Главная страница
Навигация по странице:

  • Зачем нужна биография Почему так скрупулезно собирается, обрабатывается и хранится биографический материал

  • Процесс творчества

  • Кому нужна биография писателя

  • Следует ли вводить понятие «биография» в речь дошкольников

  • Когда надо знакомить с биографией автора

  • Место и время ознакомления с биографией

  • Виды и формы работы

  • Сообщение детям биографии автора. Сообщение детям биографии


    Скачать 27.97 Kb.
    НазваниеСообщение детям биографии
    АнкорСообщение детям биографии автора
    Дата19.11.2019
    Размер27.97 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSoobschenie_detyam_biografii_avtora.docx
    ТипБиография
    #96027

    Сообщение детям биографии автора


    Биография писателя, поэта неразделимо связана с его творче­ством. Биография детского писателя — вдвойне. Человеку, пишу­щему о детях и для детей, очень трудно абстрагироваться от соб­ственного, детского опыта жизни, детских переживаний. Здесь уместно вспомнить драматурга А. Володина, сказавшего, что по его произведениям «странствуют его чувства». Всем давно извест­но, почему пришел в детскую литературу А. Гайдар: «Вероятно, потому, что в армии я был еще мальчишкой, мне захотелось рас­сказать новым мальчишкам и девчонкам, какая она была жизнь, как оно все начиналось да как продолжалось, потому что пови­дать я успел все же немало». А. Гайдар пишет «Р.В.С.», «Школу», «Военную тайну». Герои его произведений — это в какой-то сте­пени он сам, его переживания, его мировидение, его восприятие той жизни, которой они живут, его радости и его трагедии. Отец писателя, П.И.Голиков, покинул семью, когда сыну было лет десять. Зная этот факт биографии А. Гайдара, мы поймем, почему его герои высшим проявлением счастья считают счастье семейное («Голубая чашка»), почему они так стремятся к воссоединению семьи («Р.В.С.», «Чук и Гек»), почему память об отце придает им силы, делает их смелыми («Четвертый блиндаж») и т.д. Но если А.Гайдар воспринимается как типичный детский писатель, то А.П.Чехов от детской литературы далек. Он не признавал ее и почти не писал для детей. Но в конце XIX в. он не мог не отклик­нуться на бедственное положение детей, ставших при установив­шихся тогда капиталистических отношениях «маленькими каторж­никами». Он пишет два произведения — «Ванька» и «Спать хочет­ся» — о существах «страждущих», «угнетенных», «подневольных». Брат писателя, Александр Чехов, объяснял появление таких ге­роев тем, что сам автор не знал радостей детства.

    Фактом биографии писателя является его приход в детскую литературу. Он у каждого свой. И Д. Мамин-Сибиряк, и создатель Винни-Пуха А. А. Милн пришли в детскую литературу тогда, ког­да росли их собственные дети, когда произведение, написанное для ребенка, первоначально осознавалось как средство общения с ним. Известно, что К.Чуковский в 1916 г. сочинял свою первую сказку «Крокодил», чтобы успокоить больного сына, отвлечь его от мыслей о болезни, преодолеть дорогу из Петербурга в Куоккалу. Но впоследствии и сам автор, и его читатели поняли, что «Крокодил» — начало нового этапа творческой биографии Чуковско­го — этапа создания сказок для детей, пристального внимания к детской литературе, детской речи, книгоизданию для детей и т.д.

    Такой путь в детскую литературу свойственен не только писа­телям прошедших времен. Наши современники — поэты Т. Бокова, М.Дружинина, В.Лунин пришли к творчеству для детей той же дорогой. Начав писать для сына, И.Токмакова впоследствии стала писать вместе с ним (И.Токмакова, В.Токмаков «Вместе почитаем. Вместе поиграем...»).

    Путь писателя в детскую литературу порой причудлив и не­ожидан. Серьезный человек, преподаватель математики А. Волков готовился к написанию диссертации и должен был сдавать канди­датский экзамен по английскому языку. Для перевода он выбрал книгу американского писателя Ф. Баума о далекой и загадочной стране Оз. Что получилось из этого перевода, знают все.

    Биография писателя очень тесно связана с творческой историей создания произведений. Она является той основой, тем материа­лом, который затем преображается в произведении. Мать В.Луни­на была пианисткой, преподавателем музыки. Однажды ее учени­ца, то ли забыв, то ли не зная о сыне своего учителя, подарила ей куклу. О том, что было дальше, можно прочесть у самого В.Луни­на («Кукла»).

    Зачем нужна биография? Почему так скрупулезно собирается, обрабатывается и хранится биографический материал? Знание био­графии нужно для того, чтобы глубже понять произведение, на­строиться на его восприятие, по-новому увидеть некоторые дета­ли текста.

    Два рыцаря, «в поиске справедливости открывшие на матери­ке Большого Зуба великое государство Швамбранское», — это сам автор повести «Кондуит и Швамбрания» Лев Кассиль (Лель­ка) и его родной брат Оська. Усвоив это, мы понимаем, откуда такое тонкое знание детской жизни, детских фантазий, речи, вза­имоотношений, мы понимаем теплоту тона, веселое озорство по­вествования.

    Странными на первый взгляд кажутся сказки С. Писахова: «Белы медвежата семечками и папиросами промышляют. Птички всяки чирикают: полярны совы, чайки, гаги, гагары, лебеди, северны орлы, пингвины». Кажется, что автор, спеша, окончания недо­писывал, слова укорачивал. А дело все в том, что С. Писахов родился и детство свое провел на Севере, в Архангельске. «С детства я был среди богатого северного словотворчества, — пишет об осо­бенностях своего стиля сам автор. — В работе над сказками память восстанавливает отдельные фразы, поговорки, слова», особенно­сти северного говора, и навсегда остаются они в сказках. Для чи­тателей этот эпизод биографии С. Писахова очень важен: он не только помогает понять язык сказок, но и учит вслушиваться в слово, внимать его звучанию, обыгрывать его, как это делал ав­тор: «Вот я о словах писаных рассуждаю. Напишут их, они и сидят на бумаге, будто неживы. Кто как прочитает. Один промычит, дру­гой проорет, а как написано, громко али шепотом, и не знают» (сказка «Письмо мордобитно»).

    Сообщение биографии автора детям играет воспитательную роль: это пример творческого служения искусству, пример жизне­стойкости, профессионального знания того предмета, о котором идет речь в книге. Герои произведений Б. Житкова знают все по­тому, что все знал сам автор. «Он учил меня всему: гальванопла­стике, французскому языку (который знал превосходно), завязы­ванию морских узлов, распознаванию насекомых и птиц, пред­сказанию погоды, плаванию, ловле тарантулов...» — пишет К.Чу­ковский, соученик Б.Житкова по гимназии, товарищ его детства.

    Процесс творчества, о котором говорят и сами писатели, и их биографы, тоже может быть интересен детям. У И.Токмаковой есть произведение, названное «Сазанчик». Как создавалось оно? Откуда появилось такое название? «А придумалось оно очень стран­но: моя приятельница из "Пионерской правды" прочла мне ка­кое-то детское письмо, а в нем мелькнуло слово "сазанчик". Ни­какого сюжета там не было, но слово мне почему-то запало в голову, никак это объяснить нельзя», — рассказывает о появле­нии произведения автор — И. Токмакова2.

    Кому нужна биография писателя? И ребенку, и взрослому. Млад­шего настраивает на восприятие текста, старшему дает возмож­ность глубже понять его, правильно прочесть малышу, придать нужную эмоциональную окраску.

    Следует ли вводить понятие «биография» в речь дошкольников? Биография (греч. biographia) — жизнеописание, история жизни, жизнь3. Это понятие можно ввести в речь детей старшего до­школьного возраста, объяснив его смысл. В остальных случаях надо пользоваться словами-синонимами.

    Когда надо знакомить с биографией автора? С полной биогра­фией автора детей дошкольного возраста знакомить не следует. С эпизодами из биографии можно знакомить ребенка, начиная с 4 лет. В семье это можно делать на четвертом году жизни малыша в зависимости от степени его развития и педагогического дара взрослого, умеющего выбрать нужные эпизоды биографии и до­ступно преподнести их ребенку, используя при этом наглядность.

    Место и время ознакомления с биографией: биография может быть рассказана как на занятии, специально ей посвященном (в I течение 15 — 20 минут), так и перед чтением произведения (в те­чение 5 — 7 минут).

    Виды и формы работы: биография автора сообщается на этапе подготовки к восприятию произведения. Для того чтобы настро­ить ребенка на длительное и внимательное слушание текста, что­бы разбудить его эмоции, интерес к произведению, рассказываем короткий, но яркий эпизод из биографии писателя. Он может быть связан с историей создания, содержанием произведения, а мо­жет быть просто воспоминанием о детстве, о формировании лич­ности писателя. Все это перекликается с изображенным в произ­ведении.

    Рассказ должен быть ярким, доступным, но не упрощенным, выразительным, но без излишней театральности.

    Даты жизни писателя, создания произведения никогда не со­общаются, но ощущение времени дать надо, сказав, что «это было давно», или сообщив о том, что автор жив и продолжает писать для детей. Псевдоним писателя или поэта сообщается старшим детям. При этом необходимо заметить, что псевдоним — это вы­мышленное имя. Взрослому нужно знать, что причины избрания вымышленного имени у каждого автора свои: игровое поведение у Хармса, наличие в литературе однофамильца у В.Лунина и т.д. Объяснять их детям лучше тогда, когда взрослый знает историю избрания псевдонима и может интересно и доступно изложить ее детям. Если же взрослому известно несколько версий псевдони­ма, как, например, у А. Гайдара, то избирается та версия, кото­рая запомнится детям. Научный подход, т. е. изложение различных точек зрения на проблему имени, только запутает детей.

    Не следует говорить детям о том, когда и какие книги автора были выпущены, какова очередность их выхода: это та информа­ция, которая не будет воспринята дошкольниками в силу особен­ностей возраста.

    Надо ли сообщать дошкольникам о проблемных сведениях в био­графии автора? Например, о том, что мать Аленушки умерла при родах и Д.Н.Мамину-Сибиряку пришлось стать для девочки и отцом, и матерью; или о том, что родители А. Гайдара разошлись, Когда мальчику было чуть больше десяти лет, и т.д.?

    Сообщение таких сведений должно быть чем-то оправданно. Если взрослый планирует говорить с ребенком о художественных особенностях «Аленушкиных сказок», об их лиричности и тепло­те, то можно сказать о случившемся в семье писателя, о необык­новенной любви его к дочери, о том, что «сказки писала сама Любовь». Но при этом взрослый должен иметь такт в сообщении таких сведений и обостренное чувство меры. Сообщать проблем­ные сведения только ради самих сведений не стоит.

    Рассказ о зарубежном авторе Э.Иванова советует предварить сообщением о его стране.

    Полезно познакомить детей с портретом писателя. В дошколь­ном учреждении портрет надо помещать в книжный уголок, где дети несколько дней могут разглядывать его, запоминая черты лица автора. Воспитатель, улучив момент, повторяет сам или про­сит детей повторить его имя и фамилию. Но делать это надо нена­зойливо, чтобы не достичь обратного эффекта.

    Рассматривая портрет или фотографии автора в разные момен­ты его жизни, можно обратить внимание детей на то, похож ли автор на своих героев. Можно поразмышлять с детьми о чертах ха­рактера человека, пишущего для них свои произведения, об отно­шении его к чему-либо (фото М. Пришвина с ружьем и его вос­приятие природы). Пусть эти рассуждения будут далеки от идеала, пусть у детей не хватит слов для определения чего-либо, не важно. Важно создать прецедент: в лицо творца надо вглядеться, чтобы лучше понять и его самого, и то, что создано им. «Это... расширя­ет непосредственно-личностное ощущение художественного ма­териала, приближает нас к его создателям и, значит, парадок­сальным образом что-то важное объясняет нам в самих книжках, создававшихся вот такими (а не неизвестно какими) людьми».

    В дошкольном учреждении можно собрать видео- и фонотеку, записав голоса писателей, читающих свои произведения, высту­пающих перед детьми, ведущих детские передачи по радио и те­левидению. Это оживит биографический рассказ, сделает его бо­лее выразительным.

    Рассказывая об авторе, можно использовать автобиографиче­ские произведения («Детство» Л.Толстого, «Детство» М.Горького и др.) или воспоминания тех, кто его хорошо знал (воспомина­ния К.Чуковского о Б.Житкове, воспоминания дочери К.Чуков­ского Лидии Корнеевны об отце), что обязательно приблизит слу­шающих к писателю, сделает тон рассказа мягким, лиричным, проникновенным. Но во всем этом, как всегда, надо знать меру: не утомлять детей, не переигрывать в сообщении, не допускать излишнего драматизма или слащавости.

    Если в населенном пункте есть мемориальный музей писателя (не обязательно детского), можно повести туда детей шестого-седьмого года жизни, заранее договорившись об экскурсии и о том, что­бы ее содержание соответствовало возрасту экскурсантов.

    Рассказывая о писателе, надо рисовать его словесный портрет (как выглядел, во что любил одеваться, какая обстановка окру­жала его), говорить о его пристрастиях, любимых занятиях, окру­жении. Вчитайтесь в словесный портрет Д.Хармса, данный его современниками, и вы увидите, что тот игровой мир, который существует в его стихах, тот парадокс, который является формой вымысла его поэзии, был свойственен Д. Хармсу в жизни. Даниил Иванович Ювачев (1905—1941) менял псевдонимы, играя звука­ми (Хармс, Чармс, Шардам, Карл Иванович Шустерлинг, Иван Топорышкин), менял таблички с фамилиями на дверях своей квартиры и создавал иллюзию ежедневной смены жильцов. А за­тем все это становилось конкретным миром его стихов:

    Иван Топорышкин пошел на охоту,

    С ним пудель пошел, перепрыгнув забор...

    Любовь к театру вела Хармса к театрализации своего существо­вания, которая проявлялась во всем: «...Хармс, благодаря какому-то сгустку материи на голове, напоминающему тюрбан, был по­хож на индийского факира», — вспоминал литературовед Д. Мак­симов. Оригинальными были его выступления перед детьми: «...шкаф выдвигался на сцену; на нем стоял Хармс в золотистой шапочке с кисточками...». «Зычный, отрывистый голос Хармса, читавшего свои "заумные" или детские стихи с мрачным, сосре­доточенно-серьезным выражением лица, всей тяжестью обруши­вался на взрослых слушателей, а детскую аудиторию... доводил до безграничного восторга».

    Сообщать об авторе все сразу нецелесообразно. Имеющийся материал можно разделить по годам жизни и пребывания ребенка в детском саду. Если книга читается по методу «чтение с продол­жением», можно рассказывать фрагменты биографии перед каж­дым новым этапом чтения. Последующее обращение к биографии нужно начинать с воспоминаний о том, что уже известно детям. Воспитатель или родители сами напоминают то, о чем говорилось ранее, или задают краткие точные вопросы детям, чтобы в их памяти восстановить известные им эпизоды биографии автора.

    Выводы

    Биография писателя, эпизоды из которой можно сообщать дошкольникам, способствует развитию интереса к литературе, по­могает понять произведение, готовит дошкольников к восприятию своеобразия творческой личности, творческого почерка писателя.


    написать администратору сайта