Психология делового общения. а3365 на 17.12 Психология делового общения. Содержание Введение Понятие и виды публичных выступлений Общая структура публичных выступлений Ошибки начинающих ораторов Психологические особенности публичного выступления Заключение Список использованных источников Введение
Скачать 71.5 Kb.
|
Содержание Введение…………………………………………………………….……………..3 1 Понятие и виды публичных выступлений…………………………...………..4 2 Общая структура публичных выступлений…………………………….……..5 3 Ошибки начинающих ораторов………………………………………….…….7 4 Психологические особенности публичного выступления…………………...8 Заключение……………………………………………………………………….14 Список использованных источников……………………………………..…….15 Введение У каждого оратора, который поднимается на сцену или выходит за кафедру, есть цель. Изменить отношение аудитории к теме. Подвигнуть публику к действиям. Убедить людей в собственной правоте, важности проблемы, необходимости вложить деньги в проект. Цели могут быть разные, но публичное выступление – это всегда инструмент. Как любой инструмент, оно работает только «в руках» мастера. К счастью, особенностям работы со слушателями можно научиться. Речь – лучший паспорт человека. Поэтому кто хочет успешно продвигаться по карьерной лестнице, должен овладеть определенными знаниями и навыками в области деловых коммуникаций. Коммуникативные навыки необходимы в любом виде профессиональной деятельности. От взаимопонимания будут зависеть результаты совместной работы, ее эффективность [4, с.11]. Целью данной работы является рассмотреть изучить психологические особенности публичного выступления. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи: Рассмотреть понятие и виды публичных выступлений. Изучить общую структуру публичных выступлений. Рассмотреть психологические особенности публичных выступлений. 1 Понятие и виды публичных выступлений Публичное выступление – это передача одним выступающим информации разного уровня в ходе общения с широкой аудиторией. Особенности таких представлений: - присутствие группы слушателей, - преобладающая монологическая речь, - продуманная структура высказывания, конкретная цель. В зависимости от цели и аудитории, выбирается стиль выступления, для большей эффективности в настоящий момент используются различные электронные инструменты (видео, презентации, аудиозаписи и другие). Публичным выступлением можно считать любую монологическую речь, направленную на нескольких слушателей (объявление о концерте всему классу, ответ школьника у доски, выступление на сцене, проведение урока, поздравление друга за праздничным столом и так далее). Публичные выступления не одинаковы, по целевой нагрузке подразделяются на: - Академический. К этой категории принадлежат лекции, семинары, доклады, обзоры и другие форматы образовательной, научной коммуникации. Как правило, академические публичные выступления рассчитаны на искушенную аудиторию, поэтому речь насыщена терминологией, специальной лексикой. Но могут быть исключения: лекция в университете перед первокурсниками – тоже разновидность академической речи, и задача оратора – сделать предмет понятным для слушателей. - Политический. К этой категории принадлежат не только политические речи и заявления, но все форматы коммуникации, связанные с политикой, экономикой, бизнесом и социальной сферой. Поэтому, если вы планируете выступить перед партнерами, чтобы убедить их вложить средства в новый проект, выстраивать свое публичное выступление следует по законам политической коммуникации. - Социальный. Камень преткновения многих людей: свадебные тосты, поздравления и поминальные речи. Мало кто по-настоящему любит произносить монологи перед собранием родственников или друзей, но социальные публичные выступления играют важную роль. Они выражают и укрепляют общественные связи. - Судебный. Этот вид коммуникации отличается высокой степенью ответственности, потому что от него зависит чья-то судьба. К судебному красноречию принадлежат речи прокуроров и адвокатов, их общественные заявления и дискуссии. Стиль коммуникации сухой, лаконичный, насыщенный фактами. - Церковный. Это проповеди, совместные молитвы, наставления и другие форматы религиозного красноречия. Характер речи варьируется в зависимости от религии, традиций и целей. 2 Общая структура публичных выступлений Практически все выступления проходят 3 этапа [2, с. 45]: 1 Докуммуникативный (подготовительный) этап. 2 Коммуникативный этап: - установка взаимосвязи со слушателями; концентрация и удержание внимания аудитории на проблеме; - аргументирование и доказывание своей точки зрения; - подведение итогов и завершение выступления. 3 Посткоммуникативный (анализ положительных и отрицательных моментов мероприятия, личные выводы оратора). Подготовительный этап Изучение аудитории. Вам нужно четко понимать, перед кем предстоит выступить. Может показаться, что для этого не нужно проводить дополнительное «расследование»: вы и так знаете свое руководство, партнеров или студентов. Рассуждать так опрометчиво. Подумайте про аудиторию более тщательно: какие у этих людей желания и цели? Чего они хотят достичь? Как их можно заинтересовать? Какой тон публичного выступления будет им ближе? Ваша речь должна быть адаптирована к аудитории. Если на научной конференции вы можете не давать лишних пояснений, использовать много терминов, то для общения со студентами нужно выбрать более простой стиль. Учитывайте, насколько публика расположена к вам. Это благодарные слушатели, которые хотят узнать больше о том, чем интересуются? Или людей нужно сначала убедить в важности темы? Сбор и анализ информации по теме. Вам всегда нужно знать больше, чем вы скажете. Так вы будете готовы к вопросам, почувствуете себя уверенно. Чем лучше вы владеете фактами, тем более полезным будет ваше публичное выступление и более интересной – дискуссия. Определение собственного образа. Какое впечатление вы хотите произвести? Каждый оратор – немного актер, продумайте собственный образ хотя бы на уровне общения. Если вы хотите произвести впечатление сверхкомпетентного знатока, одежда и стиль изложения должны быть соответствующие. Основной этап работы над публичным выступлением Для начала набросайте тезисы: информацию, которая обязательно должна быть в вашем публичном выступлении. Затем составьте план и распределите тезисы по пунктам плана. Заново просмотрите информацию, если это нужно. Не спешите, на подготовку хорошей речи нужно около 8 дней, поэтому не старайтесь сделать все за сутки. Конечно, бывает, что время поджимает, и 8 дней в запасе нет, но таких ситуаций следует избегать. Придерживаясь плана, напишите текст публичного выступления. Не редактируйте его сразу, отложите на время и займитесь другими делами. На следующий день возвращайтесь к речи и прочитайте ее вслух, желательно – перед кем-нибудь из близких. Безжалостно редактируйте все, что вам сложно прочесть на одном дыхании и то, что плохо воспринимается на слух. Проверьте все изложенные факты. В идеале перечитайте речь спустя некоторое время и отредактируйте ее еще раз. Прочитайте текст несколько раз, но не пытайтесь заучить свое публичное выступление наизусть. У вас в руках будет «шпаргалка», куда вы сможете подсматривать. Заученное наизусть звучит неестественно, лишает вас возможности живого диалога с публикой. 3 Ошибки начинающих ораторов Чтение с листа. Если вы не профессиональный актер, окончивший школу художественного чтения, не читайте свое публичное выступление. В 99 случаях из 100 это звучит скучно и монотонно, складывается впечатление, что вы сами не знаете, о чем хотите говорить. Заглядывайте в записи, сверяйтесь с ними, но не бубните написанный текст как школьник. Монотонность. Это касается интонации и общего стиля изложения. Разбавляйте публичное выступление юмором, паузами, выделяйте главное при помощи интонаций. Высокомерие. Это проблема не только самоуверенных, но и неуверенных в себе людей, старающихся спрятать свой страх публичного выступления за маской снисходительности. Всегда держитесь с аудиторией на равных! Неподвижность или, наоборот, слишком много суетливых движений. Держитесь естественно, не зажимайтесь и не проявляйте нервозность жестами. Извинения и оправдания. Новичкам дискомфортно, многие постоянно извиняются за себя, свою дикцию, неопытность и сотни других вещей. Не оправдывайтесь: вы не обязаны этого делать, даже если шепелявите и потеряли пару страниц из подготовленного публичного выступления. Неумение импровизировать. Многие начинающие ораторы, как роботы, произносят заранее заготовленный текст. Даже если реакция публики негативная, их поправляют или задают вопросы. Из-за этого создается впечатление, будто выступающему наплевать на слушателей. Непроверенные факты. Говорите только то, в чем уверены на 100%. Не употребляйте не до конца понятных слов, не приводите непроверенные факты. Ошибки в произношении. Если не уверены, как правильно произносится слово, проверьте в словаре и расставьте ударения прямо в тексте публичного выступления. Отсутствие пауз. Не частите, давайте слушателям время переварить информацию, выделяйте важные тезисы паузами. Шутки на грани фола. Некоторые ораторы слишком близко к сердцу принимают совет разбавлять публичное выступление юмором. Не шутите на потенциально опасные темы, юмор не должен задевать чувства слушателей. 4 Психологические особенности публичного выступления В публичных выступлениях используются следующие психологические принципы речевого воздействия: 1 Доступность. Требует взвешенности содержания речи, учета культурно-образовательного уровня слушателей, их жизненного опыта и производственного уровня. Необходимо принимать во внимание социальный состав аудитории. Эффективен прием актуализации содержания, использования малоизвестной информации (новизна и оригинальность), сочетания разнохарактерных сведений, их достоверность. 2 Ассоциативность. Достигается обращением к эмоциональной и рациональной памяти слушателей. Для этого используются такие приемы, как аналогия, ссылка на прецеденты, образность высказывания. Специальный ряд приемов связан с привлечением стихов, живописи, произведений, видеофильмов и т.п. 3 Сенсорность. Требует широкого использования цвета, звука, реальных моделей в коммуникационном общении. Чем основательнее и разносторонне задействованы человеческие ощущения, тем эффективнее проникает информация в психику людей и процесс ее освоения идет в ней активнее. 4 Экспрессивность. Предполагает эмоциональную напряженность речи, ее эмоциональный подтекст, выразительность мимики, жестов, позы выступающего. Страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание – все это конкретные формы экспрессивности. Такая, изнутри идущая, открытость выступающего свидетельствует о его полной самоотдаче. 5 Интенсивность. Характеризует темп подачи информации, степень подвижности выступающего во время общения. Необходимо учитывать темперамент людей, их подготовленность к принятию конкретного вида информации и личную заинтересованность в ней. Принцип требует использовать дифференцированный темп изложения в зависимости от специфики информации и особенностей слушателей. Эти принципы коммуникационного общения обретают наибольшую выразительность при умелом использовании риторического инструментария. Данный риторический инструментарий выступает в виде следующего набора коммуникационных эффектов: Эффект визуального имиджа. Рассчитан на впечатление от внешнего вида выступающего, который вызывает симпатию или антипатию еще до того, как выступающий начал говорить. Привлекательный внешний вид, элегантная манера общения, доброжелательный, открытый взгляд – все это оказывает на людей положительное воздействие еще до начала речи оратора. Эффект первых фраз. Главным критерием эффекта первых фраз является заключенная в них привлекательная информация. Она может быть известной, но поданной в новой интерпретации, сопровождаемой оригинальными примерами. Следует располагать набором начальных фраз, ориентированных на социальные группы, преобладающие в аудитории. Данный эффект закрепляет первоначальное впечатление от выступающего. Эффект аргументации. Основан на логике выступления, которая придает обоснованность и убедительность речи. Если логика – это внутренняя организация речи, то ее внешней стороной является теоретическая (научные положения, концепции) и практическая аргументация (конкретные цифры, факты, статистические данные). Эффект квантового выброса информации. Является одним из действенных риторических приемов для поддержания внимания аудитории. Основан на заранее продуманном размещении по всей речи новых мыслей и аргументов, «выбрасываемых» через определенные временные интервалы квантов свежей информации, активизируя внимание аудитории. Эффект художественной выразительности. Связан с умением превращать мысли в соответствующие слова, грамотно строить предложения, соблюдать правила словоударения. Не любая фраза может быть вставлена в выступление. Логика речи подсказывает, какие фразы достойны занять место в речи. Это могут быть лишь фразы, которые не нарушают смысла изложения, обеспечивают его речевое воплощение, доступное для осмысления. Эффект интонации и паузы. Специалисты утверждают, что интонация и паузы способствуют 10 –15% -му приращению информации. Слово или фраза, которым придана определенная голосовая тональность, как правило, вызывают у слушающих людей определенные ассоциации. В итоге происходит информационное приращение. Деликатным риторическим инструментом является пауза. Ее применение эффективно тогда, когда есть уверенность, что слушатели активно включились в коммуникационный процесс, что их мышление, память, воображение интенсивно соучаствуют в нем. В этом случае для самостоятельного осмысления слушателями получаемой информации, подключения к ней собственных знаний и полезна пауза. Эффект релаксации. Используется оратором в помощь слушателям. Чем сложнее выступление, тем большие усилия приходится прилагать слушателям для концентрации своего внимания. Цель эффекта релаксации – снять эмоциональную напряженность. Классическим примером этого является юмор. Благодаря юмору создается естественная пауза для отдыха и появляется возможность восстановления эмоциональной энергии. Эффект дисперсии. Коммуникативный процесс – это не переливание информации из одного сосуда в другой. Ему свойственны как непрерывная потеря информации, так и ее субъективное искажение. На это есть масса причин. Одна из них в риторике обозначается понятием «дисперсионные потери». Под ними подразумевается рассеивание информации по мере получения ее от выступающего. Невербальная связь с аудиторией. Если в помещении есть кафедра, то лучше использовать ее для организации выступления. В процессе доклада можно положить на нее руки, но не опираться на нее, как бы готовясь к прыжку. Лучше держать руки так, чтобы выглядеть естественно. Не следует держать руки в карманах. Не стоит также скрещивать их на груди, что несет негативный смысл. Не следует покачиваться взад-вперед, шаркать ногами и топтаться на месте, переступая с ноги на ногу. Это лишь отвлекает или развлекает аудиторию. Лучшей является поза, при которой вес тела равномерно распределен на обе ступни, тело слегка наклонено вперед, чем обеспечивается свободное дыхание и хорошее звучание голоса. Но это вовсе не означает, что нужно стоять неподвижно. Публичное выступление требует постоянного контроля за своими телодвижениями. Начинающему оратору рекомендуется начинать с умеренной жестикуляции и развивать соответствующие навыки постепенно. Необходимо избавиться от повторяющихся бессознательных движений – не стоит почесываться, тереть нос, дергать себя за ухо. Во многих случаях это может вызвать раздражение, подобно беспрестанному повторению слов-паразитов. Немаловажен визуальный контакт с аудиторией. Обычно выступающие периодически смотрят на лицевую часть аудитории и меньше обращают внимание на сидящих справа, уделяя основное внимание центру. Лучше непрерывно скользить взглядом по аудитории, при этом выявить слушателя или их группу, которые чем-то обеспокоены либо скучают или сонливы. Обращаясь непосредственно к ним, обычно удается восстановить полный контроль над аудиторией. Для этого достаточно внезапно заговорить громче. Прочный визуальный контакт достигается, если смотреть на группу слушателей примерно в течение времени прочтения абзаца средней величины. Это помогает в оценке как слушателей, так и частей своего сообщения по степени вызываемого интереса. Однако следует помнить, что слишком продолжительный взгляд на кого-либо из слушателей может вызвать у него неприятное ощущение. Опытный оратор как бы показывает каждому слушателю, что он обращается лично к нему. Достигается это с помощью «эффекта луча»: оратор, глядя на одного из слушателей, видит и еще некоторых (обычно 3 – 5), находящихся перед ним на «луче», соединяющем оратора с обозначенным слушателем. Им кажется, что говорящий смотрит именно на них. Отсутствие визуального контакта воспринимается слушателями как равнодушие оратора: «Говорит для себя. Мы его не интересуем». Не стоит надеяться на хорошее впечатление от такой речи. Заключение В заключение отметим, что овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Каждый, кто стремиться добиться успехов в жизни, успешно продвигаться по карьерной лестнице, эффективно и грамотно общаться с людьми должен овладеть определенными знаниями и навыками в области межличностного и делового общения. В ходе выполнения работы были выполнены поставленные задачи. Рассмотрены понятие «публичное выступление», виды и этапы публичных выступлений и их психологические особенности. Публичное выступление – это передача одним выступающим информации разного уровня в ходе общения с широкой аудиторией. Особенности таких представлений: - присутствие группы слушателей, - преобладающая монологическая речь, - продуманная структура высказывания, конкретная цель. В зависимости от цели и аудитории, выбирается стиль выступления, для большей эффективности в настоящий момент используются различные электронные инструменты (видео, презентации, аудиозаписи и другие). Практически все выступления проходят 3 этапа: 1 Докуммуникативный (подготовительный) этап. 2 Коммуникативный этап: 3 Посткоммуникативный (анализ положительных и отрицательных моментов мероприятия, личные выводы оратора). Список использованных источников 1. Игебаева, Ф.А. Коммуникативная компетентность как важнейшее профессиональное качество современного специалиста // Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Сб. статей II Международной научно-практической конференции. – Саратов. Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2013 – С.122 – 124 2. Игебаева. Ф.А. Деловое общение: практикум. Уфа, Башкирский государственный аграрный университет, 2010 – 112с. 3. Игебаева, Ф.А. Овладение речевой культурой – залог успеха делового человека. // В сборнике: Психология и педагогика современного образования в России. II Международная научно-практическая конференция. Сборник статей. 2007 – С.194 –196. 4. Коноваленко, М. Ю. Коваленко, В.А. Деловые коммуникации: учебник для бакалавров / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко – М.: Юрайт, 2013 – 468 с. 5. Дускаева, Л. Р. Протопопова, О.В. Стилистика официально-деловой речи : учеб. пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Л. Р. Дускаева, О. В. Протопопова. – М.: Академия, 2011 – 264 с. 6. Сидоров, П. И. Деловое общение: учебник / П. И. Сидоров. – 2-е изд., перераб.– М.: ИНФРА-М, 2013 – 383 с. |