Главная страница
Навигация по странице:

  • Соловьева Маргарита Владимировна Проведение 1-го рубежного контроля Задание.

  • Word. Шрифт Times New Roman

  • Айдос НУРБУЛАТОВ Сборник рассказовНурбулатов Айдос «Пять этюдов на заданную тему» ISBN 978-601-265-173-7

  • Салтанат КАНТАРБАЕВА Сборник рассказовКантарбаева Салтанат «Лихолетье 90-х…» ISBN 978-601-265-165-2

  • Евгения АН Сборник рассказовАн Евгения «Закулисье» ISBN 978-601-265-172-0 ЗАКУЛИСЬЕ

  • Садыржан ТОХТАХУНОВ Сборник рассказовСадыржан Тохтахунов «Первокурсник, или Исповедь начинающего поэта» ISBN

  • Анель САТБЕКОВА Сборник рассказовСатбекова Анель «Конкурс красоты и Комната страха» ISBN 978-601-265-171-3

  • Данияр МАЛДЫБАЕВ Сборник рассказовМалдыбаев Данияр «Все к лучшему!» ISBN 978-601-265-170-6 НОВОГОДНЕЕ

  • +1 рубежный контроль. Соловьева Маргарита Владимировна Проведение 1го рубежного контроля Задание. Выполнение письменной экспликации на основе комплексного освоения тем Событие как основа эпизода, Драматургический конфликт, Story и синопсис. Экспликация


    Скачать 39.61 Kb.
    НазваниеСоловьева Маргарита Владимировна Проведение 1го рубежного контроля Задание. Выполнение письменной экспликации на основе комплексного освоения тем Событие как основа эпизода, Драматургический конфликт, Story и синопсис. Экспликация
    Дата11.02.2022
    Размер39.61 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла+1 рубежный контроль.docx
    ТипТворческая работа
    #358201

    ДисциплинаОсновы драматургия

    2 курс, ОП 6В02193 – Сценография

    Профессор кафедры «Звукорежиссура и операторское искусство»,

    доцент ВАК, Заслуженный деятель РК

    Соловьева Маргарита Владимировна
    Проведение 1-го рубежного контроля
    Задание. Выполнение письменной экспликации на основе комплексного освоения тем: «Событие как основа эпизода», «Драматургический конфликт», «Story и синопсис».
    Экспликация - это творческая работа, которая отражает индивидуальность автора, что выражается в метафоричности стиля изложения, оригинальности предложенных решений. Экспликация должна в полной мере раскрыть поставленные задачи и при чтении быть понятой коллегами, поскольку предназначена для дальнейшего использования в работе всем творческим коллективом.

    Цель экспликации – сфокусировать, очертить основные творческие узлы и проблемы в кратком, но емком изложении.

    Требования к выполнению:


    Преобразование текста на основе творческого опыта:

    - выбрать текст;

    - выявить фабулу и сюжет;

    - проявить драматургический конфликт;

    - написать формулу story.


    Объем – не менее 1 листа компьютерного текста в редакторе Word.

    Шрифт Times New Roman, размер шрифта (кегель) - 14,

    абзацный отступ – 1 см; междустрочный интервал – 1.

    Все поля – 2,0 мм.

    Название экспликации выделяется жирным шрифтом.

    Затем через один пропущенный интервал располагается текст.
    Список литературы:

    Основная:


    1. Индик У. Психология для сценаристов: построение конфликта в сюжете. – 2014, «Альпина нон-фикшн».

    2. Макки Р. История на миллион долларов. Мастер класс для сценаристов, писателей и не только. - «Альпина нон-фикшн», 2013.

    3.Митта А. Кино между адом и раем. – «Зебра Е», 2005.

    4.Молчанов А. Букварь сценариста. Как написать интересное кино и телесериал. - 2009, РИОР.

    5.Соловьева М. Драматургия искусства. – Алматы, КазНАИ им.Т.Жургенова, 2020.
    Дополнительная:

    6.Арабов Ю. Кинематограф и теория восприятия. - ВГИК, 2003.

    7.Аристотель. Риторика, Поэтика. – М., 2000.

    8.Соловьева М. Сценарий анимационного фильма. – Алматы, КазНАИ им.Т.Жургенова, 2009.

    9.Соловьева М. Драматургический конфликт. – Алматы, КазНАИ им.Т.Жургенова, 2011.

