Главная страница

русский язык пунктуация реферат. Содержание содержание 1 I. Пунктуация. 2 Принципы русской пунктуации 2 ii. Знаки препинания в конце предложения 4


Скачать 402.5 Kb.
НазваниеСодержание содержание 1 I. Пунктуация. 2 Принципы русской пунктуации 2 ii. Знаки препинания в конце предложения 4
Анкоррусский язык пунктуация реферат
Дата19.06.2022
Размер402.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаpunkt.doc
ТипДокументы
#604385
страница15 из 16
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16

VI. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ЦИТАТАХ



1. Цитата может быть оформлена как прямая речь. В случае она сопровождается словами автора и ставятся соответствующие знаки препинания: 1. «Для меня жить – значит работать», - говорил И.К. Айвазовский. 2. Л.Н. Толстой написал: «Одно из самых удивительных заблуждений – заблуждение в том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать». 3. «Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим, - читаем мы у А.П. Чехова. – Без труда не может быть чистой и радостной жизни».
2. При цитировании стихотворного текста, расположенного обособленно от авторского, после слов автора ставится двоеточие, цитата пишется без кавычек так, как она оформлена в подлиннике.

I. Пока же в нашем сознании Николай Гумилев более всего остался таким, каким представил себя сам в стихотворении «Мои читатели»:

Я не скорблю их неврастенией,

Не уничтожаю душевной теплотой

Не надоедаю многозначительными намеками

На содержимое выеденного яйца,

Но когда вокруг свищут пули,

Когда волны ломают борта,

Я учу их, как не боятся,

Не боятся и делать что надо.

(Н. Скатов)
II. Мы привыкли в стихотворении «Юбилейное», где поэт исповедуется Пушкину в самых сокровенных мыслях и чувствах, всерьез задумывается о подведении итогов жизни, читать такую концовку:

Мне бы

памятник при жизни

полагается по чину.

Заложил бы

динамиту – ну-ка, дрызнь!

Ненавижу

всяческую мертвечину!

Обожаю

всяческую жизнь!

(Л. Андреев)
Если после стихотворной цитаты предложение продолжается, в конце стихотворной строки ставится тире либо ( по условиям контекста) запятая и тире:
В словах Матренушки встречаются и просторечия:

Мне счастье в девках выпало,

Так к делу приобвыкла я, - говорила она.

(М. Фогельсон)
3. Если стихотворная цитата включается в авторский текст как чужая речь и пишется в строку, она заключается в кавычки: В стихотворении «Домой!» В. Маяковского была не попавшая на страницы концовка: «Я хочу быть понят моей страной. А не буду понят, что ж. По родной стране пройду стороной, как проходит косой дождь».
4. Если цитата приводится не полностью, пропуски обозначаются многоточием. Многоточие ставится:

а) в конце цитаты, если предложение цитируется не до конца: «Ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования…» - говорил К.Д. Ушинский;

б) в начале цитаты, если предложение цитируется не с начала: «…Без известной умственной культуры не может быть и утонченных чувств» - писал А. Франс;

в) в середине цитаты, если в цитируемом тексте имеются пропуски: «Стремитесь иметь рядом с собой… взыскательного друга, и любите не того, кто вам льстит, но того, кто вас исправляет», - советовала Ж. Санд.
5. Если цитата включается в авторское предложение как его часть, она заключается в кавычки, но пишется со строчной буквы: 1. Нельзя забывать слова О. Бальзака о том, что «природа равно мстит как тем, которые пренебрегают ее законами, так и тем, которые, следуя им, нарушают меру». 2. Г. Лейбниц считал, что любить – «находится в счастье другого своего собственного счастье».
6. Эпиграф обычно пишется без кавычек, при этом указании на источник в скобки не заключается и помещается на следующей строке. Например к повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкин поместил такой эпиграф:

Береги честь смолоду.

Пословица.

VII. УПОТРЕБЛЕНИЕ КАВЫЧЕК




1. Кавычками выделяется прямая речь и цитаты (см. V, VI).
2. Кавычками выделятся названия, синтаксически независимые от определяемых слов, например:

а) названия литературных произведений, газет, журналов, картин, музыкальных произведений и т. д.: роман «Обломов», повесть «Капитанская дочка», газета «Известия», балет «Спартак», оперетта «Сильва», картина «Богатыри»;

б) названия организаций, фабрик, заводов, фабричных марок машин, производственных изделий и т. п.: издательство «Наука», автомобиль «Жигули», трактор «Беларусь» и т. д.;

в) названия парфюмерных изделий, кондитерских изделий и т. п.: духи «Аэро», торт «Птичье молоко», конфеты «Красная Шапочка» и т. д.
3. Кавычками выделяются слова:

а) из чужого текста, чужой речи : Павел Петрович, когда сердился, с намерением говорил «эфтим» и «эфто», хотя очень хорошо знал, что подобных слов грамматика не допускает (И. Тургенев);

б) сказанные иронически. В данном случае в слове может заключаться смысл, противоположный прямому лексическому значению этого слова: Он был таким «знатоком» грибов, что даже старый валуй считал боровиком;

в) употребленные в условном значении: Цель игры «Лиса и гуси» - окружить «лису» «гусями» так, чтобы она не смогла сделать ход (З. Веселая);

г) подчеркивающие назывной характер наименования, следующие за словами понятие, выражение, слова и т. д.: Он без нужды растягивал свою речь избегал слова «папаша» и даже раз заменил его словом «отец», произнесенным, правда, сквозь зубы… (И. Тургенев);

д) необычные, малоупотребительные. При этом автор сознательно желает обратить внимание читателя на данные слова: На конце этих четвертушек красовались старательно окруженные «выкрутасами» слова: «Пиотр Кирсаноф, генерал-майор» (И. Тургенев).

Подчеркивание необычности при помощи кавычек происходит и тогда, когда части речи употребляются в предложении в несвойственной им роли: Кругом, во влажной осоке, обрывисто и загадочно стонали жабы, квакали лягушки, из-под земли бойко неслось слабое и мелодичное «турррррррррр»… (В. Вересаев).
4. Употребление кавычек часто обусловлено контекстом, в котором проявляется степень отчужденности того или иного слова.
5. Если в предложении встречаются внутренние и внешние кавычки, они должны отличатся рисунком («елочки» (« ») и «лапочки» (“ ’’)): Паустовский пишет: “Что касается произношения, то, пожалуй, больше всего режет слух произношение с выпадением гласных – все эти «быват» вместо «бывает», «понимат» вместо «понимает»’’.
6. Основная функция кавычек – выделение. Однако в печатном тексте для разграничения авторского повествования и включенных в него инородных элементов могут употребляться курсив, разрядка, размер шрифта и т. д., кавычки при этом обычно не ставятся:
«Сосед наш неуч, сумасбродит,

Он фармазон; он пьет одно

Стаканом красное вино

Он дамам к ручке не подходит;

Все да да нет; он кажет да-с

Иль нет-с». Таков был общий глаз.

(А. Пушкин)
По-тетеревиному «чуф» скорее всего значило «солнце», а «ши», вероятно, было у них наше «здравствуй» (м. Пришвин). 2. Я бы напрасно стал убеждать Касьяна в невозможности «заговорить» дичь и потому ничего не отвечал ему (И. Тургенев). 3. Я не могу сказать, хороша ли была пьеса «Фаворит» или дурна (М. Булгаков). 4. На форте Инно бухают пушки, их «пристреливают» (М. Горький). 5. По дороге он зашел в кондитерскую, съел два слоенных пирожка, прочитал кое-что из «Северной пчелы» и вышел уже не в столь гневном положении (Н. Гоголь). 6. Кто-то играл с чувством, хотя и неопытною рукою «Ожидание» Шуберта, и медом разливались по воздуху сладостная мелодия (И. Тургенев). 7. Дворовые мальчишки бегали за «дохтуром», как собачонки. Один старик ПрокоФьич не любил его, с угрюмым видом подавал ему за столом кушанья, называл его «живодером» и «прощелыгой» (И. Тургенев).

1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


написать администратору сайта