Содержание введение Маргиналы и маргинальность Общество и маргинальность
Скачать 83.73 Kb.
|
СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение………………………………………………………...3 2.Маргиналы и маргинальность……………………………….4 3.Общество и маргинальность………………………………….5 4. Маргиналы и государство…………………………………….7 5. Заключение……………………………………………………...9 6. Список литературы…………………………………………...10 ВВЕДЕНИЕ Понятие «маргинал» впервые появилось во Франции как имя существительное в1972г. (ранее существовало понятие «маргинальный» ). Маргиналами стали называть тех, кто сам либо отвергает общество, либо оказывается им отвергнутым. Незадолго до этого страна была глубоко потрясена майскими событиями 1968 года, и вот уже на смену мечте пришли тревога и конформизм. Власть имущие стремились к успокоению, однако многие выступили против возврата к традиционным порядкам. Именно их тали называть маргиналами. МАРГИНАЛЫ И МАРГИНАЛЬНОСТЬ Маргинальность – это не состояние автономии, а результат конфликта с общепринятыми нормами, выражение специфических отношений с существующим строем. Маргинальность не возникает вне резкого реального или вымышленного столкновения с окружающим миром. Уход в маргинальность предполагает два совершенно различных маршрута: - либо разрыв всех традиционных связей и создание своего собственного, совершенно иного мира; - либо постепенное вытеснение (или насильственный выброс) за пределы законности. В любом варианте, будь то результат «свободного» выбора или же следствие процесса деклассирования, который провоцируется напуганным обществом, маргинал обозначает не изнанку мира, а как бы его омуты, теневые стороны. Общество выставляет отверженных напоказ, дабы подкрепить свой собственный мир, тот, который считается «нормальным» и светлым. Истории и раньше были известны всевозможные отклонения от нормы. Из века в век происходит взаимодействие между волей правителей к порядку и организованности теми многочисленными течениями, которые критикуют власть и угрожают ей, нарушают её установления. Одним им активных стимуляторов процесса маргинализации служит страх – перед дьяволом, ересями, болезнями, телесными аномалиями, чужеземцами, а позднее и тунеядством. За каждой из этих угроз проступает личина врага, подлежащего изоляции или устранению теми или иными методами, в зависимости от эпохи. ОБЩЕСТВО И МАРГИНАЛЬНОСТЬ 1656 год во Франции положил начало новой практике и отныне оказывает неизменное воздействие на восприятие отклонений. Маргиналов сторонятся, порою преследуют, однако они остаются вполне зримой реальностью в обществе. Жизнь его, лишённая скрытности и как бы вынесенная наружу, проходит в тесном соприкосновении его членов, при полной ясности всех действий и обрядов. В конце 17 века возникает новая модель (проект): изолировать маргиналов как явление отталкивающее и вредоносное. Начинаются облавы на умалишенных, нищих, тунеядцев и проституток, многие из которых оказываются в казематах Центрального госпиталя. Это вызывает сопротивление со стороны противников расширения карательных санкций. Со своей стороны сторонники нового курса начинают разрабатывать всё более многочисленные и хитроумные «защитные механизмы», исходя из того, что политика изоляции будет порождать всё новые формы правонарушений и маргинальности. В 19 веке окончательно утверждается положение, при котором с увеличением числа случаев, квалифицируемых законом, как противоправное поведение, возрастает и число лиц, объявляемых опасными, подвергаемых гонениям. Маргинальность переживает сейчас весьма своеобразный момент: продолжая причислять к её жертвам все нежелательные элементы, общество ощущает, как подрываются изнутри его глубинные устои, основательно расшатанные экономическими процессами. В тираж входят теперь не только чужие, но и самые что ни на есть свои – те, кто поражен поселившимся в нашем обществе раком. Отверженность выступает как продукт распада общества, поражённого кризисом. Слово «маргинал» постепенно выходит из употребления, так как мужчины и женщины, живущие по ту сторону декорума, не сами делают этот выбор – они незаметно вытесняются в это состояние, так и не приобщившись явным образом ни к одной из традиционных категорий отверженности. Будучи, возможно, слабее других (хотя это следовало бы ещё доказать), они остаются на обочине дороги, по которой продолжает движение таранная когорта удержавшихся в седле, безразличных к тому, как отстают и падают маргиналы. Маргинал отныне не какой – то чужак или прокажённый. Он схож со всеми, идентичен им и в то же время он калека среди себе подобных – человек с усечёнными корнями, рассечённый на куски в самом сердце родной культуры, родной среды. Маргиналы – обозначение личностей и групп, находящихся на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций. Американские учёные 30 – 50-х гг. обратили внимание на то, что в ситуации маргиналов находится значительная и притом весьма активная часть американского общества (этнические и религиозные меньшинства, представители мыслящей художественной и научной интеллигенции и др.). Было замечено, что «маргинальные» не только ограничены в своих статусных позициях, но и подчас оказываются не в силах реализовать творческие возможности и тем самым обогатить общество материально и духовно. МАРГИНАЛЫ И ГОСУДАРСТВО 20 век пестует маргиналов, любит их, балует и лелеет, и это наводит на на некоторые размышления. Делез и Гваттари, творцы шизоонализа, воспели «ускользающего индивида», каковой индивид ускользает от определённости любого рода, как негативных, так и позитивных, являя собой личностный тип «шизо», не включённый в систему и дистанционированный от неё. Или Маракузе, например, необыкновенных социальных инициатив ждал именно от социальных аутсайдеров, крторые вместе с радикальной интеллигенцией и студентами могут пробить брешь в постылой повседневности. Они и есть якобы неодномерные люди. Похвалы маргиналам произносились в прошедшем веке наряду с критикой государства, «системы», всего связанного с государственной властью. Ален Гинзберг сочинял стихи о происках государства. Велимир Хлебников советовал матерям как можно дальше уносить своих детей, как только на горизонте замаячит государство. Элиас Канетти в своей книге «Масса и власть» нарисовал злобного моностропаука государственной власти, хватающего человека, поглощающего и переваривающего его. Наряду с государством осмеянию и поруганию подвергалось всё «формальное» - Церковь, официальная культура, семья и предлагались «неформальные» варианты церковности, культурности и семейстенности. Маргинальными считаются группы и отдельные личности, чьи установки, целостные ориентации и модели поведения соотнесены с различными культурными системами и ни в одну из них не интегрированы полностью. Маргинальность (от латинского «край») есть пребывание на окраинах систем. Очень подходит маргинал для постмодернистского мировосприятия, т.к. постмодернизм уже поднадоел со своей культурной плюральностью, взаимосуществованием различных эталонных систем, разных социальных миров, в каждом из которых маргинал «сохраняет свою культурную целостность и однозначность». Если человек православный христианин, то он, вроде бы как не совсем хорош, «формален». А ходи он в храм пореже, не причащайся, склоняйся в ряде пунктов к буддизму и индуизму, и сразу станет заметен и интересен своей неформальной маргинальной духовностью. Как же может маргинал сохранять свою целостность и однозначность в разных социальных мирах? Наверное, если он не будет воспринимать эти миры серьёзно, а станет относиться к ним, как к чему-то неважному. У каждого из нас есть измерение Я и измерение МЫ; в данном случае измерение Мы не просматривается – оно атрофировано, или его не было никогда. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Перед любым маргиналом, стоит очень остро проблема выбора: кто же он такой? Рано или поздно придётся выбирать. За попыткой оставаться независимым, не прибившимся ни к какому берегу, часто стоит обычная инфантильность или простая трусость, душевная лень, нежелание брать на себя ответственность. Полноценно работать с утра до вечера, засучив рукава, делая не то, к чему сегодня душа лежит, а то, что по работе надо – это же так тяжело! А вот маргинально работать (как бы работать, а как бы и нет) – совсем другое дело: один день посвящу написанию чего – нибудь бессмертного, а в остальные дни буду пьянствовать и балагурить. Женитьба это же такие чугунные оковы: ответственность, дети, деньги ! А вот маргинально жениться (как бы жениться, а как бы и нет) – совсем другое дело: есть с кем разделить одиночество, есть кто кашу сварит, а надоест – можно перейти с одного края на другой. Часто за маргинальностью прячутся люди не способные выбирать, быть кем - то. За маргинальной иронией нередко прячется боязнь самоидентификации. Ну, и, в конечном итоге, подловатая позиция : чуть что – моя хата с краю! За внешним нонконформизмом обычно таится тривиальное холопство: сильные мира сего всерьёз не воспримут, а может быть, позабавятся, отнесутся, как к шуту, и кинут кости с барского стола, да ещё стаканчик водки нальют. Чтобы быть маргиналом особого ума не нужно. Некоторые люди считают, что быть маргиналом весело. Отнюдь! Не прекращающийся похмельный синдром и внешнее и внутреннее убожество вечные спутники маргиналов. Некоторые считают, что маргинал – необыкновенно свободная личность. Отнюдь! Ты обязан быть голодным, грязным, вонючим, зло иронизировать над всем сущим. Нельзя быть добрым, в достаточной степени адекватным и вменяемым. Просто необходимо материться, желательно при женщинах и детях, вытирать руки об занавески и есть руками, иначе как прослывёшь ниспровергателем основ. Многие считают, что это свобода. Что же тогда называть свободой, если это свобода? СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Гегель Г. работы разных лет. М., 1970 Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самарский Университет, 1995г. Социология, М.: Мысль 1990г. |