Содержание введение 3 Глава I. Теоретикометодические основы приобщения дошкольников к музыкальному фольклору 6
Скачать 402.5 Kb.
|
СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава I. Теоретико-методические основы приобщения дошкольников к музыкальному фольклору 6 1.1. Музыкальный фольклор как явление народной культуры 6 1.2. Значение музыкального фольклора в развитии музыкально-творческих способностей дошкольников 12 1.3. Формы, методы и приемы приобщения детей дошкольного возраста к музыкальному фольклору 16 Выводы по первой главе 31 Глава 2. Экспериментальное исследование, направленное на формирование интереса к музыкальному фольклору у детей дошкольного возраста 33 2.1. Описание исследования и анализ участников эксперимента 33 2.2. Констатирующий этап 36 2.3. Формирующий этап 40 2.4. Контрольный этап 43 2.5. Разработка методических рекомендаций для воспитателей 48 Выводы по второй главе 51 Заключение 52 Список литературы 55 Словарь терминов 57 Приложения 59 ВВЕДЕНИЕ Согласно ФГОС дошкольного образования, одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. Понятие эстетического развития включает в себя две составляющие: первое - формирование эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; второе - художественное развитие - приобщение к искусству и художественной деятельности. Общество стремится сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе и музыкальное наследие. На основе переживания, осознания красоты музыкального произведения ребенок приближается к эстетическому восприятию. Он развивается через познание культурного наследия и должен воспитываться так, чтобы быть способным его приумножить. Музыкальный фольклор, то есть музыка, создаваемая самим народом, является наиболее древним по происхождению видом музыкального искусства. По возрасту фольклор равен его носителю – этносу, истоки его уходят в древность. Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные нравственные ценности, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Народная музыка, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами. Актуальность исследования продиктована ФГОС дошкольного образования детей, согласно которым в числе основных принципов названы приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности; учёт этнокультурной и социальной ситуации развития детей. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения эстетической культурой средствами музыкального фольклора. Если в процессе педагогической деятельности будет сформирован устойчивый интерес к музыкальному фольклору, это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка и будет способствовать его духовному становлению. Цель исследования - формирование интереса к музыкальному фольклору у детей дошкольного возраста и составление методических рекомендаций для воспитателей. Объект исследования - содержание и организация образовательной деятельности в ДОО. Предмет исследования – интерес и формирование интереса к музыкальному фольклору у детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что включение в содержание музыкального воспитания фольклорного материала будет способствовать развитию интереса к нему у детей дошкольного возраста. Цель, объект, предмет и сформулированная гипотеза позволили определить задачи исследования: - исследовать музыкальный фольклор в качестве особого явления народной культуры; - определить значение музыкального фольклора в развитии музыкально-творческих способностей дошкольников; - проанализировать формы, методы и приемы приобщения детей дошкольного возраста к музыкальному фольклору; - провести экспериментальное исследование, направленное на формирование интереса к музыкальному фольклору у детей дошкольного возраста. В ходе данной работы были использованы следующие методы работы: - анализ психолого-педагогической литературы, - индивидуальная беседа, - наблюдение, - опрос, - анализ продуктов детской деятельности. Традиции и воспитательное значение музыкального фольклора привлекали и привлекают к себе внимание многих исследователей. Теория воспитания на началах народности разработана в трудах таких авторов как О.Л.Князева, М.Д. Маханева, М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова, Ю.А. Толмачев и др. Формирование интереса у детей дошкольного возраста к фольклору русского народа исследовали И.А. Бойчук, Т.Н. Попушина, И.Г. Гаврилова, Л.И. Мельникова, А.