Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Научная статья

  • Советом по учебнометодическим вопросам и качеству образования Уральского государственного экономического университета в качестве учебного пособия Екатеринбург 2018


    Скачать 465.23 Kb.
    НазваниеСоветом по учебнометодическим вопросам и качеству образования Уральского государственного экономического университета в качестве учебного пособия Екатеринбург 2018
    Дата04.09.2021
    Размер465.23 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла66743_63486_Uchebnoe_posobie_-_Minina_T.B._Vozmilov_I.D..pdf
    ТипДокументы
    #229454
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6
    ТЕМА 3. Методика выполнения различных видов
    научных работ студента
    Учебные вопросы
    1. Эссе.
    2. Реферат.
    3. Научная статья.
    4. Курсовая работа.
    5. Выпускная квалификационная работа (ВКР).
    1. Эссе
    Слово «эссе» имеет французское происхождение и ис- торически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание).
    Французское essai можно буквально перевести как: опыт, проба, попытка, набросок, очерк.
    Эссе — это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатле- ния и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведо- мо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
    В «Толковом словаре иноязычных слов» Л. П. Крысина эссе определяется как «очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме».
    «Большой энциклопедический словарь» дает такое определе- ние: «Эссе — это жанр философской, литературно-критической, ис-

    40 торико-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужден- ным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».
    «Краткая литературная энциклопедия» уточняет: «Эссе — это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной компо- зиции, трактующее частную тему и представляющее попытку пе- редать индивидуальные впечатления и соображения, так или ина- че с нею связанные».
    Признаки эссе:
    ƒ
    наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, по- священное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе;
    ƒ
    эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета;
    ƒ
    как правило, эссе предполагает новую, субъективно окрашен- ную мысль о чем-либо, такое произведение может иметь философ- ский, историко-биографический, публицистический, литературно- критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер;
    ƒ
    в содержании эссе оценивается в первую очередь личность автора — его мировоззрение, мысли и чувства.
    Данный жанр стал популярным в последние годы. Создателем жанра эссе считается М. Монтень («Опыты», 1580 г.). Сегодня эссе предлагается в качестве задания достаточно часто. Оно является одним из основных компонентов пакета документов (при поступ- лении в учебное заведение или трудоустройстве). Конкурс эссе помогает из многообразия лучших выбрать самых лучших.
    То, как кандидат сумел себя подать, как описал свои дости- жения и промахи, позволяет работодателю определить, достаточ- но ли хорош этот человек для бизнеса, достаточен ли его опыт ра- боты для того, чтобы оправдать надежды в будущем и принести пользу компании (организации, предприятию).
    Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоя- тельное творческое мышление и письменное изложение собствен- ных мыслей.

    41
    Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволя- ет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт со- ответствующими примерами, аргументировать свои выводы.
    Наиболее актуальной для эссе в рамках курса «Научно- исследовательская деятельность студента» является тема: «Я и моя будущая профессия». Анализ содержания эссе позволяет препода- вателю оценить особенности мышления студента, его творческие способности, энтузиазм и потенциал. Лучший способ достичь та- кого результата — писать прямо и откровенно, оставаясь честным перед самим собой. Если вы не честны, есть все шансы, что ваше сочинение сочтут неестественным.
    Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требо- ваниями:
    ƒ
    мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т);
    ƒ
    мысль должна быть подкреплена доказательствами — по- этому за тезисом следуют аргументы (А).
    Аргументы — это факты, явления общественной жизни, собы- тия, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказатель- ства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумен- та в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.
    Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (коли- чество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):
    ƒ
    вступление;
    ƒ
    тезис, аргументы;
    ƒ
    тезис, аргументы;
    ƒ
    тезис, аргументы;
    ƒ
    заключение.
    При написании эссе важно также учитывать следующие мо- менты:
    ƒ
    вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении — резю- мируется мнение автора);

    42
    ƒ
    необходимо выделение абзацев, красных строк, установле- ние логической связи абзацев: так достигается целостность рабо- ты;
    ƒ
    стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрес- сивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по инто- нации предложения, умелое использование «самого современно- го» знака препинания — тире. Впрочем, стиль отражает особенно- сти личности, об этом тоже полезно помнить.
    С точки зрения содержания эссе бывают: философскими, ли- тературно-критическими, историческими, художественными, ху- дожественно-публицистическими, духовно-религиозными и др.
    По литературной форме эссе предстают в виде: рецензии, ли- рической миниатюры, заметки, странички из дневника, письма и др.
    Различают также эссе: описательные, повествовательные, ре- флексивные, критические, аналитические и др.
    В данном случае в основу положены композиционные осо- бенности произведения, выполненного в жанре эссе.
    Наконец, предложена классификация эссе на две большие группы:
    ƒ
    личностное, субъективное эссе, где основным элементом яв- ляется раскрытие той или иной стороны авторской личности;
    ƒ
    эссе объективное, где личностное начало подчинено пред- мету описания или какой-то идее.
    Требования к эссе
    1. Небольшой объем. Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Объем эссе — от трех до семи страниц компьютерного текста. Например, в Гарвардской школе бизнеса часто пишутся эс- се всего на двух страницах. В российских университетах допуска- ется эссе до десяти страниц.
    2. Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка.
    Тема эссе всегда конкретна. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос.
    3. Свободная композиция. Исследователи отмечают, что эссе не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится во-

    43 преки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом «все наоборот».
    4. Непринужденность повествования. Автору эссе важно уста- новить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, избегать намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпываю- щий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.
    Особенности эссе
    1. Склонность к парадоксам.
    2. Эссе призвано удивить читателя (слушателя) — это, по мне- нию многих исследователей, его обязательное качество. Отправ- ной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко явля- ется афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспор- ные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характери- стики, тезисы.
    3. Внутреннее смысловое единство.
    4. Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т. е. согласован- ностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.
    5. Ориентация на разговорную речь.
    6. В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомыс- ленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно.
    Итак, при написании эссе важно определить (уяснить) его те- му, определить желаемый объем и цели каждого параграфа.
    Правила написания эссе:
    ƒ
    из формальных правил написания эссе можно назвать толь- ко одно — наличие заголовка;
    ƒ
    внутренняя структура эссе может быть произвольной. По- скольку это малая форма письменной работы, то не требуется обя-

    44 зательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок;
    ƒ
    аргументация может предшествовать формулировке про- блемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончатель- ным выводом;
    ƒ
    эссе отличается от реферата, который адресован любому чи- тателю, поэтому начинается с «Я хочу рассказать о ...», а заканчи- вается «Я пришел к следующим выводам…». Эссе — это реплика, адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть че- ловеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору эссе сосредоточиться на раскрытии но- вого и не загромождать изложение излишними деталями.
    Эссе предназначены для того, чтобы проверить умение автора излагать мысли на бумаге. Эссе не должно характеризовать его ав- тора как будущего писателя или филолога. Важно помнить, что вы — будущий менеджер. Для успеха в этой профессии важно уме- ние презентовать свои идеи, а способность выразить их на бумаге есть у тех, кто легко общается с другими людьми.
    Советы по написанию эссе
    1. Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача — сразу захватить внимание читателя (слушателя). Здесь часто применяет- ся сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или собы- тие связывается с основной темой эссе.
    2. Преподаватель должен разглядеть в эссе образ человека, ко- торый его писал. Здесь важно следующее — быть честными, ис- кренними, неповторимыми, т. е. быть самими собой. Единственный способ сделать так, чтобы преподаватель увидел образ конкретно- го человека, — внести в эссе элемент личного, неповторимого, уни- кального.
    3. Эссе должно быть как можно более персонализированным.
    Скучно читать эссе, которые изобилуют общими фразами — это пустая трата времени.
    Все, что написано в эссе, необходимо подтверждать примера- ми. Детали сделают эссе интересным, уникальным, специфичным.
    Отличительные черты / Неповторимость / Что-то интересное, смешное.
    4. Будет лучше, если в эссе автор отразит истинное положение вещей. В то же время не следует акцентировать внимание на своих

    45 недостатках. Надо быть честным, но позитивным. Отзывайтесь о себе и своих качествах только положительно. Так называемые
    «слабые стороны» следует презентовать следующим образом:
    «раньше это было моим недостатком, теперь же превратилось в положительное качество».
    5. Убедитесь в том, что ваше эссе легко читать. Уделите ему еще немного времени: проверьте, последовательны ли ваши мыс- ли, ведут ли они к логическому завершению темы.
    Юмор — великий инструмент, но пользуйтесь им разумно.
    Саркастический или дерзкий тон часто раздражает. Настоящий юмор — искусство, он является признаком хорошего вкуса.
    2. Реферат
    1. Открывается работа титульным листом, где указы- вается полное название образовательного учреждения, предмет, тема реферата, фамилии автора и руководителя, место и год напи- сания.
    2. Общий объем реферата не должен превышать 15−20 стра- ниц для печатного варианта.
    Структура и содержание реферата
    Реферат должен иметь следующие структурные элементы:
    ƒ
    титульный лист;
    ƒ
    оглавление;
    ƒ
    введение;
    ƒ
    основная часть;
    ƒ
    заключение;
    ƒ
    библиография;
    ƒ
    приложения (при необходимости).
    Содержание структурных элементов реферата
    Титульный лист является первой страницей реферата и за- полняется по определенным правилам.
    Оглавление помещается на второй странице. В нем приводят- ся названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются.
    Во введении необходимо сформулировать суть исследуемой проблемы, обосновать актуальность темы реферата, дать краткую характеристику первоисточников (исследование, монография,

    46 статья, рецензия, учебник и т. д.), сформулировать цели и задачи данной работы.
    В основной части раскрываются основные положения вы- бранной темы в соответствии с изученной литературой. Если в ре- ферате поднимается несколько проблем, можно расположить ма- териал основной части в нескольких главах, присвоив им подходящие названия. Автор реферата должен указать, какие пути решения проблем предлагают авторы первоисточников, отметить имеющиеся точки зрения на рассматриваемые проблемы и выска- зать собственное мнение, выработанное на основе анализа перво- источников. Цитирование и ссылки не должны подменять пози- цию автора реферата.
    В заключении необходимо сделать собственные выводы по проблемам, оценить актуальность поднимаемых в первоисточни- ках проблем, высказать согласие или несогласие с позицией авто- ров первоисточников.
    Библиография содержит список только использованной в ре- ферате литературы.
    В приложениях помещаются табличные материалы, рисунки, графики, нормативно-правовая и другая документация, на основе которой в работе сделан анализ и выводы, и другие материалы.
    Работа должна быть написана ясно и грамотно, не допускает- ся газетный стиль изложения, обращение к позициям авторов должно быть корректным и уважительным. Вместе с тем не нужна излишняя наукообразность. Надо четко разграничивать свои идеи и заимствованные. Заимствованные идеи можно активно исполь- зовать, но с обязательной ссылкой на автора этой идеи или источ- ник информации.
    В реферативной работе четко должны быть определены идеи автора работы, которые он будет защищать.
    Критерии оценки реферата:
    ƒ
    соответствие реферата теме;
    ƒ
    глубина и полнота раскрытия темы;
    ƒ
    адекватность передачи первоисточника;
    ƒ
    логичность, связность;
    ƒ
    доказательность;
    ƒ
    структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение);

    47
    ƒ
    оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.);
    ƒ
    языковая правильность.
    Критерии оценки конкретных структурных частей реферата: введения, основной части, заключения.
    1. Критерии оценки введения:
    ƒ
    наличие обоснования выбора темы, ее актуальности;
    ƒ
    наличие сформулированных целей и задач работы;
    ƒ
    наличие краткой характеристики первоисточников.
    2. Критерии оценки основной части:
    ƒ
    структурирование материала по разделам, параграфам, аб- зацам;
    ƒ
    наличие заголовков к частям текста и их удачность;
    ƒ
    проблемность и разносторонность в изложении материала;
    ƒ
    наличие основных понятий и терминов, их толкование;
    ƒ
    наличие примеров, иллюстрирующих теоретические поло- жения.
    3. Критерии оценки заключения:
    ƒ
    наличие выводов по результатам анализа;
    ƒ
    выражение своего мнения по проблеме.
    Общая оценка за реферат выставляется следующим образом: если студент выполнил от 52 до 70 % указанных выше требований, ему ставится оценка «удовлетворительно», если 71−89 % требова- ний, то «хорошо», если студент выполнил 90−100 % — отметка «от- лично».
    3. Научная статья
    Научная статья — один из основных видов научной работы. Научная статья — письменный и опубликованный отчет, описывающий результаты оригинального исследования и удовле- творяющий определенным критериям. Она содержит изложение промежуточных или конечных результатов научного исследова- ния, освещает конкретный отдельный вопрос по теме исследова- ния. Главная цель научной статьи — сделать работу автора достоя- нием других исследователей и обозначить его приоритет в избранной области исследований.

    48
    Научная статья должна отвечать следующим принципам:
    ƒ
    название статьи отражает основную идею ее содержания;
    ƒ
    статья обязательно должна завершаться четко сформулиро- ванными выводами;
    ƒ
    библиография, графики и другой иллюстративный матери- ал, цитирование и т. п. оформляются по правилам ГОСТ или буду- щего издательства.
    Тема научной статьи — ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном ас- пекте, характерном для данной работы. Работа над формулирова- нием темы научной статьи начинается с формирования в сознании автора четкого представления об уровне разработки предполагае- мой темы в науке. В ходе этого этапа автор знакомится с основной научной литературой, которая касается выбранной темы (моногра- фии, статьи, выступления на научных конференциях). Поиску этой литературы могут помочь систематический и алфавитный сборни- ки, разнообразные библиографические указатели, а также Интер- нет. Литературу целесообразно каталогизировать путем фиксации на отдельных карточках, в тетрадях или в электронной базе данных всех выходных данных о научном труде — фамилия и инициалы ав- тора, название, место (электронный адрес) и год издания, название издательства, количество страниц, краткое содержание или цитаты.
    Усиливает достоверность полученных результатов комбинирован- ное использование источников разных типов, но очень важно, что- бы эти источники точно отвечали поставленным заданиям и соот- ветствовали теме научной статьи. Фактический материал удобнее всего систематизировать в электронных файлах с обязательным указанием источника (название произведения, журнала, газеты, словаря и страницы и т. п.). Результаты проведенных экспериментов могут быть представлены в виде графика, таблицы или формул.
    Основные критерии выбора темы: желательно, чтобы тема представляла интерес для студента не только на данный момент, но и на перспективу; выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и студента и преподавателя (научного руководителя). В ка- кой-то мере это может напомнить традиционные отношения «ма- стер — ученик». По выбранной теме информация должна быть до- ступной.

    49
    Выбрав тему и сформировав замысел научной статьи, следует перейти к формулированию ее названия. Правильно выбрать название статьи — наполовину обеспечить ее прочтение и цитиро- вание в будущем. Поиску удачного названия всегда следует посвя- тить время, хотя речь идет всего лишь об одной фразе. Название должно быть информативным и отражать содержание статьи, а также быть привлекательным, броским. Это особенно важно сей- час — в связи с огромным потоком информации. Из-за неточного названия важная и нужная статья может оказаться незамеченной.
    Название статьи — это комбинация из наименьшего количества слов, которая адекватно описывает ее содержание. Название, или заголовок, — единственная часть статьи, относительно которой можно сказать, что она будет обязательно прочитана. Очевидно, что название будет прочитано наибольшим количеством читате- лей, а точнее сказать, всеми теми, кто будет просматривать содер- жание данного номера журнала, а также теми, кто натолкнутся на статью при поиске информации в Интернете. Возможно, тысячи людей просмотрят название статьи и лишь единицы прочитают всю статью целиком. Функция названия — привлечь как можно больше заинтересованных читателей к прочтению самой статьи.
    Для того чтобы привлечь внимание именно тех, кому статья может быть интересна, название должно как можно более точно и полно соответствовать содержанию статьи. Именно поэтому подбирать слова для названия надо с величайшей тщательностью, особенно обращая внимание на их информационную наполненность, зна- чимость и сочетаемость. Если название не будет передавать со- держание статьи должным образом, то, возможно, статья никогда не будет прочитана теми специалистами, для которых она была предназначена. Название статьи не должно быть слишком длин- ным или слишком коротким и должно содержать не менее трех и не более 15 слов (не считая предлогов). Иногда заголовки статей получаются слишком длинными из-за присутствия в них лишних слов, т. е. слов, которые не несут практически никакой информа- ционной нагрузки. Очень часто такие слова находятся прямо в начале названия.
    Обычно название статьи представляет собой ярлык, а не пол- ное предложение, состоящее из подлежащего, сказуемого и т. д.
    Немногие журналы разрешают использовать в качестве заголовка

    50 статьи полные предложения. Если возникает желание использо- вать в качестве названия полное предложение, то прежде чем по- тратить много времени на его формулировку, следует посмотреть, встречаются ли в выбранном журнале хотя бы единичные статьи с такими названиями. Можно считать правилом, что название ста- тьи не может содержать сокращений, формул, торговых названий, узкоспециальных, жаргонных слов, а также необычных, «само- дельных» терминов. Хотя сама статья начинается с названия, оно, чаще всего, окончательно формулируется уже после того, как ста- тья написана, и не так уж редко редактируется еще раз после за- мечаний рецензентов и редакторов. Однако практика показывает, что прежде чем приступить к написанию статьи, следует приду- мать ей «рабочее» название.
    Таким образом, основные черты хорошего названия научной статьи следующие:
    ƒ
    состоит не менее, чем из трех и не более, чем из 15 слов;
    ƒ
    отражает содержание статьи;
    ƒ
    не содержит лишних слов.
    Рукопись статьи, как правило, должна содержать полное название работы, фамилию и инициалы автора, аннотацию на двух языках (русском, английском), вступление (введение), основ- ную часть (методику исследования, полученные результаты и их объяснение), выводы (заключение) и список литературы (литера- туру). Возможен перечень условных сокращений. Сегодня боль- шинство научных издательств также требует указывать в начале статьи ее ключевые слова на русском и английском языках. Статья имеет простую структуру, ее текст, как правило, не разделяется на разделы и подразделы. Условно в тексте можно выделить следую- щие структурные элементы.
    ƒ
    Аннотация. Она выполняет функцию расширенного назва- ния статьи и повествует о ее содержании. Аннотация показывает, что, по мнению автора, наиболее ценно и применимо в выполнен- ной им работе. Плохо написанная аннотация может испортить впечатление о хорошей статье.
    ƒ
    Ключевые слова можно назвать поисковым образом науч- ной статьи. По значению и смыслу набор ключевых слов близок к аннотации (реферату), плану и конспекту, которые тоже представ- ляют собой документ с меньшей детализацией, но лишенный син-

    51 таксической структуры. Во всех библиографических базах данных возможен поиск статей по ключевым словам. Ключевые слова должны отображать основные положения, достижения, результа- ты, основные точки научного интереса.
    ƒ
    Вступление — постановка научной проблемы, ее актуаль- ность, связь с важнейшими задачами, которые необходимо ре- шить, значение для развития определенной отрасли науки или практической деятельности (один абзац или 5−10 строк). Во вступ- лении должна содержаться информация, которая позволит чита- телю понять и оценить результаты исследования, представленного в статье, без дополнительного обращения к другим литературным источникам. Следует помнить, что статья может быть прочитана специалистами, не работающими в ее узкой тематической обла- сти. Поэтому именно вступление — это подходящее место для определений всех узкоспециальных терминов и аббревиатур, ко- торые будут использоваться далее в тексте статьи. Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т. е. процесс развития научного познания. Вслед- ствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке ис- следования становится этап обоснования актуальности темы.
    Обосновать актуальность — значит объяснить необходимость изу- чения данной темы в контексте общего процесса научного позна- ния. Определение актуальности исследования — обязательное тре- бование научной работы.
    ƒ
    Основные (последние по времени) исследования и публика- ции, на которые опирается автор; современные взгляды на про- блему; трудности при разработке данного вопроса, выделение не- решенных вопросов в пределах общей проблемы, которым посвящена статья (0,5−2 страницы компьютерного текста через
    1,5 интервала).
    ƒ
    Формулировка цели статьи (постановка задачи) — здесь вы- ражается главная идея публикации, которая существенно отлича- ется от современных представлений о проблеме, дополняет или углубляет уже известные подходы; обращается внимание на вве- дение в научное обращение новых фактов, выводов, рекоменда- ций, закономерностей или уточнение известных ранее, но недо- статочно изученных. Цель статьи вытекает из постановки научной проблемы и обзора основных публикаций по теме (один абзац или

    52 5−10 строк). Чтобы успешно и с минимальными затратами време- ни справиться с формулировкой цели, нужно ответить на вопрос:
    «Что ты хочешь создать в итоге организуемого исследования?» Как правило, формулирование цели начинается с глаголов: выяснить, выявить, сформировать, обосновать, проверить, определить, со- здать, построить.
    ƒ
    Изложение содержания собственного исследования — ос- новная часть статьи. В ней освещают основные положения и ре- зультаты научного исследования, личные идеи, мысли, получен- ные научные факты, обнаруженные закономерности, связи, тенденции. В этой части представляется авторская методика и ре- зультаты анализа фактического материала, личный вклад автора в достижение и реализацию основных выводов и т. п. (5−6 страниц).
    Главным в изложении содержания являются точность и краткость.
    Важны стройность изложения и отсутствие логических разрывов.
    Красной линией статьи должен стать общий ход мыслей автора.
    Текст полезно разбить на отдельные рубрики. Это облегчит чита- телю нахождение требуемого материала. Однако рубрики не должны быть излишне мелкими. Автор должен стремиться быть однозначно понятым. Для этого ему необходимо следовать опре- деленным правилам: употреблять только самые ясные и недву- смысленные термины; не употреблять слова, имеющие несколько значений; не применять одного слова в двух значениях и разных слов в одном значении. Не следует злоупотреблять иноязычными терминами. Как правило, они не являются синонимами родных слов, между ними обычно имеются смысловые оттенки. Придумы- вать новые термины следует лишь в тех случаях, когда речь идет о новых, ранее неизвестных явлениях. Научная статья должна быть написана живым, образным языком, что всегда отличает научные работы. Необходимо избегать лишних слов, таких как: «в целях» вместо «для» и т. д. Следует также устранять всякие «загадочные» термины и избегать ненужной возвратной формы глаголов. Ее нужно применять, только когда речь идет о самопроизвольно про- текающих процессах.
    Внимание опытного читателя отвлекают всякие «неправиль- ности». В ходе изложения содержания научной статьи можно ис- пользовать один из следующих способов: последовательный;

    53 целостный (со следующей обработкой каждой части, раздела); выборочный (части, разделы пишутся отдельно в любой по- следовательности).
    В зависимости от способа изложения разным будет темп и конечный итог. Последовательное изложение материала логично предопределяет схему подготовки публикации: формулировка замысла и составление предварительного плана; отбор и подготовка материалов; группирование материалов; редактирование рукописи.
    Преимущество этого способа заключается в том, что изложе- ние информации осуществляется в логической последовательно- сти, которая исключает повторы и пропуски. Его недостатком яв- ляется нерациональное использование времени. Пока автор не закончил полностью «дежурный» раздел, он не может перейти к следующему, а в это время материал, который почти не нуждается в чистовой проработке, ожидает свою очередь и лежит без движе- ния.
    Целостный способ — это написание всего труда в черновом варианте, а затем обработка его в частях и деталях, внесение до- полнений и исправлений. Его преимущество заключается в том, что почти вдвое экономится время при подготовке чистового ва- рианта рукописи. Вместе с тем есть опасность нарушения после- довательности изложения материала.
    Выборочное изложение материала достаточно часто исполь- зуется исследователями. По мере готовности материала, над ним работают в любой удобной последовательности. Необходимо каж- дый раздел доводить до конечного результата, чтобы при подго- товке всего труда их части были почти готовы к публикации. Каж- дый исследователь выбирает для себя самый пригодный способ для превращения чернового варианта рукописи в промежуточный или чистовой (окончательный).
    Как правило, к основной части статьи предъявляются следу- ющие требования: следует избегать стиля научного отчета или научно- популярной статьи; нецелесообразно ставить риторические вопросы;

    54 должны преобладать повествовательные предложения; не следует перегружать текст цифрами 1, 2 и др. при перечнях тех или других мыслей, положений; перечень элементов, позиций следует начинать с новой стро- ки, отделяя их друг от друга точкой с запятой; в тексте приемлемым является использование разных видов перечня: сначала, в начале, потом, далее, наконец; во-первых, во- вторых, в-третьих; на первом этапе, на втором этапе; цитаты в статье используются очень редко; необходимо отметить основную идею, а после нее в скобках указать фамилию автора, который впервые ее выразил; поскольку все ссылки на авторитеты подаются в начале ста- тьи, основной объем статьи посвящают изложению собственных мнений; для подтверждения достоверности своих выводов и рекомен- даций не следует приводить высказывания других ученых, по- скольку это свидетельствует, что идея исследователя не нова, была известна ранее и не подлежит сомнению.
    ƒ
    Вывод, в котором формулируется основное умозаключение автора, содержание рекомендаций, их значение для теории и практики; кратко обозначаются перспективы последующих ис- следований по теме (1/3 страницы). Выводы нельзя отождествлять с аннотацией, у них разные функции. Выводы должны показывать, что получено, а аннотация — что сделано. Выводы не могут быть слишком многочисленными. Достаточно трех-пяти ценных для науки выводов. Выводы должны иметь характер тезисов. К каждо- му из них автор мог бы добавить слова «автор утверждает, что …».
    ƒ
    Литература. Важно правильно оформить ссылку на источ- ник в списке литературы. Разные издательства предъявляют не- одинаковые требования к его оформлению. Но в любом случае следует указать фамилии авторов, журнал (электронный адрес), год издания, том (выпуск), номер, страницы. Интересующийся чи- татель должен иметь возможность найти указанный литератур- ный источник. Бывают случаи, когда по указанному адресу источ- ник не удается обнаружить. Столкнувшись с этим, теряешь доверие и к автору, и к его работе.
    В алгоритме написания научной статьи условно выделяют следующие этапы:

    55
    ƒ
    формулировка замысла и составление плана статьи;
    ƒ
    отбор и подготовка материалов;
    ƒ
    группирование материалов;
    ƒ
    проработка рукописи;
    ƒ
    проверка правильности оформления;
    ƒ
    литературная правка.
    Формулировка замысла осуществляется на первом этапе.
    Следует четко определить: цель данной работы; на какой круг чи- тателей она рассчитана; какие материалы в ней подавать; какая полнота и основательность изложения предусматривается; теоре- тическое или практическое направление; какие иллюстративные материалы необходимы для раскрытия ее содержания. Определя- ется название работы, которое потом можно корректировать. На этапе формулировки замысла желательно составить
    план научной
    статьи. Иногда необходимо составить план-проспект, который требует издательство вместе с заказом на издание. План-проспект отображает замысел работы и воспроизводит структуру будущей публикации.
    Отбор и подготовка материалов связаны с тщательным от- бором исходного материала: сокращение к желаемому объему, дополнение необходимой информацией, объединение разрознен- ных данных, уточнение таблиц, схем, графиков. Подготовка мате- риалов может осуществляться в любой последовательности, от- дельными частями, без тщательной стилистической отработки.
    Главное — подготовить материалы в полном объеме для следую- щих этапов работы над рукописью.
    Группирование материала — выбирается вариант его после- довательного размещения согласно плану статьи. Набранную ста- тью необходимо структурировать: проследить развитие основных положений; добиться правильной последовательности изложения; определить, какие части работы нуждаются в дополнении или со- кращении. При этом все материалы постепенно размещают в надлежащем порядке, в соответствии с замыслом. Параллельно с группированием материала определяется рубрикация статьи, т. е. деление ее на логично подчиненные элементы — части, разделы, подразделы, пункты. Правильность формулировок и соответствие названий рубрик можно проверить на компьютере.

    56
    Результатом этого этапа является логическое сочетание частей рукописи, создание ее чернового макета, который нуждается в по- следующей обработке.
    Проработка рукописи состоит из уточнения ее содержания, оформления и литературной правки. Этот этап еще называют работой над «беловой» рукописью. Шлифование текста рукописи начинается с оценки его содержания и структуры. Прове- ряется и критически оценивается каждый вывод, каждая формула, таблица, каждое предложение, отдельное слово. Следует проверить, насколько название статьи отвечает ее содержанию, насколько ло- гично и последовательно изложен материал. Целесообразно еще раз проверить аргументированность основных положений, научную новизну, теоретическую и практическую значимость работы, ее вы- воды и рекомендации. Следует иметь в виду, что одинаково не- уместным является избыточный лаконизм и избыточная детализа- ция в изложении материала. Помогают восприятию содержания работы таблицы, схемы и графики.
    Проверка правильности оформления. Это касается рубрика- ции ссылок на литературные источники, цитирования, написания чисел, знаков, физических и математических величин, формул, по- строения таблиц, подготовки иллюстративного материала, создания библиографического описания, библиографических указателей.
    К правилам оформления печатных изданий выдвигаются специфи- ческие требования, поэтому следует руководствоваться государ- ственными эталонами, справочниками, учебниками, требованиями издательств и редакций.
    Литературная правка. Ее сложность зависит от лингвости- левой культуры автора. Одновременно с литературной правкой ав- тор решает, как разместить текст и какие нужны в нем выделения.
    После того, как статья считается готовой, она предоставляет- ся в редакцию в соответствии с требованиями, которые публику- ются в отдельных номерах журналов или сборниках в виде справ- ки авторам. Оптимальный объем научной статьи — 6—12 страниц
    (0,5—0,7 печатной страницы). Рукопись статьи подписывается ав- тором и предоставляется в редакцию в двух экземплярах и на электронном носителе. Особенно ценными являются статьи, опуб- ликованные в профессиональных научных изданиях, утвержден- ных ВАК Минобрнауки России. Обязательным требованием к научным публикациям исследователя является отображение

    57 в них основных результатов научной работы, а также наличие в одном выпуске журнала не более одной статьи автора по теме исследования. Следует помнить, что, представляя текст работы для публикации в журнале, автор гарантирует правильность всех све- дений о себе, отсутствие плагиата и других форм неправоверного заимствования в рукописи произведения, надлежащее оформле- ние всех заимствований текста, таблиц, схем, иллюстраций. Авто- ры опубликованных материалов несут ответственность за подбор и точность приведенных фактов, цитат, статистических данных и прочих сведений. В то же время редакция не несет ответственность за достоверность информации, приводимой авторами. Автор, направляя рукопись в редакцию, принимает личную ответствен- ность за оригинальность исследования, поручает редакции обна- родовать произведение посредством его опубликования в печати.
    Плагиатом считается умышленное присвоение авторства чужого произведения науки, или мыслей, или искусства, или изобретения.
    Плагиат может быть нарушением авторско-правового законода- тельства и патентного законодательства и в качестве такового мо- жет повлечь за собой юридическую ответственность автора.
    Таким образом, хорошо сделанная статья является логиче- ским завершением выполненной научной работы. Алгоритм под- готовки, написания и опубликования научной статьи можно пред- ставить следующим образом.
    1. Определиться с готовностью приступить к написанию ста- тьи и возможностью ее опубликования.
    2. Составить подробный план статьи.
    3. Найти всю необходимую информацию (монографии, статьи, выступления, книги, патенты и др.) и проанализировать ее.
    4. Написать введение, в котором сформулировать необходи- мость данной статьи и ее основные направления.
    5. Поработать над названием статьи.
    6. В основной части статьи изложить ее содержание.
    7. Сделать выводы.
    8. Составить список литературы.
    9. Написать аннотацию.
    10. Провести авторское редактирование. Сократить все, что не несет полезной информации, вычеркнуть лишние слова, непонят- ные термины, неясности.

    58 11. Отправить статью в редакцию. Прислушиваться к редак- торским замечаниям, но не допускать искажения статьи при ре- дактировании.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта