Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Понятие культурных универсалий

  • 2. Кухня как искусство

  • 3. Пища людей: межкультурные различия и культурные универсалии

  • реферат еда. Содержание Введение 3 Понятие культурных универсалий 4 Кухня как искусство 6 Пища людей межкультурные различия и культурные универсалии 8 Пищевая культура как часть национальной культуры 13 Заключение 17 Литература 18 Введение


    Скачать 37.13 Kb.
    НазваниеСодержание Введение 3 Понятие культурных универсалий 4 Кухня как искусство 6 Пища людей межкультурные различия и культурные универсалии 8 Пищевая культура как часть национальной культуры 13 Заключение 17 Литература 18 Введение
    Дата18.12.2022
    Размер37.13 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареферат еда.docx
    ТипЛитература
    #851640

    Титульник от вуза

    Кулинария – как культурная универсалия

    Содержание

    Введение 3

    1. Понятие культурных универсалий 4

    2. Кухня как искусство 6

    3. Пища людей: межкультурные различия и культурные универсалии 8

    4. Пищевая культура как часть национальной культуры 13

    Заключение 17

    Литература 18

    Введение


    Тема данной работы: Кулинария – как культурная универсалия. На данный момент – это достаточно актуальная и интересная тема не только для социологов, но и для людей, интересующихся развитием общества в культурном плане и, естественно, спецификой проявления различных обществ и культур. Наличие большого количества культур предполагает толерантность по отношению к прочим культурам. Это подразумевает под собой не только уважение, терпение, но и понимание. Так же необходимо обмениваться интересным опытом с другими культурами. Взаимное обогащение информацией даёт нам шанс взглянуть на мир другими глазами, понять что-то для себя и сгладить внутренние конфликты, как в обществе, так и внутри себя.

    Культура еды рассматривается как маркер границ между социокультурными группами. Обозначены причины межкультурных различий в традиционной кухне народов. Анализируются тенденции развития культуры еды в современной России. Отмечены увеличение многообразия в сфере традиционной кухни за счет инокультурных заимствований, факторы, способствующие этому: непосредственные межкультурные контакты, средства массовой информации, развитие сектора специализированных заведений. Показана проблема нивелирования национальной спецификики в данной области за счет развития «промышленной еды».

    В данной работе необходимо раскрыть тему еды, как культурной универсалии и разнообразий. В процессе этого будут решаться следующие задачи:

    – определить понятие культурных универсалий;

    – раскрыть понимание еды, ее культурных интеграций и этноцентризма;

    1. Понятие культурных универсалий


    Культурные универсалии – это такие нормы, правила, ценности, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

    Культура рассматривается в социологии как сложное динамическое образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.

    Объектом социологического исследования является конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обуславливающие их социальные факторы и механизмы. В этом контексте социология изучает широко распространённые, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.

    Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т.д.) создаёт на протяжении многих веков свою собственную культуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передаётся из поколения в поколение. В результате возникает множество культур. Перед социологами встаёт проблема определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии.

    В 1959 г. американский социолог и этнограф Джордж Питер Мердок и его коллеги в Йельском университете выделили 88 общих поведенческих категорий, присутствующих во всех культурах – возрастная градация, спорт, нательное украшение, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, разделение труда, образование и т.д. Эти 88 универсалий подразделяются на дополнительные категории. Например, похоронные обряды всегда включают в себя выражение скорби, средства для погребения покойника и ритуалы для определения отношений между умершими и живыми.

    Культурные универсалии возникают, потому что все люди в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда.

    Культура предоставляет ориентиры повседневной жизни - план или карту жизнедеятельности, эти ориентиры у разных обществ часто различны. То, что в одних обществах рекомендуется или является обязательным, в других не рекомендуется и запрещается. Но следует ли делать из этого вывод, что культуры различаются во всех отношениях и, следовательно, их не стоит и сравнивать? Или, поставив вопрос иначе, можем ли мы говорить о культурных универсалиях – типовых и повторяющихся аспектах жизни, которые проявляются во всех известных обществах?

    Такие общие знаменатели, или культурные константы, на самом деле существуют. Причину найти несложно. Все люди сталкиваются с проблемами, во многом одинаковыми. Они должны обеспечивать себе средства к существованию, готовить детей к жизни в обществе, справляться с невзгодами, иметь дело с людьми, отклоняющимися от нормы, устраивать свою семейную жизнь и так далее. Культура - это совокупность решений проблем, поставленных биологией человека и общими закономерностями его существования.


    2. Кухня как искусство


    Кухня – это искусство, может быть не знающее грамоты, но оно выживет, в числе прочего, и благодаря литературным свидетельствам и, безусловно, входит в культурный багаж. В сущности, поглощая спагетти, мы приобщаемся к итальянской культуре и в целом и, в частности, к Данте.

    Кухня – это «очаг» – первобытный огонь, облаченный в современную форму. Человек во все времена проводил много времени на кухне и не только ради приготовления и потребления пищи. Это то место, где становились прочнее семейные связи, где откровенничали с друзьями, наслаждались уединением.

    Искусство – форма культуры, связанная со способностью субъекта эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на творческое воображение. Таким образом, еда – это искусство, которое имеет свои эстетические правила, методы употребления.

    Как подать, что отведать, как правильно сервировать стол, о чем говорить за столом, как наслаждаться едой, как правильно пользоваться разными приборами – все это те самые законы эстетики, этикета, которые определяют природу еды.

    Кулинария не имеет границ и находится в непрерывном, динамическом движении. Создаются новые методы, добавляются новые ингредиенты, а так как происходит культурный обмен, то некоторые рецепты заимствуются и тоже становятся частью национальной культуры. Этого не избежать, так как существуют международные отношения между государствами, и так или иначе, происходит обмен информацией, так же и в кулинарной сфере.

    Приготовление каждого блюда является некоторым представлением, затрагивает подготовку, точные знания и использование. Затем требуется правильно преподнести его, так как даже приготовив вкуснейшее блюдо, но не зная, как его предоставить клиенту, весь «спектакль» словно прекращается, и труд оказывается напрасным. Действительно, кухня – это не только целая индустрия, связанная с актуальностью в мире, развитым сектором пищевой промышленности и услуг, то есть ресторанов, кафе, баров и т.д.

    Кухня – это в первую очередь, умение грамотно готовить и соблюдать эстетические правила. Ведь блюдо, как и любой товар, должно привлекать, располагать к себе людей. Кухня достаточно изучена, хотя и до сих пор является «загадочной» сферой. Ведь у каждой хозяйки есть тот самый изысканный способ приготовления того или иного блюда, чтобы оно получилось лучше, нежели у подруги.

    Как в любом виде искусства здесь есть свои жесткие законы, есть место фантазии и импровизации, есть свои знаменитости и безвестные гении. Но общий настрой и серьезное отношение к еде распространены повсеместно.

    3. Пища людей: межкультурные различия и культурные универсалии


    Повседневная деятельность, к которой относятся приготовление и принятие пищи, может служить интересным объектом кросс культурных исследований. Следует отметить, что пища - явление не только повседневности. Отношение к еде, ограничение или отказ от нее, табуирования тех или иных пищевых ресурсов и блюд, ритуальная пища и т. п. – характеристики фундаментальных сторон человеческой жизни.

    Сама еда и все, что ей сопутствует (поиск ресурсов, предварительная подготовка, «непищевое сопровождение»), определяют специфику социокультурных групп. Не только этнических или конфессиональных, но также гендерных, возрастных, субкультурных. Например, стереотип «сладости – женская еда» используется в рекламе, в ритуалах ухаживания или благодарения. Если сладости будут привязаны к мужскому образу, это вызовет по меньшей мере замешательство.

    Пища маркирует границы между «своими» и «чужими». Чтобы уменьшить негативные последствия контактов с «чужими», в культуре сложились механизмы защиты – ритуалы «очищения» (омовения; пост; очищение огнем, например, сжигание домов врага), а также обычаи гостеприимства и побратства. Смысл последних заключался в том, чтобы задобрить чужака и даже сделать его в какой-то степени «своим».

    Переход в статус «своего» обычно осуществлялся посредством еды или питья. Например, в России принято гостей встречать хлебом и солью, причем нанесение обиды хозяевам после вкушения соли в особенности было оскорбительным. Тот же смысл имеет обычай пить на брудершафт.

    Неприличным также считается во многих культурах выражать недовольство едой, приготовленной хозяевами, напротив, принято усиленно ее хвалить не только в знак благодарности, но и для того, чтобы выразить свою лояльность. Следовательно, обеденный стол может быть, как ареной межкультурного диалога и взаимообмена, так и местом межкультурного конфликта.

    Обзор современной кулинарной литературы, периодики и телепрограмм свидетельствует о сохранении и даже увеличении интереса россиян к кухне других народов. При этом, с одной стороны, обращается внимание на культурные универсалии – сходные элементы кухни, с другой стороны, идет отбор и оценка продуктов и блюд, которые не встречаются в национальной кулинарии.

    Кроме того, внимание направлено на «непищевое сопровождение»: где принимается еда, в какое время и в каких случаях (дома, в гостях, специальных заведениях, на свежем воздухе); в каком окружении (индивидуально, обязательно с семьей в полном составе, в многочисленной компании); как происходит поиск и отбор продуктов, каково их качество и происхождение; сервировка стола и т. д.

    Как явление культуры, пища и ее принятие регулируются комплексом норм, проистекающих из системы ценностей социокультурной группы. Это относится не только к ритуальной еде, но и обыденным формам потребления. Легко заимствуются внешние формы (продукты, сами блюда, некоторые элементы «непищевого сопровождения»), труднее – ценностно-нормативные регуляторы, которые чаще всего сознательно или неосознанно не берутся в расчет при заимствовании.

    Часто при заимствовании элементов культуры происходит подмена явлений. К примеру, обязательным пунктом меню многих российских ресторанов и кафе стал ланч (сокращенное от luncheon) и бизнес-ланч (business lanch). Ланчкафель в англоязычных странах означает прием пищи в полдень, по содержанию является вторым завтраком. Однако временные рамки российского бизнес-ланча намного шире (с 9 до 16-18 часов), а по качеству это полноценный обед. Кроме того, содержимое ланча порой очень далеко от английского прототипа: встречаются предложения отведать русский, узбекский, японский, израильский и другие ланчи. Таким образом, время приема пищи и рацион остаются по-прежнему русскими (или, скажем, не становятся английскими), а заимствуется лишь название, ставшее модным ярлыком.

    Межкультурные различия в большей степени характеризуют традиционную кухню. Некоторые исследователи рассматривают ее как способ пищевой адаптации группы к природно-экологической нише. Доминирование в рационе тех или иных пищевых ресурсов и, соответственно, его белково-углеводно-жировой состав связаны с климатическими условиями и способами жизнеобеспечения. Следовательно, некоторые блюда, физиологически необходимые одному народу, отсутствуют у другого и кажутся по меньшей мере странными, а то и вообще неприемлемыми и отвратительными.

    Особенно разнятся вкусовые пристрастия «цивилизованных» и «примитивных» народов. Так, ферментированная еда из мяса и рыбы народов Северного Приполярья, имеющая специфический вкус и запах (с «тухлятинкой»), является традиционным и, главное, необходимым блюдом. Однако долгое время она считалась вредной с точки зрения диеты и санитарии. Да и сейчас, когда ее полезность для северных народов доказана, подобная еда с трудом видится на столе жителей средней полосы России или Европы.

    Попытка улучшить «примитивную» кухню посредством продуктов и блюд промышленного производства приводит не только к разрушению своеобразной пищевой культуры, но и к массовым болезням и повышению смертности.

    Предметом кросскультурного исследования может служить такой специфический элемент кухни, как суперпища – некий продукт или блюдо, ставшие основой рациона. Например, это хлеб для русских, оленина для саамов и хантов, верблюжье молоко для арабов-кочевников, рис для японцев. Можно было бы составить аналог географической карты, на котором название суперпищи стало бы обозначать ту или иную культурную общность.

    Суперпища – это не просто продукт, от которого зависит выживание народа, это знаковое явление, нагруженное смыслами, связанное с множеством ассоциаций и речевых оборотов, превращенное в культовый предмет. Она также служит неким маркером, устанавливающим различия между представителями разных культур, способствует сохранению культурного своеобразия группы. Несмотря на то что современные пищевые технологии, масштабы развития экономики и товарообмена по-

    зволяют снизить или даже исключить зависимость выживания людей от суперпищи, тем не менее ее материальная и символическая ценность и значение не уменьшаются.

    Изменения российской культуры еды и застолья связаны с общими тенденциями развития культуры. Прежде всего, речь идет о двух направлениях изменений: дифференциации культуры, усилении ее многообразия в одних сферах и слоях и унификации в других.

    Интенсификация межкультурных контактов ускорила процесс заимствований. В российскую культуру активно переносятся и частично ассимилируются элементы традиционной кухни самых разных народов. Процесс этот поддерживается средствами массовой информации, мощным развитием сектора ресторанов и кафе национальной кухни, а также новыми технологиями консервации и хранения продуктов. Благодаря последним появилась возможность ввести в рацион россиян ценные морепродукты, овощи, фрукты, масла и, соответственно, разнообразить стол блюдами из них.

    Вторая тенденция – унификация культуры – порождает такое явление, как еда промышленного производства, потеснившая традиционную кухню и лишенная межкультурных различий. Ее состав, ассортимент, качество в основном одинаковы для всех стран и народов. Вариативность здесь наблюдается лишь по вертикали: более дорогая и более качественная – для обеспеченных слоев населения, дешевая и менее качественная – для бедных. Появление полуфабрикатов и fast food как элементов такой пищевой культуры тесно связано с изменением темпов и образа жизни россиян.

    Блюда традиционной кухни остаются в основном «домашними» или готовятся в специализированных заведениях. Сегодня наблюдается настоящий бум национальной кухни – французской, шотландской, средиземноморской, хорватской, китайской, японской, узбекской, грузинской, еврейской и т. д. Некоторые из ресторанов становятся интернациональными и предлагают на выбор два или три меню.

    Уходят в прошлое некоторые традиции повседневного и праздничного застолья, способы приготовления пищи, предполагающие коллективное участие. В частности, изготовление такого блюда русской кухни, как пельмени, ранее требовало участия всей семьи и было своеобразным способом общения и передачи опыта («пельмени (вареники) лепить – дело семейное»).

    У отдельных народов приготовление ритуальной пищи предполагало участие не только членов семьи, но и всей общины и, кроме того, являлось сакральным действием. У многих народов-оленеводов есть особые блюда, предполагающие ритуальное убийство оленя, который почитается как священное животное-первопредок. Промышленная же заготовка оленины исключает трепетное, сакральное отношение к животному и гуманный способ лишения его жизни.

    Полученное таким образом мясо не может быть использовано для ритуальных блюд и противоречит ценностям традиционной культуры. То же можно сказать и о пасхальных блюдах православной кухни (куличах, крашенках), которые перестают готовить дома (поскольку есть возможность купить их в праздничные дни в любом магазине) и не всегда освящают в церкви, приравнивая их по значению к тортам, кексам.

    Таким образом, «промышленная еда» имеет все характеристики массовой культуры: шаблонное производство и потребление, одноразовость и суррогатность. Она не знает границ, ведь сущностными ее чертами являются минимизация и имитация национально-культурного своеобразия.

    Российская культура еды и застолья сегодня испытывает серьезные изменения как в сфере традиционной кухни, так и в области промышленной еды. Традиционная кухня по-прежнему остается маркером межкультурных различий. Однако интенсивное проникновение продуктов, блюд, элементов застольного этикета других народов обогащает ее и способствует не отчуждению, а, напротив, повышению интереса к иной культуре и взаимообмену.

    Такой же интенсивный процесс заимствований происходит и в области промышленной еды, однако с обратным результатом – уменьшением самобытности и нивелированием межкультурных различий. Можно ли считать, что это поиск или целенаправленное производство культурных универсалий? Думается, что нет. Ведь, по определению, культурные универсалии имеют единую сущность, но национально-своеобразное воплощение.

    4. Пищевая культура как часть национальной культуры


    Культура питания всегда была неотъемлемой частью человеческого существования. Разные народы выработали свои уникальные пищевые особенности. Еда-неотъемлемая составляющая аутентичной культуры того или иного сообщества. Этот элемент является неотъемлемой частью национальной культуры и отличается от других культур. Пищевые предпочтения отражают характер питания и выбор определенной культурной группы. Из-за того, что люди переезжали в разные страны, пищевые культуры также пересекали свои первоначальные границы.

    В современном обществе наблюдается повышенный интерес к культуре питания. Она проникает во все сферы массовой культуры. Многочисленные исследования посвящены изучению кулинарных особенностей и популяризации культуры питания. Процессы приготовления и потребления пищи, а также культура питания-это уже не просто средства удовлетворения биологической потребности в питании; они стали частью повседневной жизни современного человека. Культурные знания о еде широко освещаются в многочисленных теоретических и практических исследованиях.

    Культура питания – это элемент национальной культурной традиции; таким образом, определенные этнические продукты питания являются типичными для определенной социальной группы. Это определенный эмпирический опыт, накопленный сообществом; он отражает систему питания, ограниченную пространством и временем.

    В исследованиях, посвященных актуальной взаимосвязи культуры питания и культурной традиции («культура питания и традиция»), пища рассматривается как устойчивый элемент культурных традиций. С помощью культурной памяти каждая культурная группа или индивид различают определенные вкусы и другие пищевые атрибуты, известные с детства. Они воспитываются в каждой социальной группе и во всех ее представителях. Более того, в статье описывается, что в прошлом потребление пищи было средством выживания. Однако в настоящее время она ассоциируется с удовольствием в большинстве развитых стран, в то время как бедные страны все еще не уделяют большого внимания эстетической стороне пищи, поскольку ее основной целью является обеспечение энергией из имеющихся природных ресурсов конкретного региона.

    Культура питания – это не только элемент гостеприимства, но и религиозное и социальное значение. Культура питания предопределена способом приготовления, потребления и подачи блюд. Эти процессы зависят от поведения жителей каждой страны.

    В совместном докладе Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных Наций и платформы исследований агробиоразнообразия был поднят вопрос о связи производства продовольствия, биоразнообразия конкретной страны и продовольственной безопасности («биоразнообразие для продовольствия и сельского хозяйства»). Таким образом, эти попытки нации, доказанные предыдущим выводом, отражали отношение к культуре питания и производству продуктов питания, обусловленное абсолютными природными ресурсами региона. Устойчивость сельского хозяйства смещает продовольственные предпочтения в сторону естественного питания.

    Экологическое состояние и скудные природные ресурсы могут повлиять на культуру питания и вызвать ее трансформацию. Дело в том, что пища, которая была общей для прошлых поколений и составляла их привычный рацион, менялась на протяжении многих лет развития сельского хозяйства и промышленного освоения.

    Еда в рамках пищевой культуры играет важную роль в религиозном видении и представляет собой уединенную церемонию в некоторых религиях. Тип питания и особенности потребления играют существенную роль в культуре питания, связанной с религиозными традициями мира. Исследование канала улучшения здоровья предполагает связь между культурой питания и религией («культура питания и религия»).

    Пища считается элементом духовного ритуала многих религий. Пища принимается в соответствии с христианством, буддизмом, исламом, иудаизмом и другими религиями мирового сообщества. Пищевая культура этих религий различна, так как их последователи имеют различные мировоззрения. Приверженность определенной религии означает поддержание соответствующей культуры питания. В качестве примера исследователи приводят пищу и напитки христиан, которые не могут быть широко распространены среди последователей других религий. В повседневной жизни православные и католики едят разные виды мяса. Общие ограничения не включают потребление рыбы. Существует также пост, во время которого христиане соблюдают строгую пищевую диету. Для сравнения, протестанты не имеют подобных ритуалов и празднуют лишь несколько религиозных праздников.

    Христиане ценят обряд Святого Причастия, который включает в себя употребление хлеба и вина, как плоть и Кровь Иисуса Христа. Молочная пища разрешена христианской культурой питания и должна быть исключена только в определенные дни поста. Среди христиан потребление алкоголя неоднозначно, в то время как мусульманам вообще запрещено употреблять алкоголь. Потребление мяса также является строгим вопросом в Исламе. Пищевая культура исламских стран позволяет добавлять в рацион мясо, если оно было добыто с проведением религиозных ритуалов забоя скота. Более того, исламские религиозные традиции запрещают свинину.

    Исламская культура питания основана на строгих законах шариата (Худа). Согласно авторитетным научным источникам, пищевыми привычками руководит Аллах. Концепция Халяль определяет разрешенные продукты, которые могут быть полезны, в то время как Харам перечисляет запрещенную пищу, которая вредна для духа мусульманина. Особые традиции поста требуют особого поведения и разнообразной диеты. Продукты питания Харам, такие как упомянутая выше свинина и производные продукты, также запрещены для исламской общины. Мусульманские авторитетные источники допускают, что хлеб и некоторые хлебобулочные изделия могут подпадать под понятие Харам, если они содержат следы алкоголя вследствие дрожжевых заквасок. Тот же вопрос касается желатина и кофеиновых напитков.

    Иудаизм также имеет специфическую культуру питания. Как свидетельствуют еврейские статьи, их кулинария завершает кошерную пищу, которая разрешена древними религиозными законами и строго исключает моллюсков и свинину. Культурные особенности питания в еврейской общине тесно связаны с формальным поведением; они касаются даже способа приготовления и подачи пищи. Пищевая культура евреев также обусловлена постом и соответствующим типом блюд и их разрешенным составом.

    Индуизм выработал особое отношение к пище, так как она ассоциируется с телом и истинным даром Бога (Джаярам). Поэтому их пищевая культура делает упор на здоровые пищевые привычки; пища в ней приобретает больше смысла, чем питание. Согласно индуистскому источнику, потребление пищи всегда было наполнено религиозным содержанием. Для индуса приготовление пищи и принятие пищи - это жертвенные действия, направленные на укрепление его души и тела. Блюда, приготовленные этими людьми, предлагаются Богу; они включают в себя пищу с привкусом и различными вкусами в зависимости от того, какова цель потребления. Пища варьируется от так называемой чистой, полной светлых ощущений, до горячей, включающей сильные впечатления и соленой или острой, а также так называемой опьяняющей пищи, полной жизненной энергии.

    Культура питания сама по себе является уникальным явлением в силу своих социальных, культурных, экономических и политических аспектов. О ней можно говорить на макро-и микроуровнях; более того, она играет важную роль в национальных и международных делах. Пищевая культура может объяснить историческую и современную жизнь людей. Этот вопрос делит мировое сообщество на несколько основных групп по вероисповеданию, этикету, расходам на еду и иммиграции. В современных сложных изменениях важная роль идентификации отводится культуре питания.

    Заключение


    Культурные универсалии – это аспекты социальной жизни, которые в той или иной форме присутствуют во всех культурах, известных современной науке. Неважно, когда и как возникло общество, какой порядок в нём установился, какие исторически предпосылки накопилось – у него обязательно проявятся все культурные универсалии без исключений. При этом они могут иметь определённые вариации, но их суть и их природа всегда одинакова.

    Феномен еды является элементом гастрономической культуры, его ценностные обозначениями выступают культурная идентификация, культурный диалог и коммуникативность. Содержание феномена еды в контексте его культурного значения раскрывается через гастрономическое событие приготовления-поедания, что знаменует собой безусловный и важный фактор культуры: переход из сырого состояния в приготовленное, связанное с внесением огня и изменением содержания гастрономической культуры.

    Литература


    1. Амбарова П.А. Пища людей: межкультурные различия и культурные универсалии / П. А. Амбарова // Известия Уральского государственного университета: Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2010. – Т. 81. – № 4. – С. 150-154.

    2. Кравченко А.И. Краткий социологический словарь. – М.: Проспект, 2011. – 347 с.

    4. Лавриненко В.Н. Социология: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 407 с.

    5. Лопушанский И.Н. Социология: учебно-методический комплекс. – СПб: изд-во СЗТУ, 2007. – 86 с.

    6. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 1994. – 256 с.




    написать администратору сайта