Н. Зимина и др. Труды этих и других ученых послужили теоретической базой настоящей работы. ГЛАВА I. Теоретико-методические основы приобщения дошкольников к музыкальному фольклору Музыкальный фольклор как явление народной культуры Музыкальное воспитание и образование в Российской Федерации является неотъемлемой частью общеобразовательного процесса, направленного на формирование всесторонне развитой личности. Основная трудность музыкального воспитания и образования в XXI веке – ослабление связей с национальными, духовно-культурными традициями. Развитие духовности немыслимо без ощущения себя как части своего народа, его культуры. В этом смысле фольклор – всегда школа, школа общения, красоты поведения, быта, одежды, труда. Это бесценный дар памяти поколений, своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке. Фольклорное наследие народов мира – это неувядающий источник сохранения духовно-культурных достижений, имеющий признаки национальной принадлежности и самобытности. В настоящее время заметен растущий интерес к фольклору и потребность в общении с народными истоками. Использование интонационного своеобразия национального фольклора в педагогической теории и практике выступает перспективным направлением решения проблемы национального музыкально-эстетического воспитания дошкольников. Народное музыкальное творчество – уникальное явление художественной культуры социума. Оно отражает национальное художественное сознание и менталитет того или иного народа, в нем закрепляются эстетические ценности народа. Народная музыкальная культура является первоосновой музыкальной культуры общества, именно на основе народной музыки формируется профессиональная музыкальная школа. Эстрадная музыка тесно связана с этническими музыкальными традициями. Фольклорные традиции проникают и в современные направления музыкального искусства. Чрезвычайно популярны аранжировки народных мелодий [21, с. 57]. Народная музыка (музыкальный фольклор) - это вокальное, инструментальное и вокально-инструментальное народно-коллективное творчество народа, которое бытует, как правило, в устной форме и передается благодаря исполнительским традициям. Истоки народной музыки, как и других искусств, уходят в доисторическое прошлое. Музыкальные традиции разных общественных формаций исключительно устойчивы, живучи. В каждую историческую эпоху сосуществуют большие или малые древние и трансформированные произведения, а также заново создаваемые на их основе. В совокупности они образуют традиционный музыкальный фольклор. Его основу составляет музыка крестьянства, которая длительное время сохраняет черты относительной самостоятельности и в целом отличается от музыки, связанной с более молодыми, письменными традициями. Основные виды музыкального народного творчества - песни, эпические сказания, танцевальные мелодии, плясовые припевки (русские частушки), инструментальные пьесы и наигрыши. Каждое произведение музыкального фольклора представлено целой системой стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих изменения народной музыки в процессе ее исполнения. Жанровое богатство народной музыки - результат разнообразия ее жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина: календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масленичные, купальные песни), полевые работы (покосные, жатвенные песни), рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни), смерть (похоронные плачи - причитания). У скотоводческих народов песни были связаны с приручением коня, загоном скота. Представление о музыкальном фольклоре связано, прежде всего, с целым рядом его особенных функций. Среди них можно выделить такие, как познавательная, коммуникативная и воспитательная функции [22, с. 41]. Познавательная функция музыкального фольклора реализуется через систематическое приобретение знаний о его различных жанрах, проникновение в сущность народных традиций, постижение исторически сложившихся форм. Художественное познание фольклора как «модели мира» раскрывает человеку звучащие подлинно-народные традиции, помогает в освоении глубинных закономерностей народного музыкального мышления. Коммуникативная функция выступает в самом широком смысле, как общение с миром народной культуры и с другими людьми. Это общение, в ходе которого ныне живущее поколение не только узнает о многообразии культурно-исторических традиций, религий и укладов, особенностях материальной и духовной деятельности людей разных стран, но и учится бережно относиться к непонятной порой культуре, понимать специфические особенности искусства других народов, уважительно воспринимать человека с отличным от своего мировоззрением. Именно коммуникативная функция музыкального фольклора несет в себе неограниченные возможности в плане понимания своего и иного «культурного поля», восприятия мира во всем его художественном разнообразии, формирования из поколения в поколение исходных гуманистических позиций по отношению к другим людям. Воспитательная функция заключается в целенаправленном воздействии искусством народной памяти на эмоционально-духовную сферу личности каждого человека. Результатом воздействия становится наличие эстетического идеала как меры воплощения красоты в народном искусстве и жизни, и как основы творчества в любой избранной сфере деятельности. Такое влияние музыкального фольклора обусловлено его смыслом – воспроизведением окружающего мира в художественных образах, мелодических интонациях, поэтической фантазии. Именно художественно-образное содержание, многоплановое и ассоциативное, помогает раскрыть явления народной действительности «одно через другое» в их глубине и целостности, разнообразии и взаимосвязи между собой, драматических столкновениях и гармонии. Музыкальный фольклор как явление художественной культуры рассмотрен в исследовании в качестве системного объекта человеческой деятельности и результата общественной художественной практики, где феномен духовности пронизывает и органично связывает в единое целое народную педагогику, эстетику, этику и другие области гуманитарного знания. «Духовный лик» народного музыкального творчества (по Н.А. Бердяеву), воплощенный в культурной традиции, социальной среде каждой нации, человеке как носителе культурно-исторической памяти предшествующих поколений выступает вечно живым выразителем народного самосознания и национального характера [10, с. 97]. Фольклор, являясь проявлением бытового уклада различных слоев общества, как часть древнерусского певческого искусства находился на высоком уровне репродуцирования. В процессе эволюции складывались специфические вокальные, исполнительские приемы и способы передачи живой интонации музыкально-поэтической речи. Народная музыка – это музыкально-поэтическое творчество народа. Она является неотъемлемой частью фольклора и вместе с тем включается в исторический процесс формирования и развития культовой и светской, профессиональной и массовой музыкальной культуры. Исследователи определяют народную музыку как продукт музыкальной традиции, формируемой в процессе устной передачи тремя факторами - непрерывностью (преемственностью), вариантностью (изменчивостью) и избирательностью (отбором среды). Музыкальный фольклор - уникальная, самобытная культура наших предков - осознается современным обществом как фактор преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Из поколения в поколение народ передает через фольклор свой нравственный и эстетический завет, свой дух и свою мудрость. Народная музыка существует в следующих основных видах: песня, песенная импровизация, песни без слов, эпическое сказание, инструментальные пьесы и наигрыши. Народная музыка явилась основой практически всех национальных профессиональных школ, начиная от простейших обработок народных мелодий, до индивидуального творчества, претворяющего в жизнь законы, специфические для той или иной народной музыкальной традиции. Детский фольклор составляет обширную и глубоко оригинальную область традиционного народного творчества. Термин детский фольклор был введен в нашей стране в научный обиход советскими учеными в начале ХХ века. Им обозначали произведения устной народной словесности, предназначенные для детей и исполняемые взрослыми и детьми. Признан детский фольклор значительным разделом народного поэтического творчества. Традиционные детские песни, фиксируемые в настоящее время, представляют собой исторически сложившийся своеобразный тип народно- песенной художественной формы. Как самостоятельный пласт фольклора традиционное детское музыкальное творчество сложилось, с одной стороны, под непосредственным влиянием древнейших попевок, а с другой — явилось результатом своеобразного, глубоко оригинального детского мировосприятия, миропонимания [15, с. 99]. Детские песни построены преимущественно на традиционных, устоявшихся попевках-формулах. Усваивая их с самого раннего возраста, дети постигают народный попевочный словарь, лежащий в основе народного музыкального творчества. Выразительные, легко запоминающиеся попевки-формулы не только облегчают восприятие и воспроизведение детьми различных детских песен, но и нередко способствуют возникновению индивидуальных вариантов традиционных фольклорных образцов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям того или иного ребенка. Кроме того, традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и их легкие, дыхание, голосовой аппарат — ведь большинство закличек, приговорок, дразнилок поются полным голосом, как можно громче. Знакомясь с детским музыкально-поэтическим творчеством, необходимо учитывать, что значение его функциональное, утилитарное - оно призвано помочь интересней провести игру, организовать её. Песенки, припевки иллюстрируют действия, дают наиболее полный выход эмоциональной энергии детей, их темпераменту — ведь в основе их понимания, мироосвоения лежит именно игра, игровой момент [17, с. 81]. Художественные формы, связанные с детской музыкально-поэтической, игровой культурой, составляют одну из интереснейших областей русского фольклора. Сопровождая с самого рождения рост и развитие ребенка, они прочно входили в сознание, формировали поведенческие нормы, жизненно-бытовой уклад детей сообразно общепринятой традиции. В лаконичных и простых на первый взгляд формах раннего детского пестования, игрового фольклора, в закличках, приговорках заключен богатейший, совершенно особый образно-поэтический мир. Ведущими организующими факторами в напевах являются, во-первых, вербальное начало – сам стих, слово с особыми формами его произнесения, продиктованными жизненным смыслом, функциональным назначением того или иного фольклорного текста. Во-вторых, метроритмический строй, в основе которого легко обнаруживаются простейшие ритмопримитивы, связанные с различными формами движения, счётом. Если понаблюдать за бытованием традиционного фольклора в детской среде, то можно заметить, что, обращаясь к солнцу, радуге, дождю и ветру, дети, как правило, не проговаривают, а напевают свои заклички. Поются также дразнилки и многие считалки, напевное интонирование помогает чище и скорее проговаривать сложные скороговорки. Исполняются нараспев многие приговорки птицам и животным. В таком, казалось бы, сугубо прозаическом жанре, каким являются сказки, множество песенок: поёт колобок, поёт козлятам коза и т.д. Мир музыкальных звуков окружает ребенка с момента его рождения (колыбельные песни) и на протяжении всего периода взросления. Всё это позволяет выделить детский музыкальный фольклор в особый раздел народного творчества, в основе которого лежит не только поэтическое слово, но и напевное интонирование Значение музыкального фольклора в развитии музыкально-творческих способностей дошкольников Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира, освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. На современном этапе главная задача при знакомстве детей со средствами музыкального фольклора - повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего детства, когда ещё только закладываются основные понятия у ребёнка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки Именно музыкальный фольклор с дошкольного детства служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность [14, с.47]. В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и музыкальные занятия, и кружковая работа, а также проведение праздников и развлечений - всё это носит большие возможности для творческого развития дошкольников. В художественно-эстетическом образовании и воспитании дошкольника значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. Поэтому так важно обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре. Анализируя детское продуктивное творчество, можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей ведь только творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка. Народное творчество необходимо использовать для того, чтобы заложить в душе ребенка основу художественной культуры, благодаря которой он в будущем будет интуитивно точно реагировать на самые различные формы музыкального искусства и откликаться только на его высокие образцы: ведь фольклор - это коллективное художественное творчество народа, веками вбиравшее в себя его жизненный опыт и знания. Музыкально-фольклорное воспитание детей в современном дошкольном учреждении позволяет формировать интерес к народным традициям, поскольку данный возрастной период отличается обостренным восприятием, эмоциональной отзывчивостью, любознательностью, поэтому наиболее плодотворен для формирования у дошкольников интереса к фольклору на занятиях музыкой [9, с. 83]. Изучение музыкального фольклора является важным инструментом осознания детьми себя как личности в пространстве культуры, народного творчества, духовных ценностей, обладает огромным воспитательным потенциалом. Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные нравственные ценности, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Народная музыка, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами. Музыкальный фольклор обладает существенными художественно-педагогическими возможностями, является одним из универсальных средств воспитания ребенка, обучения его основам культуры, приобщения к традиционному народному опыту. Музыкальный фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и что дурно, что красиво и что некрасиво. Фольклор дает им самые главные и простые понятия о жизни, о людях. Он отражает общеинтересное, насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе. Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения. Музыкальный фольклор, применяемый в обучении детей, многообразен. Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании дошкольников. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они – участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей. В процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности. Всё это говорит о том, что музыкальный фольклор может быть одной из основ музыкального репертуара в детском саду. |