Главная страница
Навигация по странице:

  • ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование, направленное на формирование интереса к музыкальному фольклору у детей дошкольного возраста

  • 2.2. Констатирующий этап

  • 2.3. Формирующий этап

  • 2.4. Контрольный этап

  • Содержание введение 3 Глава I. Теоретикометодические основы приобщения дошкольников к музыкальному фольклору 6


    Скачать 402.5 Kb.
    НазваниеСодержание введение 3 Глава I. Теоретикометодические основы приобщения дошкольников к музыкальному фольклору 6
    Дата16.06.2022
    Размер402.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаformirovanie_interesa_k_muzykalnomu_folkloru_u_detey_doshkolnogo.doc
    ТипРеферат
    #596918
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    Выводы по первой главе
    1. Музыкальный фольклор в свете проблемы приобщения ребенка к традиционной народной культуре рассматривается как подлинник и характеризуется такими свойствами, как традиционность (народные представления о природе, человеке, социуме, а также характерные способы их художественного отображения); устностъ (специфика организации и передачи фольклорного текста); синкретизм (единство вербального, певческого, танцевального, инструментального, театрально-игрового начал); вариативность (личностный исполнительский поиск, ориентированный на заданный традицией образец); коллективность (ансамблевая природа народных песен, коллективное и индивидуальное начало в детском творчестве); функциональность (связь фольклорного текста с жизнью, ситуацией исполнения).

    2. Эффективность педагогического процесса приобщения к традиционной народной культуре предполагает:

    - организацию педагогического процесса по овладению культурным опытом народа (его духовным, музыкально-фольклорным, познавательным и бытийно-практическим компонентами);

    - комплексный подход к освоению музыкального фольклора, сочетающий фольклористический и педагогический аспекты;

    - сотворчество детей и взрослых в условиях «проживания» фольклора, его социальной востребованности.

    3. Методика приобщения выстраивается на основе опыта народной педагогики и предполагает использование традиционных методов (наглядность, игра, подражание, совместные действия: подпевание, подхватывание, диалог, побуждения к самостоятельным проявлениям ребенка, детское творчество), форм (специально разработанные комплексные музыкально-фольклорные занятия, где народная музыка осваивается как феномен устной традиции; народные праздники на традиционной основе; включение элементов традиционного уклада в жизнедеятельность дошкольного учреждения) и способов (обучение посредством игры, применение аудио- и видеозаписей, использование обучающих возможностей детского коллектива).

    ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование, направленное на формирование интереса к музыкальному фольклору у детей дошкольного возраста
    2.1. Описание исследования и анализ участников эксперимента
    Базой проведения педагогического эксперимента являлось Государственное образовательное учреждение Детский сад № 1520, которое располагается по адресу: Московская область, город Бронницы, поселок Марьинка. Учреждение начало функционировать в 1939 году. Территория участка ГБОУ составляет 9,8 га, где находится старинный липовый парк, большие участки для прогулки детей, оснащённые малыми формами в соответствии с возрастом воспитанников. На территории функционирует: экологическая тропа с подбором разнообразных деревьев и кустарников, огород, уголок сада, мини-стадион.

    Работа в дошкольном учреждении № 1520 ведется по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Коморовой, М.А. Васильевой 2011 г.

    В детском саду функционирует 6 групп:

    - 2 группы раннего возраста,

    - 1 группа 2-я младшая,

    - 1 средняя группа,

    - 1 старшая группа,

    - 1 подготовительная к школе группа.

    В детском саду оборудованы:

    - методический кабинет;

    - кабинеты психолога и логопеда;

    - медицинский кабинет;

    - изолятор;

    - музыкальный зал;

    - кукольный театр;

    - физкультурный зал;

    - зал двигательной активности;

    - комната природы;

    - участки для прогулок детей;

    - сенсорная зона;

    - уголок русского быта;

    - групповые помещения с учетом возрастных особенностей детей.

    Участниками педагогического эксперимента стали дети старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Формируются социальные представления морального плана. Постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле.

    Расширяются интеллектуальные возможности детей. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты.

    В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание.

    Педагоги В.И. Логинова и П.Г. Саморукова считают, что «к концу старшего дошкольного возраста ребенок может более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а также более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает выразительно-изобразительные средства в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить их необходимость в данном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений. Активно развиваются художественно-творческие способности, дети сами придумывают загадки, сочиняют стихи, сказки, песни, пляски, создают аппликацию, рисуют, лепят. У них появляется оценочное отношение к творческим проявлениям, как своих сверстников, так и своим собственным.

    У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и в искусстве, к различным видам художественной и игровой деятельности. У детей наблюдается яркое выражение эмоциональной восприимчивости к поведению литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения детьми еще не осознаются. Продолжает развиваться художественное творчество, однако детские замыслы еще характеризуются недостаточной устойчивостью и отчетливостью. Дальнейшее эстетическое развитие ребенка осуществляется в школе» [7, с. 3 - 4].

    В экспериментальном исследовании приняли участие 26 детей старшего дошкольного возраста. Исследовательская работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

    Цель педагогического эксперимента: выявление начального уровня интереса к музыкальному фольклору у старших дошкольников, а также разработка и апробация цикла занятий, направленного на формирование интереса к музыкальному фольклору у детей данного возраста.

    Исходя из, цели нами были поставлены следующие задачи экспериментального исследования:

    1. Выявить начальный уровень заинтересованности музыкальным фольклором детей старшего дошкольного возраста.

    2. Разработать и провести цикл занятий, направленный на формирование и развитие интереса к музыкальному фольклору у старших дошкольников.

    3. Выявить динамику развития интереса к музыкальному фольклору у детей старшего дошкольного возраста.

    2.2. Констатирующий этап
    Целью констатирующего этапа стало выявление начального уровня заинтересованности детей музыкальным фольклором.

    Были поставлены следующие задачи:

    1) Разработать анкету для опроса детей с целью выявления уровня их заинтересованности музыкальным фольклором.

    2) Выявить первоначальный уровень интереса старших дошкольников к музыкальному фольклору.

    3) Проанализировать результаты, полученные в ходе диагностики.

    Для выяснения уровня интереса к музыкальному фольклору у старших дошкольников был проведен опрос детей. Им задавались следующие вопросы:

    1. Знаешь ли ты какие-либо народные музыкальные инструменты?

    2. На каких народных музыкальных инструментах ты пробовал(а) играть на музыкальных занятиях в детском саду или дома?

    3. Знаешь ли ты какие-либо народные песни, потешки, заклички?

    4. Какие народные праздники ты знаешь, празднуешь дома или в саду?

    5. Используешь ли ты в своих играх какие-либо песенки, потешки, считалки?

    Для того чтобы детям было легче ответить на вопросы, им был показан специально подготовленный иллюстративный материал: карточки с изображениями народных музыкальных инструментов, картинки к потешкам и закличкам, иллюстрации с изображениями празднования Масленицы, Троицы, Святок, Ярмарки, хороводов.

    Ответы дошкольников были проанализированы, математически обработаны и обобщены. Затем полученные результаты были проиллюстрированы графически.

    Ответы на первый вопрос иллюстрирует диаграмма на рисунке 1.



    Рис. 1. Ответы на вопрос «Знаешь ли ты какие-либо народные музыкальные инструменты?»

    Анализируя ответы детей, можно отметить, что 35 %, что составляет треть группы, не смогли назвать ни одного народного инструмента, 1-2 инструмента знают 45 % дошкольников, 3-4 инструмента назвали только 15 %, а более 4 – лишь 5 % детей.

    Ответы на второй вопрос иллюстрирует диаграмма на рисунке 2.



    Рис. 2. Ответы на вопрос «На каких народных музыкальных инструментах ты пробовал(а) играть на музыкальных занятиях в детском саду или дома?»

    Анализируя ответы детей на второй вопрос, можно отметить, что больше половины из них никогда не играли на каком-либо народном музыкальном инструменте, играли на свистульке (в основном, дома) – 21 %, на ложках и трещотке в процессе музыкальных занятий в детском саду – 16 и 7 % соответственно.

    Ответы на третий вопрос иллюстрирует диаграмма на рисунке 3.



    Рис. 3. Ответы на вопрос «Знаешь ли ты какие-либо народные песни, потешки, заклички?»

    Анализируя ответы дошкольников на третий вопрос, можно отметить, что более трети из группы затруднились назвать хотя бы одно фольклорное произведение, 1-2 назвали треть опрошенных детей, 3-4 – 21 %, а более 4 – лишь 9 % детей.

    Ответы на четвертый вопрос иллюстрирует диаграмма на рисунке 4.



    Рис. 4. Ответы на вопрос «Какие народные праздники ты знаешь, празднуешь дома или в саду?»

    Анализируя ответы дошкольников на четвертый вопрос, можно отметить, что ни одного народного праздника не смогли назвать половина опрошенных детей, назвали 1-2 праздника - 36 %, а более 2 праздников только 14 % дошкольников. Ответы на пятый вопрос иллюстрирует диаграмма на рисунке 5.

    Анализируя ответы дошкольников на пятый вопрос, можно отметить, что половина из них не использует в своих играх такие фольклорные элементы как песенки, потешки, считалки, 37 % детей используют их иногда, а 14 % используют часто.

    Обобщив ответы на все пять вопросов, можно сделать общий вывод о том, что высокий уровень интереса к музыкальному фольклору был выявлен у 15 % старших дошкольников, средний уровень – у 35 % детей, а низкий уровень интереса можно диагностировать у половины испытуемых.



    Рис. 5. Ответы на вопрос «Используешь ли ты в своих играх какие-либо песенки, потешки, считалки?»

    2.3. Формирующий этап
    Результаты констатирующего этапа эксперимента подвели нас к необходимости проведения с детьми старшего дошкольного возраста целенаправленной, методически грамотно организованной работы, направленной на формирование у детей интереса к музыкальному фольклору на занятиях в детском саду. Данная работа и стала целью формирующего этапа эксперимента.

    Поставленная цель обусловила решение следующих задач:

    - познакомить детей с разнообразием и особенностями русского фольклора, развивать интерес к нему;

    - оказывать содействие накоплению эстетического опыта, опыта эмоциональных переживаний, чувств и настроений;

    - расширять знания и представления детей о национальной культуре и традициях русского народа;

    - способствовать оптимальному развитию всех музыкальных способностей детей.

    Единая структура музыкальных занятий обуславливала подбор одинаковых групп методов и приемов обучения: побуждения, убеждения средствами музыки, приучения, индивидуального подхода к детям и использовании нетрадиционных форм и методов: стимулирования детей к музыкальной деятельности, создания поисковых ситуаций, побуждающих к творческим действиям, приемы, обеспечивающие перенос полученных знаний, умений и навыков в другую деятельность.

    Ведущей формой проведения занятий стала игровая.

    Весь используемый на формирующем этапе музыкальный фольклор был распределен на 3 раздела в соответствии с классификацией Г.С.Виноградова:

    1) календарный фольклор;

    2) потешный фольклор;

    3) игровой фольклор.

    В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой, календарными датами или имеющие сезонный характер. Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным, а также детские гадания и заговоры, у детей они являются элементами игры. К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички, обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.) приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям.

    Потешный фольклор - прибаутки, небылицы, дразнилки, имеют самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение – развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод. Небылицы – особый вид песен со смещением в содержании всех реальных связей и отношений – основанных на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь по полю летит и т.д.). Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека. Прибаутки – короткие по форме (4-8 строф), забавные песенки, своего рода ритмизованные сказочки.

    Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. В развитии музыкальных способностей средствами музыкального фольклора использую народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.

    В работе с детьми были использованы разнообразные средства и формы ознакомления детей с фольклором. В процессе знакомства с устным народным творчеством (прибаутки, небылицы, скороговорки, потешки, загадки) у детей активно формируются музыкальные, творческие и речевые навыки. Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства. Знакомясь с хороводами, дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий. Обучение детей игре на народных музыкальных инструментах развивает у детей чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем. Осмысление образного содержания, выполнение движений со сменой характера музыки, умение менять ритм, темп происходит во время знакомства и постановки народных танцев. Данная система работы включает в себя и обучение детей сольному, ансамблевому и хоровому пению.

    Обращение к фольклору открывает возможности сохранения складывающейся веками системы человеческих ценностей, гуманных отношений между людьми в современных условиях воспитания дошкольников. Так постепенно наши дети приучаются к музыкальному искусству, а это очень важно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новые знания, умения и навыки. Становится богаче и разнообразнее их духовный мир. Формирование и развитие у детей интереса к музыкальному фольклору в дошкольном учреждении будет способствовать их успешному развитию в будущем и поможет стать мыслящими, нравственными, творческими людьми, несущими и хранящими историю и духовность поколений.

    Конспекты занятий с детьми приведены в приложениях 1-4.

    2.4. Контрольный этап
    Целью контрольного этапа стала повторная диагностика уровня заинтересованности детей музыкальным фольклором.

    В соответствии с установленной целью были поставлены следующие задачи:

    1) Провести повторную диагностику методом опроса с целью выявления уровня заинтересованности старших дошкольников музыкальным фольклором.

    2) Проанализировать результаты, полученные в ходе диагностики.

    3) Сделать вывод по результатам всех этапов педагогического эксперимента.

    Для повторного выяснения уровня интереса к музыкальному фольклору у старших дошкольников был проведен опрос детей. Им задавались те же самые вопросы, что и на констатирующем этапе исследования.

    Ответы дошкольников были проанализированы, математически обработаны и обобщены. Затем полученные результаты были проиллюстрированы графически.

    Ответы на первый вопрос иллюстрирует диаграмма на рисунке 6.



    Рис. 6. Ответы на вопрос «Знаешь ли ты какие-либо народные музыкальные инструменты?»

    Анализируя ответы детей, можно отметить, что не смогли назвать ни одного народного инструмента только 10 % детей, 1-2 инструмента назвали 25 % дошкольников, более половины детей (55%) смогли назвать 3-4 инструмента, а более 4 – 10 % детей.

    Ответы на второй вопрос иллюстрирует диаграмма на рисунке 7.



    Рис. 7. Ответы на вопрос «На каких народных музыкальных инструментах ты пробовал(а) играть на музыкальных занятиях в детском саду или дома?»

    Анализируя ответы детей на второй вопрос, можно отметить, что только 10 % детей, которые пропустили несколько занятий по болезни, ответили, что никогда не играли на каком-либо народном музыкальном инструменте, в процессе музыкальных занятий в детском саду играли на свистульке – 30 %, на ложках и трещотке – 50 и 10 % соответственно.

    Ответы на третий вопрос иллюстрирует диаграмма на рисунке 8.



    Рис. 8. Ответы на вопрос «Знаешь ли ты какие-либо народные песни, потешки, заклички?»

    Анализируя ответы дошкольников на третий вопрос, можно отметить, что затруднились назвать хотя бы одно фольклорное произведение только 5 % детей, 1-2 назвали 20% опрошенных детей, 3-4 – 60 %, а более 4 – 15 % детей.

    Ответы на четвертый вопрос иллюстрирует диаграмма на рисунке 9.

    Анализируя ответы дошкольников на четвертый вопрос, можно отметить, что ни одного народного праздника не смогли назвать лишь 5 % опрошенных детей, назвали 1-2 праздника - 65 %, а более 2 праздников – почти треть опрошенных дошкольников.


    Рис. 9. Ответы на вопрос «Какие народные праздники ты знаешь, празднуешь дома или в саду?»

    Ответы на пятый вопрос иллюстрирует диаграмма на рисунке 10.

    Анализируя ответы дошкольников на пятый вопрос, можно отметить, что половина из них ответила, что часто использует в своих играх разученные на занятиях в детском саду песенки, потешки, считалки, 30 % детей используют их иногда, а 20 % не используют.

    Обобщив ответы на все пять вопросов, можно сделать общий вывод о том, что интерес к музыкальному фольклору у старших дошкольников, принявших участие в педагогическом эксперименте, существенно возрос. В процессе контрольного этапа исследования мы выяснили, что высокий уровень интереса к музыкальному фольклору демонстрируют теперь четверть старших дошкольников, средний уровень диагностирован у 65 % детей, а низкий уровень интереса – лишь у 10% испытуемых.



    Рис. 10. Ответы на вопрос «Используешь ли ты в своих играх какие-либо песенки, потешки, считалки?»

    Таким образом, по результатам всех этапов проведенного педагогического эксперимента модно сделать общий вывод о том, что целенаправленные и методически грамотно организованные музыкальные занятия, направленные на повышение интереса старших дошкольников к музыкальному фольклору, дали хорошие результаты. По результатам наблюдений за детьми в ходе музыкальных занятий, можно отметить, что дошкольники занимались охотно и с радостью, им было интересно. Повторно проведенный опрос показал, что интерес к музыкальному фольклору у детей существенно возрос, они больше стали знать о народных музыкальных инструментах, выучили произведения малых фольклорных форм, узнали много нового о русских народных праздниках, стали чаще использовать в своих играх песенки, считалки, потешки.

    1   2   3   4


    написать администратору сайта