Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 2. Особенности и проблемы обеспечения и конституционно- правовой защиты прав национальных меньшинств в Российской Федерации

  • Заключение

  • Методологическая основа исследования.

  • Теоретическая основа исследования.

  • Нормативно-правовую и эмпирическую базу исследования

  • Теоретическое и практическое значение исследования.

  • На защиту выносятся следующие положения

  • ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ: РОССИЙСКИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

  • VKR_Ишбулдина. Содержание введение глава Понятие и основная характеристика прав национальных меньшинств российский и международный опыт внутригосударственного регулирования


    Скачать 113.5 Kb.
    НазваниеСодержание введение глава Понятие и основная характеристика прав национальных меньшинств российский и международный опыт внутригосударственного регулирования
    Дата16.12.2022
    Размер113.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаVKR_Ишбулдина.docx
    ТипЗакон
    #848772
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение …….……………………………………………………..……..…............4
    Глава 1. Понятие и основная характеристика прав национальных меньшинств: российский и международный опыт внутригосударственного регулирования……………………..……...9

      1. Понятие национального меньшинства в международно-правовых актах и российском законодательстве и его отграничение от смежных категорий……………………………………………………………..…….....9

      2. Юридическая природа и общая характеристика нрав национальных меньшинств …..……………………………………………………………..24


    Глава 2. Особенности и проблемы обеспечения и конституционно- правовой

    защиты прав национальных меньшинств в Российской Федерации

    и за рубежом: перспективы совершенствования законодательного

    регулирования………………………………………………….…......35

    2.1. Особенности обеспечения и конституционно-правовой защиты прав

    национальных меньшинств в России: проблемный аспект……..….….…35

    2.2. Защита прав меньшинств в Центральной и Восточной Европе:

    роль конституционных судов и присоединения к Европейскому Союзу....62

    Заключение ………………………………………………………………..............72
    Список использованных источников…………………………………..............78


    ВВЕДЕНИЕ
    Актуальность выбранной темы настоящего диссертационного исследования. Российская Федерация - одно из самых полиэтнических государств мира, основной целью национальной политики которого является создание и обеспечение действенных условий развития всех этнических общностей, в том числе и национальных меньшинств. Для современной России должная реализация прав национальных меньшинств может стать эффективным средством предупреждения межнациональных конфликтов и напряженности, национального экстремизма, политической нестабильности в государстве.

    Во многих странах имеются соответствующие законодательные акты, гарантирующие национальным меньшинствам право на сохранение и развитие родного языка, получение образования на родном языке, сохранение и развитие национальной культуры, экстерриториальную национально-культурную автономию. В настоящее время нормы, закрепляющие права национальных меньшинств, содержатся в различных международно-правовых документах, таких, как Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств1 (в 1998 г. она была ратифицирована Российской Федерацией'), Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам2, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации3 и другие.

    В Российской Федерации нормативная база в области прав национальных меньшинств сформулирована еще не в полной мере и носит фрагментарный характер. Поэтому, необходимо дальнейшее развитие теоретико-правовых аспектов реализации и конституционно-правовой защиты прав национальных меньшинств и совершенствование механизма реализации и защиты их прав на практике, в том числе и при учете законодательного опыта ряда развитых зарубежных стран. Таким образом, представляется на сегодняшний день актуальной необходимость комплексного изучения теоретических и практических аспектов реализации и конституционно—правовой защиты прав национальных меньшинств в Российской Федерации и за рубежом.

    Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации и конституционно-правовой защиты прав национальных меньшинств в Российской Федерации и в ряде зарубежных стран.

    Предмет исследования составляют нормы, содержащиеся как в российском, так и в международном законодательстве, регламентирующие правовой статус национальных меньшинств, а также специфику их конституционно-правовой защиты; научные труды отечественных ученых, посвященные изучению особенностей правового статуса национальных меньшинств, юридической природы их прав, практических проблем процесса реализации прав национальных меньшинств в Российской Федерации и за рубежом, а также их конституционно-правовой защиты.

