Главная страница
Навигация по странице:

  • 18.1. История проблемы и родственные направления исследования

  • 18.1.1. Основные модели атрибуции

  • 18.1.1.1. Каузальная атрибуция при понимании и предсказании: потребность или способность Хайдер обра­щает внимание, с одной стороны, на Основополагающее

  • Полезность прогноза бу­дущих событий

  • 18.1.1.2. Первоначальная постановка вопроса и модели исследования атрибуции 18.1.1.2.1. «Наивный» анализ деятельности Хайдером

  • 18.1.1.2.2. Модель соответственного вывода Джоунса и Дэвиса

  • 18.1.1.2.3. Ковариационная модель Келли

  • 15. Каузальная атрибуция. Каузальная атрибуция (объяснение причин в процессе мотивации)


    Скачать 279 Kb.
    НазваниеКаузальная атрибуция (объяснение причин в процессе мотивации)
    Анкор15. Каузальная атрибуция.doc
    Дата13.03.2019
    Размер279 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла15. Каузальная атрибуция.doc
    ТипДокументы
    #25648
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Глава 18. Каузальная атрибуция (объяснение причин в процессе мотивации)


    Теория атрибуции занимается пробле­мой того, каким образом люди интерпретируют причины поведения другого человека в условиях недостаточности информации об этих причинах. При наличии достаточной информации поступки других людей тоже, конечно, интерпретируются, но здесь предполагается, что причины известны. Когда же они неизвестны, средством причинного объяснения выступает приписывание, т.е. осуществляется своеобразное достраивание информации. При этом сфера приписывания становится значительно более широкой - причины приписываются не только поведению отдельного человека, но вообще различным социальным явлениям. Поэтому можно сказать, что процесс атрибуции служит человеку для того, чтобы придать смысл окружающему. Иными словами, эта теория призвана разъяснить приблизительно следующее множество вопросов: «Когда и кто по отношению к кому нечто сделал, как, для чего и поче­му?». Это в особенности относится к области межличностных отношений. Чем од­нозначнее впечатление, что кто-то, например, нечаянно попал в беду, тем выше готовность оказать активную помощь, если даже вокруг и находит­ся много потенциальных помощников. Если че­ловеку мешают нечто осуществить или ущемляют его интересы, то возникновение раздражения и ответной агрессии во многом зависит от того, оцениваем мы поведение другого человека как намеренное или нет.

    Намерения, мотивации и эмоци­ональные состояния приписывают не только другим, но и себе. Примером может служить ошибка атрибу­ции, преувеличивающая силу агрес­сивного действия: если до этого дей­ствия наблюдалось повышенное воз­буждение (например, вследствие фи­зического напря-жения, присутствия индивида противоположного пола, приема лекарства), то возникал эф­фект сум-мирования различных источ­ников возбуждения, т.е. склонность приписать свое возбуждение послед­нему, вызвавшему раздражение ис­точнику, и соответственно повышался уровень агрессивности.

    Таким образом, ясно, что когнитив­ное объяснение причин (атрибутирование) является частью процесса мо­тивации, оказывая решающее вли­яние на наше поведение.
    18.1. История проблемы и родственные направления исследования

    Практически все современные подходы берут начало в работах Ф.Хайдера. Отправной точкой послу­жила его появившаяся в 1958 г. книга «Психология межличностных отноше­ний».

    Книга Хайдера в первую очередь вне­сла вклад в актуальную для 50-х гг. область исследования социальной психологии, а именно восприятие че­ловека при межличностных отноше­ниях. Хайдер различает феноменальное и каузальное описание восприни­маемого. Феноменальным описанием охватывается воспринимаемое непос­редственно, каузальным — процесс восприятия дистального (периферического, наружного) объекта, на­чинающийся с раздражения органов чувств, включающий переработку сенсорной информации и заканчива­ющийся построением образа данного предмета. Обе формы описания строго не разграничиваются. В непосред­ственно воспринимаемом нами уже дано нечто большее, чем поверхно­стный «сколок» явления. В другом человеке мы воспринимаем не только его движения и мимику лица, но и его эмоциональные состояния, желания и мотивацию. Таким образом, уже в восприятии присутствуют «добавки», которые в его завершающих процес­сах могут и не осознаваться, хотя частично эти «добавки», возможно, выявляются при каузальном анализе. Хайдер пишет: «При межличностном восприятии наблюдатель благодаря определенной форме непосредствен­ного понимания воспринимает людей не только в их пространственных и физических свойствах, но и в таких неуловимых качествах, как их жела­ния, потребности и эмоции».

    Каузальным описанием охватывает­ся не только непосредственно дан­ное, но и прошлое, те процессы, кото­рые привели к наблюдаемому состо­янию. При этом важную роль могут играть детали воспринятого, хранящи­еся в памяти материалы, абстракции, получаемые в результате переработ­ки информации или каких-то более частных процессов.
    18.1.1. Основные модели атрибуции

    Если отвлечься от случаев непосред­ственно усматриваемой феноменаль­ной причинности, то приписывание причин представляется мотивирован­ным процессом, направленным на ос­мысление имеющейся разнородной информации. Если этот процесс мотивирован, то возникает вопрос, почему люди спрашивают себя о причинах событий.
    18.1.1.1. Каузальная атрибуция при понимании и предсказании: потребность или способность?

    Хайдер обра­щает внимание, с одной стороны, на

    1. Основополагающеезначение понима­ния наличной перцептивной ситуации. Под этим он имеет в виду глубинный слой «ядерных процессов», или структуры, скрывающиеся за «поверх-ностными фактами» восприятия со всей их пестротой. Совладать с необоз­римым многообразием воспринима­емых процессов и структур можно только в том случае, если объединять их в соответствии с определенными закономерностями, расписывать их по причинам и следствиям.

    Из всего богатства явлений мы от­фильтровываем повторяющиеся кон­станты, т.е. диспозиции людей, инва­риантные свойства вещей или ситу­ационных особенностей. Благодаря такому отбору окружающие нас явле­ния сокращаются до определенной совокупности, которую мы уже можем обозреть, классифицировать, понять.

    Таким образом, мы образуем причин­но-следственные связи, которыми ох­ватываются как случаи непосред­ственно воспринимаемой феноме­нальной причинности, так и сложные выводы из восприятия отдельных признаков о скрытых и отдаленных причинах. Последнее Хайдер поясня­ет следующим примером: вы видите на своем столе песок и пытаетесь понять причину его появления; нако­нец, вы обнаруживаете трещину в потолке, через которую и сыплется песок, отсюда вы делаете вывод, что ослабла несущая конструкция. Этот пример указывает одновре­менно на другой аспект потребности в приписывании причин.

    2) Полезность прогноза бу­дущих событий. Если я знаю причину появле­ния песка на моем столе, я не просто удовлетворяю свое любопытство и понимаю необычное событие, я полу­чаю возможность предсказать даль­нейшее и защитить себя от неприят­ных последствий (в данном случае от обвала потолка). Предсказать — значит настроиться на будущие собы­тия и, следовательно, контролиро­вать их наступление.

    Обсуждавшиеся аспек­ты каузальной атрибуции представля­ют собой не столько потребность или мотив, сколько некоторую базовую способность, точно такую же, как способность логически мыслить или способность к речевому общению, которую можно рассматривать как результат исторической эволю­ции, без которой человек не стал бы тем, что он есть. И так же как существуют индивидуальные разли­чия в способности логически мыслить или общаться с помощью слова, суще­ствуют индивидуальные различия в приписывании причин, что никоим об­разом не зачеркивает универсального характера всех этих способностей.

    Для психологии мотивации в этих способностях помимо универсального характера имеет также значение их функция в конкретно-мотивированных действиях. При этом в моти­вации деятель-ности и процессе атри­буции следует различать два проти­воположных аспекта:

    1. Ат­рибуция наряду с другими процессами облегчает переработку информации, получение соответствующих реально­сти и потому полезных знаний.

    2. Мотива­ция может искажать процессы атрибу­ции, поскольку приписывающий при­чины субъект может, руководствуясь личными интересами, прийти к непра­вильным или односторонним выво­дам. В этом отношении каузальная атрибуция, по-видимому, в большей степени подвергается искажениям, чем логические выводы и речевое общение, ведь причины могут локали­зоваться сколь угодно далеко от не­посредственно наблюдаемых явле­ний.

    Эту двойную функцию каузальной атрибуции — средства рационального познания и порождаемого желаниями субъекта предпочтительного упорядо­чивания «фактологии» — Келли опи­сывает следующим образом: «Процессы атрибуции следует понимать не только как средства, обеспечивающие индиви­ду верное представление о мире, но и как средства, побуждающие к контролю над этим миром и подтверждающие эффективность та­кого контроля».

    Вслед за Келли можно, видимо, счи­тать, что в основе обеих функций лежит своего рода мотивация к контролю. Но о «мотиве контроля» можно говорить только в связи со второй функцией, поскольку в этом случае играют роль индивидуальные различия в стремлении при помощи иррациональной атрибуции сохранить иллюзию контроля над окружающим миром, когда реальный контроль под­вергается сомнению или вообще от­сутствует.
    18.1.1.2. Первоначальная постановка вопроса и модели исследования атрибуции

    18.1.1.2.1. «Наивный» анализ деятельности Хайдером

    Хайдер исходит из левиновского общего уравнения пове­дения, в котором поведение пред­ставлено в виде функциональной за­висимости от личности и соответ­ствующего окружения:

    Поведение = f (личность, окружение).

    Хайдер различает в личности и в окружении (или, как он говорит, в «эффективных возможностях лично­сти» и «эффективных возможностях окружения») два компонента. Эффек­тивные возможности личности слага­ются из старания (мотивации) и из спо­собностей (обозначаемых Хайдером более широким понятием «power» — «возможности»):

    Возможности личности = Старания + Спо­собности.

    Старание, в свою очередь, слагается также из двух компонентов, связанных между собой мультипликативно, а именно из наме­рений человека (интенция) и из ин­тенсивности, с которой он добивается их осуществления (настойчивость). Следовательно, старание есть произ­ведение интенции и настойчивости:

    Старание = Наме­рение хНастойчивость.

    Каждого из этих компонентов в от­дельности недостаточно: интенция должна быть дополнена некоторой настойчивостью, а настойчивость нуж­дается в интенции, чтобы действие вообще могло осуществиться. Если старание (интенция х усилие) является переменным компонентом возможно­стей личности, то способность — его константный компонент. В окружении основную (константную) величину составляет трудность, которую необхо­димо преодолеть на пути к цели. Иногда на преодоление трудности по­зитивно или негативно (ве­зение или невезение) может влиять случай.

    Важно, что компоненты личности и окружения, т. е. способность и труд­ность, вычитаясь одно из другого, определяют умение личности:

    Умение = f (Способность - Трудность).

    На рис. 18.1 приведена схема анализа действия.

    Возникает вопрос: объ­яснять ли действие и его последствия силами личности или окру-жения,либо, как это делает Хайдер, различать личностную (намеренное осуществле­ние чего-либо) и неличностнуюпричинность. Выбор одной из этих альтернатив приобретает особое значение, когда наблюдателю важно (как в ситуациях межлично­стного восприятия) сделать будущие события более предсказуемыми и тем самым более контролируемыми. Если, например, наблюдатель приходит к заключению, что развертывающаяся на его глазах деятельность определя­етсяличностной причинностью, т.е. намерениями и диспозициями действу­ющего субъекта, то он может прогно­зировать сходное поведение этого субъекта во множестве других анало­гичных ситуаций.Локализация причин в личности дает наблюдателю боль­ший выигрыш в информации, чем вы­вод о том, что поведение определяет­ся не самим действующим субъектом, а специфической ситуацией (нелично­стная причинность). Ведь в первом случае наблюдатель может предска­зать поведение для целого класса ситуаций, а во втором — только для одной конкретной ситуации. Таким образом, если человек имеет основа­ния приписать другому человеку оп­ределенные личностные диспозиции, в особенности мотивы, то поведение другого становится для него значи­тельно более предсказуемым.


    Рис. 18.1. Схема анализа действий по Хайдеру

    Источник: Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность, т. 2, С. 76.
    Вывод о личностной или неличностной причинности в хайдеровской модели дей­ствия делается по следующим правилам:

    1. Решающим в приписывании дей­ствию личностной каузальности явля­ется, прежде всего, признание за действующим субъектом определен­ного намерения. Чтобы это произошло, необходимо проверить:

    А) не вовлечен ли субъект в более широкое событие,

    Б) не является ли рассматриваемое дей­ствие или следствия из него побоч­ным результатом намерения более вы­сокого уровня,

    В) действи­тельно ли осуществляется данное намерение. При такой проверке важную роль играют сведения об усилиях и возможностях субъекта.

    Заключение о наличии определенного намерения, если за основу берется понятие «ста­рание», может быть сделано только при фиксации соответствующего уси­лия. Намерения, о которых нельзя ска­зать, как и что необходимо сделать для их реализации, нельзя рассматри­вать в качестве необходимого усло­вия личностной причинности.

    1. Суще­ственное значение имеет также ин­формация о соответствии способно­стей и трудностей, т.е. информация о том, считает ли действующий субъект свои умения достаточными для дости­жения цели действия.

    2. Наблюдаемая эквифинальность поведения человека имеет определенное значение для раскрытия намерений, в которых про­являются личностные мотивационные диспозиции. О наличии мотива эквифинальности действий можно говорить, если некто при различных ситуационных условиях выби­рает такие способы действия, каж­дый из которых ведет к одной и той же цели.

    Фактор окружения «трудность» ог­раничивает анализ действия только деятельно­стью достиже-ния. Хайдер, однако, не ограничивается этим типом деятель­ности поскольку возможности окру­жения могут быть связаны с привле­кательностью определенного объек­та. Об этом свидетельствует про­странная цитата из работы Хайдера «Атрибуция желаний и радости». Эта цитата дает также представление о специфике его подхода и указывает на важность индивидуальных разли­чий, которые необходимо учитывать при решении вопроса о личностной или неличностной причинности.

    «Мы начнем с основного правила осуще­ствления атрибуции: следствие порождается данными условиями, если их наличие ведет к появлению следствия, а их отсутствие — к от­сутствию следствия... (курсив мой – В.К.).

    Посмотрим, как работает этот принцип в случае атрибуции радости относительно кон­кретного объекта (ситуации). Если я всякий раз, имея дело с данным объектом, испытываю радость и пережи-ваю нечто иное (например, тоску, раздражение или безразличие) при его отсутствии, то я считаю дан-ный объект обус­ловливающим мою радость. Следствие — охватывающее меня чувство радости— рассматривается как изменяющееся в зависи­мости от наличия или отсутствия данного объ­екта...

    Рассмотрим теперь действие этого же принципа при атрибуции радости относительно испытывающего ее человека. Если объект ино­гда доставляет мне радость, а иногда нет, тогда следствие обусловлено чем-то во мне самом, а не внешним объектом. Неважно, могу я определить или нет, в чем дело, но я знаю, что данное следствие обусловлено меняющим­ся субъективным состоянием. Такие состояния, как настроение, голод и т. д., часто могут признаваться как условия, определяющие дан­ное следствие, несмотря на временный харак­тер таких состояний. Поскольку при этом виде причинного объяснения источник радости ус­матривается в преходящем явлении, то при таком объяснении привлекаются в какой-то мере недиспозициональные свойства лично­сти...

    Чтобы радость можно было приписать лич­ностной диспозиции, необходимы дополнитель­ные сведения о реакциях других людей. Говоря конкретно, если я вижу, что объект доставляет радость не всем людям, то могу приписать следствия индивидуальным различиям... Иными словами, следствия, в данном случае радость, зависят от человека, один испытывает ра­дость, а другой—нет. Иногда в связи с этим говорят о различных вкусах. Важна лишь кон­статация, что наличие или отсутствие радости коррелирует с наличием или отсутствием не объекта, а, скорее, с различиями между людь­ми. В зависимости от «человека объект z может вызывать радость, а может и не вызы­вать».

    Таким образом, важнейшим показателем локализации причины служит межиндивидуальное совпадение эффектов. Если оно налицо, то причи­ной эффекта является конкретный объект (неличностная причин­ность).
    18.1.1.2.2. Модель соответственного вывода Джоунса и Дэвиса

    В своей работе «От действий к диспо­зициям» Джоунс и Дэвис предложили модель атрибуции мотивации, позволяющую делать выводы об намерениях действу­ющего субъекта и тем самым о лежа­щих в их основе диспозициях (уста­новках, мотивах). Подобные выводы дают наибольший выигрыш в инфор­мации о будущем поведении челове­ка и играют ключе­вую роль при объяснении и оценке осуществленного в прошлом поведе­ния. Так, например, в судебной практике мера наказания или ответ­ственности во многом определяется тем, в какой степени виновнику рас­следуемого результата деятельности могут быть приписаны сознательные намерения. При этом люди выносят приговор, основываясь, как правило, не на наблюдении за самой деятель­ностью, а на имеющихся в их распо­ряжении сообщениях о деятельнос­ти или даже только о ее результа­тах.

    Таким образом, исходным моментом является фактически осуществлен­ное действие (посту-пок) или его результат. Чтобы на этой основе можно было сделать вы­вод о диспозиции, необходимо осуще­ствить три шага, которые могут при­вести, но не обязательно приведут к атрибуции интенции.

    Шаг 1. Обоснование двух пред­посылок, без которых невозможно по­явление какого-либо намерения. Субъект должен, во-первых, рас­полагать предварительным знанием о возможных резуль-татах своих дей­ствий и, во-вторых, обладать способ­ностью достичь этих результатов. От­сутствие первой предпосылки означа­ет, что результат не прогнозировался, т.е. не был намеренным. Отсутст-вие второй означает сомнительность при­писывания данного результата данно­му субъекту.

    Шаг 2. Проверка того, какие следствия (или эффекты) ре­зультата действия могли мотивиро­вать субъекта к его достижению. Следует принять во внимание, что отправная точка любо­го действия связана с выбором раз­личных альтернатив, по крайней мере с выбором: совершать действие или нет. Для каждой из таких альтерна­тив возможны различные эффекты. Эффекты, общие для всех альтерна­тив, не могут влиять на выбор опре­деленного варианта действия. Такое воздействие могут оказывать только специфические эффекты. Чем мень­ше у выбранной альтернативы пове­дения специфических эффектов, тем однозначнее вывод об определяющем намерении. На рис. 18.2 этот шаг пояс­няется на примере двух действий Х и Y, имеющих соответственно три и четыре эффекта, из которых два об­щих. Если выбрано действие X, то с ним связан лишь один специфический эффект с. Именно этот эффект за­ставил субъекта предпочесть дей­ствие X. Если же выбрано действие Y, то с ним связаны два специфиче­ских эффекта d и е и неясно, ко­торый из них оказался решающим.


    Рис. 18.2. Общие и специфические эффекты двух альтернатив действия по Джоунсу и Дэвису

    Источник: Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность, т. 2, С. 79.
    Шаг 3. Общая оценка желательности эффекта действия для той социальной группы, к которой принадлежит действующий субъект. Даже если предпочтенное дей­ствие имеет лишь один специфиче­ский эффект, мы еще не можем с уверенностью заключить, что именно с этим эффектом соотносится опре­деленное намерение как выражение личностной диспозиции. Дело в том, что этот эффект может просто ка­заться желательным большинству людей или всем представителям оп­ределенной референтной группы. В таком случае действие мотивируется общезначимой ценностью целевого объекта. Основания действия, скорее, определяются особенностями целево­го объекта, а не особенностями лич­ности. Допустим, что мы встретили на выставке современного искусства двух людей — искусствоведа и финан­сового инспектора. Посещение вы­ставки искусствоведом мы без ко­лебаний припишем его професси­ональному интересу к искусству, т.е. особенностям выставки. Менее триви­альным будет наше суждение о фи­нансовом инспекторе. Так как инте­рес к искусству для этой профессии не типичен, то у данного инспектора, по-видимому, особенно ярко выраже­на такая диспозиция, как крайне заин­тересованное отношение к современ­ному искусству.

    Можно сказать, что любые поступ­ки, согласующиеся с предполагаемым ролевым репертуаром группы, к кото­рой принадлежит действующий субъ­ект, неинформативны для выявления диспозиции. В этом случае остается неизвестным, была ли причиной по­ступка помимо ролевого предписания и соответствующая индивидуальная диспозиция. Напротив, весьма инфор­мативными для выявления диспози­ции оказываются поступки, не согла­сующиеся с социально обусловленной ролью. Для примера можно привести выступление на предвыборном собра­нии двух политических деятелей, один из которых ратует за нечто популярное среди присутствующих, а другой — за нечто непопулярное. Если учесть, что для политика, да еще кандидата, чтобы быть выбранным, важно найти отклик в публике, можно с достаточной уверенностью предпо­ложить, что второго политика побуди­ли к подобным речам какие-то серь­езные намерения.

    Джоунс и Мак-Гиллис выделили в желательности два детерминанта:

    1. считающееся общепри­нятым в данной культуре,

    2. специфические склонности субъек­та.

    Оба вида желательности взвеши­ваются относительно вероятности их реализации, иными словами, жела­тельность рассматривается как «ожидаемая вален­тность».

    С помощью трех рассмотренных ша­гов можно, наконец, определить соот­ношение между наблюдавшимся дей­ствием и интенцией как выражением личностной диспозиции. Соотношение тем точнее, чем меньше число специ­фических эффектов у выбранной аль­тернативы действия и чем ниже их предполагаемая желательность (ожи­даемая валентность).
    18.1.1.2.3. Ковариационная модель Келли

    В теории атрибутивного процесса, предложенной Г.Келли, разбираются два случая:

    1. Когда воспринимающий черпает информацию из многих источников и имеет возможность различным образом комбинировать поведение объекта и его причины, выбрав одну из них. Например, вы пригласили кого-то в гости, а тот человек отказался. Как объяснить, в вас ли здесь дело или в приглашенном? Если вы знаете. Что этот человек отказал в это же время и другим друзьям, а в прошлом вас не всегда отвергал, то вы скорее припишете причину отказа ему, а не себе. Но это возможно лишь в том случае, если у вас есть неоднократные наблюдения.

    2. Когда воспринимающий имеет одно-единственное наблюдение и тем не менее должен объяснить как-то причину события, которых может быть несколько. Например, если наблюдатель видит, что водитель сбил пешехода, то он фиксирует только сам факт происшествия и ничего более не знает ни о водителе (сбивал ли он раньше других пешеходов или это с ним случилось в первый раз), ни о пешеходе (может быть, он так не внимателен, что и раньше много раз становился жертвой автомобилистов). В данном случае воспринимающий, имея лишь одно наблюдение, может допустить много различных причин.

    Для каждого их этих двух случаев предназначен специальный раздел теории Г.Келли: первый случай рассматривается в «модели анализа вариаций» (ANOVA), второй - в теории каузальных схем.

    Если Джоунс и Дэвис стремились уточнить личностные диспозиции, то Келли ставит своей целью выявить из имеющейся информации основания для локализации причин действия или его результата как в окружении, так и, а может быть исключительно, в индивиде. В этом случае он использует информацию не об одном, а о многих действиях одно­го и того же индивида и других лиц в различное время, а также о действи­ях с различной целью и в разных ситуациях. Информация распределя­ется им по четырем параметрам: субъект, время, цель и ситуация.

    При таком анализе причина данного действия (зависимая переменная) обусловлена ковариацией четырех критериальных параметров (независи­мые переменные). Эти параметры со­ответствуют трем аспектам оценки поведения. А именно

    1. Объективные осо­бенности (целевой объект или другие индивиды, на которых направлено действие) позволяют ответить на воп­рос, может ли действие вызываться другими объектами.

    2. Соответствие между различными индивидами, сог­ласованность их действий, направ­ленных на определенный объект, поз­воляют ответить на вопрос, поступа­ют ли другие точно так же.

    3. Вре­менная стабильность действий позво­ляет ответить, поступает ли человек всегда одинаково. С временной ста­бильностью связана стабильность мо­дальностей, в которых воспринимает­ся объект. Последняя позволяет от­ветить на вопрос, возникает ли то же действие, если объект находится в иных ситуационных условиях.

    В случае ярко выраженных особен­ностей объекта индивид реагирует на него крайне специфичным способом. При высокой согласованности реакция ин­дивида на объект совпадает с реак­цией большинства других людей. При высокой временной стабильности че­ловек реагирует на объект одинако­вым образом независимо от того, ког­да взаимодействует с ним. Одна и та же реакция на меняющиеся ситуаци­онные условия имеет место и при стабильности модальностей. Келли называет также три вида причин (а не два как у Хайдера): личностные, стимульные (или объективные) и обстоятельственные. Три вида элементов и три вида причин составляют «каузальное пространство».

    Сущность процесса приписывания причин заключается в том, чтобы находить адекватные варианты сочетания причин и следствий в каждой конкретной ситуации. Некоторые исследователи полагают, что предложенный Келли принцип является весьма сходным с принципами статистического анализа, который используют статистики при проведении «анализа вариаций». По-видимому, этим объясняется аббревиатура, по средством которой Келли обозначает свой принцип ANOVA - analisis of variations (анализ вариантов). В этом случае, когда воспринимающий имеет возможность пользоваться данными многих, а не одного наблюдения, он подбирает причину к тем факторам, с которыми, как ему кажется, будет ковариировать результат. Лучше всего это пояснить на примере, который представляет собой вариант примера, предложенного самим Келли и многократно описанного в литературе.

    Допустим, мы наблюдаем такое событие: "Петров сбежал с лекции по организационному поведению". В чем причина этого поступка:

    • "в личности" Петрова, и тогда мы должны приписать личностную причину;

    • в качестве лекции, и тогда мы должны приписать стимульную (объектную) причину;

    • в каких-то особых обстоятельствах, и тогда мы должны приписать обстоятельственную причину.

    Для ответа на этот вопрос необходимо сопоставить данные других наблюдений. Их можно свести в три группы суждений (основанных на предшествующих наблюдениях).

    1.а) почти все сбежали с этой лекции;

    б) никто другой не сбежал с нее.

    2.а) Петров не сбежал с других лекций;

    б) Петров сбежал с других лекций.

    3.а) в прошлом Петров также сбегал с этой лекции;

    б) в прошлом Петров никогда не сбегал с нее.

    Теперь, чтобы правильно подобрать причину, нужно обратиться к выделенным ранее трем аспектам оценки поведения:

    - согласованности: подобно ли поведение субъекта (Петрова) поведению других людей?

    - объективным осо­бенностям: отлично ли поведение субъекта (Петрова) к данному объекту от поведения его к другим объектам (лекциям)?

    - вре­менной стабильности действий:является ли поведение субъекта (Петрова) одинаковым в разных ситуациях?

    В приведенных выше суждениях можно выделить пары пунктов, которые будут являться проверкой на каждый из критериев.

    Пункт 1а и п. 1б - проверка на согласованность с действиями других индивидов.

    Пункты 2а и 2б - проверка на наличие специфической реакции индивида на данный объект.

    Пункты 3а и 3б - проверка на стабильность поведения индивида во времени (или стабильность поведения по отношению к объектам других типов; например, Петров мог пропускать не только лекции, но и семинары, и тренировки в спортивной секции и т.д).

    Далее Келли предлагает "ключ", т.е. комбинации, которые позволяют приписывать причину адекватно. В табл. 18.1 приведены различные ком­бинации тех информационных данных о действиях, которые, по Келли, при­водят к локализации причины в объ­екте, особенностях ситуации (обсто­ятельствах) или субъекте.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта