Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 18. «Патриотизм, верность воинскому долгу – основа достойного служению Отечеству» Занятие 1.

  • Воспитание патриотизма

  • Воспитание верности воинскому долгу

  • Оиела. 1. История и традиции вида Вооруженных Сил военного округа (флот. Содержание тема История и традиции вида Вооруженных Сил военного округа (флота), рода войск Вооруженных сил, соединения, воинские части, подразделения


    Скачать 426.89 Kb.
    НазваниеСодержание тема История и традиции вида Вооруженных Сил военного округа (флота), рода войск Вооруженных сил, соединения, воинские части, подразделения
    АнкорОиела
    Дата05.04.2020
    Размер426.89 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1. История и традиции вида Вооруженных Сил военного округа (флот.docx
    ТипМетодическая разработка
    #114969
    страница11 из 18
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   18
    Тема 17. История и традиции службы младших специалистов в российской армии и флоте.

    Занятие 1. История зарождения и становления института младших специалистов в русской армии и на флоте. Роль и место, традиции младших специалистов в русской, советской и российской армии и флоте.
    Военные реформы, проведенные Петром I в начале XVIII века, включавшие в себя комплекс государственных мероприятий по организации регулярной армии и флота, военного управления, внедрению новой системы обучения и воспитания военнослужащих, явились началом системного формирования института младших командиров.

    По воинскому уставу, утвержденному Петром I в 1698 г., все начальные люди Русской армии делились на высших и нижних, последние именовались младшими командирами, обязанностью которых было помогать офицерам в обучении солдат и заботиться о поддержании дисциплины.

    В начале создания регулярной Русской армии младшие командиры выдвигались из общей массы солдат. Ими становились, как правило, отличившиеся в сражениях старослужащие солдаты или дворяне, поступившие на службу рядовыми. Но затем Петр I учредил ряд специальных военных школ. В 1721 г. были открыты гарнизонные школы, готовившие унтер-офицеров. К концу его царствования таких школ в Русской армии насчитывалось около 50. Кроме того, государь установил порядок непрерывной службы дворян. Их дети, получившие домашнее образование, с 15 лет являлись на службу в войсковую часть. Прежде чем стать офицерами, они несколько лет были солдатами, затем унтер-офицерами для того, чтобы знать службу «с фундамента солдатского дела». Ярким примером подобного отношения является служба генералиссимуса А. В. Суворова. Он с 1 января 1748 г. начал действительную службу в качестве капрала в гвардейском Семеновском полку и лишь 25 апреля 1754 г. был произведен в первый офицерский чин - поручика.

    Производство в унтер-офицеры зависело от решения воинских начальников. Для присвоения этого звания требовались отличное поведение, определенная выслуга в звании рядового, знание основ службы и соответствующих предметов.

    В начале XIX века в связи с увеличением численности армии и флота увеличилась потребность в унтер-офицерах. Ведь именно они должны были выполнять основные обязанности по оказанию помощи командиру роты в обучении новобранцев, в поддержании внутреннего порядка в частях и на кораблях.

    В 1808 г. в России был сформирован 1-й учебный гренадерский батальон, «чтобы с лучшей удобностью снабжать армейские полки исправными унтерофицерами», а в 1809 г. - 2-й учебный гренадерский батальон. Цель учреждения в 1811 г. 3-го батальона состояла в том, «чтобы подготовить унтер-офицеров в губернские батальоны с целью обучения и приготовления новобранцев».

    Для подготовки унтер-офицеров в кавалерийские полки был учрежден учебный кавалерийский эскадрон, а в артиллерию - две учебные роты. Комплектование батальонов и учебных рот проводилось главным образом из числа так называемых кантонистов -солдатских детей и воспитанников военно-сиротских отделений.

    В этот период развития Русской армии унтер-офицерские звания претерпевали изменения. С 1800 г. и до середины XIX века их называли подпрапорщиками, а с 1802 г. -кавалерийских, артиллерийских и егерских унтер-офицеров из дворян - юнкерами. К середине XIX века в Русской армии существовали такие звания унтер-офицеров: фельдфебель (помощник командира роты по внутреннему порядку и хозяйственным вопросам, в кавалерии - вахмистр), старший и младший унтер-офицеры (в артиллерии - фейерверкеры, на флоте -кондуктор, в казачьих частях -урядник) (см. схему).

    Для различия званий младшие командиры носили на погонах поперечные нашивки (лычки). Старшему и младшему унтер-офицерам полагались нашивки из тесьмы: старшему - три; младшему - две. Фельдфебелю и вахмистру полагалась одна широкая нашивка из галуна.

    Унтер-офицеры являлись промежуточным, связующим, звеном между офицерами, солдатами и матросами, способствующим успешному решению стоящих перед подразделениями задач.

    В строевых частях пехоты, кавалерии, артиллерии и инженерных войск унтер-офицеры несли основную ношу в обучении солдат. В 1764 г. за ними законодательно закреплялась обязанность не только обучать нижние чины, но и воспитывать их.

    2

    Во второй половине XIX века с введением в России воинской повинности и сокращением сроков военной службы проблемы унтер-офицерской службы были пересмотрены.

    В 1867 г. Военное министерство приняло решение о создании полковых учебных команд. Приказом по Военному ведомству в 1867 г. была введена Инструкция для специального обучения в войсках унтер-офицерских чинов. Срок обучения в учебных командах составлял 2 года. Учебные команды были учреждены при штабах всех пехотных и кавалерийских полков и в отдельных батальонах.

    В эти учебные подразделения командиры рот направляли рядовых «хорошей нравственности, отличающихся способностями к службе и характером, необходимым для унтер-офицера», а также обладавших достаточной грамотностью. За время обучения солдаты должны были усвоить приемы строевой подготовки, свои права и обязанности. Кроме того, проводились занятия по Закону Божию, чтению, письму, арифметике, огневой подготовке, военной топографии, основам инженерного и санитарного дела. Преподавание носило практический характер, на классные занятия отводилось не более 16 часов в неделю. Руководство учебной командой возлагалось на назначенного для этой цели младшего офицера, который пользовался правами командира роты. В обучении принимали участие также полковой священник, врач и офицер, заведовавший оружием. По окончании учебы нижние чины возвращались в свои роты. Выдержавшие выпускной экзамен по представлению непосредственных начальников и приказом командира полка производились в унтер-офицеры и назначались на вакантные должности.

    Роль унтер-офицеров в армии и на флоте с каждым годом возрастала. В Уставе внутренней службы их статус определялся следующим образом: «При нынешнем развитии армии унтер-офицеры должны быть действительными начальниками подчиненных им солдат». Там же был определен круг обязанностей в строю и вне строя, в быту и при обучении солдат.

    Кроме должностных обязанностей унтер-офицеры привлекались к несению внутренней службы в качестве разного рода дежурных.

    Серьезные обязанности они выполняли и при несении караульной службы. Так, в караул, начальником которого являлся унтер-офицер, назначалось до 28 солдат, то есть он мог нести службу по охране 7-8 постов. Причем на караульного унтер-офицера возлагалось значительно больше обязанностей, чем предусмотрено современными уставами в отношении помощника начальника караула.

    Опытные унтер-офицеры являлись первыми помощниками офицеров в решении стоящих перед ротами и эскадронами задач. Состояние воинской дисциплины в частях Русской армии во второй половине XIX века оценивалось высоко благодаря усилиям не только офицеров, но и унтер-офицеров.

    С введением в России в 1874 г. всесословной воинской повинности (обязательной военной службы) сроки службы в армии и на флоте стали короче. В этих условиях система подготовки унтер-офицеров в учебных командах была частично перестроена и усовершенствована. Это обстоятельство и явилось причиной выхода в 1875 г. приказа по Военному ведомству, которым объявлялось «Положение о приготовлении рядовых к унтер-офицерскому званию». По этому документу срок обучения в полковых учебных командах был установлен в один год.

    Кроме обучения грамоте, общеобразовательным предметам кандидаты в унтер-офицеры изучали общевоинские уставы, организацию войск, службу и довольствие солдата, военно-уголовные законы.

    В Русской армии существовали и специальные унтер-офицерские школы. Например, техническая и пиротехническая в Санкт-Петербурге. Они находились в ведении Главного артиллерийского управления и предназначались для подготовки: техническая - технических мастеров и мастеров-чертежников, пиротехническая - обер-фейерверкеров для артиллерийских управлений и заведений. Курс обучения в школах составлял три года. В Тульской и Ижевской оружейных школах готовили оружейных мастеров для войск, управлений и заведений. Из военно-фельдшерских школ армии выпускались медицинские и аптечные фельдшеры и т.д.

    В условиях сокращения сроков службы унтер-офицеры приобретали служебный опыт, авторитет, методические навыки работы с подчиненными лишь к концу обязательной военной службы. Следовательно, задача подготовки младших командиров в конце XIX века осложнилась. Военное министерство стало всемерно поощрять оставление на службе унтер-офицеров, отслуживших положенный им срок. Количество сверхсрочных унтер-офицеров определялось с таким расчетом, чтобы на каждую роту, эскадрон, батарею приходилось по одному фельдфебелю (вахмистру) и не более двух взводных унтер-офицеров.

    В соответствии с приказом военного министра от 1874 г. утверждалось «Положение о приеме на службу сверхсрочнослужащих унтер-офицеров». Унтер-офицеры, желавшие остаться на сверхсрочную службу, за месяц до истечения срока обязательной службы подавали рапорт по команде. В зависимости от наличия вакантных должностей и их «отличного поведения, служебной опытности и знания своего дела» командир полка имел право оставлять желающего служить еще на один год. Продление срока службы осуществлялось таким же образом через год.

    Сверхсрочнослужащие унтер-офицеры пользовались определенными преимуществами, им назначались денежное вознаграждение, добавочное жалование к штатному содержанию в размере: фельдфебелю и вахмистру - 84 рубля, а старшему унтер-офицеру - 60 рублей год. В последующие годы суммы выплат увеличивались до 120 рублей. По окончании десятого года службы им вручался знак отличия ордена Св. Анны, за дальнейшую службу – серебряные и золотые медали для ношения на шее. А после пятнадцати лет непрерывной службы сверхсрочнослужащие унтер-офицеры имели право выходить на пенсию.

    Для увеличения числа сверхсрочнослужащих в Риге (1887 г.) был учрежден учебный унтер-офицерский батальон. Курс обучения в нем был двухлетним. Поступать туда могли как военнослужащие, так и гражданские лица, которые по окончании производились в унтер-офицеры и распределялись по воинским частям. При этом все обучавшиеся в батальоне были обязаны прослужить в войсках четыре года, пользуясь правами сверхсрочнослужащих. Сверхсрочнослужащие унтер-офицеры выполняли большой круг обязанностей в обучении и воспитании нижних чинов роты. Они отвечали за порядок в своих подразделениях, нравственный облик и поведение рядовых, успешное обучение подчиненных. Назначали нижних чинов в наряды на службу и на работы, увольняли солдат из подразделения, производили вечернюю проверку и докладывали командиру роты, взвода обо всем случившемся в роте, во взводе за день.

    Уставами, положениями, инструкциями в Русской армии определялась и закреплялась ведущая роль унтер-офицеров. На эту категорию командиров возлагались наиболее трудоемкие обязанности по поддержанию боевой готовности роты, сохранению имущества и выполнению специальных обязанностей.

    Центральной фигурой младшего командного состава Русской армии являлся фельдфебель (вахмистр), который подчинялся командиру роты, был его первым помощником по внутреннему порядку и хозяйственным вопросам. Вторым по значимости являлся старший унтер-офицер - начальник всех солдат своего взвода. Старшие унтер-офицеры занимали должности помощников командиров взводов. Они отвечали за порядок во взводе, нравственный уровень и поведение рядовых, за успехи подчиненных в боевой учебе.

    Младшими унтер-офицерами, непосредственными начальниками рядовых, были командиры отделений. Они являлись помощниками старших унтер-офицеров.

    В вопросах обучения и воспитания солдат офицерский состав полностью доверял младшим командирам, что способствовало появлению у унтер-офицеров самостоятельности, инициативы, чувства ответственности и волевых качеств.

    Таким образом, к концу XIX столетия подготовка младшего командного состава Русской армии получила четкую организацию. Основой ее стали полковые учебные команды, а также отдельные учебные батальоны и эскадроны при штабах некоторых военных округов.

    С упразднением воинских чинов после революции 1917 г. не стало и унтер-офицерских званий. Опыт подготовки унтер-офицеров Русской армии широко был использован в конце 30-х годов XX века и после Великой Отечественной войны в Вооруженных Силах СССР. В армии были введены воинские звания младший сержант, сержант и старшина. В соответствии с приказом наркома обороны СССР от 2 ноября 1940 г. был установлен порядок их присвоения, а также введено ношение петлиц и знаков различия младшего начальствующего состава. Младший командный состав стал именоваться сержантским (старшинским). Такое название не изменилось и до настоящего времени.

    Длительное время младшие командиры Советской армии готовились в полковых и дивизионных школах. Курс обучения в них в различное время составлял от трех месяцев до одного года. Качество подготовки было в них достаточно высоким. В конце 50-х годов XX века вместо полковых и дивизионных школ были созданы учебные части (полки, отряды, а в последующем учебные дивизии), в которых готовились млад-шие командиры для всех видов Вооруженных Сил и родов войск. Будущим младшим командирам в ходе учебы прививались знания и навыки, необходимые для умелого командования отделениями, экипажами, расчетами в различных условиях деятельности, грамотного обслуживания боевой техники и вооружения и применения их в боевой обстановке. Особое внимание уделялось овладению ими методикой обучения и воспитания своих подчиненных. В современных условиях строительства Вооруженных Сил опыт, накопленный нашими предшественниками, просто необходим. Не растерять, не забыть его, найти ему достойное место в процессе подготовки младших командиров - одна из главных задач командиров всех степеней, отвечающих за воспитание и обучение подчиненных.
    Тема 18. «Патриотизм, верность воинскому долгу – основа достойного служению Отечеству»

    Занятие 1. Патриотизм – источник духовных сил воина. Верность воинскому долгу. Мужество и героизм младших специалистов при защите Отечества.

    Воспитание патриотизма

    Особое место среди духовных качеств российских воинов занимают любовь к Родине, высочайший патриотизм. Дух патриотизма, как беззаветной любви к Родине, своему Отечеству, лежит в основе и венчает всякую современную военную систему. “Выше всего, — отмечал видный военный педагог М.И. Драгомиров, — стоит готовность страдать и умирать, т.е. самоотвержение ... оно дает силу претерпеть до конца, принести Родине жертву высшей любви”.

    А что такое патриотизм, Родина, Отечество? Какой смысл вкладываем мы в эти понятия? А любовь к Родине? Когда и как она зарождается в сердце человека и осознается им? Как становится той силой, которая вдохновляет и поднимает его на подвиг?

    Любовь к Родине у каждого человека возникает, наверно, в свое время. Одно несомненно. С первым глотком материнского молока начинает пробуждаться и любовь к Отечеству. Вначале это происходит неосознанно: подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребенок тянется к отцу и матери. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает величайшую истину — свою принадлежность к матери-Отчизне, ответственность за нее. Так рождается гражданин-патриот.

    Под патриотизмом понимается преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов. Патриотизм — это чувство безмерной любви к своему народу, гордости за него, это волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения.

    Родина — это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос, живет и воспитывается. Условно различают большую и малую Родину. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырос, живет и которая стала для него родной и близкой. Малая Родина — это место рождения и становления человека как личности. А. Твардовский писал: “Эта малая Родина со своим особым обликом, со своей, пусть скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, с этой отдельной и милой Родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые и — в великом целом своем — для всех одна”.

    Отечество — понятие родственное Родине, в которое, однако, вкладывается более глубокое содержание и прежде всего нравственное, духовное.

    Следует отметить, что человек может прожить жизнь и “не найти своей родины”, не стать ее патриотом, то есть человеком, влюбленным в свое Отечество.

    Любовь к Отечеству, Родине сравнима лишь с любовью к своим родителям — отцу и матери. Потеря Родины означает потерю человеком личного достоинства и счастья. Прекрасно об этом сказал поэт

    С. Викулов:
    И ты, великодушная на диво,

    Казни меня забвеньем, коль солгу...

    И без меня ты можешь быть счастливой, —

    Я без тебя, Россия, не могу.
    Патриот любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что это его Родина. Человек или является патриотом своего Отечества, и тогда он соединен с ним, как дерево корнями с землей, или он лишь пыль, носимая всеми ветрами.

    В разные годы немало наших соотечественников в поисках лучшей жизни уехало за границу. Но многие из них так и не приобрели новую Родину, тоскуют по России. Даже долгая жизнь на чужбине не делает ее Родиной, несмотря на привыкание к чужому быту и природе.

    Ни территория, ни расовое происхождение, ни привычный быт, ни язык, ни формальное подданство другого государства сами по себе не составляют Родину. Родина этим не исчерпывается и к этому не сводится. Родина предполагает в человеке живое начало духовности, нечто священное, прекрасное и любимое. “Родина, — писал выдающийся русский философ И.А. Ильин, — есть нечто от духа и для духа”.

    Подлинный патриотизм несовместим с национализмом и шовинизмом. Любить свою Родину — совсем не значит отвергать все иностранное и хвалить только свое отечественное. Любовь к Отечеству совместима с любовью ко всему лучшему, что создано мировой цивилизацией.

    Следует подчеркнуть, что любовь к Родине может проявляться по-разному. Так, патриотизм у научного работника будет иной, чем у крестьянина, рабочего, военного или художника. Имея единую Родину, все они будут любить ее, но каждый по-своему.

    У военнослужащего патриотизм, в его высшей пробе, проявляется в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине. Для военных людей эти понятия неразрывно связаны и по сути дела являются синонимами.

    Воспитание верности воинскому долгу

    Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условий жизни людей, характера их деятельности долг принимает различные формы.

    Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны — воинский, к товарищам — товарищеский долг. В каком бы виде долг не выступал, он всегда связан с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить совесть и достоинство. “У нас у всех, — отмечал видный русский писатель И.С. Тургенев, — есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга”.

    Выполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят: “Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть”.

    Если любовь к Родине — это проявление патриотизма, то защита Отечества — это долг и обязанность патриота. Человек, лишенный чувства любви к Родине, не способен осознать свой долг перед ней. Нельзя верить тому, кто клянется в любви к Родине и одновременно избегает исполнения своего долга по ее вооруженной защите. А таких, к сожалению, в последнее время среди призывников стало немало.

    История свидетельствует, что в тех обществах, где граждане начинали с презрением относиться к воинскому долгу, неминуемо происходил их распад и крах. “Горе тем странам, — отмечал известный военный теоретик Г. Жомини, — в которых роскошь откупщика и кошелек биржевого дельца будут предпочитаться мундиру храброго воина, посвятившего обороне Родины свою жизнь, свое здоровье, или свое имущество”.

    Наш отечественный опыт говорит о другом отношении к воинскому долгу. Например, в годы Великой Отечественной войны многие юноши и даже девушки, еще не достигшие призывного возраста, осаждали двери военкоматов, стремясь стать защитниками Родины. Наверное, каждый из них мог повторить проникновенные строки уральского поэта Михаила Найдича:
    Я только раз

    использовал все связи —

    Чтобы попасть

    на фронт в шестнадцать лет.
    В мирной повседневной жизни ратный долг требует от каждого воина глубокого понимания личной ответственности за защиту Родины, мастерского владения вверенной техникой и оружием, совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины.

    Быть верным воинскому долгу — значит всеми своими делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, а если потребуется, — встать на ее защиту. Российским воинам есть с кого брать пример.

    В летопись Отечества золотыми буквами вписаны немеркнущие подвиги российского и советского воинства, которыми гордится вся страна. Наш солдат всегда знал, за что он сражался. И поэтому чувство патриотизма, долга было присуще и дружинникам Святослава, и воинам Петра I, и суворовским чудо-богатырям, и храбрым солдатам Великой Отечественной войны.

    Обусловлено это было прежде всего тем, что русские войска не знали военного наемничества, к которому длительное время прибегали многие государства Европы. В армиях, создаваемых из деклассированных элементов и иноземных наемников, и речи не могло быть о патриотизме, о воинском долге, так как для этих людей не существовало самого понятия Родины. Их моральный дух был настолько низок, что они могли в любое время, а особенно в момент опасности для жизни, оставить поле боя. Было немало случаев и массового перехода наемников на сторону противника, выигравшего сражение.

    И в наши дни не перевелись наемники. Они имеются, в частности, в армиях некоторых стран Ближнего Востока и Центральной Азии. Испытывали свое счастье “солдаты удачи” также в некоторых новых государствах бывшей Югославии и Чеченской Республике. Какую родину могли защищать, например, в Чечне наемники из Прибалтики, Украины, стран Центральной Азии и Ближнего Востока? Они имели одну цель — деньги, а некоторых из них, кроме того, влекла идея религиозного фанатизма.

    Исторический опыт России свидетельствует, что ее воины, сохраняя преемственность, из поколения в поколение не только хранили, но и накапливали боевые традиции, приумножали славу отцов.

    По мере накопления опыта в защите Отечества военный героизм обрел силу прочной нравственной традиции, превратился в норму поведения для российского воинства. Основой военного героизма, его источником являются патриотизм, любовь к России, верность воинскому долгу.

    Во все времена подвиги русских воинов почитались, прославлялись и возвеличивались народом. Воины, совершившие боевые подвиги, назывались героями. Хотя высшего знака отличия в старину не было, но существовала целая система военных орденов и медалей, которыми награждались солдаты, младшие командиры, офицеры и генералы.

    Утверждение 16 апреля 1934 г. высшей степени отличия в нашей стране — звания Героя Советского Союза было логичным развитием славных героических традиций русской армии и флота.

    В марте 1992 г. было установлено звание Героя Российской Федерации и утвержден знак отличия — медаль “Золотая Звезда”.

    Всего звание Героя Советского Союза получили 12 773 человека на 1 января 1996 г., более 60 человек звания Героя Российской Федерации.

    В послевоенные годы в мирной будничной жизни и в ходе боевых действий в ряде стран наши воины своими ратными делами и героическими подвигами множество раз убедительно доказывали свою верность воинскому долгу, присяге, преданность Родине. Только в 80-е годы за самоотверженное выполнение воинского долга на афганской земле 86 человек удостоены звания Героя Советского Союза и более 200 тыс. человек награждены орденами и медалями, из них 110 тыс. солдат и сержантов.

    Вот как действовали в бою два наших российских героя.

    Душманы настойчиво атаковали господствующую высоту, стремясь сбросить оттуда десантников. Гвардии рядовой А. Мельников и гвардии младший сержант В. Александров вели уничтожающий огонь из пулеметов на флангах. В короткие минуты затишья десантники дали клятву: высоту не сдавать, сражаться до последнего патрона. При очередной ожесточенной атаке противника В. Александров вызвал огонь на себя, а раненый А. Мельников, после того как заклинило пулемет успел бросить в гущу наступавших гранату, но и сам погиб. Павшие герои не умирают, они живут в благодарной памяти потомков, служат для них нравственным эталоном.

    Чувство патриотизма и сегодня остается высшей нравственной ценностью и наиболее убедительным смыслом службы в армии реформируемого Российского государства. Отрадно, что любовь к Родине у воинов-патриотов не ограничивается словесными заверениями, а включает созидательное начало, выражается в конкретных благородных делах и героических поступках.

    Свою любовь к Родине, верность воинскому долгу российские воины каждодневно доказывают в поле, на стрельбищах и танкодромах, в классах и за пультами боевых машин, в ходе караульной и внутренней службы, а при необходимости и в боевой обстановке, как это происходило в Чеченской Республике. Вот лишь два примера.

    В бою на одной из городских улиц была подбита БМП-3, где наводчиком-оператором был сержант Михаил Аппаков. Десант тут же покинул боевую машину и оказался под прицельным огнем противника. Но в тот же момент ожили пушка и пулемет Аппакова. Шквал смертоносного металла обрушился на боевиков. Михаил вызвал огонь на себя, тем самым спас своих боевых товарищей, сумевших выйти невредимыми из-под обстрела. Когда же подошло подкрепление и дудаевцы бежали, тело мужественного сержанта извлекли из подбитой машины. Он дрался до последнего снаряда, до последнего патрона — боекомплект был весь израсходован.

    Во время штурма объекта погиб командир взвода. Командование подразделением взял на себя сержант Евгений Саркисов и продолжил выполнение боевой задачи. Евгений получил ранение, но оставался в строю и руководил боем. И лишь после того, как разрывом гранаты Е. Саркисову оторвало руку, его вынесли с поля боя. И подобных примеров можно привести много. Ими наполнены дни опасной, но очень необходимой для сохранения целостности Родины военной службы на территории Чечни.

    Еще в русской армии установилась добрая традиция бережно сохранять память о ее героях. О них писались книги, слагались стихи и песни. А начиная с 1840 г. воины, совершавшие наиболее яркие подвиги, стали навечно заноситься в списки частей и подразделений. Первым в этом списке стоит рядовой Тенгиского полка Архип Осипов, подорвавший пороховой погреб и себя в Михайловском укреплении во время войны на Кавказе. За этот подвиг приказом военного министра А. Осипов был навечно зачислен в списки 1-й гренадерской роты полка. При упоминании этого имени в строю первый за ним рядовой отвечал: “Погиб во славу русского оружия в Михайловском укреплении”.

    Эта традиция была возрождена в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. После прозвучавшего на всю страну в феврале 1943 г. подвига Александра Матросова, его имя было навечно зачислено в списки части. И вновь над строем зазвучали слова: “Пал смертью храбрых за свободу и независимость нашей Родины”. Эта прекрасная традиция продолжается и в Российских Вооруженных Силах.

    В пламени Вечного огня, величественных мемориалах и скромных обелисках, в произведениях литературы и искусства, в сердцах современников и наших потомков навсегда сохранится память о бессмертных подвигах тех, кто первым поднимался в атаку, кто прикрывал собой от убийственного огня командира, кто стоял насмерть на поле боя, кто не сломился под пытками и не выдал военной тайны.

    Любовь к Родине, верность воинскому долгу неразделимы с воинской честью и достоинством. Обладать честью во все времена считалось необходимостью для людей, связанных с ратным делом. При всех остальных хороших служебных качествах авторитет воина резко падал, если он своим действием или бездействием бросал тень на честь мундира.

    Не мундир делает человека достойным, а человек должен быть достойным мундира. Эта мысль с самого начала утверждалась в русской армии, пронизывала все воинские законы и уставы Петра I. Так, в “Уставе ратных и пушечных дел” подчеркивалось, что “... лучше есть честно умерети, нежели с бесчестием жити...”. Чувство чести, по мнению А.В. Суворова, было главной пружиной, двигавшей воинов на ратные дела.

    Исстари считалось, что воинская честь — это главная добродетель солдата, она заставляет его быть требовательным к себе и своим поступкам. Так, один из военных писателей отмечал: “Честь — святыня... она высшее благо... честь — награда в счастье и утешение в горе. Честь закаляет мужество и облагораживает храбрость. Честь не знает ни тягостей, ни опасностей: делает лишения легкими и ведет к славным подвигам. Честь не терпит и не выносит никакого пятна”.

    Честь Родины, своего полка, товарищей по оружию всегда была превыше всего для молодого бойца и многоопытного фронтовика. Во имя успеха боя, выполнения приказа российские воины преодолевали любые преграды и трудности. И чем труднее складывалась обстановка, тем ярче проявлялось стремление сохранить честь и достоинство. Например, гвардии рядовой Ю. Смирнов был распят фашистами на кресте, но сохранил воинскую честь, не запятнал своего имени предательством.

    Не менее важно сохранять честь в мирной, будничной армейской жизни. Для воина это означает быстро и качественно освоить технику и оружие, мастерски и без страха действовать в ходе учений, строго выполнять уставные положения и законы, никогда и ни при каких условиях не отступать от нравственных норм, не нарушать воинскую дисциплину. Поэтому не зря в армии родилась поговорка: “Действуй по уставу, завоюешь честь и славу”. Отступление же от требований устава, от правил чести по малодушию, трусости, разгильдяйству или другим причинам ведет к моральным травмам или даже к нравственной смерти, которая для многих бывает страшнее физической.

    В российской армии всегда презирались трусость, паникерство, предательство. Они осуждались также в народе и влекли за собой суровое наказание.

    Честь российского солдата неотделима от его благородства по отношению к окружающим, в том числе к поверженному противнику и населению побежденных стран. “Обывателя не обижай! Он тебя поит и кормит. Солдат — не разбойник”, — неоднократно подчеркивал А.В. Суворов. И авторитет суворовских солдат был исключительно высок. Об этом свидетельствует такой исторический факт. После взятия Измаила (1790 г.) местные жители через некоторое время стали продавать суворовским солдатам продукты в долг, зная их честность и порядочность.

    Ни российский, ни советский солдат никогда не позволяли себе тех бесчинств, актов вандализма и зверств, которые чинили на оккупированной территории хваленые солдаты Наполеона и немецко-фашистские варвары. Жители европейских городов встречали наших воинов — освободителей с радостью и цветами, что являлось признанием их высоких моральных качеств и доверия.

    И в недавнем прошлом, находясь в Афганистане, наши воины бережно относились к национальным традициям и обычаям, местного населения не допускали жестокостей и тактики “выжженной земли”. Более того, они помогали крестьянам убирать урожай, ремонтировать сельхозтехнику, строить дома, довольно часто делились продуктами и лекарствами с бедными жителями кишлаков и городов.

    Примечателен в этом плане случай, о котором поведал на страницах газеты “Комсомольская правда” бывший “афганец”, назвавшийся просто Анатолием. Однажды, выбив из кишлака банду, его подразделение прочесывало дворы. В одном из них была обнаружена маленькая девочка, которая была крайне истощена и, чуть шевеля губами, просила есть. А у Анатолия ничего не было, чтобы дать ей поесть. Он побежал к товарищам, нашел немного хлеба, горсть изюма и кинулся обратно. Но девочка была уже мертва. Анатолий считает, что если бы он дал хлеба сразу, как ее увидел, то она бы продержалась, не умерла. После случая с девочкой он стал брать с собой на ликвидацию очередной банды, кроме запасов патронов, гранат, и кучи других тяжелых и нужных в бою вещей, еще и хлеб. И никогда его назад не привозил.

    Вот так близко к сердцу воспринимает наш российский солдат чужую беду и старается помочь при первой возможности. Известно множество случаев, когда воины рисковали жизнью, но не отступали от нравственных норм. Вот один из них.

    ...Грузовик с мирными афганцами был объят пламенем — подожгли душманы. На помощь попавшим в беду пришли российские воины. Из горящей кабины доносились стоны. Машина могла взорваться в любую минуту, но это не остановило рядового А. Белова. Он бросился к кабине и вытащил из нее раненого водителя. Когда солдат оттащил его на безопасное расстояние, раздался взрыв.

    Сейчас по-разному оцениваются в обществе и характер этой войны, и ее последствия. Но никому не дано перечеркнуть отвагу и мужество наших воинов, достойно выполнивших на афганской земле свой воинский долг. Они и сегодня продолжают славные боевые традиции русского воинства, Советской Армии, постоянно демонстрируя пламенный патриотизм, высокие морально-боевые и психологические качества.

    Проходят годы и десятилетия. Одно поколение российских воинов сменяет другое. Меняются оружие и боевая техника, неизменными остаются любовь и преданность вооруженных защитников своему Отечеству, их верность воинскому долгу, честность и достоинство.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   18


    написать администратору сайта