Главная страница
Навигация по странице:

  • В чем еще, помимо сказанного, проявляется их общность

  • Но всегда ли имеет место подобная гармония Всегда ли мораль согласуется с правом

  • эссе. Правоведение_эссе_Щетинин. Соотношение права и морали единство, различия и противоречия


    Скачать 36.78 Kb.
    НазваниеСоотношение права и морали единство, различия и противоречия
    Дата28.12.2022
    Размер36.78 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПравоведение_эссе_Щетинин.docx
    ТипДокументы
    #867781

    Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

    Эссе
    Дисциплина: Правоведение

    Тема: Соотношение права и морали: единство, различия и противоречия
    Выполнил:

    Щетинин Павел Александрович

    Омск 2022

    Выбор мной данной темы продиктован следующими соображениями: желанием разобраться и понимать суть проблемы; изучить мнения разных авторов и постараться высказать свои мысли, а также значимостью моральных и правовых норм для каждого человека и общества в целом. А фраза: «Соотношение права и морали: единство, различия и противоречия», является для меня ключом к написанию - соотношение права и морали целесообразно рассматривать с точки зрения единства и различия, взаимодействия и противоречия.

    «Особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на их развитие и совершенствование и тем самым на преобразование сознания личности»

    (Е.А. Лукашева, доктор юридических наук, профессор)

    С этим высказыванием невозможно не согласиться. Ведь мораль сформировалась вследствие развития самого общества и подразумевает форму общественного сознания, состоящую из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Мораль ассоциируется прежде всего с внутренним миром человека: с долгом, совестью, чувством собственного достоинства, свободой выбора и т.д. Такое понимание морали справедливо. Но недостаточно сводить мораль к внутреннему миру человека. Способности, таланты и совершенства человека приобретают моральный смысл, становясь условием и частью взаимодействия людей. Представим «детей – Маугли», свойственно ли им понятие морали вне общества? Конечно, же нет! Внутренний мир человека значим для морали не сам по себе, а постольку, поскольку он отражает и предопределяет межчеловеческие отношения. Мораль, это формула отношений: Я – Ты, Ты – Я, Я – Они, Они – Я. Моральные ценности, которые «сидят» внутри каждого человека, как бы определяют его поступки, толкают к тому или иному социально значимому поведению. А эффективность любого правового регулирования во многом определяется тем, в какой степени соответствующие нормы стали частицей внутреннего мира человека. Право – универсальный регулятор общественных отношений, в этом его основная сущность и главное предназначение. Кодексы, законы и другие источники права, во главе с Конституцией РФ, обеспечивают правовое регулирование. Соответственно, и право имеет силу тогда, когда его нормы реализуются сознательно, без внешнего воздействия, то есть чтобы быть эффективными, правовые нормы должны соответствовать требованиям морали или, по крайней мере, не противоречить им. Подводя черту, хотелось бы еще раз отметить: одна из главных общих черт право и морали – социальность норм, которые в своей совокупности составляют целостную систему нормативного регулирования поведения людей. Это и общее и взаимодействие.


    В чем еще, помимо сказанного, проявляется их общность?

    Право и мораль - мера свободы. Этику интересует не сам смысл свободы, а способ, которым личность будет в состоянии использовать ее для моральных целей. За моралью не стоит такая сила, которая заставила бы личность подчиняться, руководствуясь соображениями страха, услужливости или личной выгоды. Наряду с категорией «права» употребляется термин «свободы»: свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т. д. Свободы и права в Конституции взаимосвязаны: не может быть свобод, если нет прав (ст. 2 гл. 1 «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина»). Чтобы реализовать правовую свободу, необходимо иметь моральную свободу. Моральный беспредел неизбежно ведет к правовому произволу, это - вторая общность и взаимодействие.

    Право и мораль роднит категория справедливости

    Согласимся с этим утверждением. Справедливость – этическая и правовая категория. В этике справедливость - критерий для соизмерения действий людей, в соответствии с которым предъявляются определенные требования к личности и обществу, определяется допустимость тех или иных оценок за поступки. Справедливость - синоним правосудия. Правосудие с древних времен изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом: судящий должен быть беспристрастен, что прежде, чем решить, он обязан точно взвесить все «за» и «против», а решив, непреклонно проводить справедливое решение в жизнь. Идея (требование) справедливости - основа законодательства современного демократического общества, так: ст. 10 Всеобщей декларации прав человека; ст. 6. Принцип справедливости Уголовного кодекса РФ. Создать идеальную правовую систему нереально, но обеспечить построение права на основе устранения им наибольшего числа несправедливостей просто необходимо. Итак, реализация идеала справедливости невозможна без правового регулирования, это - третья общность.

    В праве получают закрепление многие ценности морали

    Эта фраза заставляет задуматься. Право не может и в принципе не должно противоречить требованиям морали. По отношению к праву моральные ценности выступают как бы критерием оценки людьми эффективности механизмов правового регулирования общественных отношений. Идеи свободы, равенства и др., по природе присущие человеку, становятся и правовыми ценностями. В самом законодательстве мы встречаем юридические термины, имеющие моральный смысл. Соответственно, возрастает и нравственная ценность самих юридических норм. Примеры: в УК РФ содержится ряд статей, отражающих моральные нормы: ст. 128.1. Клевета, ст. 213. Хулиганство, др.; тесную связь со сложившимися нормами морали имеют нормы семейного права - Семейный кодекс РФ (гл. 2. Осуществление и защита семейных прав, гл. 11. Права несовершеннолетних детей, гл. 12. Права и обязанности родителей, др.). Закрепляя требования морали, право активно содействует воплощению их в реальные жизненные отношения, это – четвёртая общность.


    Но всегда ли имеет место подобная гармония?


    Всегда ли мораль согласуется с правом?

    Отвечая на эти вопросы без комментариев, следует сразу сказать, что далеко не всегда. А теперь об основных различиях более подробно.

    Право и мораль различаются по способам их установления, формирования, содержанию

    Аргументируем эти различия. Правовые нормы создаются (санкционируются) государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями), им же отменяются, дополняются, изменяются. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает государственным регулятором. А для того, чтобы норма морали получила право на существование, не нужно согласия властей, достаточно, чтобы она была признана, «санкционирована» самими участниками социального общения – классами, группами, коллективами, теми людьми, кто намерен ею руководствоваться. В отличие от права мораль носит неофициальный (негосударственный) характер и формируется в процессе развития общества. Праву свойственна конкретность содержания, формулировок; в нормах морали – меньшая конкретность содержания, возможность трактовать по-разному.

    Право - выражение воли государства,

    мораль -отражение общественного мнения

    Это действительно так: правовые нормы формально выражены (законы, подзаконные акты, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления), нормы морали - нет. Нормы морали – это неписаные законы общества, нет документов. Этика не говорит о том, какие решения следует принимать и как действовать при том или ином стечении обстоятельств. Практическое применение норм морали, решения и действия в конкретных ситуациях всегда лежит на самом человеке. Например, нет нормативного акта, уступать в транспорте место пожилым людям. Право поддерживается силой государственного принуждения, а внутренний гарант морали - совесть.

    Право не должно переходить свои границы и вторгаться в сферу «свободных и добровольных душевных движений»

    (И.А. Ильин, русский философ, правовед, писатель)

    Я разделяю подобную точку зрения. Действительно моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд, управление, правосудие), оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, мода, и т.д. Мораль в отличие от права проникает во все «поры и ячейки» общества, ее оценкам поддаются в принципе все виды и формы взаимоотношений между людьми. Она «универсальна и вездесуща», не знает исключений и поблажек. Однако следует помнить, что сферы действия права и морали не совпадают лишь частично. В главном же своем объеме они перекрывают друг друга. Соотношение здесь такое: все, что регулируется правом, регулируется и моралью, но не все, что регулируется моралью, регламентируется правом.

    Право и мораль: характер и порядок

    ответственности за их нарушение

    Попробуем в этом разобраться. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность, причем порядок ее возложения строго регламентирован законом – он носит процессуальный характер. Человек наказывается от имени государства, поэтому к юридической ответственности нельзя привлечь в произвольной форме. За нарушение норм морали наказание выражается в том, что «нарушитель» подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (исключение из организации, отказ от помощи и т.п.). Это – ответственность не перед государством, а перед обществом, коллективом, семьей, окружающими людьми. Мораль не располагает тем набором средств принуждения, который имеется у права – заранее продуманная и широко известная система санкций.

    Итак, есть как общие черты, так и различия правовых и моральных норм, однако, их не следует абсолютизировать!

    Так как, есть их взаимодействие, и есть противоречие.

    Кратко поясню. Нормы морали и нормы права органически взаимообуславливают, дополняют, взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Нельзя нарушить государственный закон, не нарушая морали. Поэтому при разрешении любого дела на судейском столе помимо правового незримо «лежит» и нравственный кодекс. И они не только не исключают, а предполагают и дополняют друг друга. В принципе правовой кодекс должен основываться на моральном. Обязанность соблюдать правовые нормы – моральный долг всех сознательных граждан.

    «Нечто, позволительное с точки зрения права, может быть чем-то таким, что моралью осуждается» (Гегель, немецкий философ)

    Нельзя не согласиться с данным высказыванием. Право и мораль не антиподы, а «соперники», они по-разному оценивают одни и те же факты, между ними тонкие грани и взаимные переходы. Например, ст. 229 ГК РФ (ч. 2) гласит: «Нашедший вещь вправе потребовать … вознаграждение за находку в размере до двадцати процентов стоимости вещи». Однако многие граждане не претендуют на эти законные проценты, это чисто человеческие, моральные нормы. Нередко создаются ситуации, когда закон нечто разрешает, а мораль запрещает, и наоборот, закон запрещает, а мораль разрешает. И это - противоречие. Право и мораль зачастую не находят «общего языка», плохо согласуются, противоборствуют. Ещё древние римляне говорили: бессмысленны законы в безнравственной стране. Возникла проблема более тесного их взаимодействия и взаимопомощи, устранения нежелательных коллизий и противоречий. Подобные примеры не могут поколебать общего принципа о том, что в основе права лежит мораль. И при столкновении права и морали предпочтение должно отдаваться все же моральным требованиям как более прогрессивным.

    Подведем общий итог рассуждению. На основании всего изученного и вышеизложенного приходишь к выводу: поразительный простор для мысли открывает тема: «Соотношение права и морали: единство, различия и противоречия». Мне бы хотелось отметить, что описанное мною – это лишь малая часть того, что можно было ещё написать. А какую пользу можно получить, погрузившись в обозначенную проблему? Знание соотношения права и морали поистине заслуживают внимательнейшего отношения исходя из значимости данных норм для каждого человека и общества в целом.


    написать администратору сайта