Главная страница
Навигация по странице:

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ССЫЛКИ

  • Крестьянская война. война. Содержание введение глава россия во второй половине xviii глава начало и ход восстания 1 Первый период войны Второй период войны Заключительный этап крестьянского движения глава историография вопроса Заключение Список использованной литературы введение


    Скачать 55.47 Kb.
    НазваниеСодержание введение глава россия во второй половине xviii глава начало и ход восстания 1 Первый период войны Второй период войны Заключительный этап крестьянского движения глава историография вопроса Заключение Список использованной литературы введение
    АнкорКрестьянская война
    Дата23.12.2020
    Размер55.47 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлавойна.docx
    ТипРеферат
    #163546
    страница2 из 2
    1   2
    ГЛАВА 3. ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА

    Крестьянская война 1773-1775 гг. разразилась в условиях разложения крепостничества в России и была, несомненно, самым мощным и ярким проявлением той классовой борьбы, которая составляла основную черту феодального строя. Поэтому она вызвала глубокий интерес в самых различных слоях общества.

    Народные массы откликнулись на Пугачевское восстание созданием богатого и красочного фольклора. А.Н. Радищев выступил как идеолог крестьянской революции, А.С. Пушкин создал свою «Историю Пугачева», превращенную по воле Николая I в «Историю Пугачевского бунта», А.И. Герцен и В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский с горячей симпатией отнеслись к этому народному движению.

    Особенно много и убедительно писал о Пугачеве, А.И. Герцен. Он подчеркивал, что «Пугачев, человек не книги, а народа, возглавивший народное восстание, революционное, несмотря на то, что оно пробуждается с призывом царского имени». После поражения восстания Пугачева «народ сломился», - писал Герцен, а сам Пугачев был оклеветан, но историческое значение возглавленного им народного движения очень велико, так как крепостное право в России может пасть «по милости пугачевщины»11.

    Революционные демократы В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский усматривали причину восстания в крепостническом строе страны, в стремлении крестьян, не таких уж забитых и покорных, какими их считают, добыть себе «лучшую участь»12.

    Пугачевское восстание стало предметом внимания писателей и поэтов, революционеров и просветителей. Художников и ученых, не имевших порой не только прямого, но никакого отношения к истории.

    Историография Пугачевского восстания начала складываться еще в те времена, когда в Поволжье колыхало зарево пожаров горящих дворянских усадеб. Записки, прибавления и прочие материалы, вышедшие из под пера современников восстания, часто участников его подавления, будучи, порой публицистическими произведениями, в свое время, впоследствии становились историческими источниками. Для нас они представляют интерес, поскольку свидетельствуют о том, как оценивалось грозное крестьянское движение представителями различных государственных классовых группировок. Одним из первых произведений подобного рода являются «Дневные записки» Оренбургского священника Ивана Осипова. Записки очевидца говорят о политических убеждениях их автора, об его отношении к восстанию. Некоторые записки современников о Пугачевском восстании до сих пор не опубликованы.

    Что же касается архивных сказаний, то они были исключены. Документы, вышедшие из лагеря пугачевцев, уничтожались. Только М.М.Щербатов, допущенный во все архивы, в 1774 году знакомился с частью бумаг П.И. Панина. М.М. Щербатова и Г.Д. Миллера можно назвать первыми историками, занявшимися историей восстания под предводительством Е. Пугачева.

    Крестьянская война 1773-1775 гг. нашла свое отражение в исторической и художественной литературе. Напуганные остротой классовых противоречий и размахом народного движения, несмотря на различие своих политических идей, единодушную и резко отрицательную характеристику дали Пугачеву и возглавленному им движению М.М. Щербатов и Г.Р. Державин, А.П. Сумарков и Д.И. Фонвизин.

    Специальных работ, посвященных истории восстания Пугачева и объективно оценивающих его, в России быть не могло. Как уже говорилось, само упоминание его имени строжайше запрещалось. Исключением явилась пушкинская «История Пугачева». Великий русский поэт и писатель был первым историком Крестьянской войны 1773-1775 гг. В оценке крестьянского восстания, возглавленного Пугачевым, Пушкин подошел дальше своих друзей - декабристов и вслед за Радищевым, «восславив свободу», отнесся с сочувствием к попытке народа добиться воли, а самого Пугачева, по словам П.И. Чайковского, охарактеризовал в «Капитанской дочке как, в сущности «удивительно симпатичного»13.

    Передовое направление в исторической науке в оценке Крестьянской войны 1773-1775 гг. представлено трудами А.П. Щапова, стоявшего одно время на позициях революционных демократов, Д.Л. Мордовцова, хотя его работы полны противоречий, и в одних он доказывает необходимость восстания, и на «исторической странице» записывает имена Чики, Хлопуши, Иванова и самого Пугачева, в котором он усматривает сильную, смелую, величавую натуру, в других он характеризует пугачевское восстание, как «ужасный пожар», «мрачное пятно», «дикую оргию»14.

    К народническому направлению в буржуазной исторической литературе, но более позднего периода, периода либерального народничества, принадлежит Н.Н. Фирсов. В своих работах он подчеркивал, что восстание Пугачева, «глубоковыстраданное», преследовало целью добиться, прежде всего «вольности» и установить «простонародное мужицкое царство». Само восстание он рисует мрачными красками, подчеркивая жестокость и «пороки» «сбродных полчищ самозванца»15.

    В представлении дворянских и буржуазных историков, за редчайшим исключением, восстание под предводительством Е. Пугачева рассматривалось как бессмысленный и беспощадный мятеж, пронесшийся по Поволжью и Уралу, унесший множество жизней, уничтоживший материальные ценности и дорого обошедшийся самому крестьянству, которое за свое «буйство» заплатило большой кровью. Правительство и дворянство не простили восставшим, что они поспели встать под знамена «набеглого царя»16. Так характеризовали Крестьянскую войну 1773-1775 гг. писавшие о ней дворянские и буржуазные историки, публицисты и писатели Н. Дубровин и Д. Анучин, П. Струве и С. Булгаков, Е. Салиас и Г. Данилевский.

    Интересно отметить, что у многих исследователей, восстание Пугачева, ассоциировалось со смутой, с Лжедмитрием. Но такого рода трактовка встретила решительный отпор со стороны, как отдельных вельмож, так и целых органов государственного управления.

    Многие декабристы усматривали в Пугачеве «великую историческую личность», «русского Спартака», человека из народа и для народа, который «стоял за свободу» (А.В. Поджио), вождя народного движения, очень опасного для правительства (В.Ф. Раевский), руководителя восставшего народа - народа, лишенного собственности и гражданских прав (П.Г. Каховский).17

    Естественно, что Пугачевское восстание привлекало внимание выдающихся русских писателей. О нем писал в своем «Вадиме» М.Ю. Лермонтов, Т.Г. Шевченко в «Москалевой кринице» и в повести «Близнецы», писатель-демократ Д.Н. Мамин - Сибиряк, создавший свое яркое произведение «Охонины брови», правдиво и ярко рисует пугачевское восстание на Урале.

    Интерес к восстанию Пугачева возрастал по мере обострения классовой борьбы в России, и любой представитель общественно - политической мысли, историк-исследователь или популяризатор, любой художник слова, затрагивавший Крестьянскую войну 1773-1775 гг., неизбежно заявляли о своем политическом credo. Восстание Пугачева было тем зеркалом, в котором отражалось политическое лицо каждого, кто брался за перо, кто писал о восстании хотя бы пару строк.

    Новый этап в разработке истории Крестьянской войны в России в 1773-1775 гг. начался с утверждением учения К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина.

    К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин создали и развили теорию о роли классовой борьбы крестьянства во всемирной истории, в том числе и в истории России, посвятив ей специальные работы и отдельные разделяя работ.

    Характеризуя классовую борьбу крестьянства в России, Ф.Энгельс писал о том, что Крестьянская война в России в 1773-1775 гг. - это «последнее великое крестьянское восстание». Ф.Энгельс подчеркивал, что русский народ устраивал «бесчисленные разрозненные крестьянские восстания», которые он отличал от «великого крестьянского восстания», возглавленного Пугачевым18.

    Огромное внимание уделил крестьянскому движению в России В.И. Ленин. Проблема классовой борьбы крестьянства заинтересовала В.И. Ленина в связи с разработкой вопроса о союзе пролетариата и крестьянства в грядущей революции. Характеризуя историческую роль крестьянства в русской революции, В.И. Ленин писал, что «века крепостного гнета и десятилетия форсированного пореформенного разорения накопили горы ненависти, злобы и отчаянной решимости» у русских крестьян19.

    Для работ, вышедших после Великой Октябрьской социалистической революции, характерна положительная оценка Крестьянской войны 1773-1775 гг. Исключение составляют труды Н.А.Рожкова, считающего, что пугачевское восстание смотрело не вперед, а назад, сам Пугачев был беспощадней правительства, а пугачевцы стремились установить «порядки, существовавшие на заре русской истории»20.

    Совершенно иную роль в развитии советской исторической науки сыграл М.Н. Покровский, ряд работ которого посвящены непосредственно восстанию Пугачева. М.Н. Покровский, взгляды которого часто менялись, то признавал восстание Пугачева «настоящей буржуазной революцией», то считал Крестьянскую войну 1773-1775 гг. обычным, хотя и мощным крестьянским восстанием, к которому приложить эпитет «буржуазная революция» можно только в «очень высоком, теоретическом стиле»26. С течением времени меняется представление М.Н. Покровского и о самом Пугачеве.

    Историография Крестьянской войны 1773-1775 гг. со временем все больше приобретает новый характер. Она не ограничивается собственно историческими трудами, работами историков - профессионалов, а охватывает произведения представителей передовой, прогрессивной общественно - политической мысли, публицистику, художественную литературу, изобразительное искусство, театр, музыка, кино, так как в творчестве мастеров пера и кисти, сцены и экрана находит отражение, что очень важно, интерес широких масс к восстанию Пугачева.

    За последние 10-15 лет вышли обобщающие монографические исследования по общим и частным вопросам истории Крестьянской войны в России в 1773-1775 гг.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева окончилась поражением восставших. Однако это не умаляет огромного прогрессивного значения восстания. Крестьянская война 1773–1775 годов нанесла серьезный удар по феодально-крепостническому строю, она подрывала его основы.

    Было строжайше запрещено упоминать даже имя Пугачева, а его восстание в документах стали называть «известное народное замешательство».

    После проведения казней и наказаний основных участников восстания, Екатерина II, с целью искоренения любых упоминаний событий, связанных с Пугачёвским движением и ставивших её правление не в лучшем свете в Европе, в первую очередь издала указы о переименовании всех мест, связанных с этими событиями. Так, станица Зимовейская на Дону, где родился Пугачёв, была переименована в Потёмкинскую, а сам дом, где родился Пугачёв, было велено сжечь. Река Яик была переименована в Урал, Яицкое войско – в Уральское казачье войско, Яицкий городок - в Уральск, Верхне - Яицкая пристань — в Верхнеуральск. Имя Пугачёва предавалось в церквях анафеме наряду со Стенькой Разиным, для описания событий возможно использование лишь слов как «известное народное замешательство». «...для совершенного забвения сего на Яике последовавшего несчастного происшествия, реку Яик, по которой, как оное войско, так и город его название свое доныне имели, по причине той, что оная река проистекает из Уральских гор, переименовать Уралом, а потому и войско наименовать Уральским, и впредь яицким не называть, равно и Яицкому городу называться отныне Уральск; о чем для сведения и исполнения сим и публикуется».

    Манифест от 17 (28) марта 1775 года даровал прощение всем беглым государственным (но не крепостным) крестьянам, при условии их возвращения в деревни в течение двух лет. Указ императрицы от 6 апреля 1775 года потребовал захоронить тела повстанцев, а места и орудия казней уничтожить. Вновь вводился запрет на смертную казнь, отмененный во время восстания.

    В 1775 году последовала губернская реформа, по которой осуществлялось разукрупнение губерний, и их стало 50 вместо 20. Вместе с реформой полиции в 1782 году и специальными уставами для дворян и городов в 1785 году. Для улучшения наблюдения за порядками в крае в 1782 году была проведена новая реформа. Вместо губернии учреждены два наместничества: Симбирское и Уфимское, которые, в свою очередь, делились на области, последние на уезды, а уезды на волости. Уфимское наместничество состояло из двух областей — Оренбургской и Уфимской. В состав Оренбургской области входили уезды: Оренбургский, Бузулукский, Верхнеуральский, Сергиевский и Троицкий. Ряд крепостей превращены в города Бугуруслан, Орск, Троицк, Челябинск, с соответствующим штатом чиновников и воинскими командами. Входившие ранее в Оренбургскую губернию Самара и Ставрополь отошли к Симбирскому наместничеству, Уральское казачье войско с Уральском и Гурьевом — Астраханской губернии.

    В Оренбургском крае увеличилась раздача казенных земель в виде «всемилостивейших пожалований» офицерам, чиновникам, казачьим старшинам, участвовавшим в подавлении крестьянской войны. В 1798 г. в губернии началось генеральное межевание земель. Оно закрепило за помещиками все их земли, включая и самовольно захваченные. Правительство поощряло дворянско-помещичью колонизацию края, поэтому в последней четверти XVIII в. усилилось переселение помещиков и их крестьян особенно в Бугурусланский и Бузулукский уезды. За последнюю четверть XVIII в. в Оренбургской губернии образовалось 150 новых дворянских владений..

    Была скорректирована политика по отношению к казачьим войскам, ускоряется процесс их трансформации в армейские подразделения. В августе 1775 года была ликвидирована Запорожская Сечь. Стремясь подчинить казачество своим интересам, превратить его из зачинщика народных движений в карательную силу, царизм, опираясь на атаманско-старшинскую верхушку, делает некоторые уступки казачьему управлению, но вместе с тем постепенно реформирует его на армейский лад. Казачьим верхам предоставляется право владения крепостными дворовыми людьми, даются офицерские чины и дворянство. Во всех оставшихся войсках казачьим офицерам активнее передаётся дворянство с правом владения своими собственными крепостными, тем самым утверждая войсковую старшину в качестве оплота правительства. Вместе с тем по отношению к Уральскому войску делаются экономические послабления.

    Примерно та же политика проводится по отношению к народностям региона восстания. Указом от 22 февраля (4 марта) 1784 года было закреплено одворянивание местной знати. Татарские и башкирские князья и мурзы приравниваются по правам и вольности к российскому дворянству, включая и право владения крепостными, правда, только мусульманского вероисповедания. Но при этом оставлена попытка закрепостить нерусское население края, башкиры, калмыки и мишари были оставлены на положении военно-служилого населения. В 1798 году было введено кантонное управление в Башкирии, во вновь образованных 24 областях-кантонах управление осуществлялось на военный лад. Калмыки также переведены на права казачьего сословия.

    В 1775 году казахам разрешено кочевать в пределах традиционных пастбищ, попавших за пределы пограничных линий по Уралу и Иртышу. Но данное послабление пришло в противоречие с интересами расширяющихся пограничных казачьих войск, часть данных земель уже была оформлена в качестве поместий нового казачьего дворянства либо хуторов рядовых казаков. Трения привели к тому, что затихшие было волнения в казахских степях развернулись с новой силой. Предводителем восстания, в итоге продлившегося более 20 лет, выступил участник движения Пугачёва Сырым Датов.

    Восстание Пугачёва нанесло огромный ущерб металлургии Урала. К восстанию полностью присоединились 64 из 129 существовавших на Урале заводов, численность приписанных к ним крестьян составляла 40 тысяч человек. Общая сумма убытков от разрушения и простоя заводов была оценена в 5 536 193 рубля. И хотя заводы удалось быстро восстановить, восстание заставило пойти на уступки по отношению к заводским работникам. Главный следователь на Урале капитан С. И. Маврин сообщал, что приписные крестьяне, которых он считал ведущей силой восстания, снабжали самозванца оружием и вступали в его отряды, потому что заводчики угнетали своих приписных, вынуждая крестьян преодолевать длинные расстояния до заводов, не разрешали им заниматься землепашеством и продавали им продукты по завышенным ценам. Маврин считал, что для предотвращения в будущем подобных волнений необходимо принять решительные меры. Екатерина писала Г. A. Потёмкину, что Маврин «об заводских крестьян что говорит, то все весьма основательно, и думаю, что с сими иного делать нечего, как купить заводы и, когда будут казённые, тогда мужиков облехчить». 19 мая 1779 года был издан манифест об общих правилах использования приписных крестьян на казённых и партикулярных предприятиях, который несколько ограничивал заводчиков в использовании приписанных к заводам крестьян, ограничивал рабочий день и увеличивал оплату труда.

    Был определен социально-правовой статус городского населения, сняты многие бюрократические препоны для предпринимательства, отменен ряд монополий. Манифест от 17 марта 1775 года освобождал «уездных обывателей» от ряда налогов, в частности от сборов на улья и борти, соляные варницы, с красильного, воскобойного, кожевенного и прочих подсобных промыслов.


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    ССЫЛКИ

    1Муратов В.В.Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева.- Москва: Просвещение, 1980. - с.173

    2Мавродин В.В. Крестьянская война под руководством Пугачева - Москва: Знание 1973. - с.

    3Андрущенко А.И. Крестьянская война в России 1773-1775 гг. - Москва «Мысль», 1969.- 129с

    4Эйдельман Н.А. «Знание сила» № 1- Москва 1984.- 37 с

    5Мавродин В.В. Классовая борьба и общественно-политическая мысль в России в XVIII веке. - Ленинград: Ленинградский университет, 1975. - с. 241

    6Мавродин В.В. Крестьянская война в России 1773-1775 гг. - Ленинград «Наука», 1970.- 94 12Буганов В.И. Е.Пугачев - Москва «Просвещение», 1990.- 142 с

    7Мавродин В.В. Крестьянская война под руководством Пугачева - Москва: Знание 1973. - с. 148

    8Мавродин В.В. Крестьянская война под руководством Пугачева - Москва: Знание 1973. - с. 152

    9Муратов В.В.Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева.- Москва: Просвещение, 1980. - с.184

    10Мавродин В.В. Под знаменем Крестьянской войны - Ленинград «Мысль», 1974.- 96с

    11Мавродин В.В. Под знаменем Крестьянской войны - Ленинград «Мысль», 1974.- 125с

    12Пашкина Л. «Наука и жизнь» № 2- Москва 1992.- 86 с

    13Рознер И.Г. Крестьянское восстание в России 1773-1775 гг. - М.: «Мысль», 1966.- 121 с

    14Мавродин В.В. Крестьянская война в России 1773-1775 гг. - Ленинград «Наука», 1961.- 154 с

    15Рознер И.Г. Крестьянское восстание в России 1773-1775 гг. - М.: «Мысль», 1966.- 147 с

    16Мавродин В.В. Под знаменем Крестьянской войны - Ленинград «Мысль», 1974.- 148с

    17Мавродин В.В. Крестьянская война в России 1773-1775 гг. - Ленинград «Наука», 1961.- 152 с

    18Мавродин В.В. Крестьянская война в России 1773-1775 гг. - Ленинград «Наука», 1970.- 176 с

    19Литвак Б.Г. Крестьянское движение в России 1773-1904 гг. - Москва «Наука», 1989.- 237 с

    20Литвак Б.Г. Крестьянское движение в России 1773-1904 гг. - Москва «Наука», 1989.- 239 с


    1   2


    написать администратору сайта