Главная страница
Навигация по странице:

  • Лексические приемы (тропы)

  • Стилистические фигуры

  • Тропы

  • Фигуры

  • 1.Толковый словарь

  • Орфоэпический словарь

  • 5. Фразеологический словарь

  • 5) Богословско-церковное

  • Контрастные раздражители.

  • Обращение к актуальным проблемам и событиям.

  • Обращение к авторитетным источникам.

  • Задавание адресных вопросов.

  • Билеты по русскому. Современный русский язык


    Скачать 52.66 Kb.
    НазваниеСовременный русский язык
    Дата30.10.2022
    Размер52.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилеты по русскому.docx
    ТипДокументы
    #762243
    страница2 из 3
    1   2   3

    Фонетические приемы


    Среди фонетических приемов чаще всего встречаются два – аллитерация и ассонанс. Они отличаются только тем, что в первом случае повторяются согласные, во втором – гласные.

    Этот прием очень удобно использовать в стихотворениях, когда слов мало, а передать атмосферу нужно. Да и поэзию чаще всего читают вслух, и ассонанс или аллитерация помогает «увидеть» картинку.

    Лексические приемы (тропы)


    Лексические приемы используются гораздо чаще других средств выразительности. Дело в том, что часто люди используют их неосознанно. Например, мы можем сказать, что наше сердце одиноко. Но сердце фактически не может быть одиноким, это всего лишь эпитет, средство выразительности. Однако такие выражения помогают подчеркнуть глубокий смысл сказанного.

    К тропам относятся:

    – аллегория – изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ: сердце – аллегория любви (я дарю тебе свое сердце);

    – эпитет– образное определение: мармеладное настроение (А.Чехов);

    – метафора – скрытое, образное сравнение: «Ежегодно все новые волны молодежи приходят с разных концов в университет на смену предшественникам» (физиолог А.А. Ухтомский);

    – метонимия – употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними: «Не то на серебре – на золоте едал» (А.С. Грибоедов), т.е. на посуде, сделанной из золота;

    – гипербола – образное преувеличение: «Кулак размером с чиновничью голову» (Н.В. Гоголь);

    – литота – образное преуменьшение: «В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах, а сам – с ноготок!» (Н.А. Некрасов);

    – олицетворение – перенесение свойств человека (лица) на неодушевленные предметы: «Отговорила роща золотая березовым, веселым языком…» (С. Есенин).

    – ирония – употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому: «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» (обращение Лисы к Ослу в басне И.А. Крылова «Лисица и Осел»).

    Стилистические фигуры


    Стилистические фигуры часто вмещают в себя особые грамматические конструкции.

    К фигурам относятся:

    – анафора – повторение одних и тех же элементов в начале стиха, строки или строфы: «Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза» (С. Есенин);

    – эпифора – повторение одних и тех же элементов в конце стиха, строки или строфы: «…Когда грозою грянут тучи – Храни меня, мой талисман. …В тревоге пламенного боя Храни меня, мой талисман» (А.С. Пушкин);

    – антитеза – противопоставление понятий, мыслей, образов: «Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет» (поговорка);

    – каламбур – стилистический оборот, основанный на сходном звучании слов или словосочетаний, имеющих разное значение. Каламбур обычно придает речи оттенок комизма: «Я приехал в Москву, плачу и плачу» (П. Вяземский);

    – градация – стилистическая фигура, основанная на расположении слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости: «Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым» (С. Есенин);

    – оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое: горькая радостькрасноречивое молчание и др.;

    – эллипсис – стилистическая фигура, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу: «Мы сёла – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги» (В. Жуковский);

    – риторический вопрос – вопрос, на который не требуется ответа: «И какой же русский не любит быстрой езды?» (Н.В. Гоголь);

    – повтор – стилистическая фигура, состоящая в повторении слова, выражения, песенной или стихотворной строки с целью привлечения к ним особого внимания: «Как пошли наши ребята В красной гвардии служить – В красной гвардии служить – Буйну голову сложить» (А. Блок);

    – парцелляция – стилистическая фигура, заключающаяся в том, что единая синтаксическая структура – предложение – оказывается представлена несколькими самостоятельными единицами – фразами: «Он…тоже пошел. В магазин. Сигарет купить» (В. Шукшин).

    2.

    Виды тропов и фигур.

    Тропы – обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении.

    К тропам относятся:

    – аллегория – изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ: сердце – аллегория любви (я дарю тебе свое сердце);

    – эпитет– образное определение: мармеладное настроение (А.Чехов);

    – метафора – скрытое, образное сравнение: «Ежегодно все новые волны молодежи приходят с разных концов в университет на смену предшественникам» (физиолог А.А. Ухтомский);

    – метонимия – употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними: «Не то на серебре – на золоте едал» (А.С. Грибоедов), т.е. на посуде, сделанной из золота;

    – гипербола – образное преувеличение: «Кулак размером с чиновничью голову» (Н.В. Гоголь);

    – литота – образное преуменьшение: «В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах, а сам – с ноготок!» (Н.А. Некрасов);

    – олицетворение – перенесение свойств человека (лица) на неодушевленные предметы: «Отговорила роща золотая березовым, веселым языком…» (С. Есенин).

    – ирония – употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому: «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» (обращение Лисы к Ослу в басне И.А. Крылова «Лисица и Осел»).

    Фигуры – стилистические приемы выразительности, использующие те или иные возможности синтаксиса.

    К фигурам относятся:

    – анафора – повторение одних и тех же элементов в начале стиха, строки или строфы: «Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза» (С. Есенин);

    – эпифора – повторение одних и тех же элементов в конце стиха, строки или строфы: «…Когда грозою грянут тучи – Храни меня, мой талисман. …В тревоге пламенного боя Храни меня, мой талисман» (А.С. Пушкин);

    – антитеза – противопоставление понятий, мыслей, образов: «Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет» (поговорка);

    – каламбур – стилистический оборот, основанный на сходном звучании слов или словосочетаний, имеющих разное значение. Каламбур обычно придает речи оттенок комизма: «Я приехал в Москву, плачу и плачу» (П. Вяземский);

    – градация – стилистическая фигура, основанная на расположении слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости: «Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым» (С. Есенин);

    – оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое: горькая радостькрасноречивое молчание и др.;

    – эллипсис – стилистическая фигура, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу: «Мы сёла – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги» (В. Жуковский);

    – риторический вопрос – вопрос, на который не требуется ответа: «И какой же русский не любит быстрой езды?» (Н.В. Гоголь);

    – повтор – стилистическая фигура, состоящая в повторении слова, выражения, песенной или стихотворной строки с целью привлечения к ним особого внимания: «Как пошли наши ребята В красной гвардии служить – В красной гвардии служить – Буйну голову сложить» (А. Блок);

    – парцелляция – стилистическая фигура, заключающаяся в том, что единая синтаксическая структура – предложение – оказывается представлена несколькими самостоятельными единицами – фразами: «Он…тоже пошел. В магазин. Сигарет купить» (В. Шукшин).

    Билет 9

    1. Перечислите основные типы лингвистических словарей. На основании

    каких параметров слова они выделяются.

    Основные типы:

    1.Толковый словарь – словарь, который описывает смысл слов. К таким словарям нужно обращаться, если необходимо выяснить, что означает слово. 

    2. Орфографический словарь — словарь, содержащий перечень слов в их нормативном написании. Этот словарь раскрывает слово лишь в аспекте его правописания. Является показателем современной ему орфографии.

    3. Орфоэпический словарь – словарь, отражающий правила литературного произношения.

    4.Этимологический словарь – это словарь, содержащий информацию об истории отдельных слов, а иногда и морфем, то есть информацию о фонетических и семантических изменениях, которые они претерпели. Так как происхождение многих слов не поддаётся точному однозначному определению, то этимологические словари фиксируют различные точки зрения и содержат ссылки на соответствующую литературу.

    5. Фразеологический словарь – словарь устойчивых словосочетаний (фразеологических единиц), которые сравнительно легко выделяются из контекста как единое целое, состоящее из нескольких слов, в отличие от свободных сочетаний слов, где каждое слово самостоятельно.

    2.Что такое культура речи?

    Культура речи – это «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи . Другими словами, культура речи – это умение правильно говорить и писать, а также умение употреблять слова и выражения в соответствии с целями и ситуацией общения.

    Билет 10

    1.

    Риторика. Определение

    Риторика — это филологическая дисциплина, которая занимается изучением ораторского искусства, красноречия, мировоззрения и правилам построения речи. 

    В переводе с греческого это слово означает «ораторское искусство». С момента своего появления, этим словом обозначалось умение красиво говорить, ясно выражать собственные мысли.

    Риторика, как наука об ораторском искусстве, была основана софистами в глубокой древности. Они утверждали, что дисциплина эта способна научить говорящего убедительно доказывать свою позицию, а в обсуждениях доминировать, возможно, даже манипулировать.

    2.

    Основные роды и виды ораторского искусства

    Современная классификация сводится к следующему:

    1) Социально-политическое ораторское искусство предусматривает такие формы выражения, как доклад на какие-либо экономические, социально-политические темы, дипломатическую и политическую речь, агитаторскую и митинговую речь, военно-патриотическую речь, а также политическое обозрение.

    2) Академическое ораторское искусство отличается наличием специальной терминологии, строгого стиля речи, аргументированностью, логич ностью, то есть представляет собой научную речь. В данном виде представлены такие жанры ораторского искусства как научный доклад, лекция, сообщение, обзор.

    3) Судебное ораторское искусство встречается в различных судебных процессах и отличается аргументированностью, объективностью, доказательностью, иногда имеет оценочный характер. Этот вид включает следующие жанры ораторской речи: обвинительная речь, защитная речь.

    4) Социально-бытовое ораторское искусство имеет несколько основных форм, причём ораторские приемы, используемые в данном виде красноречия, отражают определённые общественные, родственные, семейные отношения. Наиболее распространенные роды и виды ораторской речи данного вида - это юбилейная, поздравительная, похвальная речь, тосты, поминальная, надгробная речь;

    5) Богословско-церковное ораторское искусство представляют ораторские жанры проповеди и других церковных речей. Этот вид также имеет собственные особенности, выраженные в отсутствии аргументированности, логичности и доказательности, причём само содержание речи не предполагает необходимости наличия в ней перечисленных свойств, аудитория также не ждёт появления каких-либо аргументов.

    Билет 11

    1.

    Способы изложения материала в основной части публичного

    выступления.

    Способы изложения делятся на:

    1)Индуктивный метод — изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с конкретного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

    2)Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера.

    3)Метод аналогии — сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

    4) Концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

    5)Ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

    6) Исторический метод — изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

    7) Прием маятника – оратор доводит аудиторию до негативного состояния, а потом подсказывает выход.

    2.

    Приемы привлечения внимания в процессе публичного

    выступления.

    В процессе выступления искусный оратор использует различные приемы привлечения и удержания внимания. Вот некоторые из них:

    • Контрастные раздражители. Прием заключается в контрастном изменении сигналов доступа информации. При этом значение имеет не столько абсолютная, сколько ее относительная интенсивность. Изменению подвергаются как аудиальные, так и визуальные сигналы. Например, выступающий говорил громко, потом на несколько секунд замолчал и продолжил. Также возможно замедление и резкое увеличение ритма речи. Примеры контрастного изменения визуальных сигналов — стоял неподвижно, а потом стал перемещаться, или наоборот — ходил по сцене, а затем на время остановился и т. п.

    • Обращение к актуальным проблемам и событиям. У каждого человека есть актуальные для него проблемы и события. У различных людей они могут быть свои, но в каждой группе, как большой, так и малой, есть некоторая совокупность общих проблем. Обращение к данным проблемам и событиям активизирует внимание участников. Источником непроизвольного внимания в данном приеме является значимость информации в данный момент.

    • Обращение к авторитетным источникам. Способ заключается в обращении к авторитетным источникам, цитировании известных людей, глубоких мыслей. Успех приема зависит от новизны информации, глубины высказанной мысли и авторитетности для участников источника.

    • Задавание адресных вопросов. Адресные вопросы присутствующим в зале, даже риторические, значительно активизируют внимание аудитории. При этом важно правильно задать нужный вопрос.

    • Использование юмора. Удачная шутка, высказанная оратором, вызывает приятные эмоции, симпатию, заинтересованность в группе. Использование юмора помогает снять напряжение в группе и вызвать положительное восприятие последующей информации. Хотя юмор привлекает внимание не столько к содержанию работы, сколько к личности ведущего, это внимание в последующем можно использовать, направив в нужном направлении.

    Билет 12

    1.

    Определение понятий спор, диспут, дискуссия, полемика.

    Спор – это словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту; борьба мнений (обычно в печати) по различным вопросам науки, литературы, политики и т.д.; полемика. Спор – это СТОЛКНОВЕНИЕ мнений, РАЗНОГЛАСИЕ в точках зрения.

    Дискуссией (от лат. – исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнение, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, т.к. ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

    Слово диспут тоже пришло к нам из латинского языка (рассуждать; прение) и первоначально означало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. Сегодня в этом значении оно не используется. Под ним подразумевается публичный спор на научную и общественную тему.

    Другой характер носит полемика (от древнегреч. – воинственный, враждебный). Полемика – это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

    2.

    Основные этапы эволюции русского литературного языка.
    1   2   3


    написать администратору сайта