Главная страница

VKR_Ишбулдина. Содержание введение глава Понятие и основная характеристика прав национальных меньшинств российский и международный опыт внутригосударственного регулирования


Скачать 113.5 Kb.
НазваниеСодержание введение глава Понятие и основная характеристика прав национальных меньшинств российский и международный опыт внутригосударственного регулирования
Дата16.12.2022
Размер113.5 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаVKR_Ишбулдина.docx
ТипЗакон
#848772
страница2 из 6
1   2   3   4   5   6

1.2. Юридическая природа и общая характеристика нрав национальных меньшинств

Многие учёные связывают права национальных меньшинств с понятием «коллективные права». В юридической науке вопрос о применении выражения «коллективные права» к национальным меньшинствам является спорным. Позиция ученых, как теоретиков, так и практиков, здесь не сформирована однозначно: от различного понимания сути коллективных прав до их полного непризнания и отрицания. Дискуссионным также является вопрос о приоритете индивидуальных прав над коллективными правами.

По мнению Е.А. Лукашевой, индивидуальные и коллективные права неразрывно связаны, хотя и различны по своей природе. Право индивида - это естественное право, присущее ему от рождения, одна из главных ценностей человеческого бытия, и в качестве таковой она должна выступать измерителем всех процессов, происходящих в обществе. Коллективные права (право народа, право нации, право общности, ассоциации) не являются естественными, поскольку формулируются по мере становления интересов той или иной общности или коллектива. Коллективные нрава нельзя рассматривать как сумму индивидуальных нрав лиц, входящих в ту или иную общность или коллектив. Как бы ни были многообразны эти нрава, их правомерность должна неизменно проходить проверку «человеческим измерением» - правами индивида. Коллективные нрава никогда не должны игнорировать, противоречить, подавлять нрава человека. Коллективные нрава не могут ранжироваться выше индивидуальных, а должны находиться с ними в гармонии, проверяться ими на «качество»1.

Особенность коллективных нрав заключается в том, что они принадлежат не отдельным лицам, как таковым, а коллективам, объединенным по принципу солидарности, в силу своей природы. Коллективные права не могут осуществляться отдельным индивидом. Он может принять участие в их реализации лишь на положении члена коллектива (т.е. здесь не будет учитываться личный статус индивида). Коллективные права нельзя относить к естественным, поскольку они формулируются и укрепляются по мере становления интересов того или иного коллектива. Понятие «естественные права» целесообразно употреблять лишь в отношении нрав индивидуальных. Пе являются коллективные нрава и простой суммой индивидуальных прав лиц, входящих в коллектив, т.к. они имеют качественно новые свойства, определённые целями и интересами каждого отдельного коллективного образования. Если рассматривать данный вопрос с философской точки зрения, то необходимо раскрыть взаимосвязи категорий «целое» и «часть». При этом ясно видно, что целое не есть простая сумма частей. Целое характеризуется новыми качествами и свойствами, возникающими в результате взаимодействия частей в рамках определенной системы социальных связей. Достаточно вспомнить известный тезис Ж.Ж. Руссо о том, что «общая воля» и «воля всех» - понятия не совпадающие: «общая воля» не является простой (механической) суммой воль отдельных индивидов.

Вместе с тем неопределённым является поиск юридически значимых критериев, по которым выделяются коллективные права. Коллективное право национального меньшинства предполагает, что это право выражает интересы всех членов данной группы. Однако закрепление коллективных прав за национальными меньшинствами может нарушать свободу выбора любого лица, относящегося к национальному меньшинству.

По мнению М.Д. Смыслова, некоторые коллективные права человека имеют коллективное измерение, к примеру, право на мирные собрания, свободу ассоциаций и другие. Под коллективными правами (право на самоопределение, свободу от вмешательства в семейную жизнь или уважение самобытности) следует понимать такие, которые не только осуществляются группой, но и могут быть нарушены в отношении соответствующей общности в целом. Особые коллективные права национальных меньшинств отражают специфику их жизненных потребностей, обусловленных историческими, культурными, географическими, экономическими и другими особенностями1.

В настоящее время достаточно сложно выделить коллективные права. Пока реальным правом, субъекты которого - коллективные образования, является право на самоопределение, когда оно рассматривается, как право народа распоряжаться своей судьбой.

В доктрине международного права выделяют «внешний» и «внутренний» аспекты права на самоопределение. «Внешнее» самоопределение (сецессия) подразумевает право создать новое государство, либо присоединиться к другому государству, а «внутреннее» самоопределение возможно в пределах одного государственного образования (например, в форме национально-культурной автономии).

Что касается права на «внешнее» самоонределение национальных меньшинств, то ответ в международном праве был получен еш,ё в 1920 году, когда комиссия экспертов Лиги Наций, рассмотрев спор между Швецией и Финляндией о принадлежности Аландских островов, населённых шведами, но отошедших к Финляндии, пришла к выводу, что национальные меньшинства не должны рассматриваться как субъекты права на самоопределение. В заключении комиссии было отмечено, что нрава лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, являются в основном индивидуальными правами, даже если в большинстве случаев их можно реализовать только совместно с другими лицами, относящимися к данному меньшинству. Международно-правовые документы не содержат даже упоминания о нраве на самоопределение через отделение для национальных меньшинств. Однако отсутствие определённости между понятиями «народ» и «национальное меньшинство» способствует возникновению конфликтов. В реальной жизни существует множество групп населения, имеющих «пограничных» статус между народами и национальными меньшинствами. Сложно, например, определить почему, латыши, эстонцы являются народами, а баски и ретороманцы должны рассматриваться как национальные меньшинства. Границы между этими группами подвижны; кто вчера был «народом», завтра может стать «национальным меньшинством» и наоборот. Безусловно, данная проблема носит политико-правовой характер и осуществление данного права зависит от реализации политической воли и не всегда связано с наступлением чётко установленных юридических фактов1.

В.В. Оксамытный считает, что осуществление коллективных прав не должно ограничивать естественные нрава и свободы людей или им противоречить, более того, эффективное осуществление коллективных прав может и должно способствовать эффективной реализации индивидуальных прав человека2.Разумеется, отдельный человек принимает участие в реализации таких нрав, но это участие связано не с его личным статусом, а с его положением как члена какой-либо общности3.

В формулировке статьи 27 Международного пакта о гражданских и политических правах подразумевается, что хотя защита предоставляется отдельным членам меньшинств, права меньшинств, по существу, обладают коллективным измерением: этими правами пользуются «совместно с другими членами той же группы». В Замечании общего порядка № 23 (50) используется это коллективное измерение в качестве отправной точки для доводов в пользу позитивных или эффективных мер защиты, поскольку эти меры нацелены на исправление условий, которые препятствуют осуществлению прав, гарантированных в статье 27 Международного пакта о гражданских и политических правах или умаляют их, они могут представлять собой законную дифференциацию в соответствии с Пактом, при условии, что в их основе лежат разумные и объективные критерии.

Для национальных меньшинств свойственна приближенная к их этническому бытию и ментальности форма выражения своих запросов или претензий, которые воспринимаются ими как неотъемлемые права их общности. Источником таких прав зачастую являются обычно-правовые нормы, регулировавшие в прошлом основные сферы жизнедеятельности этносов и нередко вступающие в противоречие с кодифицированными нормами, закрепляющими волю большинства населения государства. Как правило, изначально права национальных меньшинств часто формулируются в виде политических требований дискриминируемых меньшинств. Данные нрава могут получить и определенное законодательное закрепление в государствах, которые стремятся учитывать в своей политике интересы всех проживающих в стране социальных групп. При этом государство, безусловно, вынуждено считаться с коллективной природой прав национальных меньшинств.

Национальное меньшинство вообще существует лишь, потому, что она есть группа, и только тогда, когда есть группа. Социальная общность может быть составной, может быть частью целого или всеобъемлющим целым; она может быть основана на одном или нескольких отличительных факторах; но она всегда является продуктом солидарности ее членов. Поэтому такая группа представляет собой сравнительно автономную социальную реальность, наделенную собственной жизнью, отличной от жизни отдельных людей, ее составляющих1.

Национальное меньшинство является не просто совокупностью индивидов, а устойчивой социальной общностью, обладающей рядом исторически обусловленных культурных, религиозных и языковых признаков. Реализация индивидуальных прав лиц, относящихся к национальным меньшинствам, проживающих вне своей общности, точнее вне системы ее социальных связей, не имеет большого смысла.

Проблема признания прав национальных меньшинств, а также учета этих прав в национальной политике государств обсуждается на международном уровне как составная часть более широкой проблемы признания групповых, или коллективных прав. Степень стабильности и демократичности государства в котором живут национальные меньшинства, во многом предопределяется тем, в какой степени созданы подходящие условия для свободного развития проживающих в нем национальных меньшинств1.

По мнению некоторых учёных, лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, должны пользоваться не только всеми правами человека, но и совместно с другими членами данной общности, специальными, которые в научной литературе называются дополнительными, особыми, национальными правами. Ван Бовен считает, что суть защиты прав национальных меньшинств раскрывается: 1) через запрещение дискриминации в пользовании основными правами человека на основе равенства перед законом, то есть признание и охрану их прав, носящих индивидуальный характер и относящихся ко всему населению страны без исключения; 2) через признание особых прав национальных меньшинств2.

По мнению М.В. Пучковой, под «специальными» правами следует понимать те права национальных меньшинств, которые отражают специфику их жизненных потребностей, обусловленных историческими, географическими, экономическими, политическими, культурными, религиозными, этническими и другими законами1. Д.С. Тэпс также считает, что национальные меньшинства должны пользоваться особыми правами2.

«Специальные» или «национальные» права - это не какая-то дополнительная конструкция прав, которыми обладают лица в связи с их национальной принадлежностью. С.А. Авакьяна утверждает, что практически нет каких-либо прав и свобод, которыми граждане обладают исключительно в силу национальной принадлежности"3. По мнению Л.В. Андриченко, «специальные» права - это те права человека, которые определяют его общее положение в обществе и государстве. Национальным меньшинствам на определённой территории труднее реализовать свою национальную самобытность (в области языка, культуры, традиций и т.д.), чем лицам, принадлежащим к этническом большинству4.

При выделении специальных (национальных, особых, дополнительных) прав национальных меньшинств речь идёт не о привилегиях лиц, относящихся к национальным меньшинствам, а о создании необходимых условий, в которых их права не оказались бы ущемлёнными. Само существование национальных меньшинств в окружении отличающегося от него большинства, несмотря на то, что национальные меньшинства, обладают тем же объёмом прав человека, что и составляющее большинство, уже создаёт действительную угрозу реализации их прав. В силу этого права должны быть обеспечены дополнительными гарантиями. В этом и заключается основной смысл и идея предоставления национальным меньшинствам дополнительных или специальных прав5.

Думается, государства обязаны осуществлять обеспечение прав национальных меньшинств специальными гарантиями (позитивные меры), особенно в тех случаях, когда они действительно находятся в «уязвимом» положении. По мнению комитета ООН по правам человека, применение специальных гарантий оправдано до тех пор, пока существуют причины, ради которых они были предприняты. При разработке специальных мер и программ, национальные меньшинства имеют право на эффективное участие в решении вопросов, которые затрагивают их интересы.

И.Ю. Пещерова выделяет специальные меры, которые направлены на поддержание самобытности национальных меньшинств и на исправление особенно трудных ситуаций (временные, целевые)1. Они призваны создать более благоприятные условия, способствующие выравниванию положения национальных меньшинств с другими группами основного населения страны. Государства, в рамках специальных мероприятий, могут предоставлять национальным меньшинствам дополнительные льготы, привилегии в экономической, социальной, культурной сферах2. Предоставление этих льгот не безусловно. Дополнительные льготы могут предоставляться, если эти этнические группы не способны реализоваться в рамках действующего общего правопорядка или соответствующие национальные меньшинства выдвигают законные требования о предоставлении тех или иных льгот.

В.А. Кряжков при применении позитивных мер выделяет следующие требования: 1) пространственная ограниченность действия, то есть большинство из них должны действовать только в границах компактного проживания и традиционной деятельности малочисленных общностей; 2) временная определённость, которая предполагает, что установленные льготы устанавливаются как актуальные для возрождения, сохранения, развития соответствующих общностей; 3) возможность пересмотра, полного или частичного аннулирования3.

Международное право признало, что меры, принимаемые государствами с целью обеспечить эффективное осуществление их прав не считается prima facie противоречащим принципу равенства и недискриминации. Во всём остальном государства связаны этим принципом, а значит, не могут отдавать кому-либо предпочтение в связи с национальной принадлежностью.

На основе анализа ряда международно-правовых актов, а также российского законодательства можно выделить следующие основные права национальных меньшинств:

1) право на существование и сохранение этнической самобытности;

2) право свободно и беспрепятственно пользоваться языком своего меньшинства устно и письменно в частной жизни и публично;

3) право пользоваться своей фамилией, именем и отчеством на родном языке;

4) право частных организаций, культурных ассоциаций и предприятий, созданных национальными меньшинствами, использовать свои названия на родном языке;

5) право размещать публично вывески, надписи и другую информацию частного характера на языке своего меньшинства;

6) право на получение топографической информации на родном языке;

7) право изучать родной язык и получать образование на родном языке;

8) право использовать родной язык в социальной сфере;

9) право распространять информацию, иметь доступ к ней и обмениваться информацией на родном языке;

10) право на получение информации о причинах ареста, характере и причине любого обвинения на родном языке;

11) права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам и находящихся в местах лишения свободы на использование своего родного языка;

12) право национальных меньшинств создавать свои собственные образовательные учреждения;

13) право сохранять и развивать свою культурную самобытность, поддерживать и развивать свою культуру;

14) право пользоваться достояниями своей культуры;

15) право активно участвовать в своей культурной жизни;

16) право создавать и поддерживать свои собственные культурные учреждения, ассоциации, которые могут искать добровольную финансовую помощь, государственную поддержку;

17) право на участие в управлении делами государства, принятии государственных решений, включая вопросы, касающиеся защиты прав национальных меньшинств;

18) право создавать свои общественные объединения, ассоциации;

19) право на свободу мысли, выражения мнения, мирных собраний;

20) право на представительство в выборных органах и консультативных органах;

21) право участвовать в деятельности неправительственных организаций;

22) право устанавливать и поддерживать свободные и мирные контакты с членами своей группы, проживающими в других государствах;

23) право вести частное предпринимательство на родном языке.

Данные права могут использоваться как индивидуально, так и совместно с другими членами своей национальной группы. Последнее, однако, не означает, что индивидуальные права, которые осуществляются совместно членами этнических групп, становятся, таким образом, коллективными правами национальных меньшинств, скорее это право коллектива, сообщества. К примеру, право на создание национально-культурной автономии. В данном случае права индивидуумов могут быть реализованы только через создание общественного объединения, которому также предоставлены определённые права. Индивидуальные права, реализуемые в коллективе, а также права общественного объединения и коллективные права национальных меньшинств — это разные виды прав.

Таким образом, специфика прав национальных меньшинств заключается в том, что: 1) основным юридическим фактом, порождающим их, является сам факт существования в государстве национальных меньшинств; 2) реализация данных прав может и не требовать активных действий от национальных меньшинств. Сутью реализации прав национальных меньшинств является создание специального режима, который основывается на предоставлении дополнительных гарантий (позитивных мер) сверх общепризнанных прав человека.


ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗА РУБЕЖОМ: ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта