Главная страница

Развитие экономической социологии. Соколова Г. Н. Экономическая социология Источник Фрагмент книги Г. Н. Соколовой Экономическая социология тема 2


Скачать 449.33 Kb.
НазваниеСоколова Г. Н. Экономическая социология Источник Фрагмент книги Г. Н. Соколовой Экономическая социология тема 2
Дата31.03.2021
Размер449.33 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаРазвитие экономической социологии.pdf
ТипДокументы
#189966

Соколова Г.Н. Экономическая социология Источник Фрагмент книги Г.Н.Соколовой Экономическая социология ТЕМА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ ЧАСТЬ КЛАССИЧЕСКИЙ ЭТАП СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

Классический этап становления экономической социологии — это этап ее теоретической подготовки, формирования исходной методологии принципов анализа реальных процессов под углом зрения взаимосвязи экономики и общества, разработки категорий, необходимых для описания и объяснения этих взаимосвязей. Этот этап (середина XIX — начало х годов XX в) называют "классической экономической социологией, представителями которой считаются К. Маркс, М. Вебер и Т. Веблен. Особенности этого этапа состоят в постановке и теоретическом анализе наиболее крупных проблем, лежащих "на стыке" экономики и общества, в разработке социологической альтернативы чисто экономическому взгляду на развитие экономики. Подход К. Маркса. Характерной особенностью методологии К. Маркса (1818 – 1883) является социальный подход к экономике. К Маркс рассматривал закономерности экономического развития с позиций интересов, деятельности и отношений классов и, соответственно, стержнем социального механизма развития экономики выступала классовая борьба пролетариата и буржуазии (разрушение, революция, взрыв. Основу социального механизма составляет, по К. Марксу, экономический институт собственности, а скрытыми пружинами, посредством которых можно управлять ходом социально-экономических процессов, являются экономические интересы разных социальных групп, взаимодействующих по поводу производства, распределения и потребления ограниченных экономических ресурсов. В реализации этих экономических интересов буржуазия действует как управляющий, а пролетариат — как управляемый, эксплуатируемый класс. Регулятором социальной активности буржуазии является получение максимальной прибыли путем эксплуатации рабочих последние же стремятся дороже продать свой труд, чтобы улучшить условия и возможности воспроизводства своей рабочей силы. Описание и объяснение регуляторов социальной активности разных классов, групп и слоев предполагает выявление структуры взаимосвязей между совокупностью нормативных стандартов, определяющих их жизнедеятельность, и социальными ожиданиями по отношению к этим стандартам как предпосылкой их экономического поведения. Управляемыми элементами общественного устройства являются, в контексте концепции К. Маркса, удовлетворение и стимулирование экономических интересов, создание благоприятных условий труда и воспроизводства рабочей силы и др. В качестве неуправляемых элементов, те. тех, на которые нельзя влиять непосредственно, выступают уровень и масштабы первичного накопления капитала, состояние экономических отношений, состояние и уровень развития техники и технологии, социальная организация гражданского общества. Подобной позиции относительно неуправляемых элементов общественного устройства придерживаются и М. Вебер и Т. Веблен. Действие (точнее, бездействие) социального механизма, по К. Марксу, состоит в углублении противоречия и нарастании конфликта между экономическими интересами буржуазии и рабочих, который проявляется в усилении дифференциации общества по доходами осознании ими этого усиления. К. Маркс считал, что противоречие между экономическими интересами буржуазии и пролетариата, не подлежит регулированию и ведет к насильственной смене форм экономических и политических отношений. В реальности, как показал опыт развития ведущих капиталистических стран, возможен поиск компенсаторных социальных механизмов, действие которых направлено на согласование (в той или иной мере) экономических интересов и совершенствование экономических отношений существующих классов в русле развертывания научно-технического прогресса. Объективная необходимость формирования универсальной рабочей силы (профессиональной и мобильной) заставила государства развивать на качественно новом уровне систему высшего и среднего специального образования, профессионального обучения. Необходимость получения более высокой прибыли с наименьшими затратами вынудила работодателей улучшать условия и повышать оплату труда, совершенствовать условия быта, обогащать функциональное содержание труда, стимулировать

Соколова Г.Н. Экономическая социология трудовую (профессиональную, квалификационную, карьерную) мобильность работников, осуществляя рациональную кадровую политику. Очевидно, что К. Маркс не увидел (или не захотел увидеть) неисчерпаемых возможностей социальных механизмов регулирования экономических процессов, а потому сделал радикально негативный вывод из своего анализа процесса производства капитала в пользу разрушения, в пользу революции. Но слишком велики и непредсказуемы социальные и экономические издержки столь радикального вывода. Революция, — писал русско-американский социолог ПА. Сорокин, — во- первых, означает изменение в поведении людей, их психологии, идеологии, верованиях и ценностях.
Во-вторых, революция знаменует собой изменение в биологическом составе населения, его воспроизводстве и процессах отбора. В-третьих, это — деформация всей социальной структуры общества. В-четвертых, революция привносит с собой сдвиги в фундаментальных социальных процессах. Оценка революции — вещь сугубо субъективная, научное ее изучение должно быть исключительно объективным. Подход М. Вебера. В центре внимания немецкого экономического историка и социолога М. Вебера (1864 – 1920) находилось влияние трех институтов – политики, этики и религии – на развитие экономики капитализма. С позиций культурологического подхода М. Вебера данные институты составляют основу социальных механизмов, регулирующих развитие экономической жизни. Именно они формируют необходимые духовные качества, особые черты человеческого характера, позволяющие не бояться нововведений и смены традиций, смотреть, на свое дело как на духовное предназначение. Особую роль играет институт протестантства как активной религии, "подвигающей на труд как на призвание. Назначение этих институтов — влиять на духовную жизнь через авторитет, традиции, правовые нормы, наконец, эмоциональное признание формировать "дух капитализма. Выступая субъектом управления, религиозные институты формируют трудовую, мораль хозяйственных субъектов (предпринимателей и рабочих) согласно нормами правилам, предписанным протестантской этикой, для достижения собственного благосостояния. Чем активнее деятельность религиозных институтов, тем быстрее происходит формирование общественной психологии как элемента капиталистического Духа, усвоение протестантами прагматичных по своей природе нравственных правил, подъем аскетического протестантизма. Общественное сознание, воплощаясь в совокупности норм и правил, активной протестантской религии, проявляется в форме систематизированного рационального мышления, основанного на глубоких нравственных убеждениях, и порождает определенный тип экономического поведения. К управляемым элементам социального механизма, в контексте веберовской концепции, относится такой тип рационального поведения, в процессе которого реализуется "систематическое и рациональное стремление к законной прибыли в рамках своей профессии" (Вебер М. Избранные произведения. МС. Подобный тип поведения нашел на капиталистическом предприятии свою наиболее адекватную форму, а капиталистическое предприятие в свою очередь нашло в нем наиболее адекватную духовную движущую силу. Очевидно, что существо противоречия в развитии процессов формирования "духа капитализма" состоит в том, что естественной природе человека несвойственна рациональная, сугубо целенаправленная деятельность на увеличение капитала при существенном ограничении собственных потребностей. Нона подобную деятельность возникает запрос в обществе. И чем активнее этот запрос реализуется в деятельности религиозных, этических и политических институтов, тем естественнее человек постигает свое новое предназначение в служении делу процветания капиталистического общества. Разрешение противоречия заключается в том, чтобы сделать стремление к рациональности неотъемлемым свойством человеческой природы и, соответственно человеческого поведения. Подход Т. Веблена. В центре внимания другого ученого, Т. Веблена (1857— 1929), была критика ограниченности экономического подхода к потреблению. Экономисты, — писал он, — выдвинули ложный тезис о том, что потребление представляет собой конечную цель производства, но мало или совсем не уделяли

Соколова Г.Н. Экономическая социология внимания тому, как наделе ведут себя потребители или какое воздействие на них могут оказать те самые товары, которые их заставляют потреблять. Коренным пороком экономической теории является отказ считать своим собственным предметом человеческие действия, те. нечто заведомо более сложное, чем пресловутые нормальные уравнения предложения и спроса. Т. Веблен сформулировал тезис о том, что экономическая наука должна стать наукой о поведении людей в их отношении к материальным средствам существования. Сферой своих исследований Т. Веблен сделал потребительское поведение социальных групп. Специфика его подхода к этому типу поведения заключается в широком учете психологических и культурных факторов. Т. Веблен обнаружил, что экономика была сведена к оценке благ, хотя сам оценщик при этом игнорировался теория стала "денежным взаимодействием подлежащих оценке фактов. Поскольку денежный интерес был признан равнозначным экономическому интересу, человеческая личность исчезала из сферы экономического анализа. Концентрируя внимание на денежных вопросах, отмечал Т.
Веблен, экономическая наука, в сущности, оставляла вне своего поля зрения проблемы, связанные с процессом машинного производства, а именно последний более всего затрагивает человека в обществе. Теория полезности игнорировала элементы престижа и общественного положения, а роль Неосязаемых благ в обмене делала бесполезной идею специфической производительности. В то время как производительность явно имеет, по Т. Веблену, материальную основу, классическая теория трактовала ее с рыночной, денежной точки зрения. Далее, отмечал Т. Веблен, прежние экономисты имели дело с устарелыми понятиями относительно человеческой психики, поскольку они настаивали на преобладании гедонистических мотивов. Человеком, писал Т. Веблен, управляют инстинкты, склонности и привычки. В сущности, привычка определяет "деятельность человека в любой области во многом также, как если бы эти элементы привычки носили характер врожденной потребности" (Веблен Т. Теория праздного класса. МС. В рамках социологического подхода Т. Веблена регуляторами человеческих действий потребительского поведения) выступают инстинкты, склонности и привычки, непосредственно вытекающие из потребительского образа жизни. А эволюция социальных институтов и природы человека происходит как естественный отбор наиболее приспособленного образа мыслей и типа поведения. Основным регулятором в формировании тех или иных типов потребительского поведения, социальными механизмами их формирования выступают обычаи, "социальные привычки, стиль и образ жизни, сформированные определенной стадией исторического развития. Скрытыми пружинами, посредством которых можно формировать тот или иной тип потребительского поведения, являются у Т. Веблена действия традиций, обычаев, "социальных привычек" на тот или иной тип потребительского поведения. Основные социальные институты, по Т. Веблену,
— это экономический интерес, экономическое мышление, определенный образ мыслей, который формируется в рамках той или иной стадии исторического развития. Он-то и определяет рамки и характер потребительского поведения индивидов (демонстративного' и "подставного) как непосредственного выражения потребительского образа жизни. Главным фактором изменения социальных институтов являются социально- экономические и технико-технологические изменения, ибо образ мыслей людей определяется образом их деятельности ив более общем смысле — образом их жизнедеятельности. Технико-технологические нововведения, воплощаясь в тех или иных модных предметах быта, товарах и услугах, определяют стиль жизни тех или иных групп населения. Управлению, в концепции Т. Веблена, поддается формирование мотивации демонстративного потребления, желания держаться на уровне общепринятых требований благопристойности относительно качества и количества потребляемых товаров. Образ мышления, воспитанный доступностью элитарных вещей (предметов роскоши, продуктов, товаров, услуг, формирует определенный тип потребительского поведения демонстративное потребление, демонстративное расточительство, погоня за качеством товаров и др. В свою очередь принцип демонстративного расточительства направляет формирование образа мыслей в отношении того, что нравственно и почетно в предметах потребления и образе жизни. При этом данный принцип пересекается с другими нормами поведения и может оказывать непосредственное или опосредованное влияние на чувство долга, чувство прекрасного, представление о полезности, о "благочестивой и ритуальной уместности" и т.д. Существо противоречия в развитии процессов потребления состоит в том, что естественной природе человека несвойственна гипертрофированность потребностей, направленность их на

Соколова Г.Н. Экономическая социология демонстративное и подставное расточительство. Однако на подобную деятельность его мотивирует сложившийся стиль жизни определённых социальных групп, правила приличия, престижа, статуса, не позволяющие жить и тратить ниже определенного уровня, принятого в обществе. И чем настоятельнее нормы общества диктуют качество и количество потребления, тем быстрее человек преодолевает уровень своих естественных потребностей и делает "естественным" навязанный ему стиль и образ жизни. Очевидно, что Т. Веблен открыл основные пружины функционирования и развития общества потребления в контексте капиталистического способа производства. ЧАСТЬ ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ЗАПАДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ШКОЛ В

50,
70
И Е ГОДЫ
XX
ВЕКА
Возникновение и становление экономической социологам в мировой науке явилось итогом длительного процесса социологизации экономической науки на всем протяжении ее развития. Еще А.
Смит разрабатывал теорию человека и его потребностей, побудительных стимулов к действиям, мотивации поведения. В известном смысле история западной экономической мысли — это история постепенного расширения социального фона, на котором рассматривается развитие экономики. Это расширение стимулировалось ограниченностью теории свободного предпринимательства (свободной конкуренции, разработанной классической школой английского экономиста Д. Рикардо (1772—1823) и его последователями. По мере того как недостаточность их подхода становилась очевидной, экономисты расширяли представление округе факторов, ограничивающих свободную конкуренцию, участвующих в регулировании экономического развития. Среди этих факторов все большее место занимали социальные, политические, нравственные, религиозные. По мнению английского экономиста А. Маршалла(1842—1924), большая армия экономистов на протяжении XIX и XX веков упорно доискивалась до корней тех побудительных мотивов, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни. Жизненная сфера, которая особенно интересует экономическую науку, – это та, где поведение человека обдуманно, где он чаще всего высчитывает выгоды и невыгоды какого-либо конкретного действия. Существует несколько крупных социологических проблем, как бы пронизывающих многие концепции, западных экономических школ. Это прежде всего характер мотивации экономического поведения, соотношение в нем свободы и регламентированности; роль различных ограничителей свободного предпринимательства отношения "экономического человека" и государства проблемы "корпоративного духа" бизнеса, роль социальных институтов — политики, собственности, семьи и др.
— в экономической жизни. Впервой четверти XX в. интересующая нас проблематика начинает активно разрабатываться в рамках социологии, как общей (Э. Дюркгейм, Д. Смолл и др, таки частной (Э. Мэйо, Ж. Фридмен и др. В середине х годов выделилось самостоятельное научное направление, названное, "социологией экономической жизни" или "экономической социологией. В становлении его современного состояния можно выделить три этапа. Первый этап экономической социологии Первый этап начало х — серединах годов) совпал с бурным развитием эмпирических социологических исследований. В становлении экономической социологии наиболее значимую роль сыграли три направления индустриaльная (промышлейная) социология социология организации теория социальной стратификации и социальной мобильности. Первые два направления связывались с поисками путей эффективного управления человеческим фактором экономики, чему служили разработанные в тот период концепции "человеческих отношений, формальных и неформальных групп в организациях, теории малых групп, межличностных отношений, лидерства и руководства. Хотя промышленные социологи не ставили своей целью специальный анализ связей экономики и общества, получаемые ими результаты объективно содействовали более глубокому пониманию этих связей. Именно поэтому, описывая историю становления социологии экономической жизни, ее основатели в числе своих предшественников, как правило, называют американских социологов Э. Мэйо, Ф.

Ротлисбергера, Д. Макгрегора, У. Уайта и других теоретиков стимулирования трудовой деятельности и трудовых отношений.

Соколова Г.Н. Экономическая социология Американский социологи психолог Э. Мэйо.
(1880 — 1949) явился одним из основоположников американской индустриальной социологии и теории человеческих отношений. Самый значительный вклад Э. Мэйо в развитие социологии управления и индустриальной социологии — это, знаменитые
Хоторнские эксперименты (в 1927 — 1932 гг.). Изучая влияние различных факторов (условия и организация труда, заработная плата, межличностные отношения и стиль руководства) на повышение производительности труда на промышленном предприятии, Э. Мэйо пришел к открытию роли человеческого и группового факторов. В основе концепции Э. Мэйо лежат следующие положения
1) человек представляет собой "социальное существо, ориентированное и включенное в контекст группового поведения
2) жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой
3) руководители промышленности должны ориентироваться а большей степени на людей, чем на продукцию, что обеспечивает социальную стабильность общества и удовлетворенность индивида своей работой, рационализацию управления с учетом социальных и психологических факторов трудовой деятельности людей — основной путь решения социальных противоречий в обществе. В х годах американский социолог Д. Макгрегор дополнил теорию "человеческих отношений" учением о стилях обращения с подчиненными, или теорией "управления через соучастие, в которой утверждал, что принадлежащем обращении человек проявляет инициативу и изобретательность и работает лучше там, где "ориентируются на людей, а непросто "на продукцию. Макгрегор доказывает, что развитие организации замедляется вследствие влияния целой серии ошибочных представлений о мотивах поведения работающих в ней людей. В этой связи он сопоставляет две концепции организации управления, условно называемые теория икс" и "теория игрек. Теория X
, писал Д. Макгрегор, приводит к акценту на тактике контроля, на процедурах и методах, дающих возможность предписывать людям, что им надлежит делать, определять, выполняют ли они это, и применять поощрения и наказания. Поскольку в основе лежит предположение, что людей необходимо заставлять делать то, что Необходимо для успеха предприятия, внимание, естественно, направлено на методы управления и контроля. Теория с другой стороны, приводит к тому, что повышенное внимание уделяется природе взаимоотношений, созданию среды, благоприятствующей возникновению преданности организационным целями предоставляющей возможность для максимального проявления инициативы, изобретательности и самостоятельности при их достижении. Д. Макгрегор утверждал, что, согласно основной посылке теории X, люди в организации не любят своей работы и поэтому их необходимо постоянно принуждать выполнять ее, осуществляя строгий контроль. Люди не могут внести позитивный вклад в деятельность организации без угрозы лишения возможности удовлетворять свои материальные потребности. Согласно теории Y, отражающей, по мнению Д. Макгрегора, современное положение, люди в организации в основном удовлетворяют свои материальные потребности. Следовательно, материальное поощрение не может служить стимулом, побуждающим человека к более эффективной работе. Эти желания "высшего уровня" могут быть удовлетворены лишь работой, требующей, как выражается Д.
Макгрегор, "интеллектуальной активности" и морального выбора. Д. Макгрегор полагает, что по мере реализации теории Y структуры организации будут претерпевать серьезные изменения, отличаясь от пирамидальной структуры, где вся власть и ответственность сосредоточены только сверху. Таково, в целом, отношение доктрины "человеческих отношений" к проблеме мотивации поведения индивида в организации. Теория социальной стратификации и социальной мобильностизародилась и развивается в полемике между двумя исследовательскими подходами, С одной стороны, социальная мобильность рассматривается в контексте социальной иерархии, в рамках которой индивиды и группы могут быть ранжированы согласно доходу, образовательному уровню, социальному и экономическому престижу. С другой стороны — в контексте классовой структуры, определяющей место индивидов и групп в системе общественного производства их отношение, по большей части закрепленное в законах, к средствам производства их роль в общественной Организации труда и, следовательно, ту часть общественного богатства, которой они располагают. Одно направление появилось в США и получило название традиции статусного достижения (ПА. Сорокин, П. М. Блау, ОД. Дункан), другое –

Соколова Г.Н. Экономическая социология отличало европейских исследователей и получило название традиции классового анализа К. Маркс, М. Вебер. Американские исследователи JI. М. Блау и ОД. Дункан в книге "Американская профессиональная структура' (1947) изучали социальную мобильность в контексте статусных достижений. Модель Блау—Дункан получила большое признание и использовалась с широкими вариациями в одних исследованиях социальная иерархия трактовалась как иерархия профессионального престижа, а в других — более широко, включая аспекты социально-экономического статуса. Традиция классового анализа, более характерная для европейских исследований, исходит из допущения о том, что индивиды рождаются в различных социальных классах, пребывание в которых является пожизненными определяет выбор основных жизненных ценностей, норм, стиля Жизни, членства в ассоциациях. Программа классового анализа отходит от шкалы профессионального престижа
Блау — Дункан в пользу дискретной шкалы категорий, члены которой разделяют сходные ценности исходные позиции в рамках "рыночных ситуаций" и "трудовых ситуаций. Определение экономического статуса разных социальных групп на основе колебаний подушного национального дохода и богатства, измеренного в денежных единицах, позволило прийти к следующим выводам, изложенным ПА. Сорокиным
(1589—1968) в работе "Социальная мобильность" (1927). Во-
первых, благосостояние и доход разных обществ существенно меняются от одной страны к другой, от одной группы к другой. Во-вторых, средний уровень благосостояния и дохода водном и том же обществе непостоянен, а меняется во времени. В-третьих, в истории нации, сообщества, группы не существует устойчивой тенденции ник обогащению, ник обнищанию. Все хорошо известные тенденции фиксированы только для ограниченного периода времени. История не дает достаточных оснований утверждать, что существуют устойчивые тенденции в направлении "рая процветания" или "ада нищеты. Распределение национального дохода, например, в европейских странах, будучи достаточно стабильным, показывает лишь маятниковые колебания. Таким образом, первый этап развития современного состояния экономической социологии был этапом формирования методологических подходов и фактологической базы для той новой науки, которая возникла значительно позже. Второй этап экономической социологии Второй этапе годы) связывают со структурно-функциональным направлением теоретической социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон, Н. Смелсер, К. Дэвис, Д. Мур и др, пытающимся соотнести экономику с другими подсистемами общественной жизни. В отличие от первого этапа, когда экономика рассматривалась как целостность, она теперь подразделяется наряд частных "подсистем, таких, как бизнес, рынок, администрация частных процессов, таких, как конкуренция, инфляция, анализ которых ведется с учетом социального контекста. Главный результат этого этапа — институционализация социологии экономической жизни в качестве одного из направлений социологической науки. Если на первом этапе исследования связей между экономическими и социальными явлениями велись в рамках широкого круга проблем, охватываемых понятиями "экономика" и "общество, то теперь внутри этой весьма пестрой проблематики формируется направление, выделяющее особую область явлений, которую оно объявляет специальным предметом своего внимания. Можно сказать, что если на первом этапе экономическая социология существовала как бы "в себе, в невыявленном виде, тона втором этапе она начинает существовать "для себя" как признанная область научных исследований. Возникновение экономической социологии было подготовлено рядом предпосылок теоретического и прагматического характера главные из которых широкий круг идей и концепций, выработанных в рамках экономической науки система социологических категорий, разработанная в рамках общей социологии достаточно развившаяся к середине х годов конкретная (частная) социология. Первая предпосылка — широкий круг идей и концепций, разработанных в рамках экономической науки, — идет от К. Маркса, М. Вебера, Т. Веблена. В рамках этого течения теоретической мысли главное внимание уделяется изучению экономики капиталистического общества с учётом социальных структур — концентрации власти столкновения социальных интересов,

Соколова Г.Н. Экономическая социология конфликтов социальных групп, отношений господства и принуждения, роли социально-экономической политики государства. Основоположник экономической социологии в ее западном варианте американский социолог Н Дж. Смелсер р. в 1930 г) отмечает, что "вопросы, поставленные с такой убедительностью К. Марксом и М. Вебером, по-прежнему играют определяющую роль в научных исследованиях, посвящённых взаимному влиянию экономических и политических факторов. Это такие вопросы, как условия эффективности власти в организациях условия, при которых различные заинтересованные экономические группы вступают в борьбу друг с другом степень доминирования экономической системы над политической. И далее. "Проблемы, поднятые Марксом и Вебером, — говорит Н. Смелсер,
— находятся в самом центре современных исследований взаимосвязи культуры с экономической деятельностью. Особенно это касается проблем, следует ли считать, что культурные символы определяются экономическими ролями оказывают ли эти символы независимое влияние на экономическую деятельность или тут имеет место взаимодействие" (Смелсер Н. Социология экономической жизни. МС. Вторая предпосылка — система социологических категорий, разработанных в рамках общей социологии, — касается теоретической социологии. Главная задача социального познания усматривалась в открытии и формулировании универсальных, независимых от места и времени закономерностей поведения человека в социальной организации. Для сторонников структурного функционализма Т. Парсонса и Р. Мертона эта задача конкретизировалась в формулировании универсальных функциональных закономерностей или требований, призванных объяснить структурные механизмы сохранения устойчивости и стабильности любой социальной системы. Разрабатывались понятия системы, структуры, функции, социального процесса, социального механизма системного подхода в целом. Данный категориальный аппарат позволял экономистам-социологам улавливать многие социальные связи в экономике, которые до них никем не изучались. В контексте структурно-функционального анализа структура понималась как совокупность относительно устойчивых стандартизированных отношений и элементов. Особенность структур социального действия заключалась в том, что действующие лица выполняли относительно друг друга определенные социальные роли, посредством которых потребности индивидов соотносились с возможностями их удовлетворения средствами функционирующей системы. Существо структурно-
функционального анализа в трактовке американского социолога-теоретика Т. Парсонса
(1902—1979) заключалось в трех взаимосвязанных постулатах. Во-первых, функцией отдельного социального феномена является его вклад в общественную жизнь, представляющую собой функционирование социальной системы. Во-вторых, все стандартизированные социальные или культурные формы осуществляют позитивные функций, те. они функциональны. В-третьих, существуют определенные незаменимые функции, без которых общество (группа, индивид) прекратит- свое существование. Вклад другого американского социолога Р. Мертона р. в 1910 г) в разработку структурно- функционального анализа заключался в том, что он сформулировал собственную парадигму, сосредоточив внимание на расширении и углублении возможностей функционального подхода к объяснению социальных явлений. Особое внимание Р. Мертон уделял, разделению функций на явные и латентные, для того чтобы разграничить субъективные категории мотивации и объективные категории функции. Различение явных и латентных функций можно считать четвертым постулатом
структурно-функционального анализа. Вначале х годов, когда кризисные события предшествующего десятилетия поставили под сомнение идею о равновесном состоянии общества, структурно-функциональный анализ стал терять свой интеллектуальный кредит. Однако в х годах вновь достигнутое состояние относительной стабильности и усиление стабилизационной ориентации в социологии стимулировали новое обращение к функциональному подходу, основу которого составляют традиции классического структурно- функцирнального анализа. Необходимость социологического осмысления глобальных экономических процессов диктовалась острым ощущением узости "чистого экономизма, его недостаточности для рационального решения сложнейших процессов современности, а также управления человеческим фактором производства. Н. Дж. Смелсер пишет "На цены и производство влияют десятки переменных — экономических, политических, правовых, религиозных. Если бы перед исследователем стояла задача представить экономическую жизнь во всей ее полноте, многие из этих разнообразных переменных пришлось бы ввести в экономические модели. Как же справляется экономист с эмпирической

Соколова Г.Н. Экономическая социология сложностью мира Обычный способ заключается в том, что, хотя неэкономические переменные и влияют на условия спроса и предложения, в целях анализа следует исходить из предположения об их неизменности. Делая такие упрощения, экономисты получают возможность находить элегантные теоретические решения экономических проблем" (Смелсер Н. Социология экономической жизни. С.
15). Третья предпосылка
— достаточно развившиеся направления конкретной социологии. Они обогатили экономическую социологию новыми понятиями, разработанными входе изучения организаций, производственных коллективов, профессий, занятости, стратификации, управления и других частных проблем. Взаимное влияние экономической и неэкономической сфер изучается с помощью "социологических переменных" как инструментов, позволяющих увидеть в связях между этими сферами социологическое содержание — нормы, ценности, мотивацию и др. Изучается, во-первых, то, каким образом различные виды экономической деятельности структурированы на роли и общности какие ценности служат для их узаконения посредством каких ролей и санкций осуществляется их регулирование каким образом эти переменные взаимодействуют между собой. Во-вторых, социологическая "система отсчета применяется к анализу взаимосвязей экономической и неэкономической сфер, общественной жизни. Внимание здесь концентрируется на том, как социологические переменные проявляются в такого рода структурах в ситуациях интеграции и дезинтеграции. Наибольший вклад в развитие этого направления внес известный американский социолог Н. Дж.
Смелсер, которого, как отмечалось, считают основоположником науки экономической социологии в ее западном варианте. По определению Н. Дж. Смелсера
, "экономическая социология представляет собой приложение общей системы отсчета социологическихпеременных и объяснительных моделей социологии к исследованию комплекса различных видов деятельности, касающихся производства, распределения, обмена и потребления ограниченных материальных ресурсов' (Смелсер Н. Социология экономической жизни. С. 69). Для объяснения специфики объекта этой науки Н. Дж. Смелсер пользуется двумя классификациями. Во-первых, он подразделяет общественную жизнь на две сферы — экономическую и неэкономическую (к последней он относит политику, культуру, этнические общности и родство, стратификацию во-вторых, вводит понятие "социологические переменные, разделяя их на две группы действующие в сфере экономики ив неэкономических сферах. На этой основе он дает представление округе объектов, подлежащих экономико-социологическому изучению (Смелсер Н. Социология экономической жизни. С. 71.). Получается, что применение социологической "системы отсчета" позволяет Н. Смелсеру изучать с помощью социологических переменных как объективные ролевые функции общностей и групп в экономической и неэкономической сферах, таки субъективную сферу мотивации их поведения в этих сферах. В целом, несмотря на некоторую конгломератность экономической социологии в ее западном варианте, экономическая социология, бесспорно, накопила огромный опыт, разработала разнообразные инструменты исследования и оказала конструктивное влияние на развитие экономико-социологических исследований в отечественной социологии. Третий этап экономической социологии Третий этап с концах годов по настоящее время) характеризуется в литературе как этап "новой экономической социологии. Согласно американскому социологу Р. Сведбергу, на этом этапе данное направление приобретает характер сравнительной макросоциологии". Ее главные черты — ориентация на сравнительные исследования между странами, постановка вопросов, затрагивающих не отдельные социальные группы, а целостные социальные системы, проблемы мировой системы, политики стран и их разных групп, проблемы мировой экологии, развития технологии, организации экономических связей, демографии. Вместе стем экономическая социология разделила с экономической историей интерес к возникновению и вариабельности актуальных рыночных систем и других экономических институтов. Много внимания уделяется современному рынку труда сего многообразием трудовых контактов, гибкостью рабочего времени и уровнем заработной платы и относительно высокими показателями безработицы. Отслеживается и характер спроса на труд и изменения в самой природе труда,

Соколова Г.Н. Экономическая социология приспособление его к разнообразным нуждам потребителей вводится в научный оборот магическое слово в современной управленческой идиоме – "флексибилизация" (повышение гибкости в использовании, рабочей силы. Оно означает способность организаций быстро и непрерывно адаптировать свое производство к спросу на товары и сервисные услуги рынка с учетом их качества и количества, Социологи — исследователи экономической жизни — задаются вопросом что означает роль государств как гаранта социального статуса и надежного дохода своих граждан Как люди справляются с классической триадой безработицы работа, время, деньги Является ли гибкая занятость инструментом решения проблемы безработицы (последняя в большинстве европейских стран росла в е годы, была относительно вышкой в 1984 г. снизилась и стабилизировалась в конце х — начале х годов до уровня 7—10%), Иными словами, в последнее время много внимания уделяется тому, индицирует ли гибкая работа возможный путь к нормальной занятости или она держит безработных на острие рынка труда, вынуждая их балансировать между занятостью и безработицей в соответствии с изменением рыночного спроса. Согласно определению последователей Н. Смелсера — Р. Сведберга и М. Грановеттера, назначение социологии экономической жизни заключается в том, чтобы объяснить, как общество выбирает среди широкого круга альтернатив те, которые позволяют с наибольшей выгодой использовать ограниченные производственные ресурсы. Данная концепция формирует основные направления анализа этой фундаментальной проблемы. Во-первых, это анализ отношений конкуренции между производителями, между потребителями, а также между производителями и потребителями в рамках рыночной системы. Во-вторых, это обоснование ряда положений теории обмена, объясняющих и конкуренцию и экономическую кооперацию как результат рационального стремления к экономическому успеху. В - третьих, это признание и обоснование факта, что положения теорий обмена, социальной стратификации и других непросто описывают институты и типы мотиваций в так называемых рыночных обществах, но дают неизбежный и естественный набор влияний в любом обществе, определяемых ограниченностью производственных ресурсов и феноменом конкуренции. Сегодня экономическая социология в ее западном варианте — это не столько целостная мононаука, сколько довольно широкое научное движение, направленное на изучение "стыковых" экономико-социальных проблем, наиболее актуальных для развитых капиталистических стран. Социологический интерес касается как властных отношений на рынке труда, таки социально- психологических отношений на рабочем месте захватывает промышленный конфликт и возможности его разрешения объясняет развитие "групп давления, профсоюзов и других ассоциаций исследует различные социальные движения (например, требований десегрегации и поддержки повышения образования и обучения рабочей силы изучает менеджмент, предпринимательство и корпоративное поведение анализирует "процессы социальной и технологической инноваций и процессы диффузии знания входе распространения технологических новшеств выявляет ценностные ориентации, формирующие рыночное и потребительское поведение раскрывает основные тенденции мобильности рабочей силы и флексибильности ее использования на рынке труда. Объектную область экономической социологии ее основатели и их продолжатели характеризуют двояко, фиксируя изучаемые эмпирические объекты и выделяя (с помощью категориального аппарата) предмет своего исследования. Комплекс изучаемых эмпирических объектов включает социальные аспекты экономических институтов (конкуренция рынок труда, капиталов, Товаров и услуг разные формы обмена, собственности, предпринимательства, занятости, безработицы социальные аспекты разных типов экономических систем социальные группы в экономике типы мышления в разных экономических системах социальные функции экономики политические институты разные виды власти формы регулирования экономики конфликты в рыночной экономике институты социального обеспечения привилегированные группы в экономике и обществе противоборство интересов по поводу распределения доходов и т. д. Кроме того, в комплекс объектов экономической социологии часто включают стратификацию, межгрупповые отношения, коррупцию (ее функции, последствия, средства борьбы стимулы мобильности и флексибильности, предпочтения и выбор, рационализацию поведения.

Соколова Г.Н. Экономическая социология Можно заключить, что современная западная социология экономической жизни развивается не как единое научное направление с четкими границами, а, скорее, как своеобразное научное движение, охватывающее проблемы, актуальные в тот или иной период развития общества. Это движение получило название экономика и общество. Данную особенность западной экономической социологии следует оценивать с двух точек зрения, с позиций двухосновных ее функций — теоретико- познавательной и прикладной. Сточки зрения прикладных социологических исследований, свободный" характер предмета науки имеет сдои плюсы, ибо расширяет область свободы исследователей в постановке и решении новых задач, которые появляются в практике социального управления. Однако сметодологических позиций, в частности требований, предъявляемых к науке как социальному институту, ответственному за накопление знаний, размытость границ и неразработанность специфической экономико-социологической концепции представляются чертами, снижающими познавательные возможности этой науки в части изучения связей между наукой и обществом. Процесс систематизации богатейшего опыта происходит, вероятно, тем труднее, чем обширнее поле проблем и поле объектов исследования. Вместе стем увеличение числа и объемов прикладных исследований повышает спрос на социологическую теорию, которая должна стать инструментом исследования механизмов развития.


написать администратору сайта