡃ. По всей вероятности это произошлоᡃ в промежутке между 970-985 гг.. REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT Освободитьсяᡃ от хазарского господства стремиласьᡃ и динамично развивающаяся Волжскаяᡃ Булгария. Её правители перешлиᡃ в ислам, рассчитывая на помощьᡃ единоверцев. В 922 году эту странуᡃ посетил посол багдадскогоᡃ халифа Ибн Фадланᡃ REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT . Накануне своей гибелиᡃ Хазарскому каганату удалосьᡃ завязать отношения с Кордовскимᡃ халифатом. Министр последнегоᡃ Хасдай ибн Шапрутᡃ и хазарский царь Иосифᡃ обменялись письмами. Из сохранившегосяᡃ письма Иосифа (ок. 961 г.) видноᡃ, что он не считал положениеᡃ своей страны катастрофическимᡃ и по-прежнему рассматривал себяᡃ в качестве правителя обширнойᡃ территории от Хорезма до Донаᡃ. Решающую роль в гибелиᡃ Хазарии сыграло Древнерусскоеᡃ государство. В 964 году князьᡃ Святослав освободил последнееᡃ зависимое от хазар славянскоеᡃ племя вятичей и в следующемᡃ 965 году разбил хазарскоеᡃ войско с каганом во главеᡃ и захватил Саркел. Затемᡃ, в 965 году или, поᡃ другим данным, в 968-969 годуᡃ русы, действуя в союзеᡃ с огузами, разгромили Итильᡃ и Семендер. Этот моментᡃ считается концом независимогоᡃ хазарского государства. Некотороеᡃ время русы, по-видимомуᡃ, господствовали в низовьях Волгиᡃ. Царский двор в это времяᡃ укрывался где-то на островахᡃ Каспийского моря. Послеᡃ ухода русов, в 970-е гг. хазарскийᡃ правитель получил помощьᡃ от Хорезма (по др. даннымᡃ Ширвана) и вернулся в Итильᡃ. В обмен за поддержку большаяᡃ часть хазар перешлаᡃ в ислам, позднее (послеᡃ очередной помощи) это сделалᡃ и сам царь. В 985 г. князьᡃ Владимир совершил новыйᡃ поход на Хазарию и наложилᡃ на неё дань. Подᡃ 986 г. в русской летописи сообщаетсяᡃ о посольстве хазарских иудеевᡃ к Владимиру с предложением принятьᡃ свою веру. Дальнейшаяᡃ история Хазарии прослеживаетсяᡃ неотчетливо и развивается изолированноᡃ в центре и бывших провинцияхᡃ. Хазары Поволжья былиᡃ окончательно сметены, по-видимомуᡃ, в средине XI века в ходе нашествияᡃ очередной кочевой волныᡃ – половцев. На месте Итиляᡃ в низовьях Волги в XI-XII вв. существовалᡃ город Саксин, населённыйᡃ огузами. В Дагестане о сколько-нибудьᡃ значимой роли хазарᡃ источники не упоминают. В 1064 годуᡃ несколько сотен хазарскихᡃ семей были по инициативеᡃ местных правителей переселеныᡃ в Закавказье. Хазары Подоньяᡃ (Саркела) и Причерноморья попалиᡃ под власть русскогоᡃ Тмутараканского княжества. Хазарскиеᡃ отряды входили в войскоᡃ Мстислава Владимировича во времяᡃ его битвы с братом Ярославомᡃ в 1024 году. Последний разᡃ в русской летописи хазарыᡃ упомянуты под 1079 годомᡃ в связи с действиями князяᡃ Олега Святославича, которогоᡃ они пленили и выдали Византииᡃ. Известны отдельные свидетельстваᡃ о миграции хазар-иудеев в страныᡃ Центральной Европы, где они влилисьᡃ в состав евреев ашкеназиᡃ. Однако существующая в популярнойᡃ литературе версия об их значительномᡃ вкладе в европейское еврействоᡃ фактами не подтверждается. Сложившиесяᡃ мнения, что исторических фактовᡃ для Восточной Европы VII-Х вв. гораздоᡃ меньше, многие из нихᡃ по тем или иным причинамᡃ представляются сомнительными. Числоᡃ их возрастает на протяжении Х в. и приблизительноᡃ ко времени крушения Хазарииᡃ как государства становится достаточнымᡃ для воссоздания общей картиныᡃ развития политической и культурнойᡃ истории этой частиᡃ Европы. Хазария в Восточнойᡃ Европе имела делоᡃ с кочевниками степной полосыᡃ, народами Поволжья и восточнымиᡃ славянами. Отношения с нимиᡃ и роль хазар в их историческихᡃ судьбах были неодинаковыᡃ. Поволжье было райономᡃ, важным для Хазарииᡃ в экономическом и военно-стратегическомᡃ плане. Разгром русамиᡃ Атиля не привел к закреплениюᡃ русов на Нижней Волгеᡃ, и, очевидно, после их уходаᡃ именно Волжская Булгарияᡃ постепенно распространила свойᡃ контроль на весь Волжскийᡃ путь. В период становленияᡃ Хазарской державы в VII в. на обширнойᡃ территории к востоку от Днепраᡃ и до Дона имели местоᡃ важные, хотя и плохоᡃ уловимые изменения Что касаетсяᡃ славян, то, очевидно, следуетᡃ в принципе согласиться с темиᡃ исследователями, которые утверждалиᡃ, что образование Хазарского государстваᡃ создало благоприятные условияᡃ для их расселения на восток. Не исключеноᡃ, что славяне в VII-VIII вв. стали естественнымиᡃ союзниками хазар в этомᡃ районе. Между тем именноᡃ со второй половины VIII в. начинаетᡃ развиваться торговля мусульманскихᡃ стран с Восточной Европойᡃ, а через нее и с Западной. Развитиеᡃ экономических связей самоᡃ по себе вело к смягчениюᡃ политических противоречий и сокращениюᡃ числа военных конфликтовᡃ Торговля Востока с Западомᡃ в этих условиях должнаᡃ была идти инымиᡃ путями. Кроме тогоᡃ, и Средиземное море находилосьᡃ под контролем враждебной арабамᡃ Византии, известные успехиᡃ мусульман на море в первойᡃ половине VIII в. на время прекратилисьᡃ и возобновились уже в IX столетииᡃ Наконец, в первой половинеᡃ VIII в. Византия и хазары былиᡃ союзниками, во второй же половинеᡃ их отношения испортились. Всеᡃ это толкало мусульманских купцовᡃ на торговлю через хазарскиеᡃ владения, а хазарские властиᡃ – на поиски путей для усиленияᡃ своего контроля над торговымиᡃ артериями Восточной Европыᡃ. В ту пору такими артериямиᡃ были реки и самиᡃ купцы превращались в техᡃ условиях в мореходов. Хазарыᡃ не были заинтересованы в допускеᡃ мусульманских купцов на просторыᡃ Восточной Европы, но самиᡃ хазары мореходами не былиᡃ. Единственное, что они моглиᡃ осуществить и что сделали, продвинутьᡃ свое господство (и влияниеᡃ) как можно дальше в глубьᡃ восточноевропейских территорий лесостепнойᡃ и лесной полос, богатыхᡃ той самой пушнинойᡃ, которая пользовалась все большимᡃ спросом в мусульманских странахᡃ. И успехи здесь былиᡃ достигнуты: в состав Хазарииᡃ были включены землиᡃ буртасов, волжских булгарᡃ, а затем хазарскими данникамиᡃ стали окраинные славянскиеᡃ племена: поляне, вятичиᡃ, северяне, радимичи. Темᡃ самым торговля по Волгеᡃ почти до ее верховьев и ужᡃ, во всяком случае, до устьевᡃ ее главных притоков – Камыᡃ и Оки контролировалась хазарамиᡃ. Особенно важна былаᡃ земля радимичей, черезᡃ которую можно былоᡃ выйти на Днепр, отрезавᡃ северных славян от южныхᡃ. Согласно источникам, печенегиᡃ в IX в. были врагами хазарᡃ, венгров и союзников Хазарииᡃ – узов (огузов), нападавшихᡃ на печенегов с востока. Константинᡃ Багрянородный связывает и перекочевкуᡃ венгров в Леведию с поражениемᡃ их в войне с печенегами. Уходᡃ венгров за Карпаты и занятиеᡃ печенегами степей междуᡃ Доном и Дунаем означалиᡃ второй после пораженияᡃ в войне с Мерваном ударᡃ по Хазарскому государству. В ходеᡃ событий IX в. возникла и новаяᡃ доминирующая в Восточной Европеᡃ сила – Древнерусское государство REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT ᡃ. Таким образом, завершаяᡃᡃ главу, сделаем выводᡃᡃ: после падения каганатаᡃᡃ Южно-русские степиᡃ попали в безраздельное господствоᡃ кочевников. В Поволжье доминирующаяᡃ роль перешла к Волжскойᡃ Булгарии, а на Северномᡃ Кавказе – к Аланииᡃ. Вновь под однойᡃ властью эти территорииᡃ оказалась объединены в составеᡃ Золотой Орды. Именноᡃ основываясь на данных имеющихсяᡃ серии исторических источниковᡃ, коротко и ясно свидетельствующихᡃ о том, что как зарождениеᡃ, не побоюсь сказать Великогоᡃ Хазарского Каганата, такᡃ и его падение, сыгралоᡃ значительную рольᡃ в истории Восточной Европыᡃ, о чем мы попыталисьᡃ разобраться в даннойᡃ работе. Хочется подчеркнутьᡃ, что некоторые ограниченияᡃ, не позволили развитьᡃ эту тему до концаᡃ, т.к. исторических фактовᡃ для Восточной Европыᡃ VII-Х вв. гораздо меньшеᡃ, многие из них по темᡃ или иным причинам представляютсяᡃ сомнительными, но на протяженииᡃ Х в. и приблизительно ко времениᡃ крушения Хазарииᡃ как государства, их становитсяᡃ достаточно для воссозданияᡃ общей картины развитияᡃ политической и культурнойᡃ истории этой частиᡃ Европы. По-разномуᡃ объясняют сегодня историкиᡃ причины падения Хазарскогоᡃ каганата. Одниᡃ считают, что это государствоᡃ ослабело в результатеᡃ постоянных войнᡃ с окружающими его врагамиᡃ. Другие уверяютᡃ, что принятие хазарамиᡃ иудаизма – миролюбивойᡃ религии – способствовалоᡃ снижению боевогоᡃ духа кочевых воинственныхᡃ племен. Есть сегодняᡃ и такие историкиᡃ, которые объясняютᡃ это тем, что евреиᡃ со своей религиейᡃ превратили хазарᡃ из «нации воиновᡃ» в «нацию торгашейᡃ». Русская летописьᡃ сообщает, что киевскийᡃ князь Святослав взялᡃ столицу хазар Итильᡃ, взял Семендер на Каспийскомᡃ море, взял хазарскийᡃ город Саркел на Донуᡃ – он же впоследствии Белаяᡃ Вежа – и вернулсяᡃ в Киев. После этогоᡃ еще несколько летᡃ подряд племена гузовᡃ беспрепятственно грабилиᡃ беззащитную землюᡃ. Хазары вернулисьᡃ вскоре в свою разрушеннуюᡃ столицу Итильᡃ, восстановили ее, но, какᡃ отмечают арабские историкиᡃ, там уже жилиᡃ не иудеи, но мусульманеᡃ. В конце десятого векаᡃ сын Святослава Владимирᡃ снова пошел на хазарᡃ, овладел страной и наложилᡃ на них дань. И сноваᡃ города Хазарии былиᡃ уничтожены, столица превращенаᡃ в развалины; уцелели лишьᡃ хазарские владения в Крымуᡃ и на берегах Азовского моряᡃ. В 1016 годуᡃ н.э. греки и славяне разрушилиᡃ в Крыму последние хазарскиеᡃ укрепления и взялиᡃ в плен их кагана Георгияᡃ Цулу, который былᡃ уже христианиномᡃ. Некоторые исследователиᡃ теперь считают, что Хазарскийᡃ каганат не распался окончательноᡃ в конце десятого векаᡃ, но продолжал существоватьᡃ как самостоятельное, небольшоеᡃ государство вплотьᡃ до нашествия монголовᡃ. Во всяком случаеᡃ, в одиннадцатом веке о хазарахᡃ еще упоминается в русскойᡃ летописи, как об участникахᡃ заговора против князяᡃ Олега Тмутараканского, но этоᡃ последнее упоминание о нихᡃ в европейских источникахᡃ. И лишь в описанияхᡃ еврейских путешественников последующихᡃ веков Крымский полуостровᡃ долго еще называли Хазариейᡃ. |