    Электронные ресурсы:



    1.https://www.lap-publishing.com/; By (author) : Маргарита Соловьёва 

    2.https://kaznai.kz/wp-content/uploads/2020/04/Соловьева-М.В.-Гипер-персонаж-феномен-драматургии-искусства.pdf

    3.http://melimde.com/metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-srs-5-lekcionnij-kom.html?page=11







    ТЕКСТЫ для рубежного контроля



    (Тема: Первое столкновение с представителем закона)

    Айдос НУРБУЛАТОВ

    Сборник рассказов

    Нурбулатов Айдос

    «Пять этюдов на заданную тему»

    ISBN 978-601-265-173-7

    РЕФЕРАТ

    Я уже в третий раз на всякий случай дернул ручку двери кабинета, в котором должна была быть преподаватель по истории театра. Акая-то детская наивность заставляла меня верить, что вдруг учитель еще ждет меня. Я опоздал где-то на пару часов, но все равно долбился в закрытую дверь

    Зазвонил телефон. Друзья звали на вечерний концерт. Это отвлекло меня от моего благородного стремления – сдать наконец этот злосчастный реферат, из-за которого я так торопился. И я решил, что принесу его как-нибудь «на недельке».

    По дороге, спускаясь по лестнице, я встретил старосту и пожаловался на преподавателя, которая обещала сегодня подождать меня и принять мой реферат, который я задолжал. Староста посоветовала мне не отчаиваться, мол, завтра сдашь.

    - Зайди в деканат, кстати, напиши заявление, ты можешь получить дорожную стипендию, молодец, что подтянул оценки.

    Эта новость меня так обрадовала, что я немедля побежал сообщить об этом друзьям, забыв о реферате на долгое время…
    …Иду по коридору с зачеткой в руках – писать заявление. Захожу в деканат, здороваюсь с девушкой, которая сидит за компьютером.

    - Я хотел бы написать заявление о получении стипендии, как это сделать?

    - Фамилия, - холодным тоном произнесла девушка.

    - Нурбулатов Айдос.

    - Кандай курс?

    - Третий, кино и ТВ.

    - Ммм, сен деректер корiнда тiркелмегенсын.

    - Как нет?! И что это значит?

    - Сен шiгарiлдiсiн.

    - То есть?.. Вы, может, перепутали, этого не может быть!

    - Сенде незачет стоит по истории театра, мiнi кара…

    В полном шоке я выхожу из деканата. Я растерялся и совершенно не имел понятия, что мне сейчас делать. В такой ситуации я был впервые. Не зная. С чего начать, я позвонил преподавателю по истории театра. Как выяснилось, она болела, про зачет мой забыла, и сейчас была вообще в другом городе, но посочувствовала и обещала помочь, чем сможет.

    Но помочь мне она была не в силах. Я был исключен. Даже не переведен на платное, а исключен. Насовсем!

    - И почему я не привез этот несчастный реферат вовремя?! Ну, почему же я такой дурак? – не прекращая, я винил себя и всех.

    И все равно я до последнего не мог поверить, что был исключен. От злости я пнул сумку, которая лежала на полу, и из нее показался реферат, от самый, который только что лишил меня возможности учиться. Захотелось его сжечь. Но от безысходности я просто швырнул его на пол.

    - Ну, что может быть еще хуже?! – думал я в этот момент, пока не раздался звонок.

    Это была мама:

    - Алло, слушай, тут тебе пришла повестка из военкомата… В армию призывают. У тебя же отсрочка по причине учебы, разве нет?..
    Меня исключили из академии искусств. Поразил даже не сам факт, но больше – его подача. Мне даже не удосужились позвонить и сообщить об этом. Или написать. Или передать через кого-нибудь устно.

    Эта новость меня, мягко сказать, ошеломила. Это было даже не как снег на голову, скорее, это напоминало груду камней, упавшую на меня. Я проклинал все на свете и, самое страшное, я понятия не имел, что мне делать дальше.

    Нужно было собраться с мыслями, осознать, что это все происходит со мной наяву, и попытаться посмотреть на это объективно. Я позвонил всем, кому смог дозвониться, послушал их советы и немного пришел в себя.

    На следующий день я записался к ректору на прием, мне было назначено точное время. Я пришел, но ректора еще не было, и я стал ждать. Я прождал четыре часа. Секретарша уже устала от моих вопросов, но и мое терпение было на исходе. Ворвавшись в итоге в приемную без приглашения, я чуть ли не криком спросил:

    - Да где, наконец, ректор?!

    На что она ответила:

    - Не знаю я.

    Ну, какого черта тогда ты там сидишь и протираешь зад?! На вопрос, когда он уже придет, она ответила мне, что вчера он улетел в Астану, и она не знает, когда он вернется. Она прекрасно видела, что я его жду, неужели так сложно было сказать, что его нет в городе?!

    Разочарованный, я поехал домой, плюнув на все.

    Как выяснилось позже, один мой родственник знаком с ректором лично, и

    Только таким способом я смог назначить еще одну встречу. Появилась надежда на восстановление. Встреча была назначена на 9 утра.

    Чтобы не пропустить короткий визит ректора в академию, я пришел в 8-30, но, как и следовало ожидать, он приехал в академию к часу. Я поймал его в коридоре.

    Догнав его, я поздоровался и представился. Он в недоумении посмотрел на меня свысока, просканировав с ног до головы. Судя по всему, он совсем не ожидал, что племянник его друга будет таким патлатым худым «раздолбаем» с серьгой в ухе. Не утруждая себя лишними размышлениями, он сказал принести мне зачетку.

    И я побежал искать зачетку, в радости, что вот теперь я все-таки ректора застал. Отыскав зачетку, я зашел в приемную, но тут меня ждало новое разочарование. Идет совещание, подождите часок. Это было похоже на глупую шутку. Но это была не шутка, и мне не оставалось ничего другого, как сесть и ждать.

    Наконец час прошел, и из двери посыпались взрослые женщины и мужчины в возрасте. В толпе был и он. Я подошел к нему с зачеткой, но он сделал вид, будто видит меня впервые в жизни. Я снова напомнил ему про себя, вкратце все объяснив, на что он отфутболил меня к проректору и, надев очки, ушел в неизвестном направлении. И вот мои глаза наливаются кровью. Какого черта я столько прождал, если мне нужно к проректору по учебной части?!

    Проректор провела меня к себе в кабинет и спросила, что мне надо. Я рассказал ей все, как было, - что забыли про меня и не поставили экзаменационную оценку. Меня об этом никто не проинформировал. Скажете, что сам виноват, но, честное слово, преподаватель улетела в Астану, перенеся экзамены на неопределенный срок. И из-за этой неразберихи про меня, очевидно, забыли или не заметили, впрочем, сейчас это не так уж и важно.

    Проректор, как врач, который готовится меня прооперировать, позвонила своей «медсестре» и попросила принести листок с моей посещаемостью и ведомость.

    После того, как ей их принесли, она как будто уже знала, на что нужно давить, чтобы отбить у меня желание восстановить мой грант. Уже через четверть часа она убедила меня в том. что я сам виноват во всем. Я согласен, вина полностью моя, но если бы хоть кто-нибудь сказал мне, что у меня плохи дела в академии, что можно закрыть свою экзаменационную оценку летней сессией, я бы непременно сделал это. А так я узнал про эту проблему лишь потому, что приехал получать дорожную стипендию, а мне тут говорят вообще противоположное.

    В общем, побеседовав с проректором, договорились, что я смогу восстановиться только на платной основе. Как выяснилось, порядок таков, что сначала студента за неуспеваемость лишают гранта, а потом исключают. Впоследствии я понял, что в этом году желающих купить грант было очень много, следовательно, нужно было собрать как можно больше грантов. И вот я попал в число этих «счастливчиков».

    Очень не хотелось соглашаться на платное, но выбора не было – либо учусь за деньги, либо качусь к чертям.

    Началась безумная суматоха. Сказали пойти и написать заявление. Потом собрать подписи. Когда я с трудом разыскал нужных мне людей, чтобы они расписались и отнес это заявление проректору, то ее секретарь не пустила меня, потому что было обеденное время, и мне снова сказали ждать. Через час я с этим заявлением подошел еще раз, и мне сказали, что оно неправильно составлено, и нужно переделать. А это значило, что придется собирать подписи снова…

    Я пришел домой совершенно измученный. Вся ненависть моя должна была куда-то вылиться. В глаза бросилась гитара, руки как-то сами к ней потянулись. Весь этот гул, который стоял у меня в голове, начал формироваться в слова. Так хотелось сказать в лицо всем тем людям, которые мучали меня, «пару ласковых слов», да толку от этого никакого, все равно что собаке объяснять правила этикета.

    Поэтому, подумав, я решил, что лучше все это вылить в стихи…

    (Тема: Первое столкновение с представителем закона)

    Салтанат КАНТАРБАЕВА

    Сборник рассказов

    Кантарбаева Салтанат

    «Лихолетье 90-х…»

    ISBN 978-601-265-165-2

    ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

    Утро. Я проснулась от чувства голода и холода.

    Слышу, как гудит холодильник… Вот он перестал. Стало слышно, как тикают часы.

    Насильно закрываю глаза. И укрываю голову одеялом. Под одеялом темно, ничего не видно и не слышно. А самое главное, спрятавшись под одеялом, я меньше чувствую этот убийственный запах одеколона, который так любит моя тетя.

    Телефонный звонок… Может, это мама? – подумала я и стала слушать.

    - Да, она у нас, - сказала тетя недовольным голосом.

    - Но ей же только пять лет! А кто будет с ней заниматься?

    - Пять с половиной! – кричит тетя в ответ. – Почти шесть уже!

    - И завтра на линейку?! Ну-ну, ладно, я зайду к вам по дороге на работу…

    - В нашей школе открывается первый казахский класс. Не хватает учеников. А ты, оказывается, уже считать умеешь и некоторые буквы знаешь. Не бойся, я куплю тебе красивую форму и портфель. И ты пойдешь в школу, - говорила тетя. Смотрела на меня и улыбалась.

    - Я не хочу идти в школу без мамы и папы! - заупрямилась я.

    Тетя и ее дочь стали вдруг ласковыми со мной. Они стали говорить, какая красивая линейка будет завтра.

    - Мы тебе купим красивую форму, туфли, белые бантики. А еще сделаем тебе самый красивый букет.

    Я их не любила. Но я им поверила. Легко обмануть ребенка. Директор школы - подруга тети. Госпрограмма обязательно должна быть выполнена…

    И вот, держась за руку тети, я шла в магазин и торопилась. Мне хотелось быстрее надеть мою форму и взять в руки портфель. Карандаши, цветная бумага, тетради с красивыми обложками, разноцветные ручки, фломастеры, красные, желтые бантики - все это мне так нравилось!

    Но чувство счастье исчезло, как вода в песке, когда на меня надели форму на 3-4 размера больше и такие же большие башмаки. Я была, как бабочка, маленькая, худая. Перед зеркалом я считала свои ребра. У меня был плахой аппетит, одни глаза на все лицо. Все сверстники были выше меня ростом. Форму советского стандарта ушивали прямо на мне.

    Я хотела спать, но завтра линейка, поэтому до трех чесов ночи тетя со своей дочерью мучили меня:

    - Встань. Сядь. Повернись. Отпусти руку. Стой нормально!

    Мне стало больно, когда тетя уколола меня иголкой…

    На утро насильно разбудили, заплели волосы, нацепили белый бантик, надели ушитую форму, и я в больших туфлях, держа в руках букет ромашек с огорода, в полусонном состоянии бежала за тетей.

    Тетя завела меня в школу и оставила техничке тете Оле. Мне с тетей Олей было лучше - она была нашей соседкой. Добрая русская женщина с фиолетовыми губами и дрожащими опухшими руками.

    К нам подошла смуглая стройная учительница, взяла меня за руку и отвела в строй первоклассников. Среди них я была самой маленькой.

    Людей было много, и мне не было видно, что происходит на линейке. Когда все закончилось, нас завели в класс и стали делить учеников на казахский и русский класс.

    Родители отвечали сами за своих детей, а за меня никто не ответил. И я должна была выбрать сама, куда мне идти.

    Передо мной стояли две учительницы. На одной из них была красивая кофта и красивая помада на губах. И я пошла к ней. Так я попала в казахский класс…


    (Тема: Приезд родственников)

    Евгения АН

    Сборник рассказов

    Ан Евгения

    «Закулисье»

    ISBN 978-601-265-172-0

    ЗАКУЛИСЬЕ

    …Родители уезжают на гастроли на месяц. Ребенка брать не разрешается. Мама в слезах категорически отказывается ехать.

    Но руководство театра приняло меры в лице театрального костюмера, которая, по совместительству, является женой моего дедушки и мачехой моей мамы.

    В добровольно-принудительной форме бабе Антонине наказали сидеть с дитём. Ей было 40 лет. Она как-то нехотя согласилась.

    Мама привезла меня в однокомнатную квартиру и стеснительно внесла чемоданчик с детскими вещами. Стягивая с меня кофточки, она как можно деликатнее давала советы 40-летней женщине с двумя взрослыми дочерьми.

    Бабка Антонина стояла в дверном проёме, сложив руки на груди, опершись на дверной косяк. Женщина она рослая, широкостая и широкоплечая, про размер ноги я промолчу… скажу только, что её туфли, в сравнении с мамиными, словно баржи рядом с лодочками…

    Мама все никак не могла со мной проститься. Все лепетала, целовала, раздевала, одевала, потом снова переодевала… доставала бутылёчки, скляночки… это для носа, это от поноса, это от живота… наконец бабе Тоне это надоело, и она властным голосом напомнила маме, что та опаздывает на поезд.

    Мама выпорхнула за дверь.

    Мы молча смотрели друг на друга. Маленький клоп в полосатой пижаме и исполинских размеров незнакомая тетя с коричневой помадой на тонких губах…

    Пока тянулся мучительный месяц для бабы Тони, я успела заразиться корью. Ела я из рук вон плохо то, что готовила бабушка. Единственное что я хорошо ела - это сырую коровью требуху «книжку». Я с упоением поедала эту черную тряпочку с пупырышками, макая их в соевый соус, а баба Тоня тихо радовалась…

    Баба Антонина оказалась на редкость азартной женщиной. Она очень любила играть в «хато» - японские карты, раскрашенные вручную фуксином и зелёнкой.

    Вечерами у них был «сходняк» таких же азартных женщин. Играли по 10 копеек на один круг. Это довольно занимательная игра, она требует внимания, бдения за другими игроками, чтобы «не хлюздили» и играли «по правилам».

    Возвращаясь поздно вечером с очередного карточного собрания, сорвав приличный «куш», бабушка торопилась домой, чтобы пересчитать выигрыш. В процессе игры не принято считать деньги, чтобы не спугнуть удачу, а в конце уже и не пересчитаешь, потому как никто не хотел сознаваться в выигрыше.

    Но бабушке и не нужно было считать - она всегда примерно знала, сколько выигрывает или проигрывает.

    Взглянув на кучу ден.знаков, она им хитро улыбнулась и засобиралась домой. Женщины заохали, всем хотелось отыграться. Но бабуля, сославшись на то, что ребенку нужно спать, а дело было далеко за полночь, закинув спящую меня на закорки, обвязав одеялом, слегка пригнувшись, сказав женщинам, что и не выиграла вовсе, разве только на дорогу, бежала, насколько ей позволяла «драгоценная ноша». Бежит в предвкушении пересчета, кошелек приятно тяжелит карман.

    Тут позади она слышит окрик мужчины. Баба Тоня ускоряет шаг.

    -Женщина, стойте!!! - кричит мужской голос.

    Баба Тоня включает 4-ю скорость.

    У самого подъезда её настигает милиционер. Антонина громко вскрикивает.

    - Куда путь держите, гражданка? - милиционер просит показать мешок, что у неё за спиной.

    Баба Тоня нервно засмеялась и показала спящую меня.

    Тут уж и «дядя Стёпа», облегченно вздохнув, поясняет:

    - А так бежали…Думал, что-то украли.

    Разошлись они практически друзьями…

    …Прополз месяц.

    Прямиком с вокзала мчатся ко мне родители.

    Мама влетает в комнату.

    Я сижу на кровати в одних трусах и, что самое главное, - без носков. Прохожу бабушкино закаливание…

    К тому же бабушка сделала мне модную стрижку - под машинку, чтобы по утрам не мучаться с косами.

    Первое, что делает мама, это надевает колготы и натягивает носки. Нервно собирает другие вещи.

    Баба Тоня закатывает глаза, но молча отходит в сторону. Больше у бабушки меня не оставляли.

    Я теперь выгляжу, как мальчишка, а дедушка ласково называет меня «узник Бухенвальда».

    (Тема: Первая любовь)

    Садыржан ТОХТАХУНОВ

    Сборник рассказов

    Садыржан Тохтахунов

    «Первокурсник, или Исповедь начинающего поэта»

    ISBN 978-601-265-136-2

    ЛЮБИМАЯ

    …В выпускном классе я был бесповоротно и безнадежно влюблен в свою одноклассницу. Но я успел влюбиться и потерять эту любовь, так и не попробовав ее на вкус. Это было весной того года, когда я писал стихи на обложке тетради по истории Казахстана, где также есть и другие мои мысли. Влюбился я в одноклассницу, в Зере. Я любил ее уже где-то примерно с месяц, а она не догадывалась и даже не подозревала. Это было замечательное время, потому что я был окрылен любовью, и от вдохновения писал много стихотворений. И в то же время я чувствовал, что без признания в любви, все эти чувства просто рухнут. Чтобы быть к ней ближе, я стал в Интернете вести с ее подругой переговоры. Долго общались. Да, кстати, у самой Зере в то время интернета не было – не было ни почты, ни аськи, ни агента, лишь Вконтакте чудом уцелевший контакт, и тот она открывала редко. Поэтому все было как-то безнадежно.

    С ее подругой я разговаривал, показывал кое-какие стихи, и начал говорить о любви. И подруга спросила, кто же не дает мне покоя. Ну, я, конечно, не долго думая, признался ей, но сказал, чтобы она никому ни-ни. Потом показал один из любовных стихов, а она, не вытерпев, рассказала все Зере. И вышло все как-то очень глупо…

    Моя любовь стала настолько ко мне равнодушной, что вообще перестала меня замечать. А раньше она мне так красиво улыбалась.

    25 мая, на последний звонок, я приволок камеру, чтобы поснимать мою любимую. Тем более я написал несколько стишков для выпускников. Их должны были наши одноклассницы зачитывать, вместе с Зере. Но все было как всегда стремно, хотя я и услышал парочку своих стихов. Зере же вместе со своей подругой, не успев прочитать, свалила со звонка. А я остался один со своей камерой и болью…

    31 мая того же года я, зная, что все безнадежно, все же отправил на тот чудом уцелевший контакт Зере свое любовное письмо. И начал ждать ответа. В этот день как раз мы с семьей поехали в рощу Баума, что находится рядом с аэропортом, как раз туда, где и живет Зере. Хотя, может, и не рядом, просто самолеты там низко пролетают. Мы собирали грибы. Я с блокнотом, как всегда, писал свои стихи. Писал, писал, писал… и ждал чуда…

    Но чуда не было. Все плыло по течению. И никуда не приплыло. Ни остановок веселых, ни водопадов головокружительных – ничего. Лишь пустота серых дней. И угасающая любовь. Точнее, тлеющая…

    19 июня был выпускной вечер. Я играл и пел песню Виктора Цоя «Перемен». Мне помогал в этом Ерлан Султанов с параллельного класса. Сыграл, можно сказать, неважно. Да и сам я нервничал сильно тогда. Зере, по-моему, даже внимания не обращала, что я пел там. А вот на дискотеке я сильно горевал, что не могу к ней подойти и потанцевать с ней. Долго мучился, танцевал с другими. А к ней так и не подошел. Зато когда задували свечи на торте, я загадал желание, чтобы Зере была рядом и она оказалась у меня за спиной, как ни странно. Это на секунду показалось чудом, и появилась надежда.

    К финалу праздника все должны ради всеобщей доброты взяться за руки и пройти ленту взросления. Я взялся - взялся за ее руку… А она легким движением что-то поправила этой рукой у себя на голове и уже не бралась за мою…

    Потом все обнимались, а мы с ней - нет.

    Потом пускали китайские фонарики в небо. И разошлись кто куда, навсегда….

    (Тема: Выезд из родного дома)

    Анель САТБЕКОВА

    Сборник рассказов

    Сатбекова Анель

    «Конкурс красоты и Комната страха»

    ISBN 978-601-265-171-3

    УЗБЕК

    Рабочий из Узбекистана, Данияр, был послан нам Богом. Веселый, с хитрыми глазами, он напивался до обморочного состояния, пел узбекские песни и плакался о своей жизни. Горестей в его жизни было предостаточно - и жена умерла, и ребенка забрали, и бедность, и жизнь в маленькой деревушке.

    Он мне раскрыл секрет того, как надо брать узбекскую девушку замуж. «Берешь тяпку, - говорит он, - даешь ее своей будущей жене и отправляешь на огород работать. И она молча идет. Все, считай, она твоя».

    Еще он рассказывал, как за мешок картошки или лука люди работают месяцами.

    Его самой большой мечтой было - купить себе синий новый костюм, солнцезащитные очки и приехать в свою деревню. Показать свою фотографию соседу и спросить у него: «Узнаете этого парня?» И когда сосед начнет что-то говорить, снять очки, обаятельно глянуть на него и сказать: «Это же я».

    Он прекрасно находил общий язык с детьми, забавляя их своими песенками и пугая. Дети всегда липли к нему, ожидая от него каких-нибудь чудес. Однажды он предложил моей сестренке поехать в Узбекистан. Она согласилась, они сели в автобус, проехали буквально две остановки и вышли… У нас в микрарайоне за фасадами красивых домов лежит огромное пустынное поле, которое стало огромной свалкой. Вдали можно о увидеть трубы заводов, из которых валит густой серый дым. Голодные коты и собаки шныряют по свалке в надежде перехватить какую-нибудь еду… Данияр поправил шапку сестренки и развел руками: «Вот он, Узбекистан»… Когда они вернулись домой, Азека гордилась тем, что побывала в Узбекистане.

    Однажды, когда все ушли из дома, он подумал, что остался один, и стал петь. Сначала он пел тихо, завывая, затем голос стал нарастать, и его песня стала похожа на плач, завывающий плач взрослого человека. Я сидела наверху и не решалась выйти из комнаты. Он будто загипнотизировал меня и велел сидеть на месте. Я знала, что он рыдал там, на кухне, с вилками и ложками, которые использовал, как музыкальные инструменты… В тот вечер я так и не смогла выйти из комнаты.

    Прожив у нас дома 5 лет, он вернулся обратно в Узбекистан, женился заново и еще долго звонил нам, передавая всем приветы, целуя всех и обнимая.


    (Тема: Один день без цивилизации)

    Данияр МАЛДЫБАЕВ

    Сборник рассказов

    Малдыбаев Данияр

    «Все к лучшему!»

    ISBN 978-601-265-170-6

    НОВОГОДНЕЕ

    Ясная морозная ночь. Медленно кружатся маленькие снежинки.

    Улица светится разноцветными гирляндами. Огоньки небрежно разбросаны на кривых деревьях и черных холодных заборах. Вроде бы тишина, но её нарушают громкие радостные возгласы, праздничный смех.

    У поворота с главной улицы во двор обнималась, прыгала друг на дружку компания молодых людей. Некоторые из них были в новогодних колпаках. Теплый пар с задором вылетал из их ртов. После громких и почти диких возгласов толпа дружно направилась во двор по маленькой дорожке.

    Звонок нарушил тишь самой обычной совдеповской квартиры. Чья-то рука отворила дверь, и дюжина ребят ворвалась в прихожую. Снова крики, поздравления, обнимашки. Посбрасывав с себя куртки и громко вереща про новый год, люди начали осматриваться и проходить в другие комнаты.

    Один парень побежал на кухню и вернулся, нагруженный шампанским, пивом, коньяком, текилой, ещё чем-то и фужерами.

    Хлопок, пробка вылетает в люстру, пена бежит из бутылки, разливаясь по бокалам.

    Люстра с желтыми лампами раскачивается, создавая спецэффекты для шумной компании.

    Некоторое время все так и продолжалось. «С новым годом, с новым годом!» - все кричали, танцевали, обнимались.

    Но вскоре большая компания разделилась на несколько маленьких. В разных комнатах.

    В кухне на подоконнике в грациозной позе, подогнув колени, сидела девушка. Там же было три юноши. И ещё одна девушка, которую никто не замечал, даже она сама, так как все, раскрыв рты, слушали девушку на подоконнике.

    Она, растопырив пальцы, раздув губы в самодовольной улыбке, рассказывала, как нужно пить текилу. У ребят вокруг были затуманены глаза. Очевидно, из-за выпитого спиртного или же эта харизматичная девушка овладела их сознанием. У троих юношей и одной девушки был вид зрителей, готовых с радостью отдать свое признание восседающей на подоконнике.

    Она же разлила текилу по рюмкам, стекла которых искажали реальность, насыпала на свою белую душистую кисть руки горстки соли. Юноши пили из рюмок и жадно слизывали соль с красивой руки. Не понятно, что им нравилось - зализывать текилу или облизывать руку.

    После нескольких таких процедур девушка, оставшаяся без внимания, тихо удалилась.

    Двое юношей, с более ясными глазами, уставшие слушать явную показуху со стороны подоконницы, начали разгорячённо разговаривать. Смеясь, ещё раз поздравив друг друга с новым годом, они удивленно заметили, что те, двое, уже целуются. Смачно чмокая, лапая друг друга, они двигались из кухни прочь. Оставшись вдвоем, они решили выпить ещё текилы. Но как они ни искали соль, не могли её найти. Наверное, оттого, что не хотелось лизать друг другу руки, или оттого, что находили трюк девки дешевым. Они решили соль заменить хлебом. Хлеб да соль. А что. Выпив ещё и закусив хлебом, у них на секунду пошатнулось сознание. Ребята начали дико смеяться. Один из них кричал: «хлеб всему голова!» и кидался кусочками хлеба в голову другого. Тот хохотал и повторял, задыхаясь, «хлеб всему голова!» Дико кряхтя и фыркая, они вдруг резко замолчали.

    Из другой комнаты раздавались шум, крики, но было отчетливо слышно песню. Под жирную гитару мерзкий голос чеканил слова: «Бухать, валяться, домой не появляться!». Только эти четыре простых слова было в этой песне. И эти слова так дико подействовали на двух юношей, что они начали скакать, бегать по кухне. Но все произошло тогда, когда один из них разбил рюмку. Это лишь был трамплин для дальнейшего разворота событий. Увидев, что сделал его друг, парень швырнул свою рюмку в стену. Оба захохотали, но если бы. Тот, кто разбил рюмку первым, начал хватать все подряд без разбора и швырять предметы на пол. Затем пошли вход сковородки, кастрюли, не говоря уже о ложках. И все это уже металось в окно. На ночной, новогодний тротуар. Пока один кидал посуду в окно, второй открыл ширинку и, крутясь и тряся своим хозяйством, начал мочиться на пол. Он в восторге прыгал, шлепая промокшими носками по моче. И второй также. Оба орали и шлепали по теплой моче.

    Вдруг все это резко кончается. Они даже не поняли, как их за шкирку кто-то ведет в прихожую, на них кричат. Вот они уже в куртках и в подъезде, на лестничной площадке. И тишина.

    Один из них тихо, робко спросил:

    - А что нам нужно было сделать?

    - Ааа, посуду принести, которую выкинули!

    - Выкинули?! - и дико смеясь, но искренне радуясь, что у них есть дело, ещё и важное, спустились вниз.

    Но на тротуаре они ничего не нашли, кроме тарелки в сугробе и поварёшки. Напрасно они, шатаясь и вертясь на одном месте, пытались найти что-то. Сами не знали, что точно искать.

    Так две пьяные фигуры, сгорбленные, один с поварешкой, а другой с тарелкой, стояли посреди ночи. Снова накатила волна грусти и конца веселья.

    И тут тот, что мочился на пол, предложил, поехать к Богдану. Вот там, мол, настоящее веселье! Но другой лепетал про деньги. Рылся в кармане. А первый достал портмоне, раскрыл его и громко кричал, что все есть, и все хорошо. Второй взглянул в кошелек, и да! Там лежала желтая бумажка с тремя нулями и пятеркой в начале.

    Они встали у дороги. И как-то в такую ночь словили такси. В такси оказался добрый мужик, они поздравляли друг друга с новым годом, желали счастья друг другу. Таксист сделал погромче музыку, и они вместе во все горло пели песни, а белая заснеженная машина, с запотевшими стеклами катила по безлюдным улицам. Машина притормозила, таксист выключил музыку.

    Парень, смеясь, открыл бумажник, достал желтую бумажку. И тут он глазам своим не поверил. Двести тенге? Что за бред! Я же видел своими глазами! И я! Подхватывал второй. Честно! А! Черт возьми, как это могло случиться? И парень, так сильно огорченный своим провалом, отдал сотовый телефон.

    Таксист на секунду опешил, затем начал материться. Вырвал из рук парня бумажку и телефон и, матюкаясь, вытолкал пьяных на улицу. Начали за здравие, кончили за упокой.

    И вот наши идиоты остались на улице. Без копейки в кармане. Без связи. Далеко от дома. Единственный выход - идти к подъезду Богдана.

    Грустно передвигая ноги по безмолвному двору, добрели парни до подъезда. Ни души. Одна лишь железная, запертая дверь. Грустно сев на лавочку, парни увидели бутылку открытого шампанского, воткнутую в снег. Улыбнувшись, и не долго думая, они начали его пить. Так и уснули. На холоде, которого для них не было…


    написать администратору сайта