    Цель исследования заключается в комплексном теоретико-правовом исследовании сущности, принципов, механизма, проблем правового регулирования и практики реализации и конституционно-правовой защиты прав национальных меньшинств в современной России и в ряде зарубежных государств. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    - дать авторское определение и выделить основные признаки понятия «национальное меньшинство», отграничив его от других смежных категорий;

    - исследовать систему закрепленных российским законодательством прав национальных меньшинств;

    - изучить особенности и проблематику обеспечения и конституционно-правовой защиты прав национальных меньшинств в России, предложив возможные пути решения;

    - рассмотреть особенности защита прав меньшинств в Центральной и Восточной Европе, оценив роль конституционных судов и присоединения к Европейскому Союзу.

    Методологическая основа исследования. Исследование теоретических аспектов реализации и конституционно-правовой защиты прав национальных меньшинств в Российской Федерации и за рубежом потребовало использования общенаучного диалектического метода познания, а также специальных методов исследования, в том числе: системно-структурного, формально-юридического, сравнительно-правового, исторического, а также иных методов научного познания. В целом был применён комплексный подход к изучению реализации и конституционно-правовой защиты прав национальных меньшинств в Российской Федерации и за рубежом.

    Теоретическая основа исследования. Формирование мировоззренческой базы научного исследования потребовала от нас изучения разнообразной литературы. Использовались научные, учебные и методические разработки, но общей теории государства и права, различным отраслям нрава (конституционному, административному, международному и др.), в частности, таких авторов, как А.Х. Абашидзе, С.А. Авакьяна, Ф.Р. Ананидзе, Л.В. Андриченко, И.П. Блищенко, Л.Н. Васильевой, Л.М. Каранетяна, В.А. Кряжкова, В.П, Колесника, И.Ю. Пешперовой, СМ. Пунжина, М.В. Пучковой, М.Д. Смыслова, Т.Я. Хабриевой, Е.А. Черячукиной и других.

    Нормативно-правовую и эмпирическую базу исследования составили различные источники информации, что дало возможность обобщить существующий материал и обозначить сферу исследования. Значительное место среди таких источников занимают: международные конвенции, декларации, пакты. Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства РФ, законодательство субъектов Российской Федерации, а также зарубежное законодательство иных стран. Исследование проблем правового регулирования конституционной-правовой защиты прав национальных меньшинств в Российской Федерации и за рубежом потребовало анализа разработанных законопроектов, статистических данных, материалов сформированной правоприменительной практики.

    Теоретическое и практическое значение исследования. Сформулированные в работе теоретические положения развивают и расширяют разделы конституционного права, общей теории государства и права. Полученные научные результаты могут быть использованы при подготовке учебно-методического материала при проведении занятий по курсам общей теории права и государства, конституционному, международному праву и другим отраслевым и специальным юридическим наукам.

    На защиту выносятся следующие положения:

    1. Национальное меньшинство в Российской Федерации - это численно не преобладающая часть этнической общности или этническая общность, члены которой имеют гражданство Российской Федерации, не занимают доминирующего положения в данном государстве и отличаются от остальной части населения своими этническими признаками, особенностями языка, культуры, традиций, и считающая себя таковым на основе самоидентификации.

    2. Основными критериями понятия «национальное меньшинство» являются: 1) количественный критерий; 2) критерий недоминирования; 3) обладание устойчивыми этническими, религиозными или языковыми характеристиками; 4) наличие у членов группы гражданства данного государства; 5) самоидентификация.

    3. Национальное меньшинство является не просто совокупностью индивидов, а устойчивой социальной общностью, обладающей рядом исторически обусловленных культурных, религиозных и языковых признаков. Для национальных меньшинств свойственна коллективная природа их прав.

    4. Национальные меньшинства должны пользоваться не только всеми правами человека, но и специальными правами, которые вытекают из их уникальной самобытности.

    5. Основные проблемы реализации прав национальных меньшинств в Российской Федерации: 1) отсутствие законодательного закрепления термина «национальное меньшинство»; 2) отсутствие федерального органа 11 (федеральной службы), осуществляющего контрольно-надзорные функции в сфере государственной национальной политики, реализации прав национальных меньшинств; 3) недостаточная информированность национальных меньшинств об объеме их прав.

    6. Представляется обоснованной необходимость учреждения института Уполномоченного по правам национальных меньшинств в Российской Федерации и принятие комплексного закона о правах национальных меньшинств в соответствии с основными направлениями развития Российской Федерации.

    Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования, спецификой рассматриваемого явления. Она состоит из введения, трех глав, включающих четырех параграфов, заключения, библиографического списка.

    ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ: РОССИЙСКИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
    1.1 Понятие национального меньшинства в международно-правовых актах и российском законодательстве и его отграничение от смежных категорий

    В любом государстве проживают национальные меньшинства, то есть небольшие по численности группы людей, которые отличаются от большинства населения но своим этническим признакам - языку, культуре, традициям, обычаям, религии, этническому самосознанию. Национальные меньшинства в государствах образуются в результате действия многих факторов, таких как завоевание или присоединение территорий других народов, миграции, распад государств, образования государственных систем внутри государства и других факторов1. Национальные меньшинства исторически являются неотъемлемой частью общества, обогащают его своей культурой, трудом, самобытностью. Поэтому реализация нрав национальных меньшинств является одной из основ гражданского согласия в обществе.

    Исторически национальные меньшинства известны со времен античности и средневековья. Однако как социальная, глобальная по масштабам проблема - существование национальных меньшинств становится в истекшем столетии, особенно после первой и второй мировых войн. Последние существенно изменили конфигурацию политической карты мира, в результате чего многие народы оказались территориально разобщенными между разными государствами. Проблема национальных меньшинств имеет глобальное значение не только по масштабам, по и по своей природе, отличается особой сложностью социальной остротой, международным характером. Ее корни лежат, в основном, в несовершенстве организации, отсутствии подлинного единства современного общества, расколотого на противостоящие друг другу «части» (капитализм - социализм, «запад» - «восток» и т.д.).

    Существо проблемы национальных меньшинств заключается не в численности последних, не в их этнической специфике, а главным образом в особенностях их статусного положения в государствах проживания, прежде всего в политической, культурной, языковой дискриминации, которой они подвергаются во многих государствах1. На международном уровне понятие «национальное меньшинство» разрабатывается уже на протяжении достаточно длительного времени. Национальные меньшинства впервые получили признание на Венском конгрессе в 1815 году. Прорыв состоялся лишь после Первой мировой войны, когда под эгидой Лиги наций был подписан целый ряд мирных договоров, а также многосторонних пактов и конвенций, включавших в себя положения о защите прав национальных меньшинств. После Второй мировой войны произошел определенный откат, поскольку международная общественность считала достаточным обеспечение индивидуальных прав, стараясь избегать отдельного установления групповых прав (исключением является Конвенция 1948 г. о предупреждении преступления геноцида и наказания за него)2.

    Базисные критерии определения этого понятия пытались сформулировать итальянский профессор Ф. Капоторти и канадский магистр Ж. Дешене. Ф. Капоторти сформулировал следующий вариант дефиниции «меньшинство» - это меньшая по численности, не занимающая господствующего положения группа, члены которой - граждане этого государства - обладают с этнической, религиозной или языковой точек зрения характеристиками, отличающимися от характеристик основной части населения, и проявляют пусть даже косвенно, чувство солидарности в целях сохранения своей культуры, своих традиций, религии или языка1.

    Ж. Дешене сформулировал такое определение: «меньшинство - группа граждан данного государства, представляющих собой численное меньшинство и не занимающих господствующее положение в этом государстве, обладающих этническими, религиозными или языковыми характеристиками, отличающимися от характеристик большинства населения, солидарных друг с другом, движимых, пусть даже косвенно, коллективным стремлением к выживанию и достижению фактического и юридического равенства с большинством»2. Отличия данных определений в том, что Ф. Капоторти подчёркивает факт численного меньшинства, в то время как Ж. Дешене указал факт наличия гражданства у членов этих групп и стремление к равенству с большинством населения.

    Поскольку в официальных документах можно встретить различные толкования понятия «национальное меньшинство», в 1987 году секретариатом ООН был издан сборник официальных предложений этого термина, представленных ООН за 40 лет. В настоящее время органы ООН считают меньшинством любую проживающую в суверенном государстве группу лиц, которая составляет менее половины всего населения страны и члены которой обладают общими этническими, религиозными или языковыми характеристиками, которые отличают их от остальной части населения.

    На основе анализа вышеуказанных определений можно выделить основные критерии термина «национальное меньшинство». Первый критерий - количественный. Несомненно, небольшая доля населения в стране является фактором риска и оправдывает существование специальных мер защиты национальных меньшинств. Однако важно учитывать, что само понятие «национальное меньшинство» весьма условно, и не всегда совпадает соотношение по количественным характеристикам. Например, в Казахстане русских не меньше, чем казахов, однако русские считаются национальным меньшинством. Поэтому абсолютизация критерия численности не всегда является оправданной1.

    Следующий критерий - критерий недоминирования. В теории международного права устанавливается, что защита национальных меньшинств оправдана только тогда, когда они не занимают доминирующего положения, следовательно, не в полной мере могут развивать свои этнические особенности - язык, культуру, религию, а также отстаивать свои интересы в государственных органах. Однако на практике встречаются господствующие национальные меньшинства, например, «белое» меньшинство в ЮАР. Или небольшая по численности группа может и не сталкиваться с проблемами меньшинства и прекрасно чувствовать себя в обществе. Для того чтобы определить доминирующее или недоминирующее положение национальных меньшинств И.П. Блищенко и А.Х. Абашидзе предложили использовать критерий дискриминации. Те национальные меньшинства, которые не подвергаются дискриминации, не подпадут под международную защиту, ибо необходимость такой защиты отсутствует2. Дискриминация в отношении национальных меньшинств всегда приводит к дополнительной правовой защите. Однако критерий недоминирования также не может быть абсолютным, так как доминирующее или недоминирующее положение национальных меньшинств может меняться в различные временные периоды.

    Одним из критериев отличия национальных меньшинств является обладание устойчивыми этническими, религиозными или языковыми характеристиками. Многие международные документы подчёркивают эти качественные признаки - ст. 27 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) содержит формулировку «этнические, религиозные и языковые меньшинства»1. Декларация о правах лиц, принадлежаш,их к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992 г.) и другие документы. Исходя из этого, очевидно, что национальные группы, которые обладают этническими, религиозными и языковыми характеристиками могут образовывать этнические, религиозные и языковые меньшинства. Однако у одной из указанных общностей может встречаться совокупность всех или нескольких характеристик, например у этнических меньшинств могут быть разные религиозные характеристики. В Документе Копенгагенского Совещания по человеческому измерению СБСЕ (1990 г.) упоминаются преимущественно «национальные меньшинства», хотя речь идёт о различных меньшинствах. По мнению СМ. Пунжина проблемы, касающиеся различных разновидностей меньшинств сходны, и поэтому вполне правомерно использование обобщающего термина «национальные меньщинства»2.

    Л.В. Андриченко также считает, что слияние понятий «национальные», «этнические», «религиозные», «языковые» меньшинства в единое понятие является целесообразным и вполне оптимальным3. Можно согласиться с вышеуказанным мнением, такую позицию на сегодняшний день занимают многие государства. Однако следует учитывать и тот факт, что не все этнические, культурные, языковые, религиозные различия ведут к возникновению национальных меньшинств. Одним из критериев является наличие у членов группы гражданства данного государства. Необходимость данного критерия объясняется тем, что лишь при наличии гражданства государство может защищать как права отдельного лица, так и права группы лиц, относящихся к национальным меньшинствам. Иммигранты, добровольно приезжающие и поселяющиеся в стране, включая рабочих-мигрантов, решивших не возвращаться, составляют несколько иную категорию людей. По мнению Ф. Капоторти, меньшинство до получения особых прав должно существовать в течение довольно длительного времени1.

    В качестве ещё одного немаловажного критерия можно выделить - самоидентификацию. Самоидентификация — это психологический процесс отождествления индивидом себя с этнической общностью, позволяющий ему усвоить необходимые стереотипы поведения, нормы образа жизни и культурные ценности2. Первый уровень самоидентификации заключается в том, что именно этническая группа стремится сохранить свои характерные особенности. И такое чувство солидарности обычно проявляется в тех случаях, когда этнической группе в течение длительного времени удаётся сохранять свои отличительные черты. Второй уровень связан с принятием решения о принадлежности или непринадлежности к национальному меньшинству. Осознание своей принадлежности определяется множеством факторов, в числе которых: общность языка, культуры, традиций, обычаев, территории проживания и др. Кроме того, важными являются и факторы психологического характера. Например, захочет ли человек отнести себя к национальному меньшинству? Безусловно, некоторые лица, относящиеся к национальным меньшинствам, могут предпочесть и ассимиляцию. И нельзя не учитывать тот фактор, что каждый обладает правом в течение своей жизни менять свою национальную принадлежность, равно как и вовсе не указывать ee3. В Российской Федерации это положение закреплено в ст. 26 Конституции РФ: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности»4.

    Что касается соотношения понятий «национальное меньшинство», «коренной народ», «коренной малочисленный народ», то в настоящее время в юридической науке не существует чёткого определения данных понятий. Вопрос, кого относить к национальному меньшинству или коренному народу важен, так как предопределяет различный объём прав (например, коренным народам предоставляются дополнительные права в сфере природопользования и т.д.). Коренные народы обладают всеми характерными особенностями национальных меньшинств. В разных странах по-разному подходят к определению коренных народов. Например, Швеция рассматривает народ саами в качестве национального меньшинства, на основании своего подхода к национальным меньшинствам, а в Норвегии саами признаны коренным народом, в рамках своего подхода.

    Понятие «коренной народ» развила Конвенция МОТ №169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах»1. Эта конвенция распространяется на: 1) народы, ведущие племенной образ жизни в независимых странах, социальные, культурные и экономические условия которых отличают их от других групп национального сообщества и положение которых регулируется полностью или частично их собственными обычаями или традициями, или специальным законодательством; 2) народы в независимых странах, которые рассматриваются как коренные ввиду того, что они являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период её завоевания или колонизации или в период установления существующих государственных границ, и которые, независимо от их правового положения, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные или политические институты. Для России данное определение неприемлемо, так как в России в настоящее время практически все народы перешагнули период племенного образа жизни и Россию вряд ли можно признать колониальной державой по отношению к населявшим её территорию народам, как это имело место в государствах Северной Америки.

    Существует мнение, что на подход к разработке прав национальных меньшинств существенное слияние оказал европейский опыт и поэтому данный подход является евроцентристским, а на разработку прав коренных народов основное влияние оказали изменения ситуации на американском континенте и в регионе Тихого океана («доктрина голубой воды»), поэтому это подход является американо-центристским.

    По мнению некоторых учёных коренные народы представляют собой разновидность национальных меньшинств, поскольку обладаю всеми признаками последних1.По нашему мнению различие коренных народов и национальных меньшинств проявляется в следующем: во-первых, национальные меньшинства могут проживать и дисперсно (некомпактно), быть «вкраплены» в среду доминирующей части населения страны, а коренные народы - это целостные этнические общности, имеющие свою собственную сферу обитания; во-вторых, у коренных народов в основе образа жизни и способа хозяйствования на земле лежит традиционность; в-третьих, отличие правового статуса коренных народов и национальных меньшинств хорошо проявляется, если рассмотреть их с точки зрения права на самоопределение. Коренной народ обладает указанным правом, а национальные меньшинства, согласно доктрине международного права, не могут считаться субъектом права на самоопределение (сецессию). Отличие их также в том, что защитниками прав и интересов национальных меньшинств могут выступать суверенные государства, являющиеся их исторической родиной. Например, Российская Федерация взяла на себя обязательства защиты прав и интересов русских, проживающих в странах Балтии и СНГ; Германия в течение длительного времени оказывает содействие в политическом и экономическом плане российским немцам. А защитниками прав коренных народов могут выступать только сами коренные народы, их общественные организации и политические институты.

    Основным критерием при проведении различия между коренными народами и национальными меньшинствами является сохранение своей культуры, связанной с особым способом использования земельных и природных ресурсов. Коренные народы «привязаны» к земле, между ними и их землёй существует особая связь. Главный фактор, позволяющий сохранить свою самобытность у коренных народов - это привязанность к исконной среде обитания. В то время как национальным меньшинствам присущ экстерриториальный принцип.

    Понятие «коренной малочисленный народ» - чисто российское изобретение. В России к коренным малочисленным народам, согласно Единому перечню коренных малочисленных народов РФ, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 года № 2551, отнесены 63 народа. В Федеральном законе «О гарантиях прав коренных малочисленных народов в Российской Федерации»2 коренные малочисленные народы рассматриваются как народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, охраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации не более 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. По мнению Л.В. Андриченко, коренные малочисленные народы - это частный случай определения статуса коренных народов вообще3.

    И.Ю. Пещерова считает, что коренные малочисленные народы - это разновидность национальных меньшинств, поскольку обладают признаками присущими национальным меньшинствам: своеобразием этнических характеристик по отношению к другой части населения страны; недоминирующей численностью и негосподствующим положением в государстве или регионе проживания; стремлением сохранить свою самобытность1.

    Конституция Российской Федерации гарантирует права национальных меньшинств в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, обязательствами Российской Федерации по международным договорам. Своё развитие указанное положение Конституции РФ нашло в Концепции государственной национальной политики, утверждённой Указом Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 9092, и в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой Указом Президента РФ от 06.12.2018 № 7033. В этом находит косвенное признание наличия национальных меньшинств в государстве.

    Па территории Российской Федерации проживают различные национальные меньшинства. Достаточно много национальных групп, основная часть этнической общности которых - за пределами Российского государства. Наиболее крупные из них - это диаспоры, которые образовались после распада СССР (украинцы, белорусы, казахи). Помимо этих национальных групп, в России издавна проживали этнические группы, имеющие свою государственность за пределами России - это немцы, поляки, финны, болгары и др. К этой национальной группе примыкают и группы, не имеющие своей государственности - саамы, ассирийцы, курды, цыгане4 и др. К этническим группам, оказавшимся в ситуации национального меньшинства, можно отнести и «титульные» народы, у которых на территории Российской Федерации имеются республики и автономные круга, в наименованиях которых отражено их этническое самоназвание, однако компактно или дисперсно они проживают вне таких государственных или территориальных образований (например, мордва в Пензенской области, марийцы в Республике Башкортостан). Таким образом, для Российской Федерации в совокупности речь идёт о более чем 16 млн. российских граждан, оказавшихся в ситуации национального меньшинства1.

    Термин «национальное меньшинство» в Российской Федерации не получил однозначного законодательного толкования. В российском законодательстве отсутствует официальное определение понятия «национальное меньшинство». Хотя неоднократно предпринимались попытки дать такое определение при разработке проектов федеральных законов. В проекте Закона «О национальных меньшинствах Российской Федерации» (1992 г.)2 указывается, что национальным меньшинством в Российской Федерации признаётся часть народа, проживающая за пределами его национально-государственного или национально-территориального образования, в инонациональной среде и сохранившая национальное самосознание, язык, культуру, традиции и другие этнические особенности этого народа.

    В законопроекте, внесённом в 1995 году депутатами Государственной Думы РФ, членами комитета по делам национальностей, даётся следующее определение: «национальным меньшинством считается часть этноса, состоящая из граждан Российской Федерации, проживающих как компактно, так и дисперсно на территории любого из субъектов Российской Федерации и отличающихся от остального населения этнически, языком, самобытной культурой, объединяемые общим самоназванием и единым национальным самосознанием»3.

    В законопроекте, внесённом в 1998 году, отмечается что, «национальным меньшинством признаются граждане Российской Федерации, обладающие устойчивым этническим характером и движимые стремлением к сохранению и развитию своего национального языка, культуры, религий и традиций, не имеющие в составе Российской Федерации государственных, административно-территориальных и национально-территориальных образований (республик, краёв, областей, автономных округов) и не относящиеся к коренным малочисленным народам России»1.

    В проекте ФЗ «Об основах государственной национальной политики Российской Федерации» (2003 г.) национальные меньшинства выступают как численно не преобладающая этническая общность или часть общности, проживающая за пределами избранной ею формы самоопределения либо за пределами местопребывания основной части этнической общности, не имеющая никакой формы самоопределения, сохраняющая своё самосознание и самоидентифицирующая себя как этническое меньшинство, ощущающее своё недоминирующее положение2.

    Для Российской Федерации особый интерес представляет международно-правовой документ, связывающий Россию с республиками бывшего СССР в вопросах обеспечения прав национальных меньшинств. Он был подписан в 1994 году в Москве и получил название «Конвенция СНГ об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам»3. Необходимость выработки и принятия данного документа была обусловлена двумя причинами. Во-первых, распад СССР и образование независимых государств вызвали к жизни проблему лиц, оказавшихся национальным меньшинством в новой республике. Вторая причина принятия Конвенции состояла в необходимости упорядочения миграционных потоков, придания перемещающимся из страны в страну лицам определённого правового статуса4.В качестве общего правила Конвенция закрепляет, что стороны признают и гарантирз^ют лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, права и свободы в соответствии с общепризнанными международными стандартами в области прав человека и обязаны принять меры для недопущения дискриминации граждан по признаку их принадлежности к национальному меньшинству. Конвенция закрепляет и некоторые наиболее ключевые понятия. Так, например, в ст. 1 даётся определение национальных меньшинств: это лица, постоянно проживающие на территории одной из стран и имеющие гражданство данной страны, которые по своему этническому происхождению, языку, культуре, религии или традициям отличаются от основного населения данной страны.

    До недавнего времени вопрос, является ли национальное меньшинство субъектом правоотношения, не мог быть даже поставлен. Тем не менее в конце XX века национальные меньшинства, через организационное оформление в различные объединения, пытались защитить свои интересы, вступая в официальные отношения с органами государственной власти и должностными лицами. Однако основной момент заключается в том, относятся ли национальные меньшинства к субъектам права, т.к. признание их в качестве таковых влечет юридические последствия, которые не всегда поддерживаются современными государствами. Круг субъектов реализации права должен охватываться понятием «субъект права», которое, по нашему мнению, шире понятия «субъект правоотношения».

    В отечественной юридической науке существует два подхода к данной проблеме: одни ученые признают наличие правоотношений общего характера (общерегулятивных), которые возникают на основе правовых норм, обращенных к чрезвычайно широкому кругу субъектов и воплощаются в жизнь через конкретные правоотношения (данной позиции придерживаются С.С. Алексеев, Н.И. Матузов и др.); другие ученые настаивают на том, чтобы сохранить за правоотношениями статус конкретизированных, индивидуально-определенных связей (широкое обоснование данный подход получил в работах В.К. Бабаева, Р.З. Лившица и др.) 1.

    М.Н. Марченко отмечает, что именно государство определяет, кто и при каких условиях может быть субъектом права и участником правоотношений2. По мнению В.К. Бабаева, правоотношение всегда конкретно, субъекты его всегда индивидуализированы1. В.М. Сырых отмечает, что субъектами права являются индивидуальные и коллективные члены общества, которых государство наделило правом вступать в конкретные правоотношения; признаваемая законом способность быть участниками данных отношений есть правосубъектность2.

    Профессор В.М. Сырых раскрывает особенность правосубъектности социальных общностей, которая заключается в том, что последние «не составляют организационно оформленного коллектива а представляют соответствующий социальный субъект как целое. Исключение составляют лишь трудовые коллективы организаций, учреждений, которые могут создавать специальные органы управления в виде совета трудового коллектива, забастовочного комитета и др.3. Народ, нация, население региона, трудовой коллектив как социальные общности «признаются субъектом права в случаях, предусмотренных Конституцией РФ или законом». Далее В.М. Сырых приводит пример: «многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти, имеет право принимать Конституцию, избирать резидента страны, осуществлять другие права». Население субъекта, города, района, иного населенного пункта наделяется правом самостоятельно решать вопросы местного значения, избирать органы местного самоуправления, владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью4.

    С.С. Юрьев различает индивидуальных (человек) и коллективных субъектов права, причем правосубъектность социальных общностей (организаций, объединений, государства, нации, народа, национальных меньшинств) вторична и основывается на правосубъектности индивида5. Можно согласиться с С.С. Юрьевым, национальные меньшинства являются субъектами права, имея ввиду, что иная точка зрения игнорировала бы, во-первых, закрепленные на международном и внутригосударственном уровнях идеи о примате прав человека и народа как единственном источнике государства и государственной власти, а во-вторых, подход к праву как самостоятельному явлению, не являющемуся институтом, «октроированным» государством. Права и обязанности национальных меньшинств закреплены в международно-правовых актах, а в некоторых странах - и во внутригосударственном законодательстве.

    Мотивы участия человека в правоотношениях в социально сплоченных группах диктуются не только сугубо индивидуальными потребностями и интересами, но и коллективными ценностями, перспективами группового выживания, надежного и обеспеченного положения индивида в группе, сообществе или обществе1. Подтверждением тезиса В.В. Мальцева служат многочисленные факты консолидации лиц, относящих себя к национальным меньшинствам в национально-культурные объединения, которые вступают в правоотношения не только с государством пребывания, но и с международным сообществом.

    Таким образом, по нашему мнению, имеются достаточные основания считать национальные меньшинства субъектами права.

    Основными критериями понятия «национальное меньшинство» являются: 1) количественный критерий; 2) критерий недоминирования; 3) обладание устойчивыми этническими, религиозными или языковыми характеристиками; 4) наличие у членов группы гражданства данного государства; 5) самоидентификация.

    Учитывая разноплановость позиций, на основе всего вышесказанного и не претендуя не окончательный вариант можно выделить следующее определение: «Национальное меньшинство в Российской Федерации - это численно не преобладающая часть этнической общности или этническая общность, члены которой имеют гражданство Российской Федерации, не занимают доминирующего положения в данном государстве и отличаются от остальной части населения своими этническими признаками, особенностями языка, культуры, традиций, и считающая себя таковым на основе самоидентификации». В такой формулировке мы предлагаем закрепить легальное определение понятия «национальное меньшинство» в содержании действующего российского законодательства, в виду отсутствия как таковой альтернативы в законе.
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта