Главная страница
Навигация по странице:

  • Выводы по второй главе

  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Детский фольклор

  • Дошкольный возраст

  • Малые жанры фольклора

  • Музыкально-творческие способностями

  • Музыкальный фольклор

  • Народная культура

  • Народная песня

  • Народные праздники

  • Педагогический эксперимент

  • Считалка

  • Содержание введение 3 Глава I. Теоретикометодические основы приобщения дошкольников к музыкальному фольклору 6


    Скачать 402.5 Kb.
    НазваниеСодержание введение 3 Глава I. Теоретикометодические основы приобщения дошкольников к музыкальному фольклору 6
    Дата16.06.2022
    Размер402.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаformirovanie_interesa_k_muzykalnomu_folkloru_u_detey_doshkolnogo.doc
    ТипРеферат
    #596918
    страница4 из 4
    1   2   3   4

    2.5. Разработка методических рекомендаций для воспитателей
    В процессе достижения цели настоящего исследования был систематизирован теоретический и накоплен практический материал по вопросам формирования и развития интереса к музыкальному фольклору у детей дошкольного возраста. Данный материал можно представить в виде методических рекомендаций для воспитателей и музыкальных работников дошкольного учреждения:

    1. Обязательным требованием к музыкальному репертуару дошкольного учреждения является его доступность для детского восприятия и исполнения. Художественные образы, выражающие близкие детям чувства и мысли, понятная тематика должны соответствовать объёму представлений о жизненных явлениях, которыми располагает ребенок дошкольного возраста.

    2. Народная музыка всегда должна быть яркой, образной, предельно приближённой к переживаниям и интересам ребёнка, чтобы обогащать его в познавательном и эмоциональном отношении.

    3. Подбор репертуара для конкретной группы, хорового коллектива, юных солистов — дело творческое и далеко не столь легкое, как может показаться. Хорошо подобранный репертуар должен включать в себя песни напевные (кантиленные) и песни энергичные, бодрые. Однако важно не только разнообразие характера песен, но и их тематика. Для полноценного воспитания детей далеко не безразлично, о чём они будут петь. Особенно важно использовать песни на животрепещущие темы, которые роднят ребят с думами и чувствами всего народа, сближают их жизнь с событиями сегодняшнего дня. Что же касается интересов детей, то их следует не только учитывать, но и направлять.

    4. Народные музыкальные игры вызывают у детей оживление, хорошее настроение, радость от проявленной ловкости, быстроты реакции. Интересен в этом плане подбор игр в сборнике Г.Науменко: «Дождик, дождик, перестань!», «В прятки», «Бубен», «В волка», «Кривой петух», «Горелки» и другие.

    5. Современное музыкальное занятие в дошкольном учреждении отличается не только разнообразием форм работы и информативной насыщенностью, но и технической оснащенностью для полноценного музыкального воспитания на современном уровне требований к фундаментальности воспитательного процесса. В помещении для проведения музыкальных занятий необходимо иметь звукозаписывающую и звуковоспроизводящую аппаратуру, нотные сборники, книги о музыке, наглядные пособия, проекционную аппаратуру, набор музыкальных инструментов.

    6. Для развития интереса к музыкальному фольклору, а вместе с тем и для развития разнообразных музыкальных эмоций детям необходимо предлагать широкий спектр произведений русского народного творчества, включающий в себя лирические песни, героические баллады, игровые, обрядовые песни, потешки и дразнилки из детского фольклора.

    7. В работе по нравственно-эстетическому воспитанию дошкольников средствами народного искусства необходимо придерживаться следующих принципов:

    - Активно поддерживать стремление ребенка к прекрасному, воспитывать в нем нетерпимость к злу, веру в победу и справедливость. В результате этого у детей формируется потребность помочь другому в беде, стремление преодолеть и наказать зло, проявляется желание быть красивым, умным, добрым.

    - Формировать способность детей к самообучаемости. Развивать умение не только чисто интонировать, какую-то народную песню, передать русский образ в движении, но и также передать своё отношение к песне, образу, приветствовать их стремление сделать это с увлечением, испытывая радость от самого процесса исполнения, от возможности проявления самостоятельности. На этом этапе проявляются индивидуальные качества детей.

    - Формируя у детей эмоционально-оценочное отношение к окружающей действительности, индивидуальные нравственно-эстетические качества, необходимо подвести их к самостоятельной оценочной деятельности. Вначале следует вместе оценивать различные ситуации в жизни, отношения между людьми, в природе, в произведениях искусства. Затем подводить детей к собственным суждениям, предлагая проблемные вопросы, когда необходимо сделать выбор и мотивировать свой ответ. Это даёт возможность увидеть степень сформированности ценностных ориентации.

    7. Знакомя детей с искусством музыкального фольклора, необходимо вовлекать их в интересный творческий процесс, где они раскрепощаются, проявляют свои чувства, эмоции, развиваются их творческие способности, умение объективно оценивать себя и других, чувствовать истинное и фальшь.

    8. Искусство музыкального фольклора - искусство коллективное. Находясь в группе сверстников, дети чувствуют, что их эмоции получают внешнее подкрепление, одобрение, становятся разделенными эмоциями. Дети испытывает общие чувства, обмениваются ими с другими, в них пробуждается сочувствие - прекрасное душевное качество, сопереживание. Преимущество воспитания и развития детей средствами музыкального фольклора заключается, прежде всего, в коллективной деятельности. Самое главное в творческой атмосфере такой деятельности, что ребенок развивается быстрее, полноценнее. Он чувствует, что его способности востребуются, находки используются, он ощущает себя нужным и важным.

    9. Знакомя детей с искусством музыкального фольклора, необходимо не только подводить их к истокам музыкальной культуры своего народа, но вместе с этим создавать естественную среду для развития у них фантазии, воображения, творчества, а также воспитывать любовь к обычаям и традициям своего народа, чувство патриотизма.

    Выводы по второй главе
    Во второй главе исследования был проведен педагогический эксперимент, направленный на формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к музыкальному фольклору.

    Для проведения констатирующего и контрольного этапов эксперимента был разработан специальный опросник для детей, с помощью которого был диагностирован начальный и конечный уровень интереса дошкольников к музыкальному фольклору.

    На формирующем этапе эксперимента с дошкольниками старшей группы был проведен цикл занятий, призванный расширять знания и представления детей о музыкальном фольклоре и его жанрах, а также способствовать оптимальному развитию всех музыкальных способностей детей.

    Результатом всех этапов проведенного педагогического эксперимента стало повышение интереса старших дошкольников к музыкальному фольклору, который существенно возрос. Дошкольники больше стали знать о народных музыкальных инструментах, выучили произведения малых фольклорных форм, узнали много нового о русских народных праздниках, стали чаще использовать в своих играх песенки, считалки, потешки.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    В настоящее время повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Вспомним известное высказывание М.И.Калинина о народном творчестве: «…самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через, столетие … в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности». Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать c раннего детства.

    Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране ещё более возрос. Истинно художественной и естественной почвой для музыкального воспитания ребёнка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением людей. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.

    Русский фольклор - душа русского искусства, русской музыки. Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Народная музыка органично вплеталась в человеческую жизнь с рождения и до смерти. Такой же органичной, естественной и необходимой должна стать музыка для ребёнка сегодня. Ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети младшего возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Потому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство.

    Гениальный творец языка и величайший педагог - народ - создал такие произведения художественного слова, которые ведут по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

    Пестушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитии человека, в его нравственно-эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина - это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, воспитатели в своей работе используют народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки. Всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

    В первой главе настоящей работы был исследован музыкальный фольклор в качестве особого явления народной культуры; определено значение музыкального фольклора в развитии музыкально-творческих способностей дошкольников; проанализированы формы, методы и приемы приобщения детей дошкольного возраста к музыкальному фольклору.

    Во второй главе исследования был проведен педагогический эксперимент, направленный на формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к музыкальному фольклору.

    Для проведения констатирующего и контрольного этапов эксперимента был разработан специальный опросник для детей, с помощью которого был диагностирован начальный и конечный уровень интереса дошкольников к музыкальному фольклору.

    На формирующем этапе эксперимента с дошкольниками старшей группы был проведен цикл занятий, призванный расширять знания и представления детей о музыкальном фольклоре и его жанрах, а также способствовать оптимальному развитию всех музыкальных способностей детей.

    Результатом всех этапов проведенного педагогического эксперимента стало повышение интереса старших дошкольников к музыкальному фольклору, который существенно возрос. Дошкольники больше стали знать о народных музыкальных инструментах, выучили произведения малых фольклорных форм, узнали много нового о русских народных праздниках, стали чаще использовать в своих играх песенки, считалки, потешки.

    Таким образом, наша гипотеза о том, что включение в содержание музыкального воспитания фольклорного материала будет способствовать развитию интереса к нему у детей дошкольного возраста, подтвердилась. Цель работы достигнута, а ее задачи решены.


    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации" // КонсультантПлюс.

    2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" // КонсультантПлюс.

    3. Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. - СПб: Детство-Пресс, 2009.

    4. Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. - СПб: Детство-Пресс, 2010.

    5. Гамидова Э.М. Игры – забавы. - Волгоград: Учитель, 2012.

    6. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

    7. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1990.

    8. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития: Пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2003.

    9. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программы и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

    10. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре. - СПб.: Детство-Пресс, 2006.

    11. Куприна Л.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - СПб.: Детство-Пресс, 2008.

    12. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2007.

    13. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: Карапуз-Дидактика, 2007.

    14. Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

    15. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях. - М.: Гном-Пресс, 2007.

    16. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - М.: Академия, 2005.

    17. Музыкальное развитие дошкольников / Под ред. Н.В. Микляевой. - М.: ТЦ Сфера, 2015.

    18. Народное искусство в воспитании дошкольников: Программа воспитания и обучения в детском саду. - М.: Педагогическое общество России, 2006.

    19. Народные праздники в детском саду: Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей / Сост. М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

    20. Науменко Г.М. Русские народные детские игры с напевами: Сборник фольклорных материалов. - М.: Белый город, 2003.

    21. Толмачев Ю.А. Народное музыкальное творчество: Учебное пособие. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006.

    22. Фиденко Ю.Л. Специфика фольклора как особого типа культуры: Учебное пособие. – Владивосток, 2014.

    23. Щербакова Н. Музыкальный сундучок. – М.: Обруч, 2012.

    24. http://azps.ru – «А. Я. Психология».

    25. http:// ladushki.ru – «Ладушки».

    СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
    Детский фольклор – это система жанров фольклора, созданная взрослыми для детей или самими детьми, или заимствованных детьми из фольклора взрослых.

    Дошкольный возраст - этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет.

    Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

    Интерес – это положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему.

    Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения, которые обычно относят к детскому фольклору, так как такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

    Музыкально-творческие способностями – это способности, связанные с творческой деятельностью ребёнка в области музыки.

    Музыкальные инструменты - предметы, с помощью которых извлекаются различные музыкальные, а также немузыкальные неорганизованные звуки для исполнения музыкального произведения.

    Музыкальный фольклор - это вокальное, инструментальное и вокально-инструментальное народно-коллективное творчество народа, которое бытует, как правило, в устной форме и передается благодаря исполнительским традициям.

    Народная культура – это традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ — коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности.

    Народная песня — музыкально-поэтический жанр фольклора, наиболее распространённый вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества. Народная песня отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события, отличается своеобразием жанрового содержания, музыкального языка, структуры.

    Народные праздники - это давнее народное наследие наших предков, праздники с играми, песнями, хороводами, загадками, уходящими своими корнями в древность. Многие детали забыты и истерлись из памяти, не сохранившись до наших дней.

    Педагогический эксперимент - это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.

    Потешка - элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка.

    Считалка - небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

    Фольклор – народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы.

    1   2   3   4


    написать администратору сайта