Современные проблемы науки и образования. Современные ориентиры развития образования Тема Стратегия и ресурсы развития современного образования (4 час.)
Скачать 79.66 Kb.
|
Практические задачи, задания, упражнения Проанализировать особенности одного из философских подходов, составляющих методологическую основу педагогики: антропологический, аксиологический, герменевтический, феноменологический, культурологический и др., с представлением мультимедийной презентации. Дать оценку его эвристическим возможностям. План для анализа: а) возникновение подхода (время, ученые, направления); б) основные понятия, определяющие содержание научного подхода; в) сущность основных положений, раскрывающих подход; г) интерпретация в педагогическом пространстве; Сделать вывод: что дает для постижения педагогических явлений, какие связи, свойства и отношения проясняет; в чем ограниченность данного подхода при анализе педагогических феноменов. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ – учение о феноменах; направление в философии 20 в., основанное Э.Гуссерлем. Феноменологию как дисциплину можно изначально определить как исследование структур переживания, или сознания. В буквальном смысле феноменология есть исследование «феноменов», явлений вещей, или вещей, как они являются в нашем опыте, или способов нашего переживания вещей, а значит, и смыслов, которые имеют вещи в нашем опыте. Феноменология изучает сознательный опыт, переживаемый с субъективной точки зрения, или с позиции первого лица. Эта область философии, таким образом, должна быть отличена от других главных ее областей: онтологии (исследования бытия, или того, что есть), эпистемологии (исследования знания), логики (изучения формально верных рассуждений), этики (изучения правильных и дурных действий) и т.д., и соотнесена с ними. Феноменология обрела самостоятельный статус благодаря Гуссерлю, наподобие того, как эпистемология обрела такой статус благодаря Декарту, а онтология или метафизика — благодаря Аристотелю, идущему за Платоном. И все же феноменология практиковалась, поименованная или нет, на протяжении многих столетий. Когда индуистские и буддистские философы размышляли о состояниях сознания, достигаемых при разного рода медитации, они практиковали феноменологию. Когда Декарт, Юм и Кант давали характеристики состояниям восприятия, мышления и воображения, они практиковали феноменологию. Когда Брентано классифицировал разновидности ментальных феноменов (определяемых через направленность сознания), он практиковал феноменологию. Когда Джеймс давал оценку разного рода ментальной деятельности в потоке сознания (говоря в том числе об их воплощенности и об их зависимости от привычки), он тоже практиковал феноменологию. Нередко практиковали феноменологию и современные аналитические философы сознания, занимаясь проблемами сознания и интенциональности. И все же, несмотря на столетние корни, расцвела феноменология как дисциплина лишь у Гуссерля. Труды Гуссерля вызвали лавину феноменологических текстов в первой половине XX века. Разнообразие традиционной феноменологии очевидно из «Энциклопедии феноменологии» (Encyclopedia of Phenomenology, Kluwer Academic Publishers, 1997, Dordrecht and Boston), в которой имеются разные статьи о семи типах феноменологии. 1) Трансцендентальная конститутивная феноменология изучает то, как конституируются объекты в чистом или трансцендентальном сознании, оставляя в стороне вопросы о каком-либо отношении к окружающему нас природному миру. 2) Натуралистическая конститутивная феноменология изучает, как сознание конституирует или воспринимает вещи природного мира, допуская — вместе с естественной установкой — что сознание является частью природы. 3) Экзистенциальная феноменология изучает конкретное человеческое существование, в том числе переживание свободного выбора или действия в конкретных ситуациях. 4) Генеративная историцистская феноменология изучает генерацию смысла наших переживаний в исторических процессах коллективного опыта. 5) Генетическая феноменология изучает генезис смыслов вещей в субъективном потоке переживаний. 6) Герменевтическая феноменология изучает интерпретативные структуры опыта, то, как мы понимаем и взаимодействуем с объектами, окружающими нас в мире человеческого существования, включая нас самих и других людей. 7) Реалистическая феноменология изучает структуру сознания и интенциональности, допуская существование этой структуры в реальном мире, который по большей части занимает внешнее отношение к сознанию и никоим образом не производится сознанием. Основные понятия Рефлексия — акт переживания, с помощью которого человек постигает предметы, явления, формирует мысли и ценности. Рефлексия неразрывно связана с личным опытом и является инструментом его получения, постижения. Феномен — явления, которые постигаются с помощью рефлексии, по своей природе являются "сознанием-о" их объектов. То есть, феномен — это предмет человеческого сознания. Феномен существует вне зависимости от того, существует ли реальный объект. Феномен имеет постоянно расширяющуюся структуру в зависимости от угла наблюдения за объектом. Интенциональность — перманентная направленность сознания на феномен, как предмет, содержащийся в человеческом сознании. Эпохэ — наложение запрета на объективную позицию, "заключение мира в скобки" — исключение объективного мира, который просто здесь есть. Феноменолог практикует эпохэ, как метод изучения содержания сознания, то есть мира, который представлен исключительно в сознании человека. Феноменологическая редукция — состоит из двух уровней. Первый — систематическое и радикальное эпохэ. Второй — максимально полная фиксация и описание феноменов, которые уже не объекты, но единицы смысла, содержащиеся в сознании. Эйдетическая редукция — выявление ноэмы и ноэзиса в сознании. То есть, сознание состоит из ноэмы — феномена, который является проекцией объекта мира в сознании человека, и ноэзиса — процесса направленности сознания человека на этот феномен. Если во время феноменологической редукции выявляются и процесс постижения человеком конкретного, определенного феномена, и само содержание этого феномена, то эйдетическая редукция — это выявление абстрактных, теоретических форм — ноэмы и ноэзиса. Феноменологическая редукция открывает конкретные примеры внутри сознания, а эйдетическая редукция — сущностные формы сознания. Ноэма — мысленный феномен, который является проекцией объекта мира (или несуществующего объекта) в сознании человека — предмет сознания. Ноэзис — процесс постижения феномена, процесс направленности сознания человека на этот феномен. Трансцендентальная редукция — "заключение себя в скобки". То есть, мы, будучи людьми, принадлежим объективному, существующему миру — мы субъекты этого мира. Трансцендентальная редукция предполагает переход от состояния психической субъективности к состоянию трансцендентальной субъективности, которая способна дать нам непосредственный трансцендентальный опыт. Актуальность связи метода феноменологии с педагогикой творчества обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, это вызвано необходимостью выживания и существования человека в созданной им цивилизации, знаковой характеристикой которой является увеличение рискогенных ситуаций на фоне постоянного разрастания и усложнения технологически-информационной среды. Всё более очевидным становится осознание того, возможность существования человечества, сохранение культуры в целом не в последнюю очередь зависит от педагогических стратегий и практик. Во-вторых, важнейшей проблемой настоящего времени стало превращение системы образования в одну из крупнейших сфер человеческой деятельности, с одной стороны, и углубление кризиса этой системы, - с другой. Наиболее характерная его черта — всё большее расхождение педагогической и философской теории с педагогической практикой, формализация и догматизация педагогического процесса. В-третъих, кризис классической метафизики с его логоцентризмом и антропоцентризмом, поставил под сомнение общепринятые ценности Разум, Истина, Гуманизм и основанную на них педагогику, целью которой являлось формирование человека в соответствии с готовым образцом. Феноменологический метод рассмотрения ориентируется на творчество: в нем нет законченного «образа человека», поэтому он направлен не столько на создание системы, сколько на открытие новых неожиданных феноменов в непредсказуемых, непредвиденных ситуациях. Задача феноменологии сближается в этом смысле с генеалогией — найти истоки и естественную почву творчества. Следует отметить, что в России философский дискурс в контексте воспитания не всегда включает в себя понятие педагогического творчества. На современном этапе развития общества и школы педагогическое творчество ассоциируется, в основном, с новаторством и экспериментом. Несомненно, творчество педагогов-новаторов привносит ощутимый вклад в процесс дальнейшего становления системы образования в изменившихся социально-экономических условиях, требующих пересмотра прежних методов и методик воспитания. Однако, для того, чтобы новый, уникальный опыт педагогов-новаторов утвердился в понятиях академической педагогики, необходимо осмысление воспитания как педагогического творчества на философском категориальном уровне. Для этого нужно предпринять поиск порой утраченных смыслов и понятий, отражающих человека в его целостности и в полноте его экзистенциальных проявлений: разума и инстинктов, идеалов и повседневности, времени и пространства его бытия |