русский язык пунктуация реферат. Содержание содержание 1 I. Пунктуация. 2 Принципы русской пунктуации 2 ii. Знаки препинания в конце предложения 4
Скачать 402.5 Kb.
|
IV. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ1. ПУНКТУАЦИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ1.1. Части сложносочиненного предложения отделяются друг от друга запятой. При этом они могут быть как двусоставные (с двумя главными членами – подлежащем и сказуемым), так и односоставными (с одним главным членом – подлежащем или сказуемым); полными или не полными, распространенными (с второстепенными членами) или не распространенными (без второстепенных членов): 1. Прошлонесколько времени, а здоровье бедного Дубровского все еще было плохо (А. Пушкин). [ ], а [ ]. Первая часть – двусоставная, нераспространенная, полная; вторая часть – двусоставная, распространенная, полная. 2. На западе было еще светло, но кругом становилось все темнее(В. Вересаев). [ ], но [ ]. Первая часть – односоставная, безличная, распространенная, полная; вторая часть – односоставная, безличная, распространенная, полная. 3. Иногда сквозь ветви слабо вспыхивалазарница, и все кругом словно вздрагивала ей в ответ (В. Вересаев). [ ], и [ ]. Первая часть – двусоставная, распространенная, полная; вторая часть – двусоставная, распространенная, полная. 1.2. Между двумя частями сложносочиненного предложения, соединенные одиночными союзами и, или, либо, да (в значении и), запятая не ставится, если: а) есть общий второстепенный член предложения, относящиеся к обеим частям: 1. Там опять появлялся каменщик с песком и вырастал яр (В. Распутин). (Общее обстоятельство «там».) 2. У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу (Н. Гоголь). (Общее дополнение «у Ивана Ивановича».) б) есть общее вводное слово, вводное сочетание слов, вводное предложение 1. Очевидно, все может быть пособником человеческой мысли и не чем нельзя пренебрегать (К. Паустовский). (Общее вводное слово «очевидно».) 2. Как мы уже сообщали, выборы состоялись и идет подсчет голосов. (Общее вводное предложение.); в) если обе части являются вопросительными: Как прекрасно ранее утро и как хорошо дышится! Но в двойных названиях художественных произведений, кинофильмов и т. п., соединенных союзом или, запятая ставится. При этом вторая часть пишется с прописной буквы: «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Майская ночь, или Утопленница». 1.3. В сложносочиненном предложении может быть три и более части. Они разделяются между собой запятыми (кроме тех случаев, которые указанны в п. 1.2.): 1. Тучи на юге все росли и темнели, но ветру не было, и стояла глухая тишина (В. Вересаев). [ ], но [ ], и [ ]. 2. Гремел гром, и шел дождь, и сквозь дождь лучило солнце, и раскидывалась широкая радуга от края до края (М. Пришвин). [ ], и [ ], и [ ], и [ ]. Но: Приближалась осень, и в старом саду было тихо и на аллеях лежали темные листья (А. Чехов). (Во второй третьей части общие второстепенные члены «в старом саду».) [ ], и [ ] и [ ]. 1.4. Между частями сложного предложения может ставиться тире, если во второй части содержится неожиданное соединение, резкое противопоставление, указывается на быструю смену событий, на результат, следствие: 1. Но еще минута – и вы уже за городом (В. Короленко). 2. Что-то щелкнуло, звякнуло – и фонарь мгновенно потух (Ю. Олеша). 3. Еще напор – враг бежит (А. Пушкин). 1.5. Точка с запятой может ставится между частями сложносочиненного предложения, если они очень распространенны и имеют внутри себя знаки препинания: Скоро весь сад, согретый солнцем, обласканный, ожил, и капли росы, как алмазы засверкали на листьях,; и старый, давно запущенный сад в это утро казался таким молодым, нарядным (А. Чехов). [ ], и [ ]; и [ ]. Первая часть осложнена обособленными определениями, вторая – сравнительными оборотами, третья – однородными членами предложения. 1. Князю было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее (А. Пушкин). [ ], но [ ]. 2. Здесь краски неярки и звуки нерезки (Н. Рыленков). [ ] и [ ]. (Общее обстоятельство места «здесь».) 3. Звезды, величиною каждая с яблоко, так и сверкали, а луна, точно дно большой золотой бочки, сияла, как солнце, освещающая равнину от краю до края (В. Короленко). [ ], а [ ]. 4. По обе стороны реки стеною стояла густая, высокая осока, и за нею не было ничего видно (В. Вересаев). [ ], и [ ]. 5. И вдруг распахивается дверь костела – и ударяется в глаза и в сердце Чанга дивная, вся звучащая и поющая картина (И. Бунин). [ ] – и [ ]. 6. Когда-то протока тянулась тут одной прямой и ровной струей, но постепенно своротом с носа острова натащило сюда камней, и живая, быстрая река отошла влево, а за мысом кисло теперь бестечье с илистым дном и качающимся водорослями (В. Распутин). [ ], но [ ], и [ ], а [ ]. 7. Они то и дело обгоняли всадников и пеших людей, а между тем вокруг все казалось пусто (В. Короленко). [ ], а [ ]. |