Главная страница
Навигация по странице:

  • 2 .

  • Технологии Социально Культурной Деятельности современной молодёжи. Документ Microsoft Word (3). Современное состояние Казахстана связано с непрерывно изменяющимися стратегиями в области образования и культуры, что определяет подчас стихийное развитие форм и методов организации сопряженных видов деятельности


    Скачать 74.93 Kb.
    НазваниеСовременное состояние Казахстана связано с непрерывно изменяющимися стратегиями в области образования и культуры, что определяет подчас стихийное развитие форм и методов организации сопряженных видов деятельности
    АнкорТехнологии Социально Культурной Деятельности современной молодёжи
    Дата04.12.2020
    Размер74.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДокумент Microsoft Word (3).docx
    ТипРеферат
    #156832
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Содержание

    Введение ………………………………………………………………………….3 Глава 1.Основные функции досуга в современном казахском обществе…..7 1.1. Современные социокультурные тенденции развития досуга…………….7 1.2.Основные подходы к изучению досуга молодежи………………………..16 1.3.Досуг молодежи в современном мире……………………………………..20 Глава 2. Технологии социально - культурной деятельности…………………29 2.1.Понятие «технологии социально - культурной деятельности»…………..29 2.2.Клуб как форма социально – культурной работы с молодежью…………39 Глава 3. Особенности организации культурно-досуговой деятельности молодежи…………………………………………………………………………48 3.1. Социальная характеристика современной молодежи…………………….48 3.2. Основные характеристики и особенности организации досуга сельской молодежи…………………………………………………………………………51 3.3.Технологии социально – культурной работы с сельской молодежью на примере МБУК УГО «Централизованная клубная система»………………...55 Заключение………………………………………………………………………86 Список литературы………………………………………………………………89 

    Введение

    Современное состояние Казахстана связано с непрерывно изменяющимися стратегиями в области образования и культуры, что определяет подчас стихийное развитие форм и методов организации сопряженных видов деятельности. Гораздо труднее становится обеспечивать необходимый уровень организации в данных сферах и формировать их в соответствии с социальными потребностями населения. Проблемы организации досуга являются актуальными во все времена. Досуг является структурной частью свободного времени личности, используемого для удовлетворения физических и духовных потребностей личности восстановительного характера. Досуг – пространство культурной деятельности, условие, способ ее существования; индикатор культурного уровня индивида, группы, общества. За последние несколько лет в молодежной среде существенно повысилась значимость таких средств массовой информации, как радио и периодическая печать, возрос интерес к телевидению. В настоящее время в среднем каждый третий молодой россиянин в свободное время увлечен компьютером, программированием, Интернетом, компьютерными играми. За последние 10 лет заметно увеличилась досуговая активность молодежи практически по всем видам деятельности. Существенному росту подверглась деятельность, связанная с компьютером и пользованием Интернета; занятия спортом также стали более популярны; посещения кафе, баров, дискотек, клубов, концертов выросли почти вдвое. Таким образом, в современном обществе наблюдается существенное увеличение показателей внедомашних форм проведения досуга, падение спроса населения на продукт «высокой» культуры, рост спроса на досуг развлекательного характера, вызванный широким предложением такового. Появляются все новые и новые формы досуга, рассчитанные, прежде всего, на потребление и коммерческую прибыль, расширяют свое пространство информационные технологии, облегчающие жизнь, но сокращающие «живое» общение. Молодежь Казахстана необходимо рассматривать как основной демографический, экономический, интеллектуальный и культурный ресурс, от которого зависит будущее нашей страны, в настоящее время испытывает острейшие трудности социально-нравственного развития. Социализация сельской молодежи по ряду объективных причин протекает сложно и требует серьезных воспитательных мер, направленных на формирование духовного облика молодого человека. Характеризуя молодежь в целом, не стоит забывать о том, что она крайне неоднородна, особенно это заметно в социально-экономическом и культурном плане. Нельзя отрицать тот факт, что морально-нравственное становление личности, во многом связано с теми условиями, в которых она развивается и теми трудностями, которые ей приходится преодолевать. Важнейшим условием для раскрытия возможностей современной молодежи, в том числе и в сельской местности является создание определенной культурной среды и развитой вместе с ней инфраструктуры, позволяющей молодым людям полноценно реализовывать себя во всех областях без исключения. Проблема заключается в том, что воспитывать человека, вкладывать в него определенные ценности, установки, идеалы или просто навязывать ему конкретные образцы поведения, возможно только при условии существования единства культурных традиций и внятно выраженной, последовательной позиции государства. Продуманная государственная политика должна быть направлена не только на поднятие общего уровня жизни населения, но и на высокий моральный облик молодого человека, воспитанного на уважении к великому культурному наследию нашего народа и мировой культуре в целом. Акцентируя внимание на проблемах современной сельской молодежи, необходимо отметись, что отсутствие внимания к вопросам культуры или сведение их важности только к вторичному уровню и полной зависимости от материальных факторов может привести к необратимым последствиям. Поэтому формирование культурной среды, в которой закрепляются и реализуются важнейшие человеческие ценности, имеет не меньшую значимость, чем решение, к примеру, вопроса о безработице. Духовно-нравственное воспитание молодежи в сфере досуга – многоаспектный вопрос, имеющий важное социальное значение. Досуг позволяет формировать положительные качества личности, помогает в реализации творческого потенциала, формирует духовно-нравственное самосознание, поведение, и поэтому влияет на нравственную основу не только конкретной личности, но и общества в целом. Актуальность работы в том, что современное село характеризуется кризисным состоянием производственной и социальной сфер, низким уровнем жизни населения, территориальной изолированностью, удаленностью от культурных центров, отсутствием разнообразия возможностей в проведении досуга, недостаточным развитием инфраструктуры досуговых центров, призванных реализовать творческий потенциал молодых людей. Вследствие этого досуговые предпочтения молодежи села существенно ограничены и разнятся с предпочтениями городской молодежи. Перечисленные факторы определяют наличие проблемы в данной области и высокую актуальность проведения исследования. Степень научной разработанности проблемы. Исследованием досуга молодежи занимались И.В. Бестужев-Лада, А.А. Гордон, В.Д. Патрушев, Г.А. Пруденский, Б.А. Трушин, Э.В. Соколов. Интересными являются научные работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга (Т.И. Бакланова, А.С. Каргин). Цель работы - изучение специфики технологий социально-культурной деятельности в работе с молодёжью. Объект исследования - молодежный досуг. Предмет исследования - технологии социально – культурной работы с сельской молодежью. Задачи: 1.Провести теоретический анализ литературы по проблеме досуга в современном российском обществе. 2.Уточнить понятие «технологии социально - культурной деятельности». 3. Изучить технологии социально – культурной работы с сельской молодежью на примере работы «Централизованной клубной системы» Уссурийского городского округа. Методы исследования: изучение и анализ научно- методической и специальной литературы по проблеме исследования. Структура дипломной работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.

    2. Современные социокультурные тенденции развития досуга

    В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даль дает следующую характеристику человеку в условиях досуга: «досужий — умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела, или мастер на все руки» [5, с. 365]. Практически до начала XX в. понятие «досуг» трактовалось как достижение, способность, возможность человека проявить себя в свободное от работы время. Современное значение интересующего нас понятия появляется в Советском энциклопедическом словаре 1981 года: «Досуг — часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом непре­ложных, необходимых затрат» [8, с. 413].

    Обыденное восприятие досуга зачастую ассоциируется со свободным от работы временем. В современных энциклопедиях и справочниках понятия «досуг» и «свободное время», как правило, также уравниваются между собой. Однако ученые-исследователи и менеджеры, работающие в области организации досуга населения, не отождествляют эти явления, хотя они тесно связаны между собой. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики. Для досуга можно отвести место в «свободном времени», но свободное время можно не посвящать досугу.

    Категория «досуг» в своем первоначальном значении восходит к древнегреческой культуре. Досуг был важной составляющей жизни индивидов, занимал одно из центральных мест в системе социальных институтов, восхвалялся Сократом и являлся, по его мнению, «драгоценным состоянием» и неотъемлемым свойством жизни древнегреческого общества [10, с. 292]. Аристотель считал «художест­венный и эстетический досуг наивысшей добродетелью или, по край­ней мере, путем к ней» [6, с. 256]. Современный исследователь антич­ного времени. Таким образом, понятие «досуг» в античном мире характеризовало счастье, крепкую государственность, порядок и гармонию во взаимодействии индивида с внешним миром.

    Кроме того, досуг в его античном понимании был мерой оценки не только человеческого в человеке, но и сверхчеловеческого божественного. Критерием для подобной оценки являлись мудрость, интеллектуальное развитие, достигаемое в досуговое время. Поэтому свобода мысли, творческого воображения, созидающая человека в человеке и приближающая его к подобию бога, являлась ключевым смыслом и целью досуга. И в этом контексте, по мнению современ­ного исследователя С. В. Андреевой, феномен досуга был родственен тому смыслу понятия «игра», который вкладывал в него нидерландс­кий историк культуры Й. Хейзинга [2, с. 43]. Согласно его концепции игра — более древнее состояние мира, чем культура, первородное по отношению к человеку, присущее животным и являющееся фактором превращения неразумного примата в человека [11, с. 37].

    Исходя из всего вышесказанного С. В. Андреева делает вывод о том, что сущностью досуга является игра как свободное действие, сопровождающее человека осознанием «иного бытия». В своей статье «Феномен досуга: история и современность» она пишет: «Современ­ное досуговое время неоднородно и протекает в трех параллельных плоскостях — реальной, виртуальной и идеальной. И хотя в досуговом пространстве эти плоскости зачастую смешиваются, но вместе с тем они находятся как бы в обособленном состоянии от общественного бытия, как игра по концепции Й. Хейзинги <…> По этому принципу Хейзинга сравнивает игру с неким «сакральным действием», священ­ным культовым актом. Это, в свою очередь, определяет досуг как сак­ральное игровое действие, осуществляемое в мире реального бытия» [2, с. 42].

    Если посмотреть на феномен досуга с ценностной точки зрения, то главной аксиологической характеристикой данного феномена является самореализация личности. Иными словами, то, как человек проводит свободное время, говорит не только о его склонностях, интересах, деятельностной направленности, уровне интеллектуального и духовного развития, но и о том, в каких направлениях он хочет развиваться и самосовершенствоваться.

    Другими важными ценностями досуга являются отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия. Также в жизни общества досуг ценен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлет­ворения потребностей личности в радости, развлечений и т. д. От уме­ния направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, разви­тие и совершенствование своих сущностных сил во многом зависит социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

    Виды досуговой деятельности человека можно условно разделить на три группы:

    a)        просто отдых (игры, развлечения, созерцание и т. д.);

    b)        просвещение (усвоение, потребление культурных ценностей);

    c)         творчество (техническое, научное, художественное).

    Многие исследователи занимаются выделением функций досуга. Однако их окончательная систематизация, к сожалению, еще не проведена. Таким образом, мы имеем достаточно фрагментарную кар­тину вышеупомянутых функций. В целом, досуговая активность способна выполнять функции оздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной среды.

    В основном в современной литературе упоминают 5 следующих функций досуга:

    ·      развлекательную,

    ·      компенсаторную,

    ·      познавательную;

    ·      развивающую;

    ·      рекреативную.

    Развлекательная и компенсаторная функции реализуются путем создания для человека возможности реализовать потребности и аспекты его внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, в домашнем хозяйстве, на фоне повседневных забот. Поскольку в утилитарных областях практики человек далеко не всегда может реализовать свой творческий потенциал, обратиться к любимым занятиям, пережить развлекательный эффект, снимающий внутреннее напряжение, и т. п.

    Особо следует выделить развивающую и познавательную функции досуга. На первый взгляд может показаться, что они значимы в основном для детей и юношества. Действительно, в период социализации и индивидуального развития личности досуг приоб­ретает огромное воспитательное значение. Вместе с тем эти функции остаются важнейшими и в более зрелом возрасте человека. В это время ему в меньшей степени, но все же необходимо расширять кругозор, сохранять социальные связи, отзываться на требования времени. У взрослых подобные процессы исследователи называют не воспита­нием, а вторичной социализацией, что по существу тоже связано с индивидуальным развитием. Досуг располагает широкими возмож­ностями осуществлять эту вторичную социализацию взрослых и пожи­лых людей с наибольшим эффектом.

    Российский исследователь С. Ю. Гацук упоминает рекреативную функцию досуга, которая способствует снятию физического, психи­ческого, интеллектуального напряжения; восстановлению сил пос­редством активного отдыха [4, с. 394]. Без реализации этой функции у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, психи­ческая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни.

    В последнее десятилетие досуговый сектор постепенно утра­чивает свою вторичную значимость по отношению к сфере труда и становится одной из центральных жизненных сфер для многих людей. Современный исследователь Г. Г. Волощенко в культурно-истори­ческой традиции выделяет три сферы досуга: «праздную», «высокую» и «высшую» [3, с. 56]. В настоящее время мы можем наблюдать много­слойность досугового пространства, пронизывающее общественное бытие. В нем присутствуют как высшая, так и высокая сферы досуга, однако праздная над ними превалирует.

    Кроме того, современный досуг является противоречивой единицей жизненной сферы, в которой субъективно идёт речь об индивидуальном развитии вне социального контроля и учреждений. В этом досуг доступен для каждого, в той мере, в которой участник досуговой деятельности обладает материальными средствами. Вследствие этого возникают феномены элитного и массового досуга. Элитизация современных досуговых объединений проявляется в фор­ме возникновения и развития элитарных структур и форм досугового общения. Массовые досуговые формы являются доступными всем посредством телевидения.

    По мнению российских экономистов И. А. Пискуновой и Т. И. Черняевой, «досуг не всегда означает свободу, а стремление человека создать себе упорядоченное, обеспечивающее уверенность окружение, оказывает влияние и на оформление досуга» [7, с. 167]. Они выделяют следующие особенности, характерные для проведения современного досуга:

    ·           постоянный досуговый ритм (досуг определённых дней недели посвящён постоянным активностям);

    ·           постоянные организационные рамки (в досуге выбирают окружение для действия, которое является надёжным, безопасным для исполнения, например спортивное объединение, постоянный столик в одной и той же гостинице);

    ·           постоянное окружение (обеспечивает безопасность, не нужно каждый раз выбирать, основано на доверии).

    На основании вышесказанного, И. А. Пискунова и Т. И. Черняева делают вывод, что «границы между свободной досуговой деятель­ностью и «связующим» обязательством по ритуализированному учас­тию в несвободной досуговой деятельности являются размы­тыми» [7, с. 167].

    Идеал досуга — это отражение общественно акцентируемых форм отношений, а реальный современный досуг довольно часто расходится с ним. Приведённые доводы приводит нас к пониманию того, что досуг — это не чётко определяемое и отграниченное от других сфер понятие, а то пространство жизнедеятельности, в котором наиболее ярко проявляются последствия трансформаций, происхо­дящих в современном обществе, и которое позволяет представить совокупность факторов, определяющих объём, содержание и структуру досуга. Канадский исследователь Р. А. Стеббинс в своей статье «Свободное время: к оптимальному стилю досуга» пишет: «Оптимальный досуговый образ жизни достигается, когда человек через социально-приемлемую досуговую деятельность осуществляет свои возможности наиболее полно и получает желательное качество жизни» [9, с. 71].

    Таким образом, можно сделать вывод, что досуг интегрирует множество разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования. В свободное время человек стремится реализовать множество неутили­тарных потребностей, испытать специфические состояния, мало свя­занные с повседневностью, пережить благотворный эффект оздорови­тельных эмоций, возвышенных состояний, утонченных чувств. Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой.

    Однако, с другой стороны, увеличение количества свободного времени в структуре социального бытия и развитие научно-техни­ческого процесса задали новый вектор развития досуга, при котором главной его функцией стала развлекательная, а сам он стал ассоцииро­ваться исключительно с ничегонеделанием, развлечением, расслабле­нием, наслаждением, самореализация личности отошла на задний план. Эта ситуация является губительной и требует усилий для ее преломления в лучшую сторону. Утверждение приоритета самореали­зации личности в рамках досуга, восстановление его полифунк­циональности, а также возвращение ему всей полноты и разнообразия должны стать первоочередными задачами современного общества.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта