Главная страница
Навигация по странице:

  • христианских религиозных объединений

  • Одним из фундаментальных положений раннего буддизма является учение о "четырех благородных истинах"

  • с учетом требований воинских уставов

  • Тема 6. Родина, которую ты защищаешь. Защита Отечества – конституционный долг и обязанность гражданина Российской Федерации. Государственные и воинские символы России.

  • Правовое государство

  • Оиела. 1. История и традиции вида Вооруженных Сил военного округа (флот. Содержание тема История и традиции вида Вооруженных Сил военного округа (флота), рода войск Вооруженных сил, соединения, воинские части, подразделения


    Скачать 426.89 Kb.
    НазваниеСодержание тема История и традиции вида Вооруженных Сил военного округа (флота), рода войск Вооруженных сил, соединения, воинские части, подразделения
    АнкорОиела
    Дата05.04.2020
    Размер426.89 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1. История и традиции вида Вооруженных Сил военного округа (флот.docx
    ТипМетодическая разработка
    #114969
    страница3 из 18
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
    Тема 5. Российское законодательство о свободе совести и свободе вероисповедания. Особенности реализации религиозных потребностей верующих военнослужащих.

    На территории Российской Федерации сегодня проживают последователи трех мировых религий: христианства, ислама, буддизма, а также иудаизма.

    Также широко распространены в последние годы новые религиозные движения и культы. Их появление в нашей стране во многом соответствует тому явлению в странах Запада, которое несколько десятилетий назад получило название религиозно-мистической волны.

    Среди христианских религиозных объединений на большей части России по-прежнему удерживает ведущие позиции и пользуется авторитетом Русская православная церковь (среди 17,5 тысячи официально зарегистрированных религиозных объединений на территории страны более 9,3 тысячи входят в состав Московского Патриархата).

    Русская православная церковь является самой крупной конфессией в Российской Федерации и авторитетной православной церковью в мире. По состоянию на 1 января 2000 года в составе РПЦ на территории страны насчитывается 65 епархий, которые управляются 85 архиереями. Количество приходов составляет около 20 тысяч, монастырей — 319.

    Источниками православного вероучения являются: Священное писание — Библия и Священное предание — постановления семи Вселенских соборов IV — VIII веков, а также творения Отцов церкви.

    Основные положения христианского вероучения сформированы в "Символе веры", выработанном на Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) Вселенских соборах. В его двенадцати тезисах говорится о том, что Бог един, но обладает тремя ипостасями (в переводе в греч, — лицами, существами); Бог — Отец — творец всего сущего, Бог — Сын, как и Отец, не имеет начала во времени ("предвечен"), сошел на землю, воплотившись через Деву Марию, принял на себя грехи людей, своими страданиями и смертью искупил их, воскрес и вознесся на небо. Бог — Дух Святой, животворящий, т.е. олицетворение творческой и промыслительной силы Божией. Церковь по существу своему является единой (как един ее глава — Христос), святой (поскольку ее члены искуплены и освящены Христом), соборной (т.е. Вселенской, соединяющей в себе верующих всех времен и народов), апостольской (ибо свое начало берет от учеников Иисуса Христа — апостолов). Крещение — первое христианское таинство, совершаемое во оставление грехов. В конце времен произойдет воскрешение всех людей, когда-либо живших на земле, и начнется жизнь будущего века с Богом.

    Высшими органами церковной власти и управления РПЦ сегодня являются Поместный Собор, Архиерейский собор, Священный Синод во главе с Патриархом.

    Второе место по количеству религиозных объединений занимает мусульманская община России (более 3 тысяч религиозных объединений).

    Основными регионами, где распространен ислам в России, являются Среднее и Нижнее Поволжье, Приуралье, Сибирь, Северный Кавказ, Москва и Санкт-Петербург.

    Мусульманские общины России не имеют единого конфессионального центра и объединены духовными управлениями (всего более 40).

    Основателем ислама является Мухаммед (от. 570 — 632 гг.) из рода Хашим, племени Курайш. В возрасте 40 лет он начал свою проповедническую деятельность в Мекке.

    Основными источниками вероучения ислама являются Коран и Сунна.

    Считается, что Коран (араб. Аль-Куръан, буквально — "чтение") ниспослан пророку Мухаммеду через архангела Джабраила (христианок. — Гавриил).

    По масштабам воздействия на духовное и социальное развитие человеческого общества Коран стоит в одном ряду с Библией. Согласно мусульманской традиции изучение Корана осуществляется в следующих направлениях:

    чтение и выучивание наизусть ая'-тов. (стихов) Корана на арабском языке для исполнения молитвенных обрядов и ритуалов, а также изучение Корана как Священной книги в целях религиозного образования и воспитания.

    Сунна (араб. — "образ действия, поведения") является священным преданием ислама. Она содержит рассказы (хадисы) о поступках и изречениях Мухаммеда и его ближайших сподвижников. Таких рассказов, сообщений насчитывается десятки тысяч. Принципиальное отличие Сунны от Корана состоит в том, что она является сборником высказываний пророка (человека), которые были произнесены в определенный момент, т.е. имеют свое начало, а Коран существовал всегда.

    Мусульмане Российской Федерации в своем подавляющем большинстве придерживаются суннитского направления ислама. Его последователи наряду с Кораном признают святость Сунны, помимо пророка Мухаммеда и халифа Али, чтят также халифов Абу Бекра, Омара, Османа, которых отвергают шииты, представители другого направления ислама.

    Крайним проявлением суннизма является ваххабизм (религиозно-политическое течение в суннитском исламе, возникшее в Аравии в середине XVIII века на основе учения Мохаммеда ибн Абд аль-Ваххаба (1703 — 1792 гг.), проповедовавшего строжайшее соблюдение принципа единобожия, признание только Корана и Сунны, к которым не должны добавляться никакие человеческие интерпретации или комментарии.

    В поклонении домусульманским пророкам, мусульманским святым и мученикам, а также местам их погребения ваххабиты видят идолопоклонство ("ширк") и отрицают возможность их посмертного влияния на судьбы живущих людей. По их учению и сам Мухаммед получил от Аллаха право на заступничество за грешных только в день Страшного Суда. В остальном учение ваххабитов отличается чисто пуританским аскетизмом: под формальный запрет подпадают употребление спиртного в любом виде, табака, музыка, танцы, игры, очень строги требования к участию в предписанных молитвах и соблюдении постов. Ограничены также права женщины.

    Ваххабиты выступают за создание исламского государства, правовой базой которого являются не светские законы, а законы шариата. В ряде субъектов РФ уже приняты решения о запрете ваххабизма (Дагестан, Карачаево-Черкессия, Чечня).

    Буддизм сегодня исповедуют в основном на территории Бурятии, Тувы, Калмыкии, Якутии, а также в Читинской и Иркутской областях.

    Как религиозно-философское учение буддизм сформировался в Индии. В его рамках созданы богатое каноническое литературное наследие, разнообразная культовая практика, развитые религиозные институты.

    Согласно буддийской традиции создание буддистского учения связано с именем царевича Шакьямуни (буквально — "отшельник" из рода Шакьев, относящихся к конфедерации племен, обитавших в предгорьях Гималаев, на севере долины Ганга), который жил приблизительно в 564 — 483 годы до н.э. В возрасте 29 лет он покинул дом, чтобы найти ответы на мучавшие его вопросы о человеческих страданиях. Пробуждение Будды ("Пробужденного"), достижение высшего состояния сознания произошли неподалеку от г. Гая (Бодх-Гая, на юге современного Бихара). Свою первую проповедь он произнес в окрестностях Варанаси (совр. Бана-реса), это событие получило название "поворачивание колеса Дхармы" ("Учения"). Первые несколько человек, выслушавшие его проповедь, стали его учениками и составили первую буддийскую общину (сангху). После этого он проповедовал еще более 40 лет и умер на восьмидесятом году жизни.

    Одним из фундаментальных положений раннего буддизма является учение о "четырех благородных истинах":

    1. В жизни существуют страдания.

    2. Причина страданий — желания.

    3. Страданий можно избежать путем подавления в себе желаний и страстей.

    4.Существует "восьмеричный благородный путь", который предлагает возможность, как нравственного самосовершенствования, так и полного изменения сознания: правильное воззрение (понимание четырех истин); правильное устремление (действие в соответствии с этими истинами);

    правильная речь (отказ от лжи, грубости, клеветы); правильный образ жизни (честное добывание средств к существованию) и т.д.

    Официальной датой принятия буддизма в России считается 1741 год, когда был обнародован указ императрицы Елизаветы Петровны, касающийся "ламайской веры". Это был первый юридический документ, который официально оформлял вероисповедные дела буддистов.

    В настоящее время число последователей буддизма в стране приближается к 1 млн. человек.

    В регионах традиционного распространения данного вероучения буддийские общины формируются главным образом при монастырях (дацанах, хурулах, хурэ). Существуют настоятели дацанов (ширетуи) и совет дацана (несколько человек). В основном организационные вопросы, касающиеся жизни общины, решает настоятель дацана. В регионах нетрадиционного распространения буддизма (в центральной части России) во главе общины, как правило, стоит не монах, а светский последователь того или иного направления буддизма. В таких общинах многие вопросы решаются коллегиально.

    В последние годы в географии церквей и конфессий современной России происходит процесс активного распространения движений, объединяемых общим названием "новые" или "нетрадиционные". Спектр этих вероучений чрезвычайно широк: от восточных (кришнаизм, бахаизм, различные школы буддизма) и экуменистических (Церковь Объединения Муна) до разнообразных протестантских течений: пресвитерианство, методизм, учение мормонов, Новоапостольская церковь, различные харизматические церкви и др. При всем многообразии новые 'религии имеют и нечто общее: их появление и распространение в России стимулировалось и поддерживалось зарубежными церквями и религиозными центрами.

    Основные проблемы в сфере религиозной жизни российского общества нередко связаны именно с новыми религиозными движениями: с неопределенностью юридического статуса действующих на российской территории иностранных миссий, отсутствием в российском законодательстве нормативов, регламентирующих их деятельность, а также с конфликтами, возникающими между ними и традиционными религиозными организациями. В масштабе страны количество подобных объединений и организационных центров относительно невелико, однако это никоим образом не снижает остроту проблем, связанных с их деятельностью.

    Как правило, результаты их работы: травмированная психика людей, зомбированное поведение, разрушенные семьи, неприязнь ко всем нечленам секты. Нередко бывшие адепты этих религиозных движений и культов нуждаются в серьезной психологической реабилитации.

    Установка отдельных из них на отказ от службы в армии, снижение социальной активности негативно влияют на формирование нравственной мотивации военной службы, готовности к защите Отечества.

    В последнее время нетрадиционные движения и культы осуществляют активные действия по вовлечению в свои объединения военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала.

    В нынешней ситуации, когда наблюдается размывание нравственных устоев в обществе, религия является одним из резервов в работе органов военного управления, командиров, офицеров-воспитателей. Его использование может быть направлено на решение задач патриотического и нравственного воспитания личного состава; укрепления воинской дисциплины и правопорядка; профилактики самоубийств, неуставных взаимоотношений, самовольных оставления частей и других пороков. Но чтобы правильно использовать возможности религиозных конфессий, необходимо учитывать ряд обстоятельств. Прежде всего, работа с верующими военнослужащими требует особого такта, внимания и уважения их мировоззренческой позиции.

    По результатам социологических исследований, проведенных в 1999 году, до 30 процентов опрошенных военнослужащих считают себя верующими. Среди солдат и сержантов, готовящихся к выполнению боевых задач в горячих точках, прослойка верующих составляет 35 процентов. В частях и подразделениях, побывавших в боях, — около 40 процентов.

    Степень приверженности религиозной вере у военнослужащих далеко не одинакова. В настоящее время только 14 процентов из числа верующих военнослужащих, проходящих службу по призыву, и 7 процентов верующих военнослужащих, проходящих службу по контракту, утверждают, что стараются соблюдать предписания своей религии. Несмотря на то, что почти одна треть военнослужащих причисляют себя к верующим, для большинства из них характерно поверхностное восприятие религии. Например, многие склонны сомневаться в основных догмах религиозного учения и не руководствуются в своих действиях и поступках предписаниями веры, с которой они себя соотносят.

    Анализ религиозной ситуации в армии показывает необходимость строгого соблюдения равноправия военнослужащих по религиозному признаку, уважительного отношения со стороны командиров и товарищей по службе к их религиозным чувствам.

    При проведении воспитательной работы с военнослужащими необходимо учитывать, что в соответствии с Конституцией Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В соответствии с российским законодательством государство не несет обязанностей по удовлетворению потребностей военнослужащих, связанных с их религиозными убеждениями и необходимостью отправления религиозных обрядов. Создание религиозных объединений в воинских частях запрещается.

    Наряду с этим командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях. Военнослужащие в свободное от службы время вправе участвовать в этих мероприятиях как частные лица. Вместе с тем военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии.

    Однако право военнослужащего на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено, если это противоречит интересам службы, препятствует выполнению служебных обязанностей. К примеру, военнослужащий заступает в караул и заявляет, что сегодня согласно церковному календарю праздник, и он бы хотел посетить праздничное богослужение в храме. Отказ ему в этом командира будет вполне законным. Но вместе с тем было бы правильно, если начальник, заранее зная о приближающемся празднике, по возможности предоставил данному военнослужащему день отдыха. Не случайно в военных календарях дореволюционного периода были дни, когда военнослужащие освобождались по религиозным причинам от службы. Так, для военнослужащих-иудеев таких дней в году набиралось тринадцать.

    В условиях приверженности военнослужащих различным вероисповеданиям командирам необходимо воспитывать у подчиненных терпимое отношение к убеждениям и вере своих сослуживцев.

    В воспитательной работе целесообразно использовать те религиозные нравственные принципы, которые соответствуют общечеловеческим нормам морали.

    Приглашая по просьбам отдельных военнослужащих в подразделение священника, необходимо помнить, что участие во встрече с ним может быть только добровольным. Принуждение здесь неприемлемо.

    Формами участия духовенства в работе с личным составом могут быть: пастырские посещения воинских частей, кораблей, военных академий и училищ, проведение индивидуальных и групповых бесед с военнослужащими, в том числе и с представителями так называемых групп риска, консультирование командиров, офицеров воспитательных структур по вопросам религии и церкви, установление телефонов доверия в храмах, по которым военнослужащие могут поведать пастырю о своей проблеме, получить психологическую и практическую помощь.

    Практика сотрудничества с религиозными объединениями показывает целесообразность ее использования в интересах решения целого спектра задач воспитательной работы. Однако при этом следует исходить, прежде всего, из духовных запросов людей, их религиозной приверженности, исторически сложившихся традиций и реальной способности той или иной организации, общины, конкретного священнослужителя оказывать позитивное влияние на морально-психологическое состояние воинов. Такая совместная работа должна быть направлена на формирование патриотизма, чести и долга, готовность к преодолению тягот военной службы, к выполнению приказа, наконец, к самопожертвованию.
    Тема 6. Родина, которую ты защищаешь. Защита Отечества – конституционный долг и обязанность гражданина Российской Федерации. Государственные и воинские символы России.

    В 1993 г. начинается принципиально новый этап в развитии Российской государственности. Впервые в своей многовековой истории Россия встает на путь становления и развития демократического государства, обеспечения свободы экономической деятельности, реализации равноправия всех граждан, безусловного осуществления ими своих обязанностей перед Родиной,

    Российская Федерация – крупнейшее государство Евроазиатского континента. Занимает площадь более 17 млн. кв. километров. Граничит с семнадцатью государствами трех континентов. Омывается 12 морями 3 океанов. Является одним из ведущих государств по численности населения: по состоянию на 1 января 1994 г. – 148,4 млн. человек, из которых 108,4 млн. – жителей городов (73,1%) и 40 млн. – сельских жителей.

    На территории России проживает более 120 национальностей и народностей. Из них: русских – 120 млн. человек (82'4 общей численности населения). Среди других национальностей, численность которых превышает 1 миллион человек: татар – 5,5 млн., чувашей – 1;8 млн., башкир – 1,3 млн., мордвы – 1,1 млн. Национальный состав наиболее зримо проявляется во внутреннем строении Российского государства, где практически каждая национальность и народность имеет свою форму государственности. В состав России входит 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов.

    Наша республика – страна с наибольшим количеством городских и сельских поселений: всего 1067 городов, в т.ч. 13 – с числом жителей свыше 1 млн. человек, 2070 поселков городского типа, 1867 административных районов.

    Россия обладает богатейшими природными ресурсами и разведанными запасами полезных ископаемых. На ее территории находятся крупнейшие в мире промышленные предприятия и топливно-энергетические комплексы. Наша Родина располагает мощным сельскохозяйственным потенциалом. Ее отличает высокий образовательный и культурный уровень населения, развитая наука, уникальная, неповторимая культура и духовность, признанные во всем мире.

    Важную роль в процессе реализации политических и экономических реформ в России играет ее Конституция, принятая 12 декабря 1993 г. на всенародном референдуме. Она регулирует важнейшие общественные отношения. Прежде всего, это касается закрепления конституционных основ Российской Федерации и организации государственной власти в стране.

    При демократическом политическом режиме, действующем в со-ответствии с конституцией, должно обеспечиваться подчинение всех членов общества государственному праву. Для этого необходимо, чтобы государство реализовало свою власть в соответствии с определенными принципами. Важнейшие из этих принципов возводятся в ранг конституционных и составляют основы строя.

    Таким образом, основы конституционного строя* - это основные принципы, начала, лежащие в основе политической системы общества, формы правления и государственного устройства, отношений государства и гражданина.

    Конституция РФ устанавливает целостную систему принципов конституционного строя:

    - права и свободы человека, гражданина как высшая ценность;

    - народовластие и республиканская форма правления;

    - федеративное устройство;

    - разделение властей;

    - государственный суверенитет;

    - верховенство права;

    - политическое и идеологическое многообразие;

    - единство экономического пространства и свобода экономической деятельности;

    - социальный характер государства;

    - светский характер государства;

    - признание и гарантирование местного самоуправления.

    Все эти положения собраны в Главе I Конституции РФ "Основы конституционного строя". Они определяют все последующее содержание Основного Закона и им не могут противоречить никакие другие его нормы. Положения главы в Конституции РФ, устанавливающие основы конституционного строя, не подлежат пересмотру путем внесения в Конституцию поправок и изменений - возможно только принятие новой Конституции.

    Статья 1 Конституции определяет Российскую Федерацию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

    Характеристика России как демократического государства выражает необходимость обеспечения в стране реального действия прав и свобод человека, народовластия, идеологического и политического плюрализма, разделения властей, а также местного самоуправления.

    Конституция РФ закрепляет основные политические права человека и гражданина на уровне международных стандартов (свобода слова, право на объединение, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным и т.д.). Права и свободы человека признаются высшей ценностью. Государство обязано соблюдать и защищать их.

    Единственным источником власти в России, носителем ее суверенитета является многонациональный народ. Это значит, что наша страна провозглашается государством народовластия. Народовластие означает принадлежность всей государственной власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в соответствии с его суверенной волей и конкретными интересами. Народ России осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.

    Характерным атрибутом демократического государства является идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Данный принцип дополняется также конституционным признанием многопартийности. Этот принцип способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность более широких слоев населения, легализует политическую оппозицию, способствует преодолению апатии и отчуждения граждан от власти.

    Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны .Чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей, не только в верхних эшелонах власти, но и во всей ее иерархии, предусматривается соединение этого принципа с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением.

    Конституция РФ устанавливает, что Россия является правовым государством. Это означает, что государство самоограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные организации и граждане.

    Правовое государство - это конституционное государство. Конституция является центром правовой системы, на ее базе строится весь механизм законности государства. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России.

    Основы государственного, территориального устройства России определены в статье 5 Конституции РФ и основаны на принципе федерализма.

    Российский федерализм - это не только форма разрешения национального вопроса в многонациональной стране, но и форма демократизации управления государством. Децентрализация государственной власти и распределение ее по регионам является важной гарантией демократии. Базирующаяся на принципе федерализма децентрализация единой государственной власти обеспечивается разграничением предметов ведения полномочий между РФ и ее субъектами и органами местного самоуправления.

    Конституция РФ установила в России республиканскую форму правления. Российская Федерация - смешанная (полупрезидентская) республика, так как одновременно обладает признаками и президентской, и парламентской республики. Верховная государственная власть и местное самоуправление в стране осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок, что представляет широкие возможности для реального воплощения принципа народовластия.

    Конституция РФ устанавливает, что Россия - это светское государство . Никакая религия не может устанавливаться в стране в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания.

    Статья 7 Конституции РФ закладывает в основу конституционного строя понятие "социальное государство", главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который бы характеризовался ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей. Вместе с тем Основной Закон исходит из того, что обеспечение достойной жизни и свободного развития человека должно быть также делом его ума, рук, инициативы, а основа социальной государственности состоит в том, чтобы создать для этого необходимые условия.

    Основой экономической системы любого государства является регулирование отношений собственности. В Конституции РФ собственность регламентирована значительно шире, чем в большинстве зарубежных конституций. Прежде всего закреплено наличие различных форм собственности, в равной мере защищенных государством. В соответствии со ст. 6 Конституции это: частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особо следует отметить ст. 36, закрепившую право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, придав ему статус одного из основных конституционных прав граждан и их объединений.

    Наличие в государстве конституции не означает, что в нем уже установлен конституционный строй. При конституционном строе прежде всего должно обеспечиваться подчинение государства праву. Как показала практика это - длительный процесс, предполагающий осознанную потребность всех граждан России строго исполнять Основной Закон страны.

    За прошедшее десятилетие в стране произошли принципиальные перемены - Конституцией гарантированы права и свободы личности, сформирована демократическая политическая система, стала реальностью многопартийность. Россияне избирают Президента, депутатов Государственной Думы, губернаторов, мэров, органы местного самоуправления.

    Однако построен лишь каркас правового государства. Дальнейшее его укрепление потребовало решения целого ряда неотложных задач.

    Одним из первых шагов по укреплению российской государственности стало создание федеральных округов и назначение в них представителей Президента.

    13 мая 2000 года в целях обеспечения реализации главой государства своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений Президентом РФ подписан Указ.

    Согласно Указу, на территории страны образовано семь Федеральных округов - структурных единиц нового политического деления России: Центральный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Уральский федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Дальневосточный федеральный округ.

    В каждом округе Президентом назначен полномочный представитель, который подчинен только ему. Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах своих "владений". В задачи этого должностного лица входит организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов власти, представление Президенту регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении дел в нем, посредничество во взаимодействии президентских структур с органами государственной власти субъектов федерации. Полномочный представитель должен обеспечивать и реализацию кадровой политики главы государства.

    Примечательно, что пятеро из семи представителей Президента - выходцы из силовых структур. Выдвижение на ключевые посты в государстве такого типа людей, несомненно, оправданно. Это особый тип государственного человека, более дисциплинированный, сохранивший навыки управления, верящий, что власть дается не в корыстных интересах, а на благо всей страны, всего народа. Это еще и свидетельство того, что и простые люди, и власть стали видеть в военных свое будущее.

    Второй шаг в укреплении нашей государственности определяет возможность федерального вмешательства в ситуации, когда органами власти на местах попираются Конституция России и федеральные законы, нарушаются единые права и свободы граждан России. Ведь именно отсутствие в государстве единого конституционно-правового пространства является одним из наиболее опасных проявлений дезинтеграции. А такое пространство формируется, как известно, только при условии обеспечения в правовой системе страны реального верховенства федеральной Конституции и федерального права, соответствия им конституций, уставов, законов субъектов федерации. Это провозглашенное в Конституции России верховенство торпедируется многочисленными региональными нормативными актами, включая конституции, противоречащими федеральным конституционным принципам и нормам, федеральным законам, да и нередкими отклонениями от федерального права при правоприменении на местах. Так в 1998 году зафиксировано 2000 несоответствий региональных законодательств нормам федеративного, а в 2000 году - уже 6000 таких противоречий.

    В большинстве республик изменения в конституции уже внесены. Главное, однако, заключается в том, чтобы обеспечение верховенства Конституции России, формирование единого конституционного пространства, в котором гарантируются права и интересы Федерации и ее субъектов, единые права и свободы человека и гражданина стали повседневной заботой всех, кто наделен соответствующими конституционными полномочиями и обязанностями, Президента, Федерального Собрания, Правительства, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, судов, прокуратуры.

    Как показала жизнь, последствия таких нарушений катастрофичны. Из подобных, казалось бы, частных вопросов постепенно вызревает сепаратизм, который подчас становится плацдармом для еще более опасного зла - терроризма.

    Так было и в Чечне. Ситуация в республике осложнилась настолько, что ее территория и стала таким плацдармом для экспансии в Россию международного терроризма. Исходной причиной здесь также было отсуствие государственного единства. И Чечня 99-го напомнила о ранее совершенных ошибках. Лишь контртеррористическая операция смогла отвести угрозу распада России. Достоинство и целостность государства помогли сохранить профессиональные военные.

    Поэтому назрела необходимость срочной разработки правовых оснований для введения прямого федерального правления на территории субъектов Российской Федерации, где нарушаются конституционные принципы, попираются права и свободы человека. Кроме того, необходимо как можно быстрее законодательно закрепить систему инструментов федерального контроля за законностью нормативных актов субъектов Федерации, предусматривающую, в частности, ведение федерального Регистра правовых актов субъектов Федерации и установление санкций за умышленное неподчинение должностных лиц правовым актам федеральных органов власти.

    Следующий шаг укрепления власти в стране - реформа Совета Федерации. Президент Российской Федерации Владимир Путин не раз подчеркивал, что власть в стране должна быть работающей. Каждый должен заниматься своим делом. Законодатели и в верхней, и в нижней палатах - принимать законы. А губернаторы, на которых лежит огромная ответственность за социальное благополучие людей, за успех регионального хозяйства, должны исполнять свою работу. Президентом РФ был подписан Закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Согласно закону формирование нового состава СФ должно быть завершено не позднее 1 января 2002 года.

    Новый порядок формирования Совета Федерации предусматривает, что в него входят по два представителя от каждого субъекта РФ - от законодательного и исполнительного органов власти. Глава исполнительной власти, то есть губернатор или президент субъекта Федерации, самостоятельно назначает члена верхней палаты. Правда, его решение вступает в силу только в том случае, если на ближайшем заседании регионального парламента оно не будет опротестовано двумя третями голосов. Представители от законодательных органов избираются региональным парламентом на срок полномочий этого органа.

    Изменение принципа формирования Совета Федерации поставило вопрос об организации постоянного диалога субъектов РФ и главы государства по основным проблемам государственной жизни, о форме участия регионов в подготовке и принятии важнейших общегосударственных решений. Такой формой стал Госсовет Российской Федерации. В новый совещательный орган войдут руководители всех 89 регионов страны. Указ об образовании Госсовета РФ был подписан Президентом Российской Федерации 1 сентября 2000 года.

    Все эти меры направлены прежде всего на наведение порядка в органах власти. Но это - не конечная цель, а лишь самый первый этап государственной модернизации. Соединение ресурсов федеральной, региональных и местных властей потребуется для решения других сложных задач. Главными среди них являются:

    совершенствование политической системы и строительство эффективного государства как гаранта стабильного общественного развития, гаранта соблюдения прав личности;

    фактическое выравнивание возможностей субъектов Федерации в целях обеспечения граждан страны всей полнотой политических и социально-экономических прав;

    создание правовых гарантий развития российской экономики как экономики свободного предпринимательства и деловой инициативы граждан, обеспечение точного и эффективного проведения экономической стратегии на всей территории России.

    Эти задачи будут последовательно решаться для укрепления российской государственности.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


    написать администратору